System Shock
Материал из Lurkmore.
A long time ago, in a galaxy far, far away… События и явления, описанные в этой статье, были давно и помнит о них, разве что, пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает! |
System Shock - винрарная расово верная условно киберпанковская игра от Looking Glass Studios в двух частях о приключениях некоего Хакера на заброшенной космической станции, чуть менее чем полностью захваченной киборгами, мутантами и пафосными ИИ. Корованы грабить нельзя.
Содержание |
[править] System Shock 1
Вышла в далеком 1994 году под MS-DOS и, внезапно, Мак - сначала на флоппи-дисках, потом на CD с озвучкой и видеороликами. Руководитель проекта - Уоррен Спектор, до того работавший над Ultima Underworld, чуть позже - над первоначальными концептами Thief: The Dark Project, а много позже прославившийся руководством разработки первого Deus Ex и зафейливший, сука, второй.
[править] Сюжет
В 2072 хакер взламывает сеть корпорации TriOptimum, и через полчаса пативэн увозит его на орбиту Сатурна, где некий менеджер среднего звена предлагает ему простой выбор: тюрьма или взлом местного ИИ. После взлома хакеру в голову вживляют кибер-интерфейс и на полгода отправляют спать. Проснувшись, ГГ обнаруживает, что взбесившийся ИИ внезапно превратил чуть менее чем всю команду в киборгов и мутантов, а остальных выпилил за ненадобностью. Все, что остается делать ГГ - бродить по станции, отстреливать встречную мразь, добывать оружие и выполнять замороченные квесты для предотвращения уничтожения человеков.
[править] Что радует
- Запредельно харизматический антагонист - ИИ-тролль с москоразрывающей озвучкой. С ним можно сравнить разве что GLADOS[1][2].
- Страшные, страшные темные коридоры с усиливающимися от палубы к палубе ходячими, летающими и ползающими пиздецами.
- Большой выбор оружия - от годных пушек до никчемных пукалок, плюс лазерная рапира.
- Еще больший выбор гранат, таблеток и примочек вроде роликовых коньков.
- Нескучные, хоть иногда и утомляющие, квесты.
- Настоящий трехмерный мир - не Descent, конечно, но Doom-у такое и не снилось.
- Кибер-пространство же!
- Звук. Амбиент, эффекты, логи и мейлы. Looking Glass Studios, ёпта!
[править] Что огорчает
- Минимальные системные требования к геймеру огорчают школьников. Заставить это старье работать под XP (а теперь - еще и под Вистой) - это раз.[3] Привыкнуть к непереназначаемому пальцевыворачивающему управлению - это два. Английский - это три.[4]
- В сочетании с инопланетянской раскладкой полеты по киберпространству доставляют немалый баттхерт.
- Графика, как ни крути, устарела. Глаза слезятся.
- В том же году вышла еще одна поразившая
умыспинной моск игра, которая отвлекла внимание широкой общественности от голоса S.H.O.D.A.N. ИЧСХ, аудиодневники в этом вашем третьем Думе придумали именно в первой части Шока. Так-то!
[править] System Shock 2
1999 год. Виндовз 98. Уоррен Спектор занят Деусом. У LGS уже есть Dark Engine, оставшийся от двух серий Thief. Из LGS ушла группа товарищей во главе с Кеном Ливайном и организовала w: Irrational Games. Объединив усилия, две конторы выдают следующую серию Шока. На этот раз к старыми знакомым вражинам добавляются черви, обезьяны и прочие Чужие, иногда - с тентаклями.
Геймплей тоже поменялся - появилась самопальная ролевая система, вполне оправданная сюжетом и балансом, сделав SS2 одним из каноничных кроссоверов FPS+RPG. Правда, чтобы разобраться в работе навыков ГГ и их влиянии на стратегию и тактику игры, Обливиона было недостаточно. Чтобы добавить игроку баттхёрта, оружие сделали ломающимся[5], патроны - редко встречающимися, а возможности развития персонажа ограничили.
Отдельно следует отметить атмосферу. Хотя графика была голименькая, даже по стандартам тех времён, было страшно. БЫЛО СТРАШНО. Музыка, звуки, голоса, общее впечатление заставляет даже сейчас даже олдфага, не раз прощедшего игру, вполне себе нервничать.
В сюжет добавили парочку внезапных поворотов, в движок - кооперативное прохождение, и выдали на свет невъебенный по своей мощи хит.
Как назло, мимо опять кто-то пробежал и все испортил. В прокате игра, превысившая все ожидания фанатов, не оправдала надежд издателя. Electronic Arts зажал франшизу себе, а еще через некоторое время LGS распалась, и о продолжении не стало быть и речи.
[править] Сюжет
Через 35 лет после событий первого SS ебнутое человечество так ничему и не научилось. Угроза глобального пиздеца стала близкой как никогда, и лучшие умы человечества изобрели Сверх-cветовой Двигатель в надежде съебнуть по-быстрому с этой вашей Земли. Но на одном двигателе далеко не улетишь, нужен еще и каркас, а где ж его достать в самом богатом мировом государстве? В итоге корабль построила все та же незабвенная TriOptimum, а чтоб она не улетела на нем в ебеня, оставив с носом правительство, к кораблю приставили эскорт в виде Тяжелого Разрушителя "Риккенбакер" и отправили покорять галактику. Результат оказался предсказуемым: хитрая TriOptimum, ностальгирующая по S.H.O.D.A.N., запилила в корабль новый ИИ по имени Xerxes (Ксеркс), чуть менее чем полностью состоящий из дыр в защите кода. К концу полета он окончательно съехал с катушек из-за постоянных взломов и непредсказуемых побочных эффектов сверх-светового перехода. Пока команда сралась со сбрендившим ИИ и между собой, ВНЕЗАПНО пришел сигнал бедствия откуда-то из ебеней под названием Тау Кита за миллион световых лет от Земли.
Главным персонажем является безымянный солдат с "Риккенбакера", которого подвергли процедуре кибернетической имплантации и отправили в криокамеру поправляться, когда опять-таки ВНЕЗАПНО на корабле поднялась тревога. Разумеется, ее, то-бишь криокамеру, строили таджики, и когда солдата размораживали, нечаянно стерли ему всю память. Начинаем мы играть протагонистом с тяжелым похмельем (не шутка вам, экстренный вывод из анабиоза), когда с нами связывается похоже единственный выживший член экипажа и мы пол-игры выполняем ее указания за драгоценные кибер-модули.
[править] Ключевые персонажи
- Безымянный Солдат — наш протагонист, прошедший операцию по внедрению кибер-имплантов и незакончивший процедуру восстановления. За всю игру произносит единственное слово. Этим словом, как ни странно, является "Ня!", что символизирует.
- S.H.O.D.A.N. Куда ж без нее. Всю игру ловит лулзы с игрока, загоняя его в смертельные ситуации и время от времени обзывая насикомым.
- Xerxes (Ксеркс)— свихнувшийся ИИ "Фон-Брауна". Поет псалмы, философствует с игроком и периодически пытается выпилить его из стационарных турелей и ОБЧР, как до этого выпилил почти весь экипаж. [6]
- Др. Дженис Полито (рас. англ. Janis Polito) — железная леди, которая находит очумевшего Солдата сразу после выкидыша из криокамеры и помогает ему выжить. В итоге оказывается спойлером.
- Др. Мари ДеЛакруа — (рас. франц. Marie DeLacroix) изобретательница того самого Сверх-светового Двигателя, а по-совместительству обладательница самой умной головы на корабле, больших сисек, чудовищного акцента и
ТПНебыдло[7]. - Капитан Анатолий Коренчкин (рас. англ. Anatoly Korenichkin) — ни разу не капитан, а вовсе даже очередной менеджер среднего класса из компании TriOptimum, которого назначили следить за сохранением авторских прав на все сделанные в космосе открытия. Сильно поспособствовал развитию части сюжета, предшествующей пробуждению ГГ от анабиоза. Доставляют его аудио-дневники в оригинальной озвучке, в которых он медленно, но с наслаждением превращается в спойлер.
- Капитан Вильям Диего (рас. англ. William Diego) — матерый солдафон, по-совместительству капитан Разрушителя "Риккенбакера" и сын глав-гада из первой части игры. Поцтреот на всю голову, которую готов положить за державу, (cпойлер: что и делает ближе к концу игры.)
- Сержант Мелани Бронсон (рас. англ. Melanie Bronson) — Начальник службы безопасности ФонБрауна, классическая вояка с квадратно-гнездовым способом мышления, первой оказала сопротивление начавшемуся беспределу и выпиливавшая в боевом пылу всех, кто попадался под горячую руку.
- Многие (рас. англ. Many) — тысячи их! Хуй-пойми что, размером с планету и обладающее разумом. Захватило весь корабль после высадки на Тау Кита и превратило персонал в мутантов. (cпойлер: Тащемта — это творения Шодан, которая смылась с цитадели как раз на Тау Кита V. Но, как обычно, творения вышли из-под контроля.)
[править] Ничто не забыто
Коммьюнити фанатов небольшое, но преданное. По состоянию на начало 2009 года System Shock 2 можно привести в более-менее опрятный вид с помощью заменяющих модели, текстуры и оружие модов. Привыкшие ко всему игроки могут поменять и геймплей.
Сюжетных и локационных модов мало (но их есть, и парочка даже годных на фоне тоски по оригинальной игре) потому что по стандартам серии нужен сильный и непредсказуемый сюжет.
[править] Bioshock
2007 год. Irrational Games уже давно 2K Boston, а Ливайну все еще слышится знакомый голос. Не в силах вырвать Шодан из жадных лап издателя, Кенни запиливает свой Шок.
Вместо космоса у нас теперь водные глубины, вместо пси-навыков - плазмиды, вместо Многих - Папочки и готичные Лоли. Куда-то делся ИИ, но всегда найдется добрый персонаж, который найдет способ вовлечь главного героя в какую-то жопу.
Был ли Биошок вином или фейлом - так и не понятно. Он был одной из игр, о которых громко кричали "некст ген", а вышло не пойми что, хотя некоторым и нравится.
А ещё Биошок прославился апофигеем копирастии: кроме того, что нужно обязательно активироваться через интернеты, игру можно было проинсталлить только дважды. Т.е. дважды навернулась у тебя винда - иди за новой копией игрушки, и ниипёт.
[править] Bioshock 2
На момент этой правки (апрель 2009) анонсирована вторая часть Биошока, в которой игроку придется вести дела Большого Папочки. Пока неизвестно, можно ли будет разделить на ноль протагониста из прошлой части. В числе руководителей проекта, по слухам, замечен некто Джордан Томас - автор Shalebridge Cradle из Thief: Deadly Shadows. Так что не все потеряно.
[править] Shock-клоны и последователи
[править] Dead Space
Electronic Arts, не зная, куда бы присобачить права на серию System Shock, решили не торопиться и выпустить SS-клон[8]:
- В главной роли - ведроид.
- Вид от третьего лица, да такой, что к пятой минуте начинает тошнить даже приставочников.
- Годная расчлененка тентакленосящих алиенов, которая, впрочем, быстро надоедает.
- Доставляющая местами невесомость.
- Полная копипаста гейм-дизайнерских идей серии %Whatever% Shock[9].
Тоже так называемый "некстген", и тоже не пойми что: то ли вин, то ли фейл[10].
[править] Анабиоз
В 2008 году расовая украинская студия Action Forms[11] выпустила игрушку "Анабиоз: Сон разума", которая как бы напоминает. Украм удалось избежать копипасты путем введения парочки новых фич:
- Детская игра в "холодно-горячо"
- Взрослая игра во "Вспомнить все"
[править] Алсо
Многие, многие тысячи их. Шок был слишком эпичным, чтобы его забыть, но спал слишком долго, чтобы не навернуть вместо него чего-нибудь эдакого.
[править] Примечания
- ↑ Только в CD-версии, вышедшей через пол-года после первоначального флоппи-релиза. В нем не было озвучки, и многие рецензенты решили, что ШОДАН — это «он», а не «она». Сам Уоррен Спектор позже назвал выпуск первой версии страшной ошибкой, стоившей LGS больше 9000 проданных копий игры.
- ↑ Заморочка на вопросе половой принадлежности SHODAN в первой части возникает только в русском языке: в английском оригинале еще на флоппи-версиях сотрудники Цитадели в своих логах называли ИИ "it", а пару раз - даже "he". В озвучке разработчики (имхо) постарались сделать голос ИИ нейтральным, хотя озвучивала его женщина - это факт. Во второй части SHODAN, бесспорно - пизда. Писькосрач?
- ↑ Core2Duo+Dosbox справляются с ним на раз. А если играть в досбоксе под Линупсом, то установив синтезатор timidity и саунд-патчи eawpats, можно услушать, как звучал саундтрек на былинной карточке Gravis Ultrasound. Ну, почти.
- ↑ Со всеми пунктами можно справиться при помощи команды фанатов игры, я гарантирую это.
- ↑ После патча стало можно регулировать скорость деградации оружия, копаясь в конфиге. Или вообще отключить. И — по многочисленным просьбам арахнофобов — заблокировать нафиг спаун/респаун пауков:
некоторыеВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ игроки, услышав характерное шипение, начинали срать кирпичами. А самых нервенных посещал Кондратий! - ↑ И такой слабый и беззащитный в последние секунды жизни, что аж слезы наворачиваются. Самый мелодраматичный момент в игре.
- ↑ Озвучена той же Терри Брозиус, которая с первой части дала голос S.H.O.D.A.N. Так-то!
- ↑ Или SH-клон? Автор, за время анабиоза Шока столько всего вышло...
- ↑ С изрядными вкраплениями ещё одной хорошей, годной, но недооценённой игры The Thing, по этому вашему культовому™ фильму «Нечта», который римейк культового фильма «Нечта из инова мира», который экранизация винрарнейшей повести «Кто идёт?».
- ↑ Да вообщем-то вин, школота, как и положено в индустрии, ликует.
- ↑ Авторы некогда весьма годной Chasm: The Rift, которая вполне могла поспорить с этой вашей квакой — при том же уровне графики и приблизительно тем же гамеплау, была хорошая модель повреждений, так что врагам можно было отстреливать руки-ноги-пушки-головы. Но вышла на год позже Quake, аккурат под вторую часть и всем было похуй.