Личные инструменты

Журнал «Трамвай»

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
НЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
A long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!


Издание Советского детского фонда имени В. И. Ленина
Трамвай — журнал, издававшийся в 1990—1995 годах, настоящее альтернативное издание для понарожавшихся в перестроечный период детей. Нынешняя школота не успела прочитать его в нужном возрасте, а жаль. Возможно рака на просторах сети было бы меньше.

Содержание

[править] Начало

Аффтары на обложке номера 12.90. Да, мой юный друг, ты тогда был еще внутри.

Как все начиналось, сказать сейчас трудно[1]. То ли появился госзаказ на еще один журнал для детей, то ли собралась редколлегия и решила сделать свою «Мурзилку», с блэкджэком и шлюхами, но факт остается фактом — получилось в итоге нечто совсем недетское, но для детей. В начале 90-х, на фоне унылых импотентских «Мурзилок» с «Веселыми картинками» это издание казалось какой-то волной свежего воздуха, чуть ли не андеграундом. Судя по содержимому, делали его какие-то юродствующие интеллигенты («какие-то»… В числе прочих, там печатались Шендерович и Иртеньев), не чуждые мистике и диссидентству. Прикрываясь детскими стишками и приколами, авторы журнала настойчиво популяризировали среди советских детей полузапрещенных и недоразрешенных писателей, продвигали постмодернистские и мистические идеи, знакомили с авангардным искусством, доступным языком объясняли принципы христианства, герменевтики, квантовой физики и высшей математики. Благодаря довольно смелым ходам редколлегии детишкам разжевывались и подавались готовыми темы, на которые не принято было говорить на людях. Среди авторского коллектива, представленного на фото, в верхнем ряду слева отчётливо различимы капитан и генерал, что как бы символизирует.

[править] Содержание

Журнал детский, значит и содержимое ЧСХ должно быть развивающим, увлекательным и интересным. И оно было! Журнал состоял из рассказов, стихов, познавательных статей, игр и лютого, бешеного количества иллюстраций. Но, давайте обо всем по порядку.

[править] Рассказы

Было и гуро

Обычно 4-5 штук в каждом номере. Причем, как признанных детских писателей, так и непоймиоткуда вылезших писак, пытающихся нести разумное, доброе, вечное в детские головы, причем даже если головы сопротивляются и убегают. Форматы рассказов были абсолютно разные, а люди их писавшие порой вызывали искреннее удивление. Таким примером может служить коротенький рассказик «Пуськи бятые», по прочтении которого взрослому человеку первым делом на ум приходят вещества (впрочем, вещества придут на ум только необразованному быдлу, а нормальный человек, получивший высшее образование знает, что это рассказ Людмилы Петрушевской, созданный для иллюстрации того, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии[2]). Впрочем, Заходеры с Винни-Пухами тоже вполне тут присутствовали, что видимо и не позволяло выпилить журнал с полок сразу и быстро. Так же присутствовали коротенькие рассказы, написанные и присланные целевой аудиторией (в основном, унылые, но увы).

[править] Стихи

Нямка + поэтический ликбез

Писались также как специальными детскими поэтами, так и жертвами этих самых поэтов. Но поскольку стихи — такая область искусства, где возраст не всегда решает вопросы, то некоторые сопливые аффтары делали на голову суровых мэтров. Среди стихов попадались опусы, в доступной форме излагающие принципы восточной философии, ненависть к миру и прочих вещей, к деццкому журналу отношения не имеющих. Но чтобы понять это, стихи надо было читать и вникать, а видимо проверяющим было лень. Многие из коротеньких стихотворений, подписанные «Маша, 8 лет», «Саша, 1-й класс» были отрывками из сборников вполне взрослых и известных современных поэтов, что подтверждало существование троллей, активно отсылающих в редакцию письма с копипастой.

[править] Статьи

Это связующие звенья журнала. Писались обычно в стиле «крошка сын к отцу пришел / дите встретило неведомую говорящую хуйню / дите уснуло и ему приснилось» и далее разбор полетов по заданной теме. Читать интересно даже сейчас, когда деццтво уже куда-то делось. Нередко одна статья делилась на 3-4 части и растягивалась на весь номер. Отдельно стоит сказать о таких статьях, как «Носария», «Глазария», «Зубария», «Языкария», и пр., объяснявших расхожие выражения с упоминанием носа, глаз, зубов и пр. соответственно (первой была «Объедария», которая, однако, несколько выбивалась из общей картины, ибо там в центре была не соответствующая часть тела, а процесс питания). Доставляют и сейчас.

Примеры доставляющих статей:

ЧТО ЗА ЧУДО — ЭТА ТЕТРАДЬ! Безграничны возможности школьной тетрадки! Хочешь — рисуй палочки или играй в крестики-нолики, хочешь — пиши разные слова, например «Сидоров — козел»… А можешь даже решать в тетради примеры и получать за них пятерки. Но настоящему хулигану тетрадь особенно мила тем, что из нее можно делать хлопушки. Как? А очень просто.

12.1990

Далее следует рецепт с иллюстрациями, явно подражающий «Оптическому обману» Даниила Хармса

Солнечные очки Абдурахман сидел возле окна и читал книгу. Солнце выглянуло из-за туч, и у Абдурахмана зарябило в глазах. Тогда он надел темные очки, и солнце перестало слепить его. Но сквозь темные стекла он не мог разглядеть буквы. Абдурахман снял очки и снова увидел буквы. Но солнце тут же ослепило его. И он снова надел темные очки. И буквы снова скрылись от него в полумраке. Абдурахману надоела такая чехарда. Тогда он высунулся из окна и надел темные очки на солнце. Вот такая странная история получилась с темными очками… А какие еще очки бывают?

07.1990

[править] Игры

В каждом номере предлагалось энное количество времяубивающих игр[3], кроссвордов и головоломок. Надо же как-то развивать закостеневший постсоветский мозг. Попадались вполне удачные экземпляры. Кстати, первый «скандинавский кроссворд» анонимус увидел именно там. Тогда это было интересно. А теперь — сканворд.

[править] Письма читателей

Собственно, это и есть напечатанные письма читателей с развернутыми ответами. Журнал «Трамвай», кстати, был первым изданием, решившимся публиковать ругательные письма читателей в свой адрес, — тогда это было чертовски смело. Рубрик с письмами было 2, одна именовалась «Слон-любящий-отвечать-на», что кагбэ намекает…

[править] Иллюстрации

Вот это отдельная и очень важная часть. Британскими учеными еще точно не установлено, сколько родителей сошло с ума, застав свое чадо весело смеющимся над какой-нибудь мозгоразрывной картинкой на пятой странице июньского номера. Иллюстрации просто поражали воображение. «Веселые картинки» нервно рыдают в углу, а «Мурзилка» вообще повесился… Половина картинок вполне невинна, там в присущей детским художникам форме нарисованы добрые дяди, тети и сиреневые бегемотики и все красиво. Но вот вторая половина заставит понервничать не одного любителя абстракционизма, а стиль рисования всеми любимых сказочных персонажей на обложке журнала и некоторых внутренних страницах надолго выбивает из колеи впечатлительных родителей, которые привыкли, что Буратино — добрый деревянный человек, а не опухший алкаш с длинным красным носом и глазами нечистого извращенца. На иллюстрациях как будто отрывалась команда детоненавистников, с младых ногтей травмированных птичками/цветочками и другим картонным счастьем.

[править] Подводя итоги

Если ты, мой юный друг, до сих пор недоумеваешь, что это за журнал, и нахер о нем сюда написали, проследуй по ссылкам ниже, скачай и прочитай. Поможет.

[править] Галерея

[править] Ссылки

[править] Примечания

  1. Не трудно. Существовала газета «Семья» в которой было приложение для детей «Трамвай №Мы», которое спустя некоторое время стало самостоятельным журналом.
  2. Тем не менее, и при личном общении уважаемая Людмила Стефановна производит впечатление человека, которого «и так прёт, наяву, без всякого компота».
  3. Автор примечания со своим старшим братом много часов в неделю убивал на игру «Замок» или как-то так. При внешней простоте, крайне затягивало. Так-то!