Личные инструменты
В других энциклопедиях

Солипсизм

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

Я думаю, что я думаю, следовательно я думаю, что существую.

»
— Амброз Бирс, «Словарь сатаны»
«

Солипсизьм, батенька, чистейшей воды солипсизьм".

»
В.И.Л., «Материализм и эмпириокритицизм», ПСС, т18
Непротиворечивость доказана.

Солипсизм (от лат. solus — один, ipse — он самый) — философское представление о том, что ничего нет кроме источника самого представления (матер. наблюдателя, идеал. сущности). Точнее, солипсист не уверен, есть ли что-то, кроме его ощущений. А если и есть, то что оно такое.

Последовательный солипсист сомневается даже в природе самих ощущений. Что придаёт его «Я» особую значимость, которую он, не стесняясь, размазывает по своим графоманским высерам, чем доставляет разнообразному быдлу, до которого и не доходит, что и оно для него лишь только ощущения. Приходит в истерику, увидев или услышав слово «практика».

Термин очень любим Владимиром Фоминым для обозначения эгоизма, похуизма, безразличия к его великой персоне. Хотя, после разговоров с ним, можно вполне убедиться, что он сам является солипсистом.

А еще быдло ни хуя не знает, что на солипсизм оказал влияние Иммануил Кант, который любил ебать мозг каждому, кто его слушал. Так-то!

Содержание

[править] Короче, Склифосовский!

b
Научное доказательство солипсизма для гуманитариев. (спойлер: В видео используется найоп, читаем каменты.)

Человек познаёт мир через ощущения. Нельзя доказать существование того, чего человек не ощущает, поэтому можно для простоты считать, что всего, чего человек не ощущает, не существует. Продолжая мысль, не существует ничего, о чём человек не знает (или не думает — под гашишем это обычно приходит). Например, если спрятать карандаш, то невозможно узнать, существует ли он, пока мы его не видим. Не исключено, что твой компьютер исчезает бесследно, стоит тебе от него отвернуться, и мгновенно материализуется заново, когда ты поворачиваешься обратно. Если хорошенько об этом подумать, можно додуматься и до того, что сама твоя мысль создаёт всю окружающую тебя Вселенную, и, соответственно, ты есть бог. Поздравляем. Возможно правда, что глюком является не только сосед Вася, но и ты сам. А глючит на самом деле девочку Судзумию. Тогда получаем объективный солипсизм. Правильно это называется «объективный идеализм».

То, что человек ощущает, также может быть глюком, но из этого ещё не следует, что теперь не нужно делать домашнее задание, чистить зубы и менять носки. Этот мир, даже для такого Б-га, иллюзия весьма стабильная.

На самом деле, если быть до конца честным, невозможно утверждать, что кажущийся мир является иллюзией, пока не доказано что объектов (якобы стоящих за ощущениями) не существует. Поэтому иллюзорная природа окружающего мира является такой же фантазией, как и то что окружающий мир реален. А поскольку наблюдаемые феномены как правило ведут себя вполне привычным и предсказуемым образом, исходя из нашего желания и привычки видеть (объяснять) события тривиальным образом, то можно упрощенно считать, что модели реальности соответствуют этой самой реальности, за неимением возможности удостовериться на 100% в реальном положении вещей.

Масла в огонь неожиданно подлили… физики доказав корпускулярно-волновой дуализм для электрона.

Есть мнение, что корпускулярно-волновой дуализм не имеет отношения к сабжу. Это свойство сугубо материи. Всё остальное — от лукавого. Наблюдатель понимается в смысле эксперимента, который на квантовом уровне приводит к изменению состояния частицы. таким образом, не факт одушевленности экспериментатора изменяет свойства электрона, а воздействие на него, которое всегда присутствует в эксперименте. Просто на макроуровне им можно пренебречь.

[править] Философское определение

GB2Wikipedia.

Но в каноническом определении фигурирует также относительность к наблюдателю. «Всё, что я вижу, ощущаю и так далее — я вижу, ощущаю и всё такое в своём сознании. Следовательно нет ничего, кроме моего галлюцинирующего сознания».

Эта относительность приводит «наблюдателя» к необходимости принятия на веру истинности своих самоощущений (кто не успел в это поверить — лежат в больничке и зовутся уже по-другому).

В философии это обычно называется субъективным идеализмом. Не к ночи будет упомянут Пелевин со своим Чапаевом и Пустотой:

«

- Эх, Петька, Петька, - сказал Чапаев, - знавал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон - что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он часто не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за саботаж, он на допросе так и сказал, что он на самом деле бабочка, которой все это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной деятельностью. А он ответил, что все, чем занимаются люди, настолько безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне.
- И что с ним случилось?
- Ничего. Поставили его к стенке и разбудили.
- А он?
Чапаев пожал плечами.
- Дальше полетел, надо полагать.
- Понимаю, Василий Иванович, понимаю, - сказал я задумчиво.

»
— Чапаев и Пустота, Пелевин

Ах да, эта статья Вам кажется.

[править] Немного подробнее

Солипсизм в том или ином виде — очень популярная тема в современной культуре, так как разводить болтовню об этом можно бесконечно, ведь ни доказать, ни опровергнуть идеи солипсизма нельзя. Все размышления о виртуальной реальности, снах, наркотических галлюцинациях и прочих абстракциях, доведённые до логического начала, упираются в мысль о том, что сомневаться можно во всём, кроме самого сомнения. Ничто сомневаться не может. Cogito ergo sum. Что, да, привело Декарта к идее Боженьки-гаранта подлинности ощущений (вполне себе объективный идеализм) и самого автора «когитоэрги» сделало вундервафлёй рационализма.

Например, основной идеей «Матрицы», выражающейся словами «все мы спим и видим сны», является именно что солипсизм (если отвлечься, что в фильме объективно-материально и познаваемо всё, даже природа идеальных образов) о чём писали те, кто уже научился копипастить букафки кампутером. Ещё более круто закрутил ту же идею дедушка Лем в «Футурологическом конгрессе», за много лет до «Матрицы». А ещё есть Жан Бодрийяр со своими симулякрами.

Существует зачётный лимерик в переводе Маршака:

Про одного философа «Мир, — учил он, — моё представление!» А когда ему в стул под сидение Сын булавку воткнул, Он вскричал: «Караул! Как ужасно моё представление!»

Последняя фраза, кстати говоря, была растиражирована благодаря роману Стругацких.


В «Аэлите» Алексея Толстого солипсизм привёл к попыткам людей физически убить то, что они считали своими глюками, что привело к войне всех против всех и коллапсу цивилизации Атлантиды.

В Десуното есть трек Low of Solipsism (переводится примерно как «твёрдая уверенность» или «пребывать в твёрдой уверенности» — сцылко). В сериале используется как одна из тем Киры.

В рассказе Рэя Брэдбери «То ли ночь, то ли утро» описывается постепенное схождение с ума космонавта от долгого полёта, проявляющееся в прогрессирующем солипсизме. Сначала исчезла Земля, потом пропал экипаж его ракеты, а в конце и он сам, когда вышел в скафандре в открытый космос.

Очень некислая книжка по теме «Ночь иллюзий» пендоского лузера Кита Лаумера.

Почти в каждом произведении американского писателя Филипа Дика главные герои сомневаются в существовании объективной реальности.

Кроме того, солипсизм присутствует в книге Пелевина «Священная книга оборотня» («А хули»). Причём он становится чуть ли не основой сюжета. А также это является завязкой, развязкой и сюжетом во всех без исключения его книгах. И раз уж вспомнили Пелевина, его высер с глубоким названием «t» особой литературной ценности не имеет, зато практически полностью состоит из этого вашего солипсизма. Кроме того, рассказ ПВО «Девятый сон Веры Павловны» целиком посвящен сабжу. Отношение к сабжу там высказывается глумливое.

Ещё одно значение слова «солипсизм» — крайняя форма эгоизма (эгоцентризм) без всяких философских заморочек, ибо, если ничего, кроме моего мозга, не существует, то мне, соответственно, на всё категорически похуй. Типичное мировоззрение опустившегося распиздяя или наркомана, путающего приход с реальностью. Солипсисты этого подвида, как правило, не знают самого слова «солипсизм», ибо книжек не читали.

Пресловутая «Материца» более, чем полностью удовлетворяет модели «Мир есть сны Брахмы и кончается, когда его разбудит его же храп».

Солипсические мотивы звучат и в кошерном романе «1984» Джорджа Оруэлла. Главный герой живёт в государстве тотальной дезинформации и переписывания истории: в интересах существующей власти абсолютно все источники информации — газеты, журналы, книги — претерпевают ежедневные изменения, вплоть до замены содержания на прямо противоположное, а каждого, кто заикнётся об этом, ждёт лютый пиздец. Поэтому ни на что, кроме собственного ума и памяти, полагаться не приходится. Весь цимес в том, что, не имея возможности получить подтверждение своей правоты, любой человек, сохраняющий эту самую память о реальных событиях и критическое мышление, начинает считать себя сумасшедшим, и либо от неё отказывается, либо в самом деле потихоньку съезжает с катушек. Такие дела.

Книга Дугласа Адамса «Путеводитель по Галактике для путешествующих автостопом» (точнее, вторая её часть) всего в одной главе номер 29 раскрывает тему солипсизма в отдельно взятой Вселенной.

[править] Интересные факты

Солипсизм является одним из девяти сатанинских грехов.

Солипсизм может не отрицать того, что другие люди также создали окружающий мир. Все дело в равноправности систем отсчета. Иными словами все люди — одно сверхсущество, однако восприятие человеком других людей искажено сменой системы отсчета, поэтому они и кажутся ему другими личностями. Нечто подобное описано в фильме "Револьвер". Однако это будет уже не солипсизм а объективный идеализм в чем можно убедится осилив любой учебник философии.

Солипсизм стал основополагающим для выражения взглядов позднего Роберта Хайнлайна (Педивикия считает его одним из трёх столпов не нашей фантастики) в его цикле "История будущего". Впрочем, знакомство именно с произведениями данного цикла будут полезнее для понимания выноса мозга, нежели чтение творчества ВП.

[править] Ссылки

[править] См. также

[править] Примечания


Источник — «http://lurkmore.ru/Солипсизм»