Материал из Lurkmore
(Перенаправлено с
Горин)
У этой страницы нет проверенных версий, вероятно, её качество
не оценивалось.
| НЯ! Эта статья полна любви и обожания. Возможно, стоит добавить ещё больше? |
« |
Когда меня режут — я терплю. Но когда дополняют — становится нестерпимо!
| » |
— Мюнхгаузен о Луркоморье. |
Григорий Израилевич Горин (евр. расов. Гирш Офштейн) — драматург, сценарист, тонкий тролль, генератор лулзов. Род. 12 марта 1940 г., умер 15 июня 2000 г.
[править] Биографические факты
В автобиографии Горин так поведал о факте своего рождения:
Насколько мне не изменяет память, я родился в Москве 12 марта 1940 года ровно в двенадцать часов дня. Именно в полдень по радио начали передавать правительственное сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало, естественно, огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали и некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии, позабыв про боль, смеялись и аплодировали. И тут появился я. И отчаянно стал кричать…Не скажу, что помню эту сцену в деталях, но то странное чувство, когда ты орешь, а вокруг все смеются — вошло в подсознание и, думаю, в какой-то мере определило мою судьбу…
Родители выбрали Григорию расово правильную профессию. Он поступил в Первый медицинский институт. Но во время учёбы увлёкся
КВНом. Написание скетчей для команды института естественным образом переросло в попытки создать нечто большее по объёму и смыслу. Начинал в соавторстве с другим
ЕРЖ — А. Аркановым (наст. фамилия Штейнбок).
В 1963 году взял псевдоним «Горин» — от фамилии матери (Горинская). Товарищи по писательскому цеху придумали расшифровку псевдонима: Гриша Офштейн Решил Изменить Национальность.
Работал врачом «скорой помощи». Вспоминал и такое:
Приехав по вызову, он обнаружил у старого еврея аппендицит. Два здоровенных санитара уже выносят на носилках стонущего старика с сомкнутыми от боли глазами. И вдруг он приоткрыл глаза, глянул на врача, стоявшего над ним, и еле слышно прошептал:
— Скажите, доктор, вы еврей?
— Да, я еврей, — растерянно ответил молодой врач.
— Скажите, доктор, — очень тихо прошептал старик, — а может ли аппендицит быть от того, что слишком много съел мацы?
— Конечно, нет, — ответил Горин.
И старик вдруг привстал на носилках и, откуда только взялись силы, воскликнул, обращаясь торжествующе к роскошной пышнотелой блондинке, своей невестке:
— Слышишь, мерзавка? — и снова впал в беспамятство.
В 1966 году в Ленинграде поставлена первая его с Аркановым пьеса «Свадьба на всю Европу».
В 1972 году в театре Советской Армии состоялась премьера пьесы «Забыть Герострата» — уже написаной им одним. В 1974 году с постановки пьесы «Тиль» началось сотрудничество Горина с режиссёром Марком Захаровым и театром Ленинского Комсомола (Ленком). Пьесы Горина сформировали лицо этого театра как такового.
Каждый год Горин выдавал на-гора что-то безусловно годное: театральную пьесу, киносценарий, книгу.
В мире кино сначала приобрёл известность как автор сценария боевика «Бархатный сезон» (1978, в прокате собрал 19,2 млн зрителей). Но воистину прославился сценариями комедий: «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Эти фильмы разобраны на цитаты чуть более, чем полностью.
[править] Творческий метод
Зачастую использовал взаимоисключающие параграфы. Самое показательное творение в этом смысле — «Дом, который построил Свифт». Плавное превращение одних персонажей в других, а мёртвых — в живых способно довести до шизофазии даже очень крепких зрителей. Превращения же великана в карлика посредством алкоголизма и тупого полицейского — в человека (с помощью ментальной машины времени) — какбэ символизируют.
Горин любил рассматривать всем известные истории с необычного угла зрения. У него Мюнхгаузен — честнейший человек, а граф Калиостро — понаехавший в Россию жулик-гастарбайтер.
|
---|
Однако Мерзляев служит по III отделению Е. И.В канцелярии и является действительным тайным советником то есть генерал-полковником. Да и вообще с исторической точки зрения — бред, ибо тогдашний шеф третьего отделения граф Бенкендорф был генералом-от-кавалерии и особой III класса, то есть тайным советником, что на один класс ниже Мерзляева.
А уже пошитый для актера Басилашвили красивый мундир гэбня заставила выкинуть на помойку. Нбо нефиг! Впрочем, действительный тайный советник — это гражданский чин, а не военный и соотвествует он военному чину как раз генерала от кавалерии (оба чина 2 класса). Другое дело, что мундиры тогда носили и гражданские чины. |
Тонко троллил совок, из-за чего имел столкновения с цензурой. Например, его пьеса «Банкет» была запрещена полностью. Сценарий «О бедном гусаре…» подвергся жёсткой правке. (Например, отрицательный персонаж Мерзляев первоначально был представителем царской Кровавой гэбни, но его заставили одеть в штатское.)
А фильм «Тот самый Мюнхгаузен», как поговаривают, вышел на экраны только потому, что в том же году начался ввод войск в Афганистан — и надо было бросить кость беспартийной интеллигенции.
[править] Фразы из фильмов
Тысячи их!
Они что у вас, газет не читают?
К слову, Горин сам попал в кадр.
«Тот самый Мюнхгаузен»
- С восьми утра, до десяти — подвиг.
- Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтоб понять что он живой?
- — Вы утверждаете, что человек может поднять себя за волосы?
— Обязательно! Мыслящий человек просто обязан время от времени это делать.
- — О чём это она?
— Барона кроет.
— И что говорит?
— Ясно что: подлец, говорит, псих ненормальный, врун несчастный…
— И чего хочет?
— Ясно чего: чтоб не бросал.
— Логично.
- Господин барон уже три раза про вас спрашивал: «Не пришёл, говорит, господин пастор?» Нет, говорю, не пришёл… «Ну и слава богу», говорит. Очень вас ждёт…
- Для продолжения рода нужно совсем другое!
- Ну, не меняться же мне из-за каждого идиота?!
— Не насовсем — на время… Стать таким как все…
— Как все? Не летать на ядрах? Не охотиться на мамонтов? Не переписываться с Шекспиром?
- — Ваше Высочество, зачем вы подписали прошение?!
— Я подписал??!! ... Да, я подписал.
- Будучи в некотором нервном возбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю! Всех — на волю!»
- — Подъём — шесть часов утра!
— …Ненаказуемо!
- Я сам служу, сударыня. Каждый день к девяти мне надо идти в магистрат. Не скажу, что это подвиг, но что-то героическое в этом есть…
- Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?
- — Выгнал из дома жену с ребенком!
— Каким ребенком, я офицер!
— Выгнал жену с офицером!
- — Сверим часы!
— Плюс двадцать два!
- В Германии иметь фамилию Мюллер — все равно, что не иметь никакой.
- — Говорят, юмор — он полезный. Шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тому, кто смеётся — продлевает. Тому, кто острит — укорачивает.
- Что? Мне в этом — в однобортном? Вы что, не знаете, что в однобортном уже никто не воюет?
- Война это не покер. Война — это… война!
- Сначала намечались торжества. Затем аресты. Потом решили совместить.
- Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту, просил передать, что бы все не расходились.
- — Ваше высочество, ну не идите против своей совести. Я знаю, вы благородный человек, и в душе тоже против Англии.
— Да, в душе против. Да, она мне не нравится. Но я сижу и помалкиваю!
- Делайте что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
- Присоединяйтесь, барон. Присоединяйтесь.
- — Когда я вернусь, пусть будет шесть часов.
— Шесть утра или шесть вечера?
— Шесть дня!
- Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — ещё не признак ума, господа! Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!
- А что, если поднять верх сверху и понизить низ снизу?
- — В случае сопротивления приказано применить силу.
— Кому?
— Что кому?
— Кому применить силу, мне или вам?
- ...и танцы! Трактир всё-таки!
«О бедном гусаре замолвите слово»
- «Это приключилось в то замечательное время, когда мужчины владели шпагой лучше, чем грамотой, и шли бесстрашно не только в бой, но и под венец; когда женщины умели ценить бескорыстную любовь и вознаграждали её приданым; когда наряды были такими красивыми, а фигуры такими стройными, что первое было не стыдно надевать на второе».
- Дайте мне только поручение, а уж особым я его и сам сделаю.
- — Если он на чем настаивать будет, не кочевряжьтесь.
— Вы что это, в дурном смысле?
— В нём.
— Да вы что? Я девушка порядочная.
— Вот поэтому я и говорю, не кочевряжьтесь!
- — Тётя Аня, а у нас случайно стрихнина нет?
— Ну спасибо, надумала… А позвольте спросить, стрихнин для кого? Для себя или для кавалера?
— Не знаю, как получится.
- Я понимаю, когда из тюрьмы не выпускают. Но когда не впускают… Это хамство!
- — Вот вы, например, кто?
— Я Марк Туллий Цицерон.
— Я не в этом смысле! По пачпорту кто?
— А-а-а… Анна Петровна Спешнева по паспорту.
— А вы кто будете, мадам?
— Фёдор Степанович Спиридонов я.
— Как же, а-а-а… А вы-то кто будете?
— Я Марк Юльевич Мовзон.
— По пачпорту, я спрашиваю, кто?
— Я по паспорту Марк Юльевич.
- Арапом быть перестал, а до русского тебе ещё мыться и мыться.
«Дом, который построил Свифт»
- — Я — Гулливер!!!
— Мисс Джонсон, ваше преподобие, у нас радость: доктор тронулся!
- В сад!!! Всем в сад!!!
|
---|
Так как фильм «Дом, который построил Свифт» датируется 1982 годом, есть обоснованное подозрение, что фраза невозбранно скопиизжена из фильма «Трое в лодке, не считая собаки» — 1979 год выхода на экраны. Причем, в повести Джерома фразу обнаружить не удалось, а вот в кине она — таки да! — звучала. Правда, не исключен вариант, что раньше была пьеса и Наум Бирман — режисер «Троих…» — скопипиздил-таки ее у сабжа. Анонимус проверил: пьеса датируется 1980 годом, причём, опубликована была только в 1983, то есть, через год после создания (и запрещения) фильма. Кстати, раз уж зашёл разговор о садах, фраза «Пойдёмте в сад» прозвучала в фильме «Здравствуйте, я ваша тётя!», снятом в 1975 году. Это так, к слову. |
- — Какой же вы великан?
— Это я опустился…
«Формула любви»
- — Маргадон! Почему открыта дверь?
— Экскьюз ми, магистр!
— Что «экскьюз ми»?
— Варварский обычай: ключи раздают, а замков нет.
- Что он меня пугает? У меня два пожизненных заключения!
- Не надо громких слов. Они потрясают воздух, но не собеседника.
- Стоить-то оно стоит, да ведь никто ж его не покупает.
- Ежели один человек построил, другой завсегда разобрать может.
- — Селянка! Хочешь большой, но чистой любви?
— Да кто ж её не хочет…
— Тогда приходи сегодня ночью на сеновал.
— Она не одна придёт, она с кузнецом придёт.
— Зачем нам кузнец? Не, нам кузнец не нужен. Что я, лошадь что ли?
- — У вас в Италии мята есть?
— Ну откуда в Италии мята? Видел я их Италию на карте: сапог сапогом…
- Кто ест мало, тот живет долго, ибо ножом и вилкой роем мы могилу себе.
- Коли доктор сыт, так и больному легче.
- Учиться всегда сгодится, трудиться должна девица, не плюй в колодец — пригодится… и как говорится.
- — Это Жазель, француженка. Я узнал её. По ноге.
— Не-е-е… Жазель была брунетка, а эта вся белая.
- Амор! И глазами так: «О!».
- А голова предмет тёмный и исследованию не подлежит.
- — А потом вас там публично выпорют, как бродяг, и отправят в Сибирь убирать снег…
— Весь?…
— Да.
- И сия пучина поглотила ея в один момент. В общем, все умерли.
- — Понравилась видать, молодец…
— Хороший человек… Солонку спёр…
— И не побрезговал.
- — А вы, оказывается, бесчестный человек, Маргадон.
— Конечно! Был бы я честным — сколько бы народу в Европе полегло!
- Силь ву пле, гости дорогие, силь ву пле… Же ву при, авер плезир… Господи прости, от страха все слова повыскакивали…
- — У гостя карета сломалась. За сколько дней сделаешь?
— За день сделаю.
— А за два?
— Ну… За… Сделаю и за два.
— А за пять дней?
— Ежели постараться — можно и за пять.
— А за десять?
— Ну ты, барин, задачки ставишь. За десять дён одному не справиться, тут помощник нужен — хомо сапиенс!
— Бери помощников, но чтобы не раньше!
- — Вот вы, тётушка, знаете, зачем живет на земле человек?
— Ну, уж так тебе сразу и скажи. И потом, смотря где живёт: у нас, в Тамбовской губернии — это одно, а в Воронежской…
- Ma tante, не устраивайте эль скандаль при посторонних!
- Натюрлих, экселенц!
- Вы, человек, достигший вершин лондонского дна…
- Достанем из грядущего! Не впервой!
- — А в следующей жизни быть тебе рыбой. Мерзкой, скользкой рыбой.
— Но вы же обещали котом!
— Не достоин.
«Убить дракона»
- Это — не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!
- Спросите у первого встречного! Где у нас первый встречный? Да вот он!
- Немного о себе. Общая мозговая и физическая недостаточность, раздвоение личности, постоянный бред. Эротомания. Э, идите, девочки…
- Нашего Дракона победить может только он сам. Он и не таких побеждал как он! А теперь подумаем — нужно ли ему это?
- Смелые люди, но всего боятся.
- Канаву на улице, на которую вы обратили внимание закопали. Люди благодарны очень! Так держать!
- — Приезжий пусть останется, остальные вон!
— Не понял…
— Пошел вон, дерьмо собачье!
— Интересное замечание, ваше превосходительство. Будем думать над ним. Сообща! (Обращаясь к присутсвующим) Есть мнение, что мы все… ну, вы слышали…
- — Ради кого идете на смерть? Ходите подарить им свободу? А что они с ней будут делать? Зачем она им, не думали?
Фредриксон, тебе нужна свобода?
— Мне? Ну зачем?
— А может вам, сударыня?
— Зачем мне свобода? Я замужем!
- — Вы не скажете, что происходит там, наверху?
— Сегодня каждый за себя решает, что он видит…
- — Господин Дракон, безусловно, непобедим, хотя злые языки говорят, что…
— Кто у нас отвечает за злые языки?
— А злые языки говорят, что господин Дракон потерял голову!
— А вы что говорите?
— Мы говорим, что Дракон освободил от военной службы одну свою голову по состоянию здоровья. Идя на встречу ее же пожеланиям.
— А злые языки что?
— Они говорят, оставшиеся две хуже первой и скоро будут в заднице.
— Откуда ж они все это видят?!
— Через окна. Сидят дома за окнами и смотрят.
— А сколько у нас всего открытых окон?
— Все открыты!
— Ни в чем меры не знаем… Ну что же, открытые окна будем закрывать.
- Если еще раз покажетесь без повязки на улице — передам глазному врачу.
- (Поджигает карету.)
— Это зачем?
— Борюсь!
— С кем?
— Со всеми… За счастье и свободу.
- — Я сойду с ума!
— Раньше надо было сходить! А теперь с вас спросят — кто в трудные годы прислужничал, а кто болел душой, не жалея здоровья своего?
- Не бойтесь! Теперь можно быть нормальными людьми! Думать можно! Трудно, непривычно… но можно! Надо только начать!
- — Кто у них старший?
— Они все!
— Нет, должен быть старший!
— Тогда вот, он хуже всех слышит.
- — Дорога в тюрьму не очень, зато здание само хорошее.
— Чем?
— Глубокое.
— Этажи внизу, фундамент сверху.
— Что в здании?
— Сидят.
— Кто?
— Почти все…
- — Кстати, папа, ты знаком с тюремщиком?
— Нет, очень мало.
— Ничего, будет время — познакомишься.
- Папа, ты должен научиться на свадьбах радоваться! Если будешь скучным, то я все равно на ней женюсь, но уже как на сироте.
- Ну ничего, получишь государственную премию… А сейчас или посмертно — решай сам.
- — Тюремщика ко мне!
— Он первый сбежал!
— Он что, с ума сошел? Сегодня жалованье платят!
- Я был призван на службу… А дальше как все. Служил честно. Но деньги брал. Понимаете? Все брали…
- — Не смотрите так. Дело не во мне. Нас, молодых, так учили.
— Всех учили. Но почему ты оказался первым учеником, скотина?!
— Потому что так учили…
- — Вы плачете, Фридриксон?
— Да… от счастья, господин Ланцелот.
— Но вы так же плакали при виде дракона! И кричали бургомистру: «Слава тебе, победитель!»
— Да, кричал…
— Вы же знали, что Дракона победил не он!
— Дома знал. Дома мы знали… но когда при всех… Когда вот эта вся обстановка… Когда все вместе…
- Вы только не сердитесь на нас, новый господин. Они обязательно полюбят Вас. Но на это нужно время. Будьте терпеливы. Я имею право вам это сказать, так как я опять сошел с ума… но теперь не притворяюсь.
|
Григорий Горин — человек в белом халате
|
|
|
Григорий Горин любит, когда многа букав.
|
|
|
Григорий Горин. Матеrиал из Луrкомоrья — евrейской rасовой энциклопедии.
|
|