Цензура
Материал из Lurkmore
Народ требует Народ требует иллюстраций к статье! В конце концов, если бы мы хотели почитать, мы бы пошли в библиотеку. |
« |
██████ ██████ ███████████ ████████ ███ ████████ ██ ████ █████████ ████████ ██████ ████████████ | » |
— ██████████ ██████ |
Цензура (кан. ███████████) — неведомая сила, сдерживающая свободу слова, за которую так ратует анонимус. Сколько бы не кричали про свободу слова, всегда в итоге оказывается, что есть какие-то нюансы, заковырки, негласные нормы и моральные соображения, которые не дадут вам полноценно выплеснуть поток сознания выразиться. И совсем не обязательно, чтобы все эти препятствия на пути у свободы слова были где-то официально прописаны и заверены: труъ цензура действует как стелс-пихота — быстро, решительно и незаметно.
Содержание |
[править] О чем на самом деле эта статья?
Первый документированный случай применения цензуры датирован аж 605 г. до н. э. Тогда царь Иудеи Иоаким приказал сжечь книгу пророка Иеремии, предвещающую гибель Иерусалима (ИЧСХ, то пророчество оказалось верным). Осознанно же цензура появилась только в 1471 г. н. э., когда папа Сикст IV (получивший должность не особо честным путем) повелел, чтобы ни одна книга отныне не печаталась без предварительного рассмотрения и одобрения духовных лиц. И это только начало шествия цензуры по миру. За ее тысячелетнюю историю, цензура то крепчала в своем могуществе, то загонялась в подполье. Современные же конституции большинства государств разрешают свободу мысли, слова и массовой информации, при этом резонно запрещая цензуру (к примеру, дружно смотрим статью 29 Конституции РФ). Но в тоже время, в законах государств всегда находятся статьи, которые в той или иной мере ограничивают свободу слова (скажем, статья КоАП 5.26, часть 2 «оскорбление религиозных чувств»). То есть не все то цензура, что ограничивает свободу слова. И все равно, когда заходит речь о замалчивании кого-либо, сокрытии информации, утаивании чего-либо, запрете на показы и публикации, привлечении к ответственности за срывание покровов и резких высказываниях — всегда имеется ввиду цензура. И даже самоцензура — в том случае, если человек не хочет в дальнейшем иметь проблемы с теми самыми законами, ограничивающими свободу слова.
Короче — цензура всегда есть, была и будет, предмет ее — это унылая стена (псевдо)научного текста, а обсуждение — дисциплина Специальной Олимпиады. Хотите покопаться, или, может, нарыть компромат на власти? Лучше идите на сторонние ресурсы. А тут, следуя аксиоме «факты > лулзы», будет рассмотрена не столько суть™ цензуры, сколько цензура как непосредственное явление, с которым вполне можно столкнуться в повседневной жизни. Ну и способы противостояния цензуре (или ее обхода) тоже являются хорошей, годной темой.
[править] Курьезы и частности
Цензура успела побывать практически везде, вторгнуться в каждый дом, помозолить глаза из зомбоящика или с экрана монитора. Некоторые проявления цензуры не так заметны или с ними все свыклись, другие врезаются в сознание, вызывают обильные срачи или facepalm.jpg. Вот о более заметных и нашумевших примерах цензурирования (и борьбы с цензурированием) ниже и пойдет речь.
[править] Форумы, блоги, комьюнити, фидо, чаны и прочие интернеты
Казалось бы, подобные «общественные места» в интернете — самый лучший способ донести свой глас, каким бы уебищным он ни был, до разношерстных народных масс, сёрфящих по мировой сети. На самом деле так оно и есть, пока пользователь в своем стремлении к свободе слова будет адекватен, и его точка зрения не будет противна главенству ресурса, на который он забрел. С первым все понятно — троллей, идиотов и малолетних долбоебов мало где любят (но, конечно, есть места где их примут с распростертыми руками). Второе — может и не очевидная на первый взгляд, но все-таки обыденная суровая реальность. Достаточно заглянуть в Категорию:Сайты, Категорию:ЖЖ, Категорию:Форумы и Категорию:Эхоконференции — во многих статьях из этих категорий найдутся разделы, посвященные драмам, связанным с политикой цензурирования пользователей.
Данное положение дел вполне закономерно. Цензура напрямую связана с выживаемостью и посещаемостью какого-либо проекта. Скажем, запостить ЦП не дадут даже на Тирече — статья 242.1 УК РФ не дремлет. Рассказывать про взлом ПО на большинстве форумов есть моветон — на это какбэ намекаэ статья 146 УК РФ. Никто не позволит на форуме произвольной браузерки расхваливать ее конкурента — такое явно не пойдет на пользу бизнесу. А спойлер на фан-сайте ГП, о том, что в последней книге (спойлер: HARRY DIES!!!111), вызовет сердечный приступ у хлюпиков, там обитающих. За такие дела юзера не только стукнут банхаммером, но и посты его могут принудительно отредактировать, а то и вовсе отправить в /dev/null любое свидетельство существования и деятельности провинившегося. Применять цензуру — это прерогатива власть имущих данных «общественных мест», а власть, как известно, порочна. Поэтому вскоре выясняется, что цензура — это такой чит, который очень удобно использовать в разной полемике в угоду себе любимому. В запущенных случаях такое приводит к БАО.
Главным орудием цензурирования являются, бесспорно, модераторы разных мастей (в ЖЖ еще есть арбузтим). В их непосредственные обязанности (то есть слежение за соблюдением правил ресурса) уже входит цензурирование — в правилах обычно сразу оговаривается, чего на данном ресурсе быть ни под каким соусом не должно (обычно это связано с тематикой ресурса). Так же они трут неугодные лично администрации и непосредственно себе посты и банят соответствующих пользователей. Конечно, делать так молча — это очень толсто, поэтому в правилах обычно находятся пункты, которыми можно надуманно обьяснить, почему пидорнули модераторы. К примеру, такое вот железобетонное положение правил форума:
5.1. Администратор оставляет за собой право немедленного бана на неопределенный срок пользователя за грубое однократное нарушение правил AGFC или по любым другим основаниям, которые будут считаться достаточными для данной санкции. |
Правила AGFC |
Претензии пользователей по административному и модераторскому произволу с большой долей вероятности внимания не удостоятся. Цитируя президента телекомпании Cartoon Central из Саус Парка: «Идите на хрен. Если у вас есть вопросы, задавайте их вон той кирпичной стене».
[править] ТВ этой страны (а не той)
[править] 2х2
[править] Уютненькое
█████ ███████████ ██████ █ ████ ██████████ ██████ ████ █████████ ███████████████ ███████ ██████ ██████████ ███████ ██████ █████ ████████ ████ ███ ██████ ████████ █████ █████ ███████ █████████ █████ ██████ ███ ████████████ ███ ████████████ █████ █████ ███████ ████ ████████████ ███████████ ████████ ███ █ ████████ ████ ██████████ декабре 2009 ██████ ███████████ Катя Муму ████ ██████ █████ ███ ████████████████ ███ ████████ ██████████ ████████ ██████ ███████████ ████████ █████ ███████ ██████████ ██████ ███ ██ █████████ Кошачье дело █████ ███████████ Анна Чапмен ████████████ Юлия Дихтяр ██████ █████████ ████████████ ██████ ████████████ █████ ██████████ █████ обсуждение █████ ██████ █████████ ███████ ██████████ █████████ ███████████ ███████ ███ Турчинского ███████ ████████ █████ █ ВУ ███████████ ███████ ███████ архив ██ █████ █████████████ █ ██████ ████████████ ████████ █████ █████████ ████████ ██████ █████████ ██████ ███████ ███████ ███████ ████████████ ████ ██████ █████ ███ ████████████████ ███ ████████ ██████████ ████████ ██████
███████████ ████████ █████ ███████ ██████████ ██████ █████████ █████ █████ ███████ ████ ████████████ ███████████ ████████████ Цугундер Бутовский█ ██████████ ████████ █████████ █████████████ ██ ███ ███████████ ███████ ██████████ ████████ ████████ апрель 2010 ██████ ███████ ██ ██████ ██████████ ███████ █████ Приморские партизаны █████ ███████ ███████████ █ ██████ ████████████ ████████ ███████ ██████ █████ ████████ ████ ███ ██████ ████████ █████ █████ ███████ █████████ █████ ██████ ███ ████████████ ███ ████████████ █████ █████ ███████ ████
████████████ ███████████ ████████ ███ █ ████████ ████ █ ████ █████████ ████████ ██████ ████████████ ███████ ███████ ████████████ ████ Курск █████ ███████████ ████ █ ████ █████████ ████████ ██████ ████████████ ███████ ████████████████ ███ SCP-682 ██████████ ██ █████ ███████ █████████ █████ ██████ ███ ████████████ ███ ████████████ █████ █████ ███████ ████ ████████████ Кати Гордон ███████████ ████████ ███ █ ████████ ████ █ ████ █████████ ████████ ██████ ████████████ ███████ ███████ ████████████ ████ ██████ █████ ███ ████████████████ ███ ████████ ██████████ ████████ еврейской мировой закулисы █████████████ ██████ ███████████ ████████ █████ Кеннеди ██████████ ██████ █████████ █████ █████ ███████ ████ ████████████ ███████████ █████ ██████ ███████ ███████ Мопец ████████████ █████ ████████ ███████ █████████ не торт.
[править] Порномультики, порнокомиксы, порноигры и просто японская порнография
Главным тормозом (хотя, скорее, не тормозом, а кочкой) неуемной японской фантазиии на извращения, является статья 175 Японского Уголовного Кодекса. Эта древняя, как говно мамонта, статья вступила в силу с первой же редакцией УК Японии от 1907 года. Из современной формулировки статьи следует, что до́лжно наказывать (лишением свободы или штрафом) всех кто распространяет материал непристойного (яп. 猥褻 waisetsu) характера. С этим законом есть некоторые тонкости. УК Японии, благодаря Реставрации Мэйдзи, писался с прицелом на пуританский западный уклад. После проигрыша во Второй Мировой в Японию пришли Американцы насаждать свою демократию, что в 1947 выразилось в написании новой Конституции Японии и перелопачиванию их Уголовного Кодекса. Перелопачивание УК не коснулось статьи 175, хотя во 2-ом параграфе 21-ой статьи Конституции Японии сказано, что «никакая цензура не допускается». Более того, определение непристойности нигде в УК Японии не дано.
Первым подопытным для дознавания, что же такое непристойность, оказался роман «Любовник леди Чаттерлей», который в 1950 попытались опубликовать в Японии. Переводчик и издатель были обвинены в распространении той самой непристойности, они запротестовали, дело затянулось, и наконец, спустя 7 лет, Верховным Судом Японии им был назначен штраф, а книга была запрещена к публикации. Зато, за 7 лет мурыженья, была получена первая формулировка непристойности, фигурировавшая в обвинении: «чтобы быть непристойным, рассматриваемое литературное произведение должно быть травмирующим для естесственного чувства стыда, возбуждающим и стимулирующим сексуальное желание и идущим вразрез с правильными моральными взглядами относительно секса». Эта формулировка стала отправной точкой для решений судеб разнообразных произведений (литература, манга, аниме, игры, кино) в последовавших подобных судах. Таким образом, закон о цензурировании разнообразного эротического и порнографического контента в Японии целиком и полностью прецедентный.
За прошедшие с того значимого дела годы градус цензуривания потихоньку снижался и трещал по швам. Сначала произведения просто банили, потом оттуда вырезали и выбрасывали куски, позже литературу трогать перестали, а в графических произведениях появились всем привычные «прямоугольники», «замыливание», «мозаика» и «посторонние предметы», которые со временем тоже становились все меньше и прозрачнее. Существуют несколько неправительственных организаций, которые присваивают произведению возрастной рейтинг и советуют авторам что показывать, а что нет, чтобы не получить по шапке. Именно сами авторы ретушируют срамные места, дабы потом не оказаться в суде по 175 статье, и никаких тенденций по срачу с рейтинговыми комиссиями не наблюдается — японцы прекрасно понимают, что и для кого они создают. Интересно, что одним из самых выделяющихся моментов японской порно-индустрии мы обязаны именно цензуре: в 1989 году появилась первая манга с тентаклями, которые придумали как замену МПХ, которую не надо маскировать, а до 1990-х было недопустимо показывать лобковые волосы, что форсировало расцвет лоликона (у труъ лолей таких волос быть не должно — К. О.).
На данный момент японских блюстителей морали больше всего волнует показ неприкрытых гениталий в сценах половой ебли, и соответствие неадекватности произведения его будущей аудитории. Соответствие аудитории упомянуто не зря: именно поэтому существуют TV- и DVD-версии различных аниме, так как у TV аудитория значительно ширее, и приходится цензурировать оригинал. Если все это соблюдено, то степень фантасмагоричности будущих там извращений, их, морализаторов, не волнует. Ну, а теперешние «черные прямоугольники» настолько малы и схематичны, а «мозаика» так щадяща, что даже с полностью потухшей фантазией без труда можно представить, что там на самом деле за трэш творится.
|