Копипаста:Теплый ламповый звук
Материал из Lurkmore
Должен сказать, что я так не смеялся, (если не сказать, цитируя поэта «ржал и бился») уже - без преувеличения - много лет, как при чтении статьи «Теплый ламповый звук».
Я занимался звуком много, построил несколько десятков разных ламповых усилителей, множество колонок. К транзисторным усилителям интерес не возник, хотя к тому времени, т.е. лет 35 назад, мощные транзисторы стали доступны. Сравнение усилителей того времени было, конечно, не в пользу транзисторных. Для меня это и сейчас так. Ведь задача усилителя заключается в том, чтобы промодулировать постоянный ток мощного источника слабым переменным сигналом в 10-50 милливольт, сохраняя форму этого сигнала как можно точнее. В ламповом и транзисторном усилителях это преобразование происходит с использованием физических процессов, которые, в нашем случае, можно рассматривать как не имеющее между собой ничего общего. Это принципиальное и непреодолимое различие, которое отдает этот сигнал в первом случае в руки, во втором - в корявые ручонки. Еще это различие определяло и определяет несопоставимою простоту конструкции лампового усилителя- при множестве других нюансов - в сравнении с транзисторным с аналогичными объективными характеристиками. И сегодня взгляд дилетанта, устремленный в подвал шасси лампового усилителя натыкается на гнетущую скудность материи и ее невзрачность. Что, впрочем, не мешает непринужденно поднять стоимость десятиваттного лампового до сорока - шестидесяти тысяч фунтов. Наверное, эти цифры сильно устарели. Цена эта складывывается из того самого шарлатанского набора, который в исчерпывающей по существу и форме вышеупомянутой статье перечислен. Автор эту тему обнулил и возвращаться к ней не нужно.
Что касается музыкального звука, т.е. вокала и акустических инструментов, то всякий непредвзятый слушатель согласится с тем, что звучание ламп легче и к естественному ближе. Бесчисленные объективные параметры любопытны, но интерес представляет только оценка субъективная. Ссылки на аппаратуру гитарную вообще некорректны. Рок и его производные появился и существует только вследствии развития электроники и появления мощной акустики – любой дребезг можно замаскировать киловаттами. И как искусство маргинальное, неспособное развиваться в музыкальном, художественном смысле, оно неизбежно обратилось к единственно достапному ему средству - искажениям синусоиды, где уродливое нарастание фронта – просто клиника.
Что же касается рок-вокала, где, конечно, появлялись вполне приличные голоса и Элвис, то эти ребята почему-то очень пристально следили за верностью воспроизведения. Кстати о субъективной оценке. Уже второе поколение растет в наушниках и уже миллионы поклонников музыки, любой музыки, вообще не имеют представления о качественном звуке и в нем не нуждаются. К сожалению. Сам я слушаю дома свой самопал, два по сто ватт на 6П41С, колонки по два 4а32, между выходником и динамиками ничего, кроме «лапши» и разъемов, Слушаю и пластинки и CD - на них сейчас великое множество музыки, в том числе хорошей. Как я к ним отношусь? В общем никак, музыка - это придумка не только акустическая. Конечно, перевод информации в цифру изменил все так, как это не удалось всем, отдельно взятым, открытиям и изобретениям и засунул их в один ящик, на который я, несмотря на вот уже пятнадцать лет работы с ним и в нем, смотрю как папуас на консервную банку - с радостным ужасом. Но АЦП-ЦАП, таки презерватив - не позволяет, не допускает и чего-то, очень важное, не пропускает. Про мониторы - в следующия раз, может быть.
Информация из космоса
Начну с того, что много лет, занимаясь нетрадиционной медициной, я развил в себе способности получать информацию из Всемирного информационного банка. О его существовании узнал из литературных источников о нетрадиционной медицине. Экстрасенсы профессионалы пользуются им, как источником информации. Теперь по запросу, я могу получать информацию (в мыслеформах) практически обо всём. Статьи об аномальных явлениях в аудио навели меня на мысль исследовать область, которую мы здесь обсуждаем, используя информацию указанного источника. Теперь изложу, что в результате получилось. В виде предисловия скажу для тех, кто не знает, что воздействие на организм человека через органы слуха в три раза сильнее, чем через органы зрения. Интересно, кто-нибудь задумывался над тем, что основа любого музыкального произведения- это 7 нот, но когда мы говорим о музыкальном звуке, то подразумеваем только его основную частоту, фaзу, обертона и уровень громкости. Здесь, имеется в виду живой звук, который исходит от неэлектронных музыкальных инструментов. Запросы по этому вопросу показали, что натуральный музыкальный звук, кроме 4-х перечисленных составляющих, содержит ещё три, которые невозможно зафиксировать современными измерительными приборами и передать существующими способами, но которые делают звук живым и естественным. И как это не покажется печальным, из этого следует, что все попытки сделать звук, воспроизводимый современными аудиосистемами таким же, обречены. Это подтверждает и многолетний современный уровень достижений в этой области. Допускаю, что многие с этим выводом не согласятся, тогда, как говорится, флаг им в руки и пусть дерзают. Хотел, было перечислить 3 выявленных составляющих, но после прочтения статьи AML «Отъём интеллектуальной собственности», решил воздержаться. Честно могу сказать, когда прочитал статьи о гармонизации в аудио, то, как нормальный инженер, отнёсся к этому с недоверием. Однако мои запросы по этому вопросу подтвердили факт существования такого явления. Я выяснил, что, оказывается, у каждого элемента есть свой тонкоматериальный двойник. Причём это относится ко всем объектам на земле. О существовании такого двойника у человека известно с незапамятных времён. Интересно, что все объекты, созданные природой (кроме животного мира и человека), гармонизированы с двойником на 100%, а всё, созданное человеком, нет. Именно двойник является той субстанцией, которая всегда присутствует, но которую невозможно зафиксировать обычными приборами. Это тот самый загадочный ингредиент Х, который многие годы будоражит умы аудиофилов и от степени гармонизации которого с компонентом в определяющей степени зависит качество передачи и воспроизведения музыкального сигнала. Чем больше компонент гармонизирован с двойником, тем меньше посторонней окраски он вносит в сигнал и наоборот. Отсюда следует, что чем длиннее путь сигнала, тем больше разгармонизированных цепей он проходит и тем меньше шансов сохранить достоверность звучания. Попутно замечу, что прокаливание проводника приводит к его полной разгармонизации. Но и это не всё. Оказалось, что у музыкального звука тоже есть свой двойник, от степени гармонизации которого со звуком зависит качество звука. Мне пришло очень много интересного о том, как гармонизировать мою бюджетную связку (ресивер Yamaha RX 797, Yamaha СDX 497, колонки Tannoy Sensys DC2) и улучшить её параметры без паяльника и замены элементов. Замечу, что на тот момент степень гармонизации моего усилителя и проигрывателя была около 28%, колонок 21%, а всей системы в целом всего 14%. Теперь главное. Выяснилось, что если воздействовать на двойник определённым образом, то можно увеличить степень его гармонизации с элементом или с музыкальным сигналом и довести это значение до 90% и более. Причём, традиционными способами (замена элементов, изменение направления проводников и т. п.), можно повысить степень гармонизации, однако приблизить её к 100% очень сложно, дорого, а в акустических системах просто невозможно (ниже скажу почему). Следует отметить также, что гармонизацию музыкального сигнала перечисленными способами провести просто невозможно. Далее я выяснил, что в усилителях, кроме перечисленного, должны быть гармонизированы трансформаторы, блоки питания и другие элементы. В акустических колонках корпус, динамики, фильтры, элементы фильтров, провода. Причём все упоминаемые элементы должны быть гармонизированы как сами по себе, так и со схемой. Тоже относится и к другим компонентам аудио системы. Но и это не всё. Для наилучшего звучания должны быть гармонизированы сами блоки аудиосистемы в стереосистеме, сама система и она с комнатой, где осуществляется прослушивание. На основе информации, полученной из упомянутого источника и использования оригинальных методик, которые не потребовали никаких материальных затрат, я провёл гармонизацию своей стереосистемы. Для полного завершения работ потребовалось несколько месяцев, так как процесс этот очень непростой и постепенный. В результате степень гармонизации моей системы стала порядка 90%. Из-за конструктивных особенностей степень гармонизации акустики не удалось поднять выше 78%. Я также выяснил, что можно, до какой-то степени «отвязать» звук от колонок. После этого сцена совершенно отчётливо стала располагаться между ними, а зона стереоэффекта заняла всё пространство между колонками и теперь её не нужно искать. Могу сказать, что после этого вопрос, моно или стерео, однозначно решился в пользу стерео. Было подсказано также, как транзисторное звучание сделать аналогичное ламповому. Оказывается и такое возможно и многое, многое другое. Не буду описывать словами как, после завершения всех работ, зазвучала моя система. Как говорится лучше один раз услышать. Отмечу только, что у сцены появилась настоящая глубина с отчётливой локализацией инструментов и вокалистов. Ощущение такое, что вы их видите. Нет никакого «размазывания» звуковой картины. Хорошо слышно послезвучание, которое присуще только залу, а смычковые и голос, зазвучали невероятно естественно. Особенно сильно удивило появление сцены в FM диапазоне, чего раньше вообще не было и думаю не только у меня. Теперь локализуется буквально каждый инструмент, а разделение между каналами и детализация на слух возросли многократно. Конечно, звучание с эфира значительно уступает по качеству звучанию с CD, но в целом интересно. Полностью отпала необходимость в тембрах и теперь прослушивание осуществляется только в режиме Direct. Видимо для многих будет неожиданным узнать, что качество звучания аудио систем только на 30% зависит от их электрических параметров и на 70% от степени их гармонизации. К слову сказать, теперь я могу определить степень гармонизации любого элемента или компонента, как самого по себе, так и в схеме, в том числе и по фото. Я узнал, что степень гармонизации у лучших современных транзисторов не более 43%. В тоже время у радиоламп этот показатель может достигать 98%, как, например, у легендарного триода С300. В этой связи подтвердил свой высокий класс знаменитый Ongaky. По полученным данным степень его гармонизации порядка 93%. В ламповых Mcintoshдо 60%. Да не обидятся на меня поклонники Quad 405 и его более продвинутых модификаций, но степень их гармонизации не превышает 39% и оказывается это предельное значение для подавляющего большинства транзисторных усилителей. В тоже время у ламповой версии этого усилителя этот показатель был порядка 73%. Думаю эти цифры ставят окончательную точку в вечном споре о том какие усилители звучат лучше.
Здесь и далее я привожу цифры только средней суммарной степени гармонизации всех элементов, без учёта их гармонизации в схеме, самой схемы и монтажа, то есть без полной гармонизации. Если оценивать тот же Ongakuпо интегральному показателю, то тогда это значение падает до 33%. Отсюда видно, насколько заметно можно улучшить качество звучания даже такого продвинутого усилителя, сделав ему полную гармонизацию. Полагаю, что г-н Квортруп об этом даже не догадывается. Интересная информация пришла относительно акустических систем. Оказывается даже в лучших моделях таких известных фирм, как Sonus Faber, Audio Note, B&W, Tannoy, электростатических Quad и др, указанный параметр не превышает 30%. Причина в том, что все существующие в настоящее время конструкции излучателей, с точки зрения их гармонизации, не так совершенны, как, например, радиолампы и гармонизированы не более чем на 30%. Очень интересно выглядит сравнение винила и CD. Последние на 90% сохраняют первоначальную фазу сигнала, но при этом на 70% ухудшают его гармонизацию. Всё это в полной мере относится и к CD в формате МР3. На виниле сохраняется 43% первоначальной фазы сигнала, и 60% его гармонизации. Подтвердилось то, что преобразование АD-DA не так умерщвляет музыку (здесь потери в гармонизации составляют только 20%) как путь между конверторами, который снижает степень гармонизации CDещё на 50% т. е. до 30%. Теперь информация специально для AML. На запрос о D770 пришло, что он гармонизирован на 60%. При этом, электрическая часть на 93%!!! Интересно, что степень гармонизации его динамика вдвое больше чем у современных аналогов и достигает 60%. Боле того, степень гармонизации этого динамика можно довести до 93%, а большинство современных до 60% и лишь немногих до 78%. Предположение о том, что немцы владели какими-то уникальными технологиями, позволяющими изготавливать такие динамики, полностью подтвердилось. Секрет особенности звучания радиоламп 30-40-х годов фирмы Telefunken заключается, видимо, в том, что у всех у них степень гармонизации была не менее 90%, а у Valvo только 60%. Глядя на фото Вашего усилителя, могу сказать, что этот показатель у него находится на уровне 78%. Причём, снижают это значение только трансформаторы. Без них, порядка 90%. У головки звукоснимателя фирмы Siemens 78%. В тоже время у лучших современных аналогов 73%. Что касается неповторимости звучания скрипок Страдивари, то она заключается в том, что они единственные, из всех известных, гармонизированы почти на 90%. Для сравнения, скрипки Гварнери только на 78%. Корпуса у них были примерно одинаковые, но в корпусах скрипок Страдивари стоял какой-то элемент, который доводил степень гармонизации до указанного значения. Предположение о наличии части «души» в его инструментах не подтвердилось. Однако можно совершенно точно сказать о музыкальных инструментах одно, чем больше они гармонизированы, тем в большей степени гармонизирован у них звук и тем лучше они звучат. Это относится и к аудиоаппаратуре. И здесь прослеживается прямая зависимость степени гармонизации изделия от качества его изготовления. Конечно, многое из того, о чём я здесь написал, подавляющее большинство читателей назовёт фантастикой или аудиобредом и я их прекрасно понимаю потому, что ни одна цифра и ни один сделанный вывод не подкреплены инструментальными измерениями. В тоже время, очевидно, что многие приведённые значения просто уточняют или подтверждают известные факты, а существование тонкоматериальных двойников, одна из гипотез, делающая попытку объяснения многим аномальным явлениям в аудио, в том числе и описанных в статье AML « О музыкальности аудиоаппаратуры». Хочу ещё раз подчеркнуть, что вся информация, получена мной из упомянутого источника и каждый сам вправе решить для себя, верить всему этому или нет. Меня заставила в это поверить моя, теперь совершенно по-другому звучащая, стереосистема.
После 4-х месячного отсутствия попытаюсь оживить заглохшую ветку об аномальных явлениях в аудио. За это время появилось много интересной информации в обсуждаемой области и проделано много экспериментов, в том числе и в области аномальных явлений в ТВ. Оказывается, они там тоже существуют и результат их присутствия отчётливо можно видеть на экране ЖК телевизора. Об этом расскажу ниже. Я принял в свой адрес справедливую критику по поводу противоречивых данных из ВИБ и провёл определённую работу по поиску и устранению причин ошибочной информации. Теперь есть определённая гарантия не повторять подобных косяков. После долгих попыток улучшить параметры ламп и колонки Евгения и Юрия, выяснил, что именно эти образцы дистанционно пока (надежды не теряю) улучшить не удасться. В этой области не всё так просто и бывают «засады» и какие-то места, где я ещё не могу воздействовать дистанционно, а только в непосредственном контакте. Так что Евгений, если буду в Полтаве, то обязательно заеду отдать должок. А сейчас приношу Вам с Юрием свои извинения. Не так давно, на одном форуме прочитал, что динамики с подмагничиванием звучат лучше потому, что постоянные магниты «поют». Это утверждение мне показалось крайне интересным и я решил его проверить с помощью ВИБ. В результате оказалось, что, кроме магнитов, «поют свои собственные песни» все компоненты аудиосистем и их составляющие (транзисторы, резисторы, конденсаторы, лампы, диоды, трансформаторы, конструкции динамиков, включая диффузоры, корпуса колонок, декоративные накладки у них, разделительные фильтры, платы печатного монтажа, шасси ламповых усилителей и т.д.) и все эти «песни» накладываются на звуковой сигнал. В частности выяснилось, что усилительные лампы и кенотроны «поют» примерно в 3 раза тише транзисторов и кремниевых выпрямительных диодов соответственно. Примерно во столько же раз тише «поют» динамики с подмагничиванием, в сравнении с обычными, а деревянные тонармы и деревянные шасси «поют» заметно тише своих металлических собратьев. Затем я узнал, как максимально нейтрализовать все эти «песни» и опробовал новые технологии на своей системе. Порадовало то, что процесс нейтрализации в целом занял значительно меньше времени, чем гармонизация, а результат оказался впечатляющим. Ощущение, что с музыки сняли какую-то паутину или пелену. Не могу сказать, что более точно подходит. Во всяком случае, чистота и детализация на средних и высоких частотах, возросли настолько заметно, что для того, чтобы услышать все эти изменения, совершенно не нужно напрягаться. Просто теперь это совсем другой звук, свободный, чистый и прозрачный. Для повторного подтверждения существования указанного явления и эффективности новых технологий я решил провести такой же эксперимент с наушниками фирмы GradoSR 80i моего приятеля. В отличие от него, я наушниками не увлекаюсь, поэтому передаю его ощущения. Заметно возросшая детализация и прозрачность средних и высоких частот. В своей первой статье я писал, что живой звук описывается 7-ю параметрами. Теперь могу сказать, что 2 из них называются «объёмный» и «пространственный» (информация из ВИБ). Очевидно, что эти параметры невозможно записать и передать. Это для тех, кто надеется получить от своих систем живой звук. Однако, с помощью аномальных явлений можно сделать так, что колонки будут сами воспроизводить до 80% объёмного и пространственного звука и это реально. Попутно замечу, что философия фирмы SonusFaber о том, что корпус АС не может быть «мёртвым», а должен исполнять роль деки, как в музыкальных инструментах, нашла подтверждение в ВИБ. Несогласные могут не возбуждаться и оставаться при своём мнении. Я не настаиваю на принятии этого и не представляю интересы указанной фирмы, а только информирую. Есть ещё много интересных и реализованных мной в аудио технологий, подсказанных ВИБом, но думаю описанных здесь вполне достаточно для размышлений. До этого я полагал, что достигнутый уровень звучания на моей системе, после её гармонизации, это предел и так наверняка думают многие, слушая свои системы, исчерпав все технические средства по их улучшению. На самом деле это представление далеко от истины и народ даже не представляет, какого приращения в качестве звучания можно добиться с помощью аномальных явлений. После подтверждения положительного влияния указанных явлений на звучание аудио аппаратуры, предлагаю ввести новое понятие-«эзотерический апгрейд» в аудио, позволяющий с помощью энергетического воздействия и без применения каких либо технических средств, добиться улучшения качества звучания. Полученная информация и результаты апгрейда ещё раз подтверждают давно известные истины-преимущество коротких трактов, минимального количества комплектующих, ламповых усилителей, широкополосной акустики без фильтров, навесного монтажа, динамиков с подмагничиванием и т.д. Теперь об аномальных явлениях в ТВ. Под Новый Год купил ЖК- телевизор фирмы SONYKDL 32EX402. Оказалось, что это далеко не лучший вариант в своём классе и, пожалуй, худшее мультимедийное обеспечение, с файловой системой FAT32 и поэтому флешки больше 4-х Гигов он не «жуёт». Мне об этом поведали в центре технической поддержки фирмы SONY. Непонятно почему, но до сих пор все модели ЖК-телевизоров SONY выпускаются с этим старьём. Это я к слову. Но главное, низкая чувствительность моей модели по антенному входу и, как следствие, вялое блеклое изображение. Кроме того, бросался в глаза не чисто белый цвет, отсутствие настоящего чёрного цвета (c сероватым налётом) и какое-то «замыленное» не резкое изображение. Кстати последнее заметно практически, на всех ЖК-матрицах. Пришлось провести эзотерический апгрейд телевизора, включающий гармонизацию матрицы. В результате получился вполне пристойный телек, который теперь можно смотреть с удовольствием. Первое, на что я обратил внимание заметно возросшая детализация и резкость изображения и это результат гармонизации ЖК-матрицы. Белый цвет стал чистым и ярким, появился глубокий натуральный чёрный цвет, появилась возможность намного добавить цветности без подкраски белого и тем самым значительно улучшить цветопередачу изображения в целом. Попробовал провести такой же апгрейд на телевизорах своих знакомых- LG с подсветкой LED и на обычном ЖК-телевизоре фирмы Samsung (кроме увеличения чувствительности, у них её хватает). Результат тот же, сильно удививший владельцев. Анатолий Маркович, с вашей лёгкой руки, аномальные явления выявлены ещё в одной области-ТВ. Они там тоже реально существуют и последствия их воздействия можно отчётливо видеть на экране телевизора. Вообще, могу ответственно сказать, что указанные явления можно выявить во многом, что нас окружает, а аудио и ТВ лишь фрагменты, подтверждающие реальное существование этого феномена. Вот, собственно говоря, и всё.