РПЦ/Список книг, против которых выступала Русская православная церковь
Материал из Lurkmore
Эту статью или раздел следует развикифицировать. Эта статья выглядит как или даже является копипастой из википедии. Здесь полностью отсутствуют лулзы, описание драм и прочие ништяки, зато присутствуют нейтральная точка зрения™ и унылая спискота, а также в ней много узкоспециализированной информации сомнительной ценности и энциклопедических терминов. Необходимо срочно привести статью в удобоваримый вид, пока не случилось страшное. |
УДОЛИЛ!!!1 Эту страницу нужно удалить. Указана следующая причина: Блин, ну вот зачем это нам? Копипастить из педивикии — зло! И главное, все бестолковые википидорские рефы сюда притащили. Если вы считаете, что эту страницу не нужно удалять, выскажитесь на странице обсуждения этой статьи. Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), удалить. |
На протяжении всей истории своего существования w:Русская православная церковь запрещала и уничтожала книги, вредные с её же точки зрения. Ниже приведен далеко не полный тематический список известных книг, когда либо подвергавшихся "православному" выпиливанию.
Содержание |
[править] Астрономия
Фонтенель. «Разговор о множестве миров». Книга была издана в 1740 году, по инициативе М. Ломоносова. Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили.[1] Священнослужители тогда спрашивали:[2]
Если бы планета Марс имела обитателей, то кто бы их крестил? |
Книгу, по их мнению, следовало «везде отобрать и прислать в Синод», а Академии наук запретить печатать, «как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном».[3]
Астрономический календарь Академии наук. Изъят из продажи в 1743 году по причине того, что Синод в нем обнаружил сведения «относительно Луны и прочих планет», которые, по его мнению, были «к соблазну народному склонны». Синод потребовал в дальнейшем печатать календари только с его «апробации»[4].
Александр Поуп. «Опыт о человеке». Поэма была переведена учеником Ломоносова под руководством последнего. В 1756 году ее намеревался издать Московский университет.[5] В этой книге автор выступал против средневековых научных взглядов о строении вселенной, что вызвало резкие нападки духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи Коперника о множестве миров, противные Священному писанию», и книга была запрещена. «Исправлять» книгу взялся московский митрополит Амвросий, который переделал поэму Поупа, заменив стихи, в которых говорилось о множестве миров и коперниковской системе, своими стихами. В таком искаженном виде книга и была издана в 1757 году.[6]
Михаил Ломоносов. Научно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие». Журнал был закрыт в 1764 году по причине тоого, что в нем публиковались статьи по астрономии, вере святой противные и с честными нравами несогласные.[7]
Камиль Фламмарион. «Мир до создания человека». Книга запрещена в 1886 году по настоянию духовенства из-за того, что в ней «опровергается» библейское учение о сотворении человека, и подрываются религиозные устои.[8]
[править] Биология
Эрнест Геккель. «Естественная история мироздания». Запрещена в 1873 году. По мнению духовных цензоров, автор «глумился над библейскими сказаниями о происхождении мира и человека».[9]
Эрнест Геккель. «История племенного развития организмов». В 1879—1880 годах запрещена и сожжена.[10]
Чарльз Дарвин. «Происхождение видов» и другие работы. Труды преследовались и уничтожались. В частности, в 1895 году за «материалистический характер» запретили книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».[11] Священники, борясь против учения Дарвина, выступали против дарвинизма в своих проповедях, печатали статьи в журналах, книги, называли учение Дарвина «богохульным» и пытались доказать его «ненаучность», обвиняли Дарвина в разрушении нравственности. Цензура беспрепятственно печатает статьи против теории Дарвина, а опровержение на них оставляет в своих архивах.[12]
С. Альберт. «Чарлз Дарвин и его учение». В 1890 году запрещена и уничтожена. Духовные цензоры называли книгу «катехизисом материалистического отрицания религиозных идей» [13][14].
Эрнст Геккель. «Мировые загадки». В 1902 и 1906 годах были сожжёны два тиража книги, так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека». За «дерзкие выходки против высочайших предметов христианского почитания» эта книга числилась в черных списках ещё в 1916 году.[15]
[править] Медицина
И. М. Сеченов. «Рефлексы головного мозга». В 1866 году «за изложение самых крайних материалистических взглядов» на книгу был наложен арест[16]. Петербургский митрополит Исидор попросил Синод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение». Впоследствии арест на книгу был снят, но до 1894 года она числилась в списках книг, запрещённых для хранения в библиотеках. Автора книги зачислили в число «неблагонадежных» и запретили ему читать лекции для народа.[17][18]
[править] История
Н. И. Костомаров. «О причинах и характере Унии в Западной России». Запрещена в 1842 году. Архиепископ Иннокентий (Борисов) нашёл в книге «множество дерзких выражений насчёт восточной церкви и ее патриархов»[19]. Мнение архиепископа поддержал министр просвещения С. С. Уваров. В результате, все экземпляры диссертации, которые удалось собрать, были сожжены.[20] В 1997 году Иннокентий (Борисов) был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата.
Георг Финлей. «Византийская история с 716 по 1453 год». В марте 1879 года уничтожены все 580 экземпляров книги, в которой найдены «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви»[21].
«Общедоступный календарь» Академии Наук. В 1879 году, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции.[22]
[править] Философия
Ж.-Ж. Руссо. «Размышления о величии божьем, его промысле и человеке», «Исповедь» и др. При Екатерине II ряд произведений был запрещен за «неудовлетворительные религиозные понятия»[23]; за «изложение опасной теории материализма» запрещены труды Дидро.[24]
Гольбах. «Обеденные беседы». В 1830 году духовная цензура запретила книгу за наличие идей, «противных христианской нравственности, правительству и религии»[25]. Другую книгу Гольбаха, «Система природы», считавшуюся «библией материализма», ещё в 1770 году предали огню католические инквизиторы, и с тех пор её неоднократно запрещали и в России. В 1898 году опасаясь «адского» действия этой книги, разрушавшей, по словам духовных цензоров, основные начала религии, духовные власти настояли на её уничтожении[26]. Работа, посвященная рассмотрению учения социалистов-утопистов Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна, в 1840-х годах была задержана духовным цензором. Цензор сомневался в том, «чтобы критические замечания автора могли решительно уничтожить вредное», по его мнению, «влияние» выдающихся мыслителей[27].
Гольбах. «Система природы». В 1841 году книга запрещена из-за «резкого материализма, знаменующего эту философию, отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры, политики и нравственности»[28].
Фейербах. «История новой философии от Бэкона до Спинозы». В 1860 году книга была запрещена.[29]
Вольтер. «Философия истории». В 1868 году книга была уничтожена из-за того, что духовные цензоры обнаружили в ней «глумление над истинами и опровержение священного писания».[30]
Гельвеций. «О человеке, его духовных силах и воспитания». Запрещена в 1871 году. Запрещая эту книгу защитники православной церкви писали: «Презрение и отвержение, с которым автор отзывается о религии и ее служителях и совершенно материалистический взгляд его на воспитание… противны уставу о цензуре»[31].
Т. Гоббс. «Левиафан, или о сущности, форме и власти государства». В 1874 году по требованию Синода было полностью уничтожено российское издание книги[32].
Вольтер. «Сатирические и философские диалоги». Книга уничтожена в 1890 году. В 1893 году уничтожены его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции»[33].
Вольтер. «Вавилонская принцесса». В 1896 году цензор запретил публикацию книги, ссылаясь на то, что произведения Вольтера «были одной из причин, подготовивших революцию во Франции и давших ей антирелигиозный характер. У нас они должны оказывать то же влияние; только круг их влияния у нас теснее; он ограничится почти исключительно пресловутою интеллигенциею. Но желательно, чтобы и интеллигенция не подвергалась опасным влияниям»[34].
Работы А. И. Герцена. Под цензурным запретом были произведения, в которых он разоблачал реакционную сущность православной церкви, защиту ею самодержавия и помещиков. В 1893 году духовная цензура не допустила издания сочинений Герцена, причиной чему послужил «атеизм А. И. Герцена и его социальные идеи». Представители духовного ведомства в издаваемых ими брошюрах называли Герцена «богоотступником и врагом христианской веры, противником православия». Против Герцена был выпущен ряд клеветнических брошюр, в том числе книга цензора Николая Елагина, в написании которой принимал участие митрополит Филарет (Дроздов). Петербургский митрополит Григорий даже внес в Синод предложение предать Герцена анафеме, но это предложение так и не было реализовано[35].
Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». В 1888 году книга была запрещена.
Фридрих Энгельс. «Принципы коммунизма». Книга запрещена в 1914 году.
Фридрих Энгельс. «От классического идеализма к диалектическому материализму». В 1915 году книгу признали «кощунственной»; весь тираж этой книги был уничтожен[36].
[править] Литература
Работы Н. И. Новикова. В книгах резко критиковались религиозный фанатизм и суеверия. По доносу протоиерея московского Архангельского собора Петра Алексеева, книги, изданные Новиковым, конфисковали, а самого его арестовали и на 15 лет заключили в Шлиссельбургскую крепость за оппозиционное отношение к самодержавию, активную просветительную деятельность и критику религии и церкви[37].
А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Изложенные в книге взгляды были найдены «противными закону божьему, десяти заповедям, Священному писанию, православию и гражданскому закону». Книгу Радищева уничтожили, а его как «бунтовщика хуже Пугачева» приговорили к смертной казни, которая была заменена 10-летней каторгой. И даже через сто лет после смерти Радищева эта книга подверглась осуждению со стороны церкви: в 1903 году духовные цензоры нашли, что она все еще опасна для религии и церкви, что она подрывает авторитет светской и духовной власти, и потому уничтожили весь напечатанный тираж.[38]
Сочинения Г. Р. Державина, А. Д. Кантемира, А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, М. Шенье, В. Гюго, О. Бальзака. В 1840-х годах по религиозным мотивам были внесены в список запрещенных книг[39]. В 1847 году было отдано распоряжение, по возможности, «вовсе не допускать» к изданию французские романы и повести, несмотря на то что они при переводах «до такой степени переделываются, что в них не остается ничего вредного»[40].
А. Н. Афанасьев. «Народные русские легенды, собранные Афанасьевым». В 1860 году после издания сборника Обер-прокурор Святейшего Синода граф А. П. Толстой направил письмо министру Народного просвещения:
По поводу изданной (т. е., пропущенной цензором Наумовым) книги господина Афанасьева под заглавием: «Русские народные легенды» высокопросвещенный митрополит Филарет обратился ко мне с письмом, в котором изъяснил, что… к имени Христа Спасителя и святых в сей книге прибавлены сказки, оскорбляющие благочестивые чувства, нравственность и приличие, и что необходимо отыскать средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания.[41] |
В результате распоряжением Главного управления цензуры было предписано запретить к перепечатыванию новые издания книги «Народные русские легенды, собранные Афанасьевым», а 5000 уже отпечатанных экземпляров были уничтожены.[42]
Н. В. Гоголь. Полное собрание сочинений. В 1853 году по требованию духовных властей из его произведений исключили многие места, которые были найдены оскорбительными для церкви.[43]
Произведения М. Н. Загоскина. Московский митрополит Филарет (Дроздов) (причислен к лику святых в 1994 году) нашел в них «смешение» церковных и светских предметов, в итоге автору пришлось основательно переделать свои произведения.[44][45] Также митрополит Филарет одобрил действия ректора Троицкой духовной семинарии Саввы, который, узнав, что у семинаристов есть печатные и рукописные сочинения Гоголя, Лермонтова, Пушкина, Белинского и других, ночью сделал обыск и все отобранные книги распорядился предать «торжественному сожжению» во дворе академии в присутствии преподавателей и учащихся.[46] Впоследствии Савва стал помощником митрополита.
Жюль Верн. «Путешествие к центру Земли». В 60-х годах XIX века издание было запрещено, так как духовные цензоры нашли в нем антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.[47]
Н. С. Лесков. Собрание сочинений. В 1889 году при издании собрания сочинений духовная цензура «растерзала» шестой том, в котором были собраны произведения из жизни духовенства. Весь тираж книги уничтожили. Н. С. Лесков назвал эту расправу «подлым самочинством и самовластием со стороны всякого прохвоста»[48].
Произведения Максима Горького. Представители духовной цензуры обвинили автора в том, что в центре своих произведений он ставит не дух, а тело, чем и подрывает религиозные устои общества, называя Горького «литературным язычником». В 1910 году казанский миссионерский съезд заявил, что А. М. Горький, Л. Н. Андреев и другие «литературные язычники» «создали уже и продолжают усиливать среди общества атмосферу безбожия»[49].
Произведения Генриха Гейне. Почти все сочинения автора подвергались «строгому запрещению», так так православная церковь видела в них разрушительную силу для «веры и правительства»[50].
Произведения Гюстава Флобера, Анатоля Франса, Эмиля Золя, Анри Барбюса. Книги были запрещены из-за того, что духовные власти обнаружили в них «кощунственные и богохульные» мысли, глумление над христианством.[51]
Произведения Л. Н. Толстого. По настоянию обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, лично следившего за литературной деятельностью Л. Н. Толстого, многие произведения писателя, как противные учению и духу христианства, не увидели света в свое время. Еще в 1901 году за «неуважительные отзывы о православной церкви и христианстве» Синод добился запрещения романа Толстого «Воскресение».[52]
Иоанн Кронштадтский называл Толстого предтечею антихриста и даже самим антихристом, а его борьбу с Церковью — делом дьявольским[53][54]. Как писал Я. Илляшевич (псевдоним — И. К. Сурский) в своей книге «Отец Иоанн Кронштадский», Иоанн предсказывал «лютую кончину» писателя.
Иоанн Кронштадтский, отвечая на обращение Толстого к духовенству, писал:
Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на её правительство!.. Дерзкий, отъявленный безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до уродливости, до омерзения… знакомство с западными безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь…[55] |
2 февраля 1901 года Л. Н. Толстого отлучили от церкви. Из Определения Синода:
В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. |
В 2001 году правнук Л. Н. Толстого Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть решение об отлучении от церкви великого русского писателя. Патриарх заявил, что это невозможно.[56][57]
[править] Современность
Произведения Льва Толстого, Николая Рериха, Владимира Соловьёва, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского. Книги были сожжены 14 мая 1995 года в Москве. В этом аутодафе, которое даже показывали по телевидению, приняли участие отец Олег Стеняев и епископ Истринский Арсений (Епифанов), викарий Патриарха Алексия II. Костёр был организован прямо во дворе храма. Как сообщил Александр Верховский, вице-президент Информационно-исследовательского центра «Панорама», сожжения книг богословов, неприемлемых для фундаменталистов, уже не раз проводились в ряде монастырей, но эти случаи не были преданы публичной огласке.[58]
Библия. В феврале 1997 года по информации А. Верховского в посёлке Семхоз Московской области протоиерей Георгий Студенов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропарёве (в котором раньше служил о. Александр Мень) и о. Владимир Ригин, сотрудник аппарата Московской патриархии, сожгли порядка 300 детских Библий, подаренных баптистами.[59]
Работы Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня. 5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона из библиотеки и у студентов епархиального духовного училища были изъяты книги известных православных богословов XX века и сожжены во дворе училища. После этого трём священникам епархии было предложено проклясть «ереси» вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой перед Крестом и Евангелием[60]. Позднее в журнале Якова Кротова появилась информация[61], что
было сожжено четыре книги, которые по авторству приписывать можно Меню, но на них не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания. |
Книги Э. Радзинского, книга Д. Брауна «Код да Винчи». Известными стали акции по сожжению книг, организованные Союзом православных хоругвеносцев (СПХ, организация создана в 1992 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва)) во главе с Леонидом Симонович-Никшичем, награжденным орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского 3-й степени[62]. «Как там было красиво! Высокий столб огня! Пейзаж, как у Брейгеля!» — позже вспоминали организаторы акции.[63]
Гарри Поттер. В 2007 году в преддверии выхода в свет очередного тома романа о Гарри Поттере Союзом православных хоругвеносцев была проведена акция против «пропаганды оккультно-магических идей под видом детских книжек». «Сожжение богопротивной книги о Гарри Поттере было проведено на Берсеневской набережной в Москве напротив. Подойдя к Патриаршему мосту с пением тропаря Кресту Господню, хоругвеносцы на глазах у изумленной публики разорвали на части, бросили на каменный парапет, а затем сожгли книгу о Поттере», — сообщила пресс-служба СПХ. Лидер СПХ и Союза православных братств Леонид Симонович-Никшич так охарактеризовал творчество автора «Гарри Потера» Джоан Роулинг, получившую литературную премию Хьюго, а также орден Почётного легиона Франции:
Это не написание добрых книжечек о героическом подростке, а самое настоящее чернокнижие, через которое в души детей вливают идеи зла, сатанизма и колдовства. Книги о Гарри Поттере учат подрастающее поколение, что благодаря колдовству и прочим «волшебствам» можно якобы достичь каких-то благих целей. Таким образом, происходит лукавая подмена, обман: за красивой глянцевой оберткой скрывается духовная отрава, оставляющая свои ядовитые следы в людских душах на многие годы. Именно так готовят человечество к приходу сына погибели — антихриста.[64] |
[править] См. также
- Индекс запрещённых книг
- Запрещенные книги
- Цензура
- Список фильмов, против которых выступали религиозные организации
[править] Примечания
- ↑ П. П. Пекарский. История Академии наук. Т. II. СПб.: 1873. С. 603—604.
- ↑ Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. // Библиотека Я. Кротова
- ↑ Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. // Библиотека Я. Кротова
- ↑ Грекулов Е. Ф. Духовная цензура и ее борьба против науки / Православная церковь—враг просвещения. — М., 1962.
- ↑ Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. — М., 1899. — С. 409
- ↑ Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. — М., 1899. — С. 409; Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.: Наука, 1964; Шацкий А. Церковь, наука и просвещение в России XIX в.
- ↑ Чтения общества истории и древности российских. Кн. 1. М.: 1867. С. 7—8.
- ↑ «Архивное дело», 1930, № 1 (45), стр. 90. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.: Наука, 1964
- ↑ Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 184, диссертация.
- ↑ Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 184, диссертация.
- ↑ Архивное дело, № 1 (45). С. 89.
- ↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф. А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 479, 483, 485, 492—494
- ↑ Грекулов Е. Ф. Духовная цензура и ее борьба против науки / Православная церковь—враг просвещения. — М., 1962.
- ↑ Вопросы истории религии и атеизма, 1960, № 7. С. 411—421
- ↑ Вопросы истории религии и атеизма, 1960, № 7. С. 411—421
- ↑ Материалы по пересмотру действующих постановлений цензуры и печати. Ч. I. СПб.: 1870. С. 499—505
- ↑ Грекулов Е. Ф. Духовная цензура и ее борьба против науки / Православная церковь—враг просвещения. — М., 1962.
- ↑ В. Прокофьев. Атеизм русских революционных демократов. M.: 1965. С. 88
- ↑ Добровольский Л. Л.. Запрещенная книга в России: 1825—1904: Архивно-библиографические изыскания. — М., 1962
- ↑ Шацкий Е. Церковь, наука и просвещение в России XIX в. // Библиотека Я. Кротова
- ↑ Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 306, диссертация.
- ↑ Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 311, диссертация.
- ↑ А. Каганова. Французская буржуазная революция и современная русская пресса // Вопросы истории, № 7, 1937
- ↑ Книжные новости, № 18, 1937. С. 64
- ↑ А. Котович. История духовной цензуры. СПб.: 1909. С. 457
- ↑ Битый реф
- ↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 469.
- ↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 469.
- ↑ Вопросы философии, № 9, 1958. С. 89.
- ↑ Архивное дело, № 1 (45), 1938. С. 93. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М.,1964
- ↑ «Архивное дело», № 1 (45), 1938, стр. 86. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения. М., 1962
- ↑ Л. M. Добровольский. Русская запрещенная книга 1855—1905 гг. Л.: 1945. С. 306. См. также: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения. — М., 1962
- ↑ «Архивное дело», № 1 (45), 1938, стр. 93. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная церковь — враг просвещения.
- ↑ ЦГИАЛ, ф. 777, оп. 4, ед. хр. 149, 1896 г., л. 2 об. — 3. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 494—495
- ↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 475
- ↑ «Историк-марксист», кн. 8 — 9, 1935, стр. 65 — 88.
- ↑ Грекулов Е. Ф. Духовная цензура и ее борьба против науки / Православная церковь—враг просвещения. — М., 1962.
- ↑ Битый реф
- ↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 469—470
- ↑ Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 466
- ↑ Пропп В. Я. Предисловие // Народные русские сказки в трех томах. Т. 1. — М., 1957. — С. XII—XIII; Письмо Филарета см. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным, и церковно-государственным вопросам, издаваемое под ред. Преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Том дополнит. СПб., 1887. — С. 527
- ↑ Добровольский Л. Л.. Запрещенная книга в России: 1825—1904: Архивно-библиографические изыскания. — М., 1962
- ↑ Битый реф
- ↑ А. Котович. Духовная цензура в России. СПб., 1909, стр. 559.
- ↑ Русское православие: вехи истории. — М., 1989. — С. 470
- ↑ См.: Колокол, 1863. М., 1963, вып. 6, л. 161, с. 1329; цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 481—482
- ↑ Битый реф
- ↑ «Книжные новости», 1937, № 12. Цит. по: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964
- ↑ Русское богатство, 1910, № 11, с. 147—148. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 435. См. также: Грекулов Е. Ф. Православная инквизиция в России. — М., 1964
- ↑ ЦГИАЛ, ф. 772, оп. 1, ед. хр. 1398—1399. Цит. по: Русское православие: вехи истории / Науч. ред. д.и.н., проф., А. И. Клибанов. — М., 1989. — С. 470
- ↑ Битый реф
- ↑ Битый реф
- ↑ Архимандрит Тихон (Шевкунов). Споры о Толстом
- ↑ И. К. Сурский. Отец Иоанн Кронштадский
- ↑ Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л. Н. Толстого к духовенству
- ↑ Льва Толстого требуют «вернуть» в Церковь // 02.03.2001
- ↑ Московская Патриархия: отлучение Толстого от Церкви не следует воспринимать как проклятие // 02.03.2001
- ↑ Александр Верховский, вице-президент Информационно-исследовательского центра Панорама, обозреватель газеты Русская мысль. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе // Журнал «Индекс» (Досье на цензуру), № 11, 2000
- ↑ Александр Верховский, вице-президент Информационно-исследовательского центра Панорама, обозреватель газеты Русская мысль. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе // Журнал «Индекс» (Досье на цензуру), № 11, 2000
- ↑ Верховский А. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе
- ↑ Церковная жизнь в России: год 1997 и 1998
- ↑ pycckie.org: Лента Новостей. 2006 год от Р. Х.
- ↑ Леонид Симонович: Еретиков сжигать не можем, а книги будем // Агентство религиозной информации «Благовест», 20.07.2006
- ↑ Хоругвеносцы произвели публичное сожжение книги о Гарри Поттере // 10.10.2007