Личные инструменты

Классические игры для DOS

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
A long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!

Суть этой статьи в том, чтобы ознакомить ньюфага с кратким списком того, что следовало бы хотя бы попробовать пройти. Все эти игры создавались в те времена, когда целью разработчиков было не сколько заработать бабла, сколько … создать классную игру. То был период становления известных сегодня игровых жанров и большинство современных игр так или иначе выходит родом из нижеперечисленных. Ввиду 640 килобайт ставка делалась на качественный игровой процесс, а не на количество полигонов в сцене. Потому, если вы оцениваете игру по ре-играбельности — нижеперечисленое вас, скорее всего, затянет надолго.

Содержание

[править] 16 bit

[править] COM и прочие наноигры

  • Tower Toppler PC. Писишный порт «Тауэра». Графика при переносе под CGA изменилась чуть более, чем полностью, но пучеглазый жабоид по-прежнему ходит а фоне ночного неба по круглым башням, ныряя в окошки и уворачиваясь от НЁХ. Портирован идеально, идет на современных машинах, только заставки с великой и ужасной рекламой какой-то леталки больше не видно — проскакивает менее чем за один кадр монитора. Состоит из: две миссии по 8 башенок.
  • Paratrooper. Управление со стрелочек делает адову классику ещё более адовой. Валятся с неба парашютисты, тысячи их, за напрасный выстрел — минус очко, за сбитого говнюка — плюс N очков, четверо пропущенных слева или справа — хана твоей пушечке ибо они тут же сделают «пирамидку» из тел и влезут к тебе с гостинцами. Хинт: стреляй по куполам.
  • Arcade Volleyball. Лютая вещица, повествующая о взаимодействии трёх мячиков — из них два с носами и ногами и ещё одним эти мутанты играют. Сложность зашкаливающая — алгоритм игрушки подразумевает только выигрыш любой ценой, без всяких послаблений, поэтому более-менее внятное количество очков можно набрать лишь примерно через неделю лютого задротства. Алсо, четыре вырвиглазных цвета, использующиеся в игре создают эффект «ем грибы и смотрю ковёр».
  • Alley Cat — симулятор уличного кота. Геймплей сводится к проникновению в комнаты со всякими ништяками, путём карабканья по бельевым верёвкам.
  • Тетрис
  • Digger
  • Игры от Башурова же! Поле чудес, Тыща, Кинг с расово спизжеными героями Союзмультфильма!
  • Rogue, от которого в RPG все пошло.
  • Arcanoid и куча его клонов. Особо выделялся Turoid, в котором можно было построить свой уровень, выложив из блоков слово «хуй» при помощи достаточно обширного инвентаря.
  • Alien Invaders, известный позже как Galaxian, уже на Денди. Появился ещё во времена, когда компьютеры не делились на PC и Mac, а каждая фирма выпускала свою модификацию. И на всех модификациях был свой вариант этой игры. Даже на БК-0010.
  • Asteroids — изначально появился на игровых автоматах, но порты позже сделали под все имеющиеся платформы, включая, конечно же, DOS. Портируют, между прочим, до сих пор, в меру аппаратных возможностей нынешнего железа. Кроме того, время от времени проводятся соревнования, где особо задротистые задроты соревнуются, кто набьёт как можно больший счёт. При этом соревнование может длиться не одни сутки кряду. Под DOS наиболее симпатичной вышла AstroFire, которая на момент выхода даже несколько рвала шаблон своей красочностью и отрисованными с 3D-моделей спрайтами.

[править] EXE

  • Wolfenstein 3-D и его продолжение Spear of Destiny, nuff said.
  • Blackthorne — занятная плоская шасталка-стрелялка. Дикие слаборазвитые внеземные Человеки порабощены оркоподобной сверхцивилизацией, у которой аж уже целый помповик изобретён (и шмагии мешок припасён тоже). Свинтивший на Землю от выпиливания главгерой осваивает сию вундервафлю и возвращается в родной Муходрищенск, где по ходу выпиливания врагов меняет её на полуавтомат, автомат и напоследок что-то адское типа АГС-30.
  • Chaos Engine. Изометрия для двух игроков (один имеет право быть ботом, но не имеет права не быть вообще). К прохождению почти нереальна, хотя, если ковырнуть исполнимый файл и удешевить апгрейды — жить становится сложно, но можно. В зависимости от стартового подбора персонажей место, до которого ты доползёшь и сдохнешь, меняется на 30—40% от общей длины игры.
  • Prince of Persia.
  • Supaplex. Колобок бегает по уровням, собирает инфотроны и ищет выход. Впоследствии появилось чуть более, чем дохуя, дополнительных уровней. Алсо, некоторые труЪ-фанаты делают их до сих пор.
  • Sonic and Knuckles. Синий ёж (Соник), рыжий лис (Тейлс) и красная ехидна (Наклс) носятся со сверхзвуковой скоростью по уровням, собирают колечки, борются с боссами.
  • F29 Retaliator. Пожалуй, первый авиасим с не совсем отстойной физикой. Имеет две подковырки: пускается только из \Retal\ (да-да, именно от корня) и безжалостен к незнанию матчасти (превышение скорости с выпущенными шасси исключает в дальнейшем какую-либо посадку, но об этом можно узнать разве что из мануала). Три концовки с элементами ангста.
  • F-19. Авиасимулятор тщательно скрываемого властями самолёта, не рассекреченного до сих пор. Запас демократии на борту хоть и ограничен, но особо нуждающимся хватит.
  • Goblins 1/2/3. Серия квестов про троих/двоих/переменное количество гоблинов, выручающих своих королёшек из бед. Первая серия примечательна пиксель-хантингом как основой геймплея, вторая — адской сложностью из-за необходимости синхронизировать действия балбесов в реальном времени («один то, а второй тем временем быстро-быстро это»), третья — полным соответствием сформировавшимся к тому моменту канонам жанра и отсутствием подобных забавных сюрпризов.
  • Canon Fodder 1/2. Отряд не заметил потери бойца. Две части игрушки с видом сверху про похождения отряда солдат на территории противника(джунгли, пустыни, космические платформы, непонятные миры с грибами, размером с дерево). Из оружия имелись автоматы, гранаты и ракеты(последних двух всегда не хватало — но это легко поправлялось с помощью freegame)
  • Z — название состоит из одной этой буквы. Эта стратегия (RTS) повествует о войне красных роботов-алкашей, бухающих на каждой заставке, против синих. У красных два командира-раздолбая, которых пиздит за пьянство на каждой второй заставке некий генерал Зод. Больше сюжета нема, зато геймплей. Геймплей очень динамичен, потому что никакого ресурса кроме времени в игре нет. На крыше производящих зданий тикает таймер, и когда он доходит до 0:00, здание выплевывает очередного механического алкоголика. Карты поделены на зоны, больше зон — больше юнитов, в некоторых зонах стоят заводы (строить-то их нельзя, можно только захватывать), в некоторых радары, а в некоторых валяется всякий хлам типа гранат или брошенной техники. Пустые зоны ускорят тиканье таймера на всех заводах. Комп довольно умен, потому уступать в числе зон ему нельзя, иначе fail (игрок и комп всегда начинают в совершенно одинаковых условиях). Соображать в игре надо очень и очень быстро. Из плюсов — очень хитрый ИИ и необходимость хитро комбинировать войска и вообще думать, чего не увидишь даже в современных играх. Из минусов — у сторон нет вообще никаких различий. Геймплей адов: случалось, что игрок разбивал мышку об стол в буквальном смысле. Созерцать свой горящий форт приходится куда чаще, чем вражеский. Начиная со второй планеты, комп выносит вперед ногами на каждой миссии.
  • Куча квестов от Lucas Arts. Indiana Jones, Sam & Max: Hit the Road и многие другие. «Maniac Mansion» и сиквел «Day of the Tentacle» определённо тоже достойны отдельной статьи.

[править] Must play безотносительно поколения проца

  • Another World — истекающий безысходным ангстом квест с зачатками аркады про головоломное выживание человека на другой планете. Векторный, ротоскопный и культовый, без всяких этих ваших хэппи-эндов.
  • Knights of the sky от Microprose — Первая мировая в воздухе. В режиме дуэли можно было повоевать со всякими Манфредами «Красными баронами» фон Рихтгофенами и прочими Максами Иммельманами. Корованы грабить нельзя, зато сбивать дирижабли вполне себе реально.
  • Biing! — немецкое творение на тему администрирования собственной клиники. Годная экономическая стратегия. А также в наличии поциенты, процидурки и прочие эвтаназии. Ну и немцы не были бы немцами, если бы не воткнули в игру немного прона легкой эротики, ибо медсестры — тема благодатная.
  • Metal Gear — эталонный пример превосходства геймплея над графикой, да и звуком тоже. На NES куда привлекательней. Первая игра в стелс-жанре. Проникаем на базу и спасаем мир от ОБЧР, применяя кучу предметов из инвентаря. Глушитель на пистолете крайне приветствуется, управляемые стрелками ракеты доставляют.
  • Red Alert 1. Клюква в игре достигает размеров хорошей секвойи, обхватов так тридцать в диаметре и при этом обильно плодоносит. Жутко доставляет, но до медвежьей кавалерии осталась ещё одна часть. Породила множество мемов. Да, и ещё это стратегия в реальном времени.
  • Biprolex. Тетрис против арканоида, один строит стену из тетриса, другой ломает её арканоидом. Концентрация вина близка к смертельной овердозе. Каким-то непонятным образом не стало таким же «мастхэвом», как «сапёр» или сам «тетрис», которые только разве что на микроволновках не стоят.
  • King's Bounty.
  • HoMM 1, 2. Игры, способные затянуть надолго (при наличии предрасположенности, естественно). Мультяшная графика, интересный геймплей и хороший саундтрек (во второй части) отличное, знаете ли, сочетание.
  • Dune. Квест/адвенчура, по одноименному фильму, который снят по одноименной книге.
  • Dune 2. Стратегия в реальном времени, сюжетно к миру Дюны относится слабо. Анонимусу одна из глав по сюжету очень напоминает Старкрафт. Точнее, Starcraft очень напоминает Dune.
  • Civilization — любимая игра детства (да и взрослой жизни) большинства диванных генералов и президентов: знай себе, повелевай собственным народом, стремись сделать его самым сильным, богатым, образованным, культурным… Некоторые это делают уже 20 лет подряд.
  • Master of Orion.
  • Master of Magic.
  • Descent. Представьте себе классический Doom 320x200 и перенесите это всё в космос, где нет верха, низа, коридоры станции переплетены под мозговыносящими углами, а вместо космопеха парит в невесомости развесёлый кораблик, способный стрейфиться в 4-х направлениях и вращаться вокруг оси. Выдержала кучу сиквелов, но так и осталась малораспространённой мозголомалкой для нердов, решивших, что их пространственное воображение совершенно неуязвимо. А вот и хрен им!
  • Mortal Kombat.
  • Flanker 1.0 — симулятор Су-27. Поскольку игра православная, не насаждаем демократию, а несем духовность тем, кто находится в пределах Крымского полуострова. Хорошая физика и умеренная хардкорность наблюдаются. К нашему времени серию допилили до LockOn'а и DCS.
  • Leisure Suit Larry.
  • Lemmings. Безголовые лемминги прут, куда глаза глядят. В любой момент можно вселиться в одного любого безмозглика и сделать какую-то осмысленную операцию из разряда «могу копать, а могу не копать». Задача: сделать так, чтобы определённый процент леммингов НЕ убился апстену. Идеальный тренажёр для управления населением этой страны.
  • Серия Space Quest — лютый винрар про приключения уборщика Роджера Вилко.
  • Серия Police Quest. Самая классная, если не ошибаюсь, 4-я часть, Open Season которая.
  • Серия Kings Quest. 5,6 части must see.
  • Серия Quest For Glory. Винрарная серия миксов адвенчуры и RPG. Запомнилась тем, что 95% паззлов сюжетной линии и побочек имели по три решения — для воина, мага и вора, при этом доступность этих решений для ГГ зависела не столько от стартового класса, сколько от фактической прокачки. Первая и вторая части (So You Want to Be a Hero и Trial by Fire) использовали доточенный Sierra Creative Interpreter. Управление героем шло с клавиатуры методом вбивания команд типа «climb the cliff», «rub body with berries», как в Space Quest и прочих квестах Sierra, но было наиболее понятливым. Третья и далее перешли на мышу, сохранив, впрочем, винрарность серии в целом. Позже Сьерра замахнулась на римейки и запилила первую часть (а также первых Ларри, Роджера и Кинг Квест) в новом движке, но на бОльшее пороху у нее не хватило.
  • Сyberia (Не путать с Syberia!)
  • Beneath a steel sky — квест в киберпанковском стиле.
  • Kyrandia — серия квестов от Westwood.
  • Commander Keen, он же сын ГГ Wolfensteina — одно из первых творений Кармака. Этого уже достаточно. И Dopefish же!
  • Ugh!, Prehistorik, Prehistorik-2. Разухабистая аркада-вид-сбоку про доисторического анонимуса с дубинищей в ручищах и всякую не совсем соответствующую, но тоже древнюю фауну, которую следует этой дубинищей дубасить.
  • High Seas Trader — эта ваша Elite, только в мохнатые шестнадцатые века, парусники, торговля рабами, оружием, опиумом. Найм команды, перевозка пассажиров в погоне за рейтингом и поиск артефактов по кабакам мировых ебеней. В ассортименте — куча кораблей, оружие, снасти, паруса, 15 человек и бутылка рому. На рею его!
  • Dangerous Dave In The Haunted Mansion — также известный просто как «Дейв» — один из первых представителей зомби-шутеров от ID Software. Суть проста — Дава и его друг ружьё мочили зомби, тысячи их. Сложно подсчитать, сколько времени анонимус задрачивал сей продукт до судорог на своем верном 80386, даже тогда, когда вышел этот ваш Дум (который на 386 младше DX 40 МГц и без 4 Мb RAM был просто неиграбелен).

[править] 32 bit

[править] DOS4GW

Золотой век игр. С одной стороны, наработаны и наконец-то оформились жанры (на которые и делим этот пункт-с), с другой — попса ещё не поставлена на поток.

[править] Квесты

  • Igor: objective Uikokahonia. Делаем из студента человека, совершаем мужественные подвиги и даём пизды местному альфа-самцу.
  • Teenagent. Школота, по ебанутой лавочке нанятая в разведку, разоблачает происки жуковатого бизнесмена и его подручных безумных учёных — со всеми сопутствующими смехуёчками.
  • Full Throttle. Байкеры, байкеры, байкеры.
  • Prisioner of Ice — подлодки, Древние, немецкая база в Антарктиде, путешествия во времени и Ф'танг К'Тулху.

[править] Стратегии

  • Ascendancy. Пошаговая космическая стратежка или тренажёр для развития анхуманской памяти, кому как. Состоит из связного графа телепортов между звёздами и сотен планет, на которых надо следить за стройками и ещё ухитряться воевать.
  • The Settlers II. Винрарнейшая стратежка про строительство домиков, прокладку дорог между флажками и то, как из воды и пшеницы получить готовый к употреблению свиной окорок. В 2006 переиздана под эти ваши Винды с современной графикой и микроскопическими изменениями в геймплее, школота может причаститься, не ломая глаза о квадратно-гнездовую графику.
  • Transport Tycoon series.
  • Civilization — и колонизация тоже.
  • Warcraft же!
  • C&C
  • Capitalism — лучший симулятор бизнеса в условиях рыночной экономики ever.

[править] Аркады

  • Tyrian. Вертикальный аркадный скроллер, считается наиболее графически выдроченным в своём жанре, за что и портирован в виде OpenTyrian. Также присутствует свыше полусотни весьма недурственных миди-трэков, которые даже сейчас очень приятно слушать. В оригинале игры неплохая ко-оперативка (два независимых корабля, управляемых с различных устройств, способных состыковываться в один, причем в этом случае обязанности игроков делятся на пилота/стрелка вперёд, и стрелка, который крутит турель в любую сторону и использует боковые орудия).
  • Hunter Hunted. Горизонтальный скроллер от Сиерры. Можно было играть вдвоем на одном компе. Доставлял нереально.

[править] Стрелялки

  • Blood — см. статью.
  • Doom — см. статью.
  • Heretic. Среднего качества фентезийное развитие идей Doom.
  • Hexen. Винрарное развитие Heretic, но паззлы на уровнях просто-таки в смертельных дозах, что нравится не всем. Явная имба в пользу Священника, который и силой не обделён, и дальними атаками, и вдобавок умеет готовить отличный Raid от кентавров и летающих насекомых викингов. Анонимус считает, что последнее заявление не вполне справедливо: боец бегает быстрее, обладает более крепкой бронёй и в ближнем бою подобен комбайну: трупы только и разлетаются, а кентавры неспособны парировать удары топором. Более того, булава священника - самое слабое и бесполезное оружие в игре (еттин умирает лишь с пятого, а то и с шестого удара, кроме того, она не отбрасывает врага). Сложнее всего игру пройти магом, которого выбирали либо эстеты, либо чрезмерно любопытные: это был самый медленный персонаж с крайне низким классом брони, а вступление в ближний бой было для него равносильно суициду, кроме того, при недостатке маны ему приходилось полагаться на довольно слабенький посох, который хоть и обладал неплохой скорострельностью и был способен одновременно ранить нескольких монстров, находящихся на линии огня, но в тесных помещениях был практически бесполезен.

Игра так же примечательна крайне неординарным по тем временам дизайном уровней, также игроку часто неоднократно приходилось возвращаться в ранее посещённые локации (кнопка, нажатая на одном уровне, могла открыть дверь расположенную в совершенно другом месте), порой для решения одной-единственной головоломки нужно было побывать на шести-семи разных картах. Кстати говоря, Hexen - первый FPS, в котором игрок получал ранения, упав с большой высоты (очень даже возможен был и летальный исход), избежать быстрой и бесславной смерти помогал артефакт Wings of Wrath.

[править] Симуляторы

  • The Need for Speed — прародитель серии рулевых игр на машинках. Первая часть включала в себя сразу все элементы, которые потом развивались каждый в разных следующих частях по отдельности. Например, уже были копы, которые просто обгоняли — и машина автоматически останавливалась. Минус: реализация якобы выбора типа коробки передач — автоматическая коробка означала только то, что компьютерные противники будут сразу на старте улетать в горизонт.
  • Carmageddon
  • Destruction Derby — почти как Кармагеддон, только на закрытых треках и без жалких людишек. Но доставляло.
  • Big Red Racing — упоротые гонки на машинах/тракторах/лодках/вертолётах/НЕХ в разных точках Земли, на её спутнике и до кучи Венере с Марсом. Доставляли комментаторами и открытыми пространствами.
  • Hi-Octane — гонки на ховеркрафтах с массовыми расстрелами соперников. Реализует мечту многих автогубителей — подрезавшему сопернику ракету под хвост запулить сам Мулинье велел.

[править] RPG

  • Anvil of Dawn. Предвестник революции в жанре. Старого стиля недотрёхмерная (намного более «недо-», чем даже Wolfenstein) ролёвочка, в которой уже закладывались зачатки той идеологии геймплея ништяки и нелинейности, которые потом буйно расцветут в Fallout.
  • Strife; System Shock. Первый на Doom'овском движке, второй на собственном. Оба суть независимые и параллельные попытки запилить RPG от первого лица, но в этот раз (не в пример предыдущему пункту) получилось очень даже 3D и совсем мало-мало RPG.
  • Не поверите — Fallout 1 имел два движка — Win и DOS4GW. ЧСХ, второй намного стабильнее и шустрее.
  • Knights of Xentar — геймплей полностью идентичен Final Fantasy, но зато в игре есть дохуя манги, на которую можно фапать. Половина заданий построена на сказочных сюжетах, т.е. Волк насилует Красную Шапочку, а мы смеёмся её спасаем, Белоснежку весело ебут семеро гномов, их надо разогнать ссаными тряпками, и т.д. И всё это в анимешном стиле. Вроде как, первое RPG в разрешении 800×600, слава DOS4GW.

[править] Непонятные 32-битные расширения

Представители данной категории более склонны к падению под DOSBox'ом. Собственно, на этом практические отличия их от DOS4GW заканчиваются.

  • X-COM. Состоит из двух движков, вызывающих один другого, что усложняет запуск этого чуда на всяких там карманных девайсах.
  • Quarantine — симулятор таксиста, попутно разрешено давить неплатёжеспособных пассажиров и расстреливать конкурентов.
  • Jazz Jackrabbit 1, 2 — весёлая аркада про зеленого кролика, убивающего зеленых же черепах. Алярм: широко рапространена битая-убитая версия с пиратского CD, пройти кою невозможно. У кого завалялся тот CD либо, напротив, рабочая версия — добро пожаловать в обсуждение. Вторая часть до сих пор собирает онлайн на официальных серваках. Алсо, существует демо-версия так и не вышедшей третьей части, основанной на движке первого анреала.
  • Crusader, Crusader: No Remorse и иже с ними. Изометрический Doom, грубо говоря. Обе задачи Doom («как попасть в этого гонококка и где этот чёртов рубильник») налицо.