Личные инструменты

Amiga

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
A long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
Амига-тан Вонючка Сабрина, фурри-маскот Амиги.

Amiga (исп. подружка) — по одним данным, недостающее звено между консолями и ПК, по другим — тупиковая ветвь развития компьютеров. Так или иначе, это — вымершая счетная машинка, которую помнят и чтут олдфаги.

Содержание


[править] История

Логотип AmigaOS. Автор лого и маскота — один художник.
разводка A1200. Кто найдёт процессор — тому печенька.
1982 год.

Генсеки радостно сменяли друг друга. Майкл Джексон был чёрным, логотип apple — цветным, а спекки пугливо поглядывал на своего потенциального покупателя. В тёмных подвалах скромного города Лос-Гатос группа из 4х нердов готовила очередной переворот в компьютерной индустрии.

1985 год.

Прошло каких-то 3 года. Фирма Commodore показывает миру "мультимедийный" компьютер, - с человеческой графикой и цифровым звуком. За 2000 долларов. IBM со своими более слабыми аппаратами за 4000 начал смотреться уже не так. Но в два раза более дешёвый Atari ST смотрелся прекрасно, и до 1987 года обделывал мажорную Амигу чуть менее, чем полностью.

1987 год.

Amiga 500. Слегка мощнее, в 3 раза дешевле. Народ пугался и ожидал подвоха. А его не было. Был выпилен сопроцессор, но оперативная память удвоилась.

Amiga 2000 Вот тут — первый фэйл. За 2400 енотиков — производительность почти та же. Оказалась на 400 шкурок дороже обещанного. Зато выросла в габаритах, стала более расширяемой. Всё же стала популярна на телевидении (особенно в элитарной комплектации 2500) благодаря возможности установки видеокарты, и смогла дотянуть фирму до производства…

1990 год.

Amiga 3000. Новый чипсет, до 18 мб памяти на материнке; из них 2 из коробки, Motorola 68030. Скайзёвый хард на 100 мб., матсопроцессор. Совместимость со старым софтом и железом. Софтварно — AmigaOS2.04, Появился браузер. Коммерчески успешная модель, но…

Amiga 500+ и урезок Amiga 600 бросили ещё по щепотке земли на перспективную могилу, ибо много возвращалось в магазин по гарантии — так как не шли некоторые игрульки. Кстати, сейчас с помощью паяльника и программатора их можно запустить. Собственно 1990 год, когда неотвратимый закат Amiga и Commodore начал проглядываться, - из-за возрастающей со всех сторон конкуренции в своём секторе, они держались там только по инерции.

1992 год.

Вплоть до 1992 года домашние модели Amiga были технически теми же, что в 1985 году, и устаревшими года на 3. И вот появляется Amiga 1200 с новым CPU и 8-битной графикой. По начальной задумке, машина на голову должна была опережать типичные ПЦ (к моменту выпуска в 1992 уже не опережала), но люди делавшие первую Amiga ушли ещё около 1987 года, денег было жалко, и как следствие разработка и начало производства машин слишком затянутулись — очередная маркетинговая промашка. Из-за значительно более низкой цены, чем рвущий всех к тому поменту ПЦ, при приличных параметрах и совместимости с старым софтом, - модель пользовалась неплохим спросом (продано около 2 млн. штук). Неуместные удешевления: слабый блок питания (как следствие нестабильная работа в случае установки акселератора или HDD), относительно слабый 8-битный звук, слабый CPU (в надежде на докупку расширения потом), медленная память на simm.

1993 год.

Выпуск игровой консоли CD32 (по сути 1200 + cd-rom), для которой вместо эксклюзива делались в основном переделки игр 1200 с добавлением мультиков, цифровой речи и музыкальных cd-треков, что народ мало впечатлило (особенно на фоне прогресса ПЦ). Аппараты продавались всё ещё неплохо, но было уже слегка поздно — комодору светил кирдык.

1994 год.

Могила вспучилась под набросом грунта. Модели 1200/4000 были снесены с полок покупателями через пару дней после развала фирмы. Позднее были вялые старания производить 1200 другой фирмой, но рынок тру-фанов оказался маловат. Платы расширения, журналы и новый софт продавались до конца 1990-х.

[править] Вины и фэйлы

b
1985. Презентация первой коробочки. Интересна примерно с 3й минуты.

Яркой звездой позволяли гореть наработки начинателей фирмы. Как то:

  • Умопомрачительная расширяемость и масштабируемость ("При установке акселератора, штатный процессор отключался и работал более быстрый на акселераторе"; "в Амигу можно было вставить аппаратные эмуляторы PC и MAC, и запускать софт всех платформ одновременно на одной машине, в т.ч. подключать неродную периферию".)
  • Впечатляющие производительность и инновационность.
  • Низкая цена. Почти всегда.
  • Винрарный софт. чего только один Directory Opus 4 стоит. Или тот же Deluxe Paint. Или...
  • Оригинальная разводка элементов.
  • Ударостойкость и защищённость.
  • Работа в вакууме.

Ну, и минусы:

  • Commodore боялись вылезать на рынок серьезных машин и позиционировали амиги как домашние компьютеры и игровые приставки. Пытались развить её в этом русле. Маркетологи в упор не замечали, как радостно и с каким хрустом расходится серия дешёвых и в меру мощных аппаратов с «мультимедианаворотами», которых нет у ближайших конкурентов: Эпла, ПЦ, Атари.
  • Неумеренные попытки удешевления производства экономией на гвоздях. Виноваты те же.
  • Редкость и незначительность обновлений модельного ряда (самый прогрессивный чипсет "AAA" так и остался на бумаге, после банкротства патенты перекупили и многие наработки всплывали потом в ПЦ железе: plug&play, pci, видяхи).
  • Закрытая проприетарная ось.
  • Экспериментаторство.
  • Неопределённый рынок.

Печальный вывод: технически — вин, экономически — фэйл.

[править] Архтектура и фичи

Разводка компонентов позволяла практически не нагружать центральный процессор. Компенсировалось обилие чипов тем, что половина контроллеров внешних устройств докупалась отдельно. Производительность не завязана на частоту системной шины. Мотороловский процессор изначально 32битноинструкционный. Кстати, Джобсу обилие железячек пришлось по нраву.

РСшные компоненты работают в основном недокументированно, и драйвера под них (в большинстве случаев) приходится писать руками. Либо использовать линукса.

Режим w:HAM: коротко - сохранение информации (или её части) о выводимом ранее на экран цвете. При достаточно среднем штампованном железе позволило выводит на экран тысячи цветов (правда, слегка замедленно).

w:IFF: то, откуда произрастает множество популярных форматов файлов. Да, и word'97 тоже! Эх, небо было тогда зеленее, трава краснее, а Electronic Arts не занимались производством всяких крысисов... (спойлер: Кстати, название формата легонько намекает на yiff :3)

Операционка: модульная (да, её можно собирать! Правда, не из исходников, и не всю — хэндлеры неизменябельны). Не просто многозадачная, но и с распределением потоков (мультитаскингом) — зависшее приложение обычно не вешает всю систему. Подобное появилось значительно позже в полуосе.

Kickstart: Влезает в полмегабайта пзу, и вмещает в себя (за вычетом гуя) 80% работоспособной системы: оконный менеджер, Exec (да, многозадачность) и AmigaDOS (для работы с файловой системой). Опционально - драйвера IDE/скайзи/Cd приводы. DVD не поддерживались (по крайней мере, пока я интересовался).

AREXX — язык программирования. Позволил реализовать высокую интегрированность и активное взаимодействие программных компонентов. Например управлять гуевыми приложениями из скриптов или связывать между собой несколько гуевых приложений.

Файловая система: Является одним из хэндлеров. Т.е. можно написать хендлей любой файловой системы, как в линухе. И всё же, запиленая независимым программистом фс PFS3 вполне няшна (хотя и требует апгрейженную А1200). По виду (на первый взгляд) достаточно похожа на линуксовую, поддерживает длинные имена файлов с самого начала.

Autoconfig: известен вам как Plug and play. Любая вставленная плата автоматически конфигурируется на оптимальные настройки/скорости шин, пользователю надо только сунуть драйвер.

Оперативная память: Очередной трактор. Изначально памяти ставили мало (Chip-RAM), но все спецпроцессоры имели к ней прямой доступ, за счет чего делали свою работу по вводу/выводу, звуку и видео сами, не дергая центральный проц, плюс работа с памятью ускорялась с помощью блиттера. Перенято современными видеокартоделами. Потом стали ставить быстрые процы и много памяти (называемая Fast или Fast-RAM), она представляла собой оперативку компьютера как на ПЦ, с доступом только для проца.

Графика:

  • Больше цветов и большая скорость, чем у конкурентов: Атари, cga/ega на ПЦ.
  • Поддержка обдолбаных разрешений - скорее баг. Или вы хотите работать на 1280х200х4? :3 Особенность ECS чипсета при подключении через NTSC. Кстати, оно ещё и работает медленно.
  • Warp3D — аналог DirectX. Можно запускать 3D графику на 040 процессоре.
  • Насчёт фильмов: на стандартной не хватает проца, а на расширенной, да с быстрой видяхой - можно смотреть DVD.
  • Плохая поддержка компьютерных мониторов набортным видео. 80% софта затачивалось под телевизор :3 А виной тому - например, чересстрочная развёртка и те же траблы с чипсетом. Есть хардварные костыли разного ценового уровня (scandoubler, syncdoubler(встроен в А3000, например), flickerfixer).
  • Кстати, не помешает поставить CyberGraphX — результат должен порадовать.

Система питания: Немного интересного — лучшие БПшники использовались на самых бросовых моделях Амиги (А500+/А600). Суммарная мощность по +5 и +12 почти на 65 ватт (хотя - не думаю, что сегодня они столько выдадут. Электролит же!).


сеть:

  • Идут многие старые драйвера от линуксов. По крайней мере, на 3.9. Нуфф сэйд.
  • Браузер: есть пяток разных, но ужасно устарели. Есть один новый, умеет почти все нужное. Плюс кто-то там пилит Firefox под 4.0 ось.
  • mail, irc, jabber, ftp и проч.: куча клиентов с конца 90-х.

Геймпады: Без перепайки можно подключить джойстики от Amiga/Atari/Commodore/Amstrad, с паяльником - от старой сеги. Можно включить 2 джойстика. Или 2 мыши. [[|]]

[править] AmigaOS

94й год.

Неплохо оптимизированная закрытая система с весьма оригинальными (на то время) подходами.

  • 1.* — Несмотря на всю винрарность(Autoconfig, оконный интерфейс), не представляет особого интереса до версии 1.2\1.3 (появилась возможность бута с харда и поддержки сигнала PAL). Проста, как валенок, но зато — надёжна и с малым количеством фэйлов. Ах, да — Intuition + Workbench! То, о чём дософаги мечтали ещё лет… 5.
  • 2.* — до 2.04 сырая, начинается поддержка IDE. 2.1 может быть русифицирована (не официально). Из коробки идёт только английский (ISO 8859-1), есть портированные 866, 1251, КОИ,ГОСТ и велосипедообразный DM.
  • 3.* — 3.0 — последняя, созданная Коммодорами. Далее права переходят фирме ESCOM. С 3.5 официально русская (1251).
  • AmigaAnywhere (Амига Итутсойдёт) — переписанная на C с нуля система. Очень портабельна. Очень совместима. Шустра и занимательна. Хотели продвигать ее на мобильники. Но в живых ни кто не видел.
  • AROS — открытая ось, основанная на API третьей версии, заточена преимущественно под x86. Полностью совместима с AOS 3.x на уровне сырцов. До сих пор активно развивается, под неё портированны многие проги от старой амигаоси.
  • MorphOS — то же самое, только коммерческое и заточенное под PPC-платы и компы типа Pegasos и Efika. Отличалась чуть большей продуманностью, стабильностью и поддержкой производителя. Недавно портанули на старые мак-мини. В последнее время почти не развивается.
  • 4.* — Переписана под PowerPC. Эмулирует мотороловский процессор для совместимости со старым софтом. Поддерживает многие современные плюшки типа Cairo, комопозитинга и прочего 3D. Развивается, выходит новое железо специально под нее.

[править] Что сегодня

PowerPCшная хтонь. Интересна, но не шокирует.

С начала этого века энтузиастами и сочувствующими им фирмами было создано десяток моделей PowerPC мамок. И продолжают. Но мамки все ATX/miniATX, под стандартные корпуса, стандартную ПЙ периферию, по этому возбуждает поменьше классических моделей. Продаются по заоблачным ценам, ибо мелкоопт и разработка голодными фанатами. Фанаты же пилят Морфос и АОС 4.*. Старые игры/программы запускаются через эмулятор, что очень радостно сказывается на производительности. Да и труёвости, чего уж там. Но упорство не профукать платформу и работать в привычной оси зашкаливает, макоебам и не снилось.


Про платы расширения отдельно:

Не смотря на то, что классику с момента банкротства уже пятнадцать лет ни кто не выпускает, задроты все делают и делают для нее периферию: акселераторы, скандаблеры, звуковухи и прочую.

Если хочется максимальной мощи в классике надо впилить Blizzard PPC. Заодно на него можно поставить крутую видяху BVision. И вся эта балалайка уместится в формфактор клавиатуры без паяльника. (тут будет его фото). (а тут описание частей).

Альзо, современная PowerPCшная амига все равно будет в 6 раз быстрее.

В эту статью нужно добавить как можно больше PowerPC, контроллеров и всяческих железячечек.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.

[править] Фэндом и поклонники

Либо ностальгирующие пенсионеры — либо молодёжь, обладающая познаниями в хардварной сфере. Заодно требуется обладание лишних сотен тех самых енотов. Сегодня полностью собранная топовая классическая Амига (1200/4000) стоит как геймерский ПЦ. А в переводе на наши деньги и в нашей стране...

Для ценителей искусства ещё более интересны провальные и редкосерийные модели; По ценам на Ebay не уступают этим вашим Вудам.

При жизни коммодора сделали официальный клон Unix SysVR4 - Amiga Unix, позже был портирован какой-то старый Дебиан.

От нефиг делать были портированы ходовые ПЦ игры Doom, Quake 1-2, DukeNukem 3d, Descent 1, Freespace, MYST, и еще масса хитов той эпохи.

[править] Мемы и интересности

b
Ролик от создателя маскота. Пропитан НЕНАВИСТЬЮ и БАТТХЕРТОМ к Mac и x86. И при чем тут Portal?

25.04.2006 — /b/ форчана был переименован в workbench 1.3 и получил соответствующее оформление.

Guru meditation — сообщение об ошибке. Связано с тем, что до этого фирма производила геймпады, на которых нужно было, например, с умным видом сидеть как можно дольше. Гуру, да.

Сабрина

Создатель логотипа AmigaOs является одним из самых старых и закостенелых фурфагов. В настолько запущенной форме, что сие вылилось в визуальную новеллу, в данный момент более 550 страниц.

Сабрина — нерд и меганекко, не тролль, но лжец, и, до какой-то страницы, девственница. Доставляет своими штанами, повторяющими окрас меха, из-за которых кажется, что на ней нет ничего ниже пояса (пруф выше). Любит собирать модельки трансформеров. Имеет перк "Butthurt Chemical Gun", представляющий из себя подвешенный под хвостом баллончик с газом. Работает в пронстудии админом сайта/дизайнером, её бойфренд — в техподдержке М$.

См. также

[править] Галерея

[править] По теме

[править] Ссылки

Источник — «http://lurkmore.ru/Amiga»