Детектив
Материал из Lurkmore
НЯ! Эта статья полна любви и обожания. Возможно, стоит добавить ещё больше? |
Детективный роман (детектив, дюдик, алсо дефектив и даже дефлектив) — литературный жанр, описывающий раскрытие преступления (упор делается не на само убийство, а на его разгадку). Позднее мутировал в «чёрный детектив», «женский детектив» и др.
Note: боевики про братву, ментов, и разборки авторитетов к детективам не относятся и называются «криминальный роман».
Содержание |
[править] Принципы построения
В эту статью нужно добавить как можно больше классических штампов с последующим разоблачением. Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
[править] Правила и заповеди
- Копипаста:Десять заповедей детективного романа
- Копипаста:Двадцать правил для писания детективных романов
[править] Начало
В чуть более, чем во всех детективах используются шаблоны: преступление — убийство и три ступени: завязка, следствие и таки PROFIT! раскрытие убийцы. Начинается сабж либо с описания убийства, без описания самого убийцы, либо с обращения клиента к детективу, описывается суть загадки и иногда выдаётся мзда авансом (обычно обращение происходит сразу же после описания убийства, если оно в наличии, else идёт сразу второе). Вкратце именно так.
[править] Основа
Самая основа, много букав и собирания фактов. Конан Дойль часто опускал эту часть, давая её в урезаном виде, лишь иногда давал Холмсу подоставать Уотсона своими рассуждениями. У остальных 95 % авторов это самая мякотка. Допрос свидетелей, стычки с полицаями. Описывается жизнь ГГ, его работа. И так до роковой развязки.
[править] Разоблачение
Чаще всего происходит по одному и тому же шаблону. Все подозреваемые собираются в замкнутом пространстве, троллятся ГГ, и раскрытие убийцы (убийц). Тащемта, детектив тем и хорош, что можно открыть книгу за 10 страниц до последней страницы и прочесть в чём суть. Сыщик рассказывает последовательно и безошибочно как произошло преступление, по своему усмотрению указывает на убийцу до или после доказательств. Убийца чаще всего раскрывается именно после этих доказательств, которые чуть чаще, чем всегда кроме как словесно ничем не подтверждаются. Иногда бывает много крови и трупов, да… как-то так.
[править] Схема вкратце
Опуская подробности, классический детективный роман обыкновенно строится по следующему шаблону:
- В месте X города Y произошло убийство. По счастливой случайности ГГ (он же детектив) оказывается недалеко от места происшествия (как вариант — узнает о происшествии от третьего лица). В силу жанра, ГГ считает своим долгом взяться за это дело. Как вариант — по долгу службы ГГ-полицейский сталкивается с происшествием — сабжем книги.
- Собственно, расследование. ГГ опрашивает свидетелей и подозреваемых, которые обязательно должны были присутствовать при убийстве. Каждое действующее лицо должно быть снабжено прошлым и ОБВМ в различных пропорциях.
- Опрос свидетелей продолжается.
- ВНЕЗАПНО, один из свидетелей срывает покровы над, казалось бы, не слишком значительным фактом, из которого потихоньку складывается решение задачи.
- По желанию автора происходит описание жизни и работы самого ГГ. Многа букаф, обычно не интересно. Впрочем, все зависит от профессионализма автора.
- ГГ обмозговывает все услышанное. Приблизительная картинка происшествия строится.
- ГГ, опять же, ВНЕЗАПНО обнаруживает нечто, что непременно является последним кусочком в паззле (читатель, обычно, недоумевает).
- ГГ собирает всех действующих лиц в одном месте и пафосно расставляет точки. Преступник найден. На вкус добавляется погоня, перестрелка и т. д. (нужное подчеркнуть/дополнить).
- Добро победило. / Преступник убивает ГГ и себя (опционально).
[править] ТТХ убийцы
« |
Убийца — дворецкий! | » |
— Анонимус |
Убийца всегда появляется в самом начале романа кагбэ невзначай, случайно. Потом долгое отсутствие, ну и, понятное дело, в конце романа, причём тоже случайно, где детектив его разоблачит. В большинстве детективов убийца упоминается только в первой и последней главе.
Убивца оказывается тот, у кого было на первый взгляд стопроцентное алиби (напр. в каждой серии Коломбо). Только в конце мы узнаем, что якобы железное алиби было инсценировкой.
Если подозреваемых несколько (классическая завязка у Агаты Кристи), то убийцей оказывается тот, против кого была самая слабая доказательная база и улики среди всех подозреваемых. И наоборот, человек, против которого были железные доказательства, оказывается жертвой обстоятельств, или подставы настоящего убийцы.
Убийца почти никогда не ведет себя вызывающе, может помогать герою вести следствие, или, находясь в кругу доверительных лиц, у следователя узнавать, как тот планирует поймать убийцу, и даже сам придумывает коварный план по захвату самого себя (Естественно ГГ ожидает фейл).
По ходу дела читателю (Зрителю) могут дать ложную догадку кто убийца, дабы ввести в заблуждение. К примеру, больше подозрителен мрачный одноглазый гробовщик, который живет отшельником неподалеку от дома убитого, ни с кем не разговаривает и накануне убийства пригрозил проклятьем жертве. Пока все усилия будут потрачены на улики против сумашедшего старика, настоящий убийца (дворецкий) вне подозрений и ради лулзов может убить еще кого-нибудь.
Особенное веселье получается, когда круг подозреваемых невероятно широк, а убийц двое или выше. А вообще, у той же Агаты Кристи так и построен детектив: Много людей которые могут совершить убийство, каждый из них более или менее нормальным способом, после того как в рассказе каждого представят в плохом, подозрительном свете, Пуаро называет убийцу и рассказывает вообще ужасный способ убийства.
Вообще, детектив крайне консервативный жанр. От этого пострадала в своё время даже сама Агата Кристи. В романе «Убийство Роджера Экройда» с Эркюлем Пуаро, убийцей внезапно оказывается…(спойлер: рассказчик. Тот самый, от лица которого ведётся повествование.) То есть Агата нарушила «10 заповедей детективного романа», которые сама и придумала. Понятное дело, на нее сразу обрушился шквал критики, и даже хотели исключить из Детективного клуба. Поток критики и писем возмущённых читателей был настолько велик, что больше королева детектива на такие эксперименты не решалась. Но талант гения, как известно, признается обществом спустя какое-то время. Так и получилось. Впоследствии, роман, изобилующий порой гениальными сюжетными поворотами и диалогами, был признан одним из величайших детективов, и классикой жанра. По роману была написана пьеса и снято несколько фильмов, среди которых следует отметить весьма доставляющую русскую 5-серийную версию («Неудача Пуаро», Реж. С. Урсуляк, в гл. ролях: С. Маковецкий, К. Райкин).
[править] Главное
Как любой массовый жанр, детектив подчиняется закону Старджона. 95%, а то и 99 % детективов — это хлам, трэш, макулатура, дешёвка, палп-фикшн и лютая графомань, написанная левой ногой, толстой кишкой и литературными неграми, чтобы автор смог заработать на кусок хлебушка с маслицем. Но поскольку пипл хавает…
[править] Мастера
В хронологическом порядке
Эдгар По (1809—1849). По праву считается отцом-основателем детективного романа. Он впервые сформулировал основные принципы, по которым строится любой детектив. Сыщик Дюпен, конечно, не отличался глубоко прописанным характером, а его безымянный рассказчик — вообще каким-либо характером, но это неважно.
Уильям Уилки Коллинз (1824—1889).
Знаменитый «Лунный камень» (1868), его отличает психологическая точность, сочетание логического, типично «детективного», мышления с романтическими мотивами; повествование попеременно ведётся от лица разных персонажей. Алсо, используются Вещества.
Артур Конан Дойл (1859—1930). Развил сюжетную схему Эдгара По. Наделил своего детектива, Шерлока Холмса, эксцентричным характером, где подчас встречались взаимоисключающие параграфы. Также считается одним из основателей жанра, поскольку популяризовал его у масс (дошло дело до того, что его романы не о Холмсе перестали интересовать публику).
Гилберт Кит Честертон (1874—1936). Английский писатель. Главный герой детективных рассказов — пузатый священник с зонтиком отец Браун — резко контрастировал с фабулой мрачноватых произведений, основной упор в которых делался на умение преступника слиться с толпой, его «невидимость» для обывателя — свидетеля преступления. Как бы и метод священника выставлялся этаким психологически инновационным: Отец Браун ставил себя на место преступника не просто, «как обычно», а вовсе понижал интеллект (или повышал!!!) до уровня преступника, обуревался его страстями… Сей метод отец Браун подчерпнул у папы римского Льва Толстого Второго.
Романы Стаута отличаются тщательно прописанными персонажами и хорошим, годным сюжетом (убийца всегда обнаруживается ВНЕЗАПНО в самом конце книги и, почему-то хочет уебать Ниро Вульфа по ебалу за то, что тот раскрыл его коварный замысел и сорвал покровы).
Эрл Стэнли Гарднер (1889—1970). Автор оригинален. Среди остальных выгодно выделяется оригинальными развязками, в которых убийца (а в сих детективах только убийцы) раскрывается не в уютненьких гостиных, а в зале суда. Существует несколько героев в разных книжках (ни разу не пересекающихся), в большинстве своём это Непобеждаемый «Адвокат дьявола» Перри Мейсон со своей секретуткой Деллой Стрит. Автор особо выделяет длинноногость и адекватность Мейсона. Так как в деле есть адвокат, а суть раскрывается в суде, очевидно и существование прокурора, которым является Гамильтон Бергер — жирная неадекватная орущая личность. Алсо, Гарднер изобрёл прокурора Дуга Селби и его друга, шерифа. Существует ещё парочка героев, например, Терри Клейн, Эд Дженкинс, Лестер Лейт и другие.
Агата Кристи (1890—1976). Богиня ведь! По сути, Агата Кристи и детектив — суть синонимы. Именно она довела мастерство написания детектива до совершенства, а именно взяла все лучшее, и убрала все худшее от авторов прошлых лет. По ее инициативе были сформированы т. н. «10 заповедей детективного романа», которых придерживались все последующие мастера. Редкий случай, когда женщина пишет детективы. Создала аж двух меметичных детективов: Эркюля Пуаро и мисс Марпл. Пожалуй, про них нужно рассказать поподробнее.
- Эркюль Пуаро («Hercules» — франц. «Геркулес», то есть «Геракл») — низенький опрятный бельгиец-беженец, с маленькими ухоженными усиками и изысканным кулинарным вкусом. Бывший полицейский, однако, давно ушел на пенсию. Но, как известно, полицейские бывшими не бывают, поэтому он время от времени помогает раскрывать преступления. Просто чтобы потренировать свои «маленькие серые клеточки».
- При создании Агата Кристи опиралась на образ Шерлока Холмса, но, в конце концов, сделала своего героя полной противоположностью ему. Холмс высокий и худой, а Пуаро невысокий и… кгм, не лишен полноты. Холмс по натуре ищейка и может часами выслеживать преступника, Пуаро же предоставляет эту работу полицейским, а сам интересуется психологией. «Доктору Ватсону» тоже нашлось место — под именем капитана Гастингса.
- Большинство людей знает Эркюля Пуаро в исполнении актера Дэвида Суше, так как с ним были сняты экранизации практически всех романов с Пуаро. Хвалебная аннотация к сериалу говорит нам следующее:
Образ знаменитого литературного героя с невероятными усами и неповторимой походкой великолепно воплощен на экране английским актером Дэвидом Суше. Для воплощения образа великого сыщика актер проделал колоссальную работу: изучил историю Бельгии, чтобы понять, в какой среде воспитывался и рос его герой, прочел все романы и рассказы, ознакомился со всеми экранизациями, собрал не менее 24 описаний знаменитых усов Пуаро, чтобы найти единственно верный абрис, выработал особую походку и составил список из 93 пунктов, с которым всегда сверялся на съемках, чтобы не допустить оплошность. И эта основательность была оценена по достоинству: сериал "Пуаро" признан лучшей экранизацией романов Агаты Кристи! |
- И таки это правда.
- Мисс Марпл — пенсионЭрка крайне пожилого возраста, при этом «мисс», то есть, не замужем, а значит старая дева — на этом и построен образ. Как известно, старые девы страшные любительницы попиздеть и посплетничать. В отличие от Пуаро, большинство дел мисс Марпл раскрывает не благодаря детективному методу, а благодаря тому, что что-то где-то подслушала или услышала. Детект негодуе. Несмотря на старость сохраняет остроту ума и сотрудничает с полицией.
- Считается, что именно от мисс Марпл пошли все эти «любительницы частного сыска» (смотри ниже)
Рэймонд Чандлер (1884—1959). Верный продолжатель дела Хэммета в приближении детективного жанра к реальной жизни (см. ниже). Создатель циничного, но честнейшего сыщика Филипа Марлоу, бывшего прокурорского работника, который непрерывно хохмит, острит, сотрудничает с полицией, посылает полицию, между делом кого-то соблазняет, ну, и собственно, расследует. Произведений у Чандлера немного, всего восемь, но написаны они до того хорошо, что их изучают в американских университетах, и ставятся студентам в пример, как образец изящной словесности. А ещё отличаются огромным количеством действующих лиц, невероятной запутанностью сюжета, множеством трупов, так что даже при внимательном чтении сложно понять, кто кого и зачем, но не в этом дело. Некоторые романы экранизированы, самый известный фильм «Глубокий сон» с Богартом — шедевр нуара.
Джеймс М. Кейн (1892—1976). Считается третьим, после Хэммета и Чандлера, классиком «крутого детектива», но от обоих своих собратьев сильно отличается. Те писали о сыщиках — о жёстких мужиках, которые сломают кого хочешь о колено. Кейн же писал о лузерах и слабаках, которые поддаются бабьим чарам и совершают убийства, за что потом приходится платить. Главные книги как раз о таких слабаках: «Почтальон всегда звонит дважды» и «Двойная страховка», обе экранизированы, оба фильма — шедевры нуара. В Рашке Кейн не слишком известен, а зря — книжки у него увлекательные и небольшие.
Дэшил Хэммет (1894—1961). Основатель нового поджанра — «крутой детектив» (hard boiled). Главное отличие от классического «интеллектуального» детектива в том, что главный герой был не изысканным джентльменом и невероятным гением (как Дюпен или Холмс), а простым работягой сыскного дела, который больше полагается не на ум, а на крестьянскую смекалку, кулаки и револьвер. Хэммет вернул преступления из графских замков туда, где они, в основном, и случаются: во всякие подворотни и притоны. А то эти ваши классические детективы совсем отошли от жизни: «ах, этот негодяй мог рассказать тайну моего рождения, я не графиня Кентская, а дочь садовника, поэтому я его и убила сосулькой, чтобы не оставлять следов». У Хэммета преступления совершаются подвернувшимся предметом, без особых церемоний, и причина весома: деньги, месть, etc. Он показывал реальную жизнь с коррумпированной полицией, циничными политиканами и китайскими проститутками. Хэммет прослужил пятнадцать лет в агентстве Пинкертона и знал всю кухню изнутри. Написал всего пять романов и цикл рассказов, но все они стали классикой. Особенно известен роман «Мальтийский сокол», в первую очередь благодаря экранизации, после которой Хамфри Богарт, сыгравший сыщика Сэма Спейда, стал суперзвездой и поп-идолом. Спейд действует только в одной книге, а вот постоянным персонажем Хэммета был не имеющий никакого имени «оперативник» из Континентального детективного агенства. Это брутальный и суровый тип, которого не интересуют бабы, деньги, слава, его интересует только вопрос, как быстрее схватить преступника за зад и как при этом не посрамить честь родной конторы.
Жорж Сименон (1903—1989). Бельгиец в Париже, репортер, гуляка, любитель пожить на яхте. Писал очень быстро, но качественно. Главный герой многих его произведений — комиссар Мегрэ, отличительными чертами которого являются медлительность, медвежья галантность с дамами, верность жене и привычкам, среди которых пристрастие к курению трубки, готовность пропустить кружечку пива или чего-нибудь по обстановке и съесть бутерброд из закусочной «У Дофина». Комиссар лично знаком со многими криминальными элементами, иногда выручает их, иногда они выручают его. Несмотря на то, что в книгах мало перестрелок и прочего развеселья, читаются они легко, в основном потому, что Мегрэ человечен, справедлив, его любят подчиненные и уважают преступники. Ну, и, по ходу действия, часто начинаешь сочувствовать преступнику больше, чем жертве, потому что метод расследования комиссара основан на том, чтобы поставить себя на место злодея или жертвы, и зачастую жертву бы по всем общечеловеческим законам вообще четвертовать надо, а совершивший противоправное действие был в безвыходной ситуации.
Джеймс Хедли Чейз (1906—1985). Англичанин, живший в Швейцарии, но писавший исключительно об Америке, хотя сам там никогда не бывал. Когда во время перестройки в эту страну хлынул поток зарубежной литературы, мутная волна вынесла незамысловатые историйки Чейза в топы продаж. Сейчас его забыли, что вполне справедливо, ибо бо́льшая часть его «творчества» — макулатура. Стоит внимания только самый первый роман «Нет орхидей для мисс Блэндиш» — умелое подражание Дешилу Хэммету и Реймонду Чандлеру.
Эд Макбейн (1926—2005). Под настоящим именем Ивен Хантер писал серьёзную прозу и сценарий фильма Хичкока «Птицы». А детективы выпускал под десятком разных псевдонимов, до конца жизни трудясь, как настоящий фабричный конвейер. Именем Эд Макбейн подписаны детективы о 87-ом полицейском участке, расположенном в некоем вымышленном городе, который подозрительно похож на Новый Йорк. Город не имеет названия; некоторые невнимательные читатели считают, что он называется Айсола, но так называется только тот район, где находится 87-ой участок. В сериале примерно пятьдесят романов. Главные герои: макаронник Стив Карелла, его жена — глухонемая красотка Тедди, нигер Артур Браун, ЕРЖ Мейер Мейер и многие другие. Всё читать не стоит, для ознакомления сойдёт первый роман «Ненавистник полицейских» или роман «Будни», где появляются чуть ли не все герои сериала.
Григорий Шалвович Чхартишвили (Борис Акунин). Один из немногих русских детективщиков, темпы скатывания в УГ которого не превышают разумных пределов. Начинал переводами с японского (да и поныне промышляет левой халтуркой), но прославиться смог в первую очередь рядом детективных историй про Эраста Петровича Фандорина. В лихие девяностые выпизженный из всех издательств со своей «дореволюционной» романтикой а-ля Конан Дойл, в начале нулевых смог очень некисло подняться на этом бренде. Собственно, это единственное, что выделяло его поначалу, а с появлением сотен клонов (там даже Бушков отметиться успел), всё стало совсем уныло. В последнее время писать стал реже, и всё чаще привлекает к работе литературных негров, о чём свидетельствуют его последние книги. В то время, пока был ещё хоть каким-то вином, частенько тасовал жанры и прибегал к разным уловкам, чтобы читатель не скучал. Там и были и откровенный плагиат («Коронация»), и отсылки к классикам («Алмазная колесница»), и фанфики («Нефритовые чётки»), и по мотивам (те же «Нефритовые чётки»), но при этом чаще всего убивцы в его детективах либо вообще были нахуй никому не известны («Смерть Ахиллеса», «Декоратор»), либо же оказывались настолько близкими ГГ персонажами, что читатель немедленно высирал дом из кирпичей («Азазель», «Алмазная колесница», «Коронация» и т. д.). Кроме того, Че любил периодически подурачиться, выпуская внежанровые высеры типа «Фантастики» или «Шпионского детектива»).
[править] Подвиды
[править] Классический (интеллектуальный) детектив
Эдгар Аллан По, Артур Конан Дойль, Агата Кристи, отчасти Г. К. Честертон, а плюс к ним многие другие, уже канувшие в бездну забвения, а в этой стране иногда вовсе неизвестные (кто знает таких писателей, как С. С. Ван Дайн или Рональд Нокс?). Собственно, детектив в дистилированном виде без психологической, социальной и прочей нагрузки. Что-то вроде кроссворда.
[править] «Крутой детектив» и нуар
В тридцатых годах XX века стало понятно, что времена изменились и прежние законопослушные сыщики не годятся для ловли «современных» преступников, вооруженных самым прогрессивным оружием. Поэтому появились «крутые детективы». На страницах резко возросло количество перестрелок, погонь и трупов, а сами сыщики стали применять кулаки, и даже пистолеты, чтобы докопаться до истины, перейдя таким образом из категории «положительный персонаж» в компанию антигероев. Жанр преимущественно американский. Преуспели в нем Дэшил Хэмметт и Раймонд Чандлер. Про них — см. выше.
Когда принципы Хэммета и Чандлера перешли в кино, появился жанр (или стиль, или направление, эксперты до сих пор спорят) под названием нуар. Суть такова. Главный герой — частный сыщик, или агент страховой компании, или коп, или просто хороший парень, ветеран Второй мировой войны. Он живёт в мегаполисе, который кишит блекджеком и шлюхами наркоманами, проститутками, мафиози и уличными бандами. У героя убивают жену, любовницу, соседа, бабушку, собаку или %username%. Он в одиночку сражается со всеми преступностями города, при этом находится в мрачной депресухе, безысходности и полном пиздеце. Причиной депресухи и пиздеца также может являться тот факт, что герой в процессе случайно или под влиянием роковой красавицы сам совершил преступление и параллельно с поиском преступников вынужден прикрывать собственную жопу (и жопу красавицы, если требуется). После того, как герой перестрелял дюжину бандюганов, он с мрачным видом выдаёт нам философские высказывания о сраной жизни и вообще. Вечная ночь и вечно идущий дождь обязательны. Сама же детективная составляющая практически всегда на минимуме. Первым таким фильмом стал уже упоминавшийся «Мальтийский сокол», а потом они повалили сотнями и тысячами.
Классический нуар закончился в конце 50-х, но дело его живёт. Появились нео-нуар, сай-фай-нуар, вестерн-нуар, пародийный нуар. Нуары стали снимать в Японии, Франции и других слаборазвитых странах. Тысячи и миллионы их!
Нуар перетёк и в комиксы, и в видеоигры. В комиксах квинтэссенцией данного жанра является «Город Грехов» Фрэнка Миллера, экранизированный Родригесом. Из индустрии видеоигр наиболее характерными представителями жанра являются Max Payne и Diskworld Noir.
А вообще о нуаре надо писать отдельную статью, ибо тема вылезает за рамки детектива.
[править] Женский детектив
Отдельное направление детектива, возникшее, как полагают эксперты, от мисс Марпл Агаты Кристи, и впервые использованное в чистом виде Иоанной Хмелевской. Чуть менее чем всегда книги, где действует детектив-женщина, представляют собой полную хуиту и макулатуру, поскольку персонаж неизбежно становится Мэри Сью, а сюжет хромает на все четыре ноги.
В России жанр успешно представлен сотнями книг авторов типа Донцовой, Шиловой, Марининой, Анны и Сергея Литвиновых, Устиновой и прочих и прочих…
[править] Фентези- и НФ-детективы
Собственно отличаются сеттингом, но суть остаётся той же. Из плюсов — то, что рамки законов жанра расширяются и теперь под подозрения могут подпадать неодушевленные предметы (роботы, големы, элементали); улики могут быть не только отпечатками пальцев и кровью, но и всякими магическими аурами и возмущениями пространственно-временного континуума; мотивы — какие-то чуждые нашей расе; способы бегства с места преступления и скрытия следов — более изощренными, и т. д… Из минусов — меньшая степень очевидности происходящего: если преступник может телепортироваться с места преступления или выпорхнуть в окно — читатель теряет возможность по прочтении хлопнуть себя по лбу и сказать «конечно же, как я сам не догадался?!!»
Детективные элементы в фантастике — довольно часто используемый элемент интриги, а вот фентезийных сыщиков не так уж и много, но они есть. Из последних можно выделить написанных Гленом Куком детектива Гаррета и Покойника (Да-да, реально, покойника. Логхиры — они такие), которых многие считают пародией на Арчи Гудвина и Ниро Вульфа. Отдельно стоит выделить цикл романов А. Азимова про Элайджа Бейли и робота Дэниела Оливо. Оно, конечно, фантастика, но и детектив чуть более чем наполовину. Так же доставляет цикл небезизвестного Терри Пратчетта про стражу. И да, вархаммер туда же - в трилогии про инквизитора Эйзенхорна тоже можно найти элементы детектива.
[править] Политический детектив
ГГ — обычно какой-либо агент (в этом случае рассказ начинается с получения задания), либо журнализд, либо просто детектив. В этих случаях начало обычно такое же, как и в обычном детективе, только ВНЕЗАПНО оказывается что что-то власти скрывают. Далее следуют различные заговоры и т. д. Книги подобного жанра чаще появляются перед какими-либо выборами, либо другими политическими событиями.
[править] Исторический детектив
Как можно понять, соединение двух жанров: исторического и детективного. То есть, чтобы писать такие книги, нужно хоть немножко потрудиться над чтением источников. В «Имени Розы» Умберто Эко действие разворачивается в итальянском средневековом монастыре, и автор показывает нехилые знания в области медиевистики, теологии и классической филологии, а сюжет крутится вокруг пропавшей рукописи Аристотеля. Алсо, существует ряд произведений о монахе Кадфаэле из бенедиктинского аббатства Шрусбери под авторством боевой британской бабульки Эллис Питерс (она же Эдит Перджтер). Старушка таки недурно знала историю родной страны, на основе чего настрогала чуть более чем 20 побасенок. В этой стране малоизвестен американец Стивен Сейлор с его сыщиком Гордианом, расследующим преступления в Древнем Риме I века до н. э. Из наших: Акунин с Эрастом Фандориным и Леонид Юзефович с Иваном Путилиным.
Как вариант: действие происходит в наши дни, но каким-либо образом связано с историческими тайнами. Лучший пример: опять же, Умберто Эко с романом «Маятник Фуко», где тамплиеры, розенкрейцеры и жидомасоны плетут свой хитрый План с древности до наших дней (хотя всё намного сложнее). А ещё Артуро Перес-Реверте («Фламандская доска», «Клуб Дюма, или Тень Ришелье») и этот сраный Дэн Браун, который пришёл и всё опошлил.
[править] Детский детектив
Как видно из названия, про и для детей. ГГ часто либо альфа-самец, либо неудачник по жизни, который мечтает стать супер-героем или супер-злодеем. Случайным образом ГГ попадает в какую-то неприятную историю и, естественно, вместо того, чтобы, как в реальной жизни, бежать к маме без оглядки, пытается распутать нити говна и выйти из переделки героем. Часто ГГ несколько и они могут быть абсолютно разного характера, но в целом — обычная школота с проблемами прыщей, задротства, неразделенной любви и прочего. Интересно поведение взрослых. В случае дознания, которым занимаются эти детишки, они как один говорят фразу: «Но вы же дети, а воров должны ловить стражи правопорядка», но все равно помогают им в предоставлении какой-либо информации, хотя иногда не помогают. Часто дети сами имеют в знакомых ментов. Удивительно просто невероятное количество немыслимых совпадений, типа «Петю съел крокодил, но в желудке Петя нашел бумажник главного подозреваемого, которого они ни разу в жизни не видели».
Пример таких детективов — серия «Три Сыщика». Хотя на обложке книг в качестве имени автора стояло «Альфред Хичкок и Три Сыщика», на самом деле романы серии в разное время писались разными людьми, что заметно и по стилю. Подробнее — см. статью в английской Википедии. Также можно упомянуть серии «Великолепная пятёрка» и «Пятеро тайноискателей и собака» Энид Блайтон, «Нэнси Дрю» и «Братья Харди» (интересно, что обе писались одними и теми же литературными неграми, но под разными псевдонимами) и др.
В России была популярна серия «Черный котенок» (детский вариант взрослой серии про ментов и бандосов «Чёрная кошка»), которая в начале XXI века успешно загнулась, а так же литературное переложение ералашевских детективов середины 90-ых — «Сыщик с плохим характером», которое на стыке веков умудрились даже экранизировать. Из авторов можно выделить Екатерину Вильмонт (было три серии детективов, в каждом из которой была отсылка к другой серии), Валерия Роньшина (доставлял абсолютно волшебными повестями с кучей какой-то невообразительной хуеты). Из советского наследия весьма доставляет «Очень страшная история» Анатолия Алексина. Алсо с удовольствием читается Анатолий Рыбаков (Кортик, Бронзовая птица, Выстрел) Отдельным пунктом идёт Астрид Линдгрен со своим «суперсыщиком Калле Блумквистом».
[ + ] Детектив имеет отношение к полицейским
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|