Личные инструменты

Стругацкие

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
НЯ!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить ещё больше?
«

Б.Н.Стругацкий — однофамилец известного писателя А.Н.Стругацкого, писавшего под псевдонимом «братья Стругацкие»

»
Топоров
«

Есть ли такое говно, под которым еще не подписался Борис Натанович Стругацкий?

»
— После подписи БНС петиции в защиту Сванидзе в учебникосраче
Типичные советские интеллигенты

Аркадий и Борис Натановичи Стругацкие (סטרוּגּאַצקִי АБС, «Стругачи») — два брата-фантаста родом из СССР. Типичные советские интеллигенты, борцы с совком (cм. философский энциклопедический словарь).

Аркадий умер в 1991 году, а Борис по большей части жив, до сих пор рецензирует и воспитывает молодых пейсателей (в рамках своего питерского литературного семинара, из которого ещё в советское время вышла куча как приличных авторов, так и лиц с гондурасами, опухшими более чем на сто процентов). Алсо, издает журнал новой фантастики «Полдень. XXI век», а также ведет off-line интервью с читателями на www.rusf.ru. Пишет книги соло — написал две. Обе пронизаны депрессией и черным юмором, иногда служат поводом для холиваров.

Борис известен высоким ЧСВ, бывали у него и случаи жёсткого понтования с изображением из себя морального авторитета со сморщенным носиком (правда, ради справедливости, заметим, что сравнительно нечастые). Ну и долгих лет ему, чего уж там, доставляет мужик.

Содержание

[править] Чем знамениты

Написали великое множество великолепнейших книг, мощно распиаренных не только в этой стране, но и за рубежом. АБС ненатужно доставили всем слоям целевой аудитории — у них в багаже и танчики («Обитаемый остров»), и рыцари («Трудно быть богом»), и смехуечки («Понедельник начинается в субботу») с переходом в кухонную антисоветчину («Сказка о Тройке»), и покорение природы на отдельно взятых планетах в духе бессмысленного и беспощадного соцреализма («Страна багровых туч»), и космос по высшей пробе («Путь на Амальтею»), и настоящий сверхъестественный ужас по полной программе («Пикник на обочине»), и полная КафкаУлитка на склоне»), и два кубометра лютой бешеной интеллигентской рефлексии («Отягощённые злом», «Волны гасят ветер»), и «советский производственный роман» «Хромая судьба», и детектив с загадочными убийствами в стиле Агаты Кристи («Отель „У Погибшего Альпиниста“»), и даже виртуальная реальность для опытов над жывотными «Град обреченный». При этом практически любой опус, исключая разве что самые ранние вещи типа «Страны багровых туч», можно читать как прямолинейно, воспринимая только как боевик или только как комедию, а можно легко найти философский или политический второй слой, а если постараться, то и третий, но в этом случае нужно помнить, что анализируя талантливое произведение, можно легко впасть в ересь и возомнить себя пророком, единственным, кто понял, о чём это на самом деле. Так делать не нужно.

По некоторым из произведений сняты художественные фильмы и даже сделаны компьютерные игры (многие — зря).

[править] Меметичность IRL

«

— Правильно! — воскликнул бородатый. — На Лукоморье его!

»
— Понедельник начинается в субботу

Из произведений АБС в народ ушёл ряд мемов различной популярности (в этом плане особенно отличается эпически винрарный шедевр «Понедельник начинается в субботу», также на отлично доставляют средневековые персонажи ТББ):

  • Массаракш!
  • «А внутре у ней неонка!»
  • «А заметили ли вы, дорогие сэры, какие стоЯт погоды?»
  • «И животноводство!»
  • «Мнэ-э… не советую, молодой человек, не советую… Съедят!»
  • Сладок кус не доедала!
  • «Вам не кажется, что я поглупел?»
  • «Лучевое похмелье»
  • «Белый тезис»
  • «Человек, неудовлетворённый желудочно».
  • «Значить», «Куда брякнуть-та?» «По сусалам», а также «…, нес па?» «Кель ситуайен!» и прочие французские варваризмы — всё это, значить, нобль вё профессор Выбегалло, мон шер.
  • «Не вижу, почему бы трём благородным донам не <подставить по вкусу что именно сделать>». Фраза крайне вариативна, благородных донов может быть от одного до бесконечности, а действие может быть от «получить пару ударов палкой» до «поработать», и от «выпить» до «выучить наконец этот матан». Вообще в романе определение «благородный дон» используется множество раз, поэтому нужный эффект достигается простой заменой им любого местоимения в любой фразе.
  • «Это очень всё бла-ародно, а вот как там насчет баб?..» Опять же, не менее вариативная конструкция — баб можно невозбранно заменять на любое другое понятие, резко контрастирующее с идущим выше по тексту описанием «бла-ародного», цель — вызвать разрыв шаблона.
  • «Они желали странного». У дикарей в «Попытке к бегству» «желать странного» было самым наказуемым преступлением. Авторы, конечно, имели в виду прогрессивный образ мысли, однако пошлые читатели поняли как всегда. Пример использования фразы на башорге. Также фраза широко распространена на ЛОР'е.
  • Благородный дон поражен в пятку!
  • «Хамьё! Вы же неграмотные, зачем вам подорожная?»
  • «Можно, я лягу?»
  • «Когда еврейское казачество восстало, в Биробиджане был переворот-переворот, а кто захочет захватить наш Бердичев, тому фурункул вскочит на живот!..» Цитата сабжам не принадлежит, песня реально имела место до них. Впрочем, к настоящему времени в основном забыта, так что выведение цитаты в мемы — засчитывается[1].
  • «— Национальность? — Да!»
  • «Один вот так стоял, дали ему в глаз, больше не стоит, шерсть на носу»
  • «Возле здания стояло несколько квадратных атомокаров и расхаживал голубой полицейский с пистолетом».
  • «— Пить я вам даже не предлагаю, — сказал он и ловко поставил поднос на стол. — Я сразу понял, что вы — русский мальчик. У вас у всех какое-то особенное выражение лица. Не могу сказать, Иван, чтобы оно мне не нравилось, но при виде вас почему-то пропадает жажда. И хочется соревноваться за какое-нибудь звание даже в ущерб заведению».

Есть, впрочем, цитаты и посерьезнее — «Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят черные». Актуально, не правда ли? Или:

… надо самому пройти через сумерки морали, увидеть кое-что собственными глазами, как следует опалить собственную шкуру и накопить не один десяток тошных воспоминаний, чтобы понять наконец, и даже не просто понять, а вплавить в мировоззрение эту некогда тривиальнейшую мысль: да, существуют на свете носители разума, которые гораздо, значительно хуже тебя, каким бы ты ни был… И вот только тогда ты обретаешь способность делить на чужих и своих, принимать мгновенные решения в острых ситуациях и научаешься смелости сначала действовать, а потом разбираться.

Вы поняли эту телегу, мои маленькие девиантные друзья? Правильно, не поняли. Потому что эти же братья написали: «человечество будет поделено на две неравные части, причём меньшая из них форсированно и навсегда обгонит бóльшую» и свалит в свой «Небесный град Иерусалим». Кстати говоря, об этом писал ещё незабвенный и вам наверняка известный Ф. М. Достоевкий в «Бесах». Видимо, он был знаком с откровением Иоана Богослова из последней части Библии. Который в свою очередь является героем романа Стругацких «Отягощенные злом или сорок лет спустя». Или вот:

Странности… Нет никаких странностей. Есть просто неровности. Внешние проявления непостижимой тектонической деятельности в глубинах человеческой натуры, где разум насмерть бьется с предрассудками, где будущее насмерть бьется с прошлым. А нам обязательно хочется, чтобы все вокруг были гладкие, такие, какими мы их выдумываем в меру нашей жиденькой фантазии… Чтобы можно было описать их в элементарных функциях детских представлений […] Почему человек никак не научится жить просто? Откуда-то из бездонных патриархальных глубин все время ползут тщеславие, самолюбие, уязвленная гордость. И почему-то всегда есть что скрывать. И есть чего стесняться.

Как «ползут» эти самые тщеславие и уязвленная гордость, радостно демонстрирует анонимус на просторах современных интернетов.

А вот еще прекрасная цитата из Стругацких:

Дурака лелеют, дурака заботливо взращивают, дурака удобряют… Дурак стал нормой, еще немного — и дурак станет идеалом, и доктора философии заведут вокруг него восторженные хороводы. А газеты водят хороводы уже сейчас. Ах, какой ты у нас славный, дурак! Ах, какой ты бодрый и здоровый, дурак! Ах, какой ты оптимистический, дурак, и какой ты, дурак, умный, какое у тебя тонкое чувство юмора, и как ты ловко решаешь кроссворды!.. Ты, главное, только не волнуйся, дурак, все так хорошо, все так отлично, и наука к твоим услугам, дурак, и литература, чтобы тебе было весело, дурак, и ни о чем не надо думать… А всяких там вредно влияющих хулиганов и скептиков мы с тобой, дурак, разнесем (с тобой, да не разнести!).

Педивикия сообщает нам по этому поводу:

Роман «Хищные вещи века» считается в наше время чуть ли не самым актуальным из творчества Стругацких, ибо они угадали основные черты «общества потребления» ещё в середине 60-х годов. Довольно очевидно, что современное западное — а все больше и российское — общество приобретает черты, все более сходные с обществом романа. Читая повесть Стругацких, среди описываемых развлечений мы легко узнаем такие современные реалии, как рэйв («дрожка»), нынешнее увлечение «экстримом» («рыбари»), антиглобалистов и радикалов («интели») и т. д. «Слег» имеет определенное идейное сходство с первитином — делается в домашних условиях из грошовых общедоступных продуктов с использованием их нецелевых возможностей.

w:Хищные_вещи_века

Интересным для тебя, милый друг, будет узнать, что лет десять спустя схожие мысли высказывал американский психоаналитик Эрих Фромм в книге «Иметь или быть» («To Have or to Be?» N-Y 1976).

[править] АБС в творчестве современных пейсателей

Стругацкие оставили нехилый след не только в сердцах фанатов, но и в умах тех, кто решил зашибить немного бабла пейсательством. В результате мы имеем:

  • тему контакта в поздней советской фантастике.
  • «белые от бешенства глаза» в каждом втором произведении рассейской фантастики[2]
  • устойчивую (благодаря Переслегину[ЩИТО?]) мысль про зомбирующие лазеры со спутников как основу статуса-кво на отдельно взятой планете.
  • породивший много срачей двухтомник Лукьяненки про такой плохой полдень. Что интересно, как у братцев в качестве отмазки от гебни в романах встречаются отсылки к коммунизму, как первоисточнику описываемого светлого будущего, так и Лукьяненко решил, что светлое будущее должно быть прогнившим, с душком и лагерями. Ну и вообще наебнуться в ближайшей перспективе — просто потому, что так сделал коммунизм. Стоит заметить, что копипасты Стругацких встречаются во всех произведениях пейсателя.
  • «Драконий» цикл П. Шумилова с невозбранно скопипизженой у Стругацких вселенной Полудня (что интересно, Шумил не скрывает, а Стругацкий не против).
  • Серия СТАЛКЕР, на которой кормится множество убогих и бесталанных пейсателей, которые охотно общаются со своими еще более убогими фанатами [1], и регулярно сливают в срачах по самым простым вопросам (пруфы стерты тупой администрацией).
  • Хороший, годный фанфик «Змеиное молоко» [2] Успенского в продолжение «Парня из преисподней». Очень душевно рвёт шаблон и истинно алайски расовый получился. (см.ниже)
  • несколько книг серии «Время учеников», которая, собственно, фанфики на тему творчества АБС. Многие из фанфиков вполне достойные. (пример см. выше)
  • Высерная серия под названием «Обитаемый остров — проект Аркадия и Бориса Стругацких» (видимо, Аркадий Натанович самолично встал из могилы, чтобы подписать бумаги об учреждении серии). Как и в истории со S.T.A.L.K.E.R.'ом является убежищем и источником пищи для бездарностей.

[править] Исторические срачи

Самый могучий срач имени братьев Стругацких приключился в 1988 году, вызвав неподдельно эпическую драму. В этом году вышла в свет повесть Юрия Медведева «Протей», в которой был произведён феерически мощный наброс говнища на вентилятор.

Наиболее аццкая копипаста выглядела так:

…в дом покойника нагрянула по ложному доносу орава пытливых граждан с соответствующими удостоверениями, перерыли все вверх дном, рукописи постранично перелистали, книги, письма, личные вещи перетрясли, стены миноискателями просветили, даже урну с прахом покойного… Так вот, всю жизнь меня мучило, кто донос настрочил, какую цель преследовал, хотя насчет цели — ясно: после обыска лет десять имя светлое замалчивалось, даже из кроссвордов его вычеркивали. В средневековье на Руси это называлось «мертвой грамотой»… И увидел я тех, кто бред этот выдумал, подтолкнул подлый розыск. Двух увидел, состоящих в родстве. Один худой, желчный, точь-в-точь инквизитор. Изощренный в подлости, даже звездное небо в окуляре телескопа населявший мордобоем галактических масштабов, ненавистью ко всему, что нетленно, гармонично, красиво, вековечно. Другой грузный, с зобом как у индюка, крикун, доносчик, стравливатель всех со всеми, пьяница, представитель племени вселенских бродяг, борзописец, беллетрист, переводчик. При жизни всемирно прославленного гения оба слыли его учениками, случалось учителю их защищать, а после смерти его ни разу не позвонили вдове. Я увидел подноготную подлости, микромолекулярную схему зависти…

«Протей»

Если ты, мой милый девиантный дружок, родился уже после описываемых событий, то мы тебе сейчас всё это объясним простыми словами.

В данной копипасте Юрий Медведев фактически прямым текстом обвинил братков в том, что они написали донос на другого эпического персонажа советской фантастики, писателя Ивана Ефремова[3].

А надо сказать, что Медведев был даже на патологическом фоне позднего совка пейсателем бездарнейшим, поцреотом и фимозником в стадии застарелого бокланопоцтита черепа, — но при этом занимал крайне важный стратегический пост: был главой редакции научной фантастики издательства «Молодая Гвардия». Это означало, что данный кадр контролировал процесс издания практически всей советской фантастики (там, где речь шла о крупных книжных тиражах, само собой, — кого интересуют периферийные журнальчики?). Ещё с 70-х годов Медведев и Стругацкие дико разосрались, вследствие чего принято считать, что Медведев и «молодогвардейцы» всячески тормозили процесс публикации братьев.

И вот, поскольку «так было неможно» и вообще «Ефремов — это святое», а тут этакая предъява кинута людям, которые себя мнили чуть более, чем единственными продолжателями славного дела ефремовского, — срочно началось массовое негодование хомячков из числа фагготов (т. н. фэнов, членов клубов любителей фантастики, КЛФ). Соответственно, ибо перестройка к тому моменту уже грянула, двадцать лет копившееся говно взаимных обид хлынуло широким стремительным потоком, утопив в себе всех и вся, хоть как-то причастных к тусовке советских любителей фантастики. Ибо каждый деятель фэндома, отягощённый тремя прочитанными стругацкими книжками, немедленно возымел желание Высказать Мнение. Но так как перестройка кончилась столь же внезапно, как и началась, оставив после себя совсем новые проблемы в новом времени, вопрос увял.

А Медведев до сих пор троллит младшенького братца:

Для меня поднятый шум был полной неожиданностью, и сейчас даже я не уловил его смысла до самого конца. Мог ли я предполагать, что вольное сочинение, повесть фантастическая может стать предметом того, чтобы назвать меня… как угодно. Я решительно отвергаю подобные домыслы. Я оставляю право художника на чистый вымысел. Я даже удивлен, что отрывок из «Протея» вызвал у братьев такую бурную реакцию… А разве я кого-то из них назвал астрономом? Ах, вы об «окуляре телескопа»? Скажите, вам приходилось смотреть в окуляр телескопа? А мне приходилось много раз. Вы не заметили, что фраза в глядке телескопа написана, если угодно, не совсем даже по канонам русского языка? У меня есть причина, по которой я сделал именно так, а не иначе…

Повод для запуска вентилятора — «Стругацкие — это Лем для быдла».

[править] Современные срачи

[править] Фантасты ли Стругацкие

Довольно часто со Стругацких срывают покровы по двум основным направлениям:

  • Социальная фантастика — это такой савецкий междусобойчик, на западе заслуженно неконкурентоспособный — те же самые задачи легко решаются в рамках обычной прозы.
  • Ну и что вы пристали со своими Стругацкими? Писатели как писатели, неплохие, но совсем не наше всё™.

К сожалению, эти набросы не для неподготовленного исследователя — чтобы их развивать, необходимо хорошо ориентироваться в теме, как в советской фантастике, так и в американской. Аудитория для этой темы тоже нужна соответствующая, а такая и отбиваться может грамотно, подняв статьи о социальной фантастике и её значительности на Западе.

[править] Вдова писателя

Себя как в зеркале я вижу…

Бориса Стругацкого часто зло, но метко называют «вдова писателя». Дело в том, что, по сравнению с сольными книгами Аркадия, самостоятельные книги Бориса выглядят для многих блекло.

Кроме того, довольно-таки большая часть поклонников творчества АБС смотрит на эволюцию взглядов, которую а-ля Латынина прошёл Борис, с ужасом и отвращением. То есть, растворявшаяся для многих в тандеме личность внезапно развернулась во всю ширь и проявилась махровейшим либерастом.

Впрочем, тут кого что больше цепляет, кого безаппеляционность в сочетании с сильным отрывом от реальности, кого косноязычность, кого просто фактические ошибки.

В качестве примера, в одну строчку

Много ли военных мифов в Швейцарии — стране, на протяжении веков поставлявшей всей Европе профессиональных военных, ландскнехтов?

вкрались сразу две фатальные ошибки. Во-первых, военных мифов в Швейцарии дофига — у каждого кантона, у каждого городишки. Во-вторых, ландскнехты были злейшими врагами швейцарцев — «плохая война», выпущенные кишки вместо плена и прочее гуро. Но какая разница, если это служит рукоподаваемой цели обличения мифотворчества вокруг ВОВ.

Или сделавшее бы честь Купцову:

Я определяю фашизм (немецкий фашизм, нацизм) по-другому: это диктатура националистов.

Впрочем, срач идёт даже не по этому поводу, хотя на „нравственный ориентир“ можно ответить „старый, больной человек“ и разжечь. Главные дебаты идут вокруг выяснения роли БНС в АБС, упрощённо говоря:

  • БНС был полноценным соавтором
  • БНС дрянь и бездарь и без АНС писать был бы не способен

Всё, тушите люстры, выносите книги, сейчас начнётся интеллектуальный разговор, плавно переходящий в плевки и пощёчины.

[править] В этих ваших интернетах

[править] «Русская фантастика»

Это незавершённая статья. Вы можете помочь, исправив и дополнив её.
В эту статью следует добавить:

  • оффлайн-интервью на rusf.ru

[править] Гоблин и АБС

Однажды Дмитрию Юрьевичу Пучкову, в миру Гоблину, попалась на глаза книга мемуаров братьев Стругацких, где Борис рассказывал о том, как он бегал по редакциям, пока Аркадий сторожил рукопись (вообще-то, эта цитата из Ильфа и Петрова, которые, рассказывая о том, как пишут вместе, в свою очередь ссылались на неких братьев Гонкур[4]). В мемуарах советская власть упоминалась без должного энтузиазма, иногда даже Борис осмеливался распространять клевету на советскую цензуру.

Бравому оперу подобные наветы пришлись не по нраву (вероятно, издатель отказался от предложения разрекламировать книгу на oper.ru) и, ударив струей блевотины в таз, Главный поставил бедных старичков в один ряд с Аленом Даллесом, Новодворской, Сахаровыми и прочей советской интеллигенцией с интеллигентскими же корнями. О чем незамедлительно и сообщает в конце постов соответствующей тематики: «У меня на Лиговке полно таджиков. Спасибо либеральным интеллигентам вроде Стругацких, развалившим СССР» или «Борис Стругацкий ему руки не подаст» .

(К. О. отмечает невнимательность Главного, потому что оба брата не вполне гуманитарного образования: Борис — астроном, Аркадий, несмотря на военную карьеру, переводчик с японского, а их папа-ЕРЖ в молодости был лихим красным кавалеристом.)

Камрады немедленно объявили публичные заявления АБС ересью и объявили анафему всем поклонникам.

Вероятно, таким образом высказалась некая зависть Гоблина и попытка борьбы с тиражами издающихся до сих пор «Пикника на обочине» (справедливости ради, о «Пикнике на обочине» Гоблин отзывался положительно пруфлинк) и «Трудно быть богом» (в отличие от никем не замеченной «За державу обидно», где Опер рассказывает, как все было на самом деле), а также к популярности S.T.A.L.K.E.R.’a в противовес фееричной «Правде о 9-й роте».

Не умаляя заслуг Пучкова по разоблачению ЦРУ-шных козней Гипножабы и Каспарова, наброс Главного на Стругацких явился одной из вершин проявления его подорванного, очень подорванного психического состояния.

[править] Харитонов

Творчество сетевого писателя Михаила Харитонова (который на самом деле никакой не Харитонов, а просто хорошо замаскировавшийся Крылов) содержит немало троллинга стругацкофагов, см., например, пьесу Godmode.

[править] Стругацкие и фошизм

Весьма интересную трактовку Мира Полудня Стругацких предложил весьма умелый жидоненавистник-софист Юрий Нестеренко. С ней можно ознакомиться здесь.

[править] Предсказания

Ходят весьма подтвержденные слухи, что АБС удалось предсказать ряд некоторых вещей:

  • Настоящие аудионаркотики («Хищные вещи века»)
  • Рэйвы. «Дрожка» в «Хищных вещах века» — фактически прообраз дискотек с объебосами, только вместо веществ там что-то вроде гипноза через сочетание воздействия звука, цвета и неких волн, воздействующих прямо на моск.
  • Экстремальный спорт. «Рыбари» с их прыжками через высоковольтные провода и прочими развлечениями.
  • Модификаторы тела. «Артики».
  • Блютуэ-гарнитура. «Серьга-приемник»
  • Пейнтбол (а его еще не было в то время в нынешнем виде). «Ляпник»
  • «Готы» и прочие эмобои. «Грустецы», о которых упоминаний крайне мало, но несколько невнятный намек на их культ депрессии имеется.
  • Виртуальные миры. (спойлер: «Слег». Многие MMORPG все больше и больше напоминают иллюзорную реальность, хотя до ванны с горячей водой, таблеток репеллента внутриутробно и визжащего радиоприемника им еще далеко. Но задроты уже умирают от нервного и физического истощения то там, то сям.) И это только в «Хищных вещах века», а если хорошо покопаться в других романах, то и еще нароете, я гарантирую это!
  • Также братьями было предсказано существование колец у всех планет-гигантов, что для астрономии тех годов лютый вин.
  • Википедию (Болшой Всепланетный Информаторий в цикле 22 века и всемирное книгохранилище в «Понедельник начинается в субботу».)
  • Ну и много всего прочего. А чо хотели? пишите читайте сами.

[править] Примечания

  1. Хуй там плавал, расовые комические песнопевцы «Слобода» обильно несут песнь о еврейском казачестве с голубых экранов, что можно лицезреть, к примеру, здесь: http://www.youtube.com/watch?v=OhhjN_Sd2oI
  2. «Тут Бройдин поднял глаза. Они мгновенно залились белой водой бешенства.» И. Э. Бабель, Одесские рассказы
  3. Следует отметить, что БНС миллион раз признавал, что что-то на кого то он подписывал под давлением КГБ. Собственно, по утверждению автора ЗМЛДКС — книжка о нелегком выборе интеллигента под невыносимым довлением написана строго по мотивам его, младшего автора, весьма неприятного общения с кровавой гебней. Кроме того, процесс развода интеллигента на донос кровавой гебней весьма вкусно и со знанием дела показан в ПП. Но мы ведь не будем проводить параллелей?
  4. Некие братья, тем не менее, учредили литературную премию имени себя, которая на сегодняшний день является престижнейшей премией французской литературы.


Источник — «http://lurkmore.ru/Стругацкие»