Анархист
Материал из Lurkmore
Осторожно, политика! Внимание! Это статья про нечто, имеющее отношение к политике. Она, вне всякого сомнения, заангажирована в чью-то пользу. Nobody cares. |
Я нихуя не понял! В этой статье слишком много мусора, что затрудняет её понимание. Данный текст необходимо очистить, |
« |
Ни одна революция не может произойти без стрельбы! | » |
— Че Гевара |
« |
Требование крайнего самоотречения человека в учении Иисуса приводит к анархическому мировоззрению. | » |
— По материалам Электронной Еврейской Энциклопедии |
« |
Либеральный гуманист в кожаной куртке. | » |
— Бойд Райс дает определение понятию анархист |
Анархист — страшное слово, которым в быдлоящике обозначают булеву тучу леваков, толерастов, говнарей, феминисток, хиппи и кого угодно. Но мы-то знаем.
Анархисты суть существа, которым весьма по нраву бесклассовое общество, в котором никто никем не управляет, всё строится на всеобщем раздолбайстве равенстве, самоорганизации и самоуправлении. Моделей такого общества придумано великое множество. В скучной педивикии они написаны как анархо-коммунизм, анархо-капитализм и подобные Ъ. После раскрутки панка, который фактически разделился на два направления — аполитично-раздолбайское и политизированное, выступающее за пропаганду таких кошерных идей, как свобода, равенство, упячка, независимость мышления, самоуправление, и прочих подобных. Анархистами стали себя называть разные маргинальные личности и вообще все, кому не нравилось называться фашыстом или ымперцем, а славы и побуянить хотелось. С подачи СМИ времен перестройки и девяностых в народе укрепилось мнение, что анархия — синоним хаоса. Фундамент этого мнения закладывался советским агитпропом, на протяжении всего своего существования рисовавшим образ анархиста в виде пьяного матроса, поверх грязного тельника опоясанного пулемётными лентами, горланящего «Цыплёнка жареного» и палящего из «Маузера» по хрустальным люстрам, а пункера и прочие говнари рубежа 1980—90-х всего лишь радостно воплотили сей образ IRL, и он так и закрепился. Восставать против «системы» и воплощать образ, этой «системой» нарисованный — да, это они, но всем как всегда.
Алсо, предупреждение для любителей коверкать слова: Анорхизм — заболевание, при котором у поциэнта полностью отсутствуют яички. Совсем.
Содержание |
[править] История
Макс Штирнер (рас. нем. Иоганн Каспар Шмидт) |
Началось всё с разных умных дядек, которым не хотелось ни доброго царя, ни вообще какого угодно царя. Отцом анархизма как идеи обычно считается француз Прудон, который и придумал знаменитый мем «Анархия — мать порядка!», но это было только начало; из его программного памфлета следует другой популярнейший мем «Собственность — это кража». В России первым анархистом (известным науке) был Михаил Бакунин, некоторое время учившийся на офицера, а затем — профессиональный безработный и стрелок бабок у более обеспеченных корефанов. Впрочем, помимо них, был ещё эгоист Штирнер, который не признавал ничего, кроме своего «Я», и по слухам, им зачитывался этот ваш Ницше, отчего у него и взялись все эти «сверхчеловеки». В Пиндостане были свои дядьки, вроде Генри Торо, Лисандра Спунера и Джошуа Уоррена, которые, вдохновившись американской свободой, основали собственную анархистскую традицию. Нельзя не отметить того факта, что Маркс в ранний период творчества тщательно и методчино обосрал идеи и Прудона и Штирнера, да так, что в этой стране выросшие на марксизме знатоки до сих пор этих двоих считают форменными мудаками. Позже в вожди анархизма прописались Таккер, Кропоткин, Малатеста, Сорель и прочие.
Первоначально анархисты выступили в Европе и США, где завалили без особых причин массу народа, в том числе президентов Франции и США, короля Италии и императрицу Австро-Венгрии. Анархизм в этой стране прогремел, когда случилась революция и внезапно возник батька Махно, чей образ изрядно смешан с говном во времена совка, вследствие чего практически все, кто не изучал историю махновского движения специально, уже не могут отличить реальную историю от советских сказок и мифов. Будучи не совсем адекватным товарищем, следовал больше принципу «Думаешь иначе? Растрелять!», чем каким-то анархистским идеям неприкосновенности личности, чем весьма подосрал будущим соратникам. Позже он был канонизирован маразматичными панками, а потом и зомбоящиком, в чем и заключается главный фейл анархии в этой стране.
В более адекватных местах анархисты оружие брали чаще для самообороны и больше загонялись созданием коммун, чаще всего безуспешно. Интересующимся — в педивикию.
Кстати, кто бы там что ни говорил об «азиатском коллективизме» и «тяге к сильной руке», а в свое время анархо-движение было очень сильно в том числе и в Китае с Японией. Даже Мао Цзэдун в молодости был анархистом — просто потому, что в то время в Китае не было никакой другой революционной литературы, кроме анархической. А в Японии анархо-движение было особенно сильно в 1920-х гг., но репрессии в 1930-40х гг. сделали свое дело, и в наше время Япония выделяется разве что довольно сильной панк-сценой.
[править] На самом деле
930 год. Как считается, именно сегодня был впервые создан старейший в мире парламент - исландский альтинг или, попросту, всеобщее собрание (тинг - собрание, аль - общий). Провели его на равнине тинга (в Тингвеллире, что у современного Рейкьявика) у Скалы закона, в котловине. Длился он 2 недели. Делегаты (вообще-то приехать мог кто угодно из рода, т.е. все свободные жители, но были и обязательно т.н. "тингмены", которые сбор тинговый платили и обладали полной суммой политических прав. Те же, кто не ехал, этим делегатам издержки оплачивал) приехали на повозках, поставили над землянками палатки из полосатой ткани и приступили к делам житейским и государственным. Ну, поначалу, естественно, законы прослушивали-принимали, процедуры судебные проводили (те вопросы решали, что на местных общинных тингов решить не могли). Потом брачные договоры решали и торговые сделки, ну а напоследок праздник, ярмарка, игры, рассказывание саг, чтение стихов, обмен новостями. Как скажут ныне, работа по секциям. Вожди кланов составляли легретту - законодательный и судебный совет, которая выбирала законоговорителя (спикера по-современному), "всеисландского старейшину", который должен был знать и помнить законы и возвещать их со Скалы Закона (или в нее, чтоб эхо лучше разносило). Избирался он сроком на 3 года, впрочем переизбрания тоже многие удостаивались. Каждый год законоговоритель излагал одну треть свода законов. |
[источник] |
На самом деле, первые анархисты появились за много веков до Бакунина, Кропоткина и столь распиаренного батьки Махно, ещё в древней Скандинавии. Точнее говоря, одновременно с зарождением государственности. Правда, анархистами они себя не называли, поскольку целью их была спокойная жизнь, а не громкий выпендрёж. Зародилась древнескандинавская анархия естественным образом: когда в Норвегии появились первые конунги (короли) и тип общества стал сдвигаться от родового к раннефеодальному, это понравилось далеко не всем. Поняв, что плетью обуха не перешибить, самые недовольные собрали манатки, погрузили их в ладьи и умотали в Исландию (в те времена необитаемую), став её первопроходцами. Некоторое время Исландия представляла собой тот самый «безгосударственный самоуправляемый рай», о котором так мечтали более поздние анархисты, который мог существовать благодаря тому, что опорой его был не «ветер свободы» в головах энтузиастов, а элементы древнего родообщинного строя. Считается, что по мере заселения острова там образовалось государственное устройство, представляющее собой классическую демократию, но фактом остаётся то, что причиной образования древнеисландского общества стало бегство от государственности, как таковой. Жили исландцы семьями-кланами, для решения спорных вопросов собираясь на тинг (вече). Для обсуждения самых глобальных проблем ежегодно собирался альтинг (всеобщий тинг), который существует в Исландии по сей день, являясь её парламентом. Во избежание бардака, альтингом управлял законоговоритель, который избирался. Таким образом, древняя Исландия действительно обходилась без большей части признаков государства (хотя законы и самоуправление существовали). Правопорядок хоть и не был идеальным, но каждый понимал, что случись ему насмерть обидеть соседа, придут с топорами родственники последнего, и в лучшем случае придётся платить вергельд. При всем этом, несмотря на отсутствие централизованного государства (а возможно, и благодаря этому) в ХI-XIII веках произошел настоящий расцвет исландской культуры. Именно исландцы открыли Гренландию и Северную Америку, плавали в Константинополь, в Белое море, имели несколько колоний на Лабрадоре (в Канаде). В ХII веке уровень грамотности составлял свыше 40%, в стране действовало 9 монастырей, велось летописание и научные наблюдения. Многие крупнейшие европейские ученые того времени были исландцами. Христианство было введено решением парламента и мирно сосуществовало с язычеством много столетий (исландцы до сих пор верят в эльфов и троллей). И никакого религиозного мракобесия и костров инквизиции! Длилось всё это счастье недолго (всего 500 лет). В XIII веке норвежские конунги приехали в Исландию и её завоевали. А если быть точным, Исландию поставил на колени малый ледниковый период, сделавший невозможным выращивание в Исландии зерновых, и износ кораблей вместе с сокращением поставок древесины из Англии и Норвегии (леса в Исландии низкорослые и для кораблестроения непригодны, да и те повырубили). Невозможно обеспечить себя продовольствием и транспортным флотом = потеря самодостаточности (торговлю захватили норвеги и датчане) и в перспективе — независимости. Ваш Исландовед-кун. Анархисты будущего, помните этот урок: существование анархического общества возможно только а) при самообеспечении продовольствием и базовыми средствами производства и транспорта и б) достаточной удаленности территории от какой бы то не было централизованной власти и/или малой заинтересованности этой власти в ваших территориях и ресурсах. Проще говоря, пока властям похуй на вашу деятельность, или если власть не может до вас добраться (или может, но невыгодно).
На самом деле трезво воспринимающему мир человеку должно быть ясно, что чёрно-красный флаг, вывешенный какой-либо общиной, ещё не означает, что там отсутствует какая-либо иерархия. Современной науке хорошо известно, что в иерархия формируется естественным образом даже в любом замкнутом коллективе, будь он даже изначально абсолютно горизонтальным (пример - столь ценимая Луркоморьем школьная иерархия). А как можно обойтись без иерархии не в деревеньке на десяток дворов, а в мало-мальски крупного городе со сложной инфраструктурой, для управления которой нужны специалисты, владеющие недоступным другим знанием, непонятно.
К тому же, ВНЕЗАПНО выясняется, что в сложно организованном общества до фига ситуаций, в которых нельзя не задеть ничьих интересов (все хотят ездить по железной дороге и летать на самолёте, но никто не хочет, чтобы ради железнодорожной линии или аэропорта сносили его дом - ну или хочет, но требует такой компенсации, что шпалы несчастной ж/д можно было бы отлить из платины). Выход - либо тупое насилие большинства над меньшинством, либо создание правил, которые будет претворять в жизнь та самая ненавидимая анархистами элита.
[править] Анархисты vs. быдло все остальные
Анархисты vs Быдло . Одним из основных естественных врагов анархизма является быдло, которое сами анархисты политкорректно называют «обывателями». В отличие от небыдла, которому, из-за завышенного самомнения тяжело признать кого-то в виде начальства над собой, а ещё сложнее смириться, быдлу начальство необходимо настолько, что даже сама попытка представить себе жизнь без начальников вызывает у него жесточайший баттхерт. Когда по каким бы то ни было причинам быдло сталкивается в интернетах с анархистами, имеет место довольно-таки классический холивар. Обычно быдло утверждает, что анархическое общество нигде и никогда успешно создано не было, так как анархические принципы отлично подходят для организации культурного досуга в компании, состоящей из десятка приятелей-анархистов, и не более того. На это, в зависимости от уровня собеседников следует от одного до кучи примеров того, где такое общество таки было создано (ну или, точнее, некоторое время существовало общество, на официальном уровне придерживающееся идеологии анархизма). После этого, как правило, обе стороны начинают люто, бешено сливать из-за незнания матчасти и терпят в дискуссии фиаско; чаще всего проигрывает быдло из-за ограниченного набора фраз и фактов.
Со своей стороны, быдло не может ответить на вопрос зачем, всё-таки, нужно государство и прочие начальники. ВНЕЗАПНО выясняется, всё, что делает государство, в принципе может быть сделано без него, притом какие-либо иерархии для этого не нужны. Заканчивается тем, что мозг быдла не выдерживает такой смысловой нагрузки и оно идет спать, а наутро, из-за никакой памяти, забывают новые истины и снова срутся с анархистами, такие дела!
Анархисты vs небыдло . Небыдло этой страны, несмотря на не столь резкую реакцию на идеи анархизма, не понимает, зачем ему какие-то революции, когда вон европа прекрасно (по мнению небыдла) живет без всякой анархии, и там сбывается розовая мечта рядового представителя - можно не работать и получать пособие 15 т.р.
Также небыдло, слушая исторические изыскания сабжа насчет анархического устройства каких-то коммун, искренне недоумевает, какое отношение эта коммуна имеет к России со всеми ее ТП, эмо, рэперами, наркоманами и прочими личностями, на описание которых так богато уютненькое. Ведь в настоящем-то времени пусть хоть какой-нибудь маленькой страны, живущей по анархистским принципам, нету.
Да и неформальный вид даже тру-анархистов не располагает к установлению благоприятных взаимоотношений между анархистами и небыдлом (а уж тем более быдлом).
По мере роста популярности данной темы, вполне возможно, что дебаты на тему «Возможна ли анархия» во имя Великой Справедливости включат в официальный список дисциплин Специальной Олимпиады, чтобы никому не было обидно.
[править] Виды анархизма
« |
Сколько анархистов — столько и идеологий | » |
— Правда жизни |
« |
Анархизм, как агент Смит — он один, но его суть в том, что его очень много | » |
— из сетевой дискуссии |
Существует кучи различных разновидностей анархизма (чуть меньше, чем самих анархистов). Некоторые из них либо полны взаимоисключающих постулатов, либо просто и незатейливо уебищны. Американский анархист с расово анархической фамилией Каплан отмечает, что любимым занятием анархистов всегда являлось выяснять, почему анархизм X. не такой правильный, как анархизм Y. К этому выяснению и сводится большинство деятельности анархистов, nuff said.
[править] Первая категория
Социал-анархисты, анархо-коммунисты, «автономы», инсуррекционисты, «анархо-повстанцы» и прочие леваки. Сами утверждают, что они наиболее активные и многочисленные в этой стране и вообще во всем мире. Вместе с государством и классовым обществом планируют отменить деньги, и раздавать все людям бесплатно, а работать все должны, вы не поверите, на добровольных началах, исключительно по причине сознательности. Впрочем, основная проблема этой модели — в том, что ресурсы ограничены и раздавать «всем по потребностям» вряд ли получится. Следовательно, должен быть кто-то, кто будет решать, кому и сколько раздавать — а это уже шаг обратно к госдураству и бюрократии. (Тащемта никто не обещал что будет легко. Тем не менее, Арагон, 1936 г. — 500 тыс. человек, полная отмена денег, наемного труда, обобществление средств производства, отсутствие какой-либо иерархии. Продолжалось все это, конечно, недолго — пришел Франко, и анархисты как всегда взяли за щеку. А до того, как ымперцы аннигилировали щастье и заодно кучу народу, жили неплохо, лучше, чем стадо, которым правил Франко. Особенно анархично было то, что руководители испанских анархистов как один повелись на министерские портфели в республиканском правительстве.). Однако, согласно таким научным штукам, как диалектический материализм и исторический процесс, ресурсов для коммунистического будущего вполне должно хватать, и «делить» их вполне могут сами коммунальные советы, без участия бюрократического и прочего авторитарного аппарата. Только почему-то испанские анархо-министры и их синдикаты предпочитали устанавливать монополию на торговлю апельсинами и прочим испанским добром, а тех, кто торговал в обход, и прочих несогласных расстреливали без суда и следствия. Короче, вели себя как нормальное такое государство.
Современные теоретики этого вашего анархо-коммунизма из Дефолт-сити в разное время велись на разные варианты большевизма (кто-то очень любил Троцкого, а кто-то даже и Пол Пота, что потом не помешало им писать нудные тома про борьбу с большевизмом). Известный акционист и хулиган из 90-х годов Дима Костенко никогда не стеснялся работать вместе с НБП, а прославившийся на ниве анархизма и расово верного закидывания дачи Ельцина коктейлями Молотова пейсатель и художник Леша Цветков вообще там состоял и, по слухам, придумал для «Лимонки» ее оформление и логотип. Все это как бы намекает.
К этой же категории относятся и Платформисты — сторонники написанной Самим Нестором Махно «Платформы всеобщего союза анархистов». Всеобщий союз анархистов, разумеется, так и не создан до сих пор. Отдельно о них говорят, потому что одно время московские секты синдикалистов развели вокруг этого самого платформизма большой срач, чтобы было с кем бороться. На самом же деле это такой же анархо-коммунизм, просто чуть более истеричный и нетерпимый. Платформизм отметает любые попытки синтезироваться с рыночными, примитивистскими, и прочими регрессивными идеями, которые не платформизм. Учитывая тот факт, что практическая деятельность Нестора Махно может несколько не сходиться с идеями, изложенными в «платформе», многие анархисты весьма скептически к ней относятся. При этом, «Платформа» предлагает вещи ещё хлеще, чем порой позволял себе Махно, так что можно только порадоваться, что написал он её позже, чем гулял по Украине. Соавтор документа, Петр Аршинов, в конце концов поддался довлению и слил в Совок, что некоторых настораживает, а чаще говорят, что его просто вызвали те, на кого он работал, да там и пришили. Несмотря на все жизненные огрехи авторов, «платформа» представляет собой вполне обычный анархо-коммунистический/анархо-синдикалистский призыв к объединению анархо-коммунистов всех стран в революционной борьбе. А вся вонь от того, что эта кутерьма оказалась попросту самой первой в своем роде. Желающих строить анархию железной рукой и сейчас завались, с чего бы разоряться. Такая себе организационная идея на классических для коммунизма колесах. Позже идея платформизма нашла свое развитие в южно-американской анархистской практике, которую обозвали непонятным словом «especifismo».
Анархо-рыночники, они же анархо-индивидуалисты, они же «американская традиция». С привычным анархо-коммунизмом дедушки Кропоткина не имеют почти ничего общего, поэтому их часто записывают в крайние либертарианцы. А это оттого, что в этой стране слово «libertarian» переводят так, как заблогарассудится переводчику. Анархо-коммунисты со времён Кропоткина переводят его как «либертарный» по аналогии с «Сарагосской программой» испанских анкомов и вынужденной эвфемизацией слова «анархизм» во французской прессе конца XIX века. Но если речь идёт о рыночном анархизме, они обязательно переводят его как «либертарианский». В итоге русские переводы западных анархистов заидеологизированы чуть более, чем полностью. В силу их не слишком большой численности в этой стране, об идеях рыночного анархизма её жители если и наслышаны, то в основном со слов анархо-коммунистов (и эта статья — не исключение), которые разбираются в экономике чуть более, чем никак.
Рыночники считают, что государство надо отменить, а частную собственность — оставить. Когда у них спрашивают, а за счет чего же будет обеспечиваться неприкосновенность этой самой частной собственности, вылетают в BSOD. Однако есть мнение, что ни о какой неприкосновенности анархо-рыночники речи и не ведут. Ими поднимается сложный для анархо-коммунистов вопрос о соотношении свободы и безопасности, и решается в пользу абсолютной, ничем не ограниченной свободы. От этого коммунисты обычно кидаются выяснять, кто, кому и чего должен. А никто никому ничего и не должен, говорят нам рыночники. А вот анархо-капиталисты, как крайние рыночники, озабоченны в первую очередь защитой частной собственности, а все что этому мешает ненавидят и стремятся уничтожить. В первую очередь леваков, которые говорят, что все надо отнять и поделить, и фошистов, которые говорят, что делить должен великий фюрер. Кстати, анархо-капитализм поддерживается (так говорит Педивикия) расовым американским фантастом Вернором Винджем.
Важно помнить, что теоретической основой анархо-капитализм постулирует концепции Австрийской экономической школы (авторы Фон Мизес, Ротбард, Хайек), описывающей государство как внерыночного игрока, зохватившего Монополию на Насилие, то есть как рядовую мегокорпорацию, всех имеющую и ничего никому не обязанную. Так оно и есть, как правило. Развал государства ими предсказывается, а не планируется. Казалось бы, легко сделать такой вывод, но разгадка в другом: пока анархо-коммунисты и прочие «автономы» пекутся о грядущей революции и отгребают на бесполезных демонстрациях пиздюлей от ОМОНа, индивидуалисты пытаются разрушать государство уже сейчас. Например, не платят налогов, не признают государственных законов, не служат в армии, не участвуют в переписях и прочей хуите, создают свои кооперативы и прочий «черный рынок» (что в Этой Стране не воплощается дальше форумов, блогов и прочих «интернет» полигонов — а вот на Загнивающем Западе вполне даже: тыц, тыц, тыц). Что эффективнее разрушает государство — покажет время, а не кабинетные дядьки с готовыми схемами былинной революции. Одной из «ролевых моделей» для анкапов является так называемый Дикий Запад и вообще то общество из американской истории, которое было, когда колониальное государство уже огребло пиздюлей, а независимое американское ещё толком не сформировалось, что является довольно туманной и пустой целью. Поэтому ничего удивительного, что больше всего рыночников сконцентрировано в Пиндостане. На эту тему есть расово верная книга исследователя технологической культуры и всяких ваших интернетов Эрика Дэвиса «Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху». Достать её можно на уже не православном Либрусеке: [1] и православной Флибусте: [2].
Таже стоит отметить, что рыночный анархизм и демократия несовместимы. О чём говорят сами рыночники, достаточно почитать анархо-капиталиста Ротбарда. Демократия — это право на погром, то есть право большинства принуждать меньшинство. Причём, в меньшинстве могут оказаться не только богатые (как ожидают всякие леваки), но и рыжие, евреи, норкоманы, коллекционеры марок (и сами леваки, тащемта). Анархическое общество, как говорят рыночники, должно управляться не правом сильного, а существовать на основе внутреннего консенсуса множества разных групп.
Леваки, защищая демократию, предлагают провести анонимный референдум на тему, «стоит ли раскуркулить Баффета/Сороса/Мэрдока и др. акул капитализма». Дело в том, что при таком «раскуркуливании» на каждого проголосовавшего свалится около 10К$, а представить себе жителя капиталистической страны, который бы при таком раскладе проголосовал против — более чем сложно.
Но поскольку рыночники понимают очевидную вещь, что все монополии и сверхбогатства корпораций существуют постольку, поскольку самая большая монополия — государство — делегирует им свои монопольные права за налоговый прайс, то в когнитивный диссонанс впадают не они, а леваки, потому что леваки уверены, что рыночники в восторге от всех этих мегакорпораций. А они не в восторге и только рады их разрушить — неограниченной свободной конкуренцией.
Незнающие люди говорят, что анархо-капиталистические идеи исповедует Латынина, но сама Юля считает, что анархизм не нужен — она надрачивает на крепкое корпоративное государство, типа Сингапура, и хочет сделать из Кадырова второго Саакашвили (несмотря на то, что Кадыров способен только разводить на деньги АллахаКремль, в пиндостанских университетах не обучался и Милтона Фридмана не читал). На самом деле, это не единственное, чего не понимает Юля, и когда она говорит о либертарианстве — она просто юзает модный бренд. Ну какой, к хуям, в Китае свободный рынок.
Постсовковый анархизм изначально был ориентирован на рынок, и даже когда в начале девяностых случился первый крупный холивар между АДА и КАС, обе организации состояли в основном из рыночников. Потом время прошло, про совок все забыли, и тут-то в Дефолт-сити и достали из пыльных мешков анархо-коммунизм. Ну а радикальные анкомы называют анархо-капиталистами вообще всех, кто хоть немного не согласен с идеями «все отнять и поделить». Также данное направление обильно представлено в бурном потоке креатиффов киберпанкового и постапокалиптического направления, описаниях мира совсем без территориальных государств или как минимум с сильно редуцированными их возможностями, и переходом власти на уровень крупных корпораций или каких-то коммун муниципального размера, над которыми никаких более высоких структур просто нет.
[править] Вторая категория
Анархо-примитивисты, разновидность «зеленых», отличающаяся феерическим долбоебизмом даже на их фоне. Считают, что уничтожить нужно не только государство, но и современную технологическую цивилизацию вообще, и начать жить «в гармонии с природой». Представления о жизни в аграрном обществе черпают из поездок на дачу на шашлычки. Не совсем понятно, что эти люди делают в интернете, и откуда у них такие отвратительные продукты технологической цивилизации, как компьютеры. К сожалению, законы ненавистного анархо-примитивистам современного общества не позволяют лечить их посредством забрасывания на пару месяцев в тайгу или джунгли Амазонки или хотя бы путем запрета на пользование современной медициной. Как и анархо-коммунисты, примитивисты считают, что всё зло в частной собственности, только они мыслят глубже, и понимают, что собственность и разделение труда можно уничтожить только вместе с цивилизацией. К чему и стремятся. Впрочем, они не первые — Председатель Мао, который в молодости был анархистом (он, кстати, ещё известен тем, что родил знаменитую мысль, будто зубные щётки — не «частная» собственность, а «личная» — которой невозбранно пользуются современные анархо-антикапиталисты), считал, что ядерная война принесёт трудящимся всего мира радость, освобождение и полный коммунизм.
Национал-анархисты, анархо-традиционалисты и прочие анархо-поцреоты. В Этой Стране, как правило, это обычные фошшисты, которые позаимствовали кое-что из эстетики левых анархистов и не входят в фошшистские партии. а в остальном надрачивают на тот же самый имперский порядочек, почитая Дугина и ему подобных. Как и левые анархисты, активно ненавидят капитализм, просто считают, что капитализм построили Жыды и Чюрки. То есть, нормальный такой, перелицованный национал-социализм с отечественной клюквой. В интернетах представлены, например, как Русский Анархический Союз. Обычно суть деятельности сводится к банальному вандализму вроде надписей «смерть унтерменшам и буржуям». Своей основной целью заявляют создание независимых анархических коммун по национальному признаку, только почему-то заранее хотят опиздюлить всех, кто окажется не в их национальной коммуне.
На Западе больше известны как «расовые сепаратисты» и часто куда более мирные, чем россиянские аналоги. В общем и целом, национализм и расизм анархизму не противоречат, если наци и расисты просто отказываются принимать в свои общины тех, кто им не симпатичен и не инициируют агрессивного насилия. Однако, у антифошшистов это вызывает нехилый баттхёрт, и они готовы пиздить врагов Гуманности до Победы, ибо не могут смириться с мыслепреступлением. В идейном плане национал-анархисты заимствуют свои концепции у левого анархизма, иногда считают своим крёстным отцом Бакунина (за, якобы, антисемитизм). В Пиндостане национал-анархисты часто ориентированы на рыночный анархизм, но традиционные рыночники над ними потешаются — потому что свободный рынок означает свободу миграции и «расово чистые» поселения всегда будут экономически проигрывать. То есть, это почти такая же добровольная аскеза, какая будет на коммунистическом хуторе.
Анархо-феминистки. В основной своей массе примерно то же самое, что и обычные феминистки, только теперь с примесью идей леваков. Хотят свергнуть проклятый патриархат, но не для того, чтобы потешить ЧСВ и продвинуться в обществе, а чтобы разворотить это общество к хуям, потому что они считают, что на именно на патриархате и зиждется ненавистный капитализм. В результате, как и леваки, хотят добиться анархии и всеобщего блага. Как-то так. Прекрасный пример самки с подобными идеями, действующий в интернете — Leyla 22. Кроме левацких феминисток, есть феминистки-индивидуалистки, которые к первым никакого отношения не имеют. Самая известная в Пиндостане — Венди МакЭлрой (пруф). Индивидуалистки считают, что никто никого не обязан обеспечивать и выступают за экономическую независимость, свободу распоряжаться своим телом, и, само собой, свободу порнографии и легализацию порноиндустрии (от чего левацкие феминистки испытывают лютый баттхёрт). Специфической ненависти к мужикам не испытывают, так как считают, что рынок всё решит, надо только уебать государству-папаше.
[править] Взаимодействие
Собственно вся история анархизма состоит из кидания говном представителей разных течений, кратковременных и очень кратковременных периодов щастья, за которыми следует неминуемый облом. Собственно кидание говнами происходит даже в этой статье. Видимо некоторые анархисты вконец отупели и даже не умеют открывать/закрывать скобочки в тексте.
[править] Анархисты и марксисты
« |
Для анархиста хороша социальная поддержка. И пусть лучше будут госпредприятия, чем дикатура всякмх Абрамовичей и прочих Газпромов. | » |
— Московские анархисты за социальное государство |
Коммунистические анархисты и марксисты на самом деле имеют много общего. Но только не в этой стране, потому что местные коммуняки шибко любят сосать хуй поклоняться преставившемуся Отцу Народов, по совместительству — главному анператору всея Союза. Впрочем, в шестидесятых какие-нибудь французы без лишнего баттхерта тоже бегали с потретами Мао в одной руке, и чёрными флагами — в другой, так что Эта Страна ещё не образчик маразма. Как власть ментовских дубинок, так и власть бездонных карманов ни тех, ни других, якобы, не устраивает. Некоторые любят называть анархистов антиавторитарными левыми или либертарными коммунистами, что для части анархистов действительно близко к истине.
Анархо-рыночники полагают, что коммунизм и фошшизм вообще мало чем отличаются друг от друга, поскольку в экономике и тот, и другой стремятся реализовать социалистический принцип. В связи с этим они избавлены от необходимости вечно набрасывать на тему, чей коммунизм «лучше» и «правильнее».
В теории у анархо-коммунистов и марксистов разные преимущества друг перед другом. К примеру, государство, как инструмент довления одного правящего класса на все прочие, является государством до тех пор, пока сохраняет принципы авторитаризма, иерархии и принуждения. Если же использовать этот институт по-другому, например, коллективно принимая решения на местах, и использовать их как императивы для вышестоящих органов, то будет уже никакое не государство, а самое что ни на есть настоящее народное самоуправление. Марксисты именно это и имеют в виду, но почему-то уперто продолжают говорить «государство». Анархо-коммунисты имеют в виду абсолютно то же самое, но уперто не признают это злое, негодное слово. Марксисты считают, что до этого вот «негосударства» надо захватить власть в «государстве» и заняться выпиливанием. А анархо-рыночников все эти терки, как правило, забавляют, поскольку они в курсе, что государство — это не «инструмент», а преступная организация, которая захватила монополию на насилие. И неважно, к чему государство принуждает и кого грабит, потому что принуждение и грабёж сами по себе аморальны.
Анархо-коммунисты полагают, что можно обойтись без всякого «переходного периода» к коммунизму, потому что коммунизм, как учил дедушка Кропоткин — это «естественное состояние человечества». Наиболее ощутимые различия с марксистами коренятся в том, что многие из последних совершенно не против заполучить власть, заюзать в своих целях государственный аппарат и повыпиливать кого следует. Ну а потом, конечно же, благородно сложить полномочия и выпилить само государство (ага, щас). Анархисты же пресекают любые проявления иерархии, нетрушного насилия и официального представительсва, даже если иначе нельзя никак. Вот и вся, по существу, разница.
К сожалению все коммунисты в результате бурной деятельности в 20-м веке потихоньку скатываются в маргинез, народы-то уже понагляделись. Итого имеем: микроскопических политиканов, руководителей профсоюзов и партеек — пройдох марксистов и презирающих все системное и организованное, одетых в черные шмотки — субкультурных анархо-коммунистов. Кстати говоря, в этой стране еще не все так плохо, и не смотря на постепенный импорт европейской протестной моды, тру-анархизм и тру-марксизм все еще имеют какой-то вес и влияние.
В целом, марксизм и анархо-коммунизм очень похожи друг на друга в том смысле, что и там, и там предлагается замечательная модель общества, которое на бумаге во много раз лучше современного, то есть коммунизм. Одна вот неувязочка — построить его невозможно до тех пор, пока уровень материального состояния общества не подтолкнет критическую массу людей к осознанию жопы и последующему творческому выпиливанию злодеев в лице капитализма и государства. Марксисты оправдываются тем, что, дескать, готовят быдло к этому знаменательному шагу, пусть даже потратить на это придется 100 лет. Анархо-коммунисты же свято верят, что объединившись в прочные синдикаты и устроив всеобщую стачку, рабочий люд ускорит приход того самого материального состояния, и уже тогда… ну вы поняли.
[править] Анархисты и фошызды
Фашизм, как крайняя степень этатизма, есть понятие, впрямую противоположное анархии. Фашизм богомерзок и богопротивен, потому как даже не маскирует царя под доброго, а прямо и открыто заявляет о том, как всех поставят в колонну по 5 тысяч и поведут на рудники и в газенвагены ради всеобщего блага. Анархистами данная ситуация рассматривается как провальная, и многие (практически вообще все) попутно занимаются антифашизмом. С националистами и поцтреотами тема такая же. Искусственное разделение людей по месту рождения и запирание их границами под властью какого-то государства есть ересь. Внезапно, ситуация осложняется тем, что подавляющая масса анархистов — либо панки и говнари по убеждениям, что предполагает сотни выпитого жыгуля вместо хоть какого спорта, либо задроты-ботаники, дохлые по определению. Поэтому занятие антифашизмом сводится к мазне на стенках, получанию пиздюлей от злых бонов, и последующему нытью в днявках и жэжэшечках. Есть конечно исключения, но о-очень редкие. С другой стороны, критическая масса поцреотов имеют те же проблемы, потому борьба идёт более-менее равная. Разборки между радикальными антифа (в большинстве своём в той или иной степени считающими себя анархистами) и нациками идут не на жизнь, а насмерть. В буквальном смысле — есть трупы и с той, и с другой стороны.
В то же время, есть такие любители взаимопротиворечащих утверждений, которые пытаются совместить несовместимое. Отсюда возникают такие термины как «национал-анархизм» или даже «анархо-фашизм». Национал-анархисты (например, участники Русского Анархического Союза) ссылаются на панславизм и антисемитизм Бакунина. В действительности же, в плане идеологии среди таких людей встречаются самые разные люди: и обычные поцреоты, и коммуняки, и разного рода религиозники-традиционалисты, и просто тролли и аттеншн-вхоры. Есть также наци-панки, но это попросту дятлы: ребята зовут себя анархистами и носят ирокезы, но на деле без идеи или с перековерканой и перекопанной идеей. Б-готворят ГрОб, которые ненавидели национализм, однако как-то неправильно, так как Летов терся с НБП). В общем, ребята всё правильно делают — нашли идеал себе под стать. Классический пример (как с коммунизмом в этой стране) былинной присказки, что дуракам закон не писан, если писан, то не читан, а если и читан, то не понят, а если понят, то не так.
Антифа-граффити |
Антифа Саратов. Nuff said. |
[править] Анархисты и толерасты
Место постоянного метания говн между теми, кто видит разницу между толерантностью и тоталирантностью, и теми, кто нет. Примеры распространены в интернете в удручающих масштабах.
[править] Анархисты и хиппи
Еще одно место кидания говн. Анархисты вообще по долгу службы постоянно отбрасываются от множества неприятных вещей. Одни называют других милитаристами и непозитивными фанатиками, другие отвечают с понтом «укуренным овощам, которые просрали свой протест скушать бы свой тампакс и заткнуться».
[править] Анархисты IRL
В этой стране анархисты до 2008 года были немногочисленны и не очень-то идейны, вследствие чего их зачастую трудно выделить из общей массы говнарей, либерастов и прочих АГПшников. Тут анархисты представляют собой даже не контр-, а субкультуру, ничего серьезнее стандартной левацкой хуиты вроде антиглобалистских, антиядерно-экологических и антифашных митингов родить неспособную. Есть еще мазня стен, сквоты, FNB, и прочие тусовки, которые, впрочем, тоже являются фейлом. Постоянно приходящие-уходящие позеры, панки и скейтерасты как-то не способствуют.
Однако в последнее время (где-то с 2008 года) анархистов в России стало резко дохуя (по большей части за счет тех самых позеров, панков и скейтерастов), и они вплотную приступили к, как они считают, революции и борьбе с сиcтемой. Делают это весьма своеобразно: в ответ на ментовской беспредел — перекрывают Тверскую улицу, мешая людям доехать домой после работы. В ответ на убийства нацистами товарищей — громят Макдональдсы, магазины, станции метро, офисы прокремлевских движений. Также, случается, поджигают ОВД, районные управы и магазины. По их замыслу, все это, наверное, убьет государство и даст понять людям, что анархия — не хаос, а анархисты — не безмозглые погромщики, какими их выставляют СМИ.
Наверное, не стоит объяснять, почему после всего этого большинство анархистов предпочитает держаться как можно дальше от любых организаций.
В то же время, в этих ваших Европах анархисты представляют собой вполне внушительную массу народа, в том числе довольно много всякой разной интеллигенции, которая устраивает конференции, воркшопы, профсоюзы, коммуны, социальные центры и вообще всячески учит народ жизни. Но все же следует заметить, что за время от 1968 года и до сегодняшнего дня наиболее распространенный и мэйнстримовый вариант анархизма — анархо-коммунизм — практически полностью выродился в субкультурное тусование. А дело в том, что основная идея как обычных коммунистов, так и анкомов — классовая борьба — как-то незаметно отошла на второй план, и типичный современный анархист представляет собой просто более радикальный вариант либерального правозащитника. И все это при том, что в современном обществе эксплуатация не исчезла, а просто приняла другие формы.
И вообще, если в XIX веке и начале XX века слово «анархизм» ассоциировалось у широких масс с терроризмом и уголовщиной, то сейчас — с панк-тусовкой. Да, в общем-то, и панки сейчас уже не те — «идейные» панки гораздо больше похожи на хиппи. Но это уже другой разговор, и его лучше продолжить в соответствующей статье.
Тем не менее, каждый житель этой страны ощутил на себе великие достижения анархистов. Да-да, анон, именно благодаря четырем пиндосским анархистам, ставшим героями, в чью честь и учредили этот праздник, ты можешь 1-го мая послать работу нахуй и спокойно дрыхнуть до полудня. А еще анархист Эжен Потье написал гимн всех совков и леваков, «Интернационал» (русский перевод на оригинал похож чуть менее, чем никак), но всем как всегда.
[править] Анархисты в интернетах
Боятся кровавой гэбни, плачут о плохих фошыздах и ментах, то есть по сути занимаются абсолютно такой же хуитой как и прочие лемминги, только зачем-то приплетают сюда анархизм. Эти товарищи IRL из себя представляют чуть менее, чем ничего и совершенно неинтересны, как, впрочем, и «белые интернет-поцреоты».
Иногда имеют вполне себе сайты, местами весьма полезные, но никому нахуй не известные и сделанные для своих. Несмотря на то, что ЧСВ должно быть им чуждо в принципе(Щито? как раз у анархов ЧСВ(по дедушке Штирнеру) должно быть далеко за 9000), на этих сайтах любят пиариться не хуже либерастов и фошыздов. Nobody cares.
[править] Сынок, это фантастика
«Луна Суровая Хозяйка» Хайнлайна, например. Ну и, как сказано выше, масса киберпанковых креативов (Э.Свонн «Акция возмездия» особо выделяется, в нем даже названия местного солнца и планеты меметичны: Кропоткин и Бакунин, крупнейший город и космопорт — Прудон), в которых совершенно самостийным государством легко может быть и корпорация, и жилой поселок, полиция — наемная банда, закон — тайга, а прокурор — медведь. Нельзя также не упомянуть Урсулу Ле Гуин, которая, будучи дочерью этнографа, весьма правдоподобно описала анархическое общество в «Обделенных». И совершенно нельзя не вспомнить Гарри Гаррисона и его «Стальную крысу», в особенности вторую книгу «Стальная крыса идёт в армию». Иногда можно забыть о книгах «Брошенные в реальном времени» и «Глубина в небе» Вернора Винджа, ведь там такой строй - лишь побочный эффект мировоззрения автора.
А в советской фантастике общество, ближе всего подходящее к анархическому идеалу (точнее, смесь анархо-коммунизма и технократии), описал, наверное, все-таки И.Ефремов:
- А что вы подразумеваете под термином "простонародье"? - осторожно спросила Фай Родис.
|
«Час Быка» |
Не менее красивый вариант придуман в то же время Сергеем Снеговым в трилогии «Люди как боги». Всем управляют компьютеры, программы изменяют путем общепланетного референдума, а скупо описанный Высший Совет только распределяет приоритеты научных исследований. Такое же прелестное анархо-капиталистическое общество описал Алекс Розов в неимоверно доставляющем и полностью утопическом цикле «Конфедерация Меганезия». При внимательном прочтении которого понимаешь, что из системы управления ОАО "Меганезия" была нахуй вычищена законодательная власть (ее функции взяла на себя судебная ветка) и любой намек на политическую илиту - каждый человек имеет возможность быть избранным координатором (глава исполнительной власти), или судьей - но только один раз. В жизни. Плюс половина Верховного суда в принципе избирается генератором случайных чисел из всего населения. Да, анон, из шести судей, которые решают ЛЮБОЙ спорный вопрос в стране трое - уважаемые, известные люди адово котирующие матан и избранные голосованием, а трое - сантехник Вася, инженер Иван Иванович, и ты, анонимус. Никаких бессменных медведопутов и кремляди. Рулят обычные люди, которым система не позволит стать необычными, ибо после окончания срока судейства\координаторства человек больше в политику не возвращается. Вообще. Никогда. Чтоб не успел охуеть от власти и возможностей. Таким образом управление реально осуществляется представителями норота, а не небольшим бессменным кругом ограниченно приближенных к газовой трубе лиц. Что, в общем, в сабже и интересно. Оно конечно хочется записать Меганезию в категорию "фашизм", но блджад, тогда за фюрера в стране - весь норот поголовно. Годное развлекательное чтиво. Треш, угар,война, блекджек и лоли - прилагаются. Краткая хвалебная рецензия на сабж на хабре. И, for the great justice, ругательная.
[править] Анархисты и музыка
В наше время молодежь приходит в радикальную политику в основном из субкультур, и первую информацию об идеологии они получают из текстов любимых групп (и только потом начинают читать книжки… а иногда и не начинают). Анархисты в этом плане — не исключение, поэтому раздел о музыке здесь должен быть.
Существует стереотип, что вся анархическая музыка — это исключительно панк-рок и разные производные от него (ска-панк, краст, электропанк и т. д.). И, в принципе, это верно — ну, не для 100%, но как минимум для 95% такой музыки.
Анархо-панк, появившийся в конце 70-х благодаря Crass. Количество групп, играющих в этом стиле, не поддается никакому подсчету. Стоит ли говорить, что играют они в основном полнейшее говнище? Да и тексты тоже чаще всего не отличаются особой художественной ценностью и состоят из набора лозунгов типа «fuck the system» и подобных. Зато это тру. Впрочем, это проблема вообще любой политической музыки. В случае с более экстремальным собратом анархо-панка — крастом — ситуация немного получше, но только немного.
Кстати, о текстах. Есть у нас такая группа с брутально длинным названием Change The World Without Taking Power, играющая якобы краст (а может быть, и просто панк). Так вот их тексты — образец настолько чистого и душераздирающего пиздеца, что даже не смешно. Причем среди тру-онархиздов это еще и на полном серьезе считается образцом хороших, годных текстов на околоанархические темы.
Справедливости ради следует отметить, что не у всех анархо-панков и крастеров все настолько запущено. Например, одни из первопроходцев-крастеров — Amebix — еще в конце 80-х исполняли музыку с очень качественными текстами. Но это все же скорее исключение, чем правило.
Разумеется, существует и разный КСП на анархо-тематику. Пример — вся продукция Riot Folk! Records. Кроме акустических гитар, там часто играют и на скрипках, пианино, банджо, и даже на укулеле. Сюда же можно отнести Chumbawamba, которые прошли долгий путь от анархо-панка до попсы (sic!) и фолк-рока. При желании исполнителей подобной музыки можно найти и в бывшем СНГ (например, [3]). Алсо, заслуживает упоминания немецкий коллектив Früchte des Zorns, играющий очень странную музыку все в том же анархо-фолковом ключе, и активно борющийся против копирастии. А вот так звучали песни испанских анархистов 1930-х годов.
Электронный хардкор, брэйк-кор и нойз. На эту сцену анархо-идеи проникли в начале 90-х благодаря Алеку Эмпайру из Atari Teenage Riot, и сейчас добрались уже и до восьмибитной сцены (хороший пример — 64Revolt). Впрочем, анархо-электроника не ограничивается только перечисленными стилями — анархистов довольно много и в аггро-индастриале (такие гранды, как KMFDM и Ministry — вполне себе anarcho-friendly), и даже в «тру»-индустриальной музыке (Test Dept., Militia). Внезапно, очень много подобной музыки делают в Австралии — Insurge, Black Lung, Snog, ну и вся продукция Widerstand Records.
Готик-сцена (будь то готик-рок 80-х, дарквэйв, этереал или готик-метал) всегда была подчеркнуто аполитичной. Но тем не менее достоверно известно, что у А.Каште из Samsas Traum, Ш.Бреннана из London After Midnight и С.Розенталя из Black Tape For A Blue Girl убеждения вполне близки к анархическим: [4], [5], [6] (особенно рекомендуется к прочтению первое интервью с Каште).
В трэш-метале 80-х гг. тоже встречались анархические темы (например, у Protector, Kreator, да и у Queensryche — но это уже не трэш, конечно; алсо, даже Slayer в свое время выпустили целый альбом каверов на анархо-панк и хардкор), но со временем это все как-то заглохло. Зато в последние 5-10 лет начал появляться анархо-блэк — отчасти под влиянием краста, отчасти как ответ на засилье NSBM. Существует и анархо-дэт — Totenmond, к примеру (правда, за пределами родной Германии они практически неизвестны).
Пост-рок. Да, многими любимые Godspeed You! Black Emperor — тоже анархисты!
Блек-метал. Прежде всего это охуенный ультралевый уан-мэн проект Panopticon. А так же всякие Dead Musician, Ash Borer и т.д. Алсо, среди большинство представителей Каскадского блека - анархо-примитивисты.
Существует и анархо-рэп (подробнее об этом читайте в статье Хип-хоп, в разделе «Conscious hip-hop»), и даже анархо-регги (пример — сборник «Red & Black Reggae»).
Впрочем, как уже было сказано, в этой стране большинство людей, называющих себя анархистами, мало чем отличаются от говнарей. Поэтому и их музыкальные вкусы вполне предсказуемы: Янка и ГрОб, ГрОб и Янка, и ничего больше.
[править] См. также
[править] Ссылки
- Ассоциация Движений Анархистов — самая старая из живущих организация в этой стране, существует как объединение разных по убеждениям групп (которые умудряются почти не сраться друг с другом). Состоит в основном из «идейных» («неидейных» оттуда периодически исключают). Субкультурщики, модники, собачники, любители музыки «хорткор» и прочая школота в случае вступления долго не задерживаются, зато там весьма рады анархо-капиталистам и личностям типа Бориса Стомахина. В последнее время тенденции усилились, её участники стали проповедовать пиндосскую новинку под названием «агоризм».
- Революционная конфедерация анархо-синдикалистов имени Н. И. Махно — самая крупная в постсовке организация платформистов, берет свое начало в соседней Хохляндии. С 2008-2009 года внезапно переросла в анархо-коммунистический интернационал, обьединив кроме этой страны и Хохляндии, Прибалтику и Кавказ в придачу с Адом и Израилем, Германией и Болгарией. В 2011 году случился epic fail — украинцы не захотели делить власть с новоприбывшими, и Ад, Израиль и пара человек в Европе торжественно покинули организацию нахуй.
- Автономное действие — тусовка анархистов, а также примыкающих к ним пацифистов, антифашистов, феминисток, любителей музыки «хорткор» и защитников бездомных хомячков. Вполне годен в плане новостей, хотя все же не стоит воспринимать как 100% достоверный источник, изредка замечались фейлы. А вот если кто-то кого-то массово отпиздил или что-то разгромил, или прошел какой-нибудь марш, то 100% там появится подробная инфа в кратчайшие сроки.
- Революционное действие — анархисты Беларуси, чудом спасшиеся от карающей руки
Большого братаЛукашенко. Сайт пока единственное место получения информации белоруских анархистов (не считая белоруской Индимении конечно, которая реже обновляеться). - Независимый пресс-центр Indymedia — информационный ресурс для анархистов (и примыкающих), где можно запостить любые новости по теме (если модераторы не потрут). Вполне годен, если серьезно.
- Портал Белорусской Индимедии — Собственно, информационный ресурс для белоруских анархистов.
-
Единый(уже не единый) Форум Анархистов — форум, на котором собираются всякие разные анархисты, чтобы пообщаться на высокоинтеллектуальные темы. Внезапно, почти не уныл. Некоторое время назад раскололся (как и всё анархо-движение в этой стране) на анархо-коммунистов и всех остальных. Первые собираются на http://anarhia.org, вторые на http://anarhia.name Выбирайте по вкусу. На последнем принципиально не трут даже посты с явной фашистской пропагандой. Nuff said - http://kz.anarhist.org - Как ни парадоксально, есть и в Казахстане.
- http://www.anarchy.net/ - материалы на английском.
- черный эксперимент
- ru_anarchy — собственно анархо-лемминги и Тупикин.
- yatsutko, Денис Яцутко — один из наиболее вменяемых идейных анархистов-индивидуалистов в этих ваших интернетах.
- Анархопедия — международная вики-энциклопедия то ли анархизма, то ли от анархистов обо всём на свете. Координация между языковыми разделами отсутствует чуть менее, чем полностью, как и количество активных участников раздела на русском языке.
- http://www.anarh.ru/ - Анарх. Ру. Объясняет чиста в натуре на пальцах чем «анарх» отличается от «анархиста». Ни слова про норкотеги!
- http://zhurnal.lib.ru/s/stasz_f/ - Фонд Развития Фениксизма — творческая страница-фонд постоянного развития фениксизма и анархо-фениксизма. Ресурс двух новых идеологий: фениксизм и анархо-фениксизм.
- http://www.blackblocg.info/ - российское отделение "Чёрного блока", отчёты об акциях по уничтожению, повреждению частной и государственной собственности