Личные инструменты
В других энциклопедиях

MSX

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
НЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
A long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
Yamaha YIS-503IIR — MSX1-машина, из которой чуть более, чем наполовину состояли классы информатики в советских школах.

MSX — винрарный, но, к сожалению, давно покойный стандарт бытовых компьютеров родом с Луны. Хитровыебанный гибрид консоли (внебрачный сынишка расово пиндосской консоли Coleco Vision и сводный братец лунной Sega Master System) и полноценного компьютера, проект сей пользовался бешеной популярностью в Японии и, как ни смешно, в Бразилии, на западный же рынок его рафинированные селениты выпускать просто побоялись,[1] наблюдая на нём тогда ситуацию Коммодор пиздит всх нахуй. Что, однако, не помешало «Ямахе», одному из ведущих тогдашних производителей MSX’ов, сплавить более 9000 тыщмильонов своих творений в СССР под видом учебных компьютеров, что неиллюзорно доставило всем заинтересованным сторонам.

Содержание

[править] История

[править] Происхождение

Рассказывают, что замысел сей родился в мозгу тогдашнего директора Microsoft Japan Кадзухико Ниси, когда он вдруг осознал бешеную популярность VHS во всём мире.[2] До него ВНЕЗАПНО[3] дошло, что если все компьютеры будут стандартными и совместимыми между собой (а не тем зоопарком шушдевайсов, что имел место в те времена) — то на них можно будет продавать больше софта с меньшими затратами, и иметь неиллюзорный ПРОФИТ! Ниси быстренько припряг к работе родную контору и собственную альма-матер (до перехода в Microsoft он был президентом и основателем ASCII Corporation, одного из самых больших в Японии издателей всяческого софта и компьютерной макуллитературы); к началу 1983 года стандарт был готов и начался выпуск ПК.

Поскольку получившаяся железка состояла из стандартных (и сравнительно недорогих) компонентов чуть более, чем полностью, её мог выпускать любой полоумный, знающий с какого конца держатся за паяльник — и выпускал! В Японии число производителей машин стандарта MSX составило более 9000, и все они были между собой практически совместимы! Не говоря уж о том, что и с технической точки зрения машинка делала как стоячих не то, что своих ровесников/одноклассников, типа Фамикома, Коммодора и Спектрума, но с т.з. игр даже тягалась с тогдашними PC — непередаваемо убогими ублюдками с CGA-графикой и 4.77 МГц процессором (зато целых шышнаццать бит!).

С софтовой стороны всё тоже было шоколадно. Производители бодро отреагировали на новый ПК выпуском для него игровых и учебных программ. Процессор был известный Z80, CP/M впиливалась на машинку с полпинка, так что всяческие бизнес-программы тоже имелись, к тому же Билли расщедрился, и снабдил творчество своих лунных вассалов весьма недурными по тем временам бейсиком и ДОСом, под который тут же было портировано изрядное количество софта с PC и CP/M. В общем, платформа процветала (года до 1987-го, когда в массы попёрло 16-битное поколение).

[править] Распространение

Как уже говорилось выше, в Японии машина приобрела бешеную популярность, не в последнюю очередь потому, что на ней было можно (и нужно) гамать. Продвинутая по тем временам архитектура обеспечивала практически аркадного уровня графику пусть и не з такие копейки, как нищебродский Спектрум, но всё равно НИДОРАГА, а наличие не одного, а целых двух слотов для картриджей и параллельного порта позволяло воткнуть туда кроме Metal Gear'а ещё и контроллер дисковода, принтер-ромашку, загрузить CP/M с VisiCalc’ом и сделать сложные щи — получалось очень похоже на настоящий рабочий компьютер.

В далёкой стране Бразилии, где очень много диких обезьян, местный офисный планктон так и поступал: в связи с тотальным нищебродством местного населения, лавэ на РС ни у кого не хватало и приходилось обходиться тем, что есть. Но ещё более хитрый план провернула компания «Ямаха», один из основных производителей MSX’ов в конце 80-х. Пользуясь тем, что в лёгком подпитии и на расстоянии с километр он был действительно весьма похож на настоящий компьютер, а не на хитро замаскированную консоль, ей удалось сбагрить стотыщмильонов слегка залежалых[4] машин[5] в СССР по весьма сходной цене (видимо, не за спасибо). Впоследствии имели место быть и поставки более продвинутых версий[6], но то впоследствии…

Видимо, теми же причинами объясняется и не меньшая популярность MSX’ов среди всяких арабцев, тогда как любовь к ним всяческих голландцев остаётся непознаваемой загадкой. В расово же верном Пиндустане они не сдались никому вообще — хитрые пиндосы вовсю дрочили на Коммодор 64, «самый популярный персональный компьютер в мире», — ещё более убогий, ещё слабее прикрывающий свою консольную сущность, но зато вдвое более дешёвый. Ямахе (и тут вылезли, однако) удалось только чуть-чуть просунуться на рынок музыкальной техники, поскольку по стандарту её машины имели MIDI-порт и могли работать плохонькими, но секвенсорами.

[править] Упадок

К сожалению, к 90-м стандарт начал неиллюзорно сливать, вместе с прочими 8-битками. В Японии к тому моменту случился крысис, продажи упали, а Microsoft, к тому времени уже активно стригащая бабки с РС, начала терять к проекту интерес. К тому же Ниси, основной его мотор, вернулся обратно в ASCII, у которой была к тому времени туча собственных проблем, да и очередная версия стандарта показала, что соблюдение взаимоисключающих параграфов не всегда полезно для кошелька. В модели Turbo-R (1990 год) был таки введён новый 16-разрядный процессор, увеличена память, ещё раз апгрейднута графика, но и цена за счёт этих нововведений выросла изрядно. Однако, поскольку никто, кроме бразильских нищебродов, никогда не работал на MSX’е всерьёз, а для того, чтобы тупо гамать были ПК и консоли не сильно хуже, при этом дешевле и уже с кучей программ, - покупали их плохо. Вход MSX в следующее 16-битное поколение не удался, и после вялого производства машин ещё несколько лет стандарт тихо сдох к ~1993 году.

[править] Железо

Архитектура MSX основывалась на процессоре Z80A и специальном контроллере памяти, состоящем из 4 основных слотов (каждый из которых занимал всё адресное пространство процессора в 64K), разбитых на страницы по 16K. Одновременно контроллер мог выбирать 4 страницы из разных слотов (перемещать страницы нельзя), а также была возможность в каждый из основных слотов вставить ещё по 4 слота расширения (которые также могли содержать дополнительные контроллеры-мапперы), что позволяло адресовать несколько мегабайт ОЗУ (существовали мапперы до 32M, разработанные любителями). Также были стандартизованы звуковой генератор (AY-3-8910A, аналогично ZX Spectrum 128) и видеопроцессор (Yamaha V9958 для MSX-2). Стандарт описывал функции BIOS (аналогично PC) и MSX-BASIC. Надо сказать, видеопроцессор обладал уникальными для того времени функциями — это был один из первых ускорителей графики. Правда, не трехмерной, а двумерной — в нем были встроены вспомогательные функции, реализующие алгоритм Брезенхема для рисования отрезков (правда, там была своя специфика), функции, вспомогательные к заливке замкнутых областей. В свое время вызвало немало удивления, когда функция MSX-Basic прорисовывала прямые на порядки быстрее, чем оптимизированный алгоритм Брезенхема на ассемблере, но, порывшись в BIOS, удалось найти объяснение.

[править] Софт

Следуя какой-никакой логике и здравому смыслу, он все-таки был.

[править] Музыка

Компьютеры были оборудованы звукогенератором, что тоже служило забавой студентам, которые писали аранжировки любимых мелодий, а потом устраивали концерты, запуская проигрывание одновременно на всех компьютерах класса. Также имеется информация, что именно «Ямахи» стандарта MSX (со специализированным синтезатором) использовала в своем творчестве очень популярная в восьмидесятые группа «Новая коллекция»[7]

[править] В этой стране

Эпичность стандарта для этой страны заключается в использовании компьютеров Yamaha YIS503IIR, YIS503IIIR и YIS805 в учебных классах советских ВУЗов и некоторых школ в качестве комплектов учебной вычислительной техники (КУВТ). Классы с «Ямахами» служили первыми кузницами российских хакеров, программистов, геймеров и компьютерных задротов.

[править] Комплекты КУВТ

Существовало два типа компьютерных классов на базе MSX. Первый — на компьютерах Yamaha YIS503IIR стандарта MSX-1, второй — на компьютерах Yanaha YIS503IIIR в качестве ученических рабочих мест и YIS805 в качестве рабочего места учителя. MSX-1 от MSX-2 отличались объемом памяти (у MSX-1 было 64K, а у MSX-2 — 128K) и сетевым модулем (в MSX-1 в качестве сетевого модуля использовался порт RS-232, а в MSX-2 сеть основывалась на микросхеме, изначально предназначенной для интерфейса MIDI, но специальным образом приспособленной для нужд ЛВС). Видеопроцессор машины имели одинаковый V9938 (хотя в оригинальных MSX-1 и MSX-2 видеопроцессор был разный[8]), однако, встроенный Бейсик MSX-1 мог использовать его возможности только частично. Но обучающий софт, к примеру, E-87, прекрасно работал в режиме 80 символов в строке.

[править] Обучающий софт

В советских школах на уроках информатики учили программированию. Другому нечему было учить. Вордов и экселей не было. Давались основы абстрактного алгоритмического языка (с ключевыми словами на русском языке), а также диалект Бейсика, встроенный в MSX (MSX-Basic). Также в некоторых школах изучался язык РАПИРА, разработанный академиком Ершовым, для своего времени достаточно мощный скриптовой язык (также известен как Ершол), использующий нетипизированные объекты и кортежи (аналог массивов в Perl). Для Ямах русскими программистами было написано более 9000 обучающих[9] и прикладных программ, таких, как, Е-практикум (интегрированная среда для исполнения программ на вышеупомянутом алгоритмическом языке), текстовый редактор XTOR, эмулятор виртуального диска для MSX-DOS, сменивший стандартную для YIS503IIIR CP/M и многое, многое другое.

[править] Игры

Поскольку стандарт MSX изначально разрабатывался как домашний, для него существовало превеликое[10] множество игр, которые в классах очень часто служили в качестве призов для учеников, выполнившх все задания, а также поводом остаться в универе для студентов, которым либо надоело программирование, либо просто не интересовало. Алсо, кажется не совсем понятным выбор платформы MSX (которая разработчиками больше задумывадась как игровая) в качестве обучающей компьютерной платформы, возможно тут не обошлось без откатов. Тем не менее, компьютерные классы многих школ (а зачастую и ВУЗов) превратились в своеобразные игровые залы, а те, где управление этими классами было возложено на старшекурсников, вообще превратились в первые массовые рассадники геймерского задротства.

[править] Ссылки

Портал российских MSX-фагов

[править] Примечания

  1. И зря, кстати, мог случиться вин.
  2. Не иначе как в процессе бурного фапа на прон с видака гостиничного номера.
  3. Вот слоупок-то — ровно то же самое дошло до Дона Эстриджа ещё за два года до того, плоды чего мы пожинаем и по сей день.
  4. В то время как раз происходила смена стандарта с MSX1 на заметно более продвинутый MSX2, и старые машины просто никто не хотел больше покупать.
  5. Yamaha YIS503IIR стандарта MSX1. Им перепрошили БИОС, вставив поддержку кириллицы, и нарисовали русские буквы на клавиатуре.
  6. MSX2-шных YIS503IIIR в качестве ученических рабочих мест и YIS805 в качестве рабочего места учителя.
  7. Ошибка — компьютер «Ямаха» выполнял функцию секвенсора, управлявшего железными синтезаторами по православному МИДИ-протоколу. Настоящие звуки встроенного синта MSX можно услышать на винрарной советской пластинке «512 Кбайт» (1987 г.) от А.Тихомирова и Б.Родионова.
  8. http://members.home.nl/g.h.kruishaar/maine.html
  9. Например, Анонимус имел счастье в школьные годы изучать орфографию Вел. и Могуч. Русскаго Языка посредством специальной программки именно для MSX.
  10. http://www.generation-msx.nl


ПлатформыНеигровые (PCMSXСпектрум) • Консоли (ИгрыPSP) • Brick GameТамагочиИгровые автоматыDance Dance RevolutionPump It UpПлатформосрач
Источник — «http://lurkmore.ru/MSX»