Личные инструменты

Ницше

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

Устал я вам писать рукой. Писать ногой — вот выбор мой! Скользит нога, полна отваги, То по земле, то по бумаге.

»
Ф. Ницше
«

Сейчас один молодой человек рассказывал в вагоне, будто какой-то великий философ советует прыгать с крыш… «Прыгай!», говорит, и в этом вся задача.

»
Чехов

Фридрих Вильгельм Карлович Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche) — лютый немецкий философ, тролль, шлюхоёб, кумир (к сожалению) хомячков и простых российских граждан, служащий источником сотен и тысяч развесёлых цитат, распространяющихся по просторам интернета в виде подписей к сообщениям, веских аргументов и просто троллинга моралфагов.

Содержание

[править] Lebenslauf (биография)

Любители Нидтчцьщше ВКонтакте, или Страшный сон граммар-наци

Когда и где родился, кто мама-папа — см. здесь. А тут мы без лишних отвлечений попробуем обрисовать кавайные ковайные черты господина Философа.

В детстве Ницше отличался крайней упертостью и чрезвычайно высокой силой характера. Поспорив со сверстниками о том, что он сможет взять в руки горящий уголь и продержать его некоторое время, он немедля сделал это, заставив «друзей» посрать кирпичами. Примерно тогда же у Философа начинаются проблемы со здоровьем — сильные головные боли, иногда доходящие до неиллюзорных мучений, что, возможно сказалось на его мизантропическом подходе к философии.

По интеллектуальным параметрам, Фридрих Вильгельмович в 9000 раз превосходил большинство своих современников, да чего уж там скрывать — и нынешних философов тоже. Уже в 25 лет получил звание профессора филологии в Базельском университете, что не мешало ему смотреть на классическую филологию, как на говно. А чем можешь похвастаться ты, мальчик?

Труды, полные ненависти и очищающего огня Холокоста (в переносном смысле), Ницше начал писать еще с юношества. Но самые винрарные и принесшие мировую славу ему удалось выпустить после 35 лет, когда проблемы со здоровьем переросли в абсолютный ужас, вынудивший его покинуть университет. Главной среди них, безусловно, является манускрипт «Так говорил Заратустра», в которой, собственно, и формулируется идея сверхчеловека. Кстати, фраза из этого произведения «Бог умер» по-русски звучит весьма двусмысленно. Да, и не нужно приписывать это выражение дарквэйв-группе Das Ich. Некто Кураев поясняет: Знаменитые слова Ницше «Бог умер»… это слова Лютера, заимствованные из песнопения Великой Пятницы. Алсо есть мнение что авторство данной фразы принадлежит Гете, которого Ницше очень почитал. Но кому всё это интересно?

Закончил Ницше в полном соответствии со своим мировосприятием — после долгих лет экзистенциальных и физических мучений, он окончательно сходит с ума, пишет книгу «Ecce Homo» с примечательными названими глав: «Почему я так мудр», «Почему я так умён», «Почему я пишу такие хорошие книги» и т. д.

После этого следующее значимое событие в его жизни произошло через 11 лет, когда он умер от запущенного сифилиса в дурке. Точнее, умирает от воспаления лёгких, а «запущенный сифилис» лишь одна из возможных причин паралича мозга Ницше, есть мнения об отравлении по политическому заказу, случайном отравлении при самолечении, а также прогрессирующая мигрень, которой, кстати, соответствуют симптомы, проявляющиеся у Ницше на протяжении многих лет, чего нельзя сказать про сифилис.

[править] Основные понятия

Сверхчеловек — Основная ценность ницшеанской философии и смысл человечества, не меньше. Несмотря на это, Ницше не озаботился чётким и ясным разъяснением своей основной ценности. В связи с этим даже у 95% небыдла сверхчеловек ассоциируется с их собственным представлением о том, кем бы они были, не следуя своей рабской морали, то есть с мудаком-отморозком, у которого неимоверный уровень ЧСВ. Однако, если читать Ницше внимательнее, то ВНЕЗАПНО сверхчеловек оказывается прежде всего благородной личностью, преодолевшей в себе ресентимент и всякую нигилистическую мораль, а также щедро одаривающей своими знаниями окружающих.

Воля к власти — чтобы не звучало слишком авторитарно, то можно переводить этот концепт как «Воля к мощи». Это основная характеристика жизни, каждая частица которой стремится к усложнению, преодолению самой себя и к расширению себя в пространстве и времени. Это прежде всего биологическая характеристика, которую Ницше сознательно переносит в этический контекст, в противовес христианской позиции «святой слабости», тем самым как бэ оправдывая мировоззрение мудака-отморозка с неимоверным ЧСВ, который стремится подчинить себе всё и вся. Это, конечно, с позиции ресентимента христиано-подобных. С позиции же здравого разума можно поразмышлять о том, в ком жизнь представляет наибольшую сложность и красоту: в Чикатило или Эйнштейне? Гитлере или Леонардо да Винчи? Затем можно допустить возможность того, что Ницше был не тупее вас, и, говоря о «Воле к мощи», видел ценность в проявлении настоящей мощи (то есть в более развитой форме жизни, чем ненасытное животное) человека, обладающего в первую очередь властью над собой.

Мораль господ и мораль рабов — как и при рассмотрении многих других концептов Ницше, объяснение будет более действенным, если оговорить как этот концепт понимать НЕ следует. Мораль господ и мораль рабов — это не мораль быдла и небыдла, или барина и холопа. Основное слово здесь «мораль», а не иерархические классы буржуазного, аристократического общества, институты которого ко временам Ницше настолько прогнили, что вызывали в нашем философе сотни лютой ненависти, которую он выливал на бумагу. Не стоит также при этом думать, что Ницше был социалистом, он был сторонником меритократии, или, как удачно высказался один его знакомый, радикальным аристократом. Что же это значит? А всё просто: наверху должен быть тот, кто этого действительно заслуживает благодаря своим выдающимся личностным качествам, а не родительским связям, коррупции, оболваниванию электората или выпиливанию конкурентов.

Мораль господ обусловлена тем, что её носитель — это сильная, глубокая, а главное самодостаточная личность, которая может оставаться собой, сидя далеко в горах в какой-нибудь пещере, в то время как моралью раба может обладать хоть президент, хоть Папа Римский. Разница в том, что раб не имеет реальной духовной силы и пытается её компенсировать за счёт других, а господин или аристократ духа не нуждается в подобной компенсациии и, соответственно, творит исходя из собственных сил, которых у него в избытке.

Смерть бога — недееспособность христианской системы ценностей, относительно современности, выразилась у Ницше в утверждении «Бог умер». А так как христианская система ценностей была чуть ли не основой европейской цивилизации, то осознание того, что Бог таки умер, подорвало у многих веру в какие-либо моральные основы вообще, что привело к кризису европейской культуры. Сам Ницше, давая прогноз на будущее, ознаменовал 2 века нигилизма, тем самым предсказав наступление эпохи постмодерна. Эпохи, в которой скрытый религиозный нигилизм, обнаживший свою суть под натиском антиклерикальной критики, перерастёт в нигилизм открытый и не менее популярный, оставаясь прерогативой различных релятивистов и декадентов.[2]

Переоценка ценностей. Активный и пассивный нигилизм — под нигилизмом Ницше понимает философию, отрицающую ценность земной жизни как единственной реальности, смысл которой люди должны реализовывать непосредственно в этой самой жизни. Здесь есть нюансы: если у верующих нивелировка ценности плохой, негодной, греховной земной жизни происходила в угоду мечтаниям о бурной загробной жизни, то у релятивистов обесценивание является следствием их эпистемологического агностицизма. Ну а что же сам Ницше, спросит любознательный анон, разве он не занимался обесцениванием основополагающих ценностей и морали вообще? Разумеется, чтобы построить новое здание, нужно расчистить место для него, а если на этом месте стоит старая развалина (мораль), то её нужно деконструировать, как говорил сам Фридрих: «Мы должны освободиться от морали, чтобы суметь жить морально». Таким образом, философия, направленная на деконструкцию устаревшей морали (падающего подтолкни), является активным нигилизмом, в противовес нигилизму пассивному, чья нивелировка не предполагает дальнейших построений. Грань же между двумя видами нигилизма весьма тонка, для большинства постмодернистов деконструкция практически сразу превратилась в религию и стала смыслом жизни, что печально. Анону же Ницше советует принимать нигилин[3] дозировано.

Вечное возвращение и принцип «Amor fati» — хоть и не стремился Ницше создавать философскую систему, по причине безверия в непогрешимость любой философской системы, она всё равно складывается из его же идей и понятий, и как ни странно, содержит погрешность. В данном случае, это, по собственным словам Ницше, самая глубокая его мысль — идея о вечном возвращении, а так же психологический принцип, который из этой идеи преподносится. Идея заключается в следующем: если вселенная существует бесконечно, то все элементы вселенной в бесконечности складываются в одну и ту же вселенную бесконечное число раз, то есть мир, включая нас, бесконечно возвращается и становится таким, каким мы его знаем, поэтому все наши поступки как бы уходят в бесконечность и бесконечное количество раз складываются снова. Психологический вывод: если ты поступаешь как слабак, то ты вечный слабак, если как сильная личность, то ты вечно крут, это значит, что только и остаётся поступать как нужно, несмотря на любые препятствия и трудности, которые преподносит судьба. Более того, Ницше советует относится к трудностям с радостью, и любить свою судьбу, так как она у тебя одна, хоть и вечная, как бы. Итак, помимо чисто логических погрешностей самой идеи (1 — элементы вселенной могут бесконечно не складываться в ту же самую реальность. 2 — чтобы идея ВВ работала, нужно ограниченное количество элементов, складывающихся в бесконечном времени, когда как само время вселенной определяется относительно её же элементов, поэтому бесконечность времени мы можем полагать лишь при наличии бесконечного количества элементов), она противоречит всему антиметафизическому курсу философии Ницше, так как идея ВВ недоказуема и поэтому выступает в роли метафизической идеи, подобной идеи о Боге или карме, опираясь на которые, человек должен предпринимать те или иные действия, тем самым, лишаясь своей экзистенциальной самостоятельности, которую Ницше так хотел взрастить в людях своей философией. Печально, но факт.

[править] Наследие Ницше в масс-культуре

«

Ницше. Это был большой поэт. Однако ему весьма не повезло с поклонниками.

»
Стругацкие

[править] Нацизм и фашизм Ницше

Неразбериха с «ницшеанским фашизмом» началась, когда архивом Ницше после его смерти завладела сестра — Элизабет Фёрстер-Ницше, жена учителя из Берлина Бернгарда Фёрстера, патологического антисемита и позднее — героя. Под руководством сестрёнки была сфабрикована в том числе и компиляция выдранных из произведений Ницше цитат и откровенного вымысла, названная «Волей к власти». Компиляция была сфабрикована так удачно и своевременно, что попалась на глаза теоретикам и практикам НСДАП. В 1934 году Архив Ницше посещает кто бы вы думали и имеет с девяностолетней Фёрстер-Ницше долгую продолжительную беседу. Результатом этой беседы стало включение Ницше в «культурный пантеон» нацизма (вместе с Гёте, Бетховеном, Вагнером и пр.). Видимо, так она отомстила брату за то, что однажды он в письме к М. фон Мейзенбург (май 1884 года) назвал её «мстительной антисемитской дурой». Она ещё ничуть не сомневалась в гениальности брата. И всеми силами старалась сохранить его труды как могла. Забив банан в уши Гитлера, мол, фюрер — воплощение его сверхчеловека, получила профит.

Так или иначе, многие использовали идеи Ницше в своих интересах: фашисты цитировали его слова о превосходстве одних над другими, коммунисты использовали его антирелигиозною составляющую, а либералы вспоминали его ориентированность на свободу индивида. В сущности, философия Ницше не попадает ни под одну политическую идеологию. Он отвергал консерватизм, национализм (и даже патриотизм), социализм, этатизм и демократию. Если попытаться перевести Ницше в политическую плоскость, то получится своеобразный аристократический анархизм. Однако современное ницшеанское движение (ARES) небезосновательно относит себя к Правым, хоть и не похожим на остальных.

[править] Ницше и музыка

b
Also sprach Zarathustra. Рихард Штраус

В начале карьеры Ницше и думать не желал быть философом и вожделенно мечтал дополнять таблицу Менделеева (быть химиком), а также, наслушавшись маэстро Вагнера, решил проявить себя в качестве композитора. Опусы, полные уныния и отчаяния чуть более, чем полностью, можно послушать здесь.

Интересующиеся музыкой и античной историей могут почерпнуть много интересного из его первого труда «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм». Читатель узнает, какими алкоголиками и развратниками были древние греки, придумавшие музыкальную трагедию, чтобы прикрыть свое распутство перед грядущими поколениями. Труд был написан во времена яростного фапания Ницше на Вагнера (и платонической любви к его жене Козиме), о чем несчастный Фридрих впоследствии очень сожалел.

В последних произведениях уже немолодой философ любил потроллить тяжеловесную, не в меру пафосную «северную» оперу Вагнера куда более мелодичной, жизненной, но отнюдь не менее трагичной «южной» оперой Бизе (Parsifal VS Karmen). Травля, затеянная Ницше в шутку, за сто лет приобрела статус специальной олимпиады и широко практикуется на музыкальных и/или оперных форумах.

Алсо — музыкальное вступление к винрарнейшему фильму «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрика, скопипизженное телеигрой «Что? Где? Когда?», есть непосредственно идеи Ницше, переложенные Рихардом Штраусом на язык музыки. Также сабж не мог не оказать влияния на умы российских рок-музыкантов, ИЧСХ, оказал — собственно сабжу посвящена песня Кипелова «Безумие» из альбома «Жить вопреки», Арея употребила цитату из Ницше в своей песне «Беги за солнцем» из альбома «Генератор Зла». Причём там эта цитата крайне неплохо встроилась[4]. Алсо, слушаем «Агату Кристи» и «Пикник». А также, фраза «что не убивает нас, делает нас сильней» была использована Металликой в песне Broken, Beat & Scared из Death Magnetic. Еще гуглите Летова («Крепчаем» например). Ну и занаменитые Алисовские «глаза Заратустры» понятно откуда.

[править] Alpha Centauri

Игра полна неоницшеанством чуть более, чем полностью. Одной из возможных концовок является трансценденция — превращение человечества в Б-га… и в гриб! В Бога-гриба, короче.

[править] Andromeda

Образцовый Сверхчеловек по мнению Джина Роденберри

В сериале весьма активно действуют «ницшеанцы» — раса, воплощающая идеи философа. Брутальны.

[править] Ницше и интернеты

  • Ницше часто упоминают на тифаретнике. Популярность к нему пришла после этого знаменитого комментария

Не пострадал я от армии. Было хуево, но не пострадал. Сильнее сделался, комплексы уничтожил. Это, как у Ницще…

См. также Ницше и хлеб

[править] Zitaten (aka перлы)

Что там про плётку? Ницше, Поль Рё и Лу Саломе.
  • «В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой».
  • «Человечество является скорее средством, а не целью. Человечество является просто подопытным материалом».
  • «Если долго всматриваться в бездну — бездна начнет всматриваться в тебя». В советской России этим никого не удивишь. На самом деле, это быдловариант цитаты, взятый из фильма «Бездна» (the Abyss) Джеймса Кэмерона, коему эта цитата служила эпиграфом и, в некотором смысле, спойлером. Цитата звучит так: «Wer mit Ungeheuern kämpft, mag zusehn, dass er nicht dabei zum Ungeheuer wird. Und wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein» (Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя). Без первого предложения первоначальный смысл теряется.
  • «Мы — наследники совершавшихся в течение двух тысячелетий вивисекции совести и самораспятия».
  • «Чем лучше я узнаю людей, тем больше мне нравятся собаки» — сказал Сократ.
  • «Но то, что убеждает, тем самым еще не становится истинным: оно только убедительно. Примечание для ослов».
  • «В каждой религии религиозный человек есть исключение».
  • «Церковь — это род государства, притом — самый лживый»
  • «Что падает, то нужно ещё толкнуть». В сознании масс трансформировалось в «Падающего подтолкни».
  • «Слово „христианство“ основано на недоразумении; в сущности, был один христианин, и тот умер на кресте».
  • Школа выживания: «что нас не убивает, делает нас же сильней». Говнари приписывают эти слова Егорке Летову. Юмор по теме:
    «Бог умер!» — Ницше.
    «Ницше умер…» — Бог
  • «Идёшь к женщине — бери плётку». Ницше знал толк в извращениях! Так-то контекст был немного иной, но всем…
  • «Так называемые парадоксы автора, шокирующие читателя, находятся часто не в книге автора, а в голове читателя».

И прочие, несть им числа.

[править] Галерея

[править] Примечания

  1. Для тех, кто немецку мову не розумиет: «То, что не убивает меня, делает меня сильнее (букв. твёрже
  2. Смысл фразы в том, что «раньше» нигилизм был замаскирован в религии, а сейчас, интеллектуальная прослойка агностиков/постмодернистов и смотрящии им в рот массы небыдла, с лёгкостью и незамутнённостью прирождённого МД сообщат вам о том, что объективного смысла позитивного существования земли нет, потому что «У каждого своя правда»!!111 или «Ignoramus et ignorabimus, Amen!»
  3. Так он в шутку называет использование активного нигилизма.
  4. Поскольку В. Холстинин является ярым поклонником творчества сабжа, то отсылки к этому самому творчеству можно найти на любом альбоме Ареи.

[править] Ccылки


Источник — «http://lurkmore.ru/Ницше»