Айн Рэнд
Материал из Lurkmore
Halt! Страница огорожена от Легиона. Хочешь высказаться? Добро пожаловать в обсуждение. |
БЛДЖАД! Эта статья полна любви и обожания. Возможно, стоит добавить немного критики? |
ZOMG TEH DRAMA!!!11 Обсуждение этой статьи неиллюзорно доставляет не хуже самой статьи. Рекомендуем ознакомиться и причаститься, а то и поучаствовать, иначе впечатление будет неполным. |
Айн Рэнд (англ. Ayn Rand, ерж. Алиса Зиновьевна Розенбаум, עַלִיזה בַּת זִינוֹװִי רוֹזעֶנבאַום) — крайне любимая в узком круге ограниченных лиц американская писательница-философ. Не ахти какая известность в этой стране, а уж тем более в её интернетах абсолютно непропорциональна известности на Б-госпасаемом Западе и влиятельности ее идей в мировых масштабах. Весьма уважаема среди акул капитализма, а также и среди пустоватых людей, пытающихся стяжать успех не упорством и мозгами, а тупым подражанием мировоззрению первой категории.
Содержание |
[просмотр] Кто такая?
Как это заведено среди винрарных американских писателей, Рэнд была еврейкой по происхождению, иммигрировавшей в США из России. Юная Страна Советов причинила семье не менее юной Алисы немало неудобств — отец её был успешным химиком, содержавшим аптеку, настолько неплохую, что даже заработал привилегию жить вне еврейского гетто в Петербурге, но проклятые bolsheviks всё национализировали, а семью Розенбаумов просто выкинули на мороз. Упорный еврей не сдавался, перевёз семью в тёплые края и открыл в Крыму ещё одну аптеку — но вскоре коммуняки добрались и туда, и снова национализировали с трудом нажідое добро. Несколько позже, уже во время учёбы Алисы в университете, не растерявший веру в человечество Зиновий Розенбаум снова решил поучаствовать в аптечном кооперативе — ну ты понел. Кстати, из рабоче-крестьянского универа Алису всё равно выгнали за классовое несоответствие.
Поэтому когда в 1925 году Алисе таки удалось получить пиндосскую визу «для посещения родственников», она не колебалась ни секунды, и купила билет на пароход всего в один конец. Что характерно, в неизбежности успеха юная эмигрантка не сомневалась уже тогда. Именно в то время она придумала свой знаменитый псевдоним — то ли для того, чтобы решительнее порвать с прошлой жизнью, то ли чтобы, прославившись своим антикоммунистическим творчеством, не подставить под молотки оставшихся в СССР родителей. После кратковременного перебивания с хлеба на воду в Голливуде в качестве сценариста, Рэнд вышла замуж за молодого актёра Фрэнка О’Коннора, в 1931 году получила американское гражданство и начала заниматься писательством, весьма убедительно излагая в художественной форме свои философские идеи. Созданный ею философский дискурс Алиса Зиновьвна нарекла объективизмом. Из кружка друзей и соратников, среди коих наиболее известен жидомасонский злой гений Алан Гринспен, со временем выросло так называемое движение объективистов, в настоящий момент являющееся довольно неоднозначным явлением, ибо упомянутых в начале статьи пустоватых людей там довольно много.
[просмотр] Собрание сочинений
За всю свою писательскую карьеру Айн Рэнд написала всего четыре романа, начав с почти автобиографического «Мы, живущие» о том, как плохо, но недолго жилось в Советской России, и продолжив антиколлективистской антиутопией «Гимн» о мире, в котором отсутствовало слово «я». Понимающий человек легко определит корни интереса Рэнд к подобной тематике, однако её романы (в отличие от произведений более поздних диссидентов) не поливали говном собственно социалистическое государство, а имели скорее философский характер, некое подобие мысленного эксперимента, по результатам которого расово неверные идеи и человеческие качества поливали себя говном без помощи автора. Как, собственно, и произошло с этой страной IRL, ну а Рэнд пришла к успеху, причём гораздо раньше — в 1943 году.
[просмотр] «Источник» (The Fountainhead)
Пришёл он с первым по-настоящему эпичным философским романом Рэнд, в форме романтической драмы раскрывающим тему индивидуализма и эгоизма, как необходимых, более того — лучших человеческих качеств, на которых и строится вся эволюция от обезьяны к прогрессу. Естественно, подобные заявления были крайне оскорбительны для преимущественно христианской морали американского обывателя, так что роман был отклонён двенадцатью издательствами. Впоследствии Рэнд называла это испытание «двенадцатью ударами кнутом». Не сломавшись, она пошла в тринадцатое издательство. И успех таки пришел. Поддерживающая «общественную мораль» пресса также негодовала и поливала книжку говном, тем самым лишь обеспечивая ей популярность. Не вышло ни одной одобрительной рецензии, однако критики поели говна с лопаты — «Источник» стал бестселлером. Целевая аудитория в лице успешных (или стремящихся) людей была выбрана правильно, кроме того, высказываемые Алисой Зиновьевной идеи очень хорошо сочетались с прагматичным, индивидуалистическим менталитетом американцев и вполне реальной на тот момент настороженностью перед «красной угрозой».
[просмотр] «Атлант расправил плечи» (Atlas Shrugged)
Ну а это уже венец творчества, magnum opus и вообще практически «42». Писавшийся около 15 лет 1100-страничный роман-антиутопия не просто продолжает поднятую в «Источнике» тематику как бы превосходства способных и самодостаточных людей над остальными, но раскрывает её со всех возможных сторон.
Основная идея романа — «прогресс и вообще экономика держится на немногочисленных, не более 5%, представителях рода человеческого, и если они уйдут, то к остальным придёт песец» — вроде бы проста как веник, однако же вступает в острое противоречие со всё той же «общепринятой моралью», порицающей зарабатывание денег не во имя абстрактной социальной идеи, а исключительно ради старого доброго профита. ЧСХ, именно посредством laissez-faire капитализма и были созданы все те ништяки, благодаря которым быдло получило возможность меньше работать, больше зарабатывать и начать читать книги и даже высказывать своё мнение по их поводу, однако вместо вроде бы полагающейся благодарности, промышленники и прочие магнаты получают лишь порции говна и ненависти.
Книга Рэнд является по существу первой, в открытую изложивший такой взгляд на мир, за что и получила соответствующее признание — по оценкам Библиотеки Конгресса, «Атлант» является второй по значимости™ книгой, повлиявшей на сознание американского читателя[1] (впрочем, первое место заняла Библия, что символизирует), но особенно она любима в среде тех самых успешных и богатых людей, узнающих себя в героях романа. На сознание российского читателя, книга по понятным причинам практически не повлияла.
[просмотр] Немного объективизма
Как и во всяком прочем деле, вместо упоения любовью и обожанием всякому критически настроенному читателю стоит прощупать весь спектр взглядов автора на мир, а также попытаться отыскать истоки её «разумного эгоизма», заключающегося в ставке на рационализм, тем паче, что излагаемые идеи содержат ряд спорных утверждений (особенно касательно целеполагания и теории познания). По сути труды автора стали истоком некоей новой веры, псевдорелигиозного учения, оправдывающего действия и деятельность некоторой группы людей, её исповедающей, чем-то ей выгодного, оттого и распространяющегося в узком круге означенных лиц. Лулз же заключается в том, что автор сама была противницей таких «вирусов мозга» (во всяком случае, с её слов) — принятия некоего учения «на веру», без рационального познания и осознания. Второй лулз заключался во взаимоисключающих параграфах — автор и сама не так много знала о предмете (человеке, устройстве его психики и физиологии), о котором взялась судить-рядить, а потому скорее занималась подгонкой человека под теорию, чем строила теорию, исходя из объективной информации.
[просмотр] Стоит ли читать?
По вкусу. Если не пугает объем и, по мнению некоторых, определенная нудность повествования, то можно почитать хотя бы ради знакомства с весьма значимой в мировой культуре произведением и не менее значимым пластом философских идей. Небесполезно будет почитать и заради прочистки мозгов от левацкого мусора, который туда заботливо утрамбовывался многими поколениями христиан, социалистов и прочего быдла. У человека, в детстве пораженного в мозг продукцией краснознаменного советского агитпропа (а после бесславной кончины совка плавно переключившегося на Достоевского и прочую фофудью) оно с непривычки может вызвать недетский баттхерт и когнитивный диссонанс.
Противники идей сабжа советуют анонам поиграть в весьма достойный шутер Bioshock, сюжет коего изобилует отсылками к «Атланту». По их мнению, там показано, что происходит с такими идеалами. При всем уважении к ним, стоит отметить, что расклад из «Биошока» предельно гипотетичен. Также оппоненты, необдуманно изливая воду на вражескую мельницу, рекомендуют начать с расово верной недетской книжки «Незнайка на Луне» Носова, де-факто являющейся учебником «Капитализм для самых маленьких», перейти к столь же культовой по обе стороны окопов «Трилогии желаний» американского писателя Драйзера[2], а потом ознакомиться с биологической подоплёкой вопроса по книге «Эгоистичный ген» британского учёного Ричарда Докинза.
Читать Рэнд настоятельно рекомендуется в оригинале, чтобы получить дополнительное удовольствие, ибо россиянские корни пейсательницы наложили на её слог неизгладимый отпечаток. Конечно, совсем уж явных «сач мач?» и «хум хау!» там не встречается, но видно, что английский не родной и в результате текст читается весьма легко. А уж первая книга, такая богатая на «comrade Ivanov» и «upravdom», вообще местами приводит в экстаз не содержанием, а подачей оного.
[просмотр] Примечания
- ↑ Книга единожды упоминается в South Park в качестве унылого говна — после её прочтения Барбреди решил навсегда отказаться от чтения. Книга единожды упоминается и в Футураме — у мутантов всё состоит из вещей, спущенных в унитаз, поэтому в библиотеке ничего нет, кроме Айн Рэнд и нескольких унылых гомиксов (S2E05).
- ↑ Теодор Драйзер, сам будучи левым, нечаянно написал культовую среди буржуев трилогию, впечатление от которой прямо противоположно проповедуемой авторскими отступления нудной морали
[✡] Айн Рэнд. Матеrиал из Луrкомоrья — евrейской rасовой энциклопедии.
|
|||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
[ + ] Айн Рэнд внес значимый вклад в великую американскую культуру.
|
|||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|