Журнал «Страна Игр», №17 2005, страница 98.
День Гнома
B наш век молниеносных средств коммуникации со сверхсветовой скоростью распространяется все больше не знание, а глупость. Двести раз повторенная ерунда порождает культ. Вот скажите, достала ли вас синюшная лягушка по прозвищу Crazy Frog? И не говорите. Ни в телевизоре, ни в Интернете не продохнуть. Игру собрались про нее делать (хорошо хоть, не фильм от Уве Болла). Но не наше это все, не наше! На полях отечественного геймдева давно уже вырос чудо фрукт, ответ всем сисястым гробокопательницам и писястым амфибиям.
Вот что говорит о нем словарь терминов: "Неофициальный символ русскоязычного геймдев-коммьюнити. Кроме того, он нечто иное, как и его скрытая суть, гениальная и производящая фурор идея в странных и, возможно, необработанных, статичных формах, где форма и идея связаны друг с другом нераздельно и постоянно" (http://www.gamedev.ru/terms/GNOME). Низкополигональная трехмерная модель с цельнолитой бородой, раскинутыми в стороны руками и взглядом программиста, пытающегося вручную открутить бесконечный цикл, появилась на форуме gamedev.ru 31 октября 2004 года. На приведенной схеме было видно, что в сумку бородатого голема наглухо вмурована бутылочка с красной жидкостью. Следом была изображена загадочная нора с башенками в серо-коричневых тонах - место, где он живет. "Зацените гнома", - кратко гласил заголовок темы. Гном немедленно стал объектом дружеских издевательств, после чего удивительно быстро оторвался от своего создателя и превратился в достояние сообщества разработчиков. Постепенно прояснились некоторые детали героического образа. Гном, без сомнения, женат, не исключено и наличие детишек. Напиток в бутылочке был идентифицирован как легендарный йад (не путать с ядом!) Йад этот гном пьет сам, а также предлагает всем авторам. Соответственно, образ Гнома стал символическим, приобретя троякое значение: героя некоей абстрактной игры, порождения не менее абстрактного криворукого российского игродела, и строгого критика. Появилась и особая награда Gnome Award трех степеней за заслуги перед отечественным геймдевом (упомянем единственную игру-лауреата хотя бы ради ее названия: "Мега РПГ Вам Пирсинг").
Стиль, в котором выполнена модель гнома сравнивают с иконописным. И действительно, в простом образе нашего героя есть что-то истое, каноническое. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть. Гном - персонаж, безусловно, положительный, заряжающий своей энергией всех соприкасающихся с ним. Креативный заряд любителей йада поражает - тема, посвященная ему в форуме, растянулась почти на 100 страниц, следы Гнома были выявлены в творениях да Винчи и Ван Гога, о Гноме снимают мультфильмы {правда, пока короткометражные) и создают игры. В последнее время в компании Гнома были замечены такие известные деятели отечественной игровой индустрии, как Андрей "KranК" Кузьмин и Александр "Green" Федоров.
В чем же секрет популярности этого топорного, на первый взгляд, создания? Да в том, что его внешность - это наглядное воплощение души российского игроразработчика. И количество полигонов - намек на лишения, связанные с тяжелым материальным положением. Т-образную позу можно толковать по-разному. Это и парафраз распятия - "Тяжелы страдания наши, скажите спасибо, что мы вообще работаем в таких условиях", и жест рыбака - "Во-от такую игру забабахаем!" и пожатие плечами после релиза - "Ну, мы хотели как лучше..." Как таких ругать, если у них уже и так для себя припасен йад? Впрочем, гном пьет йад, и не умирает - такая "отрава" в российской культуре также известна и любима, в том числе и девелоперами. Широко открытые глаза с маленькими зрачками - символ злой иронии, преследующей многих начинающих разработчиков: как часто иные авторы, клонируя игру, не могут понять, в чем ее соль, и повторяют незначащие элементы, оставляя в стороне ключевые! Неряшливые борода и прическа символизируют кажущийся сумбур в мыслях программистов и гейм-дизайнеров, чьи речи непонятны непосвященным. Но как монолитна по своей сути борода Гнома, так и "растрепанные" мысли креативщиков геймдева в конечном итоге приводят к появлению завершенного продукта.
Желание Гномов-разработчиков самовыразиться приводит к появлению, например, таких проектов, как сериал "Храбрые гномы", последнюю серию которого взяла под свое крыло сама компания "Нивал". В других продуктах гномская сущность запрятана немного глубже - так, в "Койотах" Гном скрывается под личиной владельца автобуса Кайла. Автобус, это, разумеется "место, где он живет", а о своем пристрастии к йаду Кайл кричит на каждом шагу: - "Да я, за бутылку!" В MetalHeart Гнома явно символизирует мужичок с лейкой, сбивающий к черту весь баланс игры своим умением многократно атаковать противника, не тратя очков хода. Вне сомнения, в аптечке этого героя находится нескончаемый запас волшебного йада, которым он медленно, но верно угощает всех своих противников. Найти остальных гномов в русских играх вы сможете и сами (кстати, пишите, интересно, что вы там накопаете).
Зарубежные разработчики тоже пытаются нащупать квинтэссенцию своего ремесла, но пока им удалось лишь выделить четыре элемента, присутствие хотя бы одного из которых является залогом успешности игры. Вот они: ниндзя, пираты, роботы и зомби. Конкурс, объявленный сайтом gamedev.net. предлагает всем желающим создать игру, сочетающую в себе хотя бы два из этих элементов, хотя венцом творения будет, без сомнения, проект, содержащие все четыре сакральные сущности). Интересно, что прием работ на конкурс заканчивается 31 октября 2005 года. В России эта дата неофициально объявлена днем Гнома.
Илья Ченцов
|