Портал:Ниасилили/Beat'em up
Материал из Lurkmore
Эта статья находится на доработке. Эта статья всё ещё не взлетела и не соответствует нынешним реалиям /lm/. Если 09.11.2011 не наступит решительного улучшения, статья подлежит безоговорочному уничтожению. Модераторам: сжечь, выпуститьДата последней правки страницы: 17.10.2011 |
Битемап (англ. - Beat them up, рус - отмудохай их всех) - былинный и старинный жанр видеоигр класса "экшен", суть которого - отпиздить всё живое на экране путём рук, ног и валяющихся под ногами кирпичей, либо же путём колюще-режущего оружия (но тогда игрушка называется "слешер"). Отличие же от "экшена просто" - необходимость отпиздить всех вражин, дабы пройти далее. Расцвет жанра пришёлся на лихие 90-е.
Содержание |
[править] История жанра
Первым битемапом считается расовый Кунг Фу Мастер (1984), где, играя собственно, кунг-ву мастером, очищаешь зал от бесконечных врагов, пытающихся либо втоптать, либо отодрать мастера в клинче; однако на самом деле первый годный битемап был создан в сумрачных игролабораториях Техноса - Kunio Kun Nekketsu (1986), годный и местами реалистичный симулятор школотного мордобоя, о котором нужно прочитать в соответсвующей статье, далее, на том же движке были созданы известные каждому олдфагу Double Dragon, и далее всё завертелось.
В 90-е годы движок DD малость устарел, да и другие команды решили бросить вызов Техносу, создавая свои битемапы с панками и гопниками, жанр распопулярился и этому поспособствовали тогдашние боевики 90-х с Ван-Даммами и Шварцами. После долгих битв за сердца, мозги и пропущенные занятия в школе выделились две серии игр: Streets of Rage на Сеге и Final Fight на аркаде и СНЕС, они и заложили ряд традиционных штампов типичного битемапа 90-х. Технос же пошёл дальше, смешивая жанр битемапа с другими и выдавая вин за вином, но увы, затем обанкротился.
К началу 2000-х, жанр сошёл на нет. Первая причина - штампы жанра приелись, и что-то радикально новое придумать было сложно. Во-вторых, появились другие игры, типа КС, Герои, Диабло и Линейка за которыми школота убивала время сначала в компьютерных клубах, а затем, при подешевлении железа и появлению АДСЛ, и у себя дома. В итоге, битемапы в их классическом виде скатились в говно и стали сугубо консольным жанром.
[править] Штампы битемапа
- Классические герои - сбалансированный блондин в белой майке (крутой брюнет в кожане), качок-граббер с большим уроном, но при этом тормоз; баба-каратистка с непременными панцушотами и вываливающимися сиськами, быстрая, но слабая; негр либо же ниндзя. Не возбранялось и наличие клона Брюса Ли и Джеки Чана. Непременно один из героев умел делать вертушку из Двойников Драконов.
- Классические враги - панки и гопники разных мастей и волостей, будь на дворе 80-е, 90-е или же далёкое будущее. Врагов непременно тысячи и они прут валом на ГГ, с каждым уровнем менее при этом тупя. Школоте это очень доставляло, ведь они ассоциировали себя с героями, а гопоту игровую - с гопотой школьной, от которой огребали сразу после отхода от игрового автомата.
- Боссы на полэкрана ростом, выходящие под пафосную музыку, почти всегда с мелкими помощниками, долго замахиваются и мощно бьют. Среди боссов непременно будет рестлер, играющий мускулами и кидающий героя суплексами. Боссы первого уровня практически всегда будут попадаться в виде простых врагов в дальнейших уровнях, а в последнем уровне по традиции нужно опиздюлить всех встреченных ранее боссов.
- Женщины-злодейки чаще всего одеты в БДСМ костюм и хлещут ГГ бичами
- Обязательно наличие уровня с японско-китайским колоритом, в которых ГГ будет опиздюлен ниндзями, каратистами и бамбуковыми ловушками
- В КАЖДОМ уважающем себя битемапе есть уровень-подъёмник/лифт, на который враги прыгают сверху, почему то не разбиваясь
- Здоровье традиционно пополняется яблоком (1/4) и курицей/индейкой (full health), найденной в только что приготовленном виде в местной помойке или в ящике на складе, реже - бутербродами и гамбургерами.
- Стандартный набор оружия для унылых битемапов - нож и труба (реже бита), причём нож сразу же метается во врага; в годных битемапах набор оружия и способы его применения гораздо расширены.
- Стандартные локации: всё начинается на улице, перемещается на аллею/парк, затем в подпольный клуб с боями без правил, а потом на корабле/самолёте ГГ сотоварищи доставляются в цитадель ГЗ, где, раскидав на первом этаже парочку назойливых головорезов, на лифте поднимаются на последний этаж.
- Финальный Босс традиционно либо мафиозный дон, курящий сигару в кресле и стреляющий по ГГ из автомата, либо некий стареющий джентльмен со шпагой/мечом. Босс всегда прячется за своих помощников, но тем не менее, последний удар отправляет его лететь с последнего этажа вниз, а затем его здание взрывается. Иногда бывают и исключения, но как правило, финальный босс традиционно на полэкрана и убивает с двух ударов.
[править] Игрота
Список годных битемапов, которые невозбранно валяются в сети и с помощью эмулятора играются на любом компе, так что олдфаг или интересующиеся школьники могут невозбранно причаститься:
- Серия Неккетсу (Технос) - отец-основатель классической линейки битемапа, весьма продуман - захваты, удары, оружие, РПГ-элементы - всё, что нужно для убиения времени. Увы, Технос, их выпустивший, загнулся, однако фанаты серию не забыли и игры иногда переиздаются.
- Double Dragon (Технос) - постапокалиптическая игра от Тех же технос, почти с таким же движком, о двух братьях-близнецах, спасающих/ мстящих за свою тян, которую никак не могут поделить. Три части + ремейки как официальные, так и фанатские.
- Battletoads же! - доставляющая серия о похождениях антропоморфных жаб, сделанных как конкурент черепашкам. На выбор жестокая и годная графически аркадная версия; консольная, знаменитая своей неебической сложностью и есть также кроссовер с Double Dragon.
- Черепашки-ниндзя (Konami) - куча игр, почти все из которых - классические битемапы. Клепаются до сих пор, но увы, уже не то. ТруЪ считаются первые 4 части (3 - на Денди и 4-я на аркаде и приставках), остальные - уже по "новым" черепашкам и на любителя, хотя графика хороша.
- Серия Crime Fighters (Konami) - три игры (о которых, увы, мало кто помнит), выходившие на аркаде и забытых приставках с движком, как в черепашках ниндзя, каждая часть - отдельная история. Надо сказать, игры были весьма продуманы в плане интерактивности и боссов: оружия было очень много, боссы и враги обладали большим набором приёмов и действий, подбирали или доставали оружие, врагов же можно было ебашить о декорации. Финальный босс 3-й части начисто скопипащен в пятые Герои в виде титана.
- Серия Final Fight (три официальные части+минипорт на NES и Streetwise на вторую плойку, а также овер 9000 переизданий) от Capcom - три героя спасают бабу, полностью соответсвуя штампам выше. Атмосфера и сложные боссы были, но в сравнении с другими сериями - унылый битемап, доставлял из которых только чиби-порт на "Денди". Тем не менее, вселенная известная, и часть бойцов оттуда перекочевали в Стрит Файтер.
- Caddilacs and Dinosaurs (Capcom) - отличный аркадный битемап про постядерное будущее с каддилаками и динозаврами, создан по мотивам комиксов и мультиков
- Серия Streets of Rage/Bare Knuckle (Сега) - три официальные части + куча римейков. ТруЪ. Несмотря на ненавороченность геймплея, доставляла графикой, музыкой и относительно несложностью, многое скопипащено у Final Fight. Тем не менее, разнообразие к подходу каждого перса и навороченность третьей части игры сделали своё дело. Благодаря Сеге - самый известный битемап в Этой стране. Недавно испанскими хакерами был сделан кошерный римейк, соединивший три части в одну. Поделка доставляет больше, чем оригинальные части, в связи с чем был копирастический наезд Сеги на испанцев. Тем не менее, игра по прежнему в сети и доставляет. Также, движок был взломан, и теперь любой быдлокодер может наклепать на движке ОпенБор собственные игры.
- Fighting Force/Metal Fist(Core Design) — первоначально делалась как Streets of Rage 4 под Сегу Сатурн, но из-за терок с Сегой вышла под другим названием сначала на PS (алсо самый известный битемап на ней же), потом на PC и Nintendo64. Большая интерактивность окружения (почти любой предмет интерьера можно или раздолбать, или отломать и использовать как оружие) плюс хорошее, годное для 97 года 3D сделали игру популярной. К сожалению, сиквел был скорее TPS, чем битемапом, на одного игрока и уже не торт.
- Crisis Beat - тоже битемап на PS1, про захват корабля. Два пассажира, а с ними и русский официант-таеквондист с убощицей пытаются противостоять террористом во главе с чуваком, сильно похожим на Ганса Грубера из Крепкого орешка, у которого в напарниках "Бриггита Нильсен" и "Дольф Лунгрен".
- Серия Golden Axe (Сега, 3 классические части + самостоятельная игра на аркаде и много сопутствующих игр)- слешер в стиле Sword and Sorcery для фанатов Конана и ему подобного антуража. В наличии разнообразная магия и суровые шипованные боссы в доспехах. Третья часть на Сеге считается одним из самых продуманных битемапов того времени: даблтимы, скрещивание магий, куча приёмов на каждого героя и выбор пути.
- Серия Dinasty Warriors и её ответвления (Capcom)- про китайских и японских древних воинов, взмахом меча могущих убить с десяток воинов, тем и доставляет. Мало кто знает, но первые игры серии были ещё в 2D и конкурировали с Golden Axe и другими слешерами. Сейчас серия разрослась до огромного количества игр и клонов. Радует игрока большим количеством выбираемых персонажей, но быстро приедается, так как геймплей очень однообразен. Тем не менее, старая аркадная его чать - один из тех редких битемапов, где можно делать фаталити на врагах.
- Urban Reign от Намко - не совсем типичный, но годный битемап про антигопника в пиджачке, гасящего мазафак, китайцев и латиносов, а чуть позже - скинхедов. Среди боссов присутствует Джигурда.
- Серия Batman (разные создатели) - практически все игры про Бетмена - битемапы. Подробнее о них в соответствующей статье.
[править] Pro и contra
В плюсы битемапа входило:
- Захватывающий процесс действия. В годные битемапы, особенно с плюшками типа "выбор пути" и "нелинейность" можно было играть несколько раз - процесс захавывал.
- Игра вдвоём. Каждая уважающая себя игра этого жанра подразумевала командный геймплей, ибо в одного было сложно; некоторые игры учитывали аспект 2-х игроков - создавались двойные атаки, удерживания, запинывания.
- Антураж. Побивались в основном заебавшие ИРЛ гопники и мафия, делался процесс на обхарканных и забросанных бычками улицах и метро, посему школота одобряет.
- Похожесть на боевики эпохи VHS - после отсмотра "Двойного Удара" или "Разборки в маленьком Токио" тогдашним детям хотелось отождествлять себя с героями этих фильмов, но так как ИРЛ это было чревато больницей, за Сегой это было чревато лишь убитым временем и (если заиграться) зрением. Или задницей, если играл вместо деланья уроков или мытья посуды. Создатели учли эту особенность, и в битемапах стали появляться клоны Брюсов Ли, Халков Хоганов и прочих популярных тогда лиц. Этот фактор сыграл некоторую роль в жизни жанра - как только эти боевики сниматься перестали, интерес к жанру поехал вниз.
Минусы:
- Процесс уничтожения однообразных клонов начинал со временем заёбывать
- Отсутствие прокачки во многих битемапах. В ранних же эта особенность присутсвовала, вспомним первый Double Dragon и Неккетсу.
- Однообразие жанра в целом. Ни тебе секретов, ни особых наворотов - отпиздил и иди дальше. И так в каждой игре.
- Неебическая сложность старых аркад. Просто запредельная и нечестная, кто играл в Баттлтодс и ДаблДрагон, поймёт.
[править] Итого
Для своего времени это был отличный жанр. Но 90-е закончились, на дворе другие времена - времена Крузисов, МодернВарфаре и Анчартедов, годного на эту тему сейчас почти ничего не создаётся, жанр ещё дёргается стараниями фанатов, делающих римейки. Тем не менее, эмулятор всегда под рукой, и ничего не мешает вернуться ненадолго в прошлое и хуйнуть в окно очережного Мистера Х.
[править] Видео по теме
Beat'em up | геймеры знают какое отношение имеет Ниасилили/Beat'em up к играм | [ MOAR ] [ ʘ ] [ + ] | |