В связи с началом акции по зачистке статей от мусора мы еще раз напоминаем: перед тем, как начинать редактировать статьи, крайне желательно ознакомиться с руководством по редактированию — особенно с той его частью, что касается использования тэгов ref и strike. И потом не говорите, что вас не предупреждали.
Смехуечки:Черновик и Чистовик
Материал из Lurkmore.
НЯ! Эта статья полна любви и обожания. Возможно, стоит добавить немного критики? |
Аншлаг! Аншлаг! Эта статья полна тонкой иронии и искрометного юмора. Следует заменить это на лулзы. |
Внимание! Расположенная в этой статье информация принципиально никем не проверялась и, вероятнее всего, добавлена сюда исключительно для лулзов. |
Черновик и Чистовик — хуевая бредовая знаменитая книжная дилогия, созданная Сергеем Лукьяненко.
Содержание |
[править] Черновик
В этой книге рассказывается (понятное дело, квадратно-гнездовым методом) про то как продавец компьютерного «железа», типичный московский обыватель Кирилл вернулся домой и обнаружил, что дверь его квартиры приоткрыта. Конечно же, его первая мысль была о грабителях: было как бе похоже, что охотник за чужим добром вскрыл металлическую дверь. Но внутри квартиры хозяин встречает не амбала с фомкой, а незнакомую женщину, которая возится на кухне с посудой. Дежа вю — мы уже видели это в фильме «Иронии судьбы». Посуда в руках девушки, конечно, «чужая», как и обои на стенах, и кафель в санузле, и мебель в комнате…
У Пейсателя же эта житейская сцена открывает не комедию про удачное похмелье, а приключенческий роман довольно оригинального (очень оригинального, очень) жанра. Первые главы «Черновика» (которые, по сути, и были черновиком в буквальном смысле слова) Пейсатель выкладывал в интернетах на всеобщее обозрение, а до того провел опрос среди любителей своего творчества: к какому жанру должна принадлежать следующая книга Лукьяненко? Фанатье, взбудораженные успехом «Дозоров», почти единодушно голосовало за «Городское фэнтези». Да, тот самый жанр созданный для «широкой возрастной аудиторий». То есть в переводе на русский — для тех, кто уже может пользоваться унитазом без табуретки, но все еще вынужден просить взрослых дядей купить ему в магазине спиртное. «Черновик» так и начался как типичный «горфэнтезийный» текст, но вот уж потом начал превращается в произведение, близкое к научной фантастике в ее классическом понимании.
Новая книга Лукьяненко получилась похожей на его предыдущий «внесерийный» роман — «Спектр». И сюжетом — в «Черновике» сплелись воедино несколько необычных миров, и персонажами — главный герой выступает, по сути, в роли «спектровского» Ключника, и структурой — каждая глава предваряется лирическим отступлением (Лукьяненко очень любит гоголевские приемы).
Итог: отличный образец фантастики, с довольно непредсказуемым сюжетом, оригинальным мироконструированием, литературной игрой, персонажами, которые живут в соседнем доме от вас и просто книга которую интересно читать. Да, конечно же есть книги получше чем эта, но на фоне большинства она, однако, выделяется в лучшую строну.
[править] Чистовик
Ровно через два года фанаты Лукьяненко, (а также просто те, кому понравился «Черновик») наконец-то дождались продолжения под названием «Чистовик». Кирилл в самом конце «Черновика» забрал кольцо из унитазного бачка вообще-то с ручки от сковородки из своей разрушенной башни, напялил его на палец[1], стал чуть-ли не полубогом, а сам сюжет книги так и не был закончен.[2]
Пейсатель легко вышел из создавшегося положения (не смог он как оказалось, придумать историю достойную первой книги). Кирилл ведь как внезапно оказалось в «Чистовике» — вовсе не супермен, он простой парень без особых умений. А сверхспособности… ну да, бывает, они возвращаются к Кириллу. Редко и безо всякой логики. И обычно, когда главгерой снова собирается помирать. Вообще, «рояли в кустах» и явления — «deus ex machina» щедро размещены по сюжету романа, персонаж которого долгое время не сопротивляется событиям и безвольно плывет по страницам. Правда, в середине книги автор берется обосновать происхождение и «роялей», и Кирилловых возникающих время от времени суперумений, но разумный читатель (а про Станиславского и говорить не приходится) не поверил бы в них. Особенно на фоне масштабной и вполне научно-фантастической Вселенной, в которую мы поверили еще в «Черновике». Кстати, этой авторской Вселенной Лукьяненко все-таки дал имя, прямо на страницах романа. Отныне ее правильно называть «Миром Веера».
Нужно добавить тот факт, что продолжения своих книг Лукьяненко часто пишет экспромтом, не ведая, что будет с персонажами дальше. Сам Пейсатель этого не скрывает и подтверждает то, что «Чистовик» в значительной мере стал импровизацией. А потому желающие могут искать нестыковки, не разъясненные загадки и сюжетные дырки. Будут искать — найдут, я гарантирую это! Впрочем, в таком творческом методе нет ничего плохого и пользуется импровизацией не только Лукьяненко. К примеру, Стивен Кинг, когда писал свой литературный шедевр — «Тёмную Башню», честно признавался: «Понятия, мол, не имею, о чем расскажет следующий том». Кстати, Лукьяненко этот цикл Кинга очень любит. Дань уважения «Башне» — это не только «сочинительство экспромтом», но и метания главного героя. Кирилл, подобно Стрелку, ищет свою Башню - высокую и темную, в которой сидит главный босс…
Но в книгах Лукьяненко главное не сюжет. Какая ведь нахуй разница — что будет с главным героем в конце романа?! Раз от лица собственного «я» повествует сам персонаж, значит, финал дилогии он благополучно переживет(Что, впрочем, очевидным не является: например, в известной повести "Интердевочка" рассказ от первого лица заканчивается гибелью рассказчика. И подобных примеров тысячи их!). В «Чистовике», помимо действия, есть все, за что любят писанину Лукьяненко. Более того, лукьяненковских фирменных «штучек» здесь столько, что его автора можно угадать буквально по любой странице. Пейсатель то и дело рассуждает о жизни: о трудностях и радостях, о причинах и следствиях, о важных мелочах и пустых проблемах. И выходит, что написано там не о таможеннике Кирилле и его приключениях, а о буднях и праздниках, друзьях и сотрудниках, о любимых книжках, еде и домашних животных и так далее, простых обывателей. В этом — весь Лукьяненко, в этом настоящая причина — 90 % его успеха и популярности. И «Чистовик», 21-й по счету роман автора, недвусмысленно показывает, кто из писателей по популярности в нашей русской фантастике «Номер Один» и почему (не будем говорить про то, хорошо это или плохо).
Итог: по традиции, чуть ли не каждый второй том в дилогиях Лукьяненко, к сожалению, получается слабее первого. «Фальшивые зеркала» не дотягивают до «Лабиринта отражений», «Звездная тень» — до «Звезд — холодных игрушек», «Танцы на снегу»— до «Генома». Да и «Близится утро» скучнее «Холодных берегов». «Чистовик» — качественная фантастика, но… «Черновик» заставил нас мечтать о большем, о да.
[править] Юмор. Черновик и Чистовик
Дилогия Черновик и Чистовик, Сергея Лукьяненко — у читателей вызвала противоречивые чувства. Если вы еще не решили, стоит ли читать Черновик и Чистовик, этот сокращенный пересказ поможет вам сделать выбор.
[править] Черновик
Сергей Лукьяненко:
— Все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему…
Читатели:
— Что за?
Сергей Лукьяненко:
— Это стиль, который я выбрал для новой книги. Каждую главу я буду заканчивать кульминацией, а начинать с трех абзацев рассуждений на отвлеченные темы. Предупреждаю: глав будет много, а съехать с заданной схемы я уже не смогу. У меня отсутствует свобода воли. Кстати, свобода воли — это и есть тема книги. Ну ладно, пора представить типичного фэнтезийного героя.
Герой:
— Здравствуйте. Я типичный фэнтезийный герой. Сначала я думал, что я обычный человек, а потом оказалось, что я Избранный. Кстати, меня зовут Кирилл. Но вы это скоро забудете, так что я буду заново представляться каждому встречному. Еще я курю и никогда не забываю об этом упомянуть. Других черт характера у меня нет.
Забавный помощник главного героя:
— Здравствуйте. Меня зовут Котя. Этого вы не забудете никогда. Я типичный забавный помощник главного героя. Я ношу очки и пишу эротические рассказы. Смотрите, я поскользнулся на шкурке от банана!
Загадочный голос по телефону:
— Здравствуйте, Кирилл. Поздравляем, вы стали Избранным! Явитесь по указанному адресу с паспортом для получения приза.
Герой:
— Так бы сразу!
Сергей Лукьяненко:
— Пока я писал вступление, я еще не знал, куда вывести сюжет. Собственно, я и сейчас этого не знаю. Поэтому некоторое время придется двигаться по стандартной схеме — а там что-нибудь придумаем.
Загадочные друзья:
— Следуй за белой розой.
Загадочные враги:
— Тра-та-та-та!!! Кых-кых!
Герой:
— Я знаю кунг-фу. Меня зовут Кирилл. Не возражаете, если я закурю?
Загадочные друзья:
— Поздравляем, Кирилл! Уровень «Кимгим» пройден. Посмотрите ролик с Загадочной девушкой и переходите на следующий уровень. Дверь в вашей башне теперь открыта.
Сергей Лукьяненко:
— О, пошел роман-то!
Герой:
— Кажется, я забыл покурить.
Загадочная Наталья:
— Здравствуй, Кирилл. Я зашла, чтобы продемонстрировать всю бесчеловечность системы. Я цинично убью твою девушку, виновную в покушении на полицейского.
Герой:
— Теперь я просто обязан присоединиться к террористам, которые на моих глазах едва не замучили ни в чем не повинную старушку с семьей.
Сцена драки с Загадочными врагами повторяется еще 254 раза.
Герой:
— Бах! Бум! А теперь я как будто из последних сил доползаю до точки сохранения!..
Сергей Лукьяненко:
— И наконец — драка с Боссом! Нет, сначала полагается драка с подручным Босса…
Загадочная Наталья:
— Глупец! Ты убил меня! Ты так ничего и не понял!
Босс:
— Глупец! Ты пытался убить меня! Ты так ничего и не понял!
Герой:
— Теперь я понял самое главное.
Читатели:
— Ну и?!
Герой:
— Не скажу. Ждите второго тома.
Сергей Лукьяненко:
— Кажется, я забыл, что герою надо покурить.
[править] Чистовик. Прошло два года…
Сергей Лукьяненко:
— Я так и не придумал, что он там все-таки понял. Продолжаем экшен.
Загадочные враги:
— Тра-та-та-та!!! Бабах!!!
Герой:
— Я все еще знаю кунг-фу, хотя в конце первого тома потерял все суперспособности. Это позволяет обострить сюжет, поскольку Загадочные враги теперь могут загонять меня в Безвыходное положение.
Загадочные враги загоняют героя в Безвыходное положение.
Сергей Лукьяненко:
— Я бы хотел воспользоваться возможностью, чтобы изложить свои взгляды на международное положение России. Недавно я съездил по путевке в Польшу, и…
Читатели:
Пропускают три абзаца.
Сергей Лукьяненко:
— Ах, так?! Тогда я буду развлекаться, вставляя в текст старые приколы и отсылки к интернет-феноменам. Бобруйск, фофудья, гламур, политике.
Герой:
— Несмотря на то, что я компьютерщик, все эти отсылки проходят для меня незамеченными. Кстати, мне надо покурить, что совершенно невозможно сделать, пока за мной гонятся суперполицейские.
Героя спасает Забавный помощник.
Герой:
— Ну наконец-то. А то с этой политикой стало скучно.
Забавный помощник:
— Ха-ха. Если ты думаешь, что это было скучно, — подожди, пока мы доберемся до обсуждения теологических и экономических вопросов с каждым второстепенным персонажем.
Перед читателями проходит череда Второстепенных персонажей, никак не влияющих на повествование.
Восторженные поклонники Сергея Лукьяненко:
— Какая проработка мира! Какая широкая эрудиция!
Сергей Лукьяненко:
— Вообще-то действительно стало скучно…
Загадочные враги:
— Тра-та-та-та!!! Бабах!!!
Герой:
— Я знаю кунг-фу. Мне надо покурить. Меня зовут Кирилл.
Сергей Лукьяненко:
— Гораздо лучше. Теперь переход на следующий уровень и драка с Боссом… Нет, сначала решение финальной головоломки…
Герой решает финальную головоломку.
Герой:
— Я многое понял. Свобода есть осознание наличия выбора. Для свободного человека нет ничего невозможного. Это очень глубокая свежая мысль. Теперь я могу Надрать задницу Боссу.
Финальный босс:
— Согласно традиции, я произнесу финальный, все объясняющий монолог. Значит, так: ты имел вектор развития, опасный для пути, которым шел твой мир.
Герой:
— Вообще-то я работал продавцом в компьютерной фирме.
Финальный босс:
— Ты просто не представляешь, как опасны для мира бестолковые низкооплачиваемые продавцы из компьютерных фирм.
Герой
Надирает задницу Финальному боссу. Потом Герой надирает задницу Поляку, который пару дней назад кинул в него камешком. Потом Герой надирает задницу простому Почтальону, который вообще ему ничего не сделал. Потом Герой надирает задницу собственному Забавному помощнику, который даже Не сопротивляется.
Герой:
— После обретения всемогущества первое дело — посчитаться с обидчиками. Оно же, собственно, и последнее. Я устал. Я ухожу.
Роман неожиданно заканчивается.
Сергей Лукьяненко:
— От судьбы не уйдешь. Всяк сверчок знай свой шесток. По Сеньке и шапка. Мойте руки перед едой.
Это очень Свежие и Оригинальные мысли.
[править] Цитаты
«До чего дошло — классику никто не помнит. Процитировал Стругацких без кавычек, сделал, так сказать, литературный комплимент — а читатели стали хвалить фразу как мою»! |
— Писатель Мельников из «Черновика». |
Я протянул ему бутылку «Оболонь». Не выдержал и спросил:
— Слушай, что ты все время берешь это пиво? |
— Из «Черновика». |
Здесь и впрямь был Кремль. На башнях вместо звезд или орлов были водружены золотистые треугольники. Честное слово, я бы обрадовался хоть арабским сурам, хоть иудейским шестиконечным звездам — это было бы понятно. А треугольники? Масонская пирамида? Ага, только перевернута основанием вверх. Символ троицы? Да уж, с тем же основанием можно решить, что это призыв сообразить на троих… |
— Из «Чистовика». |
Совсем высоко в горах, отделенное от города зеленой полоской леса, высилось здание совершенно чужеродное, напоминающее футуристический небоскреб: стекло, металл, бетон, гнутые плавными линиями вокруг невидимого центра. Что-то вроде… вроде полусложенного веера, который закрутили вокруг оси. Оно было здесь настолько несуразно, что даже не сразу бросалось в глаза, сознание словно отфильтровывало картинку за полной ее неуместностью. |
— Из «Чистовика». |
[править] Факты об сей писанине
- Когда дело дошло до то того, чтобы определиться с названием первой книги этой дилогии, автор делал выбор между: «Черновиком», «Хранителем» и «Функцией».
- После выхода «Ночного дозора» на экраны кинотеатров критики надоедали Сергею Лукьяненко упреками в продакт-плейсменте, то есть в упоминании торговых знаков на правах оплачиваемой рекламы. Из чувства протеста писатель поместил в текст «Черновика» несколько брендов, например, известную марку мобильных телефонов. Или упоминание ныне покойной Корбины. Естественно, никаких денег от потенциальных рекламодателей за свою «акцию протеста» Лукьяненко не получил — это лишь литературная игра.
- Слово, вынесенное в заглавие романа Чистовик, не встречается в его тексте и никак не объясняется. Будем считать это обыгрыванием названия «Черновик» (первый роман дилогии). Феномен «правильного брендирования» проявляется и в фантастической литературе.
- Как и в случае с «Черновиком», главы «Чистовика» Пейсатель выкладывал в своем блоге (интернет-дневнике). Комментировать мог любой желающий. Там же автор уточнял некоторые специфические детали, чтобы книга вышла достоверной. Например, Лукьяненко справлялся о технике скалолазания и разговорном польском языке. Сейчас в том же дневнике обсуждаются отрывки из следующего романа, в жанре плутовского фэнтези.
[править] См. также
[править] Ссылки
- Скачать книжки Черновик и Чистовик можно отсюда
- И отсюда
- Скачать аудиокнигу по Черновику и Чистовику можно здесь
- Рецензии читателей на эту дилогию
- Обсуждение Черновика и Чистовика
[править] Примечания
- ↑ Создатели «Властелина колец» негодуэт!
- ↑ Некоторые «знающие люди», правда, после выхода «Черновика», заявляли, что там открытый финал, не требующий никаких дополнений. Но это не так, мои юные друзья, там в конце книги просто-напросто оборвана сюжетная линия. Так что продолжение «Черновика» должно было быть.