8-bit
Материал из Lurkmore
Осторожно! Ложь, пиздёж и провокация! Существует мнение, что эта статья лжет! Некоторые участники уверены, что факты, изложенные в ней, вовсе и не факты, а нелепые домыслы. См. страницу обсуждения для подробностей. |
В эту статью нужно добавить как можно больше правдивой информации из первых уст. Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
A long time ago, in a galaxy far, far away... События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
8-bit (восемь бит) — в данном случае означает разрядность машинного слова и данных для процессоров разных ПК 1970—1980х годов (Intel 8080, Zilog Z80, MOS 6502, etc.), аппаратно-програмные средства этой технологии, и порождённые ею (или в её рамках) искусство — игры, музыка (chiptune), графика (обычно 16 цветов) и пр. Как это выглядит можно ознакомиться в программах для ПК и приставок начала 1980-х годов (Atari, Spectrum, Nintendo и др.).
Содержание |
[править] 8-бит
Поскольку разрядность шины адреса 8-битных CPU была 16 бит, то доступно было лишь 64 Кб оперативной памяти (позднее использовали несколько страниц по 64 Кб, имея в сумме 128 Кб и более), в которую иногда помещалась загружаемая из ПЗУ операционная система с бэйсиком, видеопамять и прочее.
Поскольку раньше деревья были выше, а программисты труёвее, в оставшихся 20-48 кБ можно было при неумении разместить какой-нибудь арканоид или Space Invaders; при умении уже SMB, Alley Cat или Battletoads, а при наличии магнитофона — даже полноценную Ultima с догрузкой уровней с ленты. Программирование под такие объемы памяти — в лучшем случае структурное, в реальных же задачах применялся и вовсе язык ассемблера, чуть менее, чем полностью состоящий из операций прямой записи/чтения данных из ячеек памяти (LD, MOV, PUSH и т.п).
В наше время реальные реализации 8-битных технологий без олдскул-фагготства можно наблюдать в:
- Старых мобильных/радио-телефонах и их нехитрых приложениях;
- Стиральных машинах, относительно старых принтерах с экранчиками;
- Интерфейсе CD/DVD-проигрывателей;
- Интерфейсе настройки телевизоров, системе телетекста;
- Тетрисах-томагочах, китайских подделок под NES (которые даже «Денди» язык назвать не повернётся), а также в DIY-проектах с их реализацией;
- Разнообразных интерфейсных контроллерах, в том числе в промышленных и инженерных системах;
- Других приборах, использующих для функционирования какого-то модуля или всего устройства клон процессора 8080 (к примеру Z80, реализации которого есть у всех, начиная от Intel и красногорского завода, заканчивая TI, Motorola и такими фирмами, названия которых пишутся только на мунспике).
Также можно заметить перерождение сопутствующей эстетики и технологий (типа спрайтовой графики, пиксельарта, треккерной музыки) на мобильных устройствах и во многих флэш-играх в силу скудных возможностей по сравнению с PC и современными кудаболеебитными консолями.
Таким образом, к 8-битной культуре можно причислить любое компьютерное ПО и железо, имеющее дело с пространством в 65 килобайт и 8-битными шинами данных. Олдфаг, возможно, помнит, что 8-битные приложения — это не только игрушечки, демки и музычка, но и, страшно подумать, операционные системы для военных спутников, ракет и даже терминатора CSM-101.
8-битная эстетика и продукты 80-х по праву является объектом поклонения и глубокой ностальгии у счастливых ровесников Билла Гейтса, имевших дело с кибернетикой и заставших становление компьютерной эры, а то и придумавших эти ваши джавы, виндовзы и бластеры.
В этой стране 8-битной фагготрии предано и поколение детей перестройки, что объясняется общей нищетой времён 90-х, совмещенной с вливанием киберэстетики с открывшегося запада, результатом которой стало повсеместное использование барахла, устаревшего 10-15 лет назад, и формирование определённого вкуса и мировоззрения. Разумеется, искренне любить эстетику 8-бит пытается и школота, не державшая в руках кассет или ROM-картриджей и игравшая в Goody разве что на эмуляторе.
[править] 8-бит как музыкальный термин
Я нихуя не понял! В этой статье слишком много мусора, что затрудняет её понимание. Данный текст необходимо очистить, |
8-bit (Он же Chiptune) — один из поджанров музыкального направления lo-fi, использующий как в составе аранжировки, так и в построении всей композиции звучание или имитирование звучания SID- и SAP-чипов, известных нам по игровым приставкам NES (Dendy), Gameboy, Sega, а также домашних компьютеров эпохи 80-х: Sinclair ZX Spectrum (Спектрум), Atari, Commodore 64 и т. д.
Самые известные серии чипов: General Instrument AY-3-8910 и Yamaha YM2149F, а также расово верный MOS Technology SID, родом из Commodore’а 64, с которого, собственно, и пошло название, и каковой и по сей день является наиболее популярным из всех чиптюн-генераторов.
Формирование SID-звука — это кагбэ субтрактивный аналоговый синтез, типа того, что применялся в ископаемых моделях синтезаторов. На самом деле существенно от него отличается, так как производители в очередной раз решили сэкономить на количестве транзисторов в чипе. 8-битность управляющих команд, мать её так. Соответственно, для формируемого звука характерен вечный небольшой нестрояк, полифония не более 4-8 голосов, ритмические ошибки в неудобных темпах[ЩИТО?] и вездесущий шум квантования. Тем не менее, сами генераторы являются аналоговыми осцилляторами[ЩИТО?] (полный пиздёж, всюду банальные цифровые счётчики) различных форм волны, и в силу довольно скудных средств модуляции звука основной тон довольно резок. Всё это даёт резкий звук, хорошо различимый среди других звуков даже в очень многоголосых, «плотных» аранжировках.
В 80-е, когда не было этих ваших саунд-бластеров и фрути-лупсов, профессиональные композиторы в процессе написания саундтреков к Марио и Пакманам тесно сотрудничали с программистами. Получалось охуительно, хаково, но долго и сложно. Так что ближе к концу 80-х им всё это надоело, благо появились инструменты для редактирования музыкальных данных: треккеры. Поскольку это дало возможность писать музыку куда быстрее и проще, то больше внимания стало уделяться содержанию, и «трекерная» музыка популяризовалась как самостоятельный вид искусства.
Она начала широко использоваться в качестве обязательного элемента оформления демок и получила развитие в форме так называемой треккерной музыки. Формат треккерного файла — это фактически набор команд, посылаемых непосредственно звуковому процессору, треккерный редактор — типа компилятор. Естественно, форматы для различных процессоров между собой несовместимы. Было 9000 попыток изобрести универсальный формат, который мог бы on-the-fly интерпретироваться для различных звуковых процессоров, и такой формат был придуман — *.MOD. MOD-треккеры, в отличие от SID-треккеров, вместо православного интерфейса с 16-ричными циферями, имели вид куда более приближённый к полноценным редакторам, и в качестве источника звука стало возможным использовать сэмплы, которые добавлялись прямо в конечный MOD-файл, имевший контейнерную структуру. Многие элементы 8-bit широко использовались в олд-скульном техно, например, характерный для того времени звук синтезатора речи Don’t Ask, Inc S.A.M. и его аналогов.
КО какбэ намекает на то, что 8-битные ЦАП и «8-битная музыка» имеют между собой мало общего, поэтому сделать настоящие 8-битные барабаны из обычных путём обрезания битиков не выйдет. Из электронных барабанов, впрочем, 8-битные таки можно получить с помощью так называемых биткрашеров.
В наше время для производства лоуфая уже можно быть не тру и не знать управляющих кодов для AY-чипов, поскольку, во-первых, и добрые анонимусы и злые капиталистические акулы понавыпускали Over 9000 дисков с семплами синтезаторованной SID-речи, а также VSTi-плагинчики типа Quadra Sid, чем анонимус успешно и пользуется.
В 8-битной музыке основным объектом фапа является уникальность сформированного звука и необычность ритмики, поэтому лирика для неё, как и для 99.(9)% электронной музыки имеет вторичное значение. Тем не менее, обычно подобные треки несут собой ту или иную околокомпьютерную концепцию: олдскул консоли, игры, темы геймеров, искусственный разум и т. д.
[править] 8-бит в прочей музыке
Многие диджеи добавляют в свою музыку 8-битные звуки, также есть 8-бит на постхардкорной основе, на панк-рок основе, и даже на грайндкор основе, хотя представить, как Марио сношается над трупом дракона, при этом пожирая говно, довольно сложно. Но попробовать можно.
Хотя в интернете был интересный видеоролик, который попал в игроманию, в котором показывали марио-извращения[пруфлинк?].
Известный пример SID-звука в пауэр-метале: w:Machinae Supremacy.
Также стоит вспомнить расовую немецкую группу w:Welle:Erdball, кои являются фанатичными поклонниками Комодора 64 и используют 8-битку почти в каждом треке.
[править] 8-bit и бизнес на (не)быдле
В 2007-м году была попытка массового вброса на рынок одежды, музыки и т. п. 8-битной эстетики, например, букашек из первого аркадного тактического шутера Space Invaders. Принты на футболки, музыка (даже 50 cent отметился) и прочая. Всё аналогично уёбищнейшему форсу эстетики Формулы-1 за лет пять до этого.
Win’а не получилось, но и фейлом не назвать. В этой стране скорее фейл.
[править] Холиворы
Основной — «Чиптьюн vs. 8-бит».
В плане музыки чиптьюном изначально называлась музыка, которая делалась изначально на базе чипа от приставки, с помощью самой приставки или специального оборудования. 8-бит же — музыка сделанная уже на компьютере с помощью всяких фрутилупсов и кубейсов.
Первые считают, что чиптьюн истинно трувосемьбит, потому что сохраняет тёплое приставочное звучание. Вторые считают, что чиптьюн и 8-бит понятия давно смешались (хотя чиптюн не обязательно восьмибитен, чиптьюн может создаваться на базе чипов с любой разрядностью) и делать музыку надо на том, на чём легче.
Так что начнём разбираться.
- 8-bit — сам тег 8-бит является указанием на какой-нибудь жанр типа хауса или техно, метала или какогонить нинтендокора, который использует хотя бы один восьмибитный инструмент
Восьмибитные инструменты характеризуются
- Шумом из-за отсутствующей интерполяции малобитного звука;
- Частым использованием эффекта «arp»;
- Зачастую 8-битный звук симулируется bit-crusher-ами.
- Chiptune — Музыка, играемая с разнообразных аудиочипов или их программных эмуляторов (типа фамитрекера, гоаттрекера, ymvst, LSDj[1](гугл в помощь) для GameBoy Color, в основном использующийся сейчас). В далёких 80-90-ых годах единственные доступные чипы были примитивны и выдавали в плане звука примитивнейшие волны с большим количеством неинтерполяционного шума. И всё было бы хорошо, если вся эта мода на chiptune не сдохла бы, когда на эти ваши компьютеры не начали ставить адекватные аудиокарты c ЦАП, а не звукосинтезирующие чипы.
Сами по себе чипы могли быть максимально примитивными, так и иметь возможности fm-синтеза, следовательно не каждый чиптюн является 8-битным
- Fakebit — Музыка, в которой автор пытался сымитировать 8-битный звук без всяких железяк или специально ориентированных треккеров, причём трэк невозможно при этом отнести в какойнить нинтендокор или техно с элементами 8-бит.
Например использование Bit-crusher-ов попадает под этот пункт.
Также сюда попадают фейловые попытки имитации звука какойнить приставки из фрутилупса, при этом начихав на особенности приставки (внезапно полифония в 12 голосов или зашкаливающие вибрато или невозможная форма волны)
[править] Российская 8-бит сцена
Современное состояние русской сцены плачевно. Интернет-лейблы Children of Dos и 8Bittersburg более мертвы, нежели живы, а музыканты ограничиваются редкими и нерегулярными выступлениями, в основном совместно с чёлочниками и мазафакой. Халяльного списка музыкантов не существует по причине изворотливости новоявленных звёзд отечественного чиптюна, норовящих сразу после первого высера в две ноты вписывать название «проекта» в википедию, ласт.фм и прочий майспейс.
[править] 8-бит и школота
На многих форумах, коммьюнити и прочих интернет-сообществах всегда найдется человек, создавший тему «Памагите как создавать 8 бит!!» и отвечающий на советы по поводу плагинов и программ типа: «а что такое фрути лупс, VSTi и плагины». Что, собственно, вызывает негодование людей, которые знают кучу теории, но сами ничего не делают.
На самом деле, популярными программами для написания качественной музыки являются:
- MarioPaintComposer v. 8.64 Удобный интерфейс, встроенный генератор мелодии из двух нот и кнопка быстрой отправки «демо на лейбл». Программа бесплатная, легко качается с оффициального сайта.
- 8-bit eJay Программа завоевала популярность, так как на пиратском диске к ней прилагались демоверсии 16-bit eJay и 32-bit eJay.
Говнари ужасно бесятся, слыша 8-бит. Обосновывают они это как обычно — что всё это западная нечиcть, и, тем более, НЕЖИВАЯ МУЗЫКА! Но зато хуевая туча мазафакеров\альтернативщиков\эмарей и прочей нечисти ахуенна любят 8-бит. Причиной тому — на распевку Американской нинтендокор банды w:Horse the Band взяли самую-самую-самую крутую эмакор-группу Оригами.
В контактике есть несколько сообществ, посвящённых 8-бит. Руководят группами, что странно, как раз самые настоящие представители российской сцены. В группах царит полное неприятие к новичкам. Особенно в этом преуспевает Саша Малышев, он же Kola Kid, постоянно поддерживая обратную связь с народом. Вопреки расхожему мнению, нинтендокором и группой Кристал Кастлес тролить бесполезно. Всем давно уже похуй.
[править] Кeygen
Что внесло непосильный вклад в дело популяризации 8-мибитной музыки, так это различные кряки, no-cd, трейнеры и прочие необходимые спутники любого trial/shareware-софта, без которых он не хочет нормально работать. В любой уважающий себя кейген встроено 8-битное музыкальное сопровождение, делая процесс лечения от жадности намного приятнее. Здесь собран keygenmusic pack со всех известных науке кейгенов и трейнеров аж на 82 мб (2179 треков).(спойлер: December 2010 pack)
Доставляет также интернет-радио с соотвествующим репертуаром.
[править] Примечания
[ + ] It's all about music
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|