Личные инструменты

Спектрум

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Spectrum)
Перейти к: навигация, поиск
A long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
НЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?

ZX Spectrum (Спектрум, иногда — Sinclair, по имени компании-разработчика, Sinclair Research Ltd.[1]) В этой стране производилось много клонов[2]; Speccy («спекки» — популярное ласкательное название на западщине) — винрарный домашний компьютер 80-х годов, наиболее дёшево собиравшийся на коленке аппарат. Будучи игровой платформой с уймой винрарных гамесов, сразу же захватил мозг подрастающих советских радиогиков эпохи конца перестройки. С учётом огромного числа моделей клонов и прочих спектрум совместимых компьютеров, вплоть до конца 1995 года являлся самой распространённой платформой на постсоветском пространстве среди народных масс. Затем массы перешли на ПэЦэ.

Содержание

[править] ТТХ

Sinclair ZX Spectrum 48k
Sinclair ZX Spectrum Plus[3]
Sinclair ZX Spectrum 128k
  • Процессор Zilog Z80A с рабочей частотой 3,5 МГц. На советских клонах она могла отличаться на ±10%, а то и больше [4].
  • Оперативная память — изначально были две модели: с 16Кб, с возможностью расширения до 48Кб посредством подключаемого модуля, и с 48Кб, позднее 16-ти килобайтную версию сняли с производства, (в 1985 году появилась массовая модель с 128 Кб, к середине 1990-х самоделкины ставили до 256 Кб и более), из которых под видеопамять отводилось аж 6912 байт — 256×192, 15 цветов (если подключить напрямую к CGA/EGA монитору, то можно было различить «чёрные цвета» и получалось-таки 16). Возможно именно малый размер видеопамяти сыграл свою роль в популярности Спектрума как игровой платформы — в програмную память можно было поместить больше картинок-спрайтов. Причём применялись цвета не к пикселям, а к знакоместу, 8х8 пикселей, так что в одном знакоместе могли быть только два цвета. Да еще при этом видеопамять делилась на монохромную часть (6144 байта) и атрибуты знакомест (768 байт). Был ещё атрибут мерцания псевдосимвола знакоместа, который редко применялся ввиду визуальной ущербности, так что использовался только при рисовании редких эффектов и взрывов. Хотя были и аппаратные хаки, когда путем перепаивания схемы эта мерцалка разгнялясь до больших частот и получалось ещё много цветов на чёрном фоне, но никакого распространения не получили и фигурировали в полутора играх, заточенных на это.
  • В Спектруме-128 таких видеоэкранов было аж два, с возможностью переключения между ними. Also стоит упомянуть «гениальную» структуру видеопамяти — строки на экране шли в памяти отнюдь не последовательно. Эту последовательность можно рассмотреть при загрузке с магнитофона картинки-заставки некоторых игр. Необычная структура видеопамяти была, как ни странно, придумана для упрощения и убыстрения кода вывода на экран, а именно кода вывода текста как последовательности квадратов 8х8. На самом деле это создавало много радости при программировании вывода на экран если ваш спрайт не совпадал со знакоместом. Алсо, сегментная организация создавала дополнительное неудобство в случае неполного использования экрана (под активную картинку можно было выделить только треть или две трети по горизонтали, а не сколько захотел)
  • К концу первой половины девяностых в этой стране появился сонм мутантов с 256, 512, а то и с целым мегабайтом, или двумя (!!!) оперативной памяти, с прикрученными видеорежимами примерно уровня EGA ATM Turbo (в дополнительной памяти размещался блок расширенных атрибутов размером 6144 байта, что позволяло задавать цвет уже не знакоместу, а полоске 8×1), звуковыми картами, жёсткими дисками.
  • Операционная система Синклер Бейсик, зашитая в 16Кб ПЗУ. Позволяет писать программы и общаться с компьютером на языке Бейсик. В модели Спектрум 128 имелся также вариант «Бейсик-128»[5]. Сам вариант Бейсика, по сравнению с совковыми «разработками» (тем, что спиздили раньше), был намного проще в освоении — были убраны большинство ненужных значков, и главное, команды нужно было не набивать вручную, а вводить одной-двумя-тремя кнопками, для чего было просто необходимо запомнить несколько сотен их комбинаций. Собственно только так их и можно было вводить в Бейсике-48. Команды, набранные по буквам, просто не работали работали в Бейсике-128. Позже также были мутанты вроде Profi 512 в которых был режим с ОС CP/M (в Америке СП/М это была пожалуй основная ОС для 8ми разрядных компов), но софт под CP/M в этой стране тогда уже никому нахуй не упал, и популярности эти режимы тоже не получили.
  • Хранение информации.
    • Плёнка. Базовая модель не предусматривала использования дискового накопителя (как и модель со 128Кб оперативки, появились позже и были отличительной чертой мажора), в качестве таковых использовались обычные аудиокассеты шосткинского комбината «Свема», в качестве привода — папин магнитофон «Весна». Такой оригинальный способ передачи и хранения данных позволял, например, распространять программы путем радиотрансляций. Требовался определённый скилл и даже слух для настройки считывающей головки магнитофона и бутылочка «Тройного» одеколона для ее чистки. Если магнитофон, на котором производилась запись программы на пленку, был настроен хуево, ебаться с настройкой считывающей головки можно было до ослиной пасхи. Отдельно стоит коснуться вопроса копирования. Были два способа такового: быстрый и правильный. Быстрый заключался в тупом переписывании с плёнки на плёнку (с сопутствующей потерей качества и экспоненциально растущмим шансами не прочитать переписанное), а правильный — в засасывании проги в память машины специальной программой-копировщиком, и последующей записью её на плёнку (с первозданной чистотой). Также, начиная с 90й прошивки, появилась возможность работы с «двойной плотностью» на лету. Плотность записи, если уж на то пошло, на самом деле была не двойной, а 4-кратной (1200 bps против 300 на обычной). На кассеты стало влазить в 4 раза больше игрушек, грузиться они стали в 4 раза быстрее, но… НО. Требования к качеству кассеты при этом возрастали во много больше раз. Всякое советское говно из серии МК для таких дел не подходило совершенно, ибо сыпалось на глазах. Подходили только кошерные Соньки и Макселлы (желательно, хромовые), которые на такие дела пускать откровенно душила жаба. Причем вполне себе дорогие TDK никуда не годились, зато были трехкопеешные и вполне годные Range.
    • Дискеты. Имелись, однако, TR-DOS’ы, которые позволяли использовать пятидюймовые флопики. Трёхдюймовые тоже, только кто их тогда видел? Надо отметить, что TR-DOS (а точнее, Beta Disk Interface) был отнюдь не единственным и не лучшим «аппаратно-програмным комплексом» для пользования дискет на Спектруме (Opus, например). Но в наших палестинах прижился именно он. Файловая система TR-DOS (разработка неведомой никому компании Technology Research) была достаточно примитивна — имя файла состояла из 8 букв + 1 букву на расширение. Файлы писались подряд, целиком без фрагментации. При удалении файла в файловой системе оставалась соответствующего размера дыра, для затыкания которой была команда MOVE, перемещавшая содержимое диска на пустое место. Контроллер дисковода был сделан на микросхеме ВГ93, особенностью которой было то, что она выходила из строя при неправильной последовательности включения питания, отключения питания или просто так. А еще дисковод на стандартной схеме ВГ93 работал очень медленно и шумно. В результате была разработана шняжка под названием «ТурбоВГ» когда на ВГ подавалась двойная частота. Что ускоряло чтениепозиционирование головы вдвое, а еще делало дисковод практически бесшумным (затыкался даже несмазанный «пятый армянский» МС5305). На запись это не распространялось, но и то хлеб. Стоит упомянуть наличие у Спектрума расового британского кассетного стримера aka microdrive, который был запилен аж через два года после выхода компа и популярностью не пользовался.
  • Звук. Обычный компьютерный бипер. Позже в моделях Спектрума с 128 килобайтами памяти был установлен музыкальный сопроцессор AY-3-8912 (аналог — YM2149), суть продвинутый трехканальный бипер (см. Chiptune). Алсо, при наличии прямых рук сопроцессор можно было невозбранно подключить к любой модели. А при наличии не только рук, но и лени, AY нагло свисал из днища Спектрума на 5 медных проволочках. Также народ активно вешал COVOX на параллельный порт и ставил всякие General Sound. GS это адовая звуковуха на спектруме. Представляла собой еще один спектрум, со своим процом, памятью, ПЗУ, и выдавающая звух на уровне первых писишных SoundBlaster. Разумеется при поддержке спец софта (обычно треккер редакторы). Стоила нехилых (по нищебродским меркам спектрумистов) бабок и была предметом яростного фапа каждого треккера на спекки.
  • Ввод данных. Клавиатура представляла собой пульт из 40 клавиш, у каждой из которых (кроме двух типов кнопок Shift, кнопки Enter и кнопки Space) было 4-6 (от четырех до шести) значений. Упорный и пытливый пользователь мог управлять своим агрегатом с помощью джойстика (одного из пяти стандартов), или даже мыши, втыкающейся в тот же разъем джойстика — kempston mouse, например (совсем неправда — кемпстон-джойстик и кемпстон-мышь имели абсолютно разные разъёмы и аппаратно строились на разных контроллерах, хотя были попытки включить мышь в разъём джоя, но они остались за обочиной истории, ибо убоги). Последние достижение сумрачного спектрумисткого гения заключалось в запиливании спец адаптера для подключения стандартной 101 клавишной PC клавиатуры. Работать на ней надо было приноравливаться (многочисленные шифты вешались на разные контролы, подписей операторов не было), но по качеству и удобству работы она превосходила все остальные спектрумовские клавы. Потому как они чуть более чем полностью были убогими пружинными. Встречались клавы и на герконах. А Анонимус однажды взял да и запилил себе геймпад из текстолита и писишных клавиш.

Оные ТТХ часто оставляют Анонимуса в недоумении, как на Спектруме могло работать то, что на нем работало.

[править] Клайв Синклер

Британский расовый нерд, гений-самоучка. Отметился созданием электронных часов, первого в мире карманного калькулятора, карманного телевизора. Оные изобретения не всегда были удачными, но, тем не менее, Синклер вполне успешно делал PROFIT. К созданию Спектрума имеет отношение лишь как руководитель проекта. Схемотехника разработана инженером Sinclair Research, Ричардом Альтвассером. Внешний вид создан промышленным дизайнером Риком Дикинсоном. После Спектрума Синклер активно работал над Sinclair QL — компьютером для бизнеса, намереваясь соперничать за первенство с самой IBM, но всё закончилось эпичным фэйлом. Понеся значительные убытки (но оставшись весьма состоятельным человеком), в 1986 г. Синклер прекращает заниматься компьютерами и переориентирует Sinclair Research на выпуск альтернативного транспорта (скутеры, компактные велосипеды и т.д.), чем занимается до сих пор.

В 2002 году, когда спектруму исполнилось 20 лет, спектрумисты собрались и написали Синклеру коллективное письмо с благодарностями и поздравлениями. Но их кумир ответил: «Спектрум? Какой спектрум?».

Also есть мнение, что «дядюшка Клайв» на самом деле только просирал полимеры и вообще был дамским угодником, а не крутым инженером. Как в истории со Спектрумом, так и в разработке других его вундервафлей.

[править] Спектрумисты

Спектрумисты — секта юзверей, считающих, что лишь спектрум является единственной расово верной ЭВМ. Другие компьютеры (Мак, ПэЦэ (писюки) — так они называют так ненавистный ими самый обычный компьютер, который когда-то назывался «совместимым с IBM PC», на который можно поставить ненавистные ими оси) считают отстоем, а их пользователей — быдлом. В этом они схожи с линупсоидами. Другая отличительная черта многих спектрумистов — нытьё по совку. Пользуются вендой и линупсом, но испытывают к ним ненависть, как и к остальным компьютерам, на которых есть стек TCP/IP. К линупсу среди спектрумистов отношение неоднозначное: его можно поставить на любую кофемолку или дверной звонок, но на их любимый компьютер — нельзя, даже подключив винчестер и оборудовав его сотнями памяти (unix-подобная система всё же существует для MSX, который тоже на Z80). Сначала главным местом общения была эха ZX.SPECTRUM, но в 2005 году все дружно переползли в интернеты на сайт zx.pk.ru.

Отдельного упоминания заслуживают демо-махеры. Это такие кодеры, которые делают Demo. Из богатого возможностями Z80 выжималось все соки. Встречались православные трехмерные ротации под музыку и без, адская графика, анимации, мувинг-шиты, супер-пупер-мега-скроллеры, мультиколор, плазма и проч-проч-проч. Особо зверски выделялся прон, коего было дохуя. Понт пропорционален качеству и эстетичности графики, попаданию в ритм музыки и обратно пропорционален размеру. Код пишется и оптимизируется на ассемблере ручками-ручками-ручками и подключённым к ним моском. У демо-махеров (в том числе и на Спекки) имеются свои соревнования и рейтинги.

[править] Гамесы

В эту статью нужно добавить как можно больше скриншотов винрарных игр.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
b
Задрота, прошедшего R-Type, порой уважали даже гопники.
b
...а в Exolon у них можно было и денег выиграть!
b
Чекпойнт! Казуалы в глубокой растерянности.

Доставил множество бессонных ночей и прогулянных уроков и с нежностью вспоминается всеми олдфагами, равно как и хиты тех времен — Saboteur 2, Dizzy, Boulder Dash, Driller (который альтернативно одаренные фагготы называют «первым известным науке FPS», хотя стрельба происходит там хорошо если раз в минуту и притом по неподвижным мишеням), R-Type, Academy, Exolon, Laser Squad, Crazy Cars, Ring Wars (винрарнейший космосим с возможностью посадки на планеты и полёта в их атмосфере), и, конечно, Elite.Также была целая серия игр-квестов про толстого долбоёба, который попадал в разные ситуации, вплоть до появления в его спальне пришельцев(Pyjamarama, Herbert's Dummy Run и.т.д) Игры эти можно было невозбранно приобрести на ближайшем радиорынке или радиомагазине, на одной стороне стандартной аудиокассеты умещалось около 10 игр (за границей игры продавали по одной на кассете, но зато в красивой коробочке). Так же стоит упомянуть о процветавшем на этой платформе жанре текстовых адвенчюр И никакого пиксельхантинга — вся обстановка описывается текстом, а набор доступных для команд слов исчисляется сотнями. Правда, пиксельхантинг в этих адвентюрах с превеликим успехом заменялся на «словохантинг». «У Фродо нет маленького красного меча», «asph guar», nuff said. В самом деле, представьте себе игру, которая проходится месяцами, и то только группой людей, которые делятся найденными решениями. Алсо, с помощью этих игр можно было учить английский язык. В некоторых играх существовала возможность сохраняться на магнитную ленту, например, в Элите — в пристыкованном к станции состоянии.

Стоит упомянуть, что многие жанры, родившиеся на Спектруме, были никем не развиты и остаются уникальными до сих пор:

  • Tau Ceti/Academy — леталка-стрелялка, где игроку самому дают собрать себе мирный трактор по вкусу.
  • Dustin/The Great Escape — симуляторы суровых тюремных и концлагерных будней и побега из них (нет, не как в Escape From Butcher's Bay).
  • Skool Daze/Back To Skool — симулятор школы с адвенчурой напополам (нет, не как в Bully). Имеет кошернейший ремейк Klass of 99.
  • Spellbound/Knight Tyme — аркада-адвенчура, где NPC нужно кормить и лелеять(!), иначе кто-то из них загнется и зарубит прохождение.
  • Dark Sceptre — стратегия с непрямым управлением. В истории их существует примерно три, а таких — и вовсе нет, кроме этой.
  • Hijack — симулятор госчиновника, который ходит по кулуарам и пытается разрулить ситуацию с заложниками. Это НЕ квест.
  • Quazatron — про робота, который собирает сам себя из обломков зохваченных корованов врагов (Квазатрон-кун уточняет, что в одноименной игре робот не столько собирал себя из обломков, сколько присваивал функциональные части поверженных врагов)
  • Fantastic Voyage — по одноименному фильму, про микроводолаза, который плавает и мочит микробов в теле обычного человека. Тема не раскрыта больше нигде. (Говорят, был еще Microcosm на 3DO, но кто его видел).
  • Captain Blood — симулятор налаживания контактов с инопланетным разумом с возможностью последующей его аннигиляции. Особенностью игры было ведение с компьютером диалогов в свободной форме с помощью пиктограмм. «Дать», «убить», «ыыы», «да», «координаты», «одонайте».
  • Piromania — платформер с тушением пожаров. Простенький. Кроме него есть еще TinTin on the Moon: главный герой всю игру борется с пожарами и поджигателями, пока не долетит до Луны.
  • Zig Zag — смесь паззла и коридорного шутера.
  • Little Computer People — смесь тамагочи с Симсами начала 80-х.
  • The Trap Door/Flunky/Gregory Loses His Clock — ну, это вообще угар, такого даже жанра нет. Ловля червяков, добыча корабликов, метания в собственном припезденном сне[6].
  • Nether Earth — вторая стратегия с возможностью непрямого управления, первая с разрушаемым ландшафтом, первая с несколькими видами ресурсов, одна из примерно двух, где удачно сделали ручную сборку юнитов. Уже в середине двухтысячных внезапно доставила, реинкарнировавшись в виде «Режима наземнах боев» в КР2, причем местами сохранив даже дизайн деталек роботов(!).

В девяностые в этой стране питерский программист Вячеслав Медноногов написал клоны популярных на PC игрушек: Warcraft, UFO 1—2.

В современных интернетах используется как идентификатор олдфажности пишущих и примерно соответствует «а я вот в советские времена о…»

[править] Мультиплеер

Да, как ни странно, юные друзья, за много лет до появления этих ваших коопов в «Army of Two» и «Splinter Cell», ваши ископаемые предки вовсю рубились вдвоем в «Ikari Warriors», «Duet» и скроллерные леталки. Или играли друг против друга в «Beach Head» и «Karateka». И гоночки в split screen были, разумеется. Да, таранить друг друга тоже можно было. Благо, Спектрум поддерживал одновременно аж 4 контроллера: Kempston Joystick (отдельный, мог быть подключен только один джойстик такого типа), Sinclair Joystick (дублирующий цифровые клавиши на клаве, подключалось до двух штук сразу), Cursor Joystick (дублировались курсорные клавиши, а они совпадали с цифровыми и джойстик исключал тем самым сразу оба Синклер-джойстика, поэтому был никому не нужен) и саму клавиатуру. Даже если была только последняя, находились умельцы поместиться за клавиши вдвоем, втроем и даже вчетвером (Анонимус с нежностью вспоминает сеансы офигенных запилов вчетвером в винрарнейшую игру «Hot Speed»). В отличие от этого вашего PC на клаве можно было одновременно нажать восемь кнопок, по числу портов, по одной в каждой половине каждого ряда, и они нормально распознавались. Даже Тетрисы и Арканоиды часто запиливались под совместное прохождение. Так-то!

[править] Bill Gilbert

та самая надпись

Bill Gilbert — легендарный хакер и программист, занимавшийся взломом защиты фирменных версий игр с середины 1980-х (самая ранняя на памяти анонимуса 1986-го года) — начале 1990-х годов (самая поздняя — 1991). Во взломанных играх оставлял надпись «Cracked by Bill Gilbert», «Disked by Bill Gilbert», «Broken by Bill Gilbert» и даже «Modified by Bill Gilbert» (таковыми были «Knight Tyme» и «Duet»). Такие версии игр часто попадали в Россию. В некоторых работах подписывался как Hacker Bill Gilbert. Впоследствии разные люди использовали аналогичную подпись в качестве шутки или по непониманию (считая, что это традиция). Долгое время оставалось неизвестным, кто на самом деле скрывался под псевдонимом Bill Gilbert. Существовали различные версии, в частности, существовала версия, что это коллективный псевдоним группы хакеров. В настоящее время стало известно[7], что Bill Gilbert — это один человек. Живёт в Польше, Варшава, улица Фильтрова (Filtrowa). Имел ZX Spectrum 48K (и, судя по некоторым релизам «disked by Bill Gilbert», Beta disk interface старой версии). Появлялся на рынке на улице Гжибовской (Grzybowska), занимался продажей взломанных версий игр. В 1991 году по ряду причин (в частности, прекращение разработки фирменного ПО и спад популярности платформы в Польше) прекратил заниматься ZX Spectrum и компьютерами вообще. Женился. Информация о местонахождении и роде деятельности за период с 1996 года по настоящее время отсутствует. Настоящее имя хакера осталось неизвестным. Во время активности на ZX Spectrum-сцене Bill Gilbert сотрудничал с Mac, RAF и S.S. Captain (В начале 1990-х они перешли на платформу Amiga, основав группу Katharsis.). Помимо взлома занимался программированием. Автор нескольких музыкальных демонстраций. Указывал в них точную дату создания, иногда вместе с точным временем суток. Во всех подобных работах указан разный «производитель», а Bill Gilbert — как автор кода. Запилен в качестве исходного имени протагониста в новый Bounty.

[править] Синклерогешефт

Разумеется, студенты эпохи первоначального накопления капитала не могли пройти мимо такой благодатной темы для гешефта. И в 1987—89 гг. появилась масса подпольных синклермахерских, в которых оные поделия штамповались на коленках. Процессор приходилось недёшево покупать, а остальная комплектуха была вполне обычная и продавалась у барыг, иногда прямо уже готовыми комплектами, там же (не сразу, но достаточно быстро) появились и печатные платы, корпуса, клавиатуры и прочее. Оставалось всё спаять, настроить, проверить, и можно продавать. С каждого спаянного синклера выходила какая-никакая, но прибавка к стипе. Альтернативным бизнесом в те же времена была пайка телефонных АОНов, что требовало меньших вложений, имело гораздо больший рынок, но и приносило гораздо меньшую прибыль.

Многие продаваемые в СССР Спектрумы были изготовлены либо студентами, либо кустарными кооператорами. С 1988 года клоны в СССР также изготавливались на радиоэлектронных оборонных заводах. Они были качественно спаяны, однако многие их модели имели встроенную в ПЗУ поддержку русских букв, которая приводила к тому, что многие игры не шли. Ещё следует упомянуть такие чудеса схемотехнической мысли, как нестандартное количество тактов в прерывании, неполная дешифрация портов и другие хитрости, облегчающие жизнь сборщика и превращающая будни кодеров в срач, а жизнь потребителя в лотерею — запустится та или другая игра на этом клоне. Изредко заводскую прошивку ПЗУ после покупки меняли, например, "Урал-8 64к" после перепрошивки на расово верную ПЗУ "Turbo-90" тянул чуть больше игр.

[править] Спектрум и сеть

В начале 90-х был придуман и успешно прикручен к Спектруму модем. В Москве и (возможно) в других городах появлялись BBS-ки, которые на деле представляли из себя Спектрум с несколькими (до 4-х) дисками в дисководах и запущенной терминальной программой C-DOS. На дисках находился контент — игры, электронные журналы, переписка и прочее. Позвонив с помощью той же терминалки по телефону BBS, можно было приконнектиться к серверу, скачать оттуда что-либо, и что-то же закачать взамен. Примечательно, что команды на передачу и прием файлов в меню C-DOS выглядели как TRANSMIT и RECEIVE, а не UPLOAD и DOWNLOAD. Естественно, что в каждый момент времени подключиться к серверу мог только один компьютер. Позвонив же на телефон BBS в нерабочее время (или в теоретически рабочее, а на деле нет), вместо писка модема можно было услышать сонный голос сисопа или его родителей. Энтузиасты пытались организовать сеть на базе FTN («ZXNet»), но нельзя сказать, что эта затея увенчалась успехом. Алсо, анонимус утверждает, что в те славные времена ему удалось передать файл при помощи телефона, с одной стороны воспроизводя софтину с кассеты на магнитофоне, а с другой - записывая звук другим магнитофоном на кассету с последующей загрузкой в спектрум. После некоторого кручения регуляторов тембра и громкости получилось добиться более-менее приемлемой передачи, но удавалось передавать только короткие файлы, потому как в длинные передачи обязательно просачивались скрипы и хрипы телефонной линии и эффекты декадно-шаговых АТС, что приводило к сбоям загрузки. В 2003 один энтузиаст даже запилил сетевую игру Quake 1 (2d) для демонстрации почти что "нуль-модемного" соединения двух компьютеров тремя проводками.

[править] Спектрум и СМИ

b
А что ещё можно сделать со спектрумом

Имели место быть

  • Печатные издания. Журнал ZX-Ревю, доставляющий сотни знаний о Спектруме. Существовал с 1991 по 1997 год. Купить его можно было в Москве, на Новом Арбате, в почтовом отделении. Есть подозрение, что те, кто его продавал, составляли всю редакционную коллегию журнала. Верстался журнал, вероятно, опять же на спектруме, поскольку шрифт был моноширинный, а ширина колонки составляла 32 символа, но сделано это было так, что данная особенность не сильно выделялась из прессы тех лет. Первые года 4 журнал был весьма интересен и полезен, оставаясь, по сути, единственным и источником информации средством общения спектрумистов этой страны. Поздние выпуски журнала отличались эпическим унынием,например, полномера могла занимать статья о том, как приделать к Спектруму графический процессор от приставки NES, она же Денди.

Алсо, коллектив авторов издавал некоторые книги, в основном руководства по играм и по программированию.

  • Электронные издания. На дискетах продавался электронный журнал "Спектрофон", посвященный в основном играм. Также в сети имело место быть некоторое количество некоммерческих электронных журналов, соавтором которых мог стать любой желающий. Некоторые из них сошли на нет после первого выпуска, некоторые выпускались достаточно длительное время.

[править] Спектрум и кино

Имеется весьма винрарный фильм от BBC - Micro Men. О том, как Крис Курри запилил компанию Acorn Computers и соревновался с Синклером. В школы Великобритании стали закупать Acorn'ы (в историю вошли как первая платформа для игры Elite), однако в мировом масштабе они получили гораздо меньшее распространение, чем ультрадешёвый Спектрум. В фильме "Бразилия" в одном из эпизодов можно видеть прорисовку картинки на экране монитора компьютера, свойственную Спектруму. Также в польском фильме 1984 года "Секс миссия" (в совке более известном как "Новые амазонки") также есть сцена умопомрачительных компьютерных спецэффектов, в которых легко угадывается UDG (User Defined Graphics) спектрумовская графика.

[править] Картинки игрушек и софта

[править] Разное

[править] Клоны ZX-Spectrum

Олсо имеет множество клонов, по всему миру.[11] Тысячи их! А в постсовке особенно.[12]

А ещё существуют очень продвинутые (512k и выше+все навороты на шасси ZX) Scorpion cпектрум-совместимые клоны которыми фирма с одноимённым названием (Scorpion Spb) занимается занималась, уже 2 года как только на заказ.

[править] Ссылки

[править] Cм. также

[править] Примечания

  1. Которая, в свою очередь, получила свое имя от отца-основателя, Sir Clive Marles Sinclair. А приставку Sir он получил-таки за создание Спектрума. Nuff said.
  2. Неполный список советских клонов Спекки: Арус, Астра, АТМ, Байт, Балтик, Радон-Z, Блиц, Дельта-С, Дубна 48, Интер 48, Кворум 64, Компаньон, Красногорск, Ленинград 1, Ленинград 2, Спектр 48, Урал-48К, ВЕСТА ИК-30, Электроника КР-005, CIЧ-48, Сункар, Львовский вариант, Москва, Москва 128, Краснодар, Магик, Новосибирск, НЭТИ, Орель БК-08, Парус ВИ-201, Пентагон 48, Пентагон 128, Полигон, Радуга 001, Роби, Робик, Сантака, Импульс-М, Север 48, Спектр БК001, Таганрог 128, Харьков, Хоббит ПК8030М, Хоббит, Эрудит-002, ATM-turbo 2, BYTE, Contact C128, Contact CPS128, ELCOM-256, GRM, KAY-1024, KAY-256, Orizon-micro, Profi 2, Profi 3, Scorpion ZS-256, Scorpion ZS-256 Turbo, Scorpion GMX, Sintez 2, SintezM, Sintez, ZX-777, ZX-Next, Анбело, Атас, ВЕСТА ИК-31, Дельта-микро, Квант-БК МС0530, Компаньон 2, Мастер+, РАТОН-9003, Символ 48, Символ 128, Sirius, Дельта-С 128, Кворум 128, Мастер 128, Нарком, Форм, HIMAC 48, HIMAC 128, Contact МС64, Contact 128, Kontact, Нафаня, Магик 48, ZX-LAPTOP, Инфотон 030, Мастер 48, COMPACT-128, БК Эльбрус, Дуэт, Колибри, Lik Beta, Магистр 128, СПАРК-128, Эксперт-006, Элара-Диск-128, Электроника ВИ 202[2].
  3. Отличается от оригинального спектрума слегка допиленной клавой от Sinclair QL (Sinclair QL — аппаратно и программно не совместимый со Спектрумом, оказался УГ чуть более чем полностью и, собственно, и убил компанию).
  4. Делали ещё модели с турбо-режимом — 7 МГц.
  5. Однако, этот вариант Бейсика был настолько ущербен, что предпочитали пользоваться привычным Бейсик-48. А в занимаемую 128-м редактором ПЗУ советские умельцы прошивали различные утилиты, упрощающие жизнь пользователям.
  6. Тема метаний в своем сне нагло спизжена из гораздо более ранней Pyjamarama.
  7. Информация, приведённая здесь, составлена на основе слов Kicia (знакомый и соавтор одной из работ Bill Gilbert’а) и Hetteh.
  8. Алсо в неё можно невозбранно поиграть на NES и SMD.
  9. Кошерный предшественник быдловатого Bully.
  10. А вот для тех, кто хочет красивую графичку и кучу новых уровней. Римейк. Такие дела.
  11. http://ru.wikipedia.org/wiki/Клоны_ZX_Spectrum
  12. http://compmuseum.narod.ru/zx/clones/clon_rus.html


ПлатформыНеигровые (PCMSXСпектрум) • Консоли (ИгрыPSP) • Brick GameТамагочиИгровые автоматыDance Dance RevolutionPump It UpПлатформосрач
Источник — «http://lurkmore.ru/Спектрум»