mp3
Материал из Lurkmore
ZOMG TEH DRAMA!!!11 Обсуждение этой статьи неиллюзорно доставляет не хуже самой статьи. Рекомендуем ознакомиться и причаститься, а то и поучаствовать, иначе впечатление будет неполным. |
mp3 (устар. MPEG 1 Layer III, быдл. Эм Эр Зэ) — формат сжатия звука, изобретённый арийскими учеными в институте Фраунгофера.
Содержание |
[просмотр] Урок истории
Давным давно, когда доступ в эти ваши Интернеты уже стал массовым, но ещё был диалапным, возникла потребность в обмене звуковыми фрагментами, эффектами, да и вообще, звука стало в играх больше, и они перестали помещаться на одну дискету. Самый тривиальный способ уменьшить размер звукового файла — использовать меньшую разрядность при оцифровке и меньшую частоту квантования. Первое уменьшает динамический диапазон, второе — режет высокие частоты. Возникла идея, как бы сделать так, чтобы звучало не сильно хуже, а места занимало много меньше. Обычный архиватор мог уменьшить размер WAV-файла в лучшем случае на 10-15%, а обычно эффективность была чуть более, чем никакая. Следовательно, нужен какой-то специальный алгоритм.
[просмотр] О формате
Основан на идее «сделать из *.wav *.mid», а именно разбиения сигнала по частотам с помощью БПФ, то бишь кагбэ по нотам, и потом кодирование этих «нот». Это примерно как перевод растровой картинки в векторный вид с отбрасыванием незначительных деталей.
Для усиления эффективности сжатия выпиливаются самые «тихие» (по мнению разработчиков энкодера) «ноты», а также всего того, что человеческое ухо не в состоянии услышать.
Но есть и такие, кто слышит и обдает окружающих потоком негодования, противопоставляя mp3 lossless форматы, где всё остаётся на месте. Справедливости ради стоит заметить, что разработан также режим кодирования mp3HD, который по сути является lossless-сжатием, но в то же время совместимым с битстримом MP3 (правда, нужна поддержка VBR >320kbs).
К врождённым недостаткам формата относится плохое обращение с высокими частотами. Зависит качество обращения с высокими частотами в первую очередь от стереопанорамы, то есть от разницы между двумя стереоканалами, при нулевой разнице (псевдо-моно) лоу-пасс фильтра срежет что-либо зависимо от настроек, но всё, что останется, психоакустический кодер не попортит, либо зацепит минимально. При плавающей панораме около 90 градусов и насыщенности средними частотами есть высокие шансы, что высокие «хлюпать» будут и в битрейте 320. Школота особенно остро ощущает этот недостаток (конечно, если не убила слух громким звуком из наушников), так как с возрастом чувствительность к ним пропадает. ВЧ или звенят металлическим звоном или же как бы отсутствуют. Имеем срез в MP3 — около 17 КHz (на радио — около 15 KHz). И чем меньше битрейт, тем шире полоса высоких частот, идущая под нож. Это свойство мп3шного сжатия обычно используется для опознания качества источника звука. Кстати, эта проблема решена в формате-наследнике — AAC, да и вообще много где, но всем похуй. Если высокие частоты срезаны на частоте 22.05кГц, то, скорее всего, перед нами звук качества CD-DA.
На самом деле высокие частоты режутся специально, ибо при таких битрейтах они превращаются в кашу и лучше их просто отрезать. Плюс на несоответствующей аппаратуре их не услышать. AAC делает то же самое, но там зависит от используемого кодировщика. Если так нужны высокие частоты — есть lossless, или на крайний случай Ogg Vorbis, который стремится хоть как-то их сохранить.
[просмотр] Технология
Появление mp3 напрочь убило ранние системы звукозаписи. Наступление шло по двум фронтам:
- технологическому (больше записи в том же объеме данных, что позволило резко уменьшить носители или резко увеличить объем в минутах)
- коммерческому (меньший объем данных + развитие интернета сделали доступным невозбранное скачивание аудиофайлов).
Современные технологии позволили внедрить mp3 во всё, что угодно, вплоть до хлебопечек и холодильников. Mp3-плеер 21 века — это не только специальное устройство (клипса с проводком в наушники), но и свойство телефона, компьютера, КПК — просто так, в качестве приятного и почти бесплатного бонуса. Большинство продвинутых устройств, кроме проигрывания, умеет и записывать, что, естественно, вин.
Проблема в том, что записывать звук на твердотельную память теперь умеет всё, что угодно, кроме, собственно, диктофонов. То есть записывай что угодно, но говном. А нормальные цифровые диктофоны с чувствительностью кассетных нужно заказывать из Пиндостана. Впрочем, в последнее время появляются они и в этой стране.
[просмотр] Декодеры
Звучание разных плееров слабо отличается, так как большинство из них используют не свои кодеки, а системные.
Впрочем, нестандартным звучанием выделяется декодер плеера Apollo. Вот только автор оного уже забил на него большой и толстый МПХ и сказал, что больше поддерживать не будет. Также отдельные олдфаги рекомендуют если и использовать WinAMP, то обязательно 2.78 версии, так как с 2.80 винамп перешёл на микрософтовский декодер и превратился в говнамп. Однако лучшие результаты для всех mp3-файлов, в том числе криво кодированных, даёт этот декодер. Называется он libmad и используется повсеместно. В Windows можно поставить ffdshow (или использовать из состава какого-нибудь кодекпака типа K-Lite) и указать там libmad, в линупсах с большой вероятностью используется сразу.
Правда эти советы устарели на много лет, так как, во-первых, с какой-то из последних версий ветки 2.9х и во всех ветках 5.х в WinAMP снова используется православный Fraunhofer IIS decoder. Ну и вообще можно покурить этот сайт http://mp3decoders.mp3-tech.org/decoders.html и не разводить срачи более.
[просмотр] Аудиофилы
Аудиофилы утверждают, в 95% случаев безосновательно, что на хорошей акустике можно без проблем различить звучание mp3 и оригинального CD. Чтобы услышать отличия, требуется сразу несколько факторов из списка:
- хорошая акустика;
- нешумное помещение;
- хороший слух;
- насыщенная деталями и/или глубиной музыка;
- оригинальный CD, не являющийся сборником конвертированных MP3;
- зашкаливающее ЧСВ (играет далеко не последнюю роль).
Ощущается как изменение деталей/стереопанорамы по сравнению с исходным CD. Как правило, начиная от 192 kbps и меньше. Также мало кто найдет различия между оригинальным CD-звуком и пожатой мп3шкой, если пожато было действительно с оригинального сиди, действительно прямыми руками, без постоянного пережатия mp3-wav-mp3-wav-mp3-wav, и с битрейтом более 160кбит/с.
Важно отметить, что даже работающий звукорежиссёр сможет отличить MP3 с высоким битрейтом от оригинального CD только при т. н. сравнении A-B, то есть постоянно переключаясь с одного источника на другой (или в том случае, если прослушал тестируемую композицию до дыр именно на этой аудиосистеме). Если же в двух словах, то попсень, репак, шансон и клубняк — короче, все громкое, но предельно простое жмется практически неотличимо от CD, а вот митол, бетховены, индастриал, звуки природы и этнических дудок (а также тихие саундтреки к фильмам) в силу своей частотной извращенности ниже 256 кбит не жмутся вообще, а на 256 и выше жмутся кое-как (на высоких мр3 всегда будет шепелявить как беззубый старпер).
Не занимайся самостоятельно кодированием, если не любишь себя озадачивать тонкостями кодирования и любишь софт с одной БОЛЬШОЙ кнопкой "Сконвертировать в МП3". Не делай быдлотреков из лосслеса, дабы аудиофилы и даже нормальный человек потом не поносил, что MP3 - говно по форумам. По-умолчанию большинство МР3-кодировщиков включают lowpass и highpass фильтры, а также используют быстрые алгоритмы кодирования, что неслабо ухудшает качество, и потом, такой МР3 на выходе превращается в уродство, убогость которого можно не заметить лишь на убогих дубовых наушниках (или аудиосистеме). Перед кодированием стоит основательно покурить Man, чтоб без запинки мог рассказать по памяти, что значит "lame.exe -V 0 --vbr-new --highpass 0.001 --lowpass 24 -m j -q 0 -b 256 -B 320".
Для нормальных же людей с не поражённым аудиофилией мозгом рекомендуется кодировщик LAME последней версии с использованием пресетов. Умные разрабы и сотни тестеров уже позаботились о тебе, анон. Именно так достигаются оптимальные результаты при кодировании. Самодеятельность же в большинстве случаев отразится на качестве негативно. На самом деле, давно уже не проводятся тесты форматов с потерями на материале с битрейтом выше 160 Kbit/s, т.к. разница с оригиналом неуловима на большинстве материала даже обладателям хорошего слуха и высококачественной аппаратуры: современные кодировщики намного совершенней своих древних собратьев, к которым в большей части и относятся все описанные выше недостатки mp3 формата. Утверждающие обратное «аудиофилы» в публичных слепых тестах регулярно фейлят, принимая mp3 за CDDA, и наоборот. Ну тыпонел.
Однако подозрительный анонимус на то и подозрительный, что провел слепой ABXY тест на студийном оборудовании, сравнивая оригинал симфонического металла и того самого mp3 с параметрами -V 0 --vbr-new --highpass 0.001 --lowpass 24 -m j -q 0 -b 256 -B 320 и V6 --vbr-new, правильно определив оригинал в 6 разах из 6. Тем не менее, разница между оригиналом, v0 и v6 настолько незначительна, что нельзя сказать, что лучше, а что хуже. Они просто звучат все по разному. Без мгновенного переключения между ними разницу действительно не определить.
[просмотр] Другие форматы
Неоспорим тот факт, что существуют более эффективные способы сжимать музыку. AAC, (OGG)Vorbis, MPC. Однако по распространённости MP3 затыкает всех за пояс. Поэтому массы выбирают mp3, а аудиофилы негодуют. Впрочем, линуксоиды часто выбирают OGG. Ибо свободный.
[просмотр] Быдло, слушающее на внешних динамиках мобильных
Быдло, что слушает mp3 с мобильников, бывает нескольких видов, но чаще всего это либо объебосы, либо гопники. Раньше место телефонов занимали магнитофоны «Весна», а «весёленьких песен про тюрьму» — «Ласковый Май» или «Модерн Токинг».
Этими категориями такой вид прослушивания mp3 воспринимается вообще без какого-либо ущерба для восприятия и без потери смысловой составляющей их любимой музыки.
[просмотр] Копирасты
В 2002 году произошла история с объявлением формата MP3 платным. Компания решила сделать платными не только кодеры, но и декодеры формата.
На сайте www.mp3licensing.com была вывешена таблица, в которой указана стоимость, которую производители программ должны выплатить за каждый плеер. Для свободного софта это, естественно, было неприемлемо.
Этим воспользовались разработчики свободного кодека Vorbis, прорекламировав свой православный кодек. Позднее представители корпорации объяснили, что произошло недоразумение, на странице с условиями не оказалось правила, согласно которому некоммерческое распространение происходит безвозмездно.
Тем не менее, поскольку Linux может распространяться и коммерчески, для некоторых дистрибутивов (почти всех основных, кроме Slackware, где Патрегу похуй, Gentoo, который вообще source-based, и некоторых других) оказалось неприемлемо помещение кодеков MP3 в стандартную поставку.
[просмотр] Mp3 не любят следующие категории граждан и организаций
- Копирасты — за то самое невозбранное скачивание без потери качества при копировании.
- Аудиофилы — за «скрежещущий и ущербный звук». Что связано с обычным клиппингом, возникающим при кодировании mp3 с применением криворукости. Для них придумали сжатие без потерь — так называемые «lossless» форматы: FLAC, APE, ALAC тысячи их.
- Кровавая гэбня — за возможность фиксации их трепа на устройство размером с палец. Хотя для этого существуют более шустрые и эффективные специализированные кодеки типа AMR, AMR-WB и иже с ними, а также свободные Speex и CELT.
- Линуксоиды — за патенты.
[просмотр] См. также
[просмотр] Примечания
[ + ] Mp3 создали люди, хорошо знавшие матан
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
[ + ] Mp3 — изобретение сумрачного немецкого гения.
|
|||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|