Личные инструменты

TBS

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск

TBS (от англ. turn-based strategy «пошаговая стратегия», не путать с TPS — англ. third-person shooter) — любимый жанр компьютерных игр у слоупоков. В отличие от RTS совершенно не требует задействования спинного мозга, зато требователен к ресурсам головного, из-за чего ценим олдфагами и нелюбим школотой.

Содержание

[править] История

[править] Появление

Пошаговые стратегии появились в 70-х как адаптация настольных пошаговых игр к компьютерам. Этому способствовала непритязательность пошаговых стратегий к процессорным ресурсам и к графике. Если в RTS медленный процессор приводит к потере динамики и фрустрации у игрока, то в TBS просто будет дольше рассчитываться ход противника. А графика в TBS всегда была символьной, без претензий на реализм, и такой осталась и поныне, если не считать свистоперделок. Поэтому первые стратегии были пошаговыми, появившись на десятилетие раньше RTS.

[править] Золотой век

TBS-фаг смахнул скупую слезу.

Наибольшего расцвета TBS достигли в девяностые. Тогда процессоры уже работали на мегагерцовых частотах, но трехмерная графика еще ссалась в подгузники. К тому же, компьютеры все еще хранили налет интеллектуальности, что предопределяло целевую аудиторию разработчиков. Именно в это время было выпущено большинство игр этого жанра, считающиеся классическими. Эпическая студия MicroProse еще не была проебана компанией Hasbro и выпускала хиты вроде Civilization, Master of Orion, X-COM и Master of Magic. Еще одна ныне забытая студия, SSI, сделала Panzer General, один из наиболее известных варгеймов.

[править] Наше время

В сегодняшний игродел, все больше приближающийся к Голливуду с его многомиллионным бюджетами, пошаговые стратегии вписываются плохо и находятся в состоянии медленного угасания. Время разработчиков-одиночек и маленьких, уютных студий прошло, игры делаются компаниями со штатом в сотни программистов и соответствующими расходами, пускаемыми в основном на тонны несущественных графических деталей. Что же касается аудитории, то, с одной стороны, даже те представители школоты и быдла, которые играют в стратегии, хотят, чтобы в игре было пыщь-пыщь-бадабум, и пошаговые стратегии с их неспешным ходом игры их привлекают мало. Кроме того, олдфаги и хардкорные фанаты никуда не делись, хоть их и гораздо меньше. Собственно, попытка угодить и тем, и другим реализована в виде серии Total War: игровое действо происходит на двух уровнях (стратегия, которая напоминает TBS, и тактика, которая напоминает RTS). ИЧСХ, основные вменяемые TBS-игры выходят в этой стране. Наши разрабы с веселым визгом понапокупали западных нахуй никому не упершихся лицензий (King's Bounty, Jagged Alliance, например) и сделать относительно хорошие, а порой даже и винрарные продолжения (Disciples не в счет). Помимо этого, наши выпускают и собственные хорошие проекты — Кодекс войны (адова помесь Fantasy General и Warhammer Fantasy, из второго спижжены расы, а из первого все остальное), Обитаемый остров: послесловие, а главное - гордость Российского tbs-строя - Silent Storm с 1,5 продолжениями и парой игр на движке (Ночной и Дневной дозоры).

[править] Преимущества

  • Не требуют задрачивания мыши. Невозможно проиграть из-за того, что недостаточно быстро выбираешь юнитов.
  • Не требуют постоянной концентрации внимания. Можно играть параллельно с другим занятием, например, готовкой нямки или работой.
  • В требованиях к оснащению компьютера являются полной противоположностью Crysis'a. Даже современные игры этого жанра идут на относительно маломощных компьютерах и ноутбуках. Кроме, может, «Цивилизаций», последним версиям которых на больших картах требуются сотни памяти.
  • За одним компом могут играть несколько человек по очереди, что актуально для студентоты и прочих нищебродов, да и на вечеринке бывает прикольно.
  • Всегда есть время, чтобы придумать хитрый план и планомерно, с расстановкой начать его реализовывать .
  • Высокая replayability, обеспечиваемая весьма широким выбором собственной стратегии. К тому же, игры жанра 4X в основном играются на случайных картах, и можно сыграть 9000 партий с различными настройками мира, или же пытаясь выжить на высоких уровнях сложности.

[править] Недостатки

  • Ни разу не соответствует концепции YOBA игр, что сильно ограничивает размер ЦА.
  • Микроменеджмент. Бич всех TBS. Ближе к концу партии игроку необходимо контрлировать более 9000 городов/предприятий/людишек, в результате чего один ход растягивается на десятки минут, в ходе которых приходится совершать довольно однотипные действия. С этой проблемой пытались бороться, вводя для наиболее тривиальных задач вроде развития городов ИИ-наместников (в качестве экстремального примера можно привести Master of Orion 3, где, по замыслу создателей, управление гигантской империей должно было полностью лечь на плечи наместников, которыми уже управлял игрок). Однако ИИ в большинстве случаев вызывает только раздражение, потому что вечно строит не то и не в том порядке. К тому же, почему-то при вмешательстве ИИ кардинальным образом падает интерес к игре.
  • Общее слупочество. Никакого экшена, никакого драйва, сплошные интеллектуальные задачки. По нраву далеко не всем.
  • Дискретность времени. Пока ходишь ты, противник в твоей власти. Передаешь ход — ты во власти противника. Особенно ярко это проявляется в тактических TBS, когда можно выскочить у вражеского солдата из-под носа и методично расстрелять его в свой ход, пока он тупо будет смотреть в пространство и ждать своей очереди. Хотя в них же иногда появляются механизмы, нивелирующие данный недостаток, вроде перехвата хода.
  • Мультиплеер похож на шахматы, но с соответствующим числом игроков. Некоторые считают это недостатком. Особенность породила два наиболее кошерных способа игры в мульт: а) засесть на всю ночь с кофе и хавкой, и б) PBEM, т.е. по почте, как аристократия в каком-нибудь 18-м веке.

[править] Поджанры

[править] 4X

Самый массовый поджанр пошаговых стратегий, росший буйным цветом в девяностые, и практически сошедший на нет сейчас. 4X — это explore, expand, exploit, exterminate (разведывать, расширяться, разрабатывать, разбивать). Игрок начинает с одним юнитом/городом/планетой на неразведанной карте. По ходу игры он разведывает новые территории, заселяет их и пользуется имеющимися там ресурсами, строя таким образом свою империю. Помимо него на карте находятся несколько конкурирующих игроков, и один из возможных способов выиграть — это уничтожить всех и стоаться в гордом одиночестве. Однако позже стали появляться и другие способы выиграть, например, дипломатическая победа. Классический пример: серия Civilization, которая здравствует до сих пор.

[править] Глобальная стратегия

В играх этого поджанра игрок также управляет государством, но уже состоявшимся. Обычно территории уже в начале игры открыта полностью, но скрыты армии противников и ресурсы, если есть. От игрока требуется развивать свое государство в плане производства, науки и обороноспособности. Как правило, в этих играх с любовью относятся к деталям и к реалистичности. Завоевать весь мир можно, но не обязательно — часто в игре есть альтернативные цели, к которым нужно прийти. В нулевых этот жанр почти полностью перешел в RTS стараниями таких студий как Paradox с ее Victoria и Hearts of Iron. В качестве классической глобальной TBS можно назвать Imperialism.

[править] Варгейм

Самая задротская из всех TBS. Здесь нужно командовать не государством, а военной опреацией. Ресурсов и строительства юнитов нет, миссию нужно пройти с теми войсками, которые были выданы в начале. Правда, между миссиями свою армию можно пополнять, покупая новые войска. Каждый юнит имеет более 9000 параметров, которые должны придать игре реализма и повысить ЧСВ игрока, который гордится тем, что играет не в эти ваши казуалки, а в серьезную стратегию, где для победы нужно учитывать даже скорость и направление ветра. Цель обычно состоит в том, чтобы захватить какую-либо важную точку, часто за ограниченное число ходов. Жанр как был нишевым, так и остался, он делается немногочисленными малобюджетными студиями для немногочисленных малобюджетных поклонников. Классический пример: серия Panzer General.

[править] Тактическая пошаговая стратегия

Масштаб существенно уменьшен, командовать нужно не государством и даже не дивизией, а взводом. Есть элементы RPG: у каждого солдата есть сила, меткость, скорость, выдержка и тому подобные параметры. Каждому солдату индивидуально подбирается оружие и оснащение, кажому солдату нужно говорить, где присесть и где перезарядиться. В настоящее время практически полностью умер. Классические примеры: X-Com, Jagged Alliance.

[править] RPG-стратегии

Вопрос, к какому жанру ближе эти игры, достаточно спорен. В игре есть главный герой с параметрами, навыками и т. п., гибель которого означает конец игры. Однако он водит за собой целую армию, которой захватывает города (которые потом надо развивать, чтобы набрать еще большую армию и захватить еще больше городов) и раздает пиздюлей другим персонажам с такими же армиями. Иногда можно командовать несколькими героями, иногда даже армиями без героев. Примеры: Heroes of Might and Magic, Age of Wonders, Warlords.

[править] Гибридные TBS-RTS стратегии

Состоят из соединения пошаговой глобальной стратегии и тактики в реальном времени. То есть развития городов, исследования, дипломатия, экономика и манёвры войск управляются в пошаговом режиме, а непосредственно сражения — в реальном времени. К данному виду относится известная серия Total War и некоторое количество других, практически трэшевых, игр.

[править] Браузерки

Основная статья: Браузерки

Большой популярностью пошаговые стратегии пользовались в этих ваших интернетах в 90-х — 2000-х. Причиной тому простота создания движка. Если для нормальной RTS нужно накодить клиент, закупиться серверами и провести толстый канал для нормального пинга, то браузерку вполне может написать на пыхе какой-нибудь студент, а хостинг можно взять виртуальный за 5 долларов в месяц. ИЧСХ даже такое говно может приносить владельцу неслабый профит

[править] Известные TBS

Источник — «http://lurkmore.ru/TBS»