Личные инструменты
В других энциклопедиях

X86

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с X86-64)
Перейти к: навигация, поиск
ACHTUNG! Опасно для моска!
Министерство здравоохранения Луркмора предупреждает: вдумчивое чтение нижеследующего текста способно нанести непоправимый ущерб рассудку. Вас предупреждали.
«

Архитектура x86 — это победа маркетинга над здравым смыслом.

»
— Старожил кремниевой долины
За аффтарством Дани.

x86 (i80x86, прародитель IA-32 и x86-64) — наиболее популярная на данный момент архитектура процессора для персональных компьютеров и серверов. Архитектура с полным набором команд (CISC, только внешне, но это не так важно). Является не только самой популярной архитектурой процессоров для персональных компьютеров, но и абсолютным рекордсменом по архитектурным излишествам, их рудиментам и связанным с ними аппаратно-программным костылям.

Содержание

[править] История

  • Предками 8086 были различные четырёхбитные (4004 — один из первых процессоров, позиционировался как процессор для микрокалькулятора и 4040 — немного улучшенная его версия.) и восьмибитные (8008, 8080, 8085) упражнения никому не известной Корпорации Intel.
  • История же собственно x86 начинается с процессора 8086, который представлял собой 16-разрядный процессор с адресным пространством памяти в 1Мб (16 бит на сегмент, побитово сдвинутые на 4 разряда влево(итого 20 бит - младшие 4 бита всегда нули) плюс 16 бит на смещение и формировали полный адрес). Обрел популярность благодаря использованию его (а также его версии с 8-битной внешней шиной данных — 8088) компанией IBM в своем персональном компьютере. Изначально Intel предлагал использовать сей контроллер для управления светофором. Процессором для компьютера 8086 стал исключительно из-за низкой цены и энтузиазма хакеров. В догонку прилагалась плюшка в виде первого FPU (математический сопроцессор) 8087, который позже стали прямиком встраивать в X86 (только с версий 80486 в обязательном порядке, при том, что характерно 80286, 386SX, 386DX все еще имели его отдельно или не имели и близко (что чаще)).
  • Наследником 8086 стал не ставший особо популярным 80186. Архитектурных отличий нет, так, несколько новых команд и немного другой механизм обработки прерываний. В ПеКа применялись довольно редко (например, см. en.w:HP 200LX), но были популярны в качестве embedded-решения, в связи с чем на рынок были выпущены SoC-версии данного процессора.
  • Следующим был 80286. Несмотря на всю его неуклюжесть, для своего времени (1982 г.) являлся значительным шагом вперёд, прежде всего, появлением защищённого режима (правда, в своей ужасной 16-битной ипостаси, но это было исправлено уже в следующем поколении, см. ниже). Мог адресовать при использовании этого самого защищённого режима аж целый гигабайт памяти (про то, как это приходилось делать, см. ниже), при том, что шина допускала подключить только 16 мегабайт. Вернуться из защищённого режима было невозможно без перезагрузки, поэтому толком использовать больше 1MB реально умел лишь M$ Xenix (может ещё Minix - однозадачная unix-подобная ОС, написанная Танненбаумом для демонстрации студентам).
  • Новое революционное достижение Intel — 32-разрядный процессор 80386, родоначальник архитектуры IA-32. Архитектуру оценили сразу и массово, уже вскоре появились DOS-оболочки (DESQview, Windows 2.0 for 386) и полноценные ОС (OS/2, BSD, …) с поддержкой 32-битной архитектуры, включая ядро Linux. Имел полноценное страничное MMU для организации виртуальной памяти. Значимых изменений программной архитектуры не будет до 2003 года. Адресуемое пространство памяти — 4Gb (без перезагрузки сегментных регистров, а с ней - чуть меньше 8 Gb, поскольку база сегмента - 32 разряда, т.е., если задать базу 0xffffffff и лимит 0xfffff страниц. Но это неважно, поскольку адресных линий у i386 было всего 32 (а у SX - и вовсе 24)), умопомрачительная величина для эпохи ZX-Spectrum. 386SX появился позже и был "облегчённой", а потому и весьма распространённой в силу относительной дешевизны, версией для бизнес-сегмента (16-разрядная шина данных против 32 у 386DX).
  • На этом революции заканчиваются. 80486 — появился встроенный матпроцессор и кэш-память. Pentium — появление суперскаляра и трансляция внешних CISC инструкций во внутренние RISC. Pentium Pro — возможность адресовать до 64GB памяти (посредством PAE) и встроенная поддержка мультипроцессорности. А в следующих моделях лишь расширения, расширения, расширения — VME, PSE, CMPXCHG8B, MMX, SSE, SSE2, SSE3, Тысячи их!
  • В 2001 году AMD выпустила спецификацию x86-64, переименовав затем в AMD64 (а Intel, экспериментируя с серверным Itanium, подхватила как EM64T / Intel64), привнеся в архитектуру 64-битные расширения, попутно выпилив часть рудиментов (а также, как потом выяснилось, и полезных фич). Также это может означать полную победу x86: если ей и предрекали смерть вместе с 32-разрядыми вычислениями, то теперь она фактически обрела новую жизнь, на горе конкурентам и здравому смыслу. Первые 64-разрядные процессоры появились в 2003 году.
  • В 2006 году предпоследний оплот не-интеловских десктопов, Apple, забил на PowerPC (к великой скорби PPC-фагов, алсо «Мак никогда не будет прежним»), и стали выпускать Intel-based десктопы и ноутбуки — благодаря чему на этот ваш Мак теперь можно невозбранно заливать балмероугодную Windows Vista, а на все остальные унылые компы, хоть и не без изъебов, но таки заливать священную Макось на радость нищебродам и Джобсу в назидание.

[править] Наиболее известные костыли

[править] Флаг защищенного режима

Первый архитектурный геморрой. Имел место в процессоре 80286. Достаточно эпичен. Заключается в том, что установкой этого флага процессор переводится в режим, в котором доступны все его новые фички (включая доступ к памяти до 16 Mb), но при этом он теряет совместимость с 8086, а сбросить этот флаг уже нельзя. А поскольку ко времени появления компьютеров PC AT с этим процессором существовало более 9000 программ под MS-DOS, которая была гвоздями прибита к 8086, то новые возможности процессора оставались невостребованными. Для решения проблемы был придуман костыль: для возврата в реальный режим выполнялся сброс процессора через контроллер клавиатуры, что само по себе было операцией небыстрой. Поэтому использовать память свыше 1 Мб было можно только для виртуальных дисков, кеш-буферов и временных хранилищ[1]. Windows и OS/2, работая в защищенном режиме, пользовались этим костылем для обработки прерываний и запуска программ DOS. Начиная с процессора 80386 флаг защищенного режима сбрасывать было уже можно, но костыль с контроллером клавиатуры таскают и до сей поры, дабы обеспечить совместимость. Также в 80386 появился режим виртуального 8086, что тоже в какой-то степени решало проблему совместимости с DOS.

[править] Адресная линия A20

Второй по значимости костыль. Дело в том, что ряд нерадивых программистов использовали тот факт, что адреса в сегменте FFFFh процессором 8086 заворачивались на первые 64k памяти.

В 80286, имевшем 24-битовый физический адрес, старшие биты больше не обрезались, и поэтому такие адреса указывали в расширенную память, а в результате такие хитровыебанные программы на этом процессоре не работали. Решили эту проблему, сделав 20-ю адресную линию отключаемой, заведя управление ею на вышеупомянутый контроллер клавиатуры. Костыль также таскают по сей день[2], хотя уже и о программах-то тех, наверное, давно забыли, как и о самой MS-DOS вспоминают лишь ностальгисты да олдфаги. Область расширенной памяти, адресуемая в реальном режиме (размером в 65520 байт), получила название High Memory Area (HMA), которую, впоследствии, MS-DOS использовала для размещения своего ядра, естественно, при этом потеряв совместимость с A20-зависимыми программами (тем не менее, для их запуска можно было грузить DOS в обычные нижние адреса памяти). Тут следует сделать важное замечание для людей, которые не совсем понимают нафига всё это сделано. Отключать А20 придумали в ibm действительно для совместимости. Если забыть о том, что линии можно(нужно?) отключать и ебанутых долбоёбах, которые использовали memory wrap, то нововведение дескрипторов сегмента не кажется такой плохой идеей, т.к. вместе с защищенным режимом уже в 286 позволило говорить о какой-никакой многозадачности. Также следует не забывать что в компьютерах 21-го века, управление 20-й адресной линией производится как правило более быстрыми способами, чем через контроллер клавиатуры (опция в BIOS "Gate a20 option", где normal - использование контроллера клавиатуры, а Fast - уже что-то реализуемое через сам чипсет)

[править] Команда LOADALL

Недокументированная команда, имевшаяся в процессоре 80286, которую использовали для обращения к памяти выше 1Мб в реальном режиме. Использовалась драйвером HIMEM.SYS. Говорят, что был выигрыш в скорости, по сравнению с переключением через клавиатурный контроллер. Других преимуществ нет. Маньяки из IBM даже пытались реализовать через нее что-то наподобие виртуальной машины, но сфейлили из-за невысокой скорости работы.

[править] Архитектурный пиздец эволюции

Благодаря своей давней истории и стремлению Интела к сохранению совместимости, сабжевый процессор являет нам ярчайший пример свалки исторического мусора, напоминая тем самым ДНК. Начнём с того, что x86 является чуть ли не единственным современным CISC'ом. А это означает множество режимов адресации, избыточную и неединообразную систему команд и смехотворное количество регистров общего назначения (с последним пунктом в X86-64 дела обстоят несколько в два раза лучше). Въедливый нерд же, ознакомившись со структурой сегментного дескриптора, моментально фалломорфирует от того, что первые 24 бита поля base address хранятся отдельно от последних 8-ми. Может показаться что причина этого кроется в том, что процессор проектировали конченые укурки, но на самом деле всё много прозаичней: в процессоре 80286 это поле было 24-х разрядным. А когда потребовалось расширить его до 32-х разрядов, старшие 8 бит приткнули куда получилось. И вот из такого леденящего душу пиздеца состоит наш любимый x86 чуть более, чем полностью.

[править] «Расширенный» реальный режим

Также известный как Unreal mode (по аналогии с реальным режимом, real mode). Очень интересный костыль, связанный с наличием т. н. «теневой части» сегментного регистра aka дескрипторного кеша. Впервые появился в 80386, с возможностью возвращаться из защищённого режима в реальный. Нехитрый трюк позволяет модифицировать реальный режим так, что в нём становится можно обращаться ко всем четырем гигабайтам адресного пространства. Недокументированная, но вполне полезная и юзабельная в некоторых ситуациях фича. То есть, была полезной, когда кто-то ещё использовал для чего-то полезного реальный режим. Сейчас эта фича используется в основном в BIOS-ах, и то только из-за лени программистов.

[править] SMM (System Management Mode)

Несмотря на «4-уровневую» систему колец защиты (от наиболее высокого 0 уровня где по идее работает менеджер Операционной системы который имеет наиболее высокий приоритет) имеется еще один «надуровень» который имеет… еще более высокие привилегии! Точнее, это программный код который вообще никому не виден и который (когда процессор передает ему управление по сигналу #SMI) имеет полный и неограниченный доступ абсолютно ко всем ресурсам системы.

Более того, в архитектуре предусмотрен специальный бит и если обработчик этого режима (SMI Handler) установит его, то OS даже если и сильно захочет, не сможет не то что блокировать его, но и даже прочитать!

Вообще, всё задумывалось как лучше — SMI-обработчик это на самом деле часть BIOS и управление ему передаётся по сигналу от чипсета при наступлении каких-то событий (например, запись в некоторые порты или сигнал о перегреве) совершенно прозрачно для операционной системы, за исключением потраченного на выполнение этого обработчика времени. То есть, BIOS обеспечивает поддержку или эмуляцию некоторых девайсов чипсета, освобождая ОС от необходимости делать это самой (ладно винда, для неё всегда драйвера есть, а для какого-нибудь линуха это может быть важно).

Хорошо? Хорошо, но не совсем: во-первых, для SMМ нужна поддержка в железе: в чипсете и в процессоре (аж целый специальный режим).

Во-вторых, SMI-обработчики беспардонно отнимают время у задач операционной системы, никак не прерываемы, не откладываемы и приходят ВНЕЗАПНО (прощай риалтайм).

В-третьих, факт наличия SMM, именуемого иногда Ring -2, вызывает небеспочвенные опасения у специалистов касательно появления руткитов и прочих троянов, которые не будут брезговать добавлять в BIOS свой резидентный модуль — имея с этого профит в виде повышенной живучести и скрытности, т.к. выпилить их можно будет только перешивкой биоса, причем — только на программаторе.

В-четвёртых, мысль сумрачных гениев из компании Интел не стоит на месте, и SMM-у ещё в середине девяностых придумали более продвинутую замену: ACPI. Идея ACPI в том, что BIOS всё равно предлагает обработчики для событий чипсета, но в виде аккуратно сложенного в доступную операционной системе табличку байткода. ОС содержит интерпретатор байткода и при необходимости вызывает эти обработчики в своём контексте когда и как хочет. Все довольны. SMМ можно выкидывать на помойку.

Но не тут-то было. Несмотря на моральное устарение, SMM жив даже в последних моделях x86 процессоров и чипсетов. Помереть SMM-у мешает тот факт, что через него реализовано несколько других уродливых костылей, из которых самый главный — эмуляция PS/2 клавиатуры через USB, и вообще эмуляция доисторических клавиатурных портов, которые, помимо своего прямого назначения, позволяют невозбранно ресетить систему и используются для этого многими олдфажными ОС-ями. Алсо, во многих системах SMM управляет кулером процессора, без чего может наступить Пиздец. Все эти костыли опциональны; то есть, если ОС поддерживает ACPI, она при загрузке отключает SMM и дальше делает всё сама через ACPI. ACPI поддерживают все выпущенные за последний десяток лет мейнстримные ОСи (винды, линух, фрибсдя, макось, и другие). Но убрать костыль, как все уже догадались, не позволяет желание сохранить обратную совместимость с доисторическим софтом.

[править] Аппаратная мультизадачность

В процессорах начиная с 80286 был введен механизм аппаратного переключения контекстов задач, но практически не использовался разработчиками по причине неуклюжей реализации, и поэтому из x86-64 был выпилен. [3][4]

[править] Система команд

Система команд x86 начиная с 8086 значительных изменений не претерпела, она просто все расширяется и расширяется добавлением новых костылей, постепенно превращаясь в один большой фракталоподобный костыль. Работа с 8-, 16-, 32- и 64-битными операндами и новые режимы адресации вводятся путем добавления префиксов или атрибутов сегмента, а число самих режимов скоро перевалит за 9000.

[править] Длинный режим

Упомянутое выше архитектурное расширение до 64 бит представляет собой еще один режим работы, несовместимый с реальным режимом, но немного совместимый с защищенным. В этом режиме доступны шестнадцать 64-битных регистров общего назначения и Over_9000 адресного пространства.

Примечателен тем, что разработчиком этой архитектуры была AMD, в то время как Intel скопипиздила переделала технологию (кое-что не доделав), изменив неполиткорректное вражеское название AMD64 на нейтральное EM64T. Сей факт несколько нетипичен, т.к. крайне редко Intel что-то так дословно копипастила у AMD, обычно все было наоборот. Скопипиздили, кстати, довольно коряво, и первые 64-битные зионы, например, бодро рапортовали о 40 битах физического адреса, имея всего 36. Однако, ты Анон должен помнить - никто, просто так, ничего без последствий не пиздит. Вся загогулина есть в том, что существует кросс-платформенное соглашение по условиям которого эти две конторки обязаны(!!!) делиться подобными технологиями. Отак-то!

Несмотря на свою молодость, даже этот режим уже пару раз перепилили по всё той же набившей оскомину причине: совместимость с быдлокодом. Дело в том, что так увлекшись избавлением от рудиментальной сегментной адресации, инженегры AMD заодно выпилили две древнючие команды: LAHF и SAHF, использовавшиеся в основном для анализа флагов состояния не менее древнючего куска кремния по имени 8087(fstsw ax+sahf). Эти команды существовали со времён дедушки 8086, и занимались пересылкой нижнего байта регистра флагов в кумулятор и обратно. Начиная с Пня-2, эту команду перестали указывать в документации, тщетно надеясь, что быдло-погроммисты забудут этот уродливый костыль, и будут пользоваться богоугодными pushfd+pop reg/push reg+popfd, работающими на новых процах с нулевым начислением обращений в память благодаря хитрожопой штуке «очередь записи», но не тут-то было. Оборзевшие от безнаказанности Х86-фаги продолжали совать эти команды везде, до куда добирались, в частности — в софт для виртуализации. Ну а дальше приключилась стандартная история для х86-архитектуры: вместо того, чтобы показать быдлокодерам писю, в архитектуру вставили очередной костыль. Да, мой юный друг, на ранних Athlon 64 и соответствующих им интелах невозможно было запустить 64-битного гостя даже если хост был 64-битный. Такие дела.

[править] VEX префикс

Революционная попытка выпилить старые костыли методом запила новых, пришла на ум инженерам Intel после очередного сеанса раскуривания какого-то нового типа веществ. Однажды, когда в очередной раз стало подходить к концу пространство опкодов, интелевцы задумались: до коих пор, мать твою, нам городить мелкие костыли, не пора ли запилить такой, чтобы хватило лет этак на десяток? И им пришла в голову гениальная мысль, суть которой в следующем. Давно известно, что размер опкода в x86 - всего один байт. Ну так вот исторически сложилось. И возможных инструкций можно закодировать всего 256. По началу (8086) этого хватало даже с лихвой: можно было, не боясь исчерпать опкодовое пространство, для самых частоиспользуемых операций кодировать индекс регистра непосредственно в коде инструкции: ведь команда занимает всего один байт, а память в те времена была по цене золота. Также среди этих кодов существовали так называемые префиксы, сами не кодирующие никакой операции, но немного (или много) меняющие смысл следующего опкода, грубо говоря, рассматривались с ним как единый целый опкод. И таким, и только таким способом можно было расширять однобайтное пространство. О первом глобальном расширении задумались при разработке 80286: тогда в префикс превратили команду "POP CS" за номером 15, доставив баттхёрта некоторым авторам вирусов, активно её использовавшим. Пространство расширилось еще на 255 кодов. Пиздец же начался с эпохи великого и ужасного SSE, когда новые команды стали расти как грибы после дождя. В дело пошло переопределение префиксов REPNE/REPE и OPSIZE. Появились трехбайтовые команды с длинной цепочкой префиксов (и постфиксов). Когда амдшники создавали свой AMD64, они в порыве энтузиазма расправились с однобайтовыми INC/DEC, превратив их в префикс REX. Код стал состоять из префикс-байтов чуть менее, чем на половину. И вот, свершилось. Вместо этой цепочки переопределенных однобайтных префиксов рашили сделать один многобайтный универсальный. В общем - разумное решение. Но! Где взять для него опкод? Ведь однобайтовое пространство уже давно занято. Но ведь гений костылестроения Intel не знает границ! Решили просто: взяли две, уже не совсем нужные в 10-х годах XXI века команды LES и LDS, вспомнив, что они, помимо всего прочего имеют еще и байт-описатель адресации и не могут использовать регистровый операнд. Дырка найдена! Теперь берём команду LES или LDS, кодируем регистровый операнд, а остальные биты - в нашем распоряжении. Выпиливаем все лишние префиксы и ставим вместо них VEX. Можно даже уподобиться RISC'ам и закодировать трех-, четырёх-, и пятиоперандные команды, битов в префиксе хватит (он бывает двух- и трех- байтовым). Правда, некоторые биты приходится делать инверсными, ибо иначе получится LDS или LES, но разве это костыль против такой революции?

[править] Наиболее известные баги

[править] Двойная сигма

Древняя бага, поражала 80386 еще в те времена, когда они не разделились на 386DX и 386SX. Заключалась в том, что ранние 80386 ВНЕЗАПНО зависали на 32-битном коде. Лулз заключался в том, что даже Intel могла отличить плохой проц от нормального только после тестирования. Была объявлена программа замены, а дабы не терять PROFIT, Intel оттестировала возвращенные б/у процы и повторно выпустила их в продажу, причем хорошие маркировались расовыми буквами ΣΣ (дабл-сигма), а плохие "16 BIT S/W ONLY" (в те времена на 32-битный код многим было похуй). Нынче и то и другое весьма ценится у коллекционеров пруфпик.

[править] F00F bug

Nuff side.

Одним из эпичнейших фейлов Intel была ошибка в процессоре Пентиум в реализации инструкции lock cmpxchg8b с регистровым аргументом (также известная как F00F bug по первым байтам команды). Заключалась она в том, что любая пользовательская программа могла запросто завесить всю систему. По идее, любая операция с префиксом lock, не обращающаяся к памяти, бессмысленна, и пень это понимал. Но в случае команды cmpxchg8b, он тупил, забывая снять блокировку шины, и подвисал после получения адреса обработчика прерывания, так как операции записи не происходило и опаньки. Для преодоления этой проблемы разработчикам ОС приходилось прибегать к нетривиальным изъебствам. Если у вас есть Pentium с ОС Linux вы можете увидеть при загрузке строки «FOOF bug detected, installing workaround», что означает, что вы обладаете бажным процессором Pentium.

[править] Арифметический баг Pentium

Кроме того, первые серии Pentium 60/66 MHz (о, веселые 90-е!) весьма пренебрежительно относились к арифметике — а именно, в некоторых случаях операция деления давала неточный результат. Хотя и утверждалось, что ошибка проявляется в одном случае из 9 миллиардов, Интелу пришлось смириться и массово заменить бажные процессоры (предварительно повыебывавшись: дескать, докажите, что вам нужна такая точность).

Ошибка породила немало лулзов, объясняющих, например, переход от численного именования процессоров (80286, 80386) к именам типа "Pentium" и т.д. Путем нехитрых вычислений можно понять, что номер каждого следующего поколения процессоров получался путем сложения номера предыдущего и числа 100. По логике Intel же 486.0 + 100.0 = 585.9(9). Выпускать процессор 585.9(9) Intel не захотели и дали ему имя "Pentium".

… А если серьёзней, в те далекие, лихие времена, Intel-подобные камни выпускали все кому не лень, при этом оставляли даже систему именования, увеличивая местами циферки — у AMD был Am486, у Cyrix - Cx486 и так далее. По версии Intel такое поведение сторонних фирм негативно отражалось на доходах - гоп-фирмы как бы пользовались этим и выходили в "плюс", а Intel соответственно, в "минус". Жадные до денег манагеры Intel, думали-думали и придумали - раз нельзя сделать циферки торговой маркой, то давайте наш абортарий будет давать имена высерам наших рабов-инженеров. И понеслось…

[править] Народные названия компьютеров и процессоров

  • IBM PC — Писишка (по правде говоря в те годы он назывался Персональный Компьютер, с придыханием, ибо стоил в СССР дороже раза в два, чем новые Жигули);
  • IBM PC XT — Эксти, Иксти, ХаТэ, Икстишка;
  • IBM PC PS/2 — ПиЭс Пополам, Писипополам;
  • IBM PC AT — Эйти, Айти, Айтишка, Эйтишка, А-Тэ, Атэшка;
  • 286 — Двойка, Двушка;
  • 386 — Тройка, Трешка;
  • 486 — Четвёрка;
  • Pentium — Пень, Пентюх, Пенёк, Первопень, Пент;
  • Pentium Pro — Пропентюх, Пэ-про, Прошка;
  • Pentium II — Пень два, Пэ-два, Второпень, Второй пень;
  • Pentium III — Пень три, Пэ-три, Третий пень;
  • Pentium 4 — Четвертый пень, Пэ-четыре, Печка или Духовка (Prescott 2.8 ГГц и выше);
  • Celeron — Селерон, Целерон (Целерон два), Целер, Кселерон, Целик, Цэл. Значительно реже: Келерон, Суслерон, Соплерон, Лохотрон, Целка, Дохлерон, Карлсон, Селекон, Саурон, селика, Калорон, Заглушка (затычка) для сокета;
  • Celeron на ядре Tualatin (P3) — Туалерон, Целерон три;
  • Xeon — Ксеон, Зеон, Ксенон;
  • Intel Core — Кора, Корка, Корь;
  • Intel Core 2 Duo — Кор(е) два дуо, Коре Дует, Кора дура, Два дула, Кора дуба, Кора ясеня (Core 2 Duo E7xxx), Дупло, Конура (по названию ядра — Conroe);
  • Intel Core 2 Quad — Квад, Квадро, Квадрик, Кор(е) два квад, Квадрат, Кора кедра;
  • Intel Core i7 — Кор(е) аи семь, и-семь, айс, кор топор, ай сэвэн, айседьмой, йаСемерко;
  • Intel Core i5 - Кор(е) ай пять, айпятый, и-пять, ай-блять;
  • Также Pentium II, III, IV в народе иногда именуются «Двойкой», «Трешкой», «Четверкой», уже забыв про их тезок-предков; или просто пеньком или пренебрежительно - писюком.
  • AMD Duron — Дурон, Дюрон, Лохотрон, Дурень, Дурка, Дурик, Дурдом;
  • AMD Sempron - Затычка, Лохотрон, Косарь (цена 1000 рублей), Тормоз;
  • AMD Athlon — Атлон, Аслон, Атхлон, Афлон, Эшлон (sic!). А так же: Печь, Утюг, Утюговый Атлон, Калорифер (Анонимус не забывает, что первые атлоны сильно грелись);
  • AMD Athlon XP — Атлон Экс Пи, Атлон Ха Пэ, Икс пи, Атлон хы ры. По названию ядра Palomino: Палыч, Паламин, Палпатин; Thoroughbred: Срубред, Табурет; Barton: Батон, Бартик, Бартон, Батрон, Бартер; Thorton: Торт, Тортик, Тортон, Тхортон, Тортер;
  • AMD Phenom — Пхеном Феном же(Сами знаете), Фен, Финик, Фенамин (О да, анонимус слышал и такое название для этих процов.)
  • AMD Opteron - Оптер, Опер, Аптерон (В начале двухтысячных, когда эти камни только появились, а "совок" был ещё жив в своей старой инкарнации, в прайсах многих торговых точек он назывался "Apteron". Некоторые даже грешили этим на вывесках, что доставляло).

[править] Цитаты

Каждый следующий процессор от интел все более и более алиеноподобен по своей логике. К пентиуму людей в интел уже не осталось.

народное

Интел проц и ВИА мать — в рот меня чих-пых ебать.

народное

Пень — это многолетние наслоения нелепостей и идиотизма. Сейчас, когда бинарная совместимость не актуальна, это просто грязно и подло. Мочить Интел!!!

Луговский

Нет Бога кроме Интела, и x86 — пророк его.

Анон
Это незавершённая статья. Вы можете помочь, исправив и дополнив её.
В эту статью следует добавить:

Шуток про Pentium 1.99995758493

[править] Галерея ЦП

[править] Примечания

  1. Собственно, поэтому (а также по причине адской дороговизны оперативной памяти в те времена) подавляющее большинство материнских плат для двушек больше намертво запаянного в них одного мегабайта и не содержали.
  2. В последних зионах этот костыль таки выпилили, см. en.w:A20_line
  3. Пруфлинк. TSS теперь нужен только для хранения указателей стеков и карты ввода/вывода, но не для аппаратного переключения задач.
  4. Надо отметить, что все выпиленное в x86-64 продолжает жить в 16- и 32-битных режимах, усложняя и удорожая процессор. Именно поэтому (тепловыделение, цена) Intel Atom проиграет ARM-у в более чем 9000 рыночных нишах для мобильных процессоров. Ни одна современная 64-битная операционная система для платформы х86 не использует ни реальный режим, ни защищенный режим, ни перечисленные выше костыли (кроме исторически сложившейся системы команд). Все эти костыли и рудименты окончательно сдохнут только вместе с совместимостью с ранними моделями х86 и DOS-ом. Однако на данный момент (2010-й год) ни один из производителей отказаться от такой совместимости наглости (или дурости?) не набрался.

[править] Ссылки

ПлатформыНеигровые (PCMSXСпектрум) • Консоли (ИгрыPSP) • Brick GameТамагочиИгровые автоматыDance Dance RevolutionPump It UpПлатформосрач
Источник — «http://lurkmore.ru/X86»