Киберпанк
Материал из Lurkmore.
Осторожно! Ложь, пиздёж и провокация! Существует мнение, что эта статья лжет! Некоторые участники уверены, что факты, изложенные в ней, вовсе и не факты, а нелепые домыслы. См. страницу обсуждения для подробностей. |
ZOMG TEH DRAMA!!!11 Обсуждение этой статьи неиллюзорно доставляет не хуже самой статьи. Рекомендуем ознакомиться и причаститься, а то и поучаствовать, иначе впечатление будет неполным. |
В эту статью нужно добавить как можно больше кошерных картинок с тродами и имплантами. Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
Look at you, hacker. A pathetic creature of meat and bone, panting and sweating as you run through my corridors. How can you challenge a perfect, immortal machine? |
— SHODAN (Алсо, listen and shit brix) |
Я не знаю, как мне описывать ужасы компьютеризации, когда во всей Праге не найдёшь работающего телефона-автомата |
— Сапковский, цитируя одного чешского автора, Ондржея Нефа, 1992 |
Киберпанк (англ. Cyberpunk, иногда CP) — жанр кино, литературы и изобразительного искусства. Описывает ужасы этих ваших интернетов, эпические войны кулхацкеров с ZOG, восстания машин, и прочие знакомые анонимусу (ГН негодуэ!) лулзы и фейлы. В оригинальном варианте обычно полон жопоголизмом чуть более чем полностью. В поздних воплощениях градус жопоголизма существенно упал, тогда как градус пафоса вырос за over 9000 и выше.
Собственно, хороший, годный киберпанк отличается не только высоким художественным исполнением и годным фантастическим допущением, но и лютым цинизмом. Пересчитать такие произведения можно по пальцам, так как с распространением компьютеров и компьютерной грамотности, киберпанк умер как жанр в конце 80-х.
«Киберпанк не умер. Он просто плохо пахнет» ©
Содержание |
[править] Признаки
Характеризуется мрачным, антиутопичным миром, в котором государства потеряли или ещё теряют своё значение, а мир поделён между мегакорпорациями. Т. н. «критерий Дозуа» — «High tech, low life».
В хардкорном варианте герой соответствует миру, он живёт по его законам и менять не собирается. В более попсовом варианте (т. н. посткиберпанк) герой-кулхацкер поражён несправедливостью мира, и, используя сверхкомпьютерные супертехнологии, меняет жизнь всем и даром.
Почти во всех случаях вся мощь интернетов визуализируется и передаётся ПРЯМО В МОЗГ всякими контактами-тродами. Происходит это по двум причинам:
- Автор ничего не знает о компьютерах и опирается на прочитанный ранее киберпанк;
- Подчёркивается опасность для мозгов — чёрный лёд, софт третьего уровня и т. п.
Стоит отметить, что такой художественный приём бывает оправдан, но в большинстве случаев автор тааакой серьёзный в описании своего будущего, что доводит тему до абсурда. По киберспейсу тоже хорошо. Первым его, конечно, придумал Брюс Бетке…
Вообще-то дело обстоит так: Азимов придумал все эти штучки с искусственным интеллектом. Бетке придумал само слово „киберпанк“, а Стерлинг изобрел форму и стиль произведений. Но первым, кто вдохнул атмосферу холодного техногенного нуара во всё это, стал, безусловно Гибсон. |
— Д.Харди |
[править] До
Естественно, киберпанк, как этап литературного и культурного процесса, появился не на пустом месте.
Фаги выделяют «течение» Slipstream, типа протокиберпанк. В эту категорию они спихиваеют все подходящие произведения, не заботясь о времени их создания.
Впрочем, лютым вином из не существовавшего еще киберпанка был только «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера (кстати, отличная вещь)[1], написанный в 1956-м году (когда был написан самый первый ассемблер, лол).
Можно ещё почитать «Витки» от Желязны и Саберхагена 1981-го года. Прочие не фагу незначимы™. Фагу же можно рекомендовать «Двадцать четыре вида горы Фудзи кисти Хокусая»
Да, ещё к киберпанку ньюфаги относят Филипа нашего Дика за то, что экранизация его романа 1968-го года типа сформировала стилистику. То, что фильм («Blade Runner»[2]) был снят уже после того, как Дик умер, никого не волнует.
Также на киберпанк большое влияние оказал героинщик, пидор, убийца и писатель Уильям Сьюард Берроуз.
[править] Киберпанк
Пейсатель Брюс Бетке в далёком 1980-м, когда ничего того, к чему привычна современная школота и студентота, не было в принципе, написал рассказик «Киберпанк». Антиобщественный панк и компьютеры. Неплохой, честный рассказ, который не печатали до 1983-го из-за его излишней фантастичности, мол, «Я тут посоветовался со своим знакомым компьютерщиком и он сказал мне, что это антинаучная хуита». Лулзов доставляет то, что герои рассказа для хака используют даже не лаптопы (которых тогда ещё не было), не КПК (которых тогда тоже, естественно, не было), а самые что ни на есть нетбуки — небольшие машинки с солидным автономным временем и полноценной клавиатурой.
Первым же неоспоримым образцом киберпанка в кино считается фильм Tron 82 года выпуска. Наиболее интересно с сегодняшних высот в нём невероятно массированное для тех лет использование рисованных спецэффектов, ну и собственно, идея.
[править] Золотой век
Уильям наш Гибсон печатался в журнале cheap truth, который раздавался бесплатно, клал болт на авторское право и поощрял пиратство, там же в свое время и Брюс Стерлинг начинал, (за один рассказ ему заплатили аж 23$) и жизнь нонконформистского быдла знал не понаслышке. Как бы то ни было, совершенно независимо от Бетке он написал несколько очень рассказов — «Джонни-мнемоник», «Сожжение Хром», к примеру, а затем разогнался и на роман «Neuromancer». Перевод — на этот язык — «Нейромант». Да, так термин «киберпанк» появился благодаря одному-единственному критику — Дозуа, который совершенно случайно читал и Бетке, и Гибсона, и зафорсил термин.
К тому моменту Гибсон, который давно дружил с Брюсом Стерлингом, успел подзаразить и других писателей, как очень неплохих, типа Грега Бира и Майкла Суэнвика, так и хуёвеньких — того же Руди Рюкера. Начался золотой век киберпанка.
Компьютеры развивались, про них никто ничего не знал, искусственный интеллект казался не за горами, страшная и ужасная Империя Зла ещё существовала и всё было в кайф.
Стоит почитать «The Sprawl trilogy» Гибсона, «Схизматрицу» и «Острова в сети» Стерлинга, «Вакуумные цветы» Суэнвика, «Музыку крови» Бира и прочувствовать. Больше какбе нечего. У Стерлинга есть ещё рассказ «Манеки Неко» про будущее соцсетей. Нихрена не мрачный, но somehow related.
[править] После
Киберпанк исчерпал себя к концу 80-х и тихо умер (см. альтернативное мнение внизу). Настолько тихо, что многие авторы даже этого и не заметили и продолжили клепать эпические истории про битвы с конструктами над разноцветной плоскостью Сети.
По ходу дела, однако, из него вылупился жанр посткиберпанка. Антуражи те же, идеи кардинально другие. Если в киберпанке герой как правило — одиночка-анонимус-кулхацкер, стоящий вне системы и/или борящийся против системы, то в посткиберпанке герой как правило — агент этой самой системы, служащий ей против всяческих ребелей и возмутителей спокойствия. Или воюющий с другой системой — но обязательно служа при этом чему-то, спасая что-то и вообще всячески убивая время и окружающих самым извращенным образом. Героям же классического киберпанка весь и всяческий пафос служения и великой борьбы был радикально похуй, мир катился в говно и спасать его не было ни малейшего резона.
Проще говоря, дом твоего дедушки Гибсона сожгли, а мебель продали на распродаже «все по 10» — самостоятельный жанр разобрали на «элементы жанра», которые использовали все кому не лень в произведениях ихнего расово чуждого мейнстрима, склонного к постмодернизму почем зря.
Некто Нил Стивенсон таки отметился в уодобренной Стерлингом пляске на могилах несколькими вполне доставляющими некоторым произведениями, эксплуатирующими указанные элементы чуть более, чем все: глянцевые комикcы «Лавина» и «Алмазный век» (викторианский нанопанк с присадками теории заговора). Другое дело, что потом Стивенсон тоже понял, что сабж уже не торт и продолжил разрабатывать благодатную жилу конспирологии, рассказывая анонимусам, как все было на самом деле во времена Ньютона с Лейбницем. Есть, конечно, и противоположное мнение - что торт еще как, ну и так далее.
Примеры посткиберпанка — GITS, Матрица, тысячи их. Олдскульными киберпанками считается подростковой хренью, недостойной упоминания. Впрочем, Ъ-сторонники чего угодно всегда расскажут вам, что Ъ-%name% давно умерло, а сейчас одна только йухня и болото. Что не мешает 99 % оставшихся получать удовольствие и не париться трушностью и взаимоисключающими параграфами.
Что до прародителя, то следует отметить, что позже Бетке не доставлял ничем. Стал читать лекции про вред компьютеров, а в 1995-м написал довольно унылую пародию на жанр «Headcrush», петросянно переведённую, как «Интерфейсом об тейбл». Впрочем, подобных шуток и от автора полно, чего стоит т. н. «проктопрод», необходимый для получения рутовых прав на «информационном суперхайвэе». Ужасно то, что вот это говно является единственной известной самопародией. Увы и ах, такой вот весь из себя пафос.
[править] Игры
Некоторым пришло в голову, что будет клёво перемешать киберпанк с фэнтези. Cеттинг для настолок («Shadowrun») выдержал четыре издания, что какбе неплохой результат. Также, были сделаны две отличные одноимённые игры для SNES и Sega. Гибсону поделка пришлась не по нраву:
...when I see things like ShadowRun, the only negative thing I feel about it is that initial extreme revulsion at seeing my literary DNA mixed with elves... |
— ЧСВ такое ЧСВ |
No relationship. No permission. Nothing. Nary a word exchanged, ever. … I've just been ignoring it for years, and hope to continue to. |
— Бложик |
Кроме того, в стиле были сделаны кошернейшие игры:
- Cyberia — не путать с расово правильным квестом Syberia, который относится к жанру Стимпанк
- Snatcher — киберпанк про роботов, убивающих людей и человека, который забыл всё, кроме самих Снетчеров.
- Blood Net — вампирокиберпанк с имплантами, лазерами, похождениями по трёхмерной сети и прочим
- Dream Web — шикарный, зверски циничный квест, в котором обычному человеку приходит послание убить семь совершенно разных человек, своим существованием разрушающих сеть снов. Существованием, кстати, не действиями, сами жертвы о дримвебе и понятия не имеют.
- Syndicate — одна из первых игрушек от Bullfrog, замечательная тактика, в которой силами отряда киборгов предстоит захватить мир. По кусочкам, для чего нужно похищать, убивать, саботировать, красть, набигать, воровать и опять же убивать.
- System Shock и System Shock 2 — очень необычный шутер и шутер-рпг соответственно обладали немеряным количеством СПГС, кошерным ИИ в качестве главного антагониста («How can you challenge a perfect, immortal machine?») и очень, очень, очень пугающей атмосферой.
- Deus Ex и Deus Ex 2 — стэлс-шутер с элементами РПГ. Плюс ко всему, в эпичном The Nameless Mod к первой части игрок и персонажи выступают в роли «оцифрованых посетителей борды».
- Blade Runner — неимоверно винрарная и слегка опередившая время адвенчура.
- Beneath a Steel Sky — классический киберпанковый квест с глобальными заговорами, мегаполисами и заправляющим всем злым супер-компьютером.
- Paradise Cracked (Код Доступа: Рай)- RPG/тактика вроде Агонии власти. Тоже классический киберпанк и куча доставляющих текстовок сюжета, биографий… Что примечательно, выпущена в этой стране. Хакер(ГГ) озвучен расово верным Борисом Репетуром, винрарный саунд написан расово верным композитором Александром Шукаевым.
- Power Of Law (Власть Закона) — игра во вселенной КДР. Рассказывает о времени, когда Катрин только начала служить в полиции. Сам сюжет ещё более банален, но детали происходящего просто охуенны, чего стоит один БиК-13 из марсианского зообатальона (учи матчасть, он БиК-14, а братец его из «Полицеских Историй» — БиК-22). Саунд так же охуенен, как щитает Аноним.
- Oni - киберпанк в стилистике китайских порно мульиков. Синдикаты, мутанты и low life присутствуют.
- Tron 2.0 — игра — «продолжение фильма Tron[3]», в которой игрок присутствует в виде интересной оцифрованной личности, бегающей по сети, выпиливающей утилиты при помощи потоков данных и апгрейдящейся при помощи билд-нодов. То ли кибер-панк, то ли кибер-гламур. Элементы эРПоГэ присутствуют. В арсенале персонажа — годная пушка с намекающим названием LOL.
- Винрарнейший квест The Longest Journey. Да-да, это тоже киберпанк, чёрт побери.
- Dystopia — мод (я бы сказал немного перосший до полноценной ММО-ФПС) на движке Второй халвы. Игра состоит из человекоподобных роботов, панков, корпораций, хакеров, вундервуфель и анархии чуть менее чем полностью. Слабораспространена в этой стране из за высокого порога входа.
- Anarchy Online — олдскул MMORPG от небезызвестной Funcom. Корпорации, организации, нанотехнологии, импланты, апдейты и взломы терминалов в наличии. Можно играть нахаляву, но как лох — без аддонов. С другой стороны, древний движок и, соответственно, графика не отпугивают только самых стойких киберпанкфилов. Однако же есть надежда, что в 2010 году Funcom таки доделает обещанное новое, годное двигло и будет нам благодать.
Спорно:
- Bioshock — атмосфера биопанка наличествует, геймплей доставляет, хотя до Деуса, конечно, далеко[4]
- Fallout — есть мнения, что ноги и стилистика растут оттуда же, откуда и у киберпанка (w:1980-е и «w:холодная война»). Тем не менее, Фол — типичный пример ретрофутуризма, и к киберпанку — ну ты понел.
- I Have No Mouth and I Must Scream — жуткий квест по одноименному рассказу Харлана Эллисона (лжеца, тролля и девственника - добровольно сделал себе вазектомию, заставившего срать кирпичами не одно поколение детишек, решивших почитать его рассказы на ночь). Суть такова: американский суперкомпьютер с ИИ в недалеком будущем в результате небольшой глобальной войны выпилил своих русского и китайского собратьев, а заодно и все человечество, оставив лишь шестерых. По ходу игры необходимо каждым из персонажей пройти испытание компьютера и, в итоге, попытаться его выпилить. Игра примечательна огромными просторами для СПГС, наличием атмосферывсеобщего пиздеца и безысходности.
- Neocron — единственная ММОFPS-RPG, выпущенная немцами о киберпанке, пустошах, хакерах и корпорациях. Действие происходит в XXVII веке, бэк игры весьма логичен (не избежать нам Третьей Мировой). Вышла в 2003 году, но из-за содержания огромного количества ругани, голых тёлок, крови и другого насилия была очень плохо разрекламирована. Последняя версия — 2.2, русскоязычное сообщество активно размножается тут. Компания-издатель сейчас занимается другим проектом, космическим. А Неокрон был любезно предоставлен в бесплатное пользование, что символизирует (инфа 100 %)[5]. Игра является киберпанк-капчей самой себе, недостаток публики компенсируется уровнем общения.
[править] Фильмы
О, эти фильмы!!!
Голливуду также пришло время экранизировать и переэкранизировать ВНЕЗАПНО наметившуюся модную тенденцию. Был снят «Джонни-мнемоник», утративший в переделке всю лютость и вин[6], снят «Отель „Новая Роза“», впрочем, многим не нравится, как и книга.
Также был снят фильм всех времён и народов «Хакеры», над ним потешались даже script kiddies. Трудно, очень трудно представить себе фильм, который был бы настолько хорош в своём фэйле. «План 9 из внешнего космоса» лулзен жуткой манерой съемки, а здесь вроде бы всё на месте. Всё, кроме сюжета. Его невозможно описать словами. Пиздец вырвиглазен настолько, что иногда даже становится стыдно, что смотришь такое.
«Матрица» — киберпоп. Само слово «Матрица» спижено у Гибсона, который в свою очередь вдохновлялся рассовым британским сериалом «Доктор Кто». Все остальное спизжено из винрарной анимы Ghost in the Shell (но, видимо, у Двачовски даже пиздить не получается нормально). Некоторыми принимается за эталон, что лишний раз показывает — КИБЕРПАНК МЁРТВ, БЛЯДЬ!!1 Просто для некоторых всё мрачное про будущее с компьютерами — это киберпанк. А зря.
Кроме того:
- «Бегущий по лезвию бритвы» — игра, оказавшаяся лютым вином, но сейчас забытая и экранизация романа Филипа Дика «Снятся ли андроидам электрические овцы», вышедшая на экраны в 1982 году. В большинстве картин Ридли Скотта изобразительная часть довлеет над сюжетом, и «Blade Runner» не исключение. В сравнении с романом фильм несколько менее глубок и масштабен. Но тут надо отметить, что полностью передать атмосферу веществ Дика вряд ли может какое-либо изобразительное искусство. Хотя в эстетическо-атмосферном плане и сейчас мало что может с ним тягаться. Фильм и роман своеобразно дополняют друг друга, но в то же время являются эпичными и по отдельности. Фильм несколько упрощен (относительно масштабов книги), отчасти из-за того, что Ридли Скотту не понравилась закрученность сюжета[7], но в то же время фильм выезжает на визуальной составляющей (помимо значения в истории развития кино, фильм также смотрится на ура и сегодня, особенно отреставрированная Final Cut версия.
— "I design your eyes" |
- Natural City (2003) — запиленый южными корейцами не менее винрарный ремейк «Бегущего». В переводе надмозгов — «Город Будущего». Присутствует спасающий свою кибер-любовь правильный полицейский, его неправильный начальник, и чуть более, чем дохуя пизженых идей из «Матрицы» и GITSа. Кино, тем не менее, сделано достаточно красиво и атмосферно. Из персонажей особо следует отменить наифапабельнешую Cyon.
- «Нирвана» (1997)
ЕСТЬ МЕСТО ГДЕ НЕТ ЗЕМЛИ НЕТ ВОДЫ НЕТ ОГНЯ НЕТ ВОЗДУХА ГДЕ НЕТ ЧАСТИ ПРОСТРАНСТВА НЕТ ЭТОГО МИРА И НИКАКИХ ДРУГИХ НЕТ СОЛНЦА НЕТ ЛУНЫ КУДА ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ПОПАСТЬ ОТКУДА НЕ МОЖЕШЬ БЕЖАТЬ И НЕ МОЖЕШЬ ОСТАТЬСЯ ГДЕ ТЫ НЕ УМИРАЕШЬ И НЕ РОЖДАЕШЬСЯ ОНО НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ И НЕ ДВИЖЕТСЯ У НЕГО НЕТ ОСНОВАНИЯ ЭТО НИРВАНА ЭТО ПРОСТО КОНЕЦ БОЛИ |
— Джими Дини – создатель Нирваны[8] |
- «13-й этаж». Формально может быть определено как промежуточное между Нирваной и Матрицей, если бы сей фильм не был снят ненамного позже первого и несколько раньше второго. Видимо, в это время идеи таки витали в воздухе. Кто сказал «мёртв», блджад?
- «Газонокосильщик» — герой фильма по имени Джоб сирота, воспитываемый пастором. Из-за промывок моска вырос дурковатым аутистом, над которым все смеялись. Был найден неким Доктором Анджело, для проведения экспериментов по развитию людей. В конце концов превзойдя своим умом оного докора, нажрался ужасной дозой умоповышающих веществ, окончательно перебрался жить в виртуальную реальность. Считается что в этом фильме впервые показана сцена секса в виртуальности, которая, несмотря на всю свою примитивность изображения по сегодняшним меркам (а может именно поэтому) невозбранно доставляет. В финале фильма сей засранец по телефону проникает в каждый дом[9]. Данный фильм имеет продолжение «Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства».
- Справедливости ради нельзя не сказать, что хотя первые три четверти «Газонокосильщика» не являются ни кибербанком, ни вообще фантастикой, а стандартной голливудской историей про деревенского Петю-дауна, зато остаток картины являет собой эталон настолько халтурной кибер-Хуиты и бредятины на неведомую аффторам тему (всё это на фоне спецэффектов из кубегов), что, несмотря на бесспорные достоинства «Хакеров», «Газонокосильщик», пожалуй, поэпохальнее будет. Установил планку, так сказать. Особо лулзен финальный усос главного героя в виртуальный мир со всеми потрохами. Видимо, через COM-порт.
- «Ghost in the Shell» — единственный истинный (читай, по Гибсону) киберпанк на пленке, с киборгами, имлантантами, киберпространством, хакерами, СПГС, AI и low аж пиздец life, даром что онимэ.
- Blame! — апофигоз суровой киберпанковской реальности: тек аж пиздец как хай, лайф аж пиздец как лов. Среди чмыримых сверхвиндовым фаерволом остатков юзверей, киберЪагент линукса ищет юзверя, совместимого с сетевым интерфейсом. Наф сейд. Трушности добавляет интересная особенность просмотра — без курения мангового мануала нихера не понятно.
- «Авалон» — фильм режиссера Мамору Осии (смотри опять же GitS), снятый в Польше с польскими актерами. Фамилию и имя актрисы, сыгравшей главную роль, можно использовать как страшное ругательство (Малгожата Форемняк). Рассказывает про задротов, единственный смысл жизни которых — пройти все уровни единственной оставшейся ММОРПГ и дойти до самого сложного уровня, т. н. «Special A», при виде которого, по идее, зритель должен выдать штабель кирпичей и судорожно начать поиски глубинного смысла. В игре наличествуют некоторые элементы современных ММОРПГ, такие как партии и возможность заработка, однако нет уже сейчас всех заебавшего фэнтези-сеттинга (СВД, РПГ-7 и «Челябинский колхозник» какбэ намекают, что эльфиек и файерболлы вы тут не найдете), да и погибать в игре лучше не стоит, можно на всю жизнь остаться овощем.
- «Экзистенция». Реально панк, но понять какой именно нифига невозможно, потому что настоящий. Хоть идея «как отличить сон от реальности» и схожа с Матрицей, но фильм создавался без влияния оной.
- «Repo! The Genetic Opera» — откровенное современное «искусство» в особо извращенной форме.
- «Tetsuo» aka «Железный человек» — история про нерда, изнутри которого постепенно прорастают трубки, дрели, провода, отбойные молотки и прочие hi- и low-tech штуки.
Аж две части.[10] - «Serial Experiments Lain» — винрарное аниме в жанре киберпанк с тяжелым для восприятия сюжетом.
- «Texhnolyze» — еще одно аниме для небыдла, блэкджек и шлюхи присутстуют. Создали его все те же, душевно больные, что и Lain.
- Ergo Proxy— ещё один китайский порномультик. Некоторые считают апогеем киберпанка, несмотря на то, что от сабжа там лишь полторы восстающих машины, не особо стремящихся убивать. Интернетов нету, заговоров и жопоголизма тоже.[11]
- «Ренессанс» — сверхвинрарный французский технонуар с нетривиальной техникой создания и полным провалом в прокате, как и положено любому творению для небыдла.
- «A Scanner Darkly» («Помутнение») — параноидальная экранизация параноидального параноика Ф.Дика. Highly recommended.
- И ещё Более 9000 аниме (O’RLY?) различных жанров (помягче потвёрже), ибо киберпанк вполне соответствует японскому представлению о красоте и искусстве.
[править] А дальше?
Тот же Гибсон уже в 21-м веке выдал книжку Pattern Recognition («Распознавание образов»), основа сюжета — поиск анонимуса, былинно форсирующего мем. От Ъ-киберпанка отличается тем, что не придумывает каких-то новых интернетов и почти не выходит за рамки реально возможных на момент выхода книги технологий. Но атмосфера на месте, я гарантирую это. Причем через год очень похожий и реально доставляющий мем был воплощен IRL.
К книжке со временем вышло продолжение под названием Spook Country («Страна призраков»), впрочем киберпанком являвшееся чуть больше, чем совсем никак (геокэшинг был автором добавлен для лулзов и к сюжету не относился вообще). Третью тоже обещают, но анонимус уже не надеется.
Опять-таки, вещицы, выпеченные Стерлингом, и свежепошедшие в народ на русском показывают, что идет он той же дорожкой. "Распад" и "Бич небесный" - отличный замес про то, как социальные сети могут спасти мир от большого пиздеца, если выпилить оттуда школоту, а оставить суровых бородатых мужыков, а "Зенитный угол" - совсем даже жизненная история про компьютерщика-патриота с большими тараканами в бошке. Что бы там про труЪ не говорили, но по мнению анонимуса кое-где поканоничней "Схизматрицы" будет.
Кроме того есть такая потрясающе короткая серия из четырех кирпичей Otherland за авторством Тэда Уильямса. Троды, деки и киберспейс в больших количествах обеспечены, как собственно и атмосфера надвигающегося пиздеца.
[править] В этой стране
Мрак и ужас.
Киберпанк здесь начался одновременно с распространением IBM PC и игрушек под неё. Соответственно, чуть более, чем все авторы строили свои сюжеты на внешней романтике киберспейса, перемешанной с сюжетами любимых игрушек.
Анонимус предлагает для т. н. «русского киберпанка» применять термин «фидопанк», ибо оный писался фидошниками, про фидо и во времена фидо. Типичная история: сисадмин, напившись пива, заходит в игрушку и оказывается в киберпространстве, где происходит не(?)иллюзорная драма. Эхи, боны, дискеты и фап на графику «Принца Персии» прилагаются.
Отметились Васильев («Горячий старт»), Лукьяненко («Диптаун») (можешь почитать еще фанфик Т.Матвеевой «Deep Dawn» [1]), Тюрин, двуединые Зоричи — тысячи их, честное слово. Достойную вещь сделали разве что Олди («Мессия очищает диск»), но, как всегда, это не киберпанк. Еще можно отметить Бурцева, написавшего вполне себе достойные пострелушки в антураже киберпанка.
В 00-х годах лучше, естественно, не стало. Некий трэш, угар и содомию доставил Алёхин, но, одновременно с этим, подтянулась школота, писавшая фанфики по лучшему киберпанк-фильму всех времён и народов «Матрице» и, прости г-споди, Лукьяненко. Одно издательство, не будем показывать пальцем, пыталась раскрутить некоего Сашу Чубарьяна, издав самиздатную хуиту в 50000 экземпляров. Конец немного предсказуем.
Впрочем, если перестать кушать как свинья и начать жрать по-человечески, то есть, забить на вторичность, то можно почитать «Охоту на Квака» Кудрявцева и «Патину» Новака. Также некоторым доставляют «Паутина» (интересно отличающаяся от других киберпанк-романов возрастом героя — престарелого профессора-литературоведа) и «2048» Мерси Шелли.
Ну и из совсем последнего можно еще помянуть господина Лукина с его «С нами бот», однако К. О. добавляет, что никаких транснациональных мегакорпораций из мира будущего читатель там не найдет.
Строго говоря, недавно на ниве служению отметился г-н Панов (автор эпичной по длине серии «Тайный Город»), родив «в довесок» серию «Анклавы». Тек хай, лайф лоу, мегакорпорации инклюдед, мистика суппортед, нетбуки есть. Киберпопс, ящщетаю, но, тем не менее, четыре серии вроде как уже имеется.
[править] Мёртв?!?!?
Почему же? Потому что тридцать лет пережёвывания одной и той же темы ни к чему хорошему не приводит. У того же Гибсона в «Континууме Гернсбека» снимали для лулзов ретрофутуристические образы.
Развитие компьютеров в нашем мире пошло соверешенно другим путём и спекулировать на такой старой теме уже совершенно не получается. А для новой темы образования обычно не хватает-с. Для оживления, от киберпанка форкнули несколько деривативов:
- Стимпанк — викторианские времена с паром, как основой общества, но современной логикой. Строго говоря, подвид альтернативно-фантастической истории. Ярчайший представитель — «Difference Engine» от все тех же неразлучных Гибсона и Стерлинга — вообще-то совсем не киберпанк по духу, потому что главгерой — бесстрашный учёный рыцарь на страже порядка.
- Дизельпанк — то же самое, но мир застыл на использовании ДВС, так никогда и не шагнув к реактивным двигателям.
- Либерпанк — либертарианские идеи плюс автор, умеющий использовать веб-два-ноль и гугл. См. Кори Доктороу.
- Подставь-название-науки-панк — то же самое, но мир зациклился на прикладном применении подставь-название (рибофанк и прочая хуита).
Не оживило.
В некотором роде, роль киберпанка как нишевой технократической идеи фантастического допущения заняли сингулярность и эмергенция.
А киберпанк мёртв. Такие дела. Как и панк в целом.
Зато посткиберпанк — живее всех живых.
А разгадка одна…
[править] Альтернативное мнение
В эту статью нужно добавить как можно больше хорошего, свежего киберпанка. Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
По результатам срача в обсуждении было выяснено, что некоторые считают, что жанр ни разу не умер.
А именно — зациклились лишь те, кто люто, бешено фапает на Гибсона и деки-троды-киберспейс. В рамках того же мнения, перечисленные выше деривативы киберпанка есть продукт эволюции киберпанка и являются его же вином.
Впрочем, также есть мнение, что IRL мир и так неуклонно катится к принципу «High tech, low life», так что полный киберпанк может наступить уже при твоей жизни, анонимус. Собственно, по большей части уже наступил. Так что анонимус бы сказал, что киберпанк не мертв, а скорей перешел из разряда научной фантастики к социальной.
Также есть мнение, что киберпанк был страшилками про компьютеры, вроде нынешних страшилок про ГМО. Золотой век его был, когда компьютеры и интернет уже были, но еще не использовались широко, и хомячками восприминались как Неведомая Ебанная Хуйня. Как известно, каждый хомячок боится любой НЕХ, с чего пейсатели получают неиллюзорный профит. Поэтому, когда ОйТи стали частью повседневной жизни, киберпанк угас, потому что всем стало похуй.
[править] Внешние ссылки
Следует, кстати, заметить, что сайты, посвящённые киберпанку, постоянно находятся в стадии хомяк-на-народе, независимо, сделан ли сайт в 98-м году во время, оторванное от Фидо, или в 09-м году неофитов 95-го года рождения. Просто по мере нарабатывания навыков МНУ поциент умнеет и забивает на увлечение. Да, чёрный фон и зелёные буквы обязательны. Потому что так было в «Матрице»! А не из-за какого-то там люминофора на древних дисплеях. Так-то!
Смотреть:
Читать:
- Rule 34 Has NO Exceptions!
- kiberpank.ru — Чуть менее, чем наполовину унылый сайт посвященный киберпанку. Иногда доставлял, но был выпилен. Восстановлен в октябре 2009 другим (O’RLY?) одмином, для извлечения из ньюфагов рекламного профита и лулзов, после чего стал унылым чуть более, чем полностью.[4]
- ДаркЧип: песочница киберпанка
создателем ввиду заполонившего ресурс рака.
- Реальность 413 — Ныне почти заброшенный сайт, посвящённый КДР, Власти закона и 4ому Батальону.
- cpunk.narod.ru — Сайт на narod.ru, посвящённый киберпанку.
- barge.mrtech.ru — Олдушный сайт, на нём, вы таки не поверите, киберпанк жив. Был. В настоящий момент ресурс выпилен навсегда.
- iris.mrtech.ru — SF crew официальный сайт. free wetware support 24/7
- Rusty Network — ну ты понел.
- CyberpunkWorld - русскоязычный сайт про киберпанк.
- www.mirf.ru/Articles/print197.html — Осмысленное описание сути киберпанка.
Играть:
- System Shock
- System Shock 2
- Syndicate
- Arcanum: Of Steamworks & Magick Obscura — Яркий пример стимпанка.
- [5] — Кибер-панк из города Минска — группа Железный Феликс. zel-fel.info
[править] Примечания
- ↑ Является по сути (спойлер: спизженным вплоть до мелочей сюжетом "Графа Монте-Кристо", перенесенным в далекое будущее и глобализированным до космического масштаба)
- ↑ В котором, строго говоря, от именно диковских андроидов с их электроовцами осталось примерно столько же, сколько в «Сталкере» от «Пикника на обочине», то есть пара имен и названий.
- ↑ Анонсирован фильм-продолжение.
- ↑ Деус тут ни при чем — Биошок делался половиной разработчиков System Shock 2, и если бы ЕА не жлобилась на франшизе (которую таки зажала и выпустила убогий Dead Space), Irrational (ныне 2K Boston) выдали бы третью порцию пирога с начинкой из Шодан.
- ↑ Игра абсолютно бесплатна, просто регистрация проходит по старой системе через платёжную систему. Регистрация является по сути крещением, пройдя которое, вполне можно наслаждаться игрой.
- ↑ От новой концовки, мол, люди, включайте свои видеомагнитофоны, мы передадим все тайны корпорации и вакцину, всех не передушишь, разом нас багато, читавший рассказ охуевает долго.
- ↑ Точную цитату можешь сам поискать, но он сказал что-то вроде того, что уже на 25 странице введено слишком много сюжетных линий и в фильме такое смотреться будет уныло (в итоге Скотт как всегда оказался прав).
- ↑ Да-да, это именно оно: иногда суть майндфака закамуфлирована ... а иногда ее и вообще нет, что само по себе тоже майндфак
- ↑ Офисная АТС LG LDK при выполнении reset звонит всеми своими системными телефонами LDP. Так что ОН — уже вернулся. Анонимус, тебе ещё не страшно?
- ↑ Не стоит приплетать сюда вторую часть, она не нужна. Первая часть - самодостаточное явление, оказавшее неоценимое воздействие на индастриал-культуру и нойз-музыку.
- ↑ Отсутствуют только интернеты. Заговоры и жопоголизм с "концом света" в эпилоге - на месте.
[править] См. также
- Хакер
- Матрица
- Стимпанк
- Лейн Ивакура — богиня киберпанка.
- Манифест киберпанка