Преферанс
Материал из Lurkmore
Halt! Страница огорожена от продувшихся в преф студентов. Хочешь высказаться? Добро пожаловать в обсуждение. |
Преферанс — карточная игра. Появилась в Российской империи в середине XIX века, как игра небыдла, а конкретнее гусар. После этого активно форсилась интеллигенцией, в связи с чем приобрела культовый статус и породила огромное количество мемов. Для игры необходимы карты, бумага и карандаш, а еще мозг (впрочем, не слишком много).
Преферанс является коммерческой игрой, то есть игрой на деньги, в которой выигрыш или проигрыш определяется в бо́льшей степени умением игрока, нежели везением, в отличие от игр азартных. Однако в преферансе, ввиду всех подсчетов и расплат только по окончании игры, даже не каждого кона, деньги не являются элементом стратегии (в отличие от покера, например), что делает их необязательной частью игры. Тем не менее, при совке ездили в Сочи, на подпольные игры. Проигрывались не только машины и квартиры, играли и на женщин, и на самоубийство, я гарантирую это.
Содержание |
[просмотр] Правила преферанса
Правила достаточно сложны, для игры требуется бумага и ручка. Суть в следующем.
Для эстетствующих картёжников: играть могут и четверо, но тогда каждый кон один «сидит на прикупе» — сдает карты и пассивно наблюдает, за редкими исключениями в особых ситуациях. Знакомые с матаном не по наслышке, могут расписать пулю на пятерых и, теоретически, больше игроков, однако подсчёт достаточно сложен и для организации правильного порядка игры участников необходимо применять элементы комбинаторики. Месье знает толк в извращениях. |
В колоде 32 карты, играют трое. Каждому раздаются по 10 карт. 2 остаются на прикуп. Начинается торговля. Каждый игрок говорит сколько взяток он возьмет, если сам назначит козыря. Кто больше назвал получает игру и прикуп, после чего выкидывает 2 карты и объявляет сколько возьмет взяток и объявляет козыря в игре. Остальные пытаются оттяпать взяток себе и посадить играющего или не претендуют на взятки, отдавая свои карты в распоряжение вистующего, если таковой имеется. В случае недобора взяток играющим, ему пишется гора, и висты. Сумма зависит от типа заказанной игры и количества недобранных взяток. Если игра состоялась как заказано, вистующие пишут висты за свои взятки на игрока, а игрок сумму очков за сыгранную игру в пулю. Если они не добрали, то им тоже пишется гора, по количеству недобранных взяток.
Если в результате торговли никто играть не захотел, начинаются распасы. Задача каждого при них взять как можно меньше, козыря в игре нет. За взятые на распасах взятки очки пишутся в гору и не только (в зависимости от конвенций).
В случае когда у игрока по раскладу видно что он ничего не возьмет, он может объявить мизер, то есть игру с обязательством не брать взяток. При мизере два других игрока играют против и стараются заставить его взять хотя бы одну (а лучше больше) взятку. Если смогли, то они пишутся в гору в очень большом количестве. При сыгранной игре пишут 10 очков в пулю играющему.
После того как все набрали полную пулю игра прекращается и начинается расчет. Тоже происходит в случае прекращения времени игры.
[просмотр] Разновидности преферансов
Существует огромное количество правил и договоренностей. Части из них являются классическими, но встречаются и нестандартные версии. Примеры:
- сталинград
- обязательный вист при игре на взятки в 6 пик,
- темный мизер
- Возможность заказа мизера при невозможности смотреть в чужие карты.
Однако существует несколько классических вариантов.
[просмотр] Сочинка
Для данной разновидности характерен ответственный и «жлобский» вист. Поскольку вистование затруднено, считается «игрой против вистующего». Процесс игры характерен огромным количеством распасов. Зависит не в последнюю очередь от условий выхода из распасов: при жестокой схеме (6-7-8-8-8…) распасы в сочинке могут идти с десяток кругов, а пуля на 20 очков пишется шесть часов без перерыва, я подтверждаю это собственной практикой.
[просмотр] Ленинград (Питер)
Вист в данной конвенции полуответственный и «джентльменский». Соответственно, данная разновидность может рассматриваться как «игра вистующего». Гора обычно двойная, а пулька ограничена по времени. Распасы в Питере — штука еще более доставляющая, чем в Сочинке. В отличие от нее, они всегда прогрессирующие, то есть тяжесть анальной кары за каждую лишнюю взятку возрастает в арифметической прогрессии до третьего круга, потом остается постоянной. Алсо, в Сочинку некоторые играют с условием, что пасы после третьего круга внезапно кончаются сами собой, в Питере анонимусу такое соглашение не встречалось. Выход из пасов — только семерная игра. Алсо, в клубе гамблер.ру существует конвенция под названием «Жесткий Питер», она же ЖП, что как бы намекает… Прогрессия распасов — геометрическая, выход, начиная с третьего круга, только восьмерной игрой. На любителя. И еще, вследствие «джентльменскости» виста в Питере и в Ростове чуть менее чем на 91,53 % актуальны поговорки-недомемы: «Выпустил играющего — залез в свой карман» и «Нет хода — не вистуй». Они как бы говорят вистующим, что лучше договориться и действовать сообща, чем играть друг против друга.
[просмотр] Ростов
При игре на распасах прикуп не открывается. Взявший наименьшее количество взяток записывает определённое количество вистов на партнёров. Считается, что это игра для мастеров распасов. Альтернативная точка зрения — это просто более ответственная версия, ибо за невзятия в ростове тоже немало пишется, лучше девять на распасах чем без одной на шестерной. Зато нет дебильных «выходов с семерной из распасов», в результате игра играется, а не только распасы кругами ходят.
[просмотр] Классика
Самая замуренная и усложненная версия. Присутствуют разнообразные «бомбы» (удвоители результата), «темные» игры и торговля (до открытия карт) и прочее. Типа стратегия, еба. В реальности же вырождается в безответственный долбоебизм и соревнование, у кого гора будет не Эверестом, а всего лишь Пиком Коммунизма.
[просмотр] Определения в преферансе
Большинство преферансных терминов вошло в живой великорусский язык, и порядочно поигравшие люди пользуются ими в обыденной речи, даже не задумываясь.
Вист — единица подсчета. В преферансе нет фиксированных ставок выигрыша/проигрыша каждой игры. Стоимости игр, взяток и штрафов определяются в вистах, в них же производится окончательный расчет. При игре на деньги заранее назначается стоимость одного виста. Олдфаги помнят, что у студентов и научно-технической интеллигенции этого вашего СССР стандартная стоимость виста составляла одну копейку. При единовременном проигрыше/выигрыше порядка 300—500 вистов этого хватало на выпить-закусить той же компанией. У серьезных людей (в подпольных клубах или у железнодорожных профессионалов) стоимость виста доходила до 10 рублей. По дороге от Иркутска до Москвы можно было проиграть зарплату за весь геологический сезон. Или офицерские командировочные. При равномерных раскладах и примерно равной квалификации игроков играющие запросто могут закончить в ноль и остаться при своих. ИРЛ «набрать вистов» означает «улучшить свое положение, не будучи основным действующим лицом».
Всветлую/Втёмную (оно же Лёжа/Стоя) — варианты игры вистующего против играющего. Не применимо к распасам и мизеру. При игре всветлую все, кроме играющего, открывают свои карты. Если играющий заходит в данной сдаче первым, открытие делается после хода играющего. Такое бывает, если против играющего играет один вистующий (при двух вистующих всегда тёмная, при нуле карты вообще не кидают), и он захотел играть всветлую, а не втёмную; этот вистующий играет как своими картами, так и картами пасующего. Завершения сдач без кидания карт относятся к игре всветлую.
Мизер — игра, в которой играющий обязуется не взять ни одной взятки. Ударение в разных школах и сообществах ставится по-разному. Ловленный мизер — расклад, который при правильных действиях вистующих можно проиграть. Неловленный мизер — расклад, который при правильных действиях играющего не проигрывается. Пополамник — мизер, ловленность которого зависит от случайного угадывания вистующими сноса игрока, закрывающего одну из двух равноценных дырок. Угадали что снес — насовали, не угадали, или расклад-с не позволил продолбить именно ту дырку что осталась — сыграно.
Распасы́ — игра, от которой все отказались и в результате, каждый из участников не должен взять ни одной взятки, чтобы выиграть. Так как такого быть не может, игра заключается в том, чтобы взять поменьше, а другим напихать побольше. В некоторых случаях, не так то просто «выйти из распасов» и распасы занимают до 95 % игрового времени.
Марьяж — король и дама одной масти. Является 95%-ным гарантом одной взятки. Существует также advanced версия оного, при добавлении валета той же масти меняет свое имя на «трельяж». Армянский марьяж — король+валет, совершенно бесплодная комбинация. Для вистующего «армянский», напротив, достаточно перспективен. Особенно хорош, если дополнен «фоской» — какой-нибудь мелкой картой той же масти: при правильном использовании это практически гарантированные две взятки вистующего (при условии, конечно, что у играющего есть эта масть, либо комбинация — в козыре).
Паровоз — вариант, когда при мизере вистующие правильной комбинацией своих действий заставляют игрока взять не одну, а несколько взяток подряд, прицепами за паровозом — первой всунутой. Очень неприятно для него и положительно для вистующих.
Мельница — вариант, когда при мизере играющий берет взятки при заходе от разных вистующих. То есть, получил играющий взятку, потом отдает вистующим, да те заходом с другой руки опять заставляют его брать взятку. И так далее.
Вертолет — вариант, когда при хорошем раскладе вистующие так раскручивают игрока, что ему не достается никаких взяток, даже на, казалось бы, бесспорные комбинации (туз с королем — сколько взяток? Бывает что и ни одной). Берет один вистующий, потом второй, потом опять первый, опять второй… играющий только сидит и головой крутит с вертолетной скоростью, и ничего сделать не может. Особый цинизм имеет ситуация, когда это все начинается на (неудачном) ходе играющего, а не заходе из-за угла. Случается такое достаточно редко, ввиду крайней специфичности требуемых раскладов. У полных идиотов бывает при игре на «бескозырях» с чужим ходом и без всех тузов.
Сталинград — характерная для «ростовской» версии игра 6 пик на закрытых картах с принудительным вистованием. Все сидят в окопах не высовывая нос и играют против всех, а не вдвоем против играющего.
Канделябр — тяжелый многозарядный подсвечник. В особо запущенных случаях штрафы взыскиваются с его помощью.
Импас и Экспас — способ не дать взять играющему взятку в «вилке». Заключается в передаче хода вистующими так, чтобы играющий был второй рукой, а вистующий с «перебивающими картами» был последней рукой. После этого выход в данную масть с мелкой карты воспрепятствует взятию хотя бы одной взятки играющим для комбинации В-К либо не даст «дополнительной» теоретически возможной взятки на даму в комбинации Д-Т. Такой выход называется "прорезать". Иногда применяется и первым вистующим против второго, когда играющий является третьей рукой. Это хоть и не запрещено напрямую правилами игры, но за прорез "союзника" в реальной жизни бьют в морду, в интернет-клубах банят, а в играх с искуственным идиотом молча терпят.
Впустка — в некотором роде зеркальный к им-/экспасу приём: принуждение руки выйти так, чтобы вилка разыгрывающего впустку сыграла. Приём может быть достаточно длительным по розыгрышу (вплоть до восьми ходов — то есть все остальные карты, кроме вилочных) и обобщённо заключается в отборе других мастей для исключения альтернативных выходов, сносе нужных карт со своей руки и отдаче хода поциенту непосредственно перед впусткой для собственно осуществления оной. Вызывает рост ЧСВ у автора впустки н изрядный баттхёрт у жертвы, особенно если тем умыкается сразу две взятки и на гору вместо вистующего топает играющий поциент.
[просмотр] Меметичность преферанса
Сама игра породила огромное количество поговорок и анекдотов на тему игры. Чаще всего поговорки в легкой и доступной форме говорят о том как в него играть, а анекдоты как не надо
[просмотр] Поговорки
- Два паса — в прикупе чудеса
- Хода нет — ходи с бубей'. Нет бубей — ходи с червей!
- Не можешь посадить играющего — сажай вистующего!
- Две бубны — не одна бубна. Реакция на прикуп. Может быть, в принципе, любая масть. Употребляется игроком, когда в прикупе две малки одной масти. Вариант открытого издевательства: «две восьмёрки — не одна восьмёрка». На высшей ступени своего развития эта фраза звучит так «две карты — не одна карта».
- Пика и трефа приходят к нему — и то и другое ему ни к чему. Масти могут быть любыми. Употребляется вистующими, когда они считают что прикуп игроку не подходит, либо просто приходят две малки.
- Под игрока с семака, под вистующего с тузующего.
- Взятку сносить — без взятки оставаться
- взятку снесть — без взятки сесть.
- На четвертого валета не закладывайся!
- имеется в виду редкий расклад, при котором играющий недобирает одну взятку. Можно на него заложиться, то есть эту взятку недозаказать, но это ведет и к потере потенциального своего профита и к потерям у недобравших взяток вистующих. То есть, четвёртый валет таки бывает, но с учётом его малой вероятности[1], матожидание выигрыша будет выше, если не заложиться. Во имя матанной справедливости стоит заметить, что чем выше контракт — тем выше шанс появления четвертого валета.
- Лучше семь на шестерной, чем шесть — на семерной. — аналогично предыдущей, лучше не рисковать и взять «верную» игру
- Дама бьется и своя, и чужая.
- Кто без меры залупает — без шести свояк играет!
- Полковник был большая сука — он пасовал при трех тузах. Ему придумана наука — он девять взял на распасах.
- при этом таки заявивший игру с огромной вероятностью отдаст взятки на этих тузов и сядет.
- Его пример другим наука — он восемь взял на распасах.
- А начальник станции Жмеринка в таком случае поступал по-другому. «Я не в жмеринке родился», намекает на байку про начальника станции Жмеринка, которого немцы расстреляли за пасы с тремя тузами.
- Как говорила Маша Защёкина, надо брать.
- Знал бы прикуп — жил бы в Сочи, пиво пил и не работал
- Объявление на сочинском пляже: «Граждане отдыхающие! Не играйте с местными в карты! Они таки живут в Сочи!»
- Кто играет шесть бубён — тот бывает наебён.
- Кури больше — противник дуреет.
- На девятерной вистуют попы и студенты, первые от жадности, вторые по бедности.
- На девятерной вистуют только лётчики и студенты, лётчики - потому что отважные, студенты - потому что всё равно терять нечего
- при висте на девятерной вист всегда ответственный и риск получить в гору достаточно высок.
- Лучше друг без двух, чем я без одной.
- Карта — не лошадь: к утру повезёт.
- Нет повести печальней в мире, чем козыри «четыре на четыре».
- Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.
- Нет расклада хуже в мире, чем четыре на четыре
- На распасах — хватай своё: а то не дадут..
- смысл в том, чтобы на распасах взять сразу взятки, от которых не отвертишься, тем самым снести у других игроков неприятные для тебя масти и больше взяток не брать.
- Карта слезу любит.
- Я несу бубну - и покойничек несёт бубну… Может упоминаться любая масть; перекочевало из кошерного анекдота, см. следующую секцию
[просмотр] Анекдоты
— Что сложнее играть в очко или преферанс? |
Озадаченный Ржевский, после розыгрыша сдачи спрашивает: |
Играют два гусара и поп. Поп заказал восьмерную (обязался взять 8 взяток), а взял семь. |
— Поручик, почему не сыграл мой козырной туз? |
Вовочка приходит в школу с подбитым глазом. Диалог с Мариванной:
|
Мойша взял на мизере 7 взяток и умер от инфаркта. На его похоронах двое беседуют: |
— Ну что, подсудимый, рассказывайте как дело было.
|
Почетное место в нашем музее занимает паровоз, который Ленин получил на мизере в Шушенском |
Человек в сберегательной кассе снимает все деньги с книжки — довольно значительную сумму. |
|
[просмотр] Виртуальный преферанс
Разумеется, с развитием компьютеров преферанс не мог не переехать с бумажных карт и записи в недра программ. Существует масса вариантов, от программок позволяющих автоматизированно, а не на бумажке, вести запись, до полноценных виртуальных игровых клубов, с игрой на вполне реальное хоть и элеткронное бабло.
[просмотр] Игры с искусственным идиотом
Во времена незагаженных Windows-ом компутеров любимым способом занять у небыдла процессорного времени был эмулятор преферанса — Марьяж. Последняя версия игрушки вышла в знаменитом 1995 году в версии 3.20. Алгоритмы были весьма неплохими и позволяли с успехом коротать время без наличия трезвой компании, впрочем, компьютерный противник часто подозревается в мошенничестве - типа согласованная игра на распасах, наглое подсаживание вистующего и так далее. Правда ли это - мы никогда не узнаем. В дальнейшем появилась версия и для самой популярной ОС. Последний релиз изваялся ровно 10 лет назад под биркой 2.3. Качается с оффсайта. С других сайтов можно скачать версию 2.44 от 2005 года.
Для любителей карманного формата были изданы модификации, базирующиеся на тех же алгоритмах, но c другими косяками — PocketPref. Для palm игра навсегда застряла на версии пре-альфа для PalmOS 4.x (под пятеркой тоже работала). CE-шникам повезло больше: последняя версия датируется аж вчерашним 19.12.2007 и превосходно работает под современные модели КПК. Версия для IPhone доступна бесплатно в AppStore под завораживающе оригинальным названием iPref. Мудрость программы тоже завораживает — возникает ощущение, что своих денег она не стоит.
Для Linux (впрочем, и для маздая) существует на редкость кривой openPref. Проект вроде бы жив и даже шевелится.
[просмотр] Примечания
- ↑ При длине масти у играющего равной четырем вероятность расклада 4:0 у вистующих порядка 1/8, не такая уж и маленькая.