Синдром Поиска Глубинного Смысла
Материал из Lurkmore.
„Напишу-ка глупенькую песню,
Сочиняя, буду хохотать.
Я уверен, кинутся ребятки
Тайный смысл за строчками искать“
- — Чиж & Co.
„Скрытый смысл можно найти везде!
Мама мыла раму...
А почему мама? А почему одна?
Это что? Тема женского одиночества?“
- — Моя учительница
Синдром Поиска Глубинного Смысла (СПГС) — стремление индивида найти глубокий смысл в тех или иных произведениях искусства. В абсолютном большинстве случаев это является следствием желания индивида позиционировать свое увлечение как высокоинтеллектуальное (в более редких случаях — следствием реальной заинтересованности или паранойи)[1].
В интернете данное заболевание чаще всего наблюдается среди любителей китайских порномультиков интеллектуальных снобов. Также этим заболеванием чуть менее, чем полностью поражены составители школьной программы по литературе. (уж кто-кто, а Анонимус-то знает, завтра у него как раз урок!)
Содержание |
[править] СПГС у анимешников
Анимешники очень любят искать глубинный смысл в аниме, потому что не хотят быть «сексуально озабоченными инфантильными извращенцами, смотрящими мультики про трусы, добро и пидарасов», а хотят быть «мудрыми нонконформистами, искателями истины-которой-нет, черпающими идеи и вдохновение в анимационных фильмах Страны Восходящего Солнца». Таким образом, им выгодно выставлять аниме высокоинтеллектуальным.
Встретив в японском мультике «про парня и кучу баб» воистину нетривиальную идею, что «убивать людей — плохо», зараженный СПГС индивид (чаще всего школьного возраста) бросается писать хвалебные дифирамбы этому мультику в свой бложик, анимешный раздел форума своей локалки и на ВорлдАрт, попутно называя всех усомнившихся «ничего не понимающим быдлом».
СПГС, в большинстве случаев, уходит вместе с прыщами и школьной жизнью, но в некоторых случаях, если у индивида наблюдается острое ЧСВ, может развиться в поистине уродливые формы, сопровождаемые обильными и особенно зловонными рецензеизлияниями на ВорлдАрт и в блоги. Чаще всего, такой человек превращается в одинокого непризнанного знатока искусства.
Пример (хотя, скорее всего, пародия) лютого СПГС (был выложен в разделе /а/ двача и посвящен жестко повернутому на сиськах мультику Green Green). Что характерно, ничего содержательного автор так и не сказал:
Нет, нет и еще раз нет. Но это обличение современных ценносте едва ли составит 1 % от общего глубоко философского подтекста этого произведения искусства. Трудно найти извечный человеческий вопрос, на который в этом аниме не дан ответ. Трудно найти философскую проблему, которой авторы Грин Грина не уделили внимания. |
— Предположительно вротартовец о Грин грине[2] |
[править] Особо опасные произведения
Опытным путем замечено, что СПГС особенно часто возникает после просмотра следующих аниме.
- Евангелион
- Привидение в раковине
- Elfen Lied
- Gantz
- <Произвольный гарем с фансервисом>
В наиболее запущенных случаях Глубокий Смысл вкладывается в любое аниме, в частности
- Азуманга
- FLCL (см. архив копипасты)
- Лакистар
- Наруто
- Гандамы
- <Произвольное юри с фансервисом или даже без>
Жора же Шуклин вкладывает Глубокий Смысл не в какое-то единичное произведение, но почти во все, что видел. Сомневающихся отсылаем к списку рецензий Жоры.
[править] «Автор хотел сказать...»
Одна из основных тем для тупой болтовни высокоинтеллектуальных бесед людей с высокоразвитым СПГС и нахлебников от культуры. Причем автор произведения/фильма/картины/манги/аниме их выводы как минимум пингует за очередную порцию побочной ереси, как максимум — начинает обильно срать кирпичами, когда разбор полетов затрагивает его душевное здоровье.
Также используется как коварная пытка в виде сочинения на уроках русского языка и литературы, по поводу прочтения очередного классического произведения из школьной программы.
Истинный взгляд автора на этот вопрос как никогда хорошо отображен в следующей цитате с БОР'а:
... Автор хотел сказать своим произведением, что ему глубоко противны учителя литературы и прочие словесники, которые заставляют школьников штудировать его произведения и писать сочинения о том, что «автор хотел сказать...» Автор также в гробу видал литературных критиков, искусствоедов, библиографов и остальных вторичных паразитов, которые слетаются на его произведения, как мухи на плафон. Особенно автору омерзителен тот картавый хрен в телевизоре, который учинил цикл передач про автора. Пока автор был жив, он таких эстетствующих кастратов шваброй сношал. |
— http://bash.org.ru/quote/395673 |
В то же время следует четко понимать, что находится и немало пейсателей, невозбранно пользующихся этим качеством публики, и подсовывающих ей очередную хуиту под видом произведения, полного глубокого скрытого смысла. Это явление было прекрасно описано Александром Зиновьевым в книге «Гомо Советикус»:
Не ищите затаенного смысла в моих словах. Я всегда говорю без намеков и иносказаний. И не оставляю ничего невысказанного и недосказанного. Я вообще не верю в мысли между строк и в литературные айсберги. Когда людям нечего сказать, они маскируют ничтожность говоримого ими ложной видимостью, будто у них есть скрытое мощное основание и затаенная глубина мысли. Блестящие примеры на этот счет дают не только писатели, но и кинорежиссеры. Был у нас в учреждении сотрудник, которого считали величайшим мыслителем именно за то, что он был мастером насчет «айсбергов» и «между строк». Когда он довел свое искусство до предела, т.е. вообще стал обходиться без строк, между которыми помещались его мыслительные глубины, и без надводной видимой части своих «айсбергов», мы поняли, что он — заурядный паразит и дурак. Но репутация мыслителя за ним сохраняется до сих пор. Мое положение имеет то преимущество сравнительно с такими мыслителями, что мои «айсберги» не имеют подводной части, а между строками нет промежутков.
|
[править] СПГС и массовые религии
- Но можно его ответ истолковать в желаемую сторону. Поскольку человеческих слов он произносить не в силах... - А махание хвостом и двиганье ушами? - Вот их-то и можно истолковать! |
— Л.Соловьев, "Повесть о Ходже Насреддине" |
Все описанное выше кажется детским садом, если вспомнить о том, какое влияние этот синдром оказал на развитие религий. Фактически все христианское богословие выросло из попыток поиска глубинного смысла в древних еврейских сказках библейских текстах. В итоге появился целый раздел богословия — w:экзегетика, в котором ко всем неудобным для церкви и просто противоречивым моментам в Библии притягивается за уши нужный смысл. Впрочем, и среди интересующихся восточными религиями синдром поиска «глубинной древней мудрости» распространен не меньше (благодаря ему возникла та же w:теософия, например).
[править] С другой стороны...
...нужно помнить еще одну простую истину: "Если ты не видишь смысла в чем-то, то это еще не значит, что его там нет". Поэтому термин "СПГС" может использоваться как в описанном выше контексте, так и как оружие в руках разнообразных долбоящеров, ни хрена не понимающих в искусстве вообще. "Ты слушаешь Шнитке и еще называешь это музыкой, а не набором звуков? Ну ты и мудак! Слишком умным себя считаешь, что ли? Послушай лучше Ранеток!". Короче говоря, грань между СПГС и реальным интересом к искусству определить так же непросто, как и границу между гениальностью и помешательством.
Также нужно заметить, что среди людей, активно пользующихся этим термином, немало анимешников, чей мозг давно и прочно съеден анимешными штампами, и они уже физически не способны замечать почти в любом сериале ничего, кроме штампов. Обычно такое лечится знакомством с другими видами искусств (на одном только онеме свет клином не сошелся), но упертых отаку лечить уже бесполезно.
[править] Алсо
Саратовское Предприятие Городских Сетей. Занимается взиманием денег за разбитые фонари и прочими кошерными вещами. Но всем похуй.
[править] См. также
[править] Примечания
- ↑ Справедливости ради следует заметить, что в современном литературоведении (а по аналогии и в других искусствах) различают замысел (идею) - то, что автор хотел сказать, и тему (а их может быть неисчисляемое количество) - то, что возможно найти в произведении, т.е. о чем автор и не подозревал, однако написал, и кто-то это нашел. Например, известна такая практика (очень распространена у поэтов серебряного века, да и сегодня встречается нередко): автор, написав очередную работу, несет ее к филологам, дабы те рассказали ему, что же именно он там написал, и уже с учетом их находок автор доделывает произведение и выводит в свет.
- ↑ Изощренный тролль, не более.
Синдром Поиска Глубинного Смысла — JAFA. |
---|
1111 • 265 • AFAIK • AFK • Aka • AMV • BRB • BTW • CYA • Etc • FAQ • FTN • FTW • FUBAR • GNAA • GTFO • IIRC • IMHO • IRC • IRL • ITT • IYKWIM • JFGI • LKML • LMAO • LMD • LOL • MMORPG • NB • NC • NRB • NSFW • OMG • ORLY • PHP • ROFL • RTFM • SICP • STFU • TOS • tl;dr • UTFG • UWBFTP • WIA • WTF • WTFIGO • YFR • YK • ZMH • ZOG • АПВОВНВ • АПВС • БГ • БХКП • ВА • ГСР • ЕБМП • ЕВПОЧЯ • ЕМНИП • ИБД • ИЧСХ • КГ/АМ • КЕМ • КМПКВ • КСМ • КСП • ЛОР • Нацпол • НЛО • НЛП • ОБС • ОБВМ • ОИНЧ • ПГМ • ПНХ • ППКС • РЛО • СЗОТ • СПГС • СР • ССЗБ • ТВН • УМВР • ФБР • ФГМ • ФСБ • ХЗ • ЧСВ • ЧЯДНТ • ШВИМ • Ы |