Личные инструменты
В других энциклопедиях
cnt

Космическая опера

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
«

Это — просто "космическая опера", особый поджанр фантастики, характеризуемый безудержным полетом фантазии и откровенным, принципиальным пренебрежением к достоверности излагаемого.

»
Борис Стругацкий
Оно самое.

Космическая опера (космоопера или новомодное космопанк) — самый ходовой после фентези поджанр фантастики.

Так в далеком 1941 году американский писатель и критик Уилсон Таккер поименовал псевдонаучную фантастику, противопоставляя собственной «высокой» литературе. Cтоль умная мысль родилась по аналогии с «мыльной оперой» и «лошадиной оперой» (подростковыми сериалами-вестернами). Ну, а с середины шестидесятых космооперой можно уже смело называть всё sci-fi подряд — космические корабли уже уверенно бороздят просторы большого театра.

Содержание

[править] Начало

Убей графомана — спаси дерево

Рассказать о убитом медведе — круто. А рассказать о убитом чуде-юде — пиздец как круто. Поэтому, еще в каменном веке были распространены охотничьи байки типа: «А тут из-за угла трое, они нам „ррык!“, а мы им ТАК ответили…» По ходу рассказа исходные трое смело устремлялись к сотне, а «так» доходило до жарки яиц на постном масле. Истории воспринимались публикой на ура, ведь гормоны бурлят, дать в ебало хочется — а нельзя. И, конечно «герой — дурак, надо было на сливочном жарить».

При чем тут, спросите, космос? А при том, что как только люди поняли, что земля не плоская, а над ней что-то вертится, так гопари стали зелеными инопланетянами, а постным маслом стали заряжать бластеры. Земные сюжеты, как известно, избиты со времен Шекспира, а на антураж и декорации человеческая фантазия безгранична. Да и околонаучность авторитету добавляет — это вам не о каких-то там эльфийских принцессах грезить!

Тут-то обычная приключенческая жвачка и стала космической.

Началось все, как оно обычно и бывает в искусстве, с французов: беллетрист Жюль Верн придумал поразить читателя вместо стопятисотой истории о приключениях благородного месье в дикой Африке (Азии, Америке), той же херней, но со вкраплением ультрасовременных вундервафель. Читатель схавал и захотел еще. Беллетристы, измученные пережевыванием однотипных опусов почуяли запах наживы и подтянулись на движуху, и… Узрели удивительную вещь: им открылся вечно молодой, неиссякаемый жанр.

Схема проста как все гениальное:

  • научные фантасты узнают об очередном научном открытии (трушные писатели НФ — за редким исключением либо ученые, либо люди, близкие к научным кругам)
  • пишут на основе этой идеи непонятный и скучный фанфик для нердов
  • берем годную идею, выкидываем нердовскую заумь, добавляем секса, крови, экшона и, если в оригинале не хватает, масштабности
  • Тираж!

Марсиане прилетевшие не-с-миром, опыты с живой материей, тайны человеческого мозга, путешествия по времени, новые божественные откровения, искусственный интеллект восставший против создателей были бережно украдены, беспощадно превращены в треш и растиражированы легионом графоманов.

[править] Характерные признаки того, что перед вами космоопера

Космоопера — это брутально
Космоопера — это пафосно. Очень пафосно!

Сеттинг косит под научно-фантастический, но Автор не заморачивается, как это все работает — все происходящая небывальщина объясняется: «будущие/инопланетные/древние технологии и ниибет». В общем правильно: выглядит это намного достойнее попыток подражать хард-НФ без знания матчасти. Случаются и фейлы вроде CRT-мониторов на звездолете в «Чужих», перфокарт на Звезде Смерти…

Итак:

  • Необъяснимая и неистребимая любовь авторов к «холодному» оружию при наличии супертехнологий выкашивающих планеты.
  • Технологии обязательно выражаются в наличие как минимум одного Устройства Судного Дня, без него космоопера не может считаться настоящей. Собственно говоря, здесь оно встречается чаще чем во всех других жанрах вместе взятых. Особенно отличился Э. Гамильтон, у которого разрушителем пространства выпиливаются аж целые звездные скопления.
  • Нарочитая человекообразность инопланетян. Иногда это худо-бедно объясняется, вроде как они потомки земных колонистов (в той же «Аэлите») или давным-давно были какие-нибудь единые гуманоидные «предтечи». В книгах Ефремова высказана, например, сравнительно логичная теория что эволюция рано или поздно все равно породит разумное двуногое-двурукое-человекообразное. Но чаще преподносится как данность. Как правило, космиты генетически совместимы с землянами, и межпланетный секс имеет место — к радости аудитории.
  • Наличие звёздных монархов, их наследников, графов, баронов, герцогов и прочих Иван Никифоровичей. Особенно любим авторами титул «Император». Суровые пережитки фентези-наследия, что поделать.
  • Как следствие, наличие Принцесс. Принцессы молоды, прекрасны, гуманоидны и охотно дают. В тяжелых случаях (Вархаммер, Дюна), из принцесс сформированы боевые отряды. В особо тяжелых (Mass Effect, книги Эдгара Берроуза, аниме) — целые расы.
  • Судя по экранизациям и иллюстрациям, мода будущего предполагает вырядить военных во френчи с эполетами и аксельбантами и прочие костюмы в духе Доктора Зло. Женские костюмы, в свою очередь, также явно не предполагают использования в открытом космосе. Разве что можно латексный скафандр в облипочку.
  • Пафос, много пафоса! Популярнейшим средством нагнетания являются многословные дискуссии персонажей неестественного, но узнаваемо гуманоидного вида в статичных позах. Жанр вполне конкурирует с фэнтези.

…И спустя полтора столетия денежки по-прежнему капают стабильно, ведь альтернатива — скучная, непонятная «Жесткая» НФ с её заумным мозгоебством. Кому интересно, например, читать как над подростком много лет издевались в школе, готовя из него оператора DDD? («Игра Эндера») Десятки заунывных разъяснений и ссылок да пояснений («Дюна») — тоже мало кто осилит. Другая крайность — наркоманский постмодернизм, но и там, оказывается, нужен какой-то багаж знаний (а иначе не доставляет). Со всех сторон обложили, ироды!

[править] История болезни

Первый Золотой век космооперы пришелся на сороковые годы, когда это все расцвело пышным цветом. Именно тогда сложились основные стереотипы жанра вроде: галактическая империя, гуманоидные резиновомордые инопланетяне, тысячи планет, все из которых пригодны для проживания человека, и всё это подпирается разнообразными костылями спизженными из «твёрдой» фантастики.

Уже на заре жанра наметились коренные различия между отечественной и заокеанской продукцией. И если коммунистические товарищи пытались ещё чему-то учить, то загнивающий капитализм с головой ухнул в бессмысленный и беспощадный пульп-фикшн с лазерами-шмазерами.

[править] В Этой стране

В шестидесятые годы с отечественной литературой случилось страшное — пришли Стругацкие. Помимо массы отличных умных книжек они оставили за собой стойкую веру, что фантастика должна, прям таки обязана, быть умной, иначе она не фантастика, а дерьмо. Результатом стал мутный вал порожнего моралфажества, псевдоглубокого смысла и жутких подражательных литературных уродцев. Масло в огонь подлил «полусоветский» писатель Лем, который наряду с действительно важной научно-философской нагрузкой извлекать лулзы мог и любил. В итоге, до самых девяностых в среде русских писателей о «приключениях тела» было принято говорить как о чем-то неприличном.

Как следствие, в наше время в читабельном виде космоопера почти отсутствует. С огромной натяжкой можно отнести сюда «Лучший экипаж» Дивова, хотя оный намного ближе к классической НФ (и автор сам активно открещивается). Олдфаги вспомнят туда же «Люди как боги» Снегова (утверждал, что пародировал западную космооперу; как это часто бывает, пародия получилась талантливее оригинала) и «Аэлиту», это гораздо правдоподобнее.

Современные сознательные попытки создать с нуля «Русскую космооперу» пока что представляют собой вырвиглазный пиздец. На унылом общем фоне выделяются лишь:

  • Пятикнижие «Звездная месть» — ебанутая на всю голову, хотя местами и доставляющая трэш-эпопея Петухова. Даже породила что-то вроде недосубкультурки — см. Яроврат.
  • Уберпафосные высеры Зорича — известного в интернетах в основном постером «Горжусь Россией» — по мотивам пытались сделать космосим, получился такой же фейл как и книжки и благополучно забыт.
  • Даже «наше все» Лукъяненко, и тот не преуспел, породив унылого «Лорда с планеты Земля» и чуть менее унылый и пафосный фанфик на MOO — «Линию грёз» и «Императоры иллюзий».

Причина, скорее всего — в типично русском презрении к «низкому жанру», выражающемся в постановке задачи. Зачем рвать попу, пипл же хавает? Откройте любую книгу пейсателя и посмотрите тираж.

[править] Meanwhile in The West

Оборона Фомальгаута. Расчет космического ЗРК. Обратите внимание на форму солдат.

В те же шестидесятые (и немного раньше) на западе до жанра добрались нынешние мэтры и классики. Им тогда в общем-то было глубоко безразлично какого поджанра фантастику писать: они экспериментировали. Результаты вышли противоречивыми — с одной стороны именно из-за скрещивания всего подряд с чем попало в космоопере так крепко засели фентези-штампы, а с другой стороны более «твёрдые» вещи, вроде «Дюны» Фрэнка Герберта, и откровенные постебушки, вроде «Билла» Гаррисона, очень даже оправдывают.

Следующий качественный скачок произошел в конце восмидесятых — начале девяностых. Ситуация ровно та же: старые сюжеты избиты, потоки графоманов окончательно дискредитировали жанр и несколько смежных заодно. Спасение, как и в прошлый раз, нашлось в гибридизации. Очередному набегу подверглись свежеусопший и его выкидыши, дистопия, био-, эко- и пси-фантастика, детектив, и опять-таки мистика и фэнтези. Количество издаваемого дошло до того, что некоторые вымышленные вселенные пересекают аж на нескольких планетах — например, Талларна в Вахе — место знакомства людей со Слаанешью, а у Гамильтона она столица местной «республики зла», в системе Канопуса у него же — столица «Империи добра», а у Герберта — планета Арракис (Дюна).

Очередное расширение целевой аудитории было усугублено детальным описанием тактики сражений будущего, которое прибавило к бьющимся от спермотоксикоза школьникам, школьников, мечтающих стать генералом. И, конечно, больных СПГС, в наличии которых можно убедиться на любом фантастическом форуме.

[править] В кино

Самый расцвет жанра совпал с эпохой бурного развития пилотируемой космонавтики, когда человечество ждало чудес — инопланетных технологий, диковинных зверюшек и сисястых инопланетянок из дальнего космоса.

И кинорежиссеры в отличие от реальности, не подвели! Олдфаги вспомнят первую инкарнацию «Доктора Кто», и начавшиеся ещё в 1950-х (черно-белые и кукольные) эксперименты японцев с ОБЧР. Всё это лишь подготовило почву для окончательной победы жанра — великого и ужасного «Звездного пути». Формат сериала растиражировал сабж на тысячи экранов по всей Америке. С представлением о фантастике, как о жанре для немногих, было покончено. Одновременно планка здравого смысла полетела в черную дыру. Сериал отличался вырвиглазными даже по тем временам спецэффектами, ситкомовским юмором, и феерическим бредом в части науки и техники. Тем не менее, в США мгновенно родилась мощная трекки-субкультура с непременными типовыми майками на обрюзгших тельцах и вулканским приветствием. В нашей стране уже в девяностые неоднократно демонстрировался по ящику, но то ли публика у нас была образованнее, то ли время было уже не то — такой фагготрии, как на Западе, не породил.

Пафосный ситх пафосен

Следующей вершиной стали несомненно «Звёздные Войны», доведшие условность и пафосность почти до абсурда (настолько, что даже некий ехидный персонаж отметил бредовость происходящего, посоветовав юному падавану купить нормальный бластер). В принципе не принеся ни одной (!) новой идеи (Древний срач «ЗВ наполовину украдены с Дюны» задолго предвосхитил холивар «Близзард vs Games Workshop») они поимели беспрецедентный коммерческий успех — и после них, разумеется, кино про «лазером пыщ-пыщ» не снимал только ленивый. Звездные войны конечно же есть в отдельной статье, но их вклад в деградацию фантастики стоит отметить особо, ведь они дали нам: лайтсейбер; Силу; комический дуэт из роботов; звук в вакууме; видимые глазом лазерные лучи, летящие со скоростью камня из рогатки; ну и приучили зрителя воспринимать логические ляпы и сюжетные дыры как должное.

И понеслось — эстетам Battlestar Galactica (уменьшен градус неадеквата; даже кораблики более-менее правдоподобной формы), олдфагам — пятидесятилетние франчайзы-старички имени Бака Роджерса и Флэша Гордона (в оригинале — вполне приличная НФ). Все полагающиеся штампы жанра, присутствовали, а внешнюю похожесть на СтарТрек и ЗВ диктовал беспощадный рынок.

По мере того как настоящий космос упорно доказывал, что в нём пусто, скучно и нету никаких межпланетных сисек, жанр скукоживался. Серьезно подгадил Дэвид Линч своей говноэкранизацией и бесконечные сезоны все того же «Звездного пути», успевшего обмусолить за тридцать лет все возможные темы. Спасение нашлось — правильно — в набигании на смежные жанры.

  • Непафосная военная драма или триллер — заменим VC на Чужих! (смыть, повторить в виде «Хищника»)
  • Пафосная военная драма — заменим фашистов на Арахнидов!
  • Боевик — теперь на Марсе!
  • Городской боевик — финальный босс — аццкий робот из будущего!
  • Полицейский нуар — главный герой — аццкий робот из… OH, SHI…
  • Триллер — теперь Сотона прилетает из космоса!
  • Комедия — тут целое море возможностей! Клоны, путешествия во времени, ну-тупыыые пришельцы, омоложение, озабоченные роботы. Курите в общем «Плуто Нэша» с Эдди Мерфи.
  • Кино про ковбоев — на пыльные улочки пустых городов ковбои будут прилетать на звездолетах. А вот дуэли — как обычно.
  • Кино про индейцев — перекрасим детей природы в синий цвет! И для эпичности посадим на птеродактилей!

Длинные руки режиссеров разве что до мыльной оперы не дотянулясь. (Будем надеятся что завязка бразильского сериала «Клон» была единичным исключением)

Ныне живут в основном гибриды с элементами других жанров: выходящие раз в несколько лет Камероновские эпики да маргинальные сериалы вроде Lexx или Firefly. Из онгоингов сохранившийся в наиболее чистом виде и уверенно нагоняющий по хронометражу СтарТрек — Stargate.

[править] В аниме

Японцы в теме

Не менее трети продукции. Учитывая общую плодовитость минусоглазых мультипликаторов — намного более чем дохуя. Эксплуатирует, в основном, не меняющийся десятилетиями набор клише, но особняком стоит уникальный и характерный фетиш — ОБЧР. Еще ярче выражена любовь к холодному оружию. Не чураются японцы и просто гигантских шушпанцеров, причем по бредовости конструкции далеко-о-о оставляют позади европейцев. Конечно же Принцессы, инопланетные монстры, тентакли, дворянские титулы и вундервафли во все поля. Тру-НФ аниме впрочем, тоже сушествует, но пересчитывается по пальцам. Инопланетность принцесс неизменно служит поводом для рисования кошачьих ушек. С точки зрения биологии — бред, но гуманоидным хикки по нраву.

[править] В игрушках

EVE Online — MMORPG в космооперном сеттинге

Живет и процветает с самого начала их истории. Вышедшая в 1974 на программируемом осциллоскопе (!) и считающаяся многими за основоположника аркада с говорящим названием «Spacewar» как бы символизирует.

Сеттинг крайне удобен для разработчиков, поскольку мир не попадает под табу на «сказочки для детишек», которое отпугивает часть снобствующей аудитории, так как формально является научной фантастикой. В то же время позволяет подпирать сюжет (техномагия!) и фриками (инопланетяне!), а также добавляет эпичности (Корабль длиной 17 километров!!! Батареи пушек калибра 3500 мм с термоядерными снарядами!!! СЛАНЫ!!!)

По большому счёту, все или практически все игры с фантастическим уклоном являют собой пример злостной космооперы. Или пародии на неё («Космические рейнджеры»). Самые образцовые современные примеры — Старкрафт (эпичность во второй части просто зашкалила) и Mass Effect (Серые Стражи в космосе, блжад).

[править] Почему это все-таки не научная фантастика?

Потому что нет Идеи, Мысли, о чем не преминут напомнить НФ-фаги. Вселенная представляет собой приукрашенную повседневность, в которой пушки лазернее, тачки звездолетнее, а герои запредельно круты. Физиология и психология сюжетно важных инопланетян максимально подогнаны под нужды сюжета. Фантастический элемент — тоже. А надо наоборот.

[править] Нефентези

Это не факт, а серьезный Casus Belli. Отличается сеттинг — и то не всегда. Кроме того, космоопера — жанр узкий, крайне приверженный своим традициям, а в фэнтези смело зачисляют многое и разное. Но идеология рассказа не о мире, а о герое чрезвычайно близка. Нельзя не отметить также значительное сходство типичных обложек наиболее характерных образцов (зачастую — работы одних и тех же художников).

[править] Мутации

Heavy Metal F.A.K.K.2 — терминальный случай космооперы

Будучи бастардом изначально жанр успешно скрещивается и дает жизнеспособное потомство с прочими подвидами литературы, особенно — не высокого полёта.

  • С «нормальной» НФ. В той же Дюне например, серьезные загоны на тему психологии, политики, религии, экологии чудненько сочетаются с космооперной резней на крисножах, лазганы, ракеты, артиллерия, оргии под спайсом, педофилия, и прочий адов угар.
  • Всеми любимая классика, «Планета Роканнона», если выкинуть оттуда пару страниц с прилетами-отлетами превратится в стопроцентное породистое фентези.
  • Характерный пример — ЗВ: сюжет про то как деревенского оболтуса сорвали с места и погнали тащить спижженный артефакт (чертежи Звезды Смерти) в страшные неведомые ебеня, в компании старого перколдуна, недовыпиленного на полдороги (sic!) и кучи колоритных чудиков, чем-то нам смутно знаком, не говоря уже о чорном плаще и фирменном шипении Дарт Вейдера. Ах да, ещё они трилогия.
  • Меха — как жанр целиком и полностью посвящённый специфичным вундервафлям, которые лазерами пыщь-пыщь и в космосе вжух-вжух, великолепно идёт довеском к остальным штампам космооперы.
  • С говнодетективом: да хоть «Стальная крыса» — злая и талантливая пародия на оба жанра сразу. «Бегущий по лезвию» — тоже вроде как детектив.
  • С женским романом: к примеру, «Барраярский цикл» Л. М. Буджолд или книжки Барбары Хембли. Да, и такое бывает. Мутации, клонирование, смена пола, контроль над разумом, искусственное выращивание как известно, серьезно запутывают личные отношения… А читательницам только того и надо!
  • С Порнографией: см. Хентай. Тентакли же!

[править] Культурное влияние

Сложно преувеличить. От популяризации «научных» словечек, понятий и гаджетов — попробуйте найти в наши дни человека, впервые услышавшего словосочетание «Черная дыра» на уроке физики — до полного перенятия образа мышления героев. Косплееры. Идиотские имена, данные детям. Изучение клингонского языка. Религия прямиком из блокбастера

[править] Галерея

[править] Ссылки

[править] См. также