DOS
Материал из Lurkmore
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
НЯ! Эта статья полна любви и обожания. Возможно, стоит добавить ещё больше? |
DOS — дисковая операционная система, ведущая свой род от CP/M. В основном однозадачна. Устарела до своего появления. Алсо, DOS — операционка реального режима, т.е. практически любая программа могла невозбранно похерить память другой программы, так как несмотря на кажущуюся однозадачность, кроме выполняющейся программы в памяти висели фрагменты кода BIOS (например, обработчики прерываний 10h, 13h и т.д.), собственно DOS с этим вашим int 21h, комманд.комом и прочим матаном, необходимым для работы системы, куча всяких TSR (terminate-and-stay resident) навроде русификаторов. И все это можно было невозбранно потереть, после чего приходилось прибегать к живительному сочетанию трех пальцев (Ctrl+Alt+Del — для тех, у кого Мак с пелёнок.) либо, в особо запущенном случае, к Reset'у.
Следует заметить — DoS-атака не имеет никакого отношения к DOS.
Содержание |
[править] DOS в истории
С начала 80-х под DOS написано OVER 9000 программ. MS-DOS дософагам неизменно доставляет, однако, копирасты от Майкрософта заворачивают просьбы дософагов отдать MS-DOS народу.
С временами ДОС также связана известная фраза «640 КБ должно хватить каждому». Она доставляет знающим людям до сих пор. Алсо, досокапец, по версии Microsoft, давно настал, однако фанатам похуй. Из DOS'а также растут ноги .bat файлов, которые люди используют до сих пор (BATCH-скрипты для командного интерпретатора).
Никому достоверно не известно сколько пользователей ПК используют DOS. Да, кстати, этот ваш Федо работал под DOS чуть менее, чем полностью (а уже потом портировался под ОсьПополам, винду32, Линух и Бздю). Так же, мудрый анонимус на каком-нибудь совке или митино всегда выберет из двух одинаковых ноутбуков тот, на котором есть наклейка «OS: FreeDOS»[1].
Ещё стоит отметить тот факт, что MS-DOS — это последняя операционная система от Microsoft, которая в полностью работоспособном виде, да ещё и с утилитами влезала на одну дискету (Windows 1.x - 3.x не в счёт, т.к версии MS-DOS выходили и после Windows 3.x, ну и вообще, операционками не являются, будучи надстройками aka ГУЙ к DOS).
Раньше дософаги участвовали в срачах с виндофагами и линуксойдами, однако об этих срачах помнят только некоторые олдфаги.
И главное: DOS - это чистая и добрая страница нашей юности, когда компьютеры были медленные и деревянные, а нынешние красноглазики - маленькие и срались в штаны. Все мы очень нежно и преданно любим DOS! Так-то!
[править] DOS теперь
Последней ОС от Мелкомягких, содержащей как таковой «чистый» ДОС, была Windows Me, хотя т.н. «Режим эмуляции MS-DOS» выпилили уже тогда, оставив лишь куцый «Сеанс MS-DOS», разница между которыми в том, что первый был куда более приближен к реальной ДОС. Все операционки, выходившие далее, основаны на ядре NT, содержат лишь командный интерпретатор и 3 с половиной утилиты, работающие на виртуальной машине NTVDM, они работают внутри изолированной области памяти в так называемом режиме процессора VМ8086 («эмуляции 8086»), который 100% совместимости не обеспечивал, в результате чего лулз от похеривания чужой информации потерялся, прихватив с собой работоспособность многих винрарных игр под DOS, причём со временем и новыми обновлениями эта совместимость сильно менялась.
[править] DOSBox
Однако существует православный проект DOSBox, который даст анону возможность насладиться играми вроде Prehistorik, Dune, Supaplex, X-COM, Civilization и Kyrandia. Для линуксоидов доступен еще dosemu, обеспечивающий большую скорость, но меньшую совместимость, 'nix only. А для тех, кто хочет насладиться нормальным звуком, без диких неустранимых глюков, есть ScummVM, который идёт практически везде, хоть на сотовых телефонах, но только для квестов на созвучном движке.(непринципиально, под x86 и так отлично идёт но только до висты где порезали ещё сильнее режимы и драйвера эмулятора, частично это можно вернуть надстройками, но проще уже тот самый досбокс) и до последних навороченных графически вроде Duke Nukem 3D, Blood, Privateer (которые тормозят весьма прилично даже на топовом железе в топовых разрешениях).
В 64-битных редакциях Windows, DOS эмулятор и поддержка 3.x софта под 16 бит (NTVDM) вырезана полностью. А разгадка одна — безблагодатность в 64-битном режиме режим VM8086 недоступен.
[править] Бессмертное наследие
DOS обязателен к изучению на начальных курсах любой более-менее компьютерной специальности в средне-специальных и высших учебных заведениях этой страны. Но, как показывает практика, на эти знания сейчас всем плевать, что является одной из причин пложения быдлокодеров.
Примечательно, что до недавнего времени, пока не стали распространены LiveCD, народ обожал грузиться в DOS по поводу и без повода, например, для удаления неудаляемых файлов или убийства страшных вирусов.
Доставляет тот факт, что в дистрибутивах винды до сих пор за каким-то хреном валяются файлы от MS-DOS (якобы для совместимости): CONFIG.SYS, IO.SYS, MSDOS.SYS или AUTOEXEC.BAT. Последний вообще является отдельным мемом, поскольку некоторые тупые вирусы до сих пор туда стремятся прописаться какбе для автозагрузки. Файл популярен среди быдлокодеров, которые используют его и в хвост и в гриву, например так. Также дохуя исполняемых файлов под вендой для совместимости с этой вашей MS-DOS содержат DOS-заголовок и DOS-заглушку, которая обычно выводит эпическое This program cannot be run in DOS mode. Заглушку могут содержать даже драйвера и библиотеки, и даже шрифты (*.fon). Иногда вместо заглушки даже была ДОСовая версия программы, например, MSAV (Microsoft Antivirus) для Windows 3.11 содержал досовскую версию в том же файле, аналогично при обновлении доса заменялись к примеру ещё defrag.exe на defrag.bat и scandisk.exe на scandisk.bat, которые выводили сообщение и запускали виндовый вариант (в 9x при этом грузилась автоматом винда). В результате появились разнокалиберные вирусы стремящиеся прописать туда какой-нибудь более оригинальный код. Алсо, есть еще всеми любимый формат исполняемых файлов COM, растущий из CP/M. Эпичен своей простотой, ибо содержит только код. Куча юзаемых сегодня тулзов, таких как FORMAT.COM и DEBUG.COM (позволяющее писать страшные вирусы на машине вообще без какого бы то ни было инструментария), до сих пор имеет это расширение. Хотя в настоящее время под Windows NT (2000/XP/Vista) часть их являются обычными Win32-исполнимыми файлами.
Еще одно интересное наследие DOS (что, однако, справедливо оспаривается никсоидами) — стили оформления сайтов (преимущественно Web 1.0), из которых чуть более, чем половину составляют всякие кулхацкерские сайты. Особые приметы - чёрный фон, ядовито-зелёные буквы и логотип в виде черепа. Хотя даже gmail и wordpress не брезгуют подобными темами.
Несмотря на то, что о DOS IT-индустрия постепенно забывает, прямой доступ к портам ввода-вывода, каналам DMA и прерываниям до сих пор доставляет тем, кто делает под управлением DOS разные ЧПУшные станки, системы управления и прочие кошерные поделки типа банкоматов. Также «Hiren's BootCD» и fdd5-25.net DOS LiveCD отдают дань старичку. И на SourceForge.net есть довольно новые проекты так или иначе связанные с DOS. Такие дела.
[править] PhoenixOS, Феникс
Локальный цугундер ныне покойного 2ch.ru/s/ закинутый ВНЕЗАПНО самозародившимися дософагами. Собственно сам феникс (PhoenixOS, сейчас уже DOSCORE) представляет собой как бы мифический, овладевающий дистрибутив FreeDOS в котором есть все, но нет ничего. Как утверждали в тредах дософаги, PhoenixOS взяла все лучшее у красноглазых и вендузятников, отбросив всю сажу и гниль - воспарив тем самым над унылыми кучами врагов. Что интересно, не было представлено хоть какого-либо пруфпика с работающим фениксом, из чего можно сделать вывод что феникс миф, гриб и радиоволна, а дософаги призраки невинно убиенных Гейцем досеров. Такие дела. Сам по себе дистрибутив интересен присутствием полноценной графической системы OzoneGUI основанной на VESA с неким набором приложений, а-ля форточки. Однако как было сказано выше работоспособность под вопросом.
[править] Дософаги
Однажды внезапно зародившись в троллятнике не раз вызывали целый прицеп ненависти как акнедузятников, так и прыщесоcов. Обе группы сетовали на то, что /s/ не резиновый, а DOS мертв. Следовательно, лучшим выходом для дософагов было бы соснуть хуйца и убраться обратно в могилу. Ибо напрямую зомби не убить, нужно уничтожить родительский процесс, тогда зомби умрет вместе с ним.
But fuck you! DOS NOT DEAD!
Алсо, теперь и у дософагов есть было убежище на 2.0чане. Впрочем, писать туда не было никакого смысла — оттуда удалялись практически все новые сообщения.
[править] Игры
DOOM, X-COM, Первоквака, Duke Nukem, Digger, Alley Cat, Arcanoid, Karateka, Sopwith, Dune 2, Larry, Gobliiins, Dangerous Dave, Space Quest, Prince of Persia, Fallout — кто их не знает? Винрарных игр под DOS написано over 9000, поэтому до сих пор народ ставит эту вашу DOS BOX и посещает тематические сайты. DOS долгое время успешно конкурировал с маздаем, ибо последний не мог запускать многие винрарные игры. Положение дел было вскоре исправлено выпуском WinG (и портированием дума), а затем и DirectX.
[править] Работа DOS-приложений под виндой
Поскольку в DOS (в полном соответствии с названием) почти ничего, кроме доступа к файлам, нет, почти все досовые программы обращаются к оборудованию напрямую, и винда вынуждена перехватывать и эмулировать их. Вопреки распространенному среди быдла мнения, что проблемой является то, что "дос 16-битный, а винда 32-битная", это ни разу не так. Просто эмуляция некоторых вещей сделана на редкость криво. Например, NTVDM эмулирует звуковую карту всего лишь как Sound Blaster 2.0, что создает тормоза и проблемы со звуком. Многие игры нормально работают с помощью VDMSound, который исправляет как раз только эту проблему, не эмулируя CPU. Другая, не менее распространенная проблема заключается в кривых драйверах на видеоадаптер.
[править] DOS/4GW
Самый популярный анальный расширитель DOS, разработанный компанией Tenberry Software (ранее Rational Systems). Позволял создавать полноценные 32-разрядные приложения для DOS, был очень любим разработчиками игр. Поставлялся совместно со средой разработки Watcom C (по тем временам это был ниибацца крутой компилятор, по словам некоторых разработчиков умел даже грабить корованы). На самом деле Tenberry разработала два расширителя: DOS/16M и DOS/4G. Сооответственно для 286 и 386 процессоров. Версия DOS/4G для Watcom и получила название всем известного DOS/4GW. Перед запуском DOS/4GW-программы расширитель всегда печатал свой баннер, собственно поэтому и запомнился пользователям. На официальном сайте Tenberry Software до сих пор висят предложения «приобрести расширитель, позволяющий предолеть барьер в 640K». Так то!
[править] Вирусы и антивирусы
Вирусы в то время были винрарные и доставляли, о чем можно почитать у Собейкиса. Лулзов полны справочники [1] с описаниями тогдашних вирусов, выдававших стишки наподобие этого:
Жили у бабуси |
Как понятно из цитаты, основными антивирями были AIDSTest от Лозинского, DrWeb Данилова (популярный и сейчас), ADinf, Sheriff, Norton AntiVirus и AntiViral Toolkit (Каспер). Короче отечественная вирусная и антивирусная индустрия жгла. Самые эпичные вирусы убивали тысячами компьютеры офисного планктона.
Встречались также более поэтически одаренные:
Использованные презервативы |
И ещё были частушки:
На столе лежит дискета |
[править] Format C:
Аналог патча Бармина для DOS. После подтверждения умножает содержимое диска C: на нуль, удаляя таким образом с него и сам DOS, если он находится там. Во времена DOS, когда было обычным иметь один том, он же системный, он же со всеми данными, именно Format C:, а не Format D: и т.п. считалось страшной коммандой.
Недалекое будущее. Компьютерная выставка. Идет представление компа нового поколения. Представитель компании, изготовившей комп, говорит посетителям выставки: — Этот компьютер уникален. Он не нуждается в воде команд с клавиатуры, а воспринимает их с помощью голоса пользователя. Сейчас каждый из вас может попробовать поуправлять этой чудо-машиной. Крик из толпы: — Формат цэ, двоеточие, энтер, игрик, энтер! энтер! А компьютер ему в ответ: «bash: format: command not found» |
— анекдот |
Другой варант:
Выставка “Комтэк-2025″. Американцы выставили первый в мире суперкомпьютер, который, по их заявлению, может все! Через удивленную толпу пробирается хмурый хакер Вася и подходит к компьютеру: - И что же ты можешь, супер-мозг? - Мальчик, я могу абсолютно ВСЕ! Хочешь черепаший суп? Пожалуйста! Хочешь - прямо сейчас на Канары? Без проблем! Хочешь миллион долларов? Хоть прямо сейчас! Хочешь супер-звезду в свою кровать? Уже там! Я изобретение тысячелетия! Рассвет человечества! Конец неравенству и расслоению общества! Торжество демократии! Вечное блаженство во имя великой Америки! Мальчик, скажи мне, что же ты хочешь? Только скажи, и я тут же исполню твою просьбу! - Все что хочу? Ну хорошо. Я говорю - ты сразу делаешь, договорились? - Говори! Сделаю тут же! - Format C:\ без бэкапа! |
[править] Файловая система
Captain Obvious to the rescue! Сия статья создавалась при активном участии Капитана Очевидность, в результате чего она пространно повествует о вещах, достаточно полное представление о которых имеет даже младенец-имбецил. Так-то! |
Ноги FAT тоже растут из CP/M. Сейчас популярны на флеш-накопителях и тому подобном говне, на винтах же практически полностью вытесняется NTFS и другими более подвинутыми продвинутыми файловыми системами. Имена файлов в DOS были в формате 8.3 без пробелов, длинные имена были впилены туда как костыль, который старался не мешать DOS'у, однако не был им поддерживаем, поэтому нередко можно увидеть подобную запись: TEXTFI~2.TXT или TE021F~1.TXT. Даже через много лет после того как ограничение стало неактуальным (выход Windows 95) олдфаги на всякий случай именовали файлы именно в таком формате. Существует тупое ограничение на имена файлов в Windows (которого на самом деле нет на уровне Windows, а только на уровне шелла), корни которого уходят в MS-DOS. Школота приходит в негодование при невозможности создать файлы и папки типа CON, AUX, NUL, LPT (в семерке, server 2003 и XP64 можно (Авотхуй! Проверено в Win7 Ultimate x64 - не создается. Так-то!) можно[2]. Я гарантирую это!), PRN и другие тому подобные.
Буквы дисков в форточки пришли из MS-DOS, а он их получил с генами CP/M. A и B были закреплены для флоппарей . При этом B часто физически отсутствовал, в этом случае случае при копировании с диска А на В, необходимо было попеременно менять исходную и целевую дискеты. Жесткие диски решили именовать с C и далее. На XT такого еще не было: многие машинки позволяли дать винчестеру букву от A до E путем изменения перемычками количества дисководов (Анонимус уточнил: первые PC-хи были безвинчестерные и позволяли подключать до 4-х дисководов, именовавшихся A, B, C и D. Соответственно, когда в PC таки появился жёсткий диск, он именовался или с C, или с E, совместимость некоторое время поддерживалась перемычками на материнках и BIOS-ами в XT и AT-машинах).
Имелась (и сейчас имеется в винде) утилита subst, позволявшая эмулировать какое угодно запоминающее устройство на какой угодно незанятый диск.
[править] FAT Bug
На FAT16 был замечательный баг: можно было создать скрытую директорию на уровень выше рута!
cd\
mkdir ...\
и затем
cd\
cd ...\
Также для лулзов можно было создать папку с большим количеством точек где-нибуть в папке Games
mkdir .....\
Смысл лулза:
1. Пользователь видит эту папку, но ее имя короче на одну точку
2. При входе в данную папку пользователь переходит не на 1 уровень вверх, а на более (в данном примере на 4 уровня вверх).
3. При попытке удалить папку стандартными способами (не зная об истинном количестве точек) система выходила на несколько уровней вверх и продолжала чистку дальше. Пока пользователь сообразит что дело не чисто - потеряет достаточно важной и не только информации Короче, доставляло не хуже Format C:
[править] Программирование в DOS
Программирование в олдскульном DOS обычно связано с двумя языками — BASIC и ассемблерами x86, тысячи их. Ассемблерокодеры были круты, поскольку с неизменным вином выжимали из прерываний, портов ввода вывода и сегментной модели памяти абсолютно всё. Но со временем под DOS отметились Borland C/C++ и вторая поделка от них же — Turbo Pascal. Но как ни крутились сионисты и паскалисты, тру-программерами из них становились только те, кто вырос из ассемблерщиков (ну или дорос до них), потому как из-за ограниченности ресурсов внутри грамотного кода на Си или Паскале зачастую можно было увидеть ассемблерные вставки. Знание ассемблера (на практике это было конечно же, умение написать что-то типа «xor ax, ax» или «mov ah,13h; int 10h») автоматически повышало ЧСВ программиста выше 9000, но при написании нормальных программ подобные быдлокодеры сразу выбраковывались, что позволяло содержать индустрию программирования в достаточно хорошей форме (в отличие вашего нынешнего похапэ состояния). Ну а что касалось выживания — борьба за каждый байт была обычным делом, программа могла запросто не поместиться в лимит[3], поэтому программеры любили заюзать расширенную память или же воспользоваться возможностями расширителя для перевода процессора в режим линейной адресации памяти и доступа к мегабайтам памяти.У DOS была невозбранно спизженная у UNIX и обрезанная по самые яйца асинхронная модель драйверов устройств (Некоторые моменты создания драйверов описаны, в частности, вот в этой книге), которая состояла из процедуры стратегии (получения запроса) и прерывания (обработки запроса). Тем не менее, сами драйвера даже эту обрезанную модель нарушали чуть реже, чем всегда, и для работы с разными железками, кодировками, языками и прочими кошерными штуками было изобретено более 9000 костылей, как правило основанных на все тех же программных прерываниях, которые доставляли программистам через раз баттхёрт и радость. Красноглазикам бы понравилось.
Программирование графики под DOS доставляло огромным зоопарком видеорежимов: EGA, VGA, SVGA, CGA, MCGA, Hercules — тысячи их, и постоянным недостатком видеопамяти. Зато был режим 320x200x8 (режим 13h), в который видеокарта переключалась двумя строчками ассемблера, и который неимоверно доставлял (наверное, больше ничего так не доставляло в DOS-программировании) тем, что размер видеопамяти, необходимый для работы этого режима, попадает в один сегмент. Также это самый быстрый видео режим из 256 цветных. Легендарный Doom работал именно в нём. Ну а ночным кошмаром любого современного программиста будут переключения страниц, программирование палитр, вертикальная синхронизация, байты атрибутов в текстовом режиме, обновление экрана с оффскрин-поверхностей из-за медленной видеопамяти и прочие фишки железа тех лет.
Программирование звука под DOS в тоже доставляло, поскольку звуковые карты стоили денег, а по умолчанию (да-да, не было тогда встроенных звуковух) в компьютере только системный спикер. С пищалкой всё просто — мастера-ассемблеристы выдавали с помощью неё забавные мелодии и даже оцифрованный звук, паскалистам кроме пищания ничего больше и не надо было, а пользователям вообще было всё равно. Со звуковыми картами было сложнее. Олдфаги до сих пор помнят Gravis UltraSound и Sound Blaster — основные два типа звуковух, поскольку все компании, производящие эти двухканальные шайтан-девайсы с FM-синтезаторами, так или иначе добавляли поддержку или одного, или другого стандарта. Тру олдфаги помнят еще шайтан-пищалку ковокс, которая паялась на коленке из пригоршни резисторов, втыкалась в LPT-порт и давала неимоверный PROFIT.
С этим вашим виндоузом появился стандарт Microsoft Sound System, но так и умер. Головняка добавляли и феерические настройки каналов DMA, которые неизменно доставляли лулзов ввиду их постоянной нехватки для приводов CD-ROM, сетевушек и звуковушек.
Алсо, баттхёртом программистов до некоторого времени было программирование мыши. Это потом появился стандарт на прерывание 33h. Ну и кодировки — извечная CP866, русификаторы и прочее-прочее…
Таким образом, программки того времени (дадада, в основном — игрушки) в своём составе имели кучу драйверов звуковых карт, кучу драйверов видеокарт (или VESA-расширитель), драйвера этих ваших тридээфиксов (или кучу экзешников для тех же целей), драйвера мышек и джойстиков… Ну вы поняли, маленькая операционная система. Из эпичного можете посмотреть настройки того же GTA1.
Для обучения программированию под DOS как нельзя лучше подходит винрарный сайт wasm.ru. Быдлостуденту, которому нужно сдавать лабу по программированию в дос на асме, в качестве справочника хорошо бы использовать Ralf Brown Interrupt List, techhelp, а также эпичный томик Джорждейна «Справочник программиста IBM PC/XT/AT», от некоторых перлов в котором наподобие «два небольших файла IO.SYS и MSDOS.SYS необходимы для загрузки COMMAND.COM, который, несомненно, является наиболее важной частью операционной системы» или «конторолер DMA в AT автоматически используется инструкциями MOVS, существенно увеличивая производительность» x86/DOS-программер-кун в свое время высрал немало кирпичей.
[править] Оболочки DOS
Всех уже тогда заёбывала чёрная консоль (школота считает, что с невозбранно зелёными буквами
[4]), поэтому для MS-DOS и ее клонов создавались так называемые программы-оболочки. Началось всё с официальной мелкософтовской Shell, которая плавно сфоркивалась с первым Windows (все маздаи, не входящие в линейку NT, есть оболочки). Самыми же известными были Командиры Нортон и Волков. Первый был настолько винрарен, что бренд NORTON (это фамилия такая) дожил и до нынешних дней, правда, уже выпуская поделки типа Norton Antivirus и Norton Utilities, второй же был отечественным клоном, что не отменяет его винрарность. Позднее вышел DOS Navigator (в просторечии — Нафигатор или Пофигатор), до сих пор активно пихаемый на разные LiveCD. Доставляет реально многооконным интерфейсом и встроенным тетрисом, который так ценили и ценят олдфаги.[5] Интересно, что DOS Navigator'ы, основанные на творении Rit Labs разрабатываются и сейчас, это Necromancer's DOS Navigator и DOS Navigator/2. Также существует винрарный, но малоизвестный Folder Manager.
Ну, а возвращаясь к Нортону, стоит заметить, что тот самый двухпанельный интерфейс с именами файлов в колонку с тех пор стал стандартом интерфейса файловых менеджеров. Используется он, например, в любимом красноглазиками Midnight Commander под Linux. Под Windows есть FAR (с некоторых пор - открытый) и Total Commander, а так же открытый Free Commander (Из текста лицензии: «АВТОР НЕ НЕСЕТ НИКАКИХ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И НЕ ОТВЕЧАЕТ ЗА ОТСУТСТВИЕ В ПРОГРАММЕ ДИФФЕКТОВ»). Алсо, в довесок оконным был доставляющий XTreeGold, в котором окошки отсутствовали как класс, а вся навигация велась по дереву папок.
Также существовали командные оболочки для замены стандартного командного процессора COMMAND.COM
Наиболее винрарной из них была и остаётся 4DOS.
[править] DOS в народе
Из-за высокой популярности в народе, DOS'у было посвещено over 9000 тематических рассказов, притч, стихов, афоризмов и песен. Примером эпистолярного жанра могут послужить притчи Александра Голубева о меметических персонажах мира DOS (командир Нортон, Диггер, товарищ Комманд Ком, отец Вындоуз).
Притча:
Когда Диггер сломал себе ноги, он стал передвигаться на колесиках. |
— Притча «Диггер». |
Афоризмы:
|
Песня товарища Каганова (пародия на "Дождь" Шевчука):
|
Алсо, DOS'у посвящено некоторое количество цитат на башорге.
boa: Ну да, икспи, виста, 64-разрядные платформы... И чо? В каждом экзешнике до сих пор строчка «this program cannot be run in DOS mode». |
— #401747 |
>>>> Ubuntu может сильно сократить жизнь винчестера ноутбука. |
— #392966 |
Бля. Дома четыре компа. Могучий core2quad, старенький семпрон, 233-й пентиум aka роутер и ещё 386-DX40 для DOS-игр. |
— #392192 |
И наконец
sergio, 29-04-2006: после установки ОС с тёх дискет комп перезагрузился но ОС не грузиться пишет: MODE prepare code page function completed и дальше C:\> ВСЁ НЕ грузиться... помогите, что делать!!! |
— #395306 |
[править] Альтернативное мнение
Несмотря на фагготрию, ничего хорошего в этом досе нет и не было. Именно от доса пошла вся эта убогая фигня типа букв дисков (в WinNT остались чисто для красоты и совместимости с хуй знает чем, в WinCE буква диска вообще не предусмотрена) и обратных слешей. Во времена популярности доса PC были убогими компьютерами для набора текстов и прочей канцелярской возни, по сравнению с другими платформами типа Amiga и Apple, не говоря о первых workstations на m68k от Sun, SGI и других, с нормальными юниксами. Разве что игры под дос и PC тех времен были хорошие. Да и то DOOM разрабатывали на Next, на PC и под досом такое было разработать просто невозможно.[7]
[править] См. также
[править] Ссылки
- DOS в Википедии
- DOS в Драматике
- Архив сайта dosclip.narod.ru
- PTS-DOS - единственная действительно отечественная ОС всего за 20 у.е!
- FreeDOS
- 15-летию Russian MS-DOS 4.01 посвящается - исповедь переводчиков, epic win.
[править] Сноски
- ↑ К. О. подсказывает, что на другом одинаковом ноутбуке будет точно такая же наклейка, что осложнит выбор мудрому анонимусу.
- ↑ Одмин-кун для этого использует UNC-пути. Короче, набираете в консоле команду: "mkdir \\?\C:\CON". В этом случае вы какбы создаёте себе эту папку через сеть (некорректно сказал, но пох). "?" - ссылка на локальную машину.
- ↑ Правильные програмеры писали com-программы (не путать с безблагодатным COM+ от мелкософта), общий размер которых (да-да, с данными и местом под стек) не должен был превышать 64K. Недостаток программ в формате com была ограниченность при работе в защищенном режиме. Хотя переключить процессор в защищенный режим было возможно и при помощи комников, сделать там при такой модели организации памяти можно было чуть менее, чем нихуя.
- ↑ Тут такие дела:
- У первых монохромных мониторов было зелёное свечение.
- У Hercules -- желтое.
- Влияние фильма Матрица
- Юзался драйвер ansi.sys, и в autoexec.bat достаточно было прописать "echo ←[32;1m"
- Для зелёного цвета в меню загрузки DOS, надо было в секции [menu] прописать "menucolor=2,0"
- Алсо существует винрарная нортоновская утилитка be.exe - "be sa green" и всё!
- Ещё можно было заюзать альтернативный командный процессор позволяющий настраивать цвета, например 4DOS
- У первых монохромных мониторов было зелёное свечение.
- ↑ Вообще-то там много чего было - более удобный выбор дисков, более правильное копирование (не 100 раз килобайту, а забивая память по полной), возможность издеваться над окнами (менять размер и пр.),... А еще был красивый screensave, народ часами мог любоваться, особенно после активного юзания nc, и его убогово звездного неба. После удобного DN, возвращаться на nc, было пыткой
- ↑ Да-да, именно МЕГАбайт. И когда-то это было очень много!
- ↑ Автохуй! Build Engine показал, что очень даже возможно и даже лучше!
[ + ] DOS — лучше всех! Я гарантирую это!
|
|||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|