Иван Васильевич меняет профессию
Материал из Lurkmore
Эта статья сделана из уныния и отчаяния. Сделайте с ней что-нибудь. Пожалуйста. |
«Иван Васильевич меняет профессию» — ещё одна хорошая, годная советская комедия Леонида Гайдая. Снята по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич».
Если не учитывать мелкие расхождения и выпиливание анахронизмов, фильм выдержан строго по первоисточнику и большинство крылатых фраз позаимствовал именно из пьесы. Демонстрируется на ТВ минимум пару раз в год.
Содержание |
[править] Сюжет
Александр Сергеевич Тимофеев (тот самый Шурик) уже давно закончил институт и работает инженером-изобретателем. За это время создал машину времени. Однажды, вдохновившись просмотром оперы «Борис Годунов» по зомбоящику, решает открыть портал в прошлое. Но отправляется туда не сам, а засылает двух лохов: надоевшего всем жителям подъезда управдома Ивана Васильевича Буншу и квартирного воришку, «друга Антона Семёныча Шпака» — Жоржа Милославского.
Однако прогулка оказалась недолгой: происходит поломка (сгорают транзисторы), вызванная воткнувшимся в машину бердышом. (В пьесе Милославского и Буншу выкидывает в прошлое после необдуманных действий управдома, который, пытаясь выключить машину, тычет наугад кнопки и вытаскивает из машины ключ запуска. Таким образом, Тимофееву приходится искать слесаря, чтобы сделать новый ключ). Герои путаются местами: царь оказывается в нашем времени, а засланцы — в XVI веке. Пока беглецы скрываются от расправы и перевоплощаются в царя и князя, Грозный с Шуриком валяют хуи и пьют водку.
Поскольку характеры Бунши и Грозного абсолютно противоположны, инициативу взял на себя Жорж. Он приказывает выбить крымского хана с Изюмского шляха, а Бунша подписывает указ как «и. о. царя». Жорж вправляет мозги Бунше, когда тот хочет отдать Кемскую волость шведам, троллит дьяка Феофана, а также трапезничает по-царски с боярами и шлюхами. Но, всё же, парочка ведёт себя слишком современно, тем самым вызывая подозрение у стражников, будто настоящего царя похитили демоны.
А тем временем Шурик бегает по магазинам радиотехники в поисках транзисторов для машины, где всегда, по закону подлости, переучёты и ремонты. Царь сидит в его «хоромах», ест кильку, слушает Высоцкого, суппортит за «Динамо». Внезапно возращается Зина с чемоданом Якина, вслед за ней сам Якин, и начинается драма. Тут из-за занавески выходит царь и решает надавать пиздюлей посохом Якину за неуважительное отношение к себе — царь же! После истязаний мирит их, даёт благословение и отправляет в эти самые Гагры, а сам продолжает кайфовать.
Лжецарь Бунша после пира разошёлся, пустился в пляс с сенными девками царицы, а Жорж спиздил у шведского посла нагрудной орден. Грозного тоже спалила его жена и вызвала наряд милиции вместе с людьми в белых халатах. Спасаясь от набигающих стрельцов, Милославский и Бунша сваливают обратно в свою эпоху, пользуясь тем, что Шурик уже починил машину времени. Менты быстро, решительно вяжут сначала одного, потом второго царя. После их забирают врачи, Жорж под видом медика ускользает из квартиры Тимофеева, а сам изобретатель таки успевает вернуть Грозного в XVI век.
(А на самом деле: все события фильма — это лишь сон Шурика. Дело в том, что он повысил напряжение в машине и та взорвалась, да так, что Шурик даже потерял сознание. (У Булгакова же он настолько измотался, отлаживая свой аппарат, что попросту заснул. Соответственно, вся петрушка с древней Москвой ему приснилась). Зина не ушла к Якину, кошку он не ловил по царским палатам и никакого Жоржа Милославского не было. Хотя пизды за вылетевшие пробки от четы Бунша он, таки, получил...)
[править] Фразы
Фильм — клондайк эпичных фраз, преимущественно боярских:
[править] Алсо
[править] Исторические подробности
- Можно с высокой точностью определить, в какое именно время попали герои (а равно и возраст Бунши, если предположить, что он с «тогдашним» Грозным был примерно одних лет, что логично, учитывая их сходство). Марфа Васильевна Собакина была женой Ивана Грозного всего 15 дней — с 28 октября по 13 ноября 1571. Недоумение вызывает тот факт, что в те далёкие года в это время уже была настоящая зима и снегу по колено (луркаем w:малый ледниковый период) (на самом деле, нормальное явление еще в 80-е гг. ХХ-го века - наступление зимы знаменовала демонстрация 7-го ноября, как ни странно, чаще всего именно в ночь на 7-е падал обильный снег).
- Крымский хан Давлет-Гирей не просто шалил на Изюмском шляхе, а сжег Москву в мае того же 1571 года.
- Стрельцы 16 века почему-то бегают с луками. Хотя должны с самопалами. Вообще-то, «демонов» должны были изрешетить пулями.
[править] Киноподробности
- Съёмки проводились в кремле города Ростов-Великий.
- Героя пьесы Булгакова, инженера Тимофеева на самом деле звали Николай. Имя Александр герою Демьяненко было дано уже самим Гайдаем, дабы продолжить знаменитую киносерию про Шурика из «Операции Ы».
- До сих пор по сети ходят слухи по поводу снявшегося в начале фильма Гайдая в роли осветителя. На самом же деле, те, кто знал режиссёра лично, поймёт, что между этими людьми нет ничего общего.
- Герой Куравлёва — Милославский — два раза за фильм пропиарил две вещи — Сберкассу в сцене ограбления квартиры Шпака и курево «Marlboro» — во время песни на трапезе. Но тогда как такового пиара не было, а уж тем более в Совке. Следовательно, за это нихуя не было заплачено.
- А Шурик пропеарил «Столичную» (которую клюшница делала). Неизвестно, было ли это совпадением, но как раз за два года до этого права на товарный знак были проданы в Америку компании Пепси. Возможно, таким образом пытались увеличить продажи сего сурового напитка (фильм таки вышел в прокат у них в том же 73-м году), потому что в исходном произведении Булгакова царь пил какую-то буряковую настойку «Горный дубняк».
- В нормальном сценарии фильма допустима одна художественная натяжка (гуглить по термину Proof of Disbelief). Остальные сценарные ходы должны быть логичным следствием, появившимся с принятием этого допущения. В «Иване Васильевиче» же их два — «предположим, что Шурик заснул, и ему приснился XVI век» и «предположим, что Иван Васильевич Бунша был похож на Ивана Грозного». Это характеризует сценарий как стёбный — Гайдай любил делать в своих фильмах намеренные ляпы. Потому что Гайдай — мастер стёба. Надо отметить, что в исходном тексте Булгакова второй натяжки нет — Иван Васильевич имеет благородное происхождение, которое скрывает.
- У Булгакова есть пьеса «Блаженство», которая начинается точно так же, как и «Иван Васильевич», но попадают герои не в прошлое, а в будущее.
- Сцена погони стрельцов за демонами снималась в районе Таганского моста, на территории бывшего монастыря, в 1991 это была гарнизонная гауптвахта МВО.
- По фильму слегка проехалась совковая цензура.
- В сцене допроса милиционером царь по первоначальному сценарию отвечал не «В палатах» а «Москва, Кремль»;
- В сцене царского пира на вопрос Бунши, «а кто за банкет платить будет», Милославский отвечал «Народ, народ батюшка». Впрочем, фильму от этого только лучше.
- Выброшена короткая сцена, где царь на кухне Шурика жарит мясо.
- Первоначально Бунша на встрече со шведским послом говорил — «Мир, дружба» (видно по артикуляции). Цензура заменила на винрарный «Гитлер капут».
- Сцена финальной погони за Милославским была длиннее — милиционеры его таки задерживали на речном трамвайчике. Вырезанный фрагмент впоследствии использован в короткометражном фильме «Перчатки».
- Ивана Грозного и Буншу играл один и тот же актер — Юрий Яковлев. Тут видно великолепное актёрское мастерство, ведь Бунша и царь — совершенно разные по характеру и темпераменту люди. В тех сценах, где они оба находились в кадре, применялись комбинированные съемки.
- Изначально на роль Ивана Васильевича планировался Юрий Никулин. По мнению Гайдая, он идеально подходил по темпераменту и внешним данным. Однако, прочтя сценарий, Никулин отказался. А жаль. (И ничего не жаль. Попробуйте представить это кино без Яковлева)
- Та же фигня и с ролью Милославского: изначально Гайдай хотел дать эту роль Андрею Миронову. Fail.
- В американском прокате фильм вышел под названием: «Иван Васильевич: Назад в будущее».
[править] Трибьюты
- У группы «Агата Кристи» есть клип на песню «Сказочная тайга» (1994), где по сценарию главные герои встречаются в старом кинотеатре спустя 20 лет и смотрят этот фильм. Сюжет клипа выбран не случайно: мелодия «Сказочной Тайги» является парафразом главной темы фильма «С Любовью Встретиться», чего автором песни Александром Козловым никогда и не скрывалось.
- В январе 1998 года вышел мюзикл «Старые песни о главном 3», посвященный песням 70-х. В нем главные герои встречаются за праздничным столом и поздравляют зрителей с Новым годом. К моменту съемок уже скончался Савелий Крамаров (дьяк Феофан), а Александр Демьяненко (Шурик) умрет в августе следующего года.
[править] И ещё
В июле 2007 года Владимира Этуша (актера, исполнившего роль Шпака), так же, как и его героя, обокрали. В милиции, куда он пришел с заявлением, поимели кучу лулзов. Да что милиция — каждый второй коммент к новости на всех ресурсах был «три магнитофона, три кинокамеры…», а каждый третий — «собака с милицией обещала прийти». Однако, сам Этуш на тот момент такой иронии ни с кем не разделял.
Но еще один заключается в том, что после кражи через какое-то время воры вернули украденное, оказалось мать одного из воров была ярой поклонницей Этуша и заставила нерадивого сыночка все вернуть, да еще и извиниться в письменном виде. А самого сыночка потом повязали, таки да.
[править] И напоследок...
Как оказалось, некто (по-любому с согласия или по указанию Гайдая) параллельно снимал этот фильм на 8-мм камеру (по легенде предназначавшийся "для своих" для просмотра дома). Коряво смонтированный, 12-минутный короткометражный фильм под называнием "Черные перчатки", повествующий о похождениях Милославского, недавно появился на youtube, вот оригинальная версия (без звука), и с музыкой. Что важно - в короткометражку попало много кадров, дублей и сцен не вошедших в "большой фильм". Например совершенно другая сцена прихода Милославского в квартиру Шпака; или что же произошло с Милославским после побега в медицинском халате (в большом фильме не показано вовсе). Рекомендовано для просмотра всем кинофанам[1].
[править] World Sci-Fi Top-27
Если зайти на сайт IMDB в раздел «Рейтинг научно-фантастических (не совсем реалистических, ага-ага) фильмов», то сабж окажется на 36-м месте всех таких фильмов мира. Epic win!
[править] Ссылки
- «Иван Васильевич меняет профессию-2» — Креатив на ВоФФке
- Вылазка к дому, в котором снимался фильм, и разбор нестыковок фильма и реальности
[править] Примечания
- ↑ Но учтите, что титры фильма набраны шрифтом Optima, кириллическая версия которого появилась лишь в середине 90-ых. Так что датировка короткометражки остаётся открытым вопросом.
[☭] Иван Васильевич меняет профессию — неотъемлемая часть Советского Союза.
|
|||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|