Личные инструменты
В других энциклопедиях

Война миров

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск

Война миров — литературный и медийный мем, к созданию которого по чистому совпадению приложили руки два Уэллса, не являвшиеся ни родственниками, ни даже однофамильцами (Herbert Wells и Orson Welles).

Содержание

[править] Книга и первые фанфики

Паропанк, сцуко!
Пропаганда здорового образа жизни
Православно-кондовый вариант.

Классическое произведение английского писателя Герберта Уэллса «The War of the Worlds» было впервые опубликовано в журнальном варианте в 1897 году, а отдельной книгой вышло в следующем. Читатели испытали экстаз от того, что на страницах книжки:

  • сраному мирку доброй старой Англии пришёл внезапный пиздец;
  • пиздец этот пришёл из космоса, а конкретно — с планеты Марс;
  • марсиане, оказывается, похожи на гигантских осьминогов и питаются кровью христианских младенцев гуманоидов;
  • по этой причине договориться с пришельцами ни за что не получится — поедатель шаурмы не ведёт с ней переговоров;
  • у марсиан имеются тепловые лучи, боевые треножники, отравляющие газы и они, по замыслу автора, непобедимы;
  • спасение человечества в этой войне возможно лишь случайное — например, если у марсиан не будет прививок от гриппа.

Уже сам по себе этот сюжетный наброс тянул на легендарную победу. Но кайфа добавили талантливо описанные автором сцены расправы, учинённой пришельцами над беззащитным населением и над столь же беззащитными Royal Navy & Royal Army. Впрочем, один боевой треножник артиллеристы всё-таки расхуячили удачно разорвавшейся шрапнелью или гранатой[1], а корабль «Сын грома» выпилил нахуй ещё два: один из орудий и один методом бoжественного ветра (лазер не лазер, а когда тебя ёбнет over 100 тонн железа со скоростью 50 км/ч…)[2]. В общем, марсиане на море больше купаться не ездили. Сказали вода холодная. Но больше ни разу не получилось — видимо автор попросил их больше так не делать, и не ломать ему сюжет.

Атмосфера предчувствия конца была передана невообразимо остро и реалистично.

Пока читатели щёлкали челюстями, предприимчивые издатели поспешно извлекали профит. Сотворение коммерческих фанфиков началось сразу же по выходу оригинала. Так, в Северо-Американских СШ в 1897-м появилась адаптированная к местным условиям версия «Fighters from Mars: The War of the Worlds» Арчи Брисбена, смешная «Edison’s Conquest of Mars» Гаррета Сирвисса и куча комиксов. Особняком стояла весьма интересная «To Mars with Tesla» Уэлдона Кобба, где наш любимый венерианский серб нанес Марсу сокрушительный ответный удар.


Вселенная «Войны миров» в тот исторический период очень напоминала то, что позднее случится со Star Trek — сотни, сотни километров исписанной графоманами бумаги и психоз среди целевой аудитории.

Всё это было такой благодатной почвой для провокаций, что грех этим было не воспользоваться!

[править] Зомбопьеса из репродуктора

Два дружка — сценарист Говард Кох и режиссёр Орсон Уэллес — 30 октября 1938 года устроили представление, навсегда вошедшее в историю, как пример наиболее успешного массового поражения мозга на расстоянии.

Кох продал компании CBS сценарий по книге Г. Уэллса. Однако американский почти однофамилец писателя предложил, шутки ради перенести действие из какой-то там неизвестной реднекам Англии (Мэри Поппинс, чай, дожди) в родные Соединённые Штаты. Корабли марсиан приземлялись на окраине реально существующей деревни Гроверз-Милл, штат Нью-Джерси. Оттуда же начиналась тяжёлая поступь боевых треножников по цитадели мирового капитала.

Лютый вин состоял в том, что авторы троллинга очень хорошо учли вкусы массового потребителя. Так, например, дисклеймер о том, что всё в дальнейшем сказанное является фейком, был подан в то время, когда большинство расовых американцев слушало музыку по развлекательным каналам, а начало, собственно, спектакля, было спланированно на время, когда эти самые американцы начинают шариться по эфиру в поисках новостей. Таким образом, для большинства слушателей, спектакль внезапно начался чуть позже, чем запланировано, когда вступление ("Этого нет, но это может случиться с вами, и если это случится, то это будет выглядеть примерно так") было безнадёжно пропущенно. Что, собственно говоря, и планировалось.

Спектакль был сделан не просто так, а на самом современном уровне спецэффектов того времени. Например, текст перебивался шумовыми помехами, прогнозами погоды, биржевыми сводками, что придавало пьесе репортажный характер. Стервец Орсон даже нашёл актёра, который сымитировал в нужном месте голос тогдашнего президента Штатов Рузвельта.

Диктор начал вещание словами:

«Леди и джентльмены! Только что мне в студию принесли телеграмму с места событий в Гроверз-Милл… Секунду… Вот — по крайней мере 40 трупов найдено в поле к востоку от деревни. Все тела обуглены и изуродованы до неузнаваемости».

Потом в эфире появился «астроном», объявивший о научно подтверждённом факте инопланетного вторжения. Паника охватила более двух миллионов человек. Сотни тысяч людей бросились бежать в леса. Религиозные лидеры сразу нескольких конфессий объявили Армагеддон. Негры занялись мародёрством. Было весело.

К концу дня всю малину обгадили конкуренты CBS, распространившие весть об обмане. Орсона и Коха со товарищи хотела линчевать толпа, но их отбила полиция. (А их коллег десять лет спустя и в Эквадоре — не отбила. Пожарные тоже опоздали)

Завершающая фраза была сказана:

«Итак, до свидания. Если сегодня в вашу дверь позвонят, а за порогом никого не окажется, знайте: это не марсиане, это Хэллоуин

Известно, что опыт Орсона Уэллеса пришёлся по нраву одному энтузиасту радиодела по имени Пауль Йозеф Геббельс. Говорят, он внимательно изучал записи CBS и чего-то там конспектировал. А недавно дедушку Уэллеса попытались повторить грызуны из канала Имеди, которые на всю Грызунию распространили сообщение о вторжении, ЧСХ, русских.

В истории средств массовой информации провокация Орсона Уэллеса до сих пор считается хрестоматийным примером победного воздействия на тупоголовые массы с минимальными накладными расходами, и еще раз кое-что доказывает. Алсо, следует добавить, что Орсон Уэллес озвучивал Уникрона в винрарнейшем мультике Transformers the Movie, а затем принял ислам. Уэллес вообще был очень годным троллем — например, в первом же своём полнометражном фильме «Гражданин Кейн» (который, кстати, часто считается лучшим фильмом все времён и народов) он вызвал такой баттхёрт у газетного магната Хёрста, что тот начисто запретил упоминать о фильме во всех своих изданиях, что привело, фактически, к провалу фильма — однако Уэллес стал не просто известен, но знаменит.

[править] «Война миров» как термин

Алгоритм напейсания

Название романа Г. Уэллса используется как обозначение особого пласта научно (и не очень)-фантастической литературы, когда в основу сюжета положено вторжение на Землю злобных пришельцев. Анонимусу следует прочесть, например, роман Р. Хайнлайна «Кукловоды» («The Puppet Masters»), серию романов Г. Тартлдава «Мировая война» («Worldwar»), его же великолепный рассказ «Дороги, которые мы не выбираем» («The Roads Not Taken»), повесть Г. Гаррисона «Цель вторжения: Земля» («Invasion: Earth»). А можно всё это и не читать, ибо подобных книг — тысячи.

Как правило, все произведения на эту тему строятся по схеме, которую придумал Г. Уэллс. Меняются детали, но не общий смысл. Это так всем поднадоело, что лет …надцать назад «Техника-молодёжи» разместила на своих страницах схему-алгоритм для изготовления НФ-произведения в перерисовке Р. Авотина, ранее включённую Станиславом Лемом в его монументальное исследование «Фантастика и футурология», изданного еще в 1970 году. Сюжет «Войны миров» являл собой один из вариантов развития алгоритма.

Особо следует отметить, что фанфики к роману Г. Уэллса продолжали писать в течение всего ХХ века. Из самых любопытных: повесть Л. Лагина «Майор Велл Эндъю», трилогия Дж. Кристофера («Белые горы», «Город золота и свинца», «Огненный бассейн») и роман К. Приста «Машина пространства».

[править] Рок-опера

Нельзя обойти и такой феномен, как рок-опера Джеффа Уэйна «Война миров» (вышла в 1978-м). Это пересказывать нельзя, это надо смотреть и слушать. Видео здесь. Впрочем, есть разные мнения. Кто-то считает оперу единственной неудачей Уэйна. А кому-то нравится обложка альбома by Michael Trim и вкладной буклетик с рисунками by Geoff Taylor.

[править] Компьютерные игры

Безблагодатный пример

До хрена и больше. От примитивной игры для мобильных телефонов до реал-тайм стратегии.
Немалой части шарма винрарная Half-life-квадрат обязана страйдерам — тем самым невозбранно спизженным боевым треножникам.

[править] Фильмы

Фильмов известно четыре.

В 1953-м году вышел совместный американо-британский фильм Б. Хаскина, получивший Оскара за спецэффекты. Хотя не надо было давать. Национально правильные марсианские треножники режиссёр заменил летающими блюдцами — для съёмки треног потребовалось слишком высокое напряжение, а техника безопасности не позволяла. Вообще в то время зарождалась истерия по НЛО. Война миров + новая мода на летающие тарелки = ПРОФИТ.

В 2005 году к экранизации приложил руку якобы великий этот ваш Стивен Спилберг, перенеся действие в современный (!) Пиндостан. Фильм, в общем, маловразумительный. Уже то, что марсианские треножники были незаметно спрятаны коварными пришельцами под землю, вызовет у любителя творчества Г. Уэллса жжение в попе. Метания Фомы нашего Круза с дочкой по апокалиптическим развалинам выглядят неубедительно (оценены по достоинству «Золотой малиной»). Бюджета потрачено много, толку — чуть. Не был показан даже бой миноносца с треножником, одна из самых лучших сцен в книге.

И, всё-таки, местами вин — трубный рёв треножников (монохромат частотой примерно 100 Гц), давка, паника и мародерство, бессмысленная и беспощадная битва танчиков с треногами — мизантропы ликуют, ну вас, уэллсофаги, нахуй с этим вашим СПГС.

Известные умельцы отличились и здесь. Томас Хауэлл снял на коленке нечто под названием «Война миров», а затем немного подумал и снял «Война миров-2: Новая волна». В попытке слепить оригинальное произведение Уэллса и «Edison’s Conquest of Mars» Гаррета Сирвисса получилась редкостная хуита с бездарными актерами. Также стоит отметить канонічный сценарий фильма Тимоти Хайнса — с православными треножниками, Англией XIX века и т. д. Но всем как всегда.

«Очень страшное кино-4» — стёб над Спилбергским высером. Тема треножников раскрыта в полный рост. «Мы построим свои треножники! Только с четырьмя ногами!»; «Это — Детройт (дым, огонь, стрельба, крики). А это — Детройт после нападения (то же самое, только с треножниками)».

[править] Треножники

Боевые марсианские треножники можно рассматривать, как отдельный мем. Этим страшным девайсом в рунете снабжают Сталина, Путина и тому подобных персонажей. А ещё школьники, не читавшие Уэллса, заявляли, что треножники в фильме Спилберга спизжены из второй Халфы. Также, подобие треножников можно увидеть во втором StarCraft'е — разработчики гордо заявляли, что их треножники лучше аналогов, потому что четырехногие.
А покататься на них и пострелять тепловыми лучами (и даже поиздавать эти запоминающиеся страшные звуки!) можно в Unreal Tournament 3 — там этот убердевайс зовётся Темноход и изначально принадлежал (кому бы вы думали?) злым инопланетянам (некрисам). Так что это, пожалуй, самая удачная копия Тех Самых треножников.

[править] Алсо

  • Журналисты любят употреблять словосочетание в переносном смысле, обозначая какой-либо лютый конфликт, в котором стороны принципиально не могут понять друг друга. Например, заголовок «Война миров» часто встречался в газетных описаниях скандала с датскими карикатурами на пророка Мухаммеда.
  • Всевозможные магазины и магазинчики типа «Мир кожи и меха» служат благодатной основой для лулзовых коллажей их вывесок с подписью «Война миров». Некоторые из них представлены ниже.
  • Война и мир — это нечто другое.
  • В оригинальном романе полностью раскрыта тема сабжа так как ГГ всю книгу только и делал, что сосуществовал с разными параноиками в их убежищах.
  • Теория большого взрыва- в одной из серий хорошо видно, что перед спальней Леонарда висит плакатик с анонсом рок-оперы по сабжу.
  • В Челябинске существует группа Fenomen 30.10.38 названая в честь Зомбопьесы

[править] Коллажи «Война миров»

[править] Ссылки

[править] См. также

[править] Примечания

  1. Разнос боевой рубки близким разрывом сравнительно слабого(пороховая артиллерийская граната-это далеко не 53-ОФ-530) фугасного заряда(Кому интересно, почему этот пункт дает нам право говорить о никакой б\з треножников- подробнее смотрим: [1] ,"Эффективность действий авиации по живой силе и техническим средствам борьбы", пункт "Эффективность действий авиации по танкам". Рекомендуется всё внимание обратить на лёгкие 25-50 кг бомбы. Впрочем, и на остальные тоже можете взглянуть) намекает нам на аццкие достижения марсианских Жозефов Яковлевичей в области бронезащиты и совсем уж непонятную человечьему уму эволюцию вооружения на четвёртой планете.
  2. про корабль подробно здесь:[2]