Личные инструменты

Фэнтези

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Сила ночи, сила дня — одинаково хуйня. Забухай, ёпт!

Фэнтези (калька с англ. fantasy — фантазия) — поджанр ненаучной фантастики, свято любимый ролевиками и графоманами. Границы жанра довольно размыты, и разграничить фантастику, фэнтези и сказку нередко сложнее, чем провести границу между луркоёбами, битардами и школьниками, а порой отнесение к тому или иному жанру зависит лишь от воли автора или критика.

Содержание

[править] История

[править] I. Тёмные века Дотолкиенства

Об этих временах известно немного. Некоторые эксперты предполагают, что тогда и вовсе ничего не было. На самом деле фэнтези, конечно, было, только в таком виде, в котором нынешний читатель уже не разжуёт. Годный пример — легенды о короле Артуре, которые отличаются от нынешнего героического фэнтези чуть более, чем названиями и именами.

Некоторые наивно полагают, что средневековые эпосы и рыцарские романы отличаются от фэнтези тем, что авторы верили в реальность своих героев. На самом деле, для своего времени Кретьен де Труа и Томас Мэлори были такими же борзописцами и киломэтрами, как сейчас Боб Сальваторе с тёмным эльфом Дриззтом. Кретьен, например, когда строгал сериалы, выдумывал новых героев, тупо заменяя имена и названия в старых романах (даже чужих). По некоторым данным, даже Эдды, предмет обожания долбоверцев, писались христианами, ни на грош в языческих богов не верившими. А уж «Калевала» — точно.

Первым же каноничным, то есть признанным литературоведами, жившими на сто лет позже, писателем современного фэнтези считается Эдвард Дансени (1878—1957), напейсавший бесчисленные сборники рассказов о фантастических мирах. А Ходжсон с его эпической «Ночной землёй» и вовсе считается повлиявшим не только на более тёмную сторону сабжа, но и на жанр ужасов в целом. Есть мнение, что в близкой для фэнтези манере писали также такие бумагомаратели, как Эдгар Райс Берроуз, Артур Мейчен и даже Майринк.

[править] II. Древняя эпоха

Коран. Так все начиналось…

Но первое по-настоящему известное и современное фэнтези сваял не кто иной, как Роберт Говард, современник Лавкрафта (который подкидывал немало идей своему другу-неофиту). В те годы жанр ещё не получил красивого ярлычка Fantasy, а прозывался менее эстетичным, но более метким, тэгом Sword & Sorcery. Рассказы Говарда о Конане-варваре ещё в тридцатые годы прошлого века стали популярны, хотя настоящая слава к автору пришла после смерти. Всё это писалось для журналов, поэтому допускались только рассказы на одно приключение. Говард уже издал было по частям первый полноразмерный текст про Конана-варвара «Час дракона». Самое забавное, что по сюжету это вылитый «Властелин колец», только на десять лет раньше: Конан в роли Фродо, Ксальтотун в роли Саурона и Сердце Аримана в роли Кольца. Но тут автор невовремя впал в депрессию и выбил себе мозги.

Поэтому каноны жанра пришёл устанавливать всем известный филолог Толкин с «Властелином колец». Тёмный Властелин, Главный Артефакт, эльфы-гномы-орки, брождения по карте вымышленного мира с кучей странных названий, три пухлых тома непрерывного сюжета с войнушками и колдунством. Истинный культ.

Толкин заодно совершил прорыв в расширении целевой аудитории. В то время все книжки строго делились на взрослые и детские, и угадайте, в какой категории издавались истории про гномов и колдунов? Например, в то же время друг Толкина Льюис создал свою «Нарнию», и её иначе как детскую не рассматривали, несмотря на философские глубины и умелый пиар христианства. Толкину же удалось протолкнуть своё творение как «для взрослых». За счёт этого, дети её всё равно читали, но и взрослым было не стыдно читать то же, что и их дети. Результат — триумф инфантильно-подростковой литературы «для детей и взрослых», потом выразившийся в «семейном кино» и в большей части приключенческой фантастики. Даже «Нарния» переехала из детской литературы в разряд «общей». Одно время высоколобые мужи, испытывая зуд от того, что им нравится детская книжка, пытались даже вытащить Толкина из фэнтези в боллитру, используя несокрушимую логику «фэнтези — говно, а Толкин — нет». Но с выходом кинотрилогии, игр по её мотивам и пластиковых Леголасов в Happy Meal они вздохнули и признали Профессора попсой, которую можно клеймить.

Были в те старинные годы ещё и Мервин Пик с заунывным «Горменгастом», и Теренс Уайт с переделками Артурианы (замечательная тетралогия «Король былого и грядущего»), и Лайон Спрэг де Камп, и другие самобытные авторы, но кто их помнит? В основном, нынешняя фэнтезня — это приключения аля Говард в декорациях аля Толкин. Их и будем считать отцами-основателями.

[править] III. Profitable

Слева направо: Пендальф и его борода, Конан и ярость топора, негроэльф Дриззт и его кошка, Элрик и его чёрный фаллический символ, Артур и его корона, Робин Гуд и его нэко-уши.

После внезапного успеха покетбукового издания «Властелина» в США и переиздания силами Лайона Спрэга де Кампа работ о Конане вдруг выяснилось, что на фэнтези можно стричь купоны. Издатели, прежде считавшие все эти «сказки» литературой для детей (что было недалеко от истины), начали массово выпускать фэнтезню. Поначалу, в шестидесятые, этим занимались фантасты крупного калибра: Урсула Ле Гуин, Майкл Муркок, Роджер Желязны и иже с ними. Для них, это было не постоянным жанром для извлечения долларов, а свежим непаханным полем, поэтому многие из их книг являются дикой помесью НФ, фэнтези, альтернативной истории и ЛСД, без малейшего следа Говарда или Толкина. Но потихоньку стало ясно, что такое напряжение умишка читателя не так уж и необходимо.

В 1975 году злодей Гарри Гигакс изобрёл настольную игру Dungeons & Dragons, чем увековечил в золоте своё имя для настольных и компьютерных игр и походя почти погубил фэнтези. Следующее поколение авторов, выросших на настолках, уже считало, что для написания крутого эпика на двести томов достаточно в своей жизни прочитать «ВК» Толкина и поиграть в «D&D».

С конца семидесятых эльфы, тёмные властелины и главные артефакты потекли широкой рекой. И если, например, Уэйс, Хикмен и Боб Сальваторе честно устроились в отдел игровых новеллизаций и не скрывали, что описывают игроту в книжном виде, то ещё большее число борзописцев занимались тем же самым без лицензии. У таких киломэтров, как Терри Брукс, Гудкайнд или отечественные Перумов и Пехов, от D&D отличаются разве что имена, названия и 1-2 уникальных юнита расы. Именно в то время и укрепилось мнение, что фэнтези — это некошерно.

[править] IV. Время пресыщения

Естественно, что долго это безобразие продолжаться не могло, и к концу двадцатого века всё больше читателей смотрели на фэнтези как на говно. Поэтому традиционный эпос про Бобро и Осло с эльфами и драконами начал потихоньку издыхать. А на смену ему пришла целая куча новых разновидностей:

  • «Тёмные» фэнтезисты — Мартин, Сапковский, Уильямс, Глен Кук, Камша, Аберкромби. От прочих отличаются тем, что прекрасные принцессы и благородные рыцари здесь «реалистично» ругаются матом и подтирают задницу чуть ли не на балу, а главный герой может вместо спасения мира предаваться забуханиям и половой ебле. Очень ценятся реконструкторами за знание матчасти и атмосферу «настоящего» грязного-вонючего-потного-кровавого прошлого. По сравнению с категорией новелизаторов, доставляют намного больше, хотя бы не такими предсказуемыми сюжетами.
  • New Weird — Мьевиль, Гейман, Пулман, Сюзанна Кларк, иже с ними. Основные критерии — максимально возможный отход от канонов жанра (Мьевиль, например, ненавидит Толкина), как можно больше глубинного смысла™, мир максимально логичен, но, как правило, логика своеобразная. Чем больше постмодерна, тем лучше. А ещё там будет гомосексуальная ёбля, биологические основания появления вампиров, компьютеры на волшебных кристаллах etc. Мир получается, кстати, не особо приятным. Описывая роман в стиле New Weird, грамотный критик обязательно употребит слово «кафкианский». К слову, поздний Пратчетт плавно переходит в New Weird.
  • Юмористы, то есть люди, отнесшиеся ко всей этой вакханалии с иронией и извлекшие из этого профит. По крайней мере, самый известный из них, Терри Пратчетт, имеет состояние немногим уступающее Тёте Ро. А ещё у них был Роберт Асприн! В этой стране представлены, к сожалению, Беляниным и ему подобными литературными аналогами Аншлага.
  • Прозевавшие Поворот Истории — как ни странно, живут и не жалуются, штампуют все тех же тёмных властелинов и девочек-волшебниц с небольшими модернизациями (например, поменяв Бобро и Осло местами), и неплохо их продают. Вышеупомянутые Роулинг, Джордан (уже не живёт), Перумов, Пехов, тысячи их.
  • Женское фэнтези — поджанр, пишущийся бабами для баб же. Зачастую сюжет о противостоянии Бобра и Осла отодвинут на второй план, а ведущее место оставлено для духовных терзаний главной героини в деле поиска ебыря Принца На Белом Коне™. Квинтэссенция подобного бреда наглядно представлена в печальноизвестном высере Сумерки.

В Этой Стране существует ещё особый поджанр «славянское фэнтези», состоящий из долбославия, гой-еси языка псевдобылинного, и Конана с бородой и в лаптях. Волкодава вы уже узнали, но по уровню долбославности, евроазиатства и просто фимоза Юрий Никитин даст Семёновой сто очков форы. В этой категории встречаются годные книжки, но как правило, тем они годнее, чем меньше в них остается собственно фэнтези. Семёнова это поняла и пишет исторические романы с капелькой мистики; Никитин не понял и никогда не поймет.

[править] V. Будущее?

Очень смутно и туманно, но пока существуют такие писатели, как Сапковский, Пратчетт, Мартин и ещё несколько, жанр не скатится в говно полностью.

[править] Любимый жанр графоманов

«

Неизбежный закон фэнтези: всю книгу все куда-то идут.

»

Sad, but true. Сейчас любой школьник, сыгравший в пару РПГ, начитавшийся того же Толкиена и насмотревшийся говноаниме, начинает мнить себя эрудитом в области фэнтези, способным что-либо написать.

Помимо школьников, писательство фэнтези популярно у духовно-богатых дев. Судя по всему, так они хотят убежать от серой действительности, где все парни мудаки, преподы в школе или институте — козлы, а подруги — дуры. Их героини, чаще всего, являются стереотипными мэрисьюхами. Подобные барышни, самое смешное, отличаются куда большей плодовитостью на текст, чем школьники, и способны высирать целые многомегабайтные талмуды. Гнездом непуганых дур является печально известный сайт «Самиздат». Там можно видеть кучи хвалебных комментов от читателей мужского пола, но что-то нам подсказывает, что их интересует сам автор, а не её потуги про очередную эльфийскую воительницу. Однако попробуйте оставить негативный отзыв и получите тонны ненависти от автора и ее хомяков.

Винрарная пародия на женское фэнтези.

К сожалению, практика показывает, что знание формы ушей у эльфов, «эльфийского» языка и техники метания фаерболов не только не помогает, а ещё и мешает при написании хорошей книги.

Понятно, что для того, чтобы хоть что-нибудь написать в относительно серьезном жанре, просто необходим настоящий ОБВМ и хоть какое-то знание предмета дела. И эти знания, увы, из игрушек и книжек почерпнуть достаточно трудно.

[править] Как написать говнофэнтези

Специально для вас, графоманов, созданы несколько документов с инструкциями. Следуйте им в точности — и получится… Ну, свое ведь не пахнет, правда?

  1. Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле фэнтези
  2. Генератор фэнтези
  3. КАК НАЗВАТЬ СВОЮ КНИГУ? Советы начинающему фантасту

Но, увы, документы эти не новы, датируются они девяностыми годами, и устарели в главном: теперь полученные с их помощью книги не то, что не издадут, а и читать не станут. Никто. Даже самая нетребовательная аудитория.

Соответствующая статья в педивикии, что доставляет, описывает во многом именно говнофэнтези. Обратите внимание на обязательное присутствие «квеста» и «борьбы тьмы и света»

[править] Как написать НЕ говнофэнтези

Это страшная тайна, хранимая ZOG пейсателями, не желающими конкуренции.

НО, к радости Анонимуса, таки существует способ однозначно выявить полное говно.


[править] Фагготрия

А что вы думали? Помимо графоманов, есть у сабжа и яростные поклонники.

[править] Фаги банальные

Есть такой особый тип людей, которые не могут читать ничего, кроме фэнтези. Описывать их долго и скучно, лучшее определение они дают уже сами себе:

Мне про наш мир читать как-то неинтересно…

Nuff said.

[править] Фаги извращенные

Поклонники одного конкретного писателя (лучший пример — Толкиенисты).

Именно эти милые личности способны до умопомрачения заебывать аффтаров, других фагов и просто несчастных людей, которым не повезло оказаться рядом, рассуждениями о любой антинаучной хуйне, и о том, что в той книге борода гнома изображена неправильно.

Более тяжелая форма заболевания — неприятие книг, написанных не данным конкретным автором.

Лучший способ общения — не лезть. Заебут.

[править] Ролевики

Основная статья: Ролевики

В принципе личности довольно безобидные, хотя чаще всего также входят и в одну из предыдущих групп.

[править] Реконструкторы

Основная статья: Реконструкторы

Собственно любителями жанра не являются, притом мня себя великими его ценителями. Так же, как и фаги извращенные, способны часами сраться о соответствии книги действительности (правда, споры ведутся уже не о гномах и эльфах, а о двуручных мечах за спиной, конных арбалетчиках и соответствии изображенной в тексте катаны реальной).

[править] Игрушки

Основная статья: RPG

Некоторые компьютерные игры считаются принадлежащими к сабжу. К сожалению, здесь разграничение фэнтези/не фэнтези ведется именно по признаку: есть эльфы (гномы, феи, колдунство) или нет их. Иного разграниченния и быть не может, ибо «Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но совершенно не важен» © Джон Кармак. И хоть говорил он о шутерах, возникает впечатление, что все игроделы подхватили этот клич и устроили соревнование «кто напишет самый говняный сюжет».

Но если в игре сюжет ещё можно компенсировать геймплеем, то что сказать о высерах, слепленных по мотивам?

[править] Что хорошего?

Слюни подбери, быдло.

А что же действительно хорошего в сабже?

Во-первых, как место обучения писателей, он очень даже годен.

Во-вторых, безграничный простор для творчества. Не нравятся эльфы? Напиши своё фэнтези, где вместо эльфов какая-нибудь Тау. Есть шанс, правда, вызвать этим бурление говн, но и это не так уж плохо.

В-третьих, быдло таки может насладиться описанием секса с эльфийкой, и тихо пускать слюни.

В-четвертых, небыдло, жаждущее философии, очень часто может отыскать в книге какую-нибудь великую мысль.

И наконец: это же просто классно. Это такой же жанр, как и остальные, в нем полно годной литературы. Чего ж вам ещё надо?

[править] Ссылки


Источник — «http://lurkmore.ru/Фэнтези»