Благородный дикарь
Материал из Lurkmore
Народ требует Народ требует иллюстраций к статье! В конце концов, если бы мы хотели почитать, мы бы пошли в библиотеку. |
Благородный дикарь — один из самых популярных типажей в приключенческой литературе XVIII—XIX вв., своего рода литературный мем.
Под «благородным дикарем» обычно понимается наивный и необразованный персонаж, выросший в первобытном обществе, но тем не менее куда более храбрый, честный и справедливый, чем большинство «цивилизованных» персонажей той же книги. В современной литературе/кино встречается довольно редко, а вот в литературе прошлых веков наткнуться на благородного дикаря не сложнее, чем в аниме — на обыкновенного японского школьника.
Содержание |
[править] История мема
Сам типаж «благородного дикаря», видимо, появился сразу же, как только возникло разделение на «дикость» и «цивилизацию». К примеру, Энкиду из «Эпоса о Гильгамеше» (которому уже больше 4000 лет, между прочим!) — чистейший пример БД.
Но настоящая мода на благородных дикарей в литературе началась вскоре после периода Великих географических открытий и начала эпохи Просвещения. А все потому, что первобытному обществу оказалось очень просто приписать все то, чего, по мнению философов-просветителей, не хватало европейскому обществу того времени — близость к природе, свободу (в том числе и сексуальную свободу), равенство, братство, честность и искренние отношения между людьми, а также культ здоровья, силы и героизма. Разумеется, мало кто интересовался тем, как же обстоят дела у «дикарей» на самом деле… но разве это важно? Главное, что с помощью этого идеального образа оказалось довольно легко троллить власти и общество того времени. Как вы знаете (а может быть, и не знаете…), в то время все книги перед изданием должны были пройти через довольно жесткую цензуру, и в таких условиях писатели были вынуждены излагать всякие-разные антисистемные мысли от лица животных (в баснях, например), преступников… ну, или дикарей. Наверное, самый известный «благородный дикарь» того времени — Пятница из «Робинзона Крузо», а также персонажи романов Ф. Купера.
В XIX—XX вв. литература стала гораздо более реалистичной — в первую очередь потому, что писатели избавились от наивной веры в то, что человек хорош по своей природе, и только «цивилизация» его портит. Тем не менее мода на «благородных дикарей» не угасала еще довольно долго — но они в большинстве случаев показывались уже как исключение, а не как правило. Типичные примеры: Талькав из «Детей капитана Гранта» Ж. Верна, Амбопа aka Игнози из «Копей царя Соломона» Г. Хаггарда, а также целая куча героев рассказов Дж. Лондона. Не стоит также забывать о нигре из произведений Сэра Артура Конан нашего Дойла.
[править] Подробнее
Чаще всего «благородные дикари» были индейцами, реже — неграми или «детьми джунглей» (Тарзан, Маугли). В принципе, главные герои книг Джека Лондона о собаках («Зов предков», «Белый Клык») тоже достаточно близки к образу «благородного дикаря», и при этом не так уж и важно, что они не люди, а животные. Да чего уж там, и людей такого типажа у него достаточно. Взять хотя бы Мартина Идена или Харниша из «Время-Не-Ждёт». Гекльберри Финн из книг Марка Твена, в принципе, тоже подходит под этот типаж, но с натяжкой (он в первую очередь трикстер).
В этой стране на месте благородных дикарей сначала были деревенские мужики, описанные у Тургенева в «Записках охотника», а также кавказцы (…а что вы смеетесь-то? Не помните про Мцыри или Хаджи-Мурата?). В принципе, Пугачев в «Капитанской дочке» у Пушкина тоже показан как «благородный дикарь». Ну а в XX веке на смену им пришли сибирские охотники — Улукиткан из книг Г. Федосеева, и Дерсу Узала (кстати, и тот и другой — вполне реально существовавшие люди). В Англии расово верный Хаксли описал сабж с гениальной точностью в его Дивном Новом Мире — ИЧСХ, дикарь этот из будущего.
Где-то с середины XX века фантастика и фэнтези почти полностью вытеснили традиционные приключенческие романы, но «благородные дикари» продолжают иногда встречаться и там. Яркие примеры — Конан-варвар, ну и, конечно же, На’ви (c Нейтири во главе). Кстати, очень показательно, что сюжет «Аватара», который построен на приемах, использовавшихся еще в приключенческих книжках позапрошлого века, смог вызвать сильнейшее бурление говн даже в наше время. Это как бы намекает, что ЦА аватара читать классику не любит.
[править] Благородный дикарь в играх
Компьютерные игры вслед за литературой и кинематографом также используют этот типаж.
- В третьей части винрарного квеста-рпг «Quest for glory» есть два враждующих между собой племени сабжа.
- В Морровинде кочевники-эшлендеры представляют собой чистый сабж.
[править] Пояснение
Как несложно понять, интерес к «благородным дикарям» с самого начала был следствием эскапизма, синдрома «хорошо-там-где-нас-нет». В мифах очень многих народов говорится о том, что изначально человечество жило в Золотом Веке, когда люди были бессмертны, свободны, счастливы, и им не нужно было зарабатывать себе на жизнь. Впоследствии люди потеряли свое простодушие и благородство, и золотой век сменился на железный, со всеми вытекающими оттуда последствиями — в первую очередь это болезни и смерть, необходимость размножаться (и как следствие — целая куча проблем, связанных с сексуальностью), а также необходимость тяжело работать. Чтобы преодолеть все эти проблемы, согласно тем же мифам, люди и создали цивилизацию в ее нынешнем виде. С этой точки зрения «благородные дикари» — это и есть люди с мировоззрением Золотого Века, попавшие в железный век.
[править] Ссылки
[ + ] Благородный дикарь — это |
|||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|