Личные инструменты

Русский рок

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Русский Рок)
Перейти к: навигация, поиск
Halt! Страница огорожена от говнарей.
Хочешь высказаться? Добро пожаловать в обсуждение.
A long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
«

Мало России дураков и дорог -
Есть третья беда — это я, Русский рок!

»
— Рок-группа
«

Говно по весне, как духи из Китая.
Джин-тоник из банки вливать, не глотая.
И школьный учитель когда пидорок.
Вот это, сынок, и есть Русский рок!!!

»
Рубль
b
Мощное комбо:
Сабж о сабже для сабжа

Русский рок (РР) — околомузыкальное направление, возникшее в этой стране во времена позднего совка. С тех пор умер раза три, но существует до сих пор. Главное достижение РР — он породил Говнарей, и очень этого стыдится, чтоб вы знали.

Содержание

[просмотр] Отличия от рока нерусского

[просмотр] Тексты

Главное в русском роке - это, конечно, тексты.

Тексты обязательно должны нести скрытый смысл. Ведь Настоящий Русский Рокер — в первую очередь Поэт и Голос Эпохи, а то, что позади него что-то бренчит — это так, для большего вдохновения. Наличие какого-либо явного смысла необязательно, и даже не приветствуется. Напротив, чем более хитровыебанно приставлены друг к другу слова, тем лучше, а в идеале они не должны даже складываться в предложения.

В текстах крайне желательна АГП и Протест. Объектами протеста могут быть коммунисты, демократы, менты, бандиты, быдло, небыдло — в общем, абсолютно любое явление и группа людей. Хотя поощряется и протест в неявной, философской форме. Если протестовать не против чего, или почему-то нельзя, можно сосредоточиться на Духовности.

[просмотр] Музычка

Текстов, небыдловости и АГП достаточно, чтобы считаться русским рокером. Музыка при этом может быть абсолютно любая. Поэтому при желании приклеить к РР можно всё, что угодно. На просторах сети нетрудно встретить говнарей, фанатично уверенных, что рок играли Тальков, Любэ и даже Высоцкий Как, это не рок? Духовно же, и протестно же!. А советский эстрадный попсарь Стас Намин сейчас считает себя, только не падать, «основателем русского рока», которого «гоняли и притесняли». А ещё он изобрёл видеоклипы, первым начал играть с дисторшеном, и писал только «гимны поколения». И секс с фанатками тоже он изобрёл. Подробнее — в статье на Педивикии, написанной его хомячками путём массированных откатов.

Главным врагом Русского Рока, важнее Системы, родителей и хуёвого звука, является Попса. Все, кто не слушает Русский Рок, слушают попсу — для настоящего Русского Рокера это аксиома. Исходя от противного, всё, что «не попса» — то русский рок, даже если это звучит как трип-хоп, этереал или та же попса. Тут особенно постарались поклонники Нашего Радио. Всё, что крутит их любимый Козырев, для них автоматически становится роком, в том числе, Линда, Flёur, Мельница, 5nizza, Billy's Band и Звери с Уматурманом.

При этом говнари уверены, что «русский рок» — это отдельный жанр со своим особенным, узнаваемым, неповторимым звучанием. В качестве примера обычно приводят пост-панковые Кино, Агату и Наутилус: их сравнивают с Битлами и Queen, не находят сходства и убеждаются, что русский рок уникален. Если дать говнарям послушать «русский рок» от Sisters of Mercy, Joy Division и The Cure, у них рвётся шаблон.

[просмотр] Культ

«

Мы рок-герои. Мы всё время выходим с пивом, открываем бутылку... Выходим — и мы рок-герои!

»
Кукры
«

Жалко Юру Хоя, вот это был хороший парень. Лучше бы Егор Летов оправдал свои суицидальные теории и покончил бы с собой пятнадцать лет тому назад. А пьяница Юра Хой лучше бы здравствовал и по сей день!

»
Троицкий негодует
«

Русский рок жив! И не троньте Витю! Витя не умер! Он вышел покурить! А вы все гнойные пидарасты!

»
Копипаста:Говнари

В РР как нигде силен культ дохлых героев. Поэтому сам Русский рок все время «мертв», и его надо «возрождать». Это такая ритуальная игра, продолжающаяся уже лет двадцать с фигом. Новые группы говнарями принципиально не воспринимаются, пока не станут старыми пердунами, а тогда можно снова начинать говорить «Русский рок умер — таких, как эти старые пердуны, больше не будет».

В целом для понимания того, что из себя представляет РР достаточно прослушать следующую, описывающую его композицию Тараканы! — «Русский рок»

[просмотр] Ненависть к сабжу

Всё вышеперечисленное вызывает у многих — металлистов, мазафакеров, инди, рэперов, электронщиков, илитистов — лютую, иррациональную ненависть к сабжу. У таких людей в голове сидит святая уверенность, что русские обладают какой-то врождённой бездарностью и криворукостью в роке. Никакие примеры годной музыки из России — такая, о ужас, тоже бывает — не способны их переубедить. Даже если, по незнанию, им понравится отечественная группа, они тут же поменяют мнение на негативное, узнав, что она из сраной Рашки. Двойные стандарты такие двойные.

В любом форумно-блоговом высере против русского рока можно найти каноничный образчик взаимоисключающих параграфов:

  1. Русский рок это не рок.
  2. Русский рок весь сплагиачен с западного.

Обычно срач начинается с вброса «В России рока нет, есть попса с гитарами» и «разве можно сравнить этих примитивных говнарей с Великими Классиками», а кончается подробным разбором, что и откуда Цой скопировал у The Cure, Холстинин у Iron Maiden и Макар у Pink Floyd. В порядке тонкого тролллинга, на этом месте можно ткнуть оппонента в предыдущие его фразы и словить много лулзов.

[просмотр] Сеанс на-самом-деле-ёбства

И шизофазические тексты, и копирование отцов жанра, и обзывание «роком» музыки, слабо на него похожей — всё это можно найти в роке из любой страны, от Самой Англии до ебеней. Русские отличаются только одним: они уверовали, что во всём в этом они уникальны. А дальше зависит от точки зрения: то ли мы гениально-самобытны и никем не поняты, то ли говно, какого свет не видывал, и вообще, «в СССР рока нет».

Признать, что в России играют обычный, средний, ничем, кроме ЧСВ, не выделяющийся рок - просто скучно. Хотя так оно и есть.

[просмотр] История существования

b

В наши дни официальная мифология так запудрила хомячкам мозги, что в массовом сознании поселился образ каких-то революционеров с гитарами, которых расстреливала кровавая гэбня за то, что они песнями разваливали Совок. На самом деле, конечно, всё было немножко не так.

[просмотр] Совок-рок

Всё началось с того, что в СССР появились приёмники, способные ловить «вражеские голоса», а также катушечные, а позднее и кассетные магнитофоны, чтобы записывать и переписывать редкое западное музло. Так простые советские люди ВНЕЗАПНО узнали, что на Западе есть музыка, принципиально отличающаяся от совковой наличием в ней музыки. Часть КСП-шников в связи с этим припаяли к гитарам звукосниматели и УЗЧ («Усилитель звуковой частоты»), оделись в джинсу и попробовали этой западной музыке подражать.

Власть не могла оставить это творчество незамеченным и безнаказанным. Но как ни странно, проблему решили вовсе не массовыми расстрелами. Просто несостоявшимся рокерам пришлось постричься, переодеться в костюмчики и петь про любовь к девушкам, солнышку и Родине. Так появились пресловутые ВИА, вокально-инструментальные ансамбли — типа «Песняры», «Цветы», «Земляне» и прочие «Поющие гитары». По нынешним временам они звучат наивно, как Красная Шапочка, да ещё и видны передиры с западных образцов, но по тем временам это был почти рок. Хотя на всякий случай худсовету об этом не говорили.

Понятно, что при совковой системе блата и цензуры «в струю» попали в первую очередь мажоры, готовые «литовать» тексты и включать в репертуар медляки от Пахмутовой. Остальным пришлось стать бескорыстными борцами с официозом и уйти в андеграунд. Играли на квартирниках, издавались на магнитной пленке, переписанной сто раз, и имели с того и профит, и известность в определенных кругах. Студии, конечно, на-коленке-рекордс, оборудование — гитара «Урал», а залы не больше колхозных клубов — зато всем похуй, как ты выглядишь, о чем тексты, и не надо называть автором своих песен 70-летнего Тихона Хренникова или средневекового барда Франческо де Милано.

Вот из этой народной самодеятельности конца 70-х и начала 80-х, и вырос «Русский рок». От ВИА русрокеров отличала вовсе не музыка, а любительский статус. Возможностей исполнять западническое «электричество» с соляками было как раз больше у ВИА — а многие «рокеры» больше походили на бардов с ударными. Но тогдашнему слушателю было в основном наплевать на жанры и умение играть. Романтика квартирников, бунтарский дух, тексты непонятно о чём, но наверняка с намеками на скорый конец Проклятой Системы — вот что с ностальгией теперь вспоминают говнари со стажем. Правда, сами музыканты их мнения не разделяли: «официально разрешённым» завидовали по-чёрному, и при первой же возможности издаться на «Мелодии» плевали на андеграундность.

b
Фанерный клип легального ВИА для советского ТВ. Гитарное соло есть, Духовности нет.
b
Подпольное исполнение запретного рока. Электричество кончилось, начались Духовность и СПГС. Бездушным западникам не понять!

Отлично иллюстрирует это песенка от «Водопадов им. Вахтанга Кикабидзе» про директора фирмы «Мелодия» товарища Сухорадо:


[просмотр] Страшные гонения

Власть при Брежневе рокеров и околорокеров вроде как не одобряла, но фактически забивала на них большой болт. Изредка даже давала провести фестиваль-другой. А в 1981 основала целый Ленинградский рок-клуб, чтобы все волосатики были в одном месте и на виду у Кровавой Гэбни.

Но в 1983 году товарищ Черненко, тогда еще даже не генсек, проснулся от летаргического сна на заседании, огляделся и ВНЕЗАПНО обнаружил, что в стране уже существуют сотни самодеятельных коллективов, которые цензуру обходят, конкурируют с официальными ВИА, с «Росконцертом» и «Мелодией» не знаются, деньги за концерты кладут в свой карман, и вообще, имеют наглость жить в свое удовольствие. Безобразие, сказал тогда еще не генсек, и поклялся с этой заразой покончить.

С этого места и начинаются любимые рассказы РРокеров, как их гоняли ссаными тряпками, запрещали выступать и срывали концерты. Особенно доставалось москвичам, у которых, в отличие от Культурной Столицы, рок-клуба до 1985 г. не было, а групп было завались. Надо заметить, что жанр исполняемой музыки никакой роли не играл. На рок в западном смысле слова добрая половина «русских рокеров» походила меньше, чем вполне легальные «Земляне» с «Песнярами», не говоря уж об инструментальном прогрессиве от члена Союза композиторов Эдуарда Артемьева. Просто власть обиделась на конкуренцию со стороны доморощенных инди.

Время от времени к рокерам приходила Кровавая Гэбня с нехорошим вопросом «на что живёте». Если признавались, что на деньги с концертов, могли впаять статью «нелегальное предпринимательство». Поэтому рокеры делали честные глаза и отвечали, что, как истинные борцы с коммерцией, денег за концерты не берут. Их обзывали «тунеядцами» и давали другую статью. Впрочем, чаще всего им просто делали выговор и выгоняли из комсомола, через месяц тихо принимая обратно, отчего они чувствовали себя смелыми борцами с Режимом. В общем, жанр сформировался упёртыми и обдолбанными людьми, ибо только такие могли на голом энтузиазме дожить до тёплых дней.

[просмотр] Perestroyka!

Перестройку РРокеры встретили весело и радостно — и, действительно, первое время им пёрло. Рок выполз из кухонь и подвалов на стадионы, и таки стал популярен. До сих пор вполне можно встретить 40-50 летнее быдло, слушающее в повседневной жизни попсу и шансон, но, однако же, хорошо знакомое с БГ, Летовым и Кинчевым.

Золотые денёчки — стало можно чесать по стране совершенно легально и все деньги класть себе в карман. В текстах можно было прямо поносить советскую власть, которая, по сути, уже загнулась. И петь всё это можно прямо с Красной площади. Рокеры начали продавть себя как бунтарей, которые своими песнями приближали крах Кровавого Режима и торжество Демократии. Про русский рок наснимали фильмов, издали несколько сборников за рубежом (чисто для самоудовлетоворения, там их никто не слушал), и казалось, наступил рай на земле.

Счастье, впрочем, было недолгим — вскоре в стране воцарился «Дикий капитализм» и еще более дикий шоу-бизнес, а в зомбоящике — попса. Всем, кроме очень упёртых, стало ясно, что без Кровавого Режима лучше не зажилось. В считанные пять лет эпидемия распадов выкосила половину «легенд русского рока», Некоторые рокеры даже успели очень удачно умереть и попали в пантеон дохлых героев. Теперь их имена истинный говнарь должен произносить с придыханием и на любое посягательство на их Светлую Память взрываться негодованием.

Живые же позавидовали мертвым, так как на Красной площади их больше никто не ждал (не считая того раза, когда надо было подставлять попу под лозунг «Голосуй или проиграешь», а таких было весьма много). Живые герои старели, распадались, сходили с ума, кто в буддизм, кто в православие, кто в коммунизм.

[просмотр] Нашерадийная эра и после

На этом можно было бы и закончить, но в 1999 году Миша Козырев запилил Наше Радио и извлек понятие «русский рок» с пенсии. Фактически, этот хитрый малый купил права на брэнд «русский рок» и дал говнарям понять: русский рок — это то, что крутят по Нашему. То есть, Звери, Уматурман и прочие Мара с Чичериной — это рок, а металл, панк и мазафака — нет. «Наше» так профильтровало говнарям мозги, что до сих пор многие на полном серьезе утверждают: рок — это такая «музыка со смыслом» для небыдла, а метал с альтернативой и «не рок» вовсе, потому и нечего им делать на «рок-радио». Таким образом, под раскрученной маркой «русский рок» Наше подарило стране целую плеяду т. н. «рокапопса»: мужиковатых девушек лесбиянского вида и пидороватых юношей с мяукающими голосами. Спасибо ему за это большое. Авторство меметичного слова «рокапопс» принадлежит самокритичному троллю Лагутенко. Сам Козырев предпочитал политкорректное «поп-рок», а поклонники вообще говорят о «Третьей волне Русского Рока», подразумевая, что первая была в 70-е с Машиной и Аквариумом, а вторая — в 80-е с Кино и Алисой.

Добило РР то же, что его и создало. С распространением интернетов в столицах слушатель опять-таки узнал, что на западе есть музыка, отличающаяся от РР бездуховностью, хорошей игрой на инструментах и нормальным вокалом. Самое страшное, что об этом прослышали молодые музыканты, которые тут же перестали петь «Группу крови» и принялись копировать западные митол, мазафаку, инди, и прочая. И вместо «четвёртой волны русского рока» с зашкаливающим градусом постмодернизма, мы получили обычную европейскую рок-сцену из самых разных «тяжёлых» жанров. Даже группы, продолжающие фонтанировать красивой поэзией о вечном («Пилот», «Оргия праведников») призадумались о своей музыке и начали играть под свои стихи что-то потяжелее, посложнее и погитарнее. Да что там, даже «Машина времени» на последнем альбоме заиграла хард! Вот что крест животворящий делает!

Тем не менее, инерция мышления такова, что до сих пор даже в интернетах полно говнарей, а уж в отдаленных провинциях, куда выделенка еще не дошла, и подавно.

[просмотр] Классификация рокеров

Три столпа силы: Цой, Майк и БГ

Парадоксально, но задавшие тон в РР музыкальные коллективы категорически не вписываются в какой-то один жанр, но таки засунуты туда общественным мнением (ибо больше некуда) или тупо, по принадлежности к этой стране. Поэтому, если вы видите в наших списках группу, по вашему мнению не являющуюся Русским Роком — не удивляйтесь. Нам виднее.

  • Ленинградский рок — отличаются высочайшей степенью плагиата (при СССР в Ленинграде достать зарубежную музыку было проще, чем в остальных городах), зашкаливающим СПГС в текстах, и повышенным небыдлизмом вследствие проживания в культурной столице.
  • Московская рок-лаборатория — самое разнородное течение РР — ибо начинали его как мажоры с дорогими инструментами, подрабатывающие в ресторанах, так и нищие хикки. Есть и философы (Машина времени, Воскресенье), есть и стёбщики (Ногу Свело, Манго-Манго). Играют всё — от хэви-метала до фолк-рока. Общих признаков, помимо географии, нет.
  • Сибирский рок — на суровых сибирских просторах понятие «рок» восприняли по своему. Сибирский рок 80х отличали жёсткие и закрученные тексты с частым использованием мата, и общее тяготение к депрессивной панк-музыке. Мат был элементом поэзии без акцентирования на «смехуёчки» a-la «Сектор газа». Но массовый слушатель в виду своего конформизма, хоть раз что-то слышавший о сибирском роке, искренне полагает, что какая-нибудь Янка Дягилева — это почти тоже самое, что и «Красная Плесень».
  • Свердловский рок — отличались от других течений меньшей степенью гуруизма и большей степенью плагиата. Пиздюлей от Кровавой Гэбни получали существенно меньше своих коллег из европейской части, соответственно, и пели в основном не о глобальных проблемах, а о всяком-разном личном. Ну, или просто пытались заниматься типа искусством. С развалом Совка и закрытием Свердловского рок-клуба многие яркие представители этой сцены съебались в культурную и не очень культурную столицы нашей родины в зависимости от личных предпочтений, целей и желаний.
    • Представители: Nautilus Pompilius, Сонанс, Чайф, Урфин Джюс, Агата Кристи.
  • Провинция — за исключением Свердловска и Западной Сибири, русский рок оставался столичной забавой, и в других городах массового движения не получилось. Однако несколько приметных команд и исполнителей провинция миру всё-таки подарила.
  • Коньковская формация — с гибелью Совка рокеры ВНЕЗАПНО потеряли объект протеста — петь стало не о чем! Однако вчерашние антикоммунисты не растерялись, а переквалифицировались в управдомы имперцев и стали люто, бешено ненавидеть демократию. К делу популяризации движения приложил руку небезызвестный Егор Летов (членский билет НБП за номером 4, так-то!). Центром притяжения тусовки стала Москва (а точнее — район Коньково, и давший название формации) — даже несмотря на то, что многие команды не из Москвы и вообще не из России.
    Не смотря на усилия, по результатам деятельности эта тусовка значительно уступает сибирякам из 80х. Многие открыто называли себя «подражателями Летова», но по сути имели с ним мало общего. Летов, кроме политики, сочинял еще красивые психоделические альбомы — эти увлекались одной социалкой. Летов специально делал своеобразный звук (за пруфами — в интервью), даже когда добрался до техники — эти хреново записывались по вине нищебродства. В литературе есть такое понятие — «эпигоны», и оно применимо к части таких коллективов. С уходом лихих девяностых движение почти сошло на нет.
    • Представители: Александр Непомнящий (Иваново), Адаптация (Казахстан), Красные звёзды (Беларусь).
  • Рокапопс — новое явление в музыке этой страны, появившееся незадолго до начала века. Представлен рядом групп, которые были близки к РР с музыкальной точки зрения, но полностью противоположны в плане текстов и мировозрения. Они не генерировали Протест, не стеснялись использовать для раскрутки зомбоящик, а самое главное, у них — кошмар, как они посмели! — были продюсеры.
    • Представители: Мумий Тролль, Сплин, Би-2, Ляпис Трубецкой, Танцы Минус, Звери, Земфира.
  • Экспериментаторы — напоследок, самая малоизвестная, но крайне прогрессивная часть списка. Относятся к «русскому року» лишь формально — в силу национальной привычки называть «роком» все, что не попса. Это могут быть трип-хоп, дарк-эмбиент, нойз, musique concrète, коллажи, импровизации по накурке, экстремальные опыты со звуком и жанрами. «Экстремальные» — в смысле, говнари часто не могут это воспринимать. Как следствие — отсутствие публики при довольно интересной музыкальной начинке. В силу вышеозначенных причин переносятся в отдельную категорию.
    • Представители: ДК, Стук бамбука в 11 часов, Театр Яда, КооперативништяК, Палево, Коммунизм (сайд-проект Егора Летова).

[просмотр] Галерея


[просмотр] Ссылки