Личные инструменты

Рогалики

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с ADOM)
Перейти к: навигация, поиск
b
Песня про NetHack

Рогалики (Рог@лики, Rogue-like RPG) — семейство компьютерных RPG-игр. Название, как нетрудно понять, произошло от имени игры Rogue, «бродяга», родоначальника жанра. Как правило характеризуется абсолютным отсутствием графики — в её роли выступают текстовые символы. Впрочем, практически с самого основания жанра существовали и рогалики в тайловой графике (например, Ragnarok, он же Valhalla).

Большинство подобных игр имеет достаточно разветвленный сюжет, со сложной системой прокачки персонажа и различными концовками. В Фидо были представлены RU.GAME.ADOM и несколькими аналогичными эхами.

Содержание

[править] What the fuck is Rogue-like?

На сайте Rogue Temple есть небольшая, но удобная статья «Roguelike Definition», где коротко описаны принципы, которым должен или может соответствовать среднестатистический рогалик, здесь мы приведём вольный перевод этой статьи:

[править] Исключительно важные факторы

Случайная генерация игрового окружения.

Игровой мир и его содержимое должен каждый раз создаваться заново случайным образом.
Случайным образом в рогаликах накидывается практически все — от лабиринтов, до названий свитков (то есть, чтобы узнать что за вещь ты подобрал, иногда есть только один выход — заюзать её, что чревато непредсказуемыми последствиями). Таким образом, каждая игра становится уникальной, и рогалики можно проходить более 9000 раз, по-прежнему получая удовольствие от процесса.

Возможность сделать фатальную ошибку (включая возможность окончательной гибели персонажа).

Игрок должен платить за свои ошибки и сделанный выбор, иногда даже и ценой жизни. Восстановление сохранённой игры не делает вам чести и может применяться только в случае, если игра упала в результате багов.
Записаться можно только при выходе из игры, чтобы потом продолжить её с того же места. Таким образом, любая ошибка может стать непоправимой, а смерть — окончательна.

Пошаговость.

Всё происходящее в игровом мире происходит в порядке бесконечного цикла, разделённого на отдельные ходы для каждого действия.
Ввиду того, что сэйвы отсутствуют, возможности персонажа ограничены, а ошибки чреваты быстрой смертью, единственная возможность выжить — это тщательно обдумывать каждое свое действие.

Полная доступность всех игровых действий.

Все игровые команды (управление или действия) должны быть доступны в любой момент игры. Не должно быть никаких искусственных ограничений в отдельных ситуациях.

Свобода.

В игре не должно быть строго определённого создателем линейного пути прохождения. Игрок сам выбирает, что ему делать, как и когда.

[править] Факторы средней важности

Самостоятельное исследование окружающего мира.

Игрок должен самостоятельно изучить природу предметов, а также механизм их использования.

Игрок — одиночка.

Игрок управляет только одним персонажем.

Огромное количество всякой всячины.

В игре должно быть нечеловеческое количество монстров, предметов, мест для посещения etc.

Сложный и необычный мир с занимательной и труднопредсказуемой системой взаимодействия с предметами.

Предметы, в идеале большую их часть, можно использовать самым удивительным способом, явно не вытекающим из их природы.

[править] Наименее важные факторы

Высокий уровень сложности.

Игра становится очень сложной и очень быстро. Выиграть при первом и не только прохождении должно быть почти невозможно. Для того, чтобы приблизиться к победе, игрок должен набраться опыта.

Монстры и игрок играют по тем же правилам..

Природа монстров соответствует природе игрока, они могут носить вещи, оружие, имеют такую же систему статистик, как и игрок, а также подчиняются тем же правилам.
Если пойти от противного, то игровой персонаж — это монстр, у которого прописано, что он управляется человеком и по этой причине игнорируется во время обработки ИИ, в остальном всё как у прочих существ.

Псевдографика.

Игрок взаимодействует с игровым миром посредством интерфейса, основанного на псевдографике.
Это интересно, но рогалик может быть выполнен в псевдо-псевдографике. То есть, игра фактически является «графической», что открывает интересные возможности.

Hack and Slash.

Игра включает в себя убийства всяких разных существ и сбор сокровищ.

Довольно быстрое развитие персонажа

В отличие от доминирующих нынче задротских (MMO)RPG персонажи в рогаликах столь же быстро качаются, как и умирают, большую часть времени в рогалики именно играешь, а не задрачиваешь ради очередного левелапа.

Вышеприведенные правила не являются догмой — рогаликом считается и Transcendence — реалтаймовый космический полет в полноценной графике, а иногда даже Diablo. Впрочем, «считать ли Дьябло рогаликом» — один из самых популярных поводов для холивара в среде рогалик-фагов.

[править] Мемы рогаликов

[править] The grue

«

It is pitch black. You are likely to be eaten by a grue.

»
— Zork

В российских интернетах известный как грюй. Многие игры, начиная с Зорк, ввели таинственного и непобедимого монстра grue (надм. страх), который прятался в темноте и пожирал игрока, пытающегося пройти подземелье без фонарика, факела, спичек или другого источника света.

[править] YASD

Yet Another Stupid Death (Ещё Одна Дурацкая Смерть[1]). Один из основных принципов рогаликов — «Permadeath», невозможность (помимо savescumming[2]) восстановить погибшего или сделавшего фатальную ошибку персонажа. Таким образом, под этим понимается:

  • очередная гибель персонажа в результате преступной халатности игрока.
  • топик или пост на рогаликовом форуме, сообщающий изумлённой публике как умер любимый Troll Paladin 8 lvl.

В некоторых рогаликах и близких по духу играх - например, Iter Vehemens ad Necem и Dwarf Fortress, где возможность получить долгожданный вин стремится к нулю, а курьёзный проигрыш с кучей расчленёнки доставляет больше лулзов, чем сам процесс игры, YASD является не чем-то плохим, а самой целью, и самые эпичные поражения уже становятся вином и с шутками и прибаутками обсуждаются как посетителями, так и самим виновником торжества.

[править] YAVP

Yet Another Victory Post (Ещё Один Пост о Победе). В силу того, что рогалики игры задротские, илитарные и выиграть в них не так уж просто, некоторые годами(!) мучаются, то при достижение Win Screen, душа рвётся поделиться! И таки делятся! Радость, ликование и мужеложество в таком топике гарантировано.

[править] Томас Бискуп нервно курит aka Talkie Talkie Projects

У него кончились папиросы от ваших проектов.

Inb4 «кто такой Томас Бискуп?»: Томас Бискуп — cоздатель эпического рогалика ADOM.

Различные варианты вышеуказанной фразы — локальный мем создателей рогаликов. Сиречь тусовки очень малой и гугель про неё почти ничего не знает, но этот мем открывает всем интересующимся рогаликами, почему в интернетах так много полуфабрикатов. Большинство людей, решивших начать свой рогалик, слабо представляют, с чем им предстоит столкнуться, со стороны рогалик кажется весьма простой программой, которую можно нарисовать левой пяткой минут за десять (возможно, виной тому отсутствие графики в большей части рогаликов, а потому любая Y.O.B.A.-игра выглядит внушительней для дилетанта). Поэтому «разработка» рогалика начинается следующим образом: Создатель уведомляет всех какой супер-пупер рогалик он собирается сделать, сколько там будет замечательных фич и так далее. Потом, вдоволь натешив своё ЧСВ видениями Великого Рогалика, наш Творец начинает работу и… тут разработка уходит в бесконечный цикл, обычно завершаясь ничем.

Почему так происходит? Слишком много мечтаний и мало дела, в тоже время в голове у «автора» выстраивается красивый образ рабочей игры. Она отлажена, в ней нет багов и она идеально работает.

Но, увы, нет иного способа вынуть её из головы и запихнуть в исполняемый файл, кроме как ручками запрограммировать (или заставить сделать это кого-нибудь ещё). А это — дни/месяцы/годы отладки, дурацкие ошибки, всплывающие то тут, то там, незначительные, но необходимые изменения, из-за которых приходится перепахивать тысячи строк кода в поисках допущенной полгода назад оплошности…
Короче говоря, обычная тяжёлая программистская работа. А потом ещё и оптимизация, алгоритмы, от одних только фамилий авторов которых можно сломать себе язык. Но в голове-то всё работает! И так и остаются люди с абсолютно красивым и рабочим рогаликом, которым, в силу понятных причин, никто кроме них самих насладиться не может.

Кроме того, по непонятной причине начинающие рогаликоделы в массе своей пытаются переплюнуть именно ADOM, а не Angband или, скажем, Dungeon Crawl. Поэтому, как правило, игра начинается с того, что герой приходит в маленькую деревеньку. Правда, в отличие от Адома, этим она обычно и заканчивается.

[править] Происхождение мема

Если же с англоязычным вариантом talkie talkie project' всё понятно, пиздеть не мешки ворочать, то нервно курящий Бискуп был порождён на одном древнем рогаликовом форуме, уже давно, во имя великой справедливости, изчезнувшем с просторов интернетов. Клиническое школоло объявило, что АДОМ — это ерунда, вот мы напишем свой АДОМ с игрищами и блудницами, да так напишем, что Бискуп будет нервно курить, ну Ваще! Учитывая, что отечественная рогаликовая сцена не так уж и велика, бурление было вызвано хорошее. Особенно когда творение не то, чтобы дошло до версии 1.0, но даже и не появилось в виде работающей версии.

[править] Рогалики

[править] Эпические Рогалики

Рогалики навеки вписаные в золотую книгу рогаликофагов. Любой, даже начинающий, любитель рогаликов играл в них, либо точно знает!

  • Rogue — основа основ. В настоящий момент несколько "устарел", насколько такое понятие вообще подходит для рогалика и своё первое знакомство с миром рогаликов стоит начинать с чем-то посвежее, вроде Dungeon Crawl: Stone Soup или ADOM. Потом, всегда можно ознакомится с основами.
  • ADOM — ну ты понел.
  • Dungeon Crawl: Stone Soup. Возведенная в абсолют идея путешествия по подземелью. Играть можно как локально, так и онлайн (что исключает возможность Savescumming’а). Раз в год проводятся турниры. Постоянно обновляется.
  • NetHack и детки: SLASH’EM, UnNetHack, SporkHack — варианты NetHack с запиленными дополнительными монстрами/классами/чем угодно, тысячи их.
  • Angband и детки: ZAngband и ToME.
  • Iter Vehemens ad Necem - рогалик с игрищами и блудницами: прикручена очень неплохая графическая составляющая (включая даже погоду и носимые героем доспехи) и возможность по аналогии с Dwarf Fortress потерять любую конечность со сказывающимся позже результатом. Также справедливо считается одним из самых сложных рогаликов в жанре - невозможность вернуть отрубленную конечность на ранних стадиях вкупе с любящими понабигать врагами, а также огромное количество YASD (как пример, буквально потерять голову в попытке выбраться из паутины или получить разряд тока прямо от своего заряженного магией оружия) делают своё дело. В этом же и один из основных лулзов игры - как и в Dwarf Fortress, здесь очень весело наблюдать за самыми нелепыми смертями главного героя.
  • Elona. Очень веобушный графический рогалик, но доставляет. По сути, однопользовательский MMORPG. (Инфа на русском)
  • Dwarf Fortress. Холивор на тему Является ли Dwarf Fortress рогаликом так же православен, как и холивор по поводу Диаблы. Но холиворная фагготрия — это не выбор уютненького, а с DF стоит ознакомиться, хотя бы в образовательных целях.

[править] Хорошие, годные рогалики

  • ToME4 рогалик 2010г. Его переезд в раздел выше, вопрос времени.
  • Moria.
  • Doom RL. Постепенно развивается.
  • UnReal World
  • MageGuild — небольшая, но приятная вещь. Тайловая графика, минимум сюжета и широкие возможности по комбинированию предметов.
  • Prospector — очень оригинальный рогалик про путешествия в космосе.
  • GearHead 1 и 2 — схватки на Огромных Боевых Человекоподобных Роботах (и не только).

не классические рогалики

  • Transcendence.
  • Spelunky — тоже интересный «не классический» рогалик.

[править] Пятиминутные рогалики

Being a huuuuge fan of Crawl (my favourite of all the roguelikes), I identify but one minor flaw in my timesink of choice: it's a timesink. Even though I consider the game to be fully worth cutting back on sleep, work and showers for, the reality is that I need the first, get paid for the second and require the third to avoid social ostracisation. And sometimes I just wanna play something for ten minutes before going to bed, y'know? Beginning to end.

Nandrew (создатель Desktop Dungeons. Текст мышь сверху перевод смотреть)

[править] Перспективные, хотя и не доделанные рогалики

Не то, чтобы не хорошие и не годные, но с определёнными недостатками либо ссытся в штаны, либо совсем ещё недоделан, но посмотреть можно, кто знает чего вырастет.

  • Cataclysm — рогалик в духе фоллаута. Зомби-апокалипсис, триффиды, мутации, импланты, наркомания, питьё воды из унитаза... Играбельная альфа. Форум. Форум на русском. (недоделка);
  • Fall From Heaven the Roguelike — фентезийный рогалик, основанный на вселенной Fall from Heaven II. (недоделка);
  • Rogue Survivor ещё один очень толковый рогалик про зомби. (недоделка);
  • JADE aka ADOM 2. Новый рогалик от Томаса Бискупа. (недоделка);

[править] Рогалики на русском

  • Барионикс — к сожалению, не развивался с 2006(!) года.
  • NorseWorld:Ragnarok хорошый, годный ремейк старого, доброго рогалика. В настоящий момент заброшен недоделаным, таким образом, ожидайте багов.
  • Rayel молодой, но очень перспективный рогалик, весьма недружественный к новичку, но способный хорошо доставить, если разберёшься. К сожалению, похоже, тоже заброшен автором.
  • Slania руSSкий Dwarf Fortress, но с более удобным интерфейсом и мультиплеером. Автор постоянно обещает новую версию.
  • MenskBand древний (98 год) смешной беларуский рогалик, главгерой Лявон валит гопников и ментов, пытаясь добраться до босса.
  • Зачистка Хьерварда — очень древний рогалик.
  • WANDER - герой приходит в деревушку и спускается в пещеру.

[править] Галерея

[править] Ссылки

[править] См. также

[править] Примечания

  1. Насчёт тупости смертей. Автор этой сноски однажды потерял своего мага из-за единственного удара пьяницы в поселении. От шока у меня развилась паранойя и с тех пор играя физически слабыми персами от прохожих я убегал.
    Ха! Это все фигня! Помню я в ADOM’e захлебнулся собственной блевотиной! Оказывается, плохо когда тебя парализует во время блевка от переедания или яда.
    Вы только что прослушали YASD.
  2. Как уже было сказано выше, игра при сохранении завершается, а при загрузке файл сохранения удаляется. Таким образом, единственный способ загрузить игру после смерти героя, это предварительно забекапить файл сохранения в другую папочку. Так как это совсем не хардкороно и категорически не кошерно, подобная практика презрительно называется SaveScumming, хотя любой рогаликофаг занимался этим, как любой анонимус, хоть раз в жизни, был сеймперсуном.


ЖанрыАркада • БраузеркаРогаликиЭрогеПорно-игрыFPSRPG (MMORPGMUD) • Rhythm gameRTSTBS • Quest
ТерминыГеймерский сленгБоссДонатЕбайЖаргон MUDаковЖаргон MMORPGИскусственный идиотКемперОтыгрышЧитерBarrens chatPowerlevelingФаерболТвинкФармингМультоводствоПлюшки
Источник — «http://lurkmore.ru/Рогалики»