Равка
Материал из Lurkmore
Равка — слово, в основном используемое в среде анимешников для обозначения рипа аниме на оригинальном языке без субтитров.
Содержание |
[править] Происхождение
Слово равка происходит от англ. raw (читается как ро), обозначающего что-то в его натуральном виде, например: raw silk (暗糸絡) — необработанный/натуральный шелк.
[править] Значения
Равка (*.raw) — «сырой» файл, содержащий данные в виде «всё подряд потоком».
Raw изображение — графический файл, или содержащий просто значения пикселов подряд, или всё-таки имеющий некоторый заголовочек (особенно если он создан фотокамерой, а не сгенерирован графической демосценой для её отладки). Заголовочки бывают разные, то есть существует какой-никакой, но формат (у Canon — CR2, Nikon — NEF и т. д.), а не просто «склад данных».
От JPEG отличается как день от ночи (12-14 бит на пиксел против 8 бит у jpg). В raw, если речь идет о фотографии, обычно содержится сферический сигнал в вакууме с матрицы, иногда с минимальным подпиливанием. Это значит, что все эти ваши параметры и опции, относящиеся какбэ к пленке (вроде ISO[1]) и баланс белого выпилены. А точнее просто записаны в виде дополнительнйо информации, но к самому изображению никак не применены — эту информацию программа, с помощью которой потом будет обрабатываться RAW-файл, может либо как-нибудь по-своему использовать, либо уже окончательно отбросить. Последующая обработка требует от фотографа несколько больше телодвижений и более современный редактор, который способен вывозить коляску с обработкой сырого сигнала (фактически, работа с обработкой может начинаться с выставления того самого баланса белого, который при записи в JPEG фотоаппарат просчитывает самостоятельно).
Примерно такими же свойствами обладают несжатый .TIFF или вообще .PSD, но .RAW отличается тем, что не является полноценно-универсальным форматом, а его заголовочек, если он есть, не содержит полноценное описание данных (некоторые вещи типа числа бит на канал или даже размера, если он фиксирован, могут черпаться из инструкции к фотику, а не из файла), ну или, по крайней мере, не стандартизирован.
Кроме того, у фото (например, по сравнению с RAW-дампом из той же демосцены) есть еще одна интересная особенность. Дело в том, что мы знаем о каждом пикселе только часть информации, и конверсия, скажем, в JPEG — это не только сжатие с потерями, но и «додумывание» недостающей информации по его соседям. Качество этого «додумывания» зависит от алгоритма и настроек: можно получить как полную цветопередачу без артефактов (на запоротом разрешении), так и полное разрешение (с ухудшением цветопередачи), то есть мы опять же где-то балансируем потери на разных боевых фронтах сообразно нашим потребностям. Широко говоря, RAW — это запись достоверно известной информации об изображении, в которой ничего не отброшено и ничего не додумано. Именно это побуждает Ъ-фотографов снимать «в равке», а потом конвертировать вручную прогами типа rawtherapee, поскольку фотограф обычно лучше представляет, что в композиции кадра важно, а что никому не нужно, нежели железяка, оптимизирующая «среднюю температуру по больнице».
Raw аудио — аудиофайл с аналогичными свойствами. Часто, в пику фотографиям, имеет расширение .PCM (ИКМ, Импульсно-Кодовая Модуляция, курите т. Котельникова-Найквиста), которое как бы говорит нам, что перед нами оцифровка «какую величину имел ток микрофона в каждый из моментов времени», график, осциллограмма без попыток сжатия. Для воспроизведения требуются знания хотя бы о частоте дискретизации и числе каналов. Хочется отметить, что хотя дискретизировать сигнал можно без потерь[2], это не значит, что цифровое представление абсолютно точно совпадает при этом с оригиналом — вышеупомянутая теорема указывает только на то, что теоретически, при наличии идеальных частотных фильтров, из цифрового представления можно реконструировать точный оригинал.
Кроме равок, несжатый звук вполне может лежать в .WAV, который выгодно отличается наличием исчерпывающего заголовка. Там же может лежать и сжатый с потерями звук — например, вполне стандартизованный Дедом Мастдаем ADPCM (АДИКМ, Адаптивная Дифференциальная ИКМ, хранящая не величину сигнала, а разницу между ней и предыдущей, которая обычно невелика и умещается бита так в 4) — бди, анонимус, .WAV ≠ lossless!
В более широком и безграмотном смысле — «непоротый» файл, который можно привести к равке, то есть не прошедший сжатие с потерями. При этом формат может быть вполне даже «пропечённый» и ни разу не сырой, со всеми свистелками и перделками. Например, для звука и изображений специализированных архиваторов, жмущих хреново, но без потерь, написано over 9000, да и для видео кодеков хватает.
Алсо надпись RAW вы можете увидеть в свойствах файловой системы диска в ОС Windows, если реальная файловая система указанного девайса слетела в результате ошибки записи/контроллера/железа (умирающая флэшка, к примеру) либо не поддерживается на уровне драйверов (раздел Ext2/3 Linux, например) : .
[править] Примечания
- ↑ Всё-таки чувствительность усилителя, выгребающего электрончики из потенциальных ям матрицы, «выстреливает» до каких-либо обработок, вместе с диафрагмой и выдержкой, так что относитесь к этому настороженно. Перекрученный сенс, который привёл к шуму по всей картинке и white-out в светлых местах, вы уже не вернёте.
- ↑ Только сферической в вакууме сигнал с ограниченным спектром, обычно получаемый методом суммирования бесконечных недосинусоид вида sin(πx)/(πx) мелом на доске
[править] См. также