Личные инструменты
В других энциклопедиях

Arcanum

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Арканум)
Перейти к: навигация, поиск
К вашему сведению!
В этой статье мы описываем само явление значимости™ Арканума для игрофагов и игростроя, а не составляем списки всех персонажей, навыков, школ магии и чертежей девайсов. Ваше мнение о том что круче, теслаган или волшебный меч здесь никому не интересно, поэтому все правки с упоминанием википедрической игроты и интересной только фоннатам, спискоты (которой место там ←, там ↑, там → или там ↓) будут откачены, а их авторы — расстреляны на месте из реактивного говномета, for great justice!
Вот так оно выглядело у них

«Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» — винрарная ролевая игра в стиле стимпанк. Является культовой, но почти неизвестной широким массам и нашей целевой аудитории. Весьма почитаема среди любителей жанра — считается одной из лучших РПГ за всю историю.

Содержание


[править] Общая информация

b
Оригинальная заставка игры. Такая пафосная и циничная.

Создатели, вероятно, считали, что умная и многосторонняя игра понравится людям, но в ней не оказалось типичных атрибутов Диабло — рандомности, месива и отсутствия сюжета, которые так любимы среди многих наших читателей.

Арканум — это, грубо говоря, смесь многих игр, которая брала от них лучшее и добавляла свои материалы. У фанатов фолла принято считать, что Арканум — его клон. Хотя, на самом деле, всё не так тупо, ибо авторы (Тим Кейн, Леонард Боярский и Джейсон Андерсон) по совместительству являются ключевыми разработчиками и дизайнерами этого самого Фоллаута. Несмотря на переработано-упрощенную систему SPECIAL и раскачивание навыков в процентном соотношении (также люто упрощено), реально Арканум имеет гораздо большее сходство с «Planescape: Torment»: это и большой объём диалогов, которые доставляют олдфагам гораздо больше 3D-шной рожи и матюков в современных играх, и обширные возможности для использования вспомогательных умений (как, например, интеллекта или обаяния).

Да, Арканум был первым из трёх винраров, выпущенных Тройкой. Увы, но утёкшая в сеть бета (страшно баговая и несбалансированная) убила Арканум для многих и сильно уменьшила прибыли от продажи для самой Тройки. Впрочем, авторы обосрались слишком во многих местах — это и сырая версия игры, доступная массам до выхода патчей, и графика, унылая для своего времени чуть более, чем полностью (не лучше, чем в BG, вышедшей много раньше). Это печально. Как и все творения тройки, игра — винрар, но, как и все же творения Тройки, одновременно и фейл. Парадоксально, но факт.

[править] Ролевая система

В игре используется одновременно упрощенная и усовершенствованная система S.P.E.C.I.A.L. (известная по Фоллу). Система очень и очень гибкая, что делает возможным нормальный отыгрыш. Правда, рост перса ограничен 50 уровнем, но это, если задуматься, ни черта не минус, ибо даже на 50 ГГ уже человек-месиво, а если убрать ограничение, то даже думать страшно. Тем не менее надо ли говорить, что буквально через неделю после релиза игры вышел соответствующий фанатский патч?

Присутствуют 2 шкалы для упрощения жизни игрока — Aptitude и Alignment — первая показывает склонность нашего любимого альтер-эго к магии/технологии, вторая же его характер — от −100 (вроде как очень злой) до +100 (вроде как совсем не очень злой). ИЧСХ, обе сильно влияют не только на саму игру, но и на отношение неписей к персонажу. Например, технологи терпеть не могут магов в своих лавках, а те, в свою очередь, тоже недолюбливают технарей; при этом, если вы великий маг/технарь, вас будут боготворить маги/технари соответственно; Аlignment влияет в основном на персонажей, которых вы можете брать и держать у себя в партии — добрый спутник не задержится с маньяком-убийцей, а психованный некромант не захочет жить со святошей. Также мировоззрение влияет на прохождение.

Особенностью игры является разделение всего и вся на магию и технологию. Можно, конечно, пройти всю игру, вообще не контактируя ни с тем, ни с другим... Собственно, магия и технология в Аркануме - две стороны одной монеты: практически все, что делает маг, может делать и технолог. Даже воскрешать людей. Играть технологом дорого и зачастую даже нудно - чтобы создать минимум снаряжения, нужно обегать десяток магазинов и облазить все мусорки в городах. Маг быстро расправляется с врагами, но тратит очень много маны. А поскольку мана и выносливость в игре суть одно и то же, то, если игрок увлекся боем и в азарте жмакает кнопку каста раз 10, протагонист покорно ложится отдыхать, пока его друзей рубят в куски. Но маг может пожертвовать одеждой и просто скупать синие пробирки в городах в огромных количествах перед очередным походом. Благо стоят недорого. А если заглянуть в раздел Гербологии, то неожиданно окажется, что мази и припарки шикарно и бюджетно восстанавливают магов, и т.к. магам высокий интеллект в любом случае надо прокачивать, то и техносхемы herbalism'а берутся не напрягаясь - и без существенных потерь в aptitude, так-то.

[править] Сеттинг и сюжет

b
Битва титанов

Действие происходит в мире Арканум, где, несмотря на засилье эльфов, гномов, полуросликов и прочей нечисти, имеет место развитие технологии: паровые двигатели, ружья, огнеметы, механические пауки, доспехи с паровым двигателем и прочие пневмопихи.

Главный герой летит на дирижабле «Зефир», который, объятый пламенем в результате нападения, падает на землю. Все присутствующие на дирижабле, кроме героя, гибнут. Полумертвый (спойлер: гном) передаёт главному герою кольцо и перед смертью просит «найти мальчика» и отдать это кольцо ему. С этого всё и начинается: религиозные фанатики (один из которых возжелает таскаться за протагонистом всю игру), наемные убийцы и злодей, куда же без них?

Пафосу и цинизму игры можно разве что позавидовать. Этими приятными пустяками (что редкость для игр) можно разнообразить себе отыгрыш, что доставляет большое удовольствие. Например, практически на любую фразу собеседника можно ответить грубо, многим НПС можно помочь повысить ЧСВ, с некоторыми даже переспать (таких шансов гораздо больше, если вы — девушка), или даже заставить любить вас. Стандартные формулировки диалога выглядят приблизительно так:

«

— Говори быстрее, полуорк.
— Извини за кровь на твоих ботинках, но смерть грязна

»
— Диалог на улице
«

— Мои братья по Ордену были достаточно со мной любезны, чтобы помочь с их удалением (разговор о пальцах на руках, отрезаны указательный и средний в знак раскаяния). Я стал спокойным с тех пор как удалил их.
— Боже! Любой, столь больной как Вы, должен умереть!

»
— Диалог с Вильямом Торндорпом, мастером короткоствола
«

— Да, что вам угодно?
— Я, пожалуй, выжму всю кровь из твоего мерзкого тела!

»
— Nuff Said.

Следует отметить особую вежливость, свойственную людям XIX века. Она придает многим их действиям еще более циничный оттенок.

[править] Особенности игры

[править] Достоинства

Гарфилд Телониус Ремингтон Третий
  • Можно играть разные роли, что, по иронии судьбы, редкость для RPG. Есть проработанная (правда, забагованная слегка) ветка для злодея.
Механизированная пушка такая механизированная
  • Можно водить с собой толпу NPC, которые всё время вставляют своё веское «фи» в игровой процесс, иногда доставляя немало лулзов своим неадекватным поведением.
  • Немало доставляет создание всяких чудесных вундервафель из подручного хлама по старинным рецептам, которыми, в основном, можно разжиться в городах, дварфовых поселениях, где-то в глубинах гор, а также в затерянном городе. Да и стандартные схемы, получаемые с ростом уровня, доставляют не меньше, делая отыгрыш ещё циничнее: опытный технарь может заставить вражину выпить йаду, вклоть ему транквилизатор или галлюциноген, либо просто порадовать того пачкой динамита аки этот ваш Калеб. Но это прерогатива технарей, колдунства резко искривляют руки, смещая их в сторону жопы, и волшебники теряют не только возможность лепить сложные технологические вещи, но и нормально пользоваться уже готовыми.
  • Можно взять с собой собаку. На хайлевелах она становится невъебенно крута: в одиночку рвет в лоскуты монстров, призраков, анхуманов, скелетов, нежить, големов, элементалей (расплачиваясь слегка потрескавшейся эмалью на клыках, но всем похуй), а ободранных волков и прочих ограбителей корованов перекусывает пополам пачками по 5-6 штук за ход — и бой заканчивается ещё до того, как прочие участники команды расчехлят свое оружие. Кто сказал «имба»? Eсли собачинка критически промахнётся и укусит сама себя, то сдохнет (урон от клыков ЗНАЧИТЕЛЬНО превосходит запас ХП), но по мере роста уровней животное развивается до мастера рукопашной, что сводит риск к минимуму. "Если б у собаки был инвентарь - она была бы главгероем!" (ц)
Почти как в Diablo
  • Можно невозбранно ужраться винища, после чего интеллект упадет до единицы, и герой начнёт очень забавно выражаться. Что интересно, записи в дневнике также будут выглядеть, словно их писало неграмотное быдло. Как вариант, можно создать героя-имбецила при генерации. Прохождение становится сложнее, но доставляет немало лулзов.
  • Невероятно широкие возможности для дипломатии. Можно прокачать игрока, который вообще не будет драться, а будет только убеждать, обманывать, выпытывать и использовать других в своих целях. В игре совершенно нормальна ситуация, когда вам приплачивают за то, что вы «освобождаете» персонажа от чего-то, что очень нужно вам.
  • На игровой процесс (а именно, отношение к персонажу и на варианты прохождения квестов) действительно влияют его раса и пол.
  • Продуманная и интересная система диалогов. Над выбором каждой реплики следует хорошо подумать. Произнесение ключевой фразы может либо сильно упростить вам прохождение, либо навсегда испортить отношение к вам НПЦ.
Собственно, вот такое вы увидите, если вас убьют.
  • Какую бы ересь Вы не творили во время игры, её всё же можно пройти, я гарантирую это!
  • Почти все квесты можно пройти несколькими разными способами. Если вам сказали вернуть украденный ножик, то вора можно обокрасть, можно выкупить у него этот нож или взять очередной квест. Ну или просто убить засранца, чтобы не воровал больше...
  • Весьма детализованный мир со своей историей, религией и т. д.. Добавляет шарма всякая дополнительная, не относящаяся к игровому процессу, информация в виде книг, дневников и некоторых диалогов (скажем, телега короля гномов о Камне и Форме) — чтение всяких холиваров типа «Сажи Богов» или «Орочьего вопроса» ничего не дает в игровом смысле.
  • Расизм, въевшийся в кости обитателей мира. Высокомерные эльфы смотрят на всех как на говно, дварфы-технари ненавидят их за ГСМ и лютый фап на магию, местные ЕРЖ-карлики прибрали к рукам власть и бизнес, быдло-орки находятся в самом низу социальной лестницы, ГРАБЯ@УБИВАЯ всех остальных, а человеки в целом вообще не влияют ни на что, а просто живут собирательством и охотой.
  • Красивая художественная озвучка сюжетных персонажей и большинства потенциальных сотоварищей. Не лишним будет сказать, что русская локализация скидывает это достоинство в недостаток, ибо заменяет все характерные голоса на стандартный голос жителя Таллина. Sad but true.
  • В игре полностью отсутствует разбиение на локации, а это значит, что можно спокойно, не открывая карту, пробежаться от одной точки к другой — займёт много времени (от севера к югу около 12 часов ручного бега), но все-таки.
  • Шикарная система магии. Случайно убили нужного NPC? Не беда. Можно вызвать его дух и поговорить о том, о чем вам надо. Или вообще воскресить. Можно сделать себе армию зомби из убитых врагов. Можно подчинить волю короля одного из государств и заставить его бегать за вами по всей карте. Кстати, забавна ещё и реакция NPC на применяемые вами заклинания. Если зачаровать вечно недовольного сопартийца гнома, чтоб он не смотался из вашей компании, то, когда действие заклинания сойдет на нет, разъяренный дварф просто пошлет вас на хуй и таки уйдет. На спелл зачарования обижается даже собака, к слову. Зато, если вы воскресите павшего в бою напарника, он станет навечно вам благодарен.
  • Можно выебать овцу.(в борделе в Таранте)

[править] Недостатки

  • Нельзя грабить корованы (зато можно грабить много чего другого).
  • Чересчур быстрая прокачка персонажа до максимального, пятидесятого уровня. Это случится где-то на середине игры, а то и раньше. Из-за этого прохождение побочных квестов чрезвычайно упрощается. Впрочем, это легко фиксится отключением рандомных встреч, дающих халявный опыт, а так же установкой патчей, отключающих бесконечный спавн мобов на некоторых локациях.
  • Игра позволяет создавать предметы и применять скиллы не только протагониста, но и сопартейцев, что могло бы дать много фана. Но этому мешает жуткая кривизна роста умений сопартейцев — ни один из техников не повышает дисциплины до максимума, а под конец они тупо качают самое бесполезное — хиты. Сопартейцы-эксперты встречаются редко и ближе к концу игры, когда они малополезны.
  • Низкая сложность второй (а для мага и первой) половины игры. Выкачав технологом нужные умения, можно сваять мегаружьё с фиксированным уроном и валить всех с одного, максимум двух выстрелов. Данную оплошность отчасти компенсировали в одном из последующих патчей. Лечится выставлением сложности на максимум, что изрядно остужает пыл потенциального манча - любая убервафля при низком навыке владения оной скорее уебет владельца, нежели потенциальную жертву. А для получения приличных шансов на попадание надо сперва выкачать навык (и соответствующую характеристику), а до этого знаменательного момента приходится ховаться от врагов и выполнять квесты. Баланс на месте!
  • Баговость/фичевость скриптов игры. В первом же посёлке существует возможность невозбранно забирать у торговца из сундука вещи, которые вы ему только что продали, заодно идентифицируя их нахаляву.
  • Баговость самой игры. Чтоб не вводить в заблуждение: в оригинальном Аркануме тоже много багов, но локализация (как всегда) добавила еще парочку своих. Лечится установкой фанпатча.
  • Режимов боя в игре приделали два, и поэтому нормально сделать не смогли ни один. В пошаговом бою фантастически рулит оружие ближнего боя, особенно с низкими затратами по времени: бой всегда начинается с твоего хода, и постоянно возобновляются очки действия (хотя, в принципе, если прокачать стрельбу из лука и добыть приличный лук, то герой за две секунды будет превращать врагов в решето). Верхом маразма являются гранаты, требующие 0 AP на метание и ранящие только врагов. В реалтайме же все бегают как бешеные веники, и пока игрок пытается понять, что происходит, и навестись на цель - большинство врагов выносится сопартейцами, или сам игрок выносится врагами.
  • Огромный, но практически ничем не занятый игровой мир. Чуть более, чем полсотни точек на туеву хучу квадратных километров карты — не то, на что надеется задрот. Зато каждое место каким-нибудь образом связано с людьми, событиями и пр. посредством квестов и сюжетных ответвлений.
  • Очень мало персонажей, которых можно трахнуть. Хотя немногие знают, что с повышением такой, казалось бы не особо нужной характеристики, как "красота", шансы на халявный секс значительно повышаются.

[править] Трагедия русского надмозга

Примечательно, что игра, не собрав достаточно денег, как и не менее винрарное творение Тройки — «Vampire: the Masquerade — Bloodlines», не была издана в СНГ официально, так что искать годный перевод придется долго, и неизвестно, подойдет ли хоть один (более-менее винрарный перевод фанатами все-таки сделан). Потому лучше пользовать оригинал.

Как известно, русские переводчики почему-то решили, что слово dwarf стоит переводить как «гном». Особых проблем до встречи с Арканумом никто не ощущал. В Аркануме же, подобно вселенным на основе ролевой системы D&D, встречаются две принципиально разные расы — dwarf (технически подкованные бородатые коротышки) и gnomes (жадные и хитрые коротышки). Из-за чего русификаторы постоянно их путают и додумываются использовать какие-то мутантские слова типа «тангары». В принципе, чаще всего dwarves переводят как «гномы» (ибо стереотип о суровых и бородатых гномах, кующих мифриловые кольчуги, уже сложился и разрушать его негоже), а gnomes — как «карлики» (алсо, К. О. сообщает, что «Белоснежка и семь гномов» — это как раз про дварфов). Хотя, по идее, должно быть наоборот. А про тангаров ребята начитались у Перумова. Вообще, тот перевод доставлял совершенно фантастически: при общей понятности текстов (что редкость для переводов тех времен) слова выстраивались в совершенно дикие конструкции, невообразимые даже в машинном переводе. Алсо, деньги там назывались «рублями», а пружины — «источниками» (spring). Вскоре среди задротов этой версии появилась гора сленговых выражений вроде "валяйте меняться, добрый мистер" или "я скоро возвернусь".

[править] Арканум-сообщества

  • Хотя о них, как и о самом Аркануме, знают 3,5 человека, как ни странно, они ещё живут и процветают. Наиболее крупным и живым из них сейчас является Арканум-клуб. Изначально Арканум-клуб был той самой кучкой маньяков, свинтивших и собравших безбаговую версию игры. Но дело на этом не остановилось и сейчас там активно клепают моды для сетевого Арканума, а также имеются проекты по Аркануму-онлайн и 3D Аркануму. Одним существенным недостатком этого ресурса является то, что большая часть его аудитории состоит из флудеров, троллей и предположительно девственников чуть менее, чем полностью.
  • Отдельно стоит упомянуть мод Ultimate Arcanum за авторством Сарумана и Ко, который позволяет играть в сетевой Арканум на оригинальной карте из игры и проходить все игровые квесты вплоть до убийства Кергана, весело обмениваясь с коллегами сообщениями в игровом чате, но все это с лихвой компенсируется жуткими багами, глюками, регулярными повисаниями сервера и вылетами из игры. Особо доставляет, когда какой нибудь новичок в Таранте пробует приобрести порно-журнал местную газетёнку и вместо неё получает вылет из игры и потерю шмота и экспы у всех, кто находится в онлайне, что вызывает лютый баттхерт у местных папок. Также там проводятся ФРПГ по Аркануму и литературные конкурсы, унылые чуть менее, чем полностью.


  • Арканум-сити — некогда был весьма известным ресурсом, популярным у арканумофилов, однако сейчас превратился в на редкость унылый форум.

[править] См. также


Источник — «http://lurkmore.ru/Arcanum»