S-90
Материал из Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
Radiotehnika S-90, а также S-90, S90, Ы—90 (а также 35АС-012/013/015/016) — расово советские аудиоколонки производства Латвийской ССР. Выпускались в различных вариантах с конца 70-х годов. К середине 90-х производство заглохло. Это самые массовые советские колонки, но далеко не самые лучшие. Радиотехнику покупают или нищеброды, либо радиолюбители, либо пираты, торгующие дисками на базарах, либо школьники для своей бумц-музыки mp3.
Содержание |
[править] История рождения
Начало было вот таким: http://rw6ase.narod.ru/000/rez2/35as1.html
[править] Про что шум?
Начать следует издалека. В отличие от загнивающих капиталистов, советский человек никогда не был избалован изобилием хороших, годных товаров. Что-нибудь такое всегда приходилось доставать, стоять в очередях, переплачивать, будь то мебельный гарнитур или машина. Не была исключением и отрасль звукотехники. Политика была простая: колбаса и молоко должно стоить очень дёшево, чтоб купить могли все, а восстанавливать баланс будем на предметах роскоши, завышая цены. На момент их появления данные колонки были пределом мечтаний для чуть менее, чем всех, кто слушал музыку в СССР. Ещё бы: трёхполосные, частотный диапазон от 31,5 Гц до 20 кГц, номинальная мощность 35 Вт, паспортная — аж 90. Однако стоила радость аудиофила недёшево: 300 рублей за пару (2 зарплаты инженера, однако!), а ведь ещё нужен был усилитель, вертушка для пластинок и прочее: эквалайзер, магнитофон, тюнер по вкусу. Поэтому у многих олдфагов осталась голубая мечта заиметь что-нибудь этакое. Впрочем, не вдаваясь в подробности, можно сказать, что сейчас есть в продаже заметно более компактные (от 73 до 80 литров), красивые и, главное, качественно звучащие акустические системы. А S-90, хотя каг бэ и относятся к нулёвому (высшему) классу, даже в своё время были в плане качества крепкими середнячками, этакой рабочей лошадкой. Колонки производились очень массово, и это сказывалось на качестве: нередко случалось, что правая колонка звучит не совсем так, как левая. А всё потому, что всё больше колонки эти продавались поштучно (в 1982/83 — парами, правая/левая с зеркальным расположением динамиков и органов управления), на что как бы намекает нам одностороннее расположение динамиков на ЛК\ПК и ценник. Поэтому можно было купить одну колонку, собранную в понедельник утром, а другую — собранную в пятницу 31 декабря вечером. Но пипл хавал, выбора особо не было.
[править] Тюнинг
Любой школьник, долго предвкушая радость от мегабасов и наконец приобретя сабж, начитывается в интернетах про модификацию и начинает бредить улучшением (в основном в виде замены проводов на аККустические и покраске сабжа серебрянкой). Хотя руки, как правило, имеют повышенную кривизну, поэтому в лучшем случае дело заканчивается, не начавшись, а в худшем — на выходе получаются убитые в хлам в звуковом плане колонки, которые теперь годятся разве что как подставки для другой акустики. Обладатели же более прямых рук много чего перепаивали и перепиливали, получая в итоге действительно хорошие колонки, в которых от S90 оставался разве что шильдик.
А еще в них можно выращивать травку в небольших количествах.
[править] Слабые места
- Считается, что у S-90 слабое место — это ВЧ-динамик.
- Мегабасами можно сдуру порвать и НЧ-динамик. Хотя тут надо постараться.
- Поганая внутренняя разводка тоненькими проводками на коннекторах.
- Отвратительный среднечастотник. Курить журнал «Радио», номер 8 за 1987 год, и 5 — за 1995. Статьи — маст хэв для владельца данной акустики.
- Бубнят на низких частотах — маловат объём корпуса для низкочастотника.
- Колонки хорошо собирают пыль за решётками динамиков и в фазоинверторе.
- Углы бывают оббиты, стыки расходятся, дно подгнило, полированные бока и крышка потёрты, поцарапаны от нелёгкой жизни у торговца кассетами в 90-е…
- Вокруг колонок заметное магнитное поле.
- Решётки на динамиках, хотя и защищают бумажные диффузоры от детей, вносят только минусы в звук. А будучи выпуклыми, ещё и здорово мнутся даже при небольшом усилии.
[править] В интернетах
На многих аудиофильских форумах периодически возникают срачи типа «Советская акустика vs буржуйская». Обеими сторонами приводится куча разнокалиберных аргументов, ссылок на взаимоисключающие обзоры и тесты, на другие форумы. Таким образом, тема очень вкусная. И эти ваши S-90 играют не последнюю роль. Кроме того, на любом таком форуме можно встретить тему а-ля «Переделка S-90».
S-90 также порой упоминается на башорге ещё и ещё и на IT Happens.
[править] Современный взгляд
Поскольку сабж можно заполучить на рынке за копейки или в гараже у соседа за бутылку, колонки являются безусловным лидером в номинации качество (невысокое)/цена (вообще мизерная).
В интернете средняя цена за пару — 2000 рэ, на радиорынках и у барыг — 3000. Хотя возможна ситуация, когда в заваленном старьём павильоне радиорынка усатый дедок-аудиофил с хитрой рожей, мнящий себя великим знатоком тёплого звука, будет ломить и 5, и 6 штук. А резонное замечание, что эти колонки столько не стоят, воспримет как личную обиду. С такими эстетами разговор короткий.
Как правило, после покупки колонки требуют основательной чистки, покраски решёток и прочего обслуживания.
Если всерьёз говорить о звуке, то можно сказать следующее. Из достоинств — со всей дури шлёпающие басы (радость объебоса), которые и не снились китайскому сабвуферу из креативовского наборчика, общая мощность более чем достаточна. Из недостатков — бас гулкий (заметно устраняется путём установки колонок на резиновые ножки (резина - классический виброгаситель), можно с пружинами, или на ножки-«иглы», если пол твёрдый и не царапается, хотя кардинально точность баса этим не повысишь; можно еще заткнуть фазики, но тогда пропадет эффект объебоса), средние частоты лишены той чистоты и прозрачности, которую дают действительно хорошие колонки, высокие частоты цыкают из-за неудачной конструкции динамика. Хотя не бойся, мой юный друг, на твоей встроенной реалтековской звуковой карте, через которую ты слушаешь тектонику и рэп в 128 кбит mp3, этих недостатков всё равно не заметишь. И этого тоже не услышишь.
[править] Брать или не брать?
Итак, предположим, ты вдруг захотел совершенства, решил улучшить своё звуковое окружение с маленьких настольных пищалок до чего-то тёплого, услышал про Радиотехнику S-90, загорелся и решил достать себе эти колонки. Надо ли?
Сначала надо сказать очевидное. Во-первых, предела совершенству нет. Но некоторые не могут понять эту простую вещь и тратят деньги на всё новые и новые звуковые примочки. Стоит ли становиться на столь пагубный путь? Во-вторых, если денег достаточно, то можно перешагнуть через эту ступень и купить сразу что-то хорошее. А вот если нет, либо с карманных денег трудно накопить, либо вдруг возникло непреодолимое желание поковыряться в заднице паяльником, тогда дальнейшие строки — для тебя.
- Если сейчас у тебя компьютер со встроенной звуковой карточкой, и настольные маленькие колонки-подзвучка — брать однозначно стоит.
- Если у тебя настольные дешёвые колонки 2.1 (с сабвуфером), брать также стоит.
- Если у тебя бюджетная система 5.1 на 100500 Вт, используемая с компом или DVD-плеером, то, вероятно, брать стоит — теряем только крутой внешний вид и объёмный звук 5.1, который мало кому нужен, а приобретаем более глубокий деревянный, а не пластмассовый, бас, звук без хрипов на большой громкости и высокую мощность системы.
- Если у тебя уже стоят колонки типа Microlab SOLO 7, либо ещё лучше — брать не стоит: особо ничего нового не услышишь. В этом случае, если хочешь тёплого лампового звука, копи бабло на нормальную звукотехнику. Кстати: за те же 4-6 т.р., в которые обойдётся система из пары S-90 и усилителя, можно купить весьма кошерные аудиофильские наушники, которые будут звучать лучше любых колонок за человеческие деньги. Яндекс. Маркет рулит.
- Если требуется озвучить какую-нибудь конференцию или выступление в не слишком огромном зале, и нет требования к кошерному виду колонок — в этом случае S-90 также суть годный вариант. Если что, колонки можно спрятать за занавеской или обтянуть тканью, чтоб скрыть их пролетарское происхождение.
Во всех случаях желательно заиметь дискретную звуковую карту, хотя бы на VIA Tremor за 250 рублей, потому что встроенная частенько звучит грязно, с передискретизацией, дребезгами и искажениями, особенно для уха, привыкшего к качественному звучанию. Хотя бывает, что ничего, терпимо.
И ещё пара слов.
Вместе с колонками необходим усилитель. Его не имеет смысла брать новый и дорогой, разве что потешить ЧСВ — качество звучания системы в данном случае на 90% определяется последним звеном, то есть акустикой. Он не будет звучать лучше, чем какая-нибудь советская «Радиотехника У-101» (первый класс) или ламповый «Прибой-50-УМ». Лучший вариант для этих колонок по цене/качеству — советский усилитель нулевого класса: «Бриг/Барк У-001 Стерео», Корвет-068, Одиссей, Орбита, Амфитон, Эстония. После улучшения колонок можно поулучшать и усилок, ибо за столько лет появилась масса микросхем усилителей (но лучше в отсутствие специальных знаний этого не делать, ибо есть шанс неиллюзорно ухудшить качество звука и получить нестабильную самовозбуждающуюся лабуду). За этим — на нормальные сайты (gaw.ru - эпичный пример, или irbislab.ru), где тусуются нормальные разработчики, а не гуру с терминальной стадией ФГМ вроде вегалаба, клячина и, не дай Б..г, datagor.ru и прочей подобной пионерии. Как годный вариант -прикупить недорогой б/у импортный, в этом случае будет дополнительный плюс к ЧСВ владельца. Мощнее 50 Вт (RMS) на канал обычно не требуется, этого и так хватает для того, чтобы стены и пол начали трястись, но если комната большая и соседей тебе совсем не жалко, усилитель лучше поискать на 50 Вт и больше. Но не забывай, сколько лет твоим S-90, не насилуй чрезмерно. Советские усилители имеют лишь один по-настоящему существенный недостаток - низкая надёжность, особенно при использовании на пределе. Ломаться будет, и будет довольно часто... Так что подыщи заранее мастерскую с дедком-электронщиком.
Аудиокабели можно купить готовые, а можно и распаять самому. Нормально работающий аудиокабель между компом и усилителем получится из витой пары, а кабели между усилителем и каждой из колонок — из силового медного провода сечением не менее 0,75 мм² (лучше 1,5 мм² и больше, особенно если линия длинная, когда колонки далеко от усилителя - вспомни формулу из физики, определяющую сопротивление проводника в зависимости от его длины, сечения и материала).
Если первый опыт покажется удачным, можно в дальнейшем купить ещё пару S-90 с усилителем и сделать квадрофоническую систему.
Обрати особое внимание на подвесы диффузоров в среднечастотном и низкочастотном динамиках, вплоть до того, чтобы посветить фонариком или снять решётку. Подвес — это круглая резинка по краю динамика, на которую приклеен диффузор, и благодаря которой он так эффектно дёргается в такт басам. Так вот, эти резиновые кольца должны быть родными, из чёрной, плотной, холодной и гладкой резины. Если динамики переделывались, и подвес внезапно из пористого говна, либо на нём есть неровности, следы клейки, шершавости от обработки наждачкой — продавца надо послать на йух, ибо диффузор оторвётся через месяц слушания митола. Сохранившийся хороший, годный подвес из резины надо аккуратно помазать силиконовой смазкой. Не автомобильной в баллончике, а купленной в пузырьке в магазине радиодеталей. Известна как ПМС-100. Силикон продлевает жизнь резины в over 9000 раз, делая её мягкой.
Итак, если ты решил приобрести сие рижское чудо, знай:
- Существует куча основных вариантов исполнения: 012/013/015/016.
- Есть модификации на 4 и 8 Ом, соответственно, нужен подходящий по импедансу усилитель. На 35-50 Ватт хватит с головой, чтобы вызвать головную боль у соседей.
- Колонки эти здоровые, в твою маленькую комнату впишутся, но со временем могут тебя выселить.
- Будь готов поработать
рукаминапильником, приводя сабж в более-менее кошерный вид. Плюс — при желании может понравиться работать с деревом, и соорудить для них новый, гораздо более кошерный корпус, например. - Это не мониторы ближнего поля, и не напольники, инфа 100%. Если хочешь слышать то, что было задумано конструкторами, а не цыканье ВЧ-динамика и буханье басовика в лицо, то колонки должны стоять минимум в полутора метрах от тебя, а не как на картинке справа. И на возвышении 40-50 см, скажем, на табуретке. Вообще, правильная расстановка колонок в комнате делается опытным путём и заметно влияет на звук.
- Магниты в динамиках весьма мощные и никак не экранированные. Если оставил поблизости от колонок ЭЛТ-монитор (телевизор), дискеты, видео/аудиокассеты, компас или иной магниточувствительный хлам — не сомневайся, им уже пиздец. Приобретай более продвинутые девайсы (или не размещай рядом ничего из вышеперечисленного).
- Не стоит зацикливаться именно на S-90. Хорошей, годной, но и (гораздо) более дорогой альтернативой из ассортимента продукции бывшего СССР будут: Эстония 35АС-021 (одна из лучших советских по звучанию), Металлотроника (Электроника 50АС-061М, 75 или огромная 100АС-060/063 с тремя динамиками и металлическими диффузорами из вспененного никеля), Корвет/Кливер 75АС-001, 35АС-208/028. Остальное в своей массе — шлак похуже самих 90.
- Соседей не жалко?
- Может, лучше таки купить что-то из современного за почти те же деньги?
- …
- А смысел?
[править] Ближайшие родственники
В середине 80-х годов появилась достаточно годная разновидность S-90 под названием "Орбита 35АС-016" (в интернетах сие поделие так и обзывается - Орбита S-90). Суть заключается в том, что конструкторы из Нерезиновой спиздили с S-90 набор динамиков и запилили их в другой корпус, с более низкой резонансной частотой, что позволило улучшить воспроизведение НЧ. По слухам, впоследствии заменили и ВЧ динамик на более годный, отчего исчезло "цыканье". Алсо, колонки в последней версии отличаются отсутствием нафиг никому не нужного аттенюатора, (который при первой же "модернизации" обычно выпиливается счастливым обладателем S-90 прямиком в мусорное ведро) и был перепилен разделительный фильтр. Также бесспорным плюсом является то, что у этих колонок есть ножки для установки на пол. Из минусов следует отметить то, что корпус оклеен галимым ламинатом (а не шпоном как у оригинала), а в дырках фазоинверторов собираются тонны пыли, выковырять которую оттуда, не разбирая колонку, в силу малого диаметра дырки достаточно проблематично.
Аффтар сего и еще парочка анонимусов заявляют, звук сие чудо издает вполне годный, по крайней мере нет никакого отвратительного бубнения, да и на ВЧ звук вполне сносен. Впрочем для надроченного уха все колонки серии 35АС - одно говно. Но ты же собрался слушать музыку, а не выискивать искажения, не так ли?
Однако и тут есть подстава - с 1993 года колонки по неведомой причине стали выпускать без фазиков, отчего басы, разумеется, ухудшились. Поэтому, если ты решишь купить эти колонки, обрати внимание на наличие оных, а в случае их отстутствия шли продавца на йух.
После покупки, однако, стоит выпилить нахуй ВЧ и СЧ динамики и заменить их более кошерными, подходящими по размерам. Нищебродский вариант такого напилинга в самом минимальном бюджете будет в виде 30ГДС-3-8 в СЧ и любой подходящий по диаметру высокочастотный рупор. В более мажорном варианте это как минимум два шелковых купола и полная переделка корпуса, что накладывает ограничения на радиус кривизны рук и количества ганглия в межушном пространстве.
[править] Младшие братья
Алсо, существуют гораздо более менее кошерные колонки S-30, они двухполосные — так называемые «полочники». При общей хуёвости звучания профит заключается в том, что S-30 существенно меньше S-90. Данные кошачьи гробики являются хорошим и весьма дешевым (часто — вообще бесплатным) вариантом для страждущего аудиофила. Качество звучания S-30 хоть и говно вкупе с усилителем «Радиотехника» превосходит большинство дешевых китайских свистоперделок и вполне удовлетворительно для любого среднестатистического задротства.
Есть иной, действительно стоящий вариант от Бердского завода: колонки "Вега 15АС-109" (они же позже - "25АС-109"), которые по размеру такие же, но по дизайну, а главное - звуку, превосходят пердящие при любом намёке на бас S30 на over 9000%. Кроме того, они входили в комплект одной из самых распространённых и (при прямых руках и бережном обращении) качественных советских вертушек конца 80-х — "Вега 109 Стерео", которая до сих пор нахаляву (или почти) дастаётся у знакомых\родственников\завхоза детских садов\школ (хотя в последнем случае чаще без самих колонок). И хоть по прямому назанчению аппарат зачастую уже не поюзаешь (игле капец, а новая - 100500 денег и часто надо менять всю головку, а главное - какой смысл?), но зато имеется вполне недурственный усилитель. Если электролиты не пересохли. В любом случае Вега-109 Стерео, если её действительно хорошо сделать и слушать на ней неисцарапанный и незапиленный винил, таки даст тебе понятие о том, что такое тёплый ламповый звук (хотя она и транзисторная). Но ломаться всё равно будет часто. :) А вот Вега ЭП-110 - сильно урезанная во всех (кроме, пожалуй, дизайна) версия 109-ки, вертушка-приставка без усилителя. Не ошибись.
Есть и другие относительно малогабаритные колонки из той же серии — S-70. Профит в том, что они — активные, то есть с усилителем внутри. Но кондёры с годами рассыхаются, и звук становится уже не тот, так что может понадобиться основательная доработка паяльником. И потом, в S-70 применён ЭМОС, датчику от старости может прийти конец, и звук будет уже не тот, а восстанавливать его — тот ещё геморрой.
[править] Альтернативное использование
Эти колонки, в связи со своей дешевизной, распространённостью и габаритами, часто используются для выращивания конопли в домашних условиях — то есть в качестве ящика для гроубокса (growbox). Они немного более подозрительные для стороннего наблюдателя, чем компьютерные корпуса (ибо может быть шум кулеров, что не характерно для колонок), но менее подозрительные, чем всяческие тумбочки и шкафы — ведь в колонку никто не полезет от любопытства.
[править] Ссылки
[ + ] Купи S-90 со скидкой и получи подарок!*
|
|||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
[ + ] It's all about music
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|