Личные инструменты

Магнитофон

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Аудиомагнитофон)
Перейти к: навигация, поиск
A long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
«

Молодым, которые привыкли, что музыка бывает только на дисках и в памяти компа/плеера/телефона, посвящается.

»
Анонимус
«

На нашем кассетнике кончилась плёнка — смотай.

»
Тсой
Так выглядел один из первых серийных магнитофонов МАГ-8(1951 год).

Содержание

[править] Бобины & кассеты

Тёплый ламповый звук

Давным-давно, ещё до революции, тогдашняя попса писалась и хранилась на грампластинках, а воспроизводилась граммофонами и патефонами, а позднее электропроигрывателями. Технология существовала вплоть до 90-х годов XX века и её таки удалось прокачать до максимального совершенства, но очевидно, что это неуклюжее (до 15 кило), непереносимое в руках во включённом состоянии (за исключением механических устройств типа патефонов — их, из-за ширины канавки и веса иглы, таки можно носить на руках), малоёмкое (1 — 2 песни на одной стороне пластинки, если патефонная, 3 — 10 на стороне, если долгоиграющая) и капризное устройство необходимо было дополнить чем-то более прочным, надёжным и миниатюрным.

И тогда акулы звукозаписи обратились к магнитной записи звука. Будет справедливым отметить первенство немцев («BASF»). Отдельные кулибины работали над записью и считыванием ещё в 80-е годы XIX века, но о магнитофоне, как о готовом устройстве, нашедшем коммерческое применение, можно говорить только начиная с 40-50 годов XX. Однако, в военных целях, магнитофоны таки были известны, и во вторую мировую использовались. См., например, «Семнадцать мгновений весны». Для дотошных любителей упомянем также, что формат носителя был разный — стальная проволока, лента в кассетах, лента на бобинах, картриджи с проволокой или лентой…

Типичная советская магнитная лента на бобине 70-х

Поначалу массовым форматом стала бобина с плёнкой: «Свема» (Шосткинский химкомбинат, Сумская область, Украина) или «Славич» (Переяславль-Залесский), чуть хуже «Тасма» (Казань), — эта страна, а вражья — кошерная «AGFA» или «BASF». Разумеется, на импортные ленты писали только самое-самое лучшее, самое ценное, ибо дефицит и качество.

Особым цинизмом отличалось крепление конца плёнки к другой бобине. Он жмыхался и крепился в специальную прорезь. Так, постепенно, полсантиметра за раз, длина плёнки всё сокращалась и сокращалась (для предотвращения такой жуткой и медленной смерти к плёнке клеилась специальная цветная ленточка — ракорд, с одной стороны белая, с другой красная у наших и белая и зелёная — у забугровых, хотя возможны варианты). Лента была ничем не защищена, и, несмотря на наличие специальных направляющих, часто рвалась, жомкалась и зажёвывалась. После зажёва надо было отрезать кусок пленки в бобине или кассете. Особо доставляли способы склейки ленты: в состав клея для ленты на ацетатной основе входили ацетон, бутилацетат, уксусная эссенция; ленту на лавсановой основе склеивали только скотчем. Выпускались наборчики для этой хуйни, с зажимами и клейкой плёнкой. На некоторых продвинутых аппаратах эти зажимчики и направляющие были неотъемлемой частью лицевой панели. Кроме того, чтобы плёнка не портилась от лишней заправки и перемотки, можно было ещё и пометить на картонной коробочке, с какой стороны что записано.

Плёнку, длительно хранящуюся без прослушивания, рекомендовалось периодически перематывать во избежание перемагничивания. Дескать, соседние витки со временем обменивались намагниченностью, что есть правда. На записях старых радиоспектаклей, к примеру, это проявляется как эхо, не предусмотренное авторским замыслом.

Ёмкость такого носителя была ограничена только длиной плёнки, которую можно было намотать до бортика бобины (наиболее широко распространены были стандарты 525 метров (именно метров, а не мегабайт!), 375 и 270), и скоростью лентопротяги.

Рядовой бобинник конца 70-х

Запись (и, соответственно, воспроизведение) на бобинных магнитофонах можно было осуществлять на разной скорости движения плёнки через лентопротяжный механизм (дальний аналог — разный битрейт mp3): 76,2, 38,1, 19,05, 9,53, 4,76 (как у аудиокассет), 2,38, 1,2 сантиметра в секунду. То есть, имелся выбор между качеством и продолжительностью записи на одну и ту же бобину. Скорости 4,76 и 2,38 на бобинах использовались крайне редко и в основном для записи голоса, скорость 1,2 была только в портативных устройствах типа «Говорящий блокнот», на которые можно было пофапать в журнале «Радио». Скорости 76,2 и 38,1 в бытовых магнитофонах не использовались — только в студийных, а первая так вообще в основном в старых, ибо расход плёнки ого-го.

Чтобы не было щелчка перед записью, надо было рукой прокрутить бобину/кассету (для этого в студийных кассетниках снимали лицевую панель) чуть назад, и вопросы «а как ты это сделал» обеспечены.

Затем пришла ставшая такой родной и близкой аудиокассета. Но не сразу такая, какой мы её помним, была и там война форматов. Среди неприжившихся форматов была, например, штуковина, у которой внутри была всего одна катушка, а плёнка, будучи хитроумно завёрнутой в петлю, не имела ни начала ни конца. Была сделана ставка на молодёжь, как на потребителя: удобно носить, легко вставлять и достаточно сложно попортить. В отличие от бобины, где лента хранилась рабочим слоем внутрь, на компакт-кассете лента хранится рабочим слоем наружу. Номинальная скорость протяжки ленты — 4,76 см/с.

[править] Бобины VS кассеты

Был и такой холивар в своё время. И в этой стране, и у буржуев бобины успешно сосуществовали с кассетами, и только с середины 80-х постепенно стали сдавать позиции. И это неудивительно: бобина обеспечивает лучшее качество записи, чем компакт-кассета: у неё лента шире, скорость ленты при воспроизведении бобины используется бОльшая, за счёт этого сквозь зазор магнитной головки проезжает бОльшее количество магнитных частиц, что даёт меньшие искажения.

Давить шумы на бобинах легче, чем на кассетах. Собственные шумы ленты у бобин находятся где-то в ВЧ-диапазоне, где в основном бывают звуки тарелочек, у кассет шумы возникают аккурат на средних частотах, где как раз и есть мелодия и голос. Поэтому поначалу любой шумодав для кассетных магнитофонов вносил заметные искажения в звук. И реставрировать старую запись с бобины поэтому намного легче, чем с компакт-кассеты. Поэтому были придуманы специалистами фирмы DOLBY® всякие хитрожопые системы шумоподавления, подразумевающие запись на ленту с некоторыми специально вносимыми предыскажениями, и специальными конструкциями шумодава, исправляющим эти предыскажения, аннигилируя шумы в процессе исправления. Простому обывателю всё это было известно под названиями Dolby-B, Dolby-C, Dolby-S. Собственно, бобины начали сдавать позиции после появления подобных систем шумоподавления.

А как устройство для записи разные домашне-гаражные начинающие таланты использовали бобинные магнитофоны вплоть до начала 2000-х, то есть массового распространения дешёвых компов с копеечными б/у звуковыми картами.

[править] У них

Чудо враждебной техники
Nakamichi RX-505
Сферический гетто-бластер в вакууме, на фоне среды обитания.

Само собой — такая машинка не могла не оставить заметного следа. Как только стало ясно, что ближайший десяток лет магнитофон будет желанным украшением дома, их начали штамповать все кому только не лень.

Вскоре лидерство вырвали и крепко зажали в зубах жители Страны Восходящего Солнца и их высокотехнологичные соседи. Такие бренды, как «SONY», «PANASONIC», «TOSHIBA», плотно заняли эту нишу.

Конечно же, не прекращались попытки миниатюризации. Огромным прорывом на этом поприще стали разработка и внедрение кассетного карманного плеера — Sony Walkman[1]. На Западе «волкманы» настолько изменили образ кассетных проигрывателей, что стали называться именно walkman, а не как у нас, плеерами. Образ школьнега-тинейджера стал неполон без наушников, закрывающих уши и соединенных штангой на голове, и коробки на поясе размером с книжку. В фильмах, да и в жизни часто использовался подкупающий простотой ход для знакомства: «Что слушаешь? А по ебалу?*»

И, конечно же, Гетто-бластеры ниггеров (рас. англ. boombox). Огромные, до 80 см в ширину, выдающие на-гора кучу дребезжащих децибел(когда на исходе 80-х их рынок был завален китайскими аппаратами в начале эти девайсы обладали качественным звуком и имели кучу свистелок и перделок: вроде реверса, поиска песен по паузам, многополосные эквалайзеры, проигрыватель винила и даже телевизор). Про те магнитофоны ходил анекдот: «Сколько надо носильщиков, чтобы похоронить ниггера из Гарлема? Ответ: Восемь. Четверо несут гроб, и ещё четверо — его магнитофон».[1]

Компании звукозаписи не скупились на яркий, броский дизайн корпусов аудиокассет и вкладышей в коробочки-«подкассетники», а производители кассет не знали, как извратиться с их оформлением. Полупрозрачные элементы, свечение в темноте, радужные переливчатые напыления на корпус «for girls». Неудивительно, что эти штучки приобрели популярность.

Так же стоит отметить, что за бугром в 60-80х годах, в огромных количествах водились, абсолютно не известные в Рашке, 8-ми трековые кассетты (картриджи) и всевозможные дивайсы для их использования.

[править] …И у нас

DJ начала 90-х (скрейч на бобинах)
«Электроника ТА1-003». Лютый вин.

А у нас, пока проклятые буржуи предавались капиталистическим порокам и слушали растлевающую капиталистическую музыку, как-то больше в ходу было радио или, в лучшем случае, радиолы (совмещённые с радиоприёмниками проигрыватели виниловых дисков). Особенно в провинции. Нет, магнитофоны были, выпускались и даже использовались. Но за прослушивание, скажем, Битлз или там Глории Гейнор могли распечь на слёте пионерской дружины, комсомольской сходки или партсобрании. Проклятые совки говорят, что так и надо, но мы-то знаем, чем заканчивались такие выговоры.

Более-менее широкое распространение магнитофоны у нас получили лишь в начале семидесятых, но, само собой разумеется, выбор записей был почти никаким.

Один из самых доступных отечественных гамнитофонов — «Электроника-302»

Самые массовые кассетники — видимо, «Весна» (в огромной массе модификаций, от миниатюрных по тем временам перделок 301-й модели с качеством звучания ненамного лучшим, чем у современного мобильного телефона, разве что бо́льшей громкостью, и до стационарной аппаратуры второго класса звучания), «Маяк» и «Электроника». Несмотря на своё советское происхождение, данные аппараты, хотя и не радовали пользователя свистелками и перделками, однако в основной массе своей выдавали весьма неплохой звук. Но дизайн… Дизайн был ужасен. При взгляде на корпус «Беларуси» или «Весны» сразу становилось ясно — проектировал их человек, который втайне мечтал чертить тракторы и экскаваторы танки же. В результате советские магнитофоны единогласно признаны негламурными. Все в трауре.

Стационарные магнитофоны середины 80-х обеспечивали неплохое качество записи («Маяк-233»)

Тем не менее, даже отечественная техника различалась по классу. Показателем класса была первая цифра числового индекса — от 0 до 4. Аппаратура высшего класса гордо несла цифру 0, и порой не одну. Такого удостаивалась обычно техника без встроенного усилителя: вертушки, кассетные деки («магнитофон-приставка») и бобинные магнитофоны. Обычные кассетники относились к классам 2—4, крутые — к 1-у, а в высший класс кассетники попадали очень редко. Найопка скрывалась в том, что класс техники обозначал лишь ее сложность (сложность ее электросхемы и экзотичность применяемых деталей) и ваще ничего не говорил о ее качестве. Весьма популярны были недорогие кассетники 3-го класса (сложности) со "Знаком качества", при том, что были аппараты с "двумя нулями" (наивысшей сложности), работавшие максимум месяц и отдыхавшие потом неделями в мастерских в ожидании запчастей.

Маяк 010 стерео. Кассетник нулевой высшей группы сложности (surprise!) в естественной среде обитания.

Самым шиком у тру-меломанов считались бобинники типа «Электроника-004», «Союз-111», «Ростов-102», «Астра-110» и т. п. (кошерных моделей было немало, но, во-первых, на прилавке в наличие имелась одна, максимум две модели одновременно, и, во-вторых, цена их была, мягко скажем, не демократичной), желательно с импортными ферритовыми или «аморфными» головками. На некоторые такие девайсы влезали бобины с километровыми лентами, где на кошерной 19-й скорости умещались два альбома на одной стороне или один альбом на профессиональной 38-й скорости. Нередко у такого ценителя собирался полный боекомплект из кассетной деки, усилителя с предусилителем, эквалайзера полос на 16—18, вертушки, бобинника и — внимание! — акустической системы типа «Radiotehnika S-90D». Звук этих колонок заполнял всю малогабаритную хрущёвку и несколько соседних.

24 кг штучка, так-то!

Анекдот в тему:

Встречаются как-то импортный и советский магнитофоны.
Советский:
— Чё это у тебя?
— Да вот, кассета импортная, новая…
— Дай пожевать! [2]


Хотя впрочем хорошие стационарные советские мафоны жевали ленту крайне редко, в отличие от разноцветных китайских переносных собратьев.

[править] Золотой век пиратов

Чего не отнять у магнитофонов — так это их вклада в борьбу с копирастами. Ведь они могли ЗАПИСЫВАТЬ. Грампластинку в домашних условиях сложно скопировать, да и получившаяся копия звучать будет намного хуже оригинала. Зато скопировать ленту — запросто.

Особо надо отметить ДК Горбунова в Москве. Это оттуда, с этой полянки, мой старенький замкадско-зажопинский олдфаг-глория_гейнор-алфавилль-энигмо-мановаро-мегадето-люб исходила вся зараза.

Платить деньги за то, что можно просто переписать, уже тогда казалось смешным. Тем более, что хорошие записи, особенно западных групп, были зверем редким, а доступный в продаже сборник песен о Ленине никого особо не интересовал[3].

Конечно же — появившийся спрос на «заграничные» записи не мог не быть удовлетворён.

Самый суровый способ нелегального тиражирования — это когда юный техник приставлял микрофон к динамику телевизора или другого магнитофона и вдумчиво записывал. Качество легко себе представить — шумы, свисты, «наводки»… но зато сквозь дребезжание отчетливо прорывалась желанная Дайяна Росс или там Джон Леннон. Тут следует сказать: «Анон, ты хуй!» Практически вся аппаратура советского производства, такая как телевизоры, приемники, даже трансляционные громкоговорители (3-программные) обладали линейным выходом, а магнитофоны, соответственно, входом. Всё коммутировалось на раз, выставлялся уровень записи, (или АРУ, ага — «АРУ» — Автоматический Регулятор Уровня, это в киатайках было и в балдёжниках, его «выставлять» нельзя, он автоматический, из-за него ещё было «шшшшшшшш потом щёлк и музыка сначало громко, потом резко тихо и потом плавно громче-громче-громче») и чудесно писалось с учетом полосы воспроизведения источника. Микрофон к динамику подносили лишь полные уебаны. Даже при отсутствии линейного выхода его можно было запилить — благо схемы прилагались. Зато в лихие Девяностые с расцветом китайских балдёжников со встроенными микрофонами, «подносить магнитофон к источнику звука» стало очень популярным занятием. У аффтара до сих пор хранится кассета с записью Булановой и Иванушек именно таким способом.

Более цивилизованно — «по кабелю» — писали более продвинутые пираты. Для этого необходимо было скооперироваться с кем-то, у кого также есть магнитофон, собрать два аппарата вместе и, проигрывая кассету на одном, писать её же на второй.

В конце 80-х — начале 90-х доблестными работниками челночного бизнеса было завезено огромное количество двухкассетных магнитофонов производства Тайваня и прочей Азии (Китай тогда только начинал свои первые шаги к мировому господству, и его мощностей хватало лишь на пластиковые игрушки с мышьяком), полностью автоматизировавших процесс пиратства и через пару лет вытеснивших однокассетники почти полностью. Исходник вставлялся в первый лоток, чистая кассета — во второй. Аппарат был принципиально заточен под перезапись, вплоть до синхронных стартов, а некоторые модели так вообще имели турборежим — перезапись на повышенной скорости обоих протяжек, что сильно экономило время, но снижало качество — копия получалась глуше оригинала (сказывалась неширокая полоса пропускания усилителя). Хотя качество эти двухкассетники обеспечивали, прямо скажем, хуёвое. Главным образом из-за желания экономить — стирание постоянным магнитом плодило много шумов и тресков, а подмагничивание постоянным током приводило к намагничиванию головки уже после второй-третьей кассеты, и она больше стирала, нежели записывала. Это касается только честных производителей двухкассетников — они имели гешефт от производителей фирменных кассет и СПЕЦИАЛЬНО выставляли головку второго отсека под шумы и пр. Но мы-то знали это и выставляли эту вторую головку с применением осциллографов и прочей доступной тогда техники так, что и дешевые модели двухкассетников писали с качеством, что и сейчас не в тугое ухо послушать — просто фишку надо было знать.

Наконец, расплодились «студии звукозаписи», небольшие лоточки и комнатушечки, стены которых были завешены написанными от руки или отпечатанными на машинке списками. Там прокуренный дядечка принимал заказ, ты оставлял ему чистую кассету (МК-60/90 — самая ходовая из советских. Срань редкая) а завтра получал ее назад, уже с записью. И все это — за какую-то пятерку! (Если быть совсем точным, то к концу 80-х запись стоила 6 копеек за минуту. То есть 5,40 рублей за 90-минутную кассету (запись в студиях велась через тот же кабель, но обычно на дорогих стационарных магнитофонах импортного производства, что сводило потери в качестве к минимуму).

Борьба со всем этим благостным безобразием заключалась лишь в том, что в торце кассеты была заглушка, выломав которую, владелец ничего не мог больше на эту кассету записать — кнопка REC тупо не нажималась. Кассеты с официальными записями выпускались уже сразу без заглушек. Но никто не мешал заклеить это место изолентой[4] либо просто запихать в получившуюся прорезь жёваную или многократно сложенную в комочек бумажку. Анонимус помнит двухкассетники, которые стартовали запись на кассете независимо от наличия углубления на ней (в китайских магнитофонах блокирующий рычаг был пластмассовым и ломался от сильного нажатия на кнопку «запись» без кассеты).

Небезызвестная фирма «Союз», кстати, начинала именно с киосков, в которых продавались кассеты с такими записями. Качество записей было хорошим, использовались кассеты Sound Breeze с хромовой лентой, но на бумажках со списком песен имело место быть феерическое количество ошибок.

[править] Собственно о компакт-кассетах

Дизайн решает всё!

Надо сказать, что примерно в это время аудиокассеты (даже отечественного производства) стали диким дефицитом, и купить их можно было либо отстояв дикую очередь в универмаге (причём отпускались они, как и многое другое, с ограничениями — обычно не более трёх штук в одни руки), либо в той же студии звукозаписи. (Либо сдав 15 кг макулатуры, или 2 кг липового цвета. За это наступало счастье в виде 90 минутного Maxell)

Сравнение форматов: бобина с магнитной лентой, аудиокассета и микрокассета

По продолжительности записи (суммарно на обе стороны) кассеты делились на 60-, 90- и 120-минутные (последние — большая редкость и непрактичность, так как из-за уменьшенной толщины лента часто рвалась и растягивалась). (В 90-е довольно широко стали продаваться кассеты на 100 и 110 минут, позволявшию впихнуть альбом нестандартной продолжительности на одну сторону. В них просто наматывали больше обычной ленты, применявшейся в 90минутных. Тоже могли из-за этого создать проблемы при использовании с мафонами типа Электроника или Весна. На качественной технике проблем не возникало.)

По типу магнитной ленты кассеты делились на четыре типа: обычные, со звукозаписывающим слоем из двуокиси железа(обозначались «Fe», «Normal position» или «Type I»), хромовые, на основе двуокиси хрома (обозначались «Chrome», «High position» или «Type II»), обеспечивающие более высокое качество звука, особенно на высоких частотах, а также с рабочим слоем из порошка железа сверхтонкого измельчения (обозначались «Metal», «Metal position» или «Type IV») — запредельно дорогие, применявшиеся преимущественно для профессиональной записи и поэтому исключительно редкие. Был и четвёртый тип, с двумя рабочими слоями (обозначался «FeCr», «Ferrochrome» или «Type III»), но распространения не получил. Отличались плёнки не только качеством записи, которое обеспечивали, но и абразивностью, то есть способностью истирать головки, словно наждачка. Хромовые плёнки, хоть и обеспечивали более высокое качество записи, обладали большей абразивностью, потому при постоянном их использовании головки магнитофона быстро приходили в негодность. А вот плёнка Metal, кроме того, что обеспечивала самое высокое качество, была ещё и самой гладкой, то есть меньше всего истирала головки. Но свободно купить её стало возможным только на излёте эры магнитофонов, в самый же их расцвет о ней можно было разве что почитать в журнале «Радио». Модели кассет типов Chrome и Metal имели на торце слоты (ниши) для автоопределения типа кассеты декой. Ну, а ещё в те времена была поговорка: «На отечественной плёнке качественную запись можно сделать только шариковой ручкой».

В начале 90-х годов на рынок внезапно хлынули компакт-кассеты неизвестного происхождения, тысячи их! Среди них попадались подделки под известные фирмы (Maxwell, Master, Sunnу). Их качество колебалось от плохого до омерзительного, в лучшем случае механика кассеты не позволяла нормально транспортировать пленку с одной катушки на другую, и рано или поздно кассета жевалась магнитофоном (а если кассета дрянь, то и самый дорогой японский кассетник ею полакомится), а в худших — на эту пленку еще и нельзя было что-либо записать. Самая омерзительная из встреченных Анонимусом кассета называлась «Master» — та самая подделка под Maxell. Помимо заевшей намертво катушки, пленка в ней была матовая (!) и с разводами (!!). Запись, сделанная на ней, была раза в 2 тише оригинала и тонула в тёплом кассетном шуме. Другой же Анонимус до сих пор пребывает в шоке от кассет Wagdoms, поразивших излишней абразивностью плёнки.

Советская 60-минутная кассета (МК-60) стоила 4,50 руб., а буржуйская (обычно — TDK, Sony, Denon, Maxell, BASF, JVC и прочие) 90-минутная — 9—10 рублей, у спекулянтов — 20—25 рублей. Если же в ней была хромовая лента, то цена могла прыгнуть и до 15 рублей. Все цены — в советских рублях)[5]. Связываться с казенными лентами очень быстро отбило охоту. Каюсь, поскольку смертным грехом такое Господь, надеюсь, не сочтет: воровали тогдашние ЭВМ-ские бобины, на специально сделанных резаках распускали их на нужную ширину и наматывали на кассеты. Толщина основы была значительной, но на 30 минут ХОРОШЕГО звука можно было рассчитывать. Примерно так же поступали и чуть попозже — в эпоху очень быстро промелькнувших бобинных, а потом и кассетных видаков. Отличная была ЭВМ-овская лента — ее делали для войны, т.е на совесть. Толстая, но уж клеить ни разу не пришлось.

Как правило, после записи альбома на кассете оставалось место, и на неё часто дописывали бонус в виде нескольких композиций того же исполнителя, а то и вовсе что придётся. Анонимус помнит, как на кассете с ВИА «Мегасмерть» был дописан Ванила Айс.

Кассетные колёсики с лентой имели свойство крутиться от вибрации, например, во время езды на совковых авто по совковым дорогам или при транспортировке в карманах одежды. В результате плёнка разматывалась по всему корпусу кассеты, и при проигрывании ее могло зажевать, поэтому подматывание ленты с помощью подручных средств было обычным делом.

Алсо, более чем на половине отечественных магнитофонов не работали кнопки >> и << (перемотка взад-вперёд), поэтому аудиокассеты элегантно перематывались путем насаживания на стандартный советский фломастер (годились и толстые карандаши) и последующей прокрутки вокруг своей оси в необходимую сторону. В полевых условиях применялись веточки деревьев, в крайнем случае, выручал обыкновенный указательный палец.,этот же метод применялся для экономии заряда энерджайзеров при пользовании магнитофонами в полевых условиях[6][7]. При перемотке более 9000 метров пленки, появлялся скилл безошибочно прокручивать песню аккурат до следующего трека. Отака хуйня, малята.

Существоал ещё, и тогда не очень известный, а нонче-то и вообще окончательно забытый чудо-девайс под названием «радиокассета». Фактически-радиоприёмник в форме аудиокассеты ловивший радиопередачи и передававший низкочастотный сигнал индуктивно на универсальную головку кассетника работавшего в режиме воспроизведения, превращая его тем самым в магнитолу.

Уже в начале XXI века те автонищеброды, что не нашли в себе сил расстаться с кассетной автомагнитолой, юзали адаптер в виде кагбэ-кассеты со шнуром и «джеком» на конце (как у наушников). Это чудо позволяло выводить на автомагнитолу звук с mp3-плеера, например.

[править] Пассики

Как правило, наиболее часто выходящей из строя частью магнитофона являлся пассик — небольшой приводной ремень из резины или каких-нибудь полимерных материалов, передающий вращение от электродвигателя к лентопротяжному механизму.

На старых магнитофонах поверхность резины со временем твердела и проскальзывала по поверхности тех деталей, на которые пассик передавал вращение, отчего магнитофон начинал крутить кассету на пониженной и непостоянной скорости (отсюда, во многом, растут ноги и перемотки кассет вручную — крутиться-то моторчик крутился, да вот катушку с плёнкой не проворачивал). Основательно задеревеневший пассик трескался и рвался.

На более поздних ситуация была куда хуже: со временем резина размягчалась и через несколько лет медленно превращалась в густую жидкость, которая попросту стекала с валиков. Наивный юзер, решивший развинтить девайс чтобы посмотреть, что случилось, мог испытать мощнейший баттхерт, испачкавшись непонятной трудносмываемой черной жидкостью, оказавшейся примерно там, где был куда-то исчезнувший пассик. Упомянутый выше гамнитофон «Хуектроника-302» однажды экстерминировал таким образом любимую сборную солянку Анонимуса (эксклюзив 90-х — сборники, сколоченные по личному вкусу пирата на одну кассету, в данном случае вкусы удачно совпали), только тут уже в говно превратился прижимной ролик — ну и засрал всю пленку до полностью нерабочего состояния. Это печально. Отдрачивалась долго и безуспешно[8].

Одним из параметров пассика является его длина. Длиной пассика называют не длину окружности (2πR), а длину пассика сложенного пополам (тупо πR). Как правило, найти пассик подходящей длины и свойств было трудно, поэтому он заменялся чем попало, например, частью презерватива или резинкой от маминых бигудей. Могли также использоваться пассики меньшей длины (если нормальной длины не удалось достать), которые быстро рвались, и тогда приходилось разбирать магнитофон и менять пассики по несколько раз в месяц.

Торговцев пассиками на радиорынках называли пасечниками.

[править] Mad Skillz

  • В качестве временной меры проскальзывание пассиков лечилось натиранием оных канифолью (Скрипач-кун гарантирует, что канифоль повышает трение).
  • Запись можно было воспроизвести задом наперёд и поиграть в упрощённый вариант игры Апож. Для этого нужно было перед заправкой плёнки в лентопротягу повернуть конец плёнки на 180 градусов вдоль продольной оси (как при изготовлении ленты Мёбиуса). Другой вариант — установить подающую бобину не той стороной (см. рисунок). Правда, на некоторых моделях магнитофонов в режиме воспроизведения левый подбобинник вращаться по часовой стрелке не хочет.
  • На магнитофонах типа «Электроника-323» (ведущего начало от того самого 302, «с коим бабу не снимешь»), при неполном нажатии кнопки «Пуск» в комбинации с кнопкой «Запись» включался нештатный режим «Морж» (или «Медведь»… много названий у него было). Если запись велась с начала плёнки — скорость возрастала по сравнению с номинальной раза в два или чуть меньше. Если записывать в таком режиме близко к концу плёнки — прирост скорости мог быть и четырёхкратным. Но, как правило, крутящего момента маломощных моторчиков для этого уже не хватало, даже на «эМКах-60-1», порой отличавшихся малым трением даже по сравнению с буржуйскими «нанотехнологиями» семидесятых-восьмидесятых годов. Для чего это всё делалось — снизить частоту и скорость записываемого голоса, с целью пародий на мифические персонажи, мертвецов, животных, наркоманов и так далее. Всё во имя лулзов и не более, как и положено школоте, коей к началу 2010-х набежало от 30 до 40+ лет. Самым шиком считалось… пёрнуть в микрофон в таком режиме записи, при необходимости воспользовавшись перед этим воздушной клизмой. Данный режим записи мог теоретически применяться на всех магнитофонах, имевших обычные механические кнопки управления лентопротяжным механизмом, то есть на абсолютном их большинстве. На практике всё зависело от модели и даже от индивидуальных особенностей каждого экземпляра.
  • Для записи «лилипутских» голосов применялся кассетник, начинённый севшими батарейками. Скорость лентопротяги на севших батарейках ощутимо падала, и если при этом велась запись, то при воспроизведении с нормальной скоростью записанный голос становился совершенно мультяшным. Конечно же, счастливые обладатели многоскоростных мафонов достигали аналогичного эффекта тупо переключением скоростей.
  • На дешёвых китайских кассетниках не был предусмотрен линейный вход. Для записи с внешнего источника задроты самостоятельно впиливали в схему кассетника входное гнездо.
  • Из разъебанного старого кассетника можно замутить нищебродский вариант примочки для гитары типа distortion! Для этого провод от гитары припаивался непосредственно вместо звукоснимающей головки магнитофона. В результате при нажатии play на выходе этого вашего несчасного мафона получался супергрязный панк-«звучок». ..PROFIT!
  • Это сейчас любой школьник может невозбранно отправить своему другану «эмпэтришечку по имэйлу». А во времена безраздельной власти обычной бумажной почты, чтобы поделиться аудиозаписью с корешем из другого города, приходилось перематывать плёнку с кассеты или бобины на самодельную плоскую катушку, и уже в таком виде помещать аудиозапись в обычный конверт.
  • Алсо, доставляли магнитофоны типа Романтика-220 или Маяк-231. У которых ЛПМ с «логическим управлением». Магниты переключения режимов работали настолько «логично», что их звук напоминал машзал АТС. А двигло на 220В в режиме перемотки вырывал ленту с корнем из бобышки. (Однако такой движок хер когда сломается, там нет «щёток». А в вырывании ленты виновато не двигло, а пружины с неебическим усилием в подкассетных узлах, которые нужно было ослабить раза в два, тупо откусив кусачками. Алсо, никакого геморроя с подстройкой скорости)
  • Получить ленточный дилей в нищебродских условиях можно было так:
    • Способ ноль. Берётся нормальный бобинник со сквозным каналом (отдельные записывающая и воспроизводящая головки плюс возможность переключать, что именно мы слушаем при записи — сигнал со входа или уже записанный сигнал с ленты), закольцовываем кусок хорошей ленты, переключаем прослушивание на контроль с ленты, сигнал с выхода наушников с помощью микшера примешиваем к сигналу, подаваемому на линейный вход (главное не переборщить, а то получится нарастающий и теряющий человеческое звучание вал повторов), с линейного выхода получаем готовый tape delay — и вуаля, Ъ-реггийное звучание гарантировано.
    • Способ раз. Два бобинника ставились рядом. С подающей бобины левого магнитофона плёнка через его лентопротягу заводилась сразу в лентопротягу правого бобинника и наматывалась на его принимающую бобину. С выхода правого бобинника сигнал подавался на вход левого. Кроме того, к микрофонному входу левого же бобинника подключался микрофон. Оба магнитофона синхронно запускались (левый в режиме записи, а правый в режиме воспроизведения), в микрофон говорились слова, а в записи появлялось сильно запаздывающее эхо.
    • Способ два. Берём двухкассетный магнитофон («дублик»), позволяющий воспроизводить одновременно оба кармана. Закладываем в карманы две абсолютно одинаковые записи, с той лишь разницей, что одна из кассет буквально чуть-чуть подмотана вперёд. Наушниковский выход дублика через переходник jack-din подключается ко входу другого магнитофона, поставленного на запись. Оба кармана двухкассетника синхронно включаются на воспроизведение… PROFIT!
    • Способ три. Берется знакомый радиогубитель и дефицитная вещь под названием «запасная головка», некоторое время они спариваются, затем, слегка поебавшись, радиогубитель выдает недо-горе-говно-преамп на трех транзисторах «МП-38» (или «42») в первом каскаде только МП27 — самые малошумящие из этой серии, который прикручивается к лицевой панели и воспроизводит записанные полсекунды назад звуки, которые можно перенаправить из жопы прибора ему обратно в рот, наложив на идущую от внешнего источника первичную запись.

[править] Свистелки и перделки

  • Режим записи «Трюк» позволяет накладывать одну запись поверх другой. Достигается это элементарным отключением электромагнита стирающей головки. Но в дешёвых китайских кассетниках функцию стирающей головки выполняет постоянный магнит, который в случае необходимости приходилось просто выпиливать — прокладывать чем-то посторонним, если оный подпружинен, или отламывать/отгибать прижимной рычажок, если втыкался «железно», also у анонимуса данный эффект достигался не до конца нажатой кнопкой записи (придерживалась пальцем).
  • Для поиска нужного трека служил счётчик. То есть, прослушивая запись в первый раз, в начале каждой композиции анонимус засекал показания счётчика и записывал их в трек-лист на коробке. В дальнейшем быстро найти нужный трек не составляло труда. Правда, на различных магнитофонах счетчики считали по разному и записи в треклисте были справедливы только для того магнитофона, на котором производились замеры.
  • Некоторые модели были оснащены системой автоматического поиска композиции. При перемотке в режиме поиска читающая головка находилась достаточно близко к плёнке и система мониторила паузы между композициями, позволяя автоматически перематывать кассету потреково. Побочный эффект — быстрый износ плёнки в виде характерных изломов.
  • Шумодав. Ходил лулзовый слух, что в быдломафонах типа «Квазара» при нажатии кнопки «СШП» (Система шумопонижения) никакого подавления шума не происходило, просто отключался встроенный генератор шума, включенный по умолчанию.
  • Некоторые магнитофоны (как катушечные, так и кассетные) имели в корпусе всего один динамик и один канал усиления мощности, но при этом головки и предварительные усилители у них были стерео. В народе такая система звалась «полтора канала». Звучание на встроенный динамик, соответсвенно, было монофоническим. Однако, подключив кабелем внешний усилитель с колонками, можно было наслаждаться стереозвучанием (при условии, конечно, что запись на плёнке — стерео). А еще некоторые плееры, ранне-китайского цикла производства, имели стереофоническую головку, но монофонический усилитель воспроизведения. Брались два таких плеера, и с помощью изоленты выходил один стереофонический + горка запчастей к нему. Конечно же, попадались и такие плейеры, на которых было написано «стерео», но головка стояла монофоническая. В такие плееры невозбранно впиливалась стереоплата от разбитого стереоплеера с заменой моноголовки на стерео же. Анонимус гарантирует.
  • Сквозной канал. В большинстве магнитофонов было две головки — стирающая и универсальная. Стирающая (ВНЕЗАПНО!) стирала запись с плёнки, дабы освободить место для новой записи. А универсальная во время записи записывала, а во время воспроизведения считывала запись с плёнки. Контролировать процесс записи можно было только по приборам (индикаторам уровня). В магнитофонах позаковыристее вместо одной универсальной головки стояли две — записывающая и воспроизводящая. Это давало возможность контролировать процесс записи не только по приборам, но и на слух, сравнивая качество звучания поступающего по кабелю сигнала с тем, что уже лёг на плёнку. В достойных аппаратах разницу на слух было уловить довольно сложно. На то, чтобы плёнка преодолела расстояние между записывающей и воспроизводящей головками, требовалось некоторое время — воспроизводимый с плёнки сигнал чуть-чуть отставал от того, что поступал на вход магнитофона. Это, во-первых, могло служить источником лулзов при записи с микрофона всяких чтецов и певцов, если в «мониторы» им вывести записанный (задержанный) сигнал, а не прямо с микрофона, во-вторых, позволяло не просто, а чрезвычайно просто превратить магнитофон в ревербератор, чем и пользовались ВИА, ещё не успевшие подзаработать и приобрести что-нибудь настоящее. Установка ещё нескольких воспроизводящих головок (и такого же количества предварительных усилителей) делала такой ревербератор очень даже годным. Были и серийные образцы: ЭСКО-100 (ленточная и более поздняя цифровая модификации). См. также: [2], [3], [4].

[править] Пока мы слушали «Весну»

Прогресс магнитофоностроения не стоял на месте. С помощью заграничных инженеров технические параметры магнитофонов были доведены до крайне серьезного уровня. Посудите сами, для железной (т.е обычной) ленты -

Полоса воспроизводимых частот — 30 — 18000 Гц, неравномерность +/- 3Дб.
Нелинейные искажения на всей полосе частот <= 0,05%
Уровень шума и помех без систем шумопонижения −40 Дб
С прогрессивными системами типа DBX — 80 Дб

То есть, характеристики сабжа вплотную приблизились к параметрам Audio CD, но с возможностью перезаписи. Эх, чего только стоили изображения магнитофонов навроде Nakamichi RX 505 для советского аудиофила.

Радиолюбители тоже отметились. Магнитофоны предположительно нулевого класса, изготовленные «на коленке»

Если хорошенько вспомнить все ухищрения для достижения высокого качества записи/воспроизведения, то получится вот что:

  • Головки. Верхом шика считались (и по факту были) ферритовые магнитные головки — черные, блестящие, вечные. Такие головки работали с пяток лет без всякого ухудшения параметров, разве что стекло в зазорах истиралось. Было мнение что такие головки не очень сильны при записи, но, кажется, обошлось. (Доброе утро, лучшими считались импортные сендастовые головки, которые анонимус лично брал из наборов отечественных плееров харьковского завода «Коммунар» (достойны отдельной темы) и за профит вставлял в более серьезные кассетники.)
  • Усилитель воспроизведения. Да, тогда все фапали на схему киевского инженера Н. Е. Сухова («Радио», 1987, № 6, 7)… и она таки была хороша.
  • ГСП — Генератор Стирания и Подмагничивания. Уж кто бы мог подумать — а именно этот узел и задавал планку качества при записи. Предложенная для впиливания в Маяки и Вильмы всё тем же Н. Суховым всё в том же «Радио» (1988) СДП (Система Динамического Подмагничивания, затем СДП-2, впоследствии ещё и Адаптивная — САДП), сильно расширяла и динамический, и частотный диапазон записи. Справедливости ради стоит заметить, что накамичами эта фишка внедрена была году эдак в 85-м, у всяких сонек и пионеров примерно в это же время под названием Dolby HX (впоследствии улучшенная — HX Pro). В этой стране, в серийной технике, динамическое подмагничивание было запилено в Маяк-242 (но на 6-10 лет позже) и опять, как обычно, подкачала реализация — вместо улучшения записи последствия были непредсказуемы. (Блджад, на Маяк-242 и прочих стояла не САДП, а коряво «усовершенствованная» отечественным производителем СДП-2 — каноничный пример того, как правильно загубить хорошую идею. До реализации САДП в серийных моделях так и не дошло.)
  • СШП — Система шумопонижения, «шумодав»:
  • «Маяк», «фильтр динамический шумопонижающий» — работала по принципу «заглушения» сигнала на выходе, когда уровень ВЧ (высоких частот) на её входе снижался ниже некоторого порога. Работала криво, оставляя кучу шумовых «хвостов» после пиков сигнала, хотя после допиливания вручную была очень даже ничего. Собиралась на СБИС (СверхБольшая Интегральная Схема) К157ХП3 (24 ноги, 15 х 30 мм).
  • Dolby B, Dolby C, Dolby S — компандерные (компрессор/экспандер) шумодавы, встречались преимущественно на импортной технике(или цельнотянутой с буржуйской, например мегарулезная «орель мп-101с» что ниже на фото, она же во девичестве тошиба). Всем хороши — но работают только, если сначала записать «с Долби», а потом воспроизвести «с Долби». Эффективность так себе, да и настройка уровня записи нужна была точная. Тем же лесом идёт и модная система dbx, обеспечивающая большую степень отрыва от шумов.
  • Стоит добавить, что инженеры Pioneer в последние свои кассетные деки (например, в двухкассетники CT-W606, CT-W706) встраивали цифровую 20-битную систему обработки звука (фирменное: Digital Processing System), которая позволяла добиться соотношения сигнал-шум over 82dB (для записей, сделанных с помощью Dolby B/C — over 90dB), и обеспечивала автоматическую цифровую коррекцию АЧХ тракта воспроизведения при воспроизведении записей различного качества. Пруф: http://www.pioneer.eu/eur/products/archive/CT-W606DR/index.html
  • Другие вкусности: автоматическая подстройка тока подмагничивания и уровня записи непосредственно под применяемую кассету перед записью, а в модели Зшщтуук Pioneer CT-W808 был цифровой(!!!) вход. А Накамичи RX-505 сам кассету переворачивал другой стороной (autoreverse)!
  • А ещё советскими магнитофонолюбами крайне ценились магнитофоны с электронно-логическим управлением лентопротяжкой. Лёгким нажатием на кнопочку можно было включить любимую кассету, а не довить до синевы пальцев, как на «Весне-202».

[править] Магнитофоны и советский народ

Магнитофон являлся важнейшей частью негосударственной культуры и негосударственной экономики Советского Союза. Государственная культура доносилась через радиоточки, телевизоры «Рекорд» и электрофоны «Аврора». Магнитофон же, благодаря возможности перезаписи, распространял то, что не выпускалось на пластинках и не звучало по телевизору — от этих ваших Высоцкого с Галичем до Аркадия Северного и Пинк Флойд, покрывая весь спектр музыки, не охваченный фирмой «Мелодия». Эти записи, соответственно, стоили денег. Музыкант получал некоторую сумму за квартирник «под запись» или за концерт в институтском актовом зале, где его писали уже все кому не лень. Само собой, деньги от распространения записей получал только дистрибьютор, и только на первом этапе. Надо ли говорить, что все эти доходы являлись нетрудовыми, и за них можно было огрести неиллюзорный срок? Так искусство шло в массы — рука об руку с палёными джинсами, левой икрой, пизженным кирпичом и контрабандными «Плейбоями», становясь неотъемлемым элементом той экономики, о которой по телевизору говорить было не принято.

К середине 1970-х годов магнитофон стал явлением массовым. Основной массив записей к тому времени составляли концерты Высоцкого и прочего КСП — поскольку тру-небыдло фапало на пласты с джазом и западным роком. Но тут-то отечественные рокеры и начали вставать с колен.

Кто из рокеров осуществил первую студийную запись и пустил ее в массы — не тема для данной статьи. Факт, что к 1980-у году пленки с «Машиной времени» и «Аквариумом» уже имелись у фоннатов. На промышленную основу неофициальная звукозапись была поставлена небезызвестным (олдфагам, разумеется) Андреем Тропилло, который с 1981 года стал писать и выпускать альбомы сначала «Аквариума», а потом «Зоопарка», «Кино» и других. Так появилось такое явление как магнитоальбом. То есть, это был не просто случайно записанный набор композиций, а полноценный альбом, со звукорежиссером, студийной записью, оформлением, даже иногда с концепцией — все, как у больших, с той только разницей, что эта красота размещалась не на виниловой пластинке, а на бобине. Данное явление изрядно тешило ЧСВ музыкантов, и именно всеобщая распространенность портативных магнитофонов сделала магнитоальбомы востребованными.

«

Впервые я услышал группу «Пикник» в 1983 году благодаря стремительному распространению самопальной записи, которую группа сделала в Питере на студии Тропилло. Эта запись сразу появилась во всей стране, и первое впечатление было, что это лучшая группа страны. Меня впечатлило звучание, которое очень сильно отличалось от всего того, чего можно было ожидать. Потому что в то время, сами понимаете, записаться было практически сложно-невозможно, а уж что там говорить о каком-то своем звучании, это даже в голову никому не приходило – об этом думать. Поэтому – вот такое было впечатление.

»
— Марат, бас-гитарист "Пикник"

1980-е годы — расцвет магнитоальбомов и магнитофонной культуры вообще. Вместо 6-7-струнок гопники сидели с «Электрониками», откуда с диким хрипом и/или подвыванием доносилась «Алиса». Слова никто не разбирал, да и хрен с ними. С мафоном модные пацаны выходили клеить баб. Если это была хрень типа «Сонаты» — она носилась на полусогнутой руке. Если мажористый двухкассетник — гордо на плече. С «Электроникой-302» клеить баб не ходили — и себе дороже, и просто курам на смех. «Электронику» носили на полусогнутой руке, запакованную в полиэтиленовый мешок.

И, безусловно, доставляла работа школьного/сельского диск-жокея. Среди этого грохота он должен был, пока играется «Сheri Cheri Lady», на втором мафоне точно отмотать и одновременно с выключением Модерн Токингов запустить «Маму-Анархию», а потом под стук кирзачей искать «Still Loving You» — ибо без медляка дискач не дискач. Продвинутые персонажи успевали переткнуть наушник вместо выхода линии (причем так, чтобы зал не оглох от треска — собиралось подобие самопального микшера из резисторов от старого телевизора), послушать, что творится на второй ленте, прижать ее пальцем (так как крышку деки можно отломать или запустить в открытую), и в нужный момент плавно поднять громкость с отпущенной ленты в нужном месте вступления, погасив вторую, пока идут 3 секунды паузы. Ручки-то — вот они! Можно было и компенсатор собрать, тогда прям CUE-out получался..

Алсо. Кассетный магнитофон был необходимым атрибутом любой уважающей себя дискотЭки в колхозном клубе, который чаще всего выглядел так: обычная широкая комната, посреди которой стоит одинокий табурет, на котором гордо пережёвывает Эйс оф Бэйс, Доктора Албана, иже с ними, православный кирпич «Весна», а вокруг мнутся суровые колхозаны в резиновых сапогах. It's my life!

[править] На смену пришли

Прежде всего CD, а в 2000-х — MP3 устройства. То есть, Ея Величество Цифра цифровая бездуховность[9].И вместе с цифрой пришли «мёртвые» паузы — то, к чему так стремились инженеры аналоговой звукозаписывающей техники, и что оказалось вовсе не таким прелестным, как хотелось. Аналоговый шум оказался тёплым. Анонимус-олдфаг-горбушник помнит, как шипит игла перед началом записи и знает людей, ДО СИХ пор вздрагивающих при первых звуках музыки без «шшшшшш», внезапно, из мр3 (а для телефонии даже был запилен CNG — генератор комфортного шума). Но даже и сейчас кассетные магнитофоны ещё живы, в нищебродском[10] сегменте (mp3-плееры дёшевы, но для их использования нужен компьютер, а в замкадье он есть не у всех), разумеется, но тем не менее. Всякие совсем деревянные автомагнитолы, кетайские балдёжники по 30 баксов для пионеров и школьников, дешёвые стационарные аудиоцентры (такой же балдёжник, только размером побольше). И они не просто сохранились в эксплуатации, но и выпускаются до сих пор, продаются во всяких Эльдорадо и несут профит великой кетайской империи за счет нищих долбоёбов. Но есть ещё олдфаги, которые после трудового дня любят смотреть не на рыбок в аквариуме, а на вращающиеся катушки тщательно отреставрированного магнитофона, который воспроизводит любимые мелодии пубертатного периода.

[править] Магнитофоны и музыканты

Несмотря на всеобщую компьютеризацию процесса звукозаписи, аналоговые студийные магнитофоны используются до сих пор. Обычно на них пишутся артисты всяких аудиофильских лэйблов, например, Norah Jones http://allmusic.com/cg/amg.dll?p=amg&sql=10:3xfoxqqrldae, но говорят, что и сэр Пол Маккартни использовал аналоговый мультитрек на записи своего последнего сольного альбома (правда, там на стадии мастеринга убили весь звук). Анонимус же, сам не раз писавшийся на плёнку, уверяет, что 95% музыкантов имеющих бабос, предпочитают записываться через магнитофон, а уж потом сгонять треки в этот ваш протулз. Кроме того даже в этой стране почти любая студия, осмелившаяся драть более 50 долларов за час работы, имеет на борту немецкий магнитофон Studer 80-х годов, или изредка японский Akai тех же эпох, ибо современные уже не те. Сомневающееся школие, которое уже собралось прогнать телегу про iPod и всемогущество цифры, анонимус отправляет на экскурсию в Мосфильм-Аудио, Центр Слободкина или Студию Большакова[11].

[править] Магнитофоны и компьютеры

В конце 80-х годов случилось пересечение во времени отмирающих магнитофонов и зарождающихся в этой стране персональных компьютеров. В результате, масса всех этих ваших электроник и маяков были безжалостно конвертированы в записывающие устройства для всяких спектрумов и прочих раков, обычно с переделкой/подстройкой трактов, но иногда (для продвинутой техники, с электроуправлением) даже с внедрением управляющих интерфейсов (можно было перематывать кассету или запускать на проигрывание прямо с компутера, а не кнопками). На обычную кассету записывалась пара килобит в секунду, но зато по сравнению с чудовищно дорогими по тем временам пятидюймовыми дискетами (аж на 360—720 Кб!) — почти бесплатно!

При наличии у кассетника специального входа, его можно использовать в качестве компьютерных колонок. Выход с компа подключается к линейному входу магнитофона (или деки) и устройство включается на запись. Win.

Если же линейный вход не был предусмотрен конструкцией агрегата, следовало отрыть в магнитоле кусок, который отвечает за радио, и в разрыв подключить свой размыкающий разъём. Паяй@Мастери!

[править] Как они выглядели

[править] Ссылки

  • http://rw6ase.narod.ru/ — объекты лютого, бешеного фапа олдфагов и тех, кто еще застал. По ссылке замечательно отражена тема «оригинальности» отечественных разработок с указанием, с какого именно зарубежного образца слизано то или иное отечественное поделие. Например, см. описание магнитофона «Легенда-401» или радиоприёмника «Звезда-54».
  • http://www.disco80.ru/?an=cass_mag — модельный ряд отечественной магнитофоностроительной индустрии
  • mafon_u_uha — ЖЖ-сообщество «Мафон у уха»
  • http://vkontakte.ru/club1499612 — группа любителей на этом вашем вконтакте
  • http://c-90.org — здесь можно пофапать на всевозможные кассеты

[править] Примечания

  1. Не так давно, в честь 30-летнего юбилея сабжа, BBC провели познавательный эксперимент: отобрали у британского школьника iPod, дав взамен этот самый Walkman. Показания подопытного (англ.)
  2. Современный школьник, не знающий дефицита баббл-гама, может не понять всю соль анекдота… Да-да, в трудном советском детстве дать пожевать импортную жвачку другу было не западло.
  3. Песни-то да, но вот сама кассета интересовала, и ещё как, я гарантирую это.
  4. В 90-х, в коробочке с «чистой» кассетой уже вкладывались наклейки — маленькие квадратики с буквами «А» и «В» (сторона кассеты) и продолговатые, с полями «artist», «album» и т. д. Ими то и заклеивали.
  5. В 80х, кассеты BASF стоили аж 35 рублей за штуку. Для сравнения: зарплата школьного учителя была 110—150р. в зависимости от стажа.
  6. Анонимус в условии острого дефицита батареек перематывал кассеты электродрелью на низких оборотах
  7. Да КЦ же!
  8. Ноги описанного тут явления предположительно растут из манеры некоторых магниоофонопользователей использовать для протирки деталей, требующих регулярной протирки, не православного спирта, а богомерзкого одеколона. Одеколон содержит ароматические масла — спирт испаряется, а масла остаются и растрояют резину (маслостойкая резина там не использовалась). Да и смазка с других деталей лентопротяжного механизма могла попадать на резиновые детали — с теми же последствиями.
  9. Краткий период в середине нулевых годов, когда у нищебродов в машине еще были старые кассетники, но на рабочем компе уже стали заводиться первые, скачанные долгими часами диалапа мп3шки породил такие сумрачные высеры кетайского электронного гения, как мп3-плейеры в форм-факторе магнитофонной кассеты, выдававшие при помощи неведомой магнитной хуйни цифровой звук непосредственно в головку автомобильного кассетника
  10. Ага, а любители винтажа — тоже нищеброды, вот http://www.kogerer.ru/subj/nakzx9.html такой кассетничек — очень неплох, например.
  11. если это не поможет, то в газенваген
  12. наши узкоглазые братья как всегда всё скопипастили(ибо самим что то придумать нехватает мозга) на офф сайте Sony случайно был обнаружен такой же девайс
  13. Скажем, не только нищебродам, а и владельцам кредитопомоек навроде "Шывроле Лацетти", которые славный производитель упорно (добровольно-принудительно) комплектовал кассетными магнитолами без ЦД-чейнджера года эдак до 2007 точно.


Источник — «http://lurkmore.ru/Магнитофон»