Личные инструменты

TV Tropes

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
НЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
«

TV Tropes will ruin your life!

»
— девиз троперов
Trope-tan. Местный маскот

TV Tropes — англоязычная вики, посвящённая различным приёмам, сюжетным ходам, образам и персонажам, встречающимся в фильмах, сериалах, аниме, литературе, играх и чуть менее чем везде. Редактировать статьи может каждый… зарегистрировавшийся. Участники всего этого безобразия зовутся, соответственно, троперами.

Содержание

[править] Что за троп?

Словарь Мерриам-Уэбстер даёт такие определения, как «фигуральное выражение» и «клише». Однако сама энциклопедия вкладывает в этот термин намного больше смысла. Согласно ей, тропы — это средства и приёмы, которые используются во время ведения повествования. «Троп» — это как «мем» для Луркоморья, а задача каждого тропера — уметь его детектировать и правильно описать. Всё очень просто — если какой-либо художественный приём встречается более чем в трёх с половиной тайтлах, то формально он является тропом, иначе — это не троп. В общем, это то, что в программировании называется «паттерн».

Так почему же тропом нельзя называть любой штамп? Да потому, что клише и штампы — готовый набор из уже отработанного материала и в том числе тропов, который буквально навязывается аудитории от книги к книге, от фильма к фильму. И получается, что шаблоны эти не столько «средство ведения повествования», сколько средство быстрого конвейерного зарабатывания денег. Говоря простым языком, тропы — это свежие продукты, из которых можно приготовить себе нямку, а клише — это одна и та же приправа, которая всех уже достала, но по-прежнему добавляется. На местном сленге такие клише называются «Undead Horse Tropes».

В отличие от броских клише, многие тропы очень сложно обнаружить, а придумать им название — ещё сложнее. Для этих целей была даже создана целая лаборатория YKTTW, где выдвигаются, обсуждаются и поливаются дерьмом идеи разной степени идиотизма. Самые удачные «запускаются» и становятся тропами. Немного примеров:

  • Lampshade hanging (букв. — навешивание абажура) — психологический приём, направленный на подавление здорового скептицизма, возникающего у аудитории, когда герои произведения раз за разом решают свои проблемы и выбираются из опасных переделок при помощи невероятного стечения обстоятельств. Заключается приём в том, что при появлении очередного или особенно вопиющего рояля в кустах, кто-нибудь из персонажей (или сам автор) обратит внимание на это безобразие, опционально добавив, что подобное бывает только в кино (книжках, компьютерных играх). Таким же образом маскируется и применение широко известных литературных штампов: «Что-то здесь слишком тихо…» — «Ну, раз ты так сказал, значит, на нас прямо сейчас кто-нибудь нападёт!» То есть, на режущее глаз своей невозможностью или «киношностью» событие «навешивается абажур», и Станиславский может спать спокойно. Кстати, абажур является частью официального логотипа сайта, что символизирует.
  • Breaking The Fourth Wall — старинный театральный троп, срабатывает когда персонажи обращаются непосредственно к зрителю или же к своему с-здателю. При этом происходит как бы крушение невидимой, четвертой стены; собственно, остальные три — это декорации, в которых происходит действие на сцене. В современном мире роль этой стены играет экран зомбоящика. Четвёртую стену стену может сломать даже эта статья, если начнёт разговаривать с тобой, анонимус. Да, я только что использовала этот троп, а ещё lampshade hanging, описанный мной выше.
  • Hand Wave — довольно расплывчатое обоснование невозможных событий и взаимоисключающих параграфов, которые ВНЕЗАПНО возникли в сюжете. Происходит либо для создания комического эффекта (то есть, нестыковка создаётся намеренно), либо просто аффтар накосячил раньше, а исправить лень.
  • Metaphorgotten — метафора, в которой бронепоезд авторской мысли сходит с запланированного пути из пунта А в пункт Б и уходит в свободное плавание по бескрайнему океану подсознательных ассоциаций. Мысленная цепочка, запирающая дверь к пониманию Сути всякому быдлу, которое и так давно пора переработать в метан. Например: «Нельзя приготовить омлет не раздавив безжалостным стальным сапогом десятки яиц и не вспоров публично брюхо снёсшим их курицам, в назидание остальным.»

[править] Развитие проекта

TVTropes появились как энциклопедия тропов, присутствующих в телесериалах. Но толпа анонимусов, набежавших туда, быстро сделала свое дело и понавбивала тропов про чуть менее, чем всё. Анимешники стали туда вбивать свои термины типа «моэ» и «цундере», JRPG-фаги поразбирали на составные части знаменитый набор клише этого жанра, любители фэнтези и фантастики продифференцировали «Правила Злого Властелина». Кроме этого были написаны статьи и о самих произведениях, их авторах, прочих знаменитых артистов, и пошло-поехало.

Тем временем на тропах образовался собственный жаргон, терминология и сленг. Особое место занимали названия тропов, абсурдные и непонятные непосвященному читателю. Любовь к каламбурам и игре слов выливалась в такую НЁХ как «Cloudcuckoolander»[1], «Kick the dog»[2] или «The dragon»[3]. Когда градус неадеквата в названиях тропов зашкалил, на сайте появилось сообщество по предотвращению слишком непонятных названий SPOON, которое занялось выпилом наиболее бредовых и переименованием их попроще, попонятнее. С тех пор градус неадеквата заметно снизился, но своеобразный язык сохранился, однако привыкнуть к нему не сложнее, чем к луркоязу — было бы желание тропофажить.

Изначально править статьи ТивиТропс мог любой анонимус. Это продолжалось до конца октября 2010го, когда какая-то крыса сообщила Гуглю, чьей рекламой и живёт проект, что там, дескать, полно доступного каждому школьнику NSFW-содержимого. Гугль отреагировал отключением контекстной рекламы и встроенного поиска, что вызвало нешуточную панику местной одменестрации — собственных средств им хватало максимум на месяц и проект мог банально не дотянуть до зимы. Одной из мер, предпринятых для возвращения милости Всевышнего, стал запрет редактирования анонимусу. Такие дела.

Сегодня тивитропы огромны и заключают в себе всё, что нужно, не нужно, и категорически не нужно знать пейсателю, читателю, критику, фанату и фагу любого жанра. Энциклопедия мультиязычна, но вот великого и могучего в ней пока нет, что, возможно, и к лучшему.

Помимо собственно тропов, они заключают в себе дохрена дополнительных разделов. Вот некоторые, преисполненные творчеством тропонимуса:

  • Wild Mass Guessing — страницы для обсуждения бредовых теорий, посвященных различным произведениям.
  • Darth Wiki — своего рода /b/ тивитропов. Сюда сливается всякая кровь, дерьмо и гуро.
  • Sugar Wiki — антипод тёмной стороны. Здесь собирается всё, что неразрывно связано со счастьем, любовью и прочими няшками.
  • Troper Tales — троперские байки. Здесь участники травят баяны о том, как тот или иной троп исполнился в их жизни.

И еще тысячи их. Подсесть на тивитропы элементарно, так же легко, как на героин, имиджборды или уютненькое. Это мощнейший браузерный наркотик. Возникает вопрос, почему? Вероятно, потому что доставляет! Девиз тивитропов, указанный в эпиграфе, тому подтверждение.

[править] Структура статей

Структура статей немного отличается от той, что встречается на других википроектах. Статья о тропе начинается, как правило, с пары символизирующих эпиграфов, и, по возможности, одной связанной с темой картинки для наглядности. Далее идёт небольшая стена текста, состоящая из тезисов, описывающих самую суть сабжа. В конце статьи помещается раздел с примерами отовсюду, где только был замечен этот троп. Обычно, этот раздел в десятки раз превышает основной текст, и иногда разносится в подстатьи. Во многих статьях, есть раздел «Real life», где проверяется правдоподобность и примеры проявления тропа того или иного тропа в реальной жизни.

В разделе с примерами точки зрения участников расходятся чаще всего, поэтому нередко можно наблюдать местную разновидность срача в примечаниях. Ввиду отсутствия в их вики тега <ref>, троперы могут устроить чатик прямо посередине статьи. Народная забава получила название «conversation in the main page».

Ссылки на другие статьи выглядят довольно необычно, ДелаютсяОниВотТак, то есть, с помощью CamelCase. Всё потому что Тивитропы выполнены на несколько винтажном вики-движке, который к тому же подвергся настолько длительному воздействию напильника в руках неожиданно пряморуких админов, что вопрос о переходе на MediaWiki быстро отпал сам собой.

[править] Тропы и уютненькое

Достаточно скоро после выхода ТВТропов на первую космическую, эта вики была замечена и по косточкам рассосана Кровавой Одменестрацией™ Уютненького. Несмотря на внешние различия, легко заметить наличие у этих проектов во многом одинаковых основ:

  • Нарочитое отрицание Википедии: Использование мата, ОРИССа во все поля, попытки отмежеваться от «значимости» и энциклопедического стиля, частое применение отсылок к традициям ВП в качестве отрицательного примера. Троперы даже пренебрежительно прозвали её «The Other Wiki».
  • Диктатура пролетариата в лице небольшого круга основателей-администраторов. Которые при этом стараются в повседневную жизнь не лезть, дабы не мешать.
  • Изначально узкая тематика, резко разросшаяся до трудноопределимого всего и вся: для Тивитропов это медиа, типы, виды, названия, авторы, сюжеты, герои, у нас — начиная интернет-мемами и заканчивая статьями про город Кiев и Джозефа Хеллера.
  • Регулярные тематические рейды по вычистке того или иного сорта говн, являющиеся, видимо, деятельным раскаянием в неспособности эти говна не пущать превентивно.

К слову, при этом между Уютненьким и Тропами бросается в глаза одно характерное диалектическое, то есть количественно-качественное, отличие: существенно меньший объем говн в статьях на последнем. Мораль? Луркоёб, имей, что ли, совесть.

Ещё одна знаменательная, как говорят в Одессе, разница — на ТвТропах Новый Движок осилили, а на Луркоморье… Ну, мы работаем над этим!

[править] Примечания

  1. Персонаж не от мира сего. Эльф, волею судеб оторванный от своей страны
  2. Демонстрация злодеем своей злодейности, чтобы зритель не вздумал ему симпатизировать и сразу усвоил, кто есть ху. Масштабы разнятся от пинания любимой собачки героя, до выпиливания целой планеты мастеров и поэтов.
  3. «Правая рука» главгада, отвечающий за силовое решение проблем. Чтобы добраться до главного злодея, героям надо сначала победить его «дракона».
Источник — «http://lurkmore.ru/TV_Tropes»