Агностицизм
Материал из Lurkmore
ZOMG TEH DRAMA!!!11 Обсуждение этой статьи неиллюзорно доставляет не хуже самой статьи. Рекомендуем ознакомиться и причаститься, а то и поучаствовать, иначе впечатление будет неполным. |
« |
Для чего у мышки хвостик? Я не знаю, я агностик. | » |
— О сути агностицизма |
« |
Сегодня атеисты бьют тревогу, И я не знаю, кто бы им помог. Ведь если Бога нет, то слава Богу, А ежели он есть, то не дай Бог! | » |
— Б.Г. Режабек |
Агностицизм — в общем виде, это мировоззрение, утверждающее, что окружающий мир невозможно познать объективно. Проще говоря, агностики отрицают существование какой-либо Абсолютной Истины, Которую Ты, Жалкий Грешник, Должен Принять Или Сгореть На Костре Праведном. В теории, это означает отказ от участия в Специальной Олимпиаде — раз истина у каждого своя, зачем пытаться навязать её другим? Но это в теории…
Особый интерес агностицизм представляет применительно к религии — агностики считают, что доказать научными или ещё какими-то методами существование или несуществование богов, других миров, жизни после смерти, души и даже объективной реальности в существующей системе научного знания невозможно — либо на данный момент развития, либо в принципе. Поэтому вступать в идущие уже тысячелетиями срачи нет никакой пользы (кроме проведения социального эксперимента, разумеется). При этом агностик может быть как верующим, так и неверующим — бессмысленным для него, в общем случае, является сама идея срача и попытки доказать либо опровергнуть, а не философские течения, возведённые в ранг Абсолютной Истины более упоротыми своими последователями.
Если совсем доступно, то богосрач для агностика — это срач между фоннатами мяса и коней. Сам агностик может при этом болеть как за Спартак, так и за ЦСКА, может — за сборную Бразилии, а может и вовсе интересоваться шахматами.
Содержание |
[править] Дискурс
« |
Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости | » |
— Сократ |
Казалось бы, ну, отказались люди от забегов и ладно, и молодцы. На самом деле, результатом такого мировоззрения становится попытка занять третью позицию в разнообразных срачах, участники которых давно разделились на два взаимоисключающих лагеря, люто, бешено ненавидящих всех, кто «не с нами», усесться на заборе, разделяющем две люто враждующие стороны. Из-за этого агностики вынуждены противостоять одновременно и верующим, и атеистам.
Верующие религиозники полагают, что мир создан непостижимым образом (Кем-то) и ожидают воссоединения или окончательного разрыва с непостижимым в другой жизни после физической смерти в зависимости от результатов прожитой жизни. Возможны вариации в зависимости от исповедуемой религии: Фолькванг/Вальгалла, рай/ад, колесо сансары/нирвана, ну ты понел.
Атеисты полагают, что есть наш мир, объективная реальность, данная нам в ощущениях, он познаваем до конца, жить надо в нём, а непостижимое (Создатель) и всяческая посмертная жизнь — просто самообман верующих.
Агностики смотрят на обе спорящие стороны как на говно, поскольку и то, и другое всё равно недоказуемо и построено на вере, личных убеждениях и домыслах.
Анонимусу неизвестно, использовался ли термин агностицизм или агностик в СМИ Совка. Едва ли не самый ранний в памяти народной случай употребления термина агностик состоялся в рашкинском зомбоящике в 86-м, во время этих ваших советско-американских телемостов. Олдфаг припоминает, как Познер в одном из интервью о своих поездках в Пиндоштаты рассказал, что американские коллеги рекомендовали на вопрос «Верующий ли вы?» отвечать не «я — атеист», а «я — агностик», поскольку большинство населения той страны слово «агностик» невозбранно приняло бы за название какой-нибудь веры, что уж точно лучше атеизма. Именно в ту пору слово «агностик» вошло в моду среди интеллектуального небыдла.
[править] Суть проблемы с точки зрения агностика
Вопрос: существует ли Бог?
- Ответ теиста или деиста: да, Он сверхъестественен, Он творец и (теисты онли) владыка нашего мира.
- Ответ атеиста: нет никакого сверхъестественного божки-творцунка, мир управлялся, управляется и будет управляться законами природы.
- Ответ агностика: не знаю; это вообще наверняка знать нереально.
Агностики с художественным вкусом могут творчески развивать и уточнять свою позицию:
- Ответ пантеиста: да, если под Богом понимать природу.
- Ответ агностического теиста: не знаю, но я верю.
- Ответ агностического атеиста: не знаю и не верю.
- Ответ агностического похуиста: не знаю и мне похуй.
- Ответ игтеиста: твой вопрос не имеет смысла, лол.
И т. д. и т. п.
Показательной может быть копипаста из книги одного известного агностика, французского писателя Бернарда Вербера:
Если бы электрон обладал сознанием, мог ли бы он догадаться, что включен в гораздо более обширное целое, чем атом? Мог ли бы атом понять, что он является частью большего единого целого, молекулы? А смогла бы молекула понять, что она заключена в чем-то гораздо большем, например, в зубе? А зуб способен был бы предположить, что является частью человеческого рта? Тем более, может ли электрон сознавать, что является бесконечно малой частью человеческого тела? Когда кто-то говорит мне, что верит в Бога, то это напоминает мне утверждение: «Я, маленький электрон, претендую на то, что различаю молекулу». А когда кто-то говорит, что он атеист, это равнозначно заявлению: «Я, маленький электрон, уверен в том, что нет ничего над тем, что известно мне». Но что бы они сказали, и верующие, и атеисты, если бы знали, насколько все больше и сложнее, чем даже может представить их воображение? Насколько потрясен был бы электрон, если бы знал, что он включен не только в атомы, молекулы, зубы, людей, но и что сами люди включены в планету, Солнечную систему, космос и еще что-то гораздо большее, для чего у нас сегодня нет названия. Мы являемся частью игры в русские матрешки, которая выходит за грань понимания. Поэтому я позволю себе сказать, что изобретение людьми концепции Бога является лишь успокаивающим занавесом перед лицом головокружения, охватывающего их из-за бесконечной сложности того, что может находиться над ними. |
«Мы, боги», Бернард Вербер |
Агностики шпыняются со всех сторон. Воинствующими атеистами — за то, что агностикам похуй. Воинствующими верующими — ровно за то же. Невоинствующий атеист часто оказывается агностиком, который не знает этого слова. При этом такой агностик может участвовать в религиозных обрядах, на всякий случай, чтобы не портить отношения, в отличие от воинствующего атеиста. То есть, со стороны некоторых агностиков налицо попытки угодить и нашим, и вашим, а со стороны других — попытки плюнуть и тем, и другим в морду, в зависимости от степени личной злобности агностика. Такие дела.
Кстати, среднестатистический обитатель Этой страны в церковь не ходит, Библию не читал, но на всякий случай крещён бабушкой и носит крестик. Его религиозные взгляды выражаются смутной фразой «наверное, что-то такое есть». Достижения науки он уважает, но смутно надеется, что после смерти будет что-то получше небытия. При всем этом, обычно без особых трудностей называет себя верующим.
Кроме того, ввиду роста популярности этого интересного и непонятного сабж-слова, также агностиками себя называют представители небыдла, разделяющие столь же зыбкие взгляды, но желающие показать, что их стадо пасётся отдельно.
[править] Мнение атеистов об агностиках
[править] Против
Атеисты считают, что агностицизм — совершенно излишнее понятие.
Доводы:
- Сегодня тебе пофиг, завтра ты крестишься, а послезавтра ты за компанию сожжёшь Джордано Бруно.
- Может, ты всё-таки ответишь на вопрос, ты
за какую команду болеешьверишь или нет?
Агностики очень не любят подобную постановку вопроса. А что поделать? Закон исключённого третьего суров, но справедлив. Несмотря на то, что помимо классической логики существует троичная, нечёткая, паранепротиворечивая и ещё масса прочих разных логик, факт их существования не является достаточным основанием для применения их при ответе на банальный вопрос — точно так же, как нет нужды привлекать дифференциальное исчисление к решению элементарной арифметической задачи.
Атеисты определяют принадлежность к верующим или атеистам не ответом на вопрос «Существует ли бог?», а ответом на вопрос: «Веришь ли ты в бога?» И ответ тут либо «да», либо «нет», третьего не дано. Отсутствие внятного определения термина «бог» препятствием не является, ибо, во-первых, в общих чертах всё-таки ясно, о чём речь, а во-вторых, если веришь, то имеешь какое-то, не важно какое представление об объекте своей веры, а если не веришь, то не веришь ни в какого. Если агностик отвечает «не верю», то он является атеистом. Если же, как тут подсказывают из зала, некоторые агностики верят, то они — верующие.
Таким образом, атеисты и агностики взаимно считают друг друга понтующимся небыдлом: атеисты агностиков — в зависимости от контекста либо нерешительными вялыми распиздяями, либо изворотливыми демагогами, а агностики атеистов — товарищами с квадратно-гнездовым способом мышления.
[править] За
Атеисты признают за агностиками, в отличие от верующих религиозников, наличие способности к суждению и здравого смысла. Таким образом:
- каждый агностик имеет шанс по зрелом размышлении разделить научно обоснованную, а потому Истинную точку зрения;
- агностик не уверяет атеиста, что атеист будет гореть в аду;
- риторика в стиле агностиков позволяет вежливо уходить от не всегда желательных разборок и атеисту.
[править] Мнение верующих об агностиках
[править] Против
Верующие обвиняют агностиков в трусости: агностик вроде бы верит, но в церковь ходить и соблюдать прочие обряды этой твари лень, поэтому агностиков требуется уничтожить.
Доводы:
- Средневековые доказательства бытия Божьего;
- Древняя история своих религий;
- Личный мистический опыт.
В общем, обработка аналогична приходящейся на долю атеистов, но более длительна, так как агностик обычно оказывается более терпеливым и внимательным слушателем, чем атеист, который все для себя давно решил и с ходу без рассмотрения отметает любую мысль, не вписывающуюся в его модель мира.
[править] За
- Каждый агностик имеет шанс по зрелом размышлении разделить духовно совершенную, а потому Истинную точку зрения.
- Главная беда атеистов с точки зрения верующих хорошо описывается анекдотом: «Плохо быть атеистом после смерти: и костюм хороший, и времени полно, а пойти некуда». Таким образом, верующие считают, что агностики, в отличие от атеистов, допускают хотя бы теоретическую возможность не просто сгнить в гробу. Но, с другой стороны, в большинстве религий агностиков таки отправляют в АдЪ вместе с придерживающимися всех других религий и атеистами.
[править] И да…
…агностиков не любит никто. А разгадка одна.
[править] Ссылки
- Агностики о себе: Бертран Рассел. «Кто такой агностик?», «Я атеист или агностик?»
- Атеисты об агностиках: Ричард Докинз. «Бог как иллюзия» — глава «Нищета агностицизма».
- Знают ли агностики-незнайки, чего они хотят? Евграф Каленьевич Дулуман (Это его зовут так!)