Поп-арт
Материал из Lurkmore
« |
Я за искусство, которое не сидит на своей заднице в музее. | » |
— Рой Лихтенштейн |
Содержание |
[править] И зачем?
В Америке на тот момент (конец 1950-х) модной считалась непонятная хрень под названием абстрактный экспрессионизм — откровенно ничего не значащие многометровые мазюки, которые подавались как нечто крайне символизирующее и полное глубокого смысла и долго считавшиеся элитным и самым-самым VIP-искусством. Абстракционисты часто даже названия не придумывали своим… так сказать картинам, просто нумеруя их или называли их первой пришедшей на ум фразой, например «Автомобильный сок № 689» словно в насмешку над теми, кто все это покупал. Смотри Виллема Де Кунинга или Поллока.
Другие художники тоже хотели много-много денег и известности, некоторым просто хотелось постебаться над элитарностью да и над потреблядством вообще. Поп-арт начал с того, что брал любой популярный и знакомый всем символ, будь то фотки культуристов, ковбоев и пышносисечных дев из глянцевых журналов, упаковки от чипсов или банки из под супа и преподносил их как предмет искусства на здоровенных полотнах, но с откровенной иронией и сарказмом. Потом поп-арт можно уже было мастерить практически из чего угодно, вплоть до использованных пакетов из молока. Клаас Олденбург изготовлял из разных материалов всевозможную как-бы-еду — сосиски, помидоры, батоны. Даже соорудил монумент в виде рубленой котлеты. Чем-то похожим за полвека до них занимался Марсель Дюшан и его дадаисты, приделывая колеса к табуреткам, клея мусор и газеты на полотна и выставляя писсуар как предмет искусства.
Почти все художники поп-арта делали не одну уникальную картину, а могли штамповать десятками раз. Оправдываясь тем, что, мол, мы же стебём массовую культуру, а она ведь, зараза, тиражируется тысячами и миллионами копий. А нам что нельзя? Некоторые, явно неравнодушные к плетям и кожаным пеньюарам, создавали скульптуры или стулья весьма интересного содержания (см. галерею внизу).
[править] Примечательные люди
[править] Энди Уорхол (Андрей Вархола)
Выдающийся тролль, режиссер, создатель современной рекламы, художник, пейсатель книг, любитель Макдоналдсов, иногда гомосексуалист и настоящий американец (из семьи словацких пролетариев-эмигрантов). До сих пор пользуется некоторой популярностью в среде здешних дизайнеров, богоравен для дизайнеров за бугром. Вот у Артемия спросите.
Создатель знаменитых портретов Мерлин Монро, Элвиса, Мао Цзедуна, Битлов и пр. ничтожных личностей в кислотных и кричащих цветах. Ради лулзов тиражировал сотнями свою картину, где изобразил банку томатного супа «Campbell», и удачно впаривал ЭТО доверчивым и восторженным фанатам. Впрочем, почти все свои работы Уорхол тиражировал десятками методом трафарета и шелкографии, ради профита, конечно же — в день делалось по 50-80 копий, и так круглый год. ОН стилизовал под газетные фото и полицейские протоколы картины автокатастроф, портреты серийных убийц и бандитов; в общем, касался всего, что максимально далеко от «высокого искусства», да и просто искусства. Снимал фильмы, один из которых был длиной в 24 часа, без какого либо сюжета — камера просто снимала спящего человека. Сделав себе имя, Уорхол даже сотрудничал с производителями супа «Campbell», ставя свои автографы на настоящих банках с супом и консервами — их продавали моментально, принося отличный профит.
Ходили грязные слухи, что Уорхол обладал настолько лютым характером, что многие его… э, друзья и партнеры мужского полу пытались стать героями. Пообещав одному молодому актеру роль в своем фильме, Уорхол затем передумал. Актер сильно расстроился и выкинулся из окна, разбрызгав себя по тротуару. Легенда гласит, что Уорхол узнав об этом, с досадой произнес: «Что же он нам ничего не сказал — мы могли бы снять, как он падает». В 1968 году Уорхол сам чуть не стал героем, едва не убившись о пулю, выпущенную его старой знакомой Валери Соланс, актрисой в его фильмах и тру-феминисткой, создательницей общества «За принудительную кастрацию мужчин».
После того как Уорхол помер в его студии, размером с хороший склад, нашли кучу коробок «Капсул времени» в которые он годами складывал всякий мусор от огрызков яблок, до выерзок из газет о себе любимом, нашли даже чью-то заботливо упакованную мумифицированную ногу. Вообще вся жизнь его больше подошла бы какой-нибудь звезде рока, с которыми Энди тусовался — секс, драгс и искусство. Что тут сказать — богема. Попал в книгу об ахтунгах «Они изменили мир» вместе с Фредди Меркьюри и Элтоном Джоном.
Уорхол говорит…
« |
День за днем я смотрю в зеркало и каждый раз все-таки что-нибудь да вижу: еще один прыщ, например. Если пропадает прыщик сверху на правой щеке, выскакивает новый снизу на левой, на скуле, возле уха, на кончике носа, среди волосков в бровях, на переносице, ровно между глаз. Наверное, это один и тот же прыщ передвигается с место на место. Самое прекрасное в Токио — Макдональдс. Самое прекрасное в Стокгольме — Макдональдс. Самое прекрасное во Флоренции — Макдональдс. В Москве и в Пекине пока нет ничего прекрасного. 1975 год Мне нравятся деньги на стенах. Например, вы собираетесь купить картину за 200 000 долларов. Я думаю, вам следует взять эти деньги, перевязать их в пачки и повесить на стену | » |
— Уорхол |
[править] Рой Лихтенштейн
Отметился тем, что первым додумался перенести листы из комиксов на формат 2 на 3 метра, а то и больше, не гнушался даже Микки-Мауса и Дональд Дака. Дотошно копировал технику трехцветной машинной печати (рисовал комбинациями точек трех типографских цветов и черного, такой себе CMYK).
[править] Том Вессельман
Жизнерадостный любитель изображать голых женщин, больших и малых сисек, и не только. Начинал как карикатурист в мелких газетах. Прославился также совмещением с картиной реальных предметов. Идя по стопам дадаистов, Вессельман пошел дальше — написал натюрморт и продырявил его в нужном месте, дабы поставить на нарисованный стол настоящий телевизор, который можно было воткнуть в розетку и спокойно смотреть футбол.
[править] Последствия
Поп-арт виновен немало в появлении дизайна как такового. Породил кучу последователей разной степени талантливости и еще кучу дочерних стилей, например, оп-арт или гиперреализм — довольно странное, в современном мире и при современном развитии фото и цифровых технологий, стремление руками делать идеальную фотографическую живопись. И как ни странно, устраивая стёб над массовой культурой, поп-арт в конце концов сам стал ее частью, ее элитарной верхушкой. Стёб и профит — вот то, на чем держался поп-арт, причиняя как баттхерт всевозможным эстетам, так и кайф от осознания владения «произведением крутого искусства» для представителей интеллектуального большинства, обремененного лишними деньгами. Но кто сказал, что это плохо?
Стиль повлиял даже на часть фильмов о Джеймсе Бонде. Среди всяких искусствоведов считается визитной карточкой искусства Америки 1960-х, на которые пришелся расцвет поп-арта. А теперь его активно осваивают трафаретные граффитчики (ибо поп-арт относительно прост в освоении), люди приближенные к гламуру, свежевыпеченные дизайнеры и духовно богатые леди, хотя половина из вышеназванных не отличит Уорхола от Лихтенштейна и тем более понятия не имеет о сути™ и тролльскости поп-арта, зная лишь, что это течение как-то связано с богемной верхушкой ихних Нью-Йорка и Сан-Франциско и только поэтому должно быть охренительно крутым. Популярность поп-арта еще и в том, что его легко захренячить, зная лишь пару тройку приемов со слоями и масками в фотошопе. Вуаля, и за полчаса вы уже равны Уорхолу.
И конечно комиксы, которые получили от поп-арта свежий толчок (не унитаз) для развития.
[править] Поп-галерея
◄ ► |
◄ ► |
[править] Просветлиться
- Дадаизм
- Комиксы
- Общество потребления
- Современное искусство
- Потреблядство — объект стёба поп-арта
[править] Ssylkota
- Много поп-арта на аглицком наречии
- Более-менее годная подборка поп-арта на русском
- Там книга Энди Уорхола «Философия Энди Уорхола»
- Кучка
комиксовкартин Лихтенштейна
[ + ] Поп-арт — продукт великой американской культуры
|
|||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|