Материал из Lurkmore
| Народ требует хлеба и зрелищ!
Народ требует иллюстраций к статье! В конце концов, если бы мы хотели почитать, мы бы пошли в библиотеку. |
Научная фантастика такая научная
Фантастика — некогда доставлявший сорт литературы (а впоследствии и кино), стараниями ремесленников сейчас, в основном, мутировавший в б-гомерзкое тоскливое дерьмо. Единственная «литература», доступная для понимания нердам.
[править] Зарождение жанра
До сих пор не удаётся ни выяснить однозначно имён отцов-основателей, ни даже дать внятного определения самому жанру. Хотя элементы фантастики встречаются ещё в произведениях, которым сто лет в обед, главным виновником вакханалии есть основания считать усатого английского дядьку Герберта Уэллса, без зазрения совести напридумывавшего сюжетов, которые кормили бы менее оперативных товарищей ещё много много лет. Хотя до него был ещё Жюль Верн, который не только капитана Гранта искал, а ещё и захватывал мир на вертолете, плавал на подводной лодке, стрелял газовыми снарядами из суперпушки, летал из неё же на Луну и выселял миллионеров на океанские лайнеры. А до него ещё был Фрэнсис Бэкон, отец современной науки и технократизма, в «Новой Атлантиде» (XVI век) снабдил поселян высокотехнологичными девайсами, включая магнитофон, подводную лодку и прочее… ну ты понел. При желании к фантастике можно причислить и Франкенштейна, и готический роман, и качественную российскую музыку, но скорее всего в этом нет нужды.
[править] Классификация произведений
Классификация произведений, так или иначе причисляемых к фантастике, обычно становится поводом для холиваров а-ля «Желязны — НФ или фэнтези?» Осложняется ситуация тем, что среде поклонников научной фантастики ценителей фентези зачастую считают неполноценными любителями сказочек. Свою лепту в разрастающуюся проблему внес, не успев зародиться, киберпанк.
При всей условности деления, среди тонн дёгтя и капли мёда всё же можно выделить несколько направлений.
[править] Собственно научная фантастика
У данного жанра давно отпала потребность в прилагательном, и тем не менее, любую эпопею с бластером и восстанием машин заведомо причисляют к НФ. Научной такую фантастику продолжают называть даже если автор опуса из всех наук имеет понятие разве что о саентологии.
[править] Основные направления
Любимыми мотивами авторов «научки» являются:
- Космические путешествия (космические оперы). Понять истинное очарование этого словосочетания может лишь тот, кто в своё время мечтал о принцессах Лее или Лианне (Э. Гамильтон «Звездные короли»).
- Контакт. Зачастую представлен в произведениях предыдущего типа. Однако не всегда «Космическая гончая» сталкивается с искомой хуйнёй — бывает и так, что починяющий примус смиренный обыватель и без всякого космоса находит приключений-на-свою-жопу. Развитие событий во многом зависит от благоразумия героев, намерений мыслящих саламандр и предпочитаемого автором типа веществ (М. Лейнстер «Первый контакт»). В советском рассказе "Сердце змеи" слегка троллится западная фантастика с её извечным скатыванием Первого Контакта в войну.
- Путешествия во времени. У тех, кто не налюбовался Леей, остаётся Алиса Селезнёва. Более сосредоточенные любители фантастики задумываются о таких вещах, как парадокс дедушки (путешественник возвращается в прошлое, где убивает собственного дедушку), парадокс бабушки (вместо бессмысленного убивания предка путешественник внедряет в него свой набор хромосом). Наиболее абсурдистский в этом плане — рассказ Р. Хайнлайна «Все вы, зомби» (он же «Уроборос»). Очень опасный (для автора) жанр, поскольку написанные в нём произведения, не имеющие логических проколов, можно пересчитать по пальцам. Классика жанра — «И грянул гром» Р. Брэдбери и «Седьмое путешествие Ийона Тихого» у Станислава Лема. Одно из наиболее логичных произведений (содержит, можно сказать, псевдоматан по теме) — каноничный «Конец Вечности» Азимова, а однозначный вин на поприще НФ-лулзов в рамках данной темы — «Фантастическая сага» Гаррисона.
- Альтернативная история. Несмотря на претенциозность названия жанра, в большинстве предназначена для моллюсков, которые думают, что если бы наши не выиграли войну, мы пили бы баварское вместо клинского (В. Рыбаков «Давние потери»). Тем не менее, есть свои шедевры — особенно доставляют произведения в стиле стим и дизельпанк, которые, впрочем, не всегда являются примерами альтернативной истории (Г. Гаррисон — «Да здравствует трансатлантический туннель», «Запад эдема»).
- Восстание машин. Один из наиболее нещадно эксплуатируемых сюжетов, к тому же заставляющий хомячков лишний раз радостно поволноваться — ещё бы, ведь сами себе могилу роем! А идиотов — вести себя враждебно по отношению к микроволновкам (Р. Шекли «Страж-птица»). Диаметрально противоположные сюжеты, в которых роботы внезапно начинают любить и страдать, немного смягчают обращённый против микроволновок гнев (А. Азимов «Я робот»). Основатель жанра, «R.U.R.» К.Чапека — сразу и то, и другое. С него и пошло гулять по миру слово «робот» (которое в переводе с языка Гашека значит «работник») в его современном значении.
- Мутации и генная инженерия. Внезапно, про мутантов и достижения генной инженерии. Сюжеты разнятся от тяжелой судьбы не-таких-как-все, до открытого противостояния (Дж. Уиндем «The Chrysalids»)
- Параллельные миры . Истории о том, что параллельно нашему есть ещё и другие миры, по которым и путешествуют (реже просто контактируют) герои. Два основных подвида: миры, похожие на наш (вплоть до наличия двойников героев), но несколько отличающиеся (К. Саймак «Кольцо вокруг Солнца»), и самостоятельные миры (А. Азимов «Сами боги»).Старик Уэллс и тут в первых рядах : роман «Люди как боги» 1923г.Там же и Утопия имеет место быть,подозрительно похожая на мир Ефремова.
- Большой пиздец. В представлении не нуждается. Особо драматичны произведения, в которых чума на все ваши дома — вина одного-единственного человека («Адам без Евы» Бестера).
- Утопия и Антиутопия. Первое описывает некий идеальный мир и его устройство (внезапно Т. Мор «Утопия»; «Туманность Андромеды» Ефремова; мир Полудня Стругацких, но только по отношению к этому глобусу), второе, соответственно, противоположное, некий мрачный уродливый мир, обычно тоталитарный и чаще всего с политическими аллюзиями (1984 Оруэлла, Олдос Хаксли «О дивный новый мир», «Мы» Замятина, «Град Обреченный» и «Гадкие лебеди» АБС, «Родной мир» Гаррисона, 451 градус по Фаренгейту Брэдбери). Зачастую антиутопия показывает оборотную сторону той же утопии, ибо «что немцу хорошо, то еврею — холокост».
- Исследования. Как можно понять, рассказывается о столкновении с неким неисследованным объектом/явлением, которое в процессе и изучается (М. Лейнстер «Данайцы, дары приносящие» или А. Кларк «Свидание с Рамой»).
- Повседневность. Обычная жизнь обычного космонавта/хрононавта и т. д. Ну, то есть обычная для того фантастического мира и необычная для читателя (Дж. Уайт «Космический госпиталь»).
- Религиозные события. В географических рамках католицизма снимаются фильмы по идеям сборника еврейских сказок, в которых как бы неназойливо показывают как надо правильно жить.
- Жюль Габриэль Верн Родоначальник НФ. Пророк электричества, подводных лодок, вертолетов и много чего ещё. Хотя множество его изысканий вызывает у нас улыбку, но по меркам бородатого столетия смотрелся правильно. Вполне неплох и по сей день, невзирая ни на что. Несмотря на славу певца науки в реальности был довольно-таки мизантропичен и в её пользе сомневался. Славу приобрёл по причине того, что был много и часто правлен редакторами — сперва своим другом и издателем Этцелем, а затем, после смерти (дядюшка Жюль был весьма плодовит и наштамповал кучу книжек "в стол"), — собственным сыном Мишелем, тоже, кстати, недурным писателем, пусть и раздолбаем по жизни.
Орсон Уэллс не родственник и даже не однофамилец Герберта нашего Уэллса: Herbert Wells vs. Orson Welles
- Герберт Уэллс Английский фантаст, известен в первую очередь апокалиптичной «Войной миров» (по которой относительно недавно был снят фейльм). Показательно, что радиопостановка «войны миров» в США вызвала у значительной части населения абсолютную уверенность в том, что ОНИ всё-таки прилетели. Также автор «Человека-невидимки», породившего волну фильмов и подражаний. Менее известны такие его произведения, как «Машина времени», «Остров доктора Моро», «Пища богов» и другие, автор также большого числа рассказов разной степени фантастичности и мрачности (например, «Странная орхидея», «Волшебная лавка», в числе прочих — «Правда о Пайкрафте», лулзовая сказочка, по которой в совке был снят тот ещё мульт, см. здесь). Массам неинтересен, потому что в книжных магазинах и интернетах обычно заслуженно ставится в ряды классики. Как было сказано, придумал большую часть ныне эксплуатируемых сюжетов — а если и не придумал, то впервые оформил в надлежащем виде. Так что за всевариативные машины времени, населённые ужасными созданиями одинокие острова (дедушка, ты?) и атаки пришельцев поклон бить в первую очередь ему. В некоторой степени Уэллс несёт ответственность и за драму, последовавшую за радиопостановкой его «Войны миров». Включив радио и позабыв включить носитель интеллектуальной деятельности, тысячи американцев уверовали в достоверно изображённый режиссером Орсоном Уэллсом адов пиздец. Продолжает доставлять даже много десятилетий после того знаменательного дня, когда правительству пришлось объяснять, что злобные фуфлорианцы не заняли Вашингтон и не нужно спешно эвакуироваться на альфу Центавра. Изобрел Вархаммер (Хотя на самом деле это был Муркок. Pime Taradox, да).
- Дуглас Адамс — ты до сих пор не читал жемчужину юмористического абсурда «The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy»? Тогда какого ты читаешь эту статью, а не книгу?
- Айзек Азимов (Исаак Озимов) — мало того, что еврей-эмигрант с-под Смоленску, так ещё и фантаст, профессор биохимии и популяризатор науки. Славен в основном хорошим, годным раскрытием темы роботов и их отношений с людьми («Я, робот», цикл «Позитронные роботы»). Также стоит выделить эпичную (история растягивается на примерно двадцать тысяч лет) серию «Основание» (варианты — «Академия», «Фонд», «Фундамент»), повествующую о Большом Всегалактическом Пиздеце и последующей победе сил Разума над Хаосом. Не почурался затронуть в книге «Сами боги» ксенопроблемы аж трёх полов. Так же как и многие его современники-футурологи, писал т. н. «Историю будущего», поэтому почти все его художественные произведения имеют общую историю. Автор Трех Законов Роботехники, хотя сам Азимов утверждал, что придумал их Джон Кэмпбелл. Истина же, как всегда, посередине. Алсо, написал кучу научно-популярных книг а-ля «История для чайников» — с учётом времени написания, необычайной активности автора и освещённости далеко не во всём на свете их лучше не читать вообще, разве что вы варвар, воспитываемый дикими обезьянами на другой планете и в другой эпохе.
- Пол Андерсон — американский писатель, по образованию физик и историк, интересный, рекомендуемый к ознакомлению дядька. Особо известен серией «Патруль времени», хотя фигачил буквы в бумагу даже для детей, а также любителей детективов, скандинавских саг и много другого. Закончился летом 2001 года.
http://www.youtube.com/embed/e1IxOS4VzKM?wmode=transparent&modestbranding=1&autoplay=1
Выеби меня, Рэй Бредбери!
- Рэй Бредбери — автор, сделавший из этой вашей фантастики литературу. В основном писал рассказы (более четырёх сотен), но и парочку романов тоже — например, «451 градус по Фаренгейту», автобиографическое (и к фантастике отношения не имеющее) «Вино из одуванчиков». Поразительно, но не еврей, его отец — потомок первых английских иммигрантов, мать — шведка. Школьникам может показаться скучным, поскольку главный его прием — это психологизм, а не бластеры и звздолёты. Гикам аналогично из-за несомого им технического бреда, в отличие от технаря Азимова.
- Гарри Гаррисон — тот еще писатель. Сложно найти жанр, где бы он основательно не потоптался. Нелюбим снобами потому что писал, в основном, беллетристику, любим остальными за то, что делал он это хорошо. Самые известные его произведения — серии «Мир Смерти», «Стальная крыса» и «Билл — герой галактики». Будьте осторожнее: последние книги «Мира Смерти» суть еретичные фанфики Анта Скаландиса, хотя и благословленные ГГ. Надо ли говорить, что получилось УГ? В войну служил бортстрелком на «крепостях», после чего глубоко и искренне возненавидел армию во всех её проявлениях и издевался над армейским идиотизмом всеми возможными способами.
- Фрэнк Герберт — ещё один любитель масштабной и пафосной НФ. Известен шестикнижием «Дюна». Отличился весьма оригинальным подходом к будущему человечества — в результате восстания широких масс быдла все «мыслящие машины» были запрещены. Ни тебе ни роботов, ни ИИ, ни всего остального, столь милого душе киберпанк-фага. Следствие — появление хомо-супериоров всех мастей. Живые компьютеры, полубессмертные бабы с нечеловеческими рефлексами и так далее. Все это не без помощи самых разнообразных веществ, в том числе убервещества — меланж/спайс. К тому же — концепция Галактической империи и всезнающего Бога-Императора на троне, наверное, кое-кому может напомнить кое-что 1987 года выпуска, тут надо уточнить дату написания Дюны — это 1965 год. Также стоит отметить весьма детально проработанный и (насколько это возможно для НФ) имеющий видимость достоверного мир. Замечен в потугах давать порождениям своей фантазии сколько-нибудь разумное (читай — околонаучное) обоснование, биологии, химии, экологии, физики, социологии и прочего в книгах немало. Что в выгодную сторону отличает его от 95% процентов фантастов, выдумывающих сколь угодно неебические девайсы и концепции. Написал трилогию (если учитывать вступительную повесть — тетралогию) «Пандора», от которой плавится мозг даже у отъявленных дюно-фагов, а также множество рассказов и романов разной степени винрарности, но Дюну таки вспоминают раньше всех. После смерти папочки его сынуля, Брайан Герберт, вознамерился поиметь свой маленький гешефт с раскрученной франшизы и написал энное количество достаточно унылых приквелов и не так давно издал седьмую и восьмую части Дюны. Это печально.
- Филип Киндред Дик — гениальный наркет, поделивший фантастику на ноль. Внезапно, после контакта с некой сущностью (Валис) Дик свёл воедино самые шизанутые парадоксы, вокруг которых авторы-предшественники осмеливались лишь стыдливо пометить территорию, чем смутил много умов и прельстил не меньше сердец (хотя по сути он всего лишь рассказал нам о гностицизме). После чего умер. Был неоднократно экранизирован — возьмем, к примеру, фильмы «Вспомнить всё» (снятый по рассказу «Из глубин памяти», финал которого, кстати, помощнее чем финал кинофильма) и «Крикунов» (снятых по рассказу «Вторая модель», опять-таки — гораздо более свирепому и мрачному, и вдохновившего отчасти создателей «Терминатора»). Грозное предостережение в виде романа «Убик» какбе намекает, что это вовсе не Дик загнулся, а все остальные, в том числе читающие сейчас этот текст, нарезали коней во цвете лет. Автор же преспокойно взирает на это безобразие из гиперпространства и усмехается в бороду. Обычным людям можно рекомендовать для первого знакомства «Игроков с Титана» и «Кланы спутников луны Альфы» — в хорошем переводе, ибо в них у всех героев с башкой всё непросто, а уж с восприятием окружающего мира — и подавно.
- Роджер Желязны — поляк по папке, ирландец по мамке, рожден в Америке. Был бойцом Национальной гвардии, а потом и одного из подразделений психологической войны имел черный пояс по айкидо, знал японский и хинди. Прославился десятитомником «Хроники Амбера», а также несколькими романами, повестями и прочими рассказами. Творчество сего автора экспериментально и требует нехилого СПГС, но не всё, есть вещи, подобные «Долине проклятий», в которых весь упор только на один сюжет, и какой-никакой соображалки вкупе с эрудицией. В общем, bydlo not approved. Доставляет к тому же проработанными типажами одних персонажей и лулзностью других. Как пример, растение-телепат М’мрм’млрр или СПЕЙКУС из «Дверей в песке». ГГ стабильно являются богами, полубогами, бессмертными, обладают невероятными умениями, иногда все вместе. Несколько раз работал в соавторстве с такими титанами жанра, как Бестер, Дик и Шекли.
- Артур Кларк — автор Одиссеи 2001 (а также 2010, 2061, 3001), совместно со Стенли Кубриком снял одноимённый фильм. Также автор множества винрарных рассказов. По профессии инженер-электронщик, один из разработчиков первых радаров. Активный футуролог, многие из его рассказов пытаются предсказать развитие человечества. Сформулировал три закона, наиболее известный из которых третий, изрядно доставляющий почитателям матана: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Следует заметить, что именно Кларк предложил идею использования радиоспутников на геостационарной орбите, без которых спутниковое телевидение, GPS и современные интернеты оставались бы до сих пор фантастикой. Именно поэтому второе название ГСО — «орбита Кларка». Ещё он (но уже не первым) придумал космический лифт, и честно признал первенство русского изобретателя Арцутанова.
- Станислав Лем — кроме того, что вообще хороший, годный писатель, прославился именным доносом от Филипа Дика. Обезумев от количества байт, выдаваемого поляком, американец немедля настрочил в ФБР, что, мол, никакой он не Станислав, а коллектив литературных негров, и фамилия его никакая не фамилия, а аббревиатура Ленин-Энгельс-Маркс, впрочем Лему было похуй, жил-то он не в Америке. Что, впрочем, никак не преуменьшает заслуг автора таких персонажей, как Ийон Тихий и пилот Пиркс. Также отметился как футуролог («Сумма Технологий») (правильно, конечно, «Сумма Технологии», что является аллюзией на винрарное сочинение Фомы Аквинского) и публицист («Мегабитовая Бомба», про эти самые интернеты, кстати). Дедушка Лем настолько хорош, что после него никто из поляков не решается писать фантастику, чтобы не провалиться на фоне дедули, а кто таки решается — таки проваливается, и быстро впадает в ничтожество. Поэтому поляки сейчас пишут в основном фэнтези.
- Ларри Нивен — один из крупнейших представителей именно научной фантастики. Да, никаких тебе световых мечей и прочего антинаучного бреда, а многочисленные консультации с учеными с целью максимальной достоверности и соответствия науке. За каждой его книгой едва ли не диссертация по физике и астрономии стоит. Достаточно прочитать авторское предисловие ко второй книге серии «Мир-кольцо», где он рассказывает, какие добавил детали, чтобы исправить косяки, найденные внимательными читателями в первой. Замечен в любви к советской науке (сейчас кажется смешным, но в «Интегральных деревьях» компьютерной технике приказы отдаются на русском языке, типа русскими разработаны). Однако любителям хоть сколько-нибудь хорошей, годной литературы произведения Нивена могут показаться совсем уж нердовской скукотой.
- Клиффорд Саймак — писал практически про всё, от машины времени до Большого Полярного Пушного Зверька и параллельных миров, но обычно затрагивая социальные и этические аспекты, его пасторальные темы пересекается с творчеством Бредбери. В наиболее известном произведении — «Город», рассмотрел развитие человечества аж на несколько тысяч лет, вплоть до трансформации человека в другой биологический вид. Также создал великолепный и обожаемый всеми «Заповедник гоблинов». Для начала интересующимся стоит прочесть рассказы «Разведка», «Утраченная вечность» и «Мираж» — хотя все три непривычно (для Саймака) недобры и невеселы. Другой, не менее известный роман: «Все живое — трава», раскрывает историю неполноценного реднека и инопланетных цветов, имеющих ИИ и служивших некогда базой данных. Вообще, Саймак любил писать про реднеков и Висконсин. Рассказ «Необъятный двор» очень показателен в этом смысле, так как в нем есть три приметы стиля Саймака: реднек, собака реднека и неведомое нечто. Написал множество книг, полных миролюбия почти до краёв. Умер. Не еврей (зато немного чех).
- Филип Хосе Фармер — известен циклами «Мир Реки», «Многоярусный Мир» и тонной романов про порнуху во всех мирах и на всех планетах. Крайне рекомендован к прочтению не только ради ознакомления с проблемами сексуальных отношений землян с инопланетными насекомыми-оборотнями. Творя в разгар эпохи Вудстока и детей-цветов тонко троллил читателей, описывая в одних романах прелести хиппозного общества и ужасы Большого Брата, а в следующих романах серии показывая мерзотность и ограниченность общества всеобщей любви и что случается с людьми если им перестать закручивать гайки и мыть мозг. Прямо Ванга какая-то, но многим как всегда…
- Роберт Хайнлайн — расовый американский писатель, вместе с Азимовым и Кларком входит в «Великую тройку» научной фантастики. Ранние произведения полны землянского ымперства, милитаризма и пафоса, поздние полны нудизма, свободного группового полового секса и веществ. Тем не менее, доставляет, а «Чужак в чужом краю» (другие названия — «Чужак в чужой стране», «Чужой в чужой земле») рекомендуется всем. В шестидесятом году побывал туристом в СССР, получил легкую душевную травму и в результате написал два рассказа «Pravda means truth» (60 год) и «Intourist inside» (79 год) в которых разоблачил большевиков, потоптался по идеологии, не забыл про миллиард расстрелянных лично Сталиным. Автор подавляющего большинства штампов и заезженых до дыр сюжетов фантастики. Отец спейсмаринов и battle suit-ов в их каноничном виде, а также джетпака, болтера, лазгана и другой ныне канонічной техники сай-фай солдата. Именно его «Starship Troopers» послужили источником вдохновения для всех подряд, а ведь тема-то поднималась и до этого.
- Альфред Бестер — американский писатель. Своими считался в свое время № 2 после Хайнлайна, да и сейчас доставляет ещё как! Автор различных Романов. «Тигр! Тигр!», «90 по фаренгейту», «Голем 1000» и пр. Интересен Мирами с телепатами, общедоступной телепортацией, а также смешением чувств… когда видишь звук, нюхаешь свет и трогаешь запах. Выведен Стражинским в качестве агента Пси-корпуса в «Вавилоне 5», и не просто так: весь Пси-корпус в сериале был практически полностью срисован из бестеровского романа «Без лица».
- Роберт Шекли — по количеству великолепных и невероятно смешных рассказов уделывает Брэдбери, Саймака и Азимова вместе взятых. Доставлял невозбранно, закачивая юмор непосредственно в спиной мозг читателя. Это он придумал будки самоубийств и черный рынок органов. В шестидесятых-семидесятых годах писал абсолютно антиамериканские рассказы, за что в США его не любили, а у нас активно печатали. После развала советов, в России проснулся интерес к Шекли и его начали опять издавать, да в таких масштабах, даже в учебниках литературы печатали, чего в Америке он даже представить не мог. До 2005 года ежегодно наведывался по приглашениям в бывший Совок, огребал денег и сваливал курить траву обратно. Специально для читателей этой страны написал книгу «Новое путешествие в координаты чудес». В 2005-ом году он приехал на Украину, где простудился. На этой почве отдельные личности сумели развить срач и провокацию, обвиняя мед. систему в неоказании помощи бедному писателю. В общем, смог вернуться в штаты, где благополучно помер.
- Урсула Крёбер ле Гуин — американская писательница, культуролог и лингвист. Великолепно и убедительно конструирует человеческие сообщества в масштабах планет. «Левая рука тьмы» — классика фантастики. Цикл «Земноморье» чрезвычайно рекомендуется к чтению молодым людям. Феминистка, но из вменяемых. Регулярно страдает в статьях и бложиках по поводу расизма экранизаторов, вечно делающих её героев-нигр (или по крайней мере индусов) белыми.
- Эдгар Берроуз — американский вроде как фантаст. «Вроде как», потому что написал вроде как претендующего на фантастику всем известного Тарзана. Но это не главное, ибо Берроуз — знаменательный представитель pulp-fiction, рожденный издателями жанр низкопробных опусов на туалетной бумаге для одноразового прочтения быдлом сидя на толчке. Однако Берроуз настолько винрарен в своем жанре, что почитается маститым классиком. Главный фантастический продукт автора — великолепная серия книг для юношей, жаждущих приключений, «Джон Картер с Марса». Отличается обилием драк, супергероизмом, борьбой за прекрасную краснокожую принцессу, засилием Марса всеми возможными цветными расами — от белых до чёрных и от зелёных до жёлтых, страшными марсианскими обезьянами. Серия настолько винрарна, что её экранизирует Пиксар, при этом не в виде очередного мульта, а игровой картиной! Осторожно, лицам старше 16 может уже не понравиться.
- Джеймс Баллард — прославился авторством книг про Большой Пиздец, названных по шаблону «<Причастие, показывающее, как именно загнулась старушка Земля> мир». Главный герой в конце обычно осознаёт и в скором времени оправдывает звание героя.
- Франсис Карсак — француз, один из родоначальников фантастики технократ-стайл. Как правило, пишет об общественных проблемах социумов будущего, за счёт чего неплохо печатался ещё в совке. Тема раскрыта в «Бегстве Земли», где людишки съёбывают от гибнущего от выгорания солнца непосредственно на самой планете. Футуристический мир весьма неплохо продуман, откровенного антинаучного бреда здесь ни за что не найдёте. Альфа-самец и просто любой славный малый по Карсаку всенепременно должен знать матан, медицину, военную тактику, управлять любым межпланетным транспортом, ориентируясь по звёздам и ещё до кучи всего. В общем, эдакий французский Хайнлайн.
- Уильям Хоуп Ходжсон — американский моряк, учитель физкультуры, полицейский, военный и писатель-фантаст, специализировался на хорроре, однако создал одно из лучших фантастических произведений вообще, «Ночную Землю», про угасающее в далеком будущем человечество на умирающей Земле. Сильно повлиял на Лавкрафта. Ествественно, почитается лишь тонкой прослойкой илиты. На русский язык переводилось не так много его вещей, а жаль. Очень жаль.
- Харлан Эллисон — ещё один еврей. По духу — настоящий битард, что успешно отразилось в его творчестве: писал в основном короткие рассказы, с которыми, однако, мало что может сравниться по концентрации НЕНАВИСТИ и безумной психической энергии. Названия лучших произведений говорят сами за себя — «Парень и его пёс», «У меня нет рта, но я должен кричать», «Все звуки страха», «Боль одиночества», «Пыльные глаза», «Покайся, Арлекин!» — сказал Тиктакщик" — всё это отборный мрачнейший пиздец, который рекомендуется принимать только в малых дозах. Помимо фантастики прославился ОТВРАТИТЕЛЬНЕЙШИМ характером и страстью судиться по поводу и без повода.
- Олаф Стэплдон (1886—1950) — один из отцов-основателей, размахнувшись, писал про будущее человечества сразу на миллиарды лет вперед. Будучи едва ли не графоманом по стилю речи, напридумывал множество инопланетных рас, а также сверхразум, генную инженерию, терраформинг, нанотехнологии и даже изобрел сферу Дайсона. Сильно повлиял на развитие фантастики. Массам малоизвестен — слишком сложно. Подтолкнул Лема писать «серьезную» НФ. Редкая тема НФ не была впервые описана на страницах немногочисленных книг Стэплдона в тридцатые годы.
- Фредерик Пол — американский фантаст, 1919 года рождения. Радуют практически все его произведения, написанные в пятидесятых-восьмидесятых годах. Особо следует упомянуть квадрологию «Врата» (Gateway). Матан и вещества, философия и Вселенная, любовь и чёрные дыры присутствуют в любых количествах. За «Врата» получил практически все престижные премии в области НФ. Увы, уже слишком стар — попытка написать в возрасте 80 лет продолжение «Врат» не удалась.
- Генри Каттнер — американский писатель первой половины прошлого века, О’Генри от фантастики. Придумал постъядерных реднеков-мутантов Хогбенов, изобретателя-алкоголика Гэллегера, няшных инопланетных завоевателей-либблей и других доставляющих персонажей. Роман Каттнера «Тёмный мир» (The Dark World) вдохновил Роджера Желязны на написание серии романов «Хроники Амбера» — по признанию самого Желязны.
- Эдмонд Гамильтон — один из родоначальников космической оперы. Еще один классик выросший из пульповой фантастики. К циклу «Звёздный волк» писатель Сухинов выдал стопку фанфиков, а жена Гамильтона Ли Бреккет по совместительству является сценаристом пятой части ЗВ.
- Майкл Крайтон — всем известный писатель-фантаст-врач. Прогремел в конце шестидесятых в таком редком направлении, как фантастика про биологию и медицину с романом «Штамм „Андромеда“». Книга повествовала о нелёгких буднях американских спецслужб и находящихся в их распоряжении учёных, ну посудите сами: то и дело чёрные вертолёты прилетают и увозят в секретные лаборатории, тёплые ламповые компьютеры сбоят из-за херовой бумаги для телетайпов, на секретных военных базах постоянные ночные авралы по причине вымирания очередного местного Мухосранска от космического супермикроба, которого занёс случайно упавший там спутник… Книгу даже несколько раз экранизировали с переменным успехом. Но истиная слава пришла к Крайтону после экранизации романа «Парк Юрского периода». Кроме того был сценаристом сериала «Скорая помощь», где какбэ рассказывал о своих собственных буднях в бытность врачом-нубом. Увы, закончился в 2008 году.
- Эрик Фрэнк Рассел — английский фантаст. Также был известен как Уэбстер Крэйг, Дункан Мунро, Морис Хьюджи. Прославился прежде всего своими рассказами, где высмеивал военных, политиков, бюрократов и просто систему и клятых капиталистов. Однако, помимо искрометного веселья и сатиры есть и неплохие произведения с нетипичными даже для сегодняшнего дня идеями. Один из зачинателей образа андроида с человеческими эмоциями.
- Андрэ Нортон — по настоящему Элис Мэри Нортон. Известна русскоязычному читателю прежде всего по отредактированной Аркадием Стругацким повести «Саргассы в космосе», которая входит в цикл «Королева Солнца». На родине более известна своим неплохим фэнтези.
- АБС. Nuff said.
- Алексей Толстой — пожалуй самый первый русский советский писатель-фантаст. Граф, за что был регулярно травим Маяковским. Дальний родственник Тургенева. Член комиссии по расследованию злодеяний немецких захватчиков. Словил в табло от Мандельштама лично. В 1923 году написал повесть «Аэлита», в 1927 — известнейший роман про изобретателя вундервафли — «Гиперболоид инженера Гарина» (Экранизирован дважды, во второй раз как «Крах инженера Гарина»). Вовсю, внезапно и невозбранно фигачил рассказы, сказки, стихи. (группа «Кено» поначалу даже называлась, как «Гарин и гиперболоиды»). Породил Лебедева.
- Александр Беляев — один из основоположников советской SciFi. Что интересно, сей товарищ не знал разницу между весом и массой. Что как бы говорит нам, что для написания научной фантастики даже начальные школьные знания необязательны. Сильный писатель — один «Человек-амфибия» (1928 год) чего стоит. Туда же и «Продавец воздуха» (1929), «Голова профессора Доуэля» (1925) — одно из первых. Кто не читал или хотя бы не ознакомился с экранизациями — много упустил! Обязательно рекомендуем к ознакомлению.
- Кир Булычёв — детские книжки про Алису Селезнёву, сатирический цикл «Великий Гусляр», цикл «Галактическая полиция», роман «Посёлок» и ещё много романов и рассказов. Этнограф-ориенталист и лингвист, а также историк, специалист по Бирме, что отразилось в книжках про выдуманную им, но вероятно подобную страну Лигон в Индокитае. «Падчерица эпохи» — см. «Советская фантастика до войны».
- Иван Ефремов — «Туманность Андромеды» — утопия про коммунизм будущего; влияние трудно переоценить. Заслуженный палеонтолог, хотя в молодости и был моряком, что отражено в паре рассказов. «Час Быка» — антиутопия про капитализм будущего, списанный, впрочем, на 95% с маоцзэдуновского Китая. «Лезвие бритвы» — роман, наполненный научным материалом и лекциями.
- Владислав Крапивин — пожалуй, лучш
ее пиво в миреий детский/подростковый/юношеский писатель по крайней мере, в этой стране. Нет, правда. «Голубятня на жёлтой поляне» — вообще шедеврально, всё остальное не хуже. И вообще, Крапивин — это то, что каждый школьник маст рид, благодаря чему, возможно, будет менее школьником. Живёт здесь, есличо.
- Владимир Обручев — олдфажный фантаст, отправлявший учёных к центру Земли, в гости к динозаврам («Плутония»), и на далёкий вулканический остров (да-да, и он ученый — геолог!), в гости к кавайным туземцам («Земля Санникова»). По последней книге был снят довольно-таки винрарный фильм.
- Лоис МакМастер Буджолд — винрарный фантаст и внезапно женщина. Ценить и любить стоит за создание «Саги о Форкосиганах» (остальное читать не советуется, потому как, состарившись, бабуля Лоис перешла на дамские романы с 10% быдло-фэнтези.)Отличается тем, что кроме космических кораблей и нейробластеров романы содержат детективную ветвь, стратегию и качественно проработанную вселенную. Имеются гермафродиты, намек на Рашку(Барраярская империя) и предсказание Скайпа(комм-пульты). А в рассказе «Лабиринт» даже фурри, так-то!
-
В умах обывателей фэнтези прочно связано с ролевиками, что подчас оскорбляет и офисный планктон, который читает себе Асприна и знать не знает о волосатых подростках с деревянными мечами, и ролевиков, которые заняты, скажем, реконструкцией.
Фэнтези — вообще чуть ли не главная проблема литературы в России, особенно то, что с приставкой «юмористическое». В то же время на загнивающем западе данный жанр не только приносит прибыль авторам, но и какое-то моральное и эстетическое удовлетворение читателю. Тут надо включить мозг и вспомнить на чьей мифологии основывается 99,89% произведений этого жанра. Получается типа «кавер версия» западных сказок. Впрочем, почитайте «Нет золота в Серых Горах» Пана Анджея или «Стража! Стража!» Пратчетта.
-
Именно этот жанр на некоторое время вдохнул жизнь в агонизирующую фантастику, поразив юные умы и убедив на некоторое время ньюфагов, что матан — это круто. Однако двух с половиной писателей оказалось недостаточно для того, чтобы закончить покорение рынка эффектным фаталити. На данный момент киберпанк находится в стадии debilis vitae, что, впрочем, не так уж удивительно, учитывая закон Старджона.
До того как появились паровые машины в мире властвовал каменный век. В общем, смотрите «Флинстоунов» и просвещайтесь.
Нанотехнологии в искусстве. Вспомнить, хотя бы коротышек во главе с Незнайкой.
-
По сути, тот же киберпанк в плане социальной системы и героев, только без виртуальности, нейрошунтов, хакерства, киборгов и прочей атрибутики, вместо них свои заморочки в духе Викторианской эпохи.
А здесь уже 30-е годы XX века, небоскрёбы на фоне дымящих заводских труб, огромные корабли, дирижабли-авианосцы, воздушные пираты, «лучи смерти», отважные лётчики-одиночки, танцующие фокстрот с сексапильными дамочками в свободное от подвигов время.
Это приключенческая или детективная литература, в которой фантастика только играет роль заднего фона. Особенно стоит отметить избитый сюжет про то, как некий герой спасает от тирании целую планету или галактику — самолично расстреляв всех врагов из бластера. Само собой, за такие свершения ему в качестве награды подгоняют какую-нибудь блондинку. И таких, с позволения сказать, «романов» накропано просто невероятное количество. Оно и понятно, безмозглой школоты (основной потребителей данных высеров) хватало всегда. Годны к употреблению исключительно в сортире для расслабления как моска, так и сфинктеров.
Детективы с приключениями могут быть хорошей литературой (привет Артуру Конан Дойлю, Агате Кристи, Рексу Стауту…), в том числе фантастической, просто и без того традиционно относятся к легкому чтиву, а после смешения их ещё и с фантастикой, процент Старджона начинает зашкаливать.
[править] Российская, Советская и вновь Российская фантастика
Отведай-ка русского говна, бро.
Политота началась раньше, чем ты думаешь — ещё в XIX веке в России пописывали романы о будущем, и о том, как там будет хуёво с обленившимися и морально разложившимися негодными потомками в дыму паровых махолётов, маховых паролётов и паровых паровозов, и о том, как будет хорошо — магнетизм, электролёты и великая Российская Империя вместе с дружественными кетайцами.
Всё это сейчас интересно только узкому кругу историков, потому как наступил XX век и многих графоманов-утопистов накрыло революцией. Стоит отметить, например, небезызвестный Богданов («Красная звезда», «Инженер Лэнни») был членом РСДРП. Правда, меньшевиком. А знаменитый в своё время символист Брюсов написал очень годную антиутопию «Республика Южного креста».
Написанием фантастики не брезговали и писатели-классики. По большей части, фантастика их относилась не к научной и описывала явления духов, демонов и тому подобных метафизических элементов. Хотя вот некто Одоевский, говорят, интернеты предсказывал.
Двадцатые годы были очень буйным временем. Всё ещё всё было можно, стабильность™ ещё не наступила и шли бурные дискуссии о будущем. С другой стороны, читатель пошёл уже другой — закончивший четыре класса комсомолец или рабочий. С третьей стороны, научно-фантастические романы рассматривались, как средство образования, поэтому фантастикой не гнушался никто.
Платонов, Толстой, Обручев, Беляев (А. и С.), Шагинян, Гончаров, Эренбург писали залихватские, созвучные эпохе романы про достижения науки и техники и про будущую мировую революцию. Для сравнения, в Германии в то же время писали романы, в которых Германия встаёт с колен и всех побеждает. А в Америке правили бал pulp-magazines — если коротко — макулатурные журналы, печатавшие в том числе и макулатурную фантастику. Так же стоит отметить, что в 1936 году в СШП вышел первый комикс про Супермена, а через 3 года подтянулся и Бэтмен.
Замятин, правда, обломался с публикацией «Мы», попытавшись его опубликовать сразу же после серии «неправильных» очерков о Петрограде во время гражданской войны, хотя в то же время печатали даже «Дюжину ножей в спину революции» Аверченко, но вообще время было дикое и вольное.
В тридцатых, всё-таки, стало опаснее. Вполне благонадёжную «Страну счастливых» запретили за:
Я считаю необходимым устроить в библиотеках кровавую революцию. Старым книгам следует дать бой. Да, да! Без крови здесь не обойдется. Придется резать и Аристотеля и Гегеля, Павлова и Менделеева, Хвольсона и Тимирязева. Увы, без кровопролития не обойтись. Моя кровожадность не остановится даже перед Лениным и Марксом. Сталин? Придется пострадать и ему!
|
Правда, самого Ларри посадили куда позже, когда он начал посылать лично Сталину главы из своей сатирической повести, высмеивающей советскую действительность.
Но вообще, нагло цитируя Первушина, в тридцатые годы были:
«Космическую оперу» писали Виктор Гончаров и Николай Муханов. О «затерянных цивилизациях» на Земле писали Владимир Обручев и тот же Беляев. О «затерянных цивилизациях» в космосе писали Борис Анибал, Александр Ярославский и тот же Алексей Толстой. Кроме того, расцветали поджанры, которым еще предстояло сформироваться в американской фантастике: социальная утопия (Г.Адамов, Д.Бузько, Э.Ингобор, В.Итин, Я.Ларри, Л.Леонов, В.Никольский, Я.Окунев, А.Палей), утопическая поэма (А.Гастев, В.Маяковский, А.Твардовский), сатирическая фантастика (Л.Платов, М.Шагинян, И.Эренбург, В.Язвицкий), городская сказка (М.Булгаков, Л.Лагин), военно-фантастический роман (С.Беляев, А.Дмитриев, Ю.Долгушин, П.Павленко, Н.Шпанов).
|
Во время войны фантастика, естественно, стала в основном военной. Искали шпионов, раскрывали тайны бактериологического оружия, использовали сверхплотное вещество белых карликов в военных целях и тому подобное. Тоже интересное чтение, особенно, если учесть новизну тем для того времени. А ещё во время войны начал печататься Ефремов.
Стоит заметить, впрочем, что слог фантастики до пятидесятых годов довольно прост, а сами сюжеты в основном держатся на фантастическом допущении, а не на персонажах. Это было сделано сознательно, так как фантастическая идея ценилась тогда куда больше, чем выверенные, хорошо построенные действующие лица. Впрочем, «Старик Хоттабыч» Лагина написан в 1938-м году, а хорошо читается до сих пор.
Есть довольно-таки обоснованное мнение, что к печати допускались только отцензуренные, идейно верные книги. Как обычно — это полуправда. Энтузиазм людей, строивших мир будущего, нам сегодняшним малопонятен. Но считать, что и тогда только последний дурак мог искренне болеть душой за построение коммунизма — нелепо.
Война перевернула, разломила время на довоенное и послевоенное. А вот темы (да и изобразительный материал) советской фантастики пятидесятых остался таким же, как и двадцать лет назад. Но начиная с шестидесятых в печать стали пролезать и годные вещи вроде Стругацких.
[править] Постсоветская
У нас, как всегда, в квартире газ. Годных авторов в этой и близлежащих странах практически нет, так что издавать, экранизировать и сметать с прилавков продолжают всякое говно. Хотя с другой стороны, если постараться, можно найти произведения с неплохим сюжетом, фактурными персонажами и объясненными суперсилами героев, гиперпространства и всего-всего ваще. Но увы, издаваемая в огромных количествах ерунда к ним не относится.
Это объясняется внезапным сломом жизненного уклада, приведшего к ситуации, похожей на пятидесятые года: всё изменилось, а писатели остались. В сочетании с хуевым образованием в девяностые, научная фантастика была заменена на похождения Конана-варвара. Положение немного выправилось после кризиса 1998 года, но не так, чтоб уж слишком. Читать этот ёбаный стыд в поисках чего-то годного — дело неблагодарное.
[править] Why so serious?
Так горячо любимый массами закон Старджона был сформулирован именно благодаря ширпотребу в фантастике. Несчастному писателю-фантасту так надоело защищаться от обвинений вида «90% фантастики — мусор», что в интервью 58 года он невозбранно расширил эти 90% до всех остальных художественных произведений, благо критерии качества там ровно те же самые. Получилось так называемое Откровение Старджона: «90% всего, что может быть оценено с эстетической стороны, — говно», которое в свою очередь упростили до «90% всего — говно». Такие дела.
Настоящий же Закон Старджона звучит вполне безобидно: «Nothing is always absolutely so», что можно перевести в до боли знакомое «ничто не совершенно».
НАДО БЫТЬ ОПТИМИСТОМ. Как бы ПЛОХО ни написали вы свою повесть, у нее обязательно найдутся читатели — многие тысячи читателей, которые сочтут эту повесть без малого шедевром.
В то же время НАДО БЫТЬ СКЕПТИКОМ. Как бы ХОРОШО вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, многие тысячи читателей, которые будут искренне полагать, что у вас получилось сущее барахло.
И, наконец, НАДО БЫТЬ ПРОСТО РЕАЛИСТОМ. Как бы ХОРОШО, как бы ПЛОХО ни написали вы вашу повесть, всегда обнаружатся миллионы людей, которые останутся к ней совершенно равнодушны, им будет попросту безразлично — написали вы ее или даже не начинали вовсе.
|
Б. Стругацкий |
|
Фантастика имеет отношение к писанине, но ты же ниасилил?
|
|