Личные инструменты
cnt

Незнайка на Луне

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Николай Носов)
Перейти к: навигация, поиск
БЛДЖАД!
Эта статья полна любви и обожания.
Возможно, стоит добавить немного критики?
Одно из ранних, православных изданий

Незнайка на Луне — учебник экономики (и немножко физики), написанный с марксистских позиций реально доставляющим детским писателем Николаем Носовым в жанре Science Fiction.

Содержание

[править] Целевая аудитория

  • Любознательные дети 5-12 лет.
  • Хронически неуспевающие студенты платных отделений экономических вузов.
  • Жители стран законсервировавшегося социализма, вроде КНДР, перед зарубежной поездкой.
  • Все, кто прочитал, посмотрел и подзабыл.
  • Все остальные, кто не прочёл этот шедевр ещё в детстве.

[править] Завязка

ЛСД-приход довольно коварен и непредсказуем
Как бы Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин на фоне Apollo-11

За выдающиеся заслуги в области народного хозяйства некоторые коротышки из Цветочного города должны быть награждены космической миссией на Луну. Однако главный персонаж книги, некий Незнайка, своими эпатажными и одиозными выходками неиллюзорно подмочил собственную репутацию в глазах начальника экспедиции, а таких не берут в космонавты. Огорчённый статусом «невыездного» (учитывая специфику — «невылетного») Незнайка ничтоже сумняшеся решает таки добиться желанной цели и любой ценой произвести высадку на естественный спутник Земли. Поразмыслив немного, он выбирает единственный годный вариант — заранее тайком проникнуть на борт космического судна и обнаружить своё присутствие только после взлёта.

Незнайка, договорившись со своим приятелем Пончиком (ибо было ссыкотно отправляться в путешествие одному), пробирается на ракету, которую до этого специально изучил. Уже на борту звездолёта Пончик подсирает и решает свалить, но случайно вместо двери активирует хитрую систему автопилота, и друзья самозапускаются на Луну.

Прибыв на Луну, друзья отправляются на прогулку, в ходе которой Незнайка проваливается в яму и попадает на населённую часть луны, а Пончик ударяет по тапкам. Позже Пончик, изничтожив по причине стресса в три дня месячный запас провианта на борту звездолёта, тоже попадает в лапы дикого капитализьма. Вот тут и начинается самая мякотка.

[править] Развитие сюжета

Пику в глаз или в жопу раз?

Коротышки приземляются на внутреннюю Луну и оказываются в государстве лунатиков. На этом расслабляющий SF пока что приостанавливается, и начинается суровая правда жизни, в которую искусно вплетается интенсивный курс политэкономики. Из него просвещённый читатель может узнать:

А также over 9000 прочих необходимых терминов и понятий, особенно если институтский учебник почитать лень, а сессия неумолимо надвигается.

Попав из уютного социализма Цветочного города прямиком в капиталистическую реальность, наши герои не унывают. Пончик практически в классическом виде реализовывает «Американскую мечту» — высадившись на берег чужой и незнакомой страны буквально без штанов, ухитряется в ближайшее же время неслабо подняться на торговле белым порошком — солью, которую до него лунатики в пищу вообще не добавляли. Незнайка (правда, после нескольких досадных фэйлов) устраивается работать зицпредседателем ОАО и становится телезвездой. Увы, конец немного предсказуем, ибо невозможно стать в этой системе успешным бизнесменом, не пройдя предварительно трудных уроков эпохи поздней перестройки и лихих девяностых. Незнайка, наивно веривший в чистоту помыслов окружавших его мавроди, оказался без гроша в кармане перед разъярённой толпой обманутых вкладчиков, а Пончика, так и не успевшего догадаться о вторых значениях слов «крыша» и «откат», красиво бортанули местные деляги. Правда, Пончик и сам был хорош — хорохорился до последнего, поддерживая заведомо убыточное предприятие, пока лавочке совсем пиздец не пришёл, а мог бы обменять соляной заводик на пай в итоговом концерне и продолжать пинать балду, но уже на дивиденды. Всё будет в этом романе — и падение Пончика до работы хомячком в колесе, и мытарства Незнайки сотоварищи по ночлежкам, бомжевание под мостами вплоть до окончательного, былинного фэйла — путешествия с Козликом на загадочный Остров Дураков.

[править] Развязка

Пончик пробует товар

К счастью, «русские на войне своих не бросают». Начальник карательного корпуса коротышек с командой осатанелых отморозков таки прибывает на Луну следующим же рейсом и лихо выпиливает тамошнюю порочную капиталистическую систему, попутно насаждая квадратно-гнездовым методом такие достижения стран победившего социализма, как совхозы, обкомы, соцсоревнования, политинформации, профсоюзные путёвки в санатории Сан-Комарика и даже гигантские растения. Незнайку спасают от быстро усугубляющегося ФГМ, вовремя эвакуировав его с Острова Дураков, выдают легкие пиздюли по итогам его деятельности, причем только Незнайке, Пончик, как крыса-кун, про своё особое участие в проекте молчит и валит всё на приятеля.

Казалось бы, до полной победы сил бобра над ослом осталось немногое — напилить в столице под названием Давилон собственный ВДНХ с непременной статуей Рабочего и Колхозницы, но внезапно над Незнайкой нависает новая смертельная угроза — ностальгия. По понятным причинам обычное эмигрантское лекарство (флакон «Столичной» в брайтонском кабаке под хриплый вокал Шуфутинского) не проканает, поэтому принимается решение срочно возвращаться домой, в уютную хрущёвскую оттепель социалистической Родины. Что и реализуется незамедлительно под бурные аплодисменты лунатиков (пообещавших далее самостоятельно следовать заветам Ильича, то есть Знайки), переходящие в овации.

[править] Резюме

«Новый» Незнайка. Сферическая хуита в космическом вакууме.

Уникальное сочетание живого экшена и нескучной, пусть местами наивной, космической фантастики с высокой степенью информативности выгодно выделяют данное произведение из общей массы безблагодатных творений в детской (и не только) литературе. Must read.

Один из лучших, если не лучший, вариант книги (с полным набором хороших, годных иллюстраций олдскульного художника Генриха Валька) выложен в интернетах по этому адресу.

[править] Экранизации

По мотивам книги был создан полнометражный мультфильм, многими олдфагами расценённый как опошливание достойного романа (с другой стороны, это единственный качественный полнометражный мультфильм, выпущенный в РФ в 90-е). Примечательно также то, что целиком мультфильм вышел не сразу: в 1997 показывалась по частям первая половина, а вторую доделали лишь к 1999.

Сюжет местами полностью отходит далеко от оригинала. Например, стоит задуматься, почему из всех проявлений капитализма показаны лишь злополучные дымящие заводы? Кажется, что стоит их остановить, тут же произойдет чудо, и все превратятся в коммунистов. А разгадка одна — в «новой России» тогда наступил какбэ капитализм и обосрать его в мультфильме для подрастающего поколения было не труЪ.

Что весьма интересно и странно, было замечено неиллюзорное сходство между экранизированным господином Спрутсом и Виктором Степанычем Черномырдиным. Вглядитесь, одно лицо же!

Вместо компаньона Козлика, сопровождавшего Незнайку, пока тот пребывал на Луне — появилась журналистка Звездочка. Брюнетка, одетая в короткую красную юбку и озвученная Кристиной Орбакайте, создает эффект очень недетской сексапильности. При этом уровень порнографических аллюзий, которые она вытворяла в ходе мультфильма, зашкаливает: это ставит под сомнение целесообразность показа мультика детям.

[править] Городская легенда/398

Ходят упорные слухи, что Ельцын при своем вступлении в должность должен был поклясться соблюдать и защищать свеженаписанную Конституцию Российской Федерации, положив руку на эту самую Конституцию. Свеженаписанная конституцыя на поверку оказалось довольно тонкой книженцией, и принимать присягу перед народом было немного некошерно. Единственной толстой книгой поблизости оказалась «Незнайка на Луне», купленная одним из телеоператоров для своих детей. Таким образом Российская Федерация была окончательно оформлена клятвой на учебнике Носова «Как наебать капиталистических свиней для чайников» — и стало по сему.

Содержание томика практически соответствовало тому, что ожидало раcеянцев. Наиболее хитрые (Абрамович, Потанин и др.) быстро прочитали книгу и сообразили, что заработать фертинги (эквивалент WMZ) несложно, ибо Незнаек в стране много и все готовы работать за сосиску.

[править] До и после

«

— Не мог бы, — признался Пилюлькин. — Вот видите, а у нас все смогут — хотите белочку, хотите зайчика. — Ну ладно! — махнул Пилюлькин рукой и принялся напяливать на себя сарафанчик.

»

[править] До

Предыдущее творение Н. Носова (про Солнечный город) хоть и не так доставляет, но проводить аналогии там тоже можно. Наличествует халява, получение профита, развоз кавайной лоли и, так сказать, откушавших мороженого «друзей» (Что это за слово «дам», возмутилась Кнопочка. А чего он на меня говорит «нежный»? Ты, Пестренький, не должен называть его нежным, сказала Кнопочка) на некоей тачке прямо с самого начала. Плюс, друзья-шофёры Коржик и Шутило, которые зачем-то живут в одной квартире вдвоём. Другие аналогии можно вывести, самостоятельно погуглив, либо почитав.

[править] После

Неким Борисом Карловым также написаны два сиквела, следующих канону, но Википедии неизвестных. И надо сказать, что самое первое издание (две книги: «Остров Голубой Звезды» и «Снова на Луне») было совсем неплохим. Потом Карлову пришлось перекраивать текст и менять имена героев: Незнайка => Карлуша, Пончик => Чек и т. д. И пусть уж тогда Эдичка Успенский берёт мзду со всех, кто рассказывает анекдоты про Чебурашку и крокодила Гену, или рисует про них картинки.

Главный плохиш желает установить свою власть just for lulz. Чтобы отомстить, он хочет одеть всех в одинаковые одежды и заставить ходить строем — это вполне соответствует представлению либерастов о злобных большевиках, тоже just for lulz (или из мести за Александра Ульянова) захотевших сделать уравниловку.

Читай, анон…

[править] Цитаты

Вообще Носов опередил время. «Незнайка на Луне» — фактически описание того, что произошло с Россией в 90-е годы. Он описал дикий капитализм, где никто не соблюдает законов. Помните, у деда было «Общество гигантских растений»? Оно сильно напоминает «МММ». Люди, которые обогатились в 90-е годы, рассказывали мне, что многому научились у Носова…

Игорь Носов, внук автора книги (по совместительству — автор ряда сиквелов), цитируемый на страницах Педивикии

Незнайка — это было открытием… Мир «коротышек», таких же детей, как и я, но живущих без взрослых, и у которых ТАКИЕ приключения… Это сейчас я понимаю, что вся «трилогия о Незнайке» является уникальной, редчайшей удачей современной детской сказки. А тогда я только с ужасом смотрел, как тают толстые книги. И впитывал все, что вложил туда автор. Когда я в первом классе объяснял учительнице, во сколько раз сила тяжести на Луне меньше земной — это был Незнайка. Когда я популярно объяснял ей же, что такое акции и акционерные общества — это была заслуга Носова. Вкладчики АО «МММ»! Ау! Вы не читали в детстве Незнайку? «Богачам-то прекрасно было известно, что все эти акционерные общества и компании устраиваются лишь для прикарманивания чужих денег, или, говоря проще, для облапошивания бедняков.» Приключения, характеры, знания, мораль — все было вложено в книгу, и так легко и органично — что ни одному ребенку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат… Вот почему я так люблю эту книгу. Вот почему у меня мороз проходил по спине, когда я натыкался в интернете на «продолжение» Незнайки некоего умельца из Питера… Но известие о том, что снят мультфильм о Незнайке на Луне я воспринял с радостью. И даже рекламная компания невиданного для России масштаба меня не насторожила. Наоборот, порадовала… умеют и наши рекламировать хорошие вещи! Я не ждал подвоха. Наверное, давно не перечитывал Носова. И Незнайка, спящий где-то в моей душе, только улыбался, глядя, как я с готовностью выкладываю шестьдесят фертингов за яркую коробочку…

Пейсатель

Кстати, в другой книжке Николая Носова — «Незнайка на Луне» — полностью раскрыты все прелести демократического общества. На Луне живут капиталистические подонки, люди-коротышки там злы и коварны, полиция продажна, капиталисты жестоки. Контраст с коммунистическим бытом коротышек — чудовищный. Демократическое общество показано в такой красе, что книга осталась в памяти на всю жизнь. И, что характерно, не только у меня. Кстати, крайне важный момент: коротышки, постоянно предающиеся отдыху и развлечениям, неизбежно превращаются в баранов. Что мы, собственно, теперь вокруг себя и видим. Наши российские либеральные реформаторы — Егор Гайдар, например (он же мистер Понч) — все свои знания об устройстве капиталистического общества почерпнули именно из этой книги — настолько глубоким уровнем понимания обладает большинство из них. И реформы осуществлял строго по ней. А некоторые из его подручных-скуперфильдов, похоже, не читали даже этого, просто умело пользовались собственными фантазиями.

Goblin

Честно признаться, автор этих строк в те безумные дни не потерял, в общем, ничего. И до сих пор свято уверен, что надежнейшую прививку от всех и всяческих «пирамид» получил еще в детстве, прочитав бессмертный роман Николая Носова «Незнайка на Луне», где подробнейшим образом излагается история одного такого дутого предприятия под названием «Общество гигантских растений». И ничего тут нет от шутки: я встречал многих серьезных людей, которые без улыбки признавались, что именно эта детская книжка их спасла от соблазна вложить хоть рублик во всевозможные «инвестиционные фонды» и прочие «Тибеты»… В общем, лично я за полгодика до обвала ухлопал все сбережения на «Мерседес» — и потом, именно в нем сидя неподалеку от одного из красноярских банков, с циничным удовольствием, каюсь, разглядывал толпившихся на его крыльце сотрудничков с безумными глазами. Еще вчера они были фигурами, как в анекдоте, а стали… Ага, вот именно.

А. Бушков

[править] В заключение

И вообще, читайте/394725 полную историю Носова. Откуда умерший в 1976-м Николай Николаевич мог знать, как жить в обществе, о котором он вообще не имел понятия. «Откуда, наконец, взялись резиновые дубинки со встроенными электрошокерами, их ведь в те годы просто не было на вооружении полиции — ни в западных странах, ни тем более у нас».

В дополнение, немного интересных сведений о канадских корнях персонажей замечательной трилогии, а здесь — обсуждение главного героя Незнайки с участием писателей Григория Остера и Петра Вайля.

[править] Moar картинок из книги

[править] Ссылки

[править] См. также