Личные инструменты

Джаз

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
Внимание! Админу 20 и он бородат!
Из-за предельно низкого количества джазистов в составе администрации, оная не может гарантировать правильности содержимого данного раздела. Покорнейше просим нас извинить.
Аншлаг! Аншлаг!
Эта статья полна тонкой иронии и искрометного юмора. Следует заменить это на лулзы.
В эту статью нужно добавить как можно больше синкоп, импровиза и потных нигр с дудками.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.


«

Кто познал гармонию звука,
тот познал гармонию жизни.

»
Неизвестный мыслитель
«

Это не вещь, если в ней нет свинга.

»
— Дюк Эллингтон
«

Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст.

»
Капитан Госбезопасность
«

Все, что начинается Дюком Эллингтоном,
заканчивается покушением на фюрера.

»
Немецкий расово верный вариант
«

Джаз — это музыка толстых.

»
— М. Горький
«

Music is a journey. Jazz is getting lost.

»
— John O'Farrell
Люди, далекие от джаза, считают, что это негры с саксофонами

Джаз — музыкальное направление, зародившееся в начале XX века в чернокожих сообществах южных штатов США от слияния африканских и европейских музыкальных традиций. Помимо этого есть мнение винрарного русского Л. О. Утёсова, что джаз родился таки в Одессе среди неграмотных евреев-музыкантов, хотя, то, что играл Утёсов, отличается от настоящего джаза не меньше, чем «Земляне» от «Led Zeppelin».Примерно так http://www.youtube.com/watch?v=yVj8Sh4phzM&feature=related

Содержание

[править] Суть

А суть такова. Основа этих ваших джазов — импровизация. В реале для простого человека это означает те моменты, когда музыкант здорово лабает на инструменте, не смотря на клавиатуру/гриф/кнопки/клапаны/вентили/кулису… (список по необходимости продлить и нужное подчеркнуть), делая при этом пафосное лицо. Пафосные лица — это суть импровизационного процесса. Вы не можете играть импровизацию, не делая пафосного лица. Существует мнение, что в среде музыкантов есть негласный конкурс, кто пафоснее делает лица во время импровизации. Соответственно, у кого самое пафосное лицо, тот и самый крутой музыкант[1]..

Импровизация возникает в процессе планомерного задрачивания гармоний и партий всевозможных композиций. По мере того, как музыкант запоминает всё больше и больше музона, у него прокачивается слух, он запоминает всё больше и больше определённых шаблонов партий (всевозможные стандарты) и он однажды может начать внезапно комбинировать из этих стандартов что-то своё. То есть имея в распоряжении некоторые кирпичики, он начинает строить свой собственный дом.

Вообще говоря, отец-основатель джаза Чарльз «Бадди» Болден мало того, что не знал ноты, да еще и страдал шизофренией, поэтому не мог выучить и два раза исполнить одно и то же произведение одинаково. Классический пример, как баги становятся фичами, да, фичами…

С другой стороны, доподлинно известно, что Джелли Ролл Мортон заявлял, что именно он в 1902 году изобрел джаз. Произошло сие действо в публичном доме, где он работал тапером на фортепиано, сбежав из дому 17 лет от роду. Произошло это так: горячему парню Джелли доставляло подглядывать в дырочку, что вела в общий зал. Играя на фортепиано, он пытался поймать общее настроение посетителей и поддерживать и направлять его в нужном направлении. Видимо это удавалось успешно, поскольку публичный дом процветал, а джаз (jazz) изначально именовался jass, что в переводе является выражением, кое используется в парламентах — и пришлось таки немало сил положить, дабы из него сделать приличное jazz.

Помимо этого, в джазе присутствуют синкопы в количестве более 9000. Яркий пример: вступление «Эй, Ухнем!» в обработке Г. Миллера. У обычного человека возникает вопрос — „Нахуя было так извращаться?“ Ну да, таким людям, как Гленн Миллер, всё простительно.

В целом же, для музыканта джаз — это такая специфическая форма музыкального общения. Вместо слов — ноты, вместо предложений — музыкальные фразы. Инструменты ведут специфический разговор — иногда слаженно ведут тему, иногда заканчивают фразы друг за друга, а иногда и начинают спорить и перекрикивать друг друга. И если музыканты действительно годные, то подобное общение доставляет не только им, но и слушателям.

[править] Какие джазы бывают

  • Буги-вуги — ритмичная разновидность джаза, появилась, когда владельцы ресторанов зажопились на целый джазовый оркестр и стали нанимать отдельных пианистов. Хотя время от времени возникают срачи, где одни доказывают, что буги-вуги вышел из рок-н-ролла, а другие — что из блюза. Нужно заметить, что его расцвет пришелся на сороковые годы, когда никаких рокенроллов в помине не было.
  • Свинг — играет джазовый оркестр, раздутый до огромных размеров (биг-бенд). Меньше импровизации, биг-бенд больше напоминает каменрный оркестр. Был популярен в 30-е годы прошлого века. Луи Армстронг, Фрэнк Синатра, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Гленн Миллер, Элла Фицджеральд… Главным достоянием биг-бенда была нотная тетрадь с выпиской всех партий, и единственным местом, в котором можно было дать волю правому полушарию, были блоки по восемь-шестнадцать пустых тактов, предназначенных для соло саксофона, трубы или тромбона. В этой вашей «Мафии» весь тот винрарный саундтрек практически полностью состоит из свинга.
  • Босса-нова (порт. «новая фишка») — Made in Brazil. Хороший прохладительный коктейль, замешанный на ритмах латиноамериканской самбы и пиндосском кул-джазе. Изначально подавался только в илитных ресторанах Ипанемы, Рио-де-Жайнейрской Рублевки, так как считался музыкой для образованных людей, однако вскоре и малограмотное население оценило новое напраление. Первопроходцами стиля считаются Жуан и Аштруд Жилберту, Антониу Карлуш Жобим, а также годный саксафонист Стэн Гетц. Они как раз таки и дали миру множество стандартов типа «Garota de Ipanema», «Triste», «Wave», «Corcovado», «Insensatez», «E luxo so», «It might as well be spring» etc.
  • Би-боп — будучи революционной, стала как раз той самой формой джаза, где больше всего пафоса и ЧСВ, а также пенисометрии по сложности аккордов и количеству исполняемых в секунду нот. В противоположность свингу, исполняется небольшим составом музыкантов (тремя-четырьмя). Возник в 40-е не только благодаря Телониусу Монку, но и таким мастодонтам, как Чарли Паркер, Джон Колтрейн, Диззи Гилеспи, Бад Пауэлл, Кенни Кларк, Бенни Голсон. Для успешного исполнения рекомендуется принимать вещества, как это делали атцы, или хотя бы окончить локальный музколледж, как это делает современная студентота. Алсо так звали носорога хрюшу из TMNT, а это название фигурирует в одном известном аниме-сериале.
    В конце 40-х боп играли в таких клубах
  • Хард-боп — ритмически оформленный облюзевший боп.
  • Модерн — в конце 50-х бопперы решили расширить свою аудиторию, состоящую, в основном, из музыкантов-бопперов за счет менее искушенной публики. Так возник смягченный и более доступный широким массам вариант бопа, смешанного с кул-джазом — модерн. Характерные представители: Коулман Хоукинс, Оскар Петерсон (не путать с Петросяном), Джо Пасс.
  • Cool jazz — «прохладный», «спокойный», нередка ошибочная трактовка «крутой» джаз. Придуман трубачём Майлсом Девисом. Попытка сделать что-то вроде фоновой музыки с коммерческой целью. Легко воспринимается не-джазмэнами, но отличается некоторым занудством.
  • Fusion (jazz fusion). То есть смесь, как правило с роком или фанком, но может также и с чем угодно, например с фламенко (некоторые работы Paco de Lucia) или танго (Garry Burton). Как направление появился где-то в шестидесятых, так надвигался кризис жанра, а RnB и рок занимали топовые места в чартах. Получил нехилое развитие в семидесятых: Return to Forever, Weather Report и куча других и восьмидесятых Vital Information Играется и поныне. Собственно, если придете в любой приличный джаз клуб, то скорее всего попадете на что-нибудь фьюженновое и заводное. А ещё, например, существует группа Cause For Effect играющая смесь джаза с грайндкором.
  • Smooth Jazz (презр. «muzak» или «elevator music», «музыка лифтов»)— весьма и весьма неоднозначный жанр, в свое время отпочковавшийся от фьюжна под влиянием фанка, соул-джаза и тогдашней попснипоп-музыки. Сейчас чаще всего smooth выделяют в качестве самостоятельного стиля. Самый видный из отцов-основателей — Джордж Бенсон. Для кого-то идеальная музыка для фона. Любителями более сложных подстилей джаза smooth-jazz традиционно и часто весьма справедливо считается говном, потому что в итоге планомерного приглаживания и засахаривания успел процентов так на 95 выродиться до слащавой псевдоджазовой попсы типа Kenny G и прочих Fourplay. В остальные еще слушабельные 5% входят монстры от других стилей, как, например, George Benson, Lee Ritenour Eric Marienthal, Dave Grusin.
  • Авангард — крайне неоднозначное направление. Характеризуется чудовищно сложным ритмом и нередко смешивается с академической музыкой, роком, фолком и чем угодно вообще, так что иногда по сути это тот же фьюжн, только еще сложнее и неожиданнее. Яркие представители — Кит Джарретт, Ян Гарбарек, Джон Зорн, Тригве Сейм, Терье Рипдаль. Авангардный джаз — вовсе не обязательно фри-джаз, я гарантирую это!
  • Фри-джаз — ещё более неоднозначное направление. Гармония и мелодия упразднены за ненадобностью, все сводится ко всеобщему 24-минутному импровизу, поддерживаемому любыми шумами, которые смогут сойти за ритмическую базу, весьма нестабильную.
  • Алко-джаз(гавно-джаз, кабарэ-джаз) — неадекватное восприятие и оценка жителями этой страны творчества американского музыканта и композитора Тома Уэйтса, играющего вовсе не джаз, а американский шансон. Отечественный аналог — группа Billy's Band. Вообще «алко-джаз» это самоназвание того что играют биллисы, ибо это понятие куда благозвучнее, чем «шансон», так как это слово было опошленно всякими (б)Утырками и прочими уебками, а ББ, как-никак, лабают нечто более или менее близкое к джазу, выглядя на фоне вышеообозначенной братии труЪ-джазистами, весьма доставляя продвинутой молодежи, испытывающей рвотные позывы при одном упоминании слова «Шансон».
  • Нео-свинг — постмодернистское заигрывание со стилистикой раннего и не очень свинга. Чистое хулиганство и стилизация. Импровизации нет в принципе. Группы: Squirrel Nut Zippers, Lost Fingers, Devil Doll, Big Bad Voodoo Daddy, Royal Crown Revue. Многие думают, что это джаз и есть.
  • Ню-джаз (Новый современный джаз. Название колеблется от post-jazz до experimental contemporary). Характеризуется простотой и чёткостью композиции, заигрываниями с электроникой, упором на соло инструменты, не характерными для классических джазов ритмическими паттернами и вообще более грувовыми, «оформленными» ритмическими рисунками, а так же мелодичностью в ущерб импровизации. Portico Quartet, Polar Bear, Medeski, Meritum.
b
b
Sorry, Mario, but our Django is in another castle!
  • Цыганский джаз (Gypsy jazz) — Появился на волне популярности свинга, когда рассовые бельгийские и французские цыгане начали играть оный свинг на свой цыганский манер. Отцом основателем считается Джанго Рейнхардт, у которого после травмы на левой руке работоспособными остались всего 2 пальца, что однако не помешало ему стать легендой ещё при жизни. Исполнители сабжа легко узнаются по странного вида гитаре с большой D-образной розеткой, а также по французской речи. Рядовому слушателю этой страны доставляет тем, что там часто играются какбэ русские романсы (например «Очи черные»). Гармония также в основном построена на милых русскому уху «частушечных» Dm-Am-E-Am, и вообще цыгане же!
  • Модальный джаз — гармонически статичный джаз, сыграный в пределах одного ладового звукоряда. Фактически без переходов в другие гармонии. В отличие от многих прочих джазов ставка делается на мелодию, как в классической, дико например, музыке. Лучший пример: всем известный стандарт «Take five» от Paul'а Desmond'а в исполнении квартета Dave'а Brubeck'a.
  • Страйд — фортепианный джаз, зародившийся на Северо-востоке пендостана. Северо-восточные пендосы смекнули, что фортепиано позволяет выделываться так, как не может позволить ни один другой инструмент. Одичавшие от этой мысли клавишники вскоре стали играть все, что взбредет в голову поверх классического для джаза граунд-бита и…фортепиано оторвалось от оркестра.

[править] И что?

А то, что на деле это выражается в том, что музыканты, мнящие себя джозистами, смотрят на других музыкантов, как на говно. Те, кто не умеют играть джаз, не умеют играть вообще, при этом самыми трушными инструментами считаются всевозможные дудки, как то труба, тромбон, сакс и т. д. Таким образом, данный вид спорта развивает гордыню неимоверно и может привести к печальным последствиям. Автор знал одного препода, который считал дебилами всех, кто не умеет играть двенадцатитактовый квадрат, при этом забивая на то, что у этих людей уже есть весьма приличные песни и играть на инструментах они умеют. Просто, вероятно, они не слышали про двенадцатитактовый квадрат(хотя не знать такие вещи есть полная музыкальная безграмотность).

[править] Как дисциплина Специальной Олимпиады

В общем, как и любые другие направления музыки, джаз также является официальной дисциплиной. Главное отличие в том, что она, пожалуй, наиболее сложная из всех (наиболее сложная из высранного порожденного ею же. Пусть этот ваш Оскар Питерсон сыграет концерт Шнитке для ф-но и струнного оркестра, лол[2]). Достаточно вспомнить срачи в середине XX века о том, у кого джаз лучше, у белых или у чёрных. Ответ, по-моему, очевиден, но призёров, тем не менее, была масса. Это показатель того, о чём было сказано выше.

[править] А что в нём такого?

Трудно сказать. Почему-то некоторые люди любящие джаз считают его наиболее замороченным и сложным музыкальным направлением и что к тем, кто играет джаз, уже по определению нужно относиться с благоговением. Проявляется это в виде приятного зуда в области самолюбия. Тот же самый недуг в точности с тем же успехом также может постичь школьника добравшегося до Tech\Prog дез митола, преподавателя консерватории — ретрограда классической школы и позднего романтизма, задрота-гитораста готового продать душу за умение играть как Стив Вай, Джон Петруччи, Стив Рей Вон, Ричи Блэкмор и т. д. и даже почитателя экспериментально\авангардной небыдло электронщицы. И это весьма закономерно для людей с одномерным мышлением. Им просто невдомёк, что музыкальные стили не точки на прямой (а ведь уже для точек плоскости нет общепринятого отношения порядка) и некоторые вещи просто нельзя сравнить объективно. Но они уже не могут просто слушать и создавать любимую музыку, им непременно нужно найти подтверждения того, что именно у них самый большой, и ведь находят: «это вам не дроч 64-ми по одной ноте на дисторшне. Тут надо голову иметь».
Back in USSR. Обратите внимание — в руках странный гибрид тенора и баритона.

А ведь для того, чтобы стать хорошим музыкантом, и создать нечто действительно новое, а не заниматься всю жизнь копированием, нельзя зацикливаться на одном стиле. Самое интересное происходит на стыке направлений и практически все годные новшества в музыке за последние сто лет появились как перенос приёмов чего-то куда-то ещё. Отсюда и пошли всевозможные авангард-джазы, джаз-рок, босса-нова и т.п. Каждый стиль имеет право на существование. Но вы попробуйте доказать это какому-нибудь задротскому старпёру-джазисту — вам, я думаю, тут же достанется на орехи.
Кстати, в нынешнее время джаз позиционируется как илитная музыка для небыдла[3]. Однако в своё время джазмены, как и позже рок-н-рольщики, активно употребляли вещества[4], и при обнаружении, что их чадо увлекается сабжевой музыкой родители срали кирпичами. А ещё раньше, когда джаз только нарождался, у небыдло-масс того времени, фапающих на бахов с моцартами, джаз вызывал не меньше презрения и неновисти, чем у современных джазофагов по отношению к рокмитолу или электронике. (Можно почитать, например, «Степного волка» Гессе, где и винилофагам достаётся). Такие дела.

[править] Пара мемов-бойанов

  • «До-ре-ми-до-ре-до». В переводе с задротско-джазистского «Да пошёл ты на хуй». Почему? Спросите их сами. Только не удивляйтесь ответу[5].
  • Алсо, К. О. поясняет: существует целый набор разнообразных нотных выражений (не только ругательств), придуманный предположительно Эллой Фитцжеральд и Дюком Эллингтоном (пруф).
  •  — В чём отличие унисона от унитаза?
    — В унитаз легче попасть и он чище.
  • Алсо, вот здесь есть немного винрарных смехуечков про джаз. Любители джаза поймут.(выпилено)
  • Луис Армстронг научился играть на трубе, когда надувал воздушные шары для богатых белых.
  • Диззи Гиллеспи порвал обе щеки, когда ему в трубу засунули картошку.

[править] Сленг

Нигры вообще люди по части сленга довольно забавные. Джазовый/блюзовый сленг — не исключение. Дословный перевод и богатство значений в целом доставляют.


[править] Джаз для геймеров

Среди разработчиков игр последнее время стало модным включать джаз в игру в качестве саундтрэка. Основными среди этих игр являются серии Fallout и Bioshock. Так же многие вспомнят винарный саундтрэк из Mafia - первой и второй части. Кроме этого саббж можно было услышать в таких играх, как The Saboteur, L.A.Noire, Godfather, Medal of Honor и, как помнят олдфаги, Faust: 7 Games for soul.

[править] Джазовые стандарты

[править] Видео

b
Знаменитая тема «in the mood»
b
Поезд на Чатанугу.
b
Каноничный пример импровизации.
Следите за лицом[6][7].
b
You are the top - Слушайте слова
b
Andrew Sisters - Civilization.
b
Филиппенко о сабже и не только.
b
большевик джаз!
b
и джаз большевиков
b
FAP FAP MOP MOP
b
My Girl's Pussy
b
Мадьярский расовый
b
Кошернейший биг-бенд Гордона Гудвина.
b
Craziest scatting ever
b
Slim Gaillard дедушка хипстеров
b
Эллингтон, Синатра и Бэйзи уже встали из гробов и идут за тобой, Наташа
b
Ну и куда же без этого великолепного свинга от Луи Примы и Бенни Гудмана!

[править] Галерея

[править] Примечания

  1. And this is so called «hot jazz». А кто играет, не делая пафосное лицо, называется «cool». Знакомо звучит? Но Майлз Девис даже кул играет с пафосным лицом.
  2. АвотXYÑ, камрады, послушайте 40-ю симфонию Моцарта в исполнении Биг-бнда Гордона Гудвина или Щелкунчика в исп. оркестра Брайана Сетцера
  3. Автор раздела не указал одну важную вещь: небыдло не любит джаз, ибо не понимает его[ЩИТО?]. Но слушает, так как это отличает его от быдла. Так-то!
  4. Например, босса-нова певица Элис Режина умерла в 36 от передозировки алкоголем с кокаином
  5. При чем джазисты? Данный посыл имеет место везде, где необходимо знание нот. Люркаем песню «Лібідо» рассовой украинской группы «Брати Гадюкіни». «До-ре-ми-до-ре-до» очень удобно подтекстовывается фразой «Пошли вы на хуй все», логичный ответом на которую является «Сам туда иди» (соль-фа-ми-ре-до)
  6. Кагбэ это модерн электрик блюз: The Thrill Is Gone
  7. А нефиг стебаться. Он не специально - вы посмотрите на меломанов когда они колбасятся от любимого музла :) Ваш музыкант-кун.


Источник — «http://lurkmore.ru/Джаз»