Личные инструменты
cntfree counters

Вагнер

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

Я не могу долго слушать Вагнера, у меня появляется желание завоевать Польшу.

»
— Вуди Аллен


Вагнер смотрит на тебя как на ЕРЖ
b
Трибьют от королей металла прадедушке оного

Рихард Вагнер (нем. Wilhelm Richard Wagner) — винрарный расово немецкий композитор пером по бумаге и дирижер палочкой по воздуху, обладатель зашкаливающего ЧСВ и не менее зашкаливающего патриотизма, не побоявшийся делать жесткач в XIX веке, за что особо любим всякими металлистами. Туева хуча оных, в том числе небезызвестное ВИА Rammstein, считает его своим источником вдохновения. Вообще говоря, список достижений Вагнера, имеющих значение в современной музыке, довольно велик.

  • Вагнер догадался, что в театре во время представления можно выключить свет
  • Вагнер придумал оркестровую яму и современный способ размещения музыкантов в оркестре
  • Вагнер разработал концепцию лейтмотива — музыкальной темы, ассоциированной с неким явлением или персонажем (а вот и нет, лейтмотивы были задолго до Вагнера)
  • Вагнер любил низкие частоты, и он придумал контрабасы неибических размеров, на которых играли двое.
  • Вагнер написал второй по известности свадебный марш (каким боком жители далёкой Галактики из фильма «Флэш Гордон» о нём прознали — история умалчивает). Не путать со свадебным маршем от Мендельсона.
  • Вагнер НЕ НАПИСАЛ саундтрек к «Реквиему по мечте» и O Fortuna!
  • Вагнер ЭТО НЕ Вангер!

Содержание

[править] Werke aka Творчество

b
The flying Dutchman

Вагнер написал одну симфонию, одну драму, несколько увертюр, несколько трактатов, туеву хучу статей и 13 опер. Наиболее известен своими операми, чуть менее чем полностью состоящими из пафоса и эпичности, а также языческих богов, карликов, русалок, валькирий, рыцарей и прочей толкиеноты. Продолжительность этих опер превышает обычную где-то в два раза. В своём главном трактате «Опера и драма» Вагнер доказывал, что только эпические сюжеты достойны оперной сцены. Впрочем, это не мешало ему периодически невозбранно троллить своё окружение в статьях и даже в операх.

[править] Оперы

b
Музыка для Рагнарёка
  • Феи. Опера по сказке Гауфа. Вагнер переименовал персонажей восточной сказки, чтобы перенести действие на север Европы, но режиссёр театра всё равно решил поставить оперу с восточными декорациями и костюмами. В результате Вагнер так разосрался с режиссёром, что при жизни Вагнера опера не была поставлена.
  • Запрет любви. Бесстыдный троллинг общественности по мотивам пьесы Шекспира, достойный отдельного раздела.
  • Риенци. История последнего римского трибуна. Первый успех. Самая длинная опера Вагнера.
  • Летучий голландец. Суровое полотно о корабле-призраке. Собственно, с этой оперы начинается пафосный и эпичный Вагнер, каким он вошёл в историю.
  • Тангейзер. Грустная история о католическом менестреле, который некоторое время был любовником Венеры. Вызвала неиллюзорное бурление говн в католических кругах, так как содержит намёки на ФГМ католиков.
  • Лоэнгрин. Опера о божественном рыцаре. Время её написания как раз пришлось на дрезденскую революцию, в связи с чем Вагнер смог услышать своё произведение только через 30 лет после написания. Вагнеровский свадебный марш как раз оттуда.
  • Тристан и Изольда. Самая радикальная опера Вагнера. Не является рекордсменом по общей продолжительности, зато бьёт все рекорды по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт Тристана и Изольды во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте — 45 минут. Результат: после 77 репетиций первый исполнитель партии Тристана сошёл с ума, и оперу признали неисполнимой.
  • Нюрнбергские мейстерзингеры. Опера о состязании певцов, в котором профессионалов побеждает влюблённый дилетант. Больше всего известна эпичной увертюрой, (ими впрочем известны все оперы Вагнера), которая невозбранно исполнялась при открытии ежегодных съездов НСДАП.
  • Золото Рейна. Первая опера цикла «Кольцо нибелунга». Таки да, историю о Кольце Власти Вагнер запилил за несколько десятков лет до Джона «Наше всё» Толкиена, хотя и в несколько ином виде. Среди действующих лиц оперы нет ни одного человеческого персонажа: одни боги, русалки, великаны и нибелунги. ИЧСХ, боги ведут себя как барыги на базаре. Для исполнения этой оперы Вагнер ввёл в состав оркестра 18 наковален.
  • Валькирия. Вторая опера цикла «Кольцо нибелунга». Чуть менее чем полностью состоит из нытья, сначала людей, потом богов. Алсо, содержит «визитную карточку» творчества Вагнера — сцену «Полёт валькирий». Отдельно от оперы её обычно исполняют как инструменталку, но вообще в опере она поётся.
  • Зигфрид. Третья опера цикла «Кольцо нибелунга». Единственная позитивная опера в цикле. Алсо, на тему Зигфрида очень похожа героическая тема из «Звёздных войн». Сцену ссоры Зигфрида с кузнецом Вагнер писал по соседству с жестянщиком, который очень раздражал его постоянным стуком; при этом Вагнер себя воображал Зигфридом, а жестянщика — кузнецом.
  • Гибель богов. Заключительная опера цикла «Кольцо нибелунга». Чуть менее чем полностью состоит из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включая знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», под который впоследствии хоронили самого Вагнера.
  • Парсифаль. Приквел к Лоэнгрину (Парсифаль — это отец Лоэнгрина).

[править] Увертюры

  • Новая увертюра
b
Колумб

Эта увертюра была написана Вагнером в 14 лет. В порыве подросткового нигилизма он создал партитуру, в которой безжалостно надругался над существовавшими канонами, и понёс её в дрезденский театр. Тогдашний капельмейстер заинтересовался партитурой, принесённой мальчишкой с улицы, и тут же принялся её разучивать с оркестром. Услышав, как звучит его творение в оркестровом исполнении, Вагнер испытал когнитивный диссонанс и даже попросил капельмейстера исполнять более мягко, чем указано в партитуре, чтобы музыка не звучала настолько дико, но капельмейстер отказался. Через несколько дней «Новая увертюра» была включена в программу концерта. Вагнера, как автора, впустили в театр бесплатно. Публика, услышав непонятно что, ещё долго провожала Вагнера странными взглядами после концерта.

  • Колумб

Увертюра была написана, когда Вагнер работал капельмейстером дрезденского театра, и имела большой успех на Родине. Когда Вагнер отправился покорять Париж, он ВНЕЗАПНО столкнулся с тем, что французы гораздо хуже немцев владеют игрой на трубе. Поскольку основная задумка увертюры строилась вокруг консорта из шести труб, на концерте всё прозвучало лажово. Французы не оценили. Мало того, путешествие подорвало и без того скромный после провала «Запрета любви» бюджет Вагнера.

[править] Статьи

Трактаты Вагнера представляют интерес главным образом для упёртых вагнерианцев — там изложены теоретические выкладки, стоящие за эстетикой его музыки. А вот статьи Вагнера неплохо раскрывают его суть.

Через многие его статьи красной нитью проходит то, что на многих своих конкурентов, особенно тех, кто пользовался большим успехом, чем он, он смотрел как на говно. Так, по поводу «Фаворитки» Доницетти он говорил, что его руки не коснутся этой грязной партитуры. Популярным в то время композиторам Мейерберу и Мендельсону досталось в статье «Иудейство в музыке», где он опускал их за потакание вкусам толпы, объясняя это их расовым происхождением . Но если с Мендельсоном Вагнер хотя бы обращался в стиле «мне вас жаль», то Мейербера вообще разносил в пух и прах. С представлений опер Мейербера Вагнер мог встать и уйти посередине акта, чего не позволял себе ни с кем другим. И это при том, что стиль его первой успешной оперы «Риенци» был позаимствован именно у Мейербера.

Кроме того, Вагнер мечтал о будущем, в котором люди благодаря техническому прогрессу будут избавлены от рутинной работы и смогут заняться свободным творчеством. Но, к сожалению, этому мешает власть «биржевого портфеля». Вагнер всю жизнь бегал от кредиторов и сделал критику капитализма основной темой цикла «Кольцо нибелунга». За статью «Музыка будущего», в которой Вагнер пропагандировал слияние музыки с другими видами искусства, его называли музыкантом будущего.

Пресса, пытаясь ответить на острые публикации Вагнера, пыталась клеймить и его. Для этого журнализды использовали имя ни в чём не повинного Россини, делая его неизменным участником анекдотов, выставляющих Вагнера в дурном свете. В результате Россини однажды пригласил к себе Вагнера на объяснительную беседу, чтобы откреститься от приписываемых ему шпилек.

[править] Запрет любви

b
Казалось бы, при чём тут ВаллиВишес?

Поводом для написания этой оперы стали репрессии, коснувшиеся одного из друзей Вагнера, Карла Гуцкова, выступавшего против лицемерного пуританства в своём романе «Валли сомневающаяся». Вагнер взял драму Шекспира «Мера за меру» и переработал её в более комичном и анти-пуританском тоне. Эта драма известна тем, что в ней впервые было использовано слово punk по отношению к человеку, ИЧСХ, одна из основных тем в опере Вагнера по интонациям напоминает музыку Sex Pistols. Чтобы сделать возможным исполнение оперы, Вагнер скрыл от мецената её истинное либретто со ссылкой на серьёзную пьесу Шекспира, по мотивам которой она была написана. Кроме того, он хотел, чтобы главную роль в опере исполняла дочь директора театра, но директор театра, в отличие от мецената, успел ознакомиться с текстом либретто и заявил, что даже если меценат при разрешении на постановку оперы ограничился лишь заменой вызывающего названия «Запрет любви» более нейтральным «Послушница из Палермо», то он запрещает своей дочери светиться в столь аморальном произведении.

Несмотря на это, постановка оперы всё же состоялась. Из-за недостатка времени на подготовку спектакля певцы толком не отрепетировали свои роли, пели невнятно, и, кроме того, не были подготовлены программы спектакля с кратким содержанием. В результате никто из публики толком не понял, что происходит на сцене и о чём вообще опера. Это спасло её от враждебно настроенных пуритан и сделало возможным второе представление. Вагнер решил закрыть им концертный сезон и вломил «полные» цены за билеты. В результате на спектакль пришло три человека. Мало того, артисты устроили за кулисами сцену ревности и так передрались, что не смогли продолжать игру, и представление пришлось прекратить.

[править] Революция

Во время дрезденской революции Вагнер не бился на баррикадах, но тесно общался с анархистами, в частности, с Михаилом Бакуниным. Кроме того, он много писал пропагандистских текстов и листовок. Когда мятеж был подавлен, Вагнеру пришлось с подложным паспортом бежать в Швейцарию, чтобы не сесть на нехилый срок.

Там его начало подводить здоровье. Вообще говоря, Вагнер не отличался крепким здоровьем, но в отличие от большинства борцов за идею, заботился о его состоянии. Из-за кожного заболевания он мог ходить только в шёлковых рубашках, из-за проблем с желудком мог есть только качественную пищу. Кроме того, он всю жизнь лечился то у гомеопатов, то в водолечебницах. Результатом всего этого была довольно долгая жизнь, большую часть которой Вагнер бегал от кредиторов, так как за такой образ жизни нужно было платить.

[править] Достижения

[править] Байройтский театр

b
Битва Зигфрида с драконом на колёсах.

Под конец швейцарской эмиграции судьба преподнесла Вагнеру приятный сюрприз: оказывается, новый король Баварии Людвиг (между прочим, прозванный Безумным) — его ярый фанат. Несколько раз король Людвиг приезжал к Вагнеру в Швейцарию, после чего амнистировал и заложил театр, специально предназначенный для исполнения опер Вагнера, в Байройте. Вагнер лично руководил проектированием театра, и театр стал воплощением теоретических идей Вагнера на практике.

[править] Расположение музыкантов

b

После успеха вагнеровской оперы «Риенци» в Дрезден приехал знаменитый и титулованный как только можно композитор Спонтини. ЧСВ у Спонтини было соответствующее: он считал, что без изобретённого им «задержания на сексте» развитие музыки бы остановилось, и все мелодии, написанные современными композиторами, были украдены из его опер. Общаясь со Спонтини, Вагнер тихо охуевал, но по ходу дела замечал то, чему стоило поучиться у самовлюблённого маразматика. Присутствуя на репетициях Спонтини, Вагнер наблюдал за тем, как тот рассаживает музыкантов на сцене, чтобы добиться определённого звучания. Впрочем, звучание оркестра у Спонтини всё равно было не фонтан, и от этого опыта Вагнер позаимствовал лишь идею. Во время своих последующих репетиций Вагнер начал по-своему экспериментировать с рассаживанием музыкантов на сцене, а чтобы избежать бурления говн, ссылался на авторитет Спонтини.

[править] Лейтмотив

Основной задачей, которую Вагнер ставил перед своей музыкой, было слияние музыкального действия с драматическим. При этом Вагнер стремился не решать эту задачу каждый раз по-новому, а сделать универсальное решение и пользоваться им. Таким решением стали две основные особенности вагнеровских опер:

  • Бесконечная мелодия
  • Лейтмотивы

Бесконечная мелодия — это слияние целого оперного акта в один непрерывный трек, в котором не выделяются отдельные номера (арии, хоры, интерлюдии). Недоброжелатели говорили, что в операх Вагнера певцы поют гуськом. Впрочем, это нововведение Вагнера не получило широкого развития, в отличие от лейтмотива.

Лейтмотив — это музыкальная тема, связанная с повторяющимся сюжетным элементом или персонажем. Например, в цикле «Кольцо нибелунга» одна тема всегда сопровождает появление нибелунгов, другая тема сопровождает все эпизоды, в которых упоминается проклятие кольца, третья тема звучит каждый раз, когда Зигфрид совершает очередной подвиг и т. д. Таким способом Вагнер пытался придать оперному оркестру функцию античного театрального хора, комментирующего действие. Для нас этот подход кажется очень привычным и естественным, так как на нём построена практически вся музыка к кинофильмам. Если обратить внимание на музыку к пафосным эпичным фильмам, то нетрудно заметить, что у Вагнера там позаимствован не только принцип лейтмотива, но и стиль. Кроме того, в фильме «Апокалипсис сегодня» используется сама музыка Вагнера. Win.

[править] Вагнерианцы

Вагнерианцы уверены, что только в музыке великого гения выразилась вся гармония Космоса, и только лучшие дирижёры могут её исполнять. Они обычно знают огромные оперы почти наизусть и кропотливо сравнивают разные исполнения каждой ноты. Особо фанатичные экземпляры даже выучивают немецкий язык специально для того, чтобы следить за написанными в довольно архаичном стиле вагнеровскими либретто. Фонотека сферического вагнерианца в вакууме состоит из пятнадцати исполнений «Кольца нибелунга», десяти «Лоэнгринов» и прочая. Когда появляется запись нового исполнения, вагнерианец как ошпаренный рвётся его приобрести и ознакомиться. Поскольку на регулярное прослушивание двадцати исполнений четырёхчасовой оперы у нормального человека не хватит никакого свободного времени, на работе вагнерианца можно отличить по наушникам. Характерной особенностью вагнерианцев является непереносимость музыки Россини, несмотря на то, что сам Вагнер относился к творчеству Россини уважительно.

[править] Знаменитые представители

Фридрих «Бог умер» Ницше начал фанатеть от Вагнера, ознакомившись с партитурами его ранних опер. Он несколько лет дружил с Вагнером, пока не отправился добровольцем на войну. Вагнер поддержал это решение своего друга, но сам на войну не собирался: слишком важна была его миссия, чтобы подвергать себя лишней опасности, да и на войне не будет жены, чтобы за ним ухаживать. Их дружба продолжалась, покуда Вагнер работал над «языческим» «Кольцом Нибелунгов». Но когда Вагнер вновь обратился к христианской философии в «Парсифале», его мнение о музыке Вагнера поменялось на диаметрально противоположное, и он написал обличительное эссе «Казус Вагнер».

Адольф «Первый эмо» Гитлер люто угорал по Вагнеру и ходил слушать/смотреть симфонии/оперы чуть ли не каждую неделю. Можно объяснить это антисемитизмом самого Вагнера (правда, в статье «Иудейство в музыке» он всё-таки ратовал за добровольную ассимиляцию евреев, а не полный экстерминатус), пафосом и национальной идеей в его музыке, а можно и не объяснять. С приходом Гитлера к власти, Вагнер получил статус «национального гения» Третьего Рейха. Это вовсе не значит, что Вагнер пресмыкался перед власть имущими, к тому времени сам Вагнер уже давно восседал в Валгалле, и ему было все равно, кто и где его играет и слушает. Ваш К.О. Широко распространяемый хомячками миф о Вагнере-вдохновителе нацизма (как и о том, что его музыку играли для евреев по дороге в неиллюзорные топки холокоста) не имеет под собой никакого основания. Это как раз тот случай, когда ничто не портит музыку так, как ее фанаты.

[править] Вагнер и ЕРЖ

Любопытная теория касается происхождения Вагнера. Его матушка, в отсутствие мужа, миловалась с неким Людвигом Гейером, актёром бродячего театра (отсюда будущая страсть к театру и путешествиям). Существует подозрение, что именно он и наделил будущего Вагнера своими генами. Это тёмное обстоятельство позволило сверхчеловеку Ницше, после того как они окончательно разосрались на почве самоуважения, сделать тонкий намёк общественности. Тем не менее, в результате предыдущего абзаца в Израиле в течение многих лет существовал неофициальный запрет на музыку Вагнера, вплоть до 2001 года, когда с гастролями там побывал берлинский оркестр Staatskapelle. Его дирижёр Даниэль Баренбойм, поначалу согласившийся по просьбе израильтян отказаться от исполнения отрывка из «Тристана и Изольды», во время концерта заявил, что теперь он все-таки будует играть Вагнера, а несогласным предложил покинуть зал. Разразился получасовой срач IRL, после чего Вагнер все-таки прозвучал. (см. [1]), Epic win.

[править] Троллинг вагнерианцев

Вагнер, он и в Бразилии Вагнер. Инфа 100%

Может вестись по следующим направлениям.

[править] Толсто

  • Вагнер — композитор Третьего Рейха. На типичном вагнеровском форуме за этим обычно следует бан. Как вариант, достаточно написать сию фразу в комментах к любому вагнеровскому видео на ТыТрубе. Доставляющее бурление говн гарантировано.
  • (с другой стороны) есть мнение что Вагнер — ЕРЖ (см. [2], [3])
  • Нормальному человеку не под силу выдержать четырёхчасовую оперу, это слишком скучно. Типичная реакция: не нравится — не слушай.

[править] Чуть тоньше

  • Вагнер был сволочью, использовал своих близких и всячески мстил своим благодетелям. Он даже увёл жену у дирижёра своего театра! Реакция вагнерианца: (с умилением) да, я знаю!

[править] Тонко

  • Мне нравится не только Вагнер, но и Доницетти / Россини / Мейербер. Реакция вагнерианца: ушат помоев в адрес названного «антивагнерианского» композитора
  • Мне нравятся современные постановки Вагнера с индустриальными свалками и лысым Тристаном. Реакция вагнерианца: куда катится оперное искусство?
  • Критика в адрес кого-нибудь из известных исполнителей музыки Вагнера. Реакция вагнерианцев: срач между противниками и сторонниками соответствующего исполнения.

[править] Тончайше

Написать небольшую статью, анализирующую философский смысл какой-нибудь оперы Вагнера со ссылками на известных исследователей творчества Вагнера, в которой подаётся некий неожиданный тезис. После этого найдутся сторонники и противники этого тезиса, которые будут высирать огромные заумные посты с опровержениями точек зрения друг друга.


Источник — «http://lurkmore.ru/Вагнер»