Личные инструменты

Немое кино

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
A long time ago, in a galaxy far, far away...
События и явления, описанные в этой статье, были давно, и помнит о них разве что пара-другая олдфагов. Но Анонимус не забывает!
«

Говорящее кино почти так же мало нужно, как поющая книга

»
— Виктор Шкловский
Кадр достойный фильма-ужасов. «Путешествие на луну»

Немое кино (Чаплинка, великий немой) — древняя стадия синематографа от его создания (1890-е) до внедрения устройств, записывающих звук и видео одновременно (конец 1920-х).

Содержание

[править] Особенности

Призрак оперы образца 1920-х

Строго говоря, кино было не совсем немым. Оно озвучивалось специальной музыкой (стиль, который позже так и назывался «Silent Movie»), которую играл музыкант особого профиля на пианино («тапёр»), стоящим сбоку от экрана. Считается, что немое кино легче употребляется человеками, ибо не нужно потеть над адаптацией текста, многоголосый профдубляж тоже не нужен, а чума любительского дубляжа была совершенно неизвестна — все что нужно актеры покажут жестами и мимикой. Тогдашние перевротчики могли немного покуражиться лишь в титрах, но ими старались не злоупотреблять, и возни с их переводом было на порядок меньше, чем в будущем со звуковой дорожкой.


Немым кино было в той мере, что актеры не говорили вслух. Самые важные реплики, которые невозможно передать телодвижениями, показывались титрами на отдельных темных кадрах. Для всего остального актерам приходилось работать лицом, даже в большей степени, чем актерам звукового кина. Естественно, и мимика, и жесты были «немного» преувеличенными, чтобы даже плохо понимающий зритель дебил, даже афганец, догадался: («А, посмотрите, как он машет руками и топает ногами. Да он рассержен!»).

Большинство из актеров в тогдашнее кино пришло из театра или вообще с улицы. Ни о каких институтах кинематографии и речи ни шло. Зарплаты и гонорары у киношных актеров очень быстро перегнали театральные, что доставляло немало черной зависти "элитным специалистам сцены".

[править] Внешность

Один из символов немого кино — Гарольд Ллойд — зависает

Актеры немого кино очень требовательно относились к своей внешности. Идеально выбритые подбородки, идеально уложенные, прилизанные волосы, идеально ровные усики. Женщины, как правило, были с подкрашенными черным веками и губами (аки готы). Да и вообще лица актёров были напудрены добела — это имело ещё и практическую функцию для более контрастного изображения, так как плёнка была ещё недостаточно светочувствительной. (Нихрена это не так, просто пленки тогда из всего спектра чувствовали только синюю часть, которую человеческое лицо отражает меньше всего и лица без грима выходили бы слишком темными)

Словом, немое кино технически вынужденно было отступать от реализма.

[править] Немое кино — это весело!

В немоте был своеобразный юмор. В основном, шутки заключались не в смехуечках, а в нелепых ситуациях. То есть, когда Чаплин с сумасшедшей скоростью бежит по фабрике, подкручивая рабочим носы гаечным ключом — это юмор немого кино; выпадение из машины кучи полицейских на крутом повороте, банановая корка на тротуаре и кошелек на ниточке — это тоже оттуда. Все это — «гэг». Современными петросянами эти приемы считаются примитивными. Хотя некоторые клоуны и сейчас используют их как способ рассмешить публику. Например «Мистер Бин», он же Роуэн Аткинсон.

[править] История создания

[править] Начало и середина

Братья Люмьер читают эту статью

В XIX веке многие нестандартные личности мечтали сделать фотографию движущейся, как сейчас мечтают сделать компьютерную игру неотличимую от реальности. Даже проводилась масса экспериментов в этом направлении. Братья Люмьер не были одиночками в своем деле, просто им повезло создать работающий кинопроектор и нормальную кинокамеру раньше чем конкуренты. А их было не мало. К примеру, Томас Эдисон (да-да, создатель лампочки и фонографа) в начале 1890-ых изобрел кинетоскоп — по сути, тот же киноаппарат. Фейл был в том, что изобретение американца не было приспособлено для массового показа: чтобы увидеть фильму, надо было наклониться к специальному ящику и смотреть в узкий глазок. Чуть позднее Эдисона посетил второй фейл - проектор, который он сделал, был способен давать качественную по яркости и разрешению картинку только на совсем маленьком экране, а такая штука его не устраивала, ему наиболее важна была коммерческая сторона вопроса(кстати, лампочка появилась из-за этих же еврейских мотивов)

Но братья оказались хорошими дельцами и верно двигали свое изобретение в массы — сотрудничая со всякими кабаками средней руки и театрами — устраивая сеансы своих короткометражек. Важное отличие было в создании кинотеатра — здания, где кино могли смотреть одновременно десятки и сотни людей.

Их детище пошло в народ, за два-три года, завоевав славу нового, модного развлечения. Первоначально новое развлечение называли как угодно: синематограф, синема, никелодеон, аниматограф… Привычное нам слово «кинематограф» родилось в результате копирастического скандала.

За десяток лет киноиндустрия распространилась словно чума по планете, быстро подсадив толпы народа на регулярные походы вечерком в кино. К началу Первой мировой даже индусы и вьетнамцы уже ходили смотреть «движущиеся картинки». Так начала зарождаться массовая культура, а поп-корн и кока-кола нашли свою экологическую нишу.

[править] Закат эпохи

«

Кинематограф мог бы стать настоящим искусством, если бы остался немым и черно-белым

»
— Альфред Хичкок

Звук туго входил в киноиндустрию. Его боялись как актеры, так и режиссеры с продюсерами. Чего стоит тот факт, что все главные голливудские актеры были обязаны проходить тестинг своего голоса на качество — ни один зритель не выдержал бы разрыва шаблона, если крутой актер из немых фильмов вдруг оказался бы на новом экране косноязычным или с акцентом.

Новое время — новые правила. История содержит сотни драм, спившихся и самовыпилившихся актеров и режиссеров, которых звук вздрючил, высушил, а потом выкинул на обочину словно пятидолларовую шлюху. Вечная память беднягам. Звук стал модным аки три-дэ. Только Чаплин кое-как барахтался и сопротивлялся, пытался найти компромисс («Огни большого города»), но потом плюнул и полностью перешел к звуку.

[править] Немота и Эта страна

Всем чмоке в этом чате!

При Николае Втором Империя выпускала то, что можно назвать «фильмами категории В» и унылые хроники, с тех пор у нас так и повелось. Как и сейчас, тогдашние кинопродюсеры «единой и неделимой» Империи люто мечтали догнать и перегнать Германию, Швецию, Италию (1914 год — первый блокбастер "Кабирия") и Францию (тогдашних лидеров кинопроизводства), но сначал у них получались отнюдь не шедевры, даже Обитаемый остров не получался.

В 1910-ые годы, исправились. В 1912 году никакой советской власти еще не было, а нижеуказанный Владислав Старевич уже вовсю творил. Евгений Бауэр, Яков Протазанов, Иван Мозжухин...

Внезапно наступившая советская власть взялась за кинопроизводство с энергией достойной лучшего применения. Как якобы сказал товарищ Ленин: «Кино — важнейшее для нас из искусств, ибо половина страны тупа и неграмотна и едва умеет читать и писать…», а значит развивать будем эту отрасль в первую очередь. Что и сделали. В итоге — ВИН. Немота по-советски стала эпическим прорывом.

  • Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна (1926) — до сих пор Американская Киноакадемия держит его в списках самых лучших фильмов всех времен и народов. Видать вставило.
  • Аэлита (1924) — ранняя советская фантастика, когда еще было можно делать эксперименты и не бояться пативенов товарища Сталина. Чем-то по духу схож с «Метрополисом».
  • Гуглите Всеволода Пудовкина и Александра Довженко
  • Человек с киноаппаратом Дзиги Вертова (документалка) — задолго до Гая Ричи и Аронофски выносил мозги своим «клиповым монтажем». Смотреть рекомендуется с саундтреком Майкла Наймана.
  • «Прекрасная Люканида, или война рогачей с усачами» - эпичный немой мультфильм 1912 года выпуска из жанра кукольных. Только вместо кукол использовались натуральные препарированные насекомые. Режиссёра Владислава Старевича потом долго спрашивали, как ему удалось так надрессировать насекомых. Пляска бухого кузнечика на столе в трактире доставляет.( а вот хуй - мульт Стрекоза и Муравей 1913 года... Луркай сам на Тытрубе)

[править] Эпические люди и чего посмотреть

b
Ретро-немота (оригинальное видео)
  • Чарли Чаплин — в соответствующую статью.
  • Бастер (Бейстер, Бестер) Китон — биография детских лет похожа на приключения персонажей из Пункта Назначения — куча странных несчастных случаев из которых Китон выходил невредимым.
  • w:Макс Линдер — переживая творческий и финансовый кризис нестандартно ушел из жизни в 42 года, прихватив с собой свою молодую супругу. Сначала скушал веществ, укололся, а затем вскрыл себе и жене вены.
  • w:Гарольд Ллойд — отличился тем что по совместительству был не только клоуном, но и каскадером, выполняя все трюки на экране самолично. И еще — соревновался одно время с Чаплином, у кого больше денег.
  • w:Жорж Мельеc — режиссер, создатель кинофонтастеги и спецэффектов. Вначале был успешным бизнесменом с чутким нюхом, пытался купить у братьев Люмьер их технологию с потрохами, но те уперлись. Не растерялся и купил похожую аппаратуру у конкурентов и решил сам пилить фильмы. В конце жизни был разорен лютой конкуренцией в киноидустрии и внедрением звука, став продавцом игрушек.
  • Гарри Пиль — расовый немецкий актёр и режиссёр, главный киногерой 20-х годов в Европе и Этой Стране. Снимался почти исключительно в боевиках, на которые публика валила валом. Для эпохи НЭПа был тем же, чем Сталонне и Арни для эпохи Горбачёва.
  • Мэри Пикфорд (весьма фапабельная даже по современным меркам) и Дуглас Фэрбенкс. Главная парочка Голливуда 20-х.
  • Игорь Ильинский. Лучший советский актёр немого кино.

[править] Смотреть в HD

  • Андалузский пес (Бунюэль+Сальвадор Дали) — сделан в конце эры немоты, но сюрреализм доставляет в таком варианте не меньшше чем сам Дали. Шок-контент присутствует (спойлер: разрезание глаза бритвой).
  • Весь Чаплин. Ну вы поняли, да.
  • Рождение нации (реж. Д.Гриффит) — присутствуют расовые рыцари из Ку-Клукс-Клана, линчевание негров и гражданская война в США.

В общем — практически все жанры современного кино вышли из немого кино, даже порнуха. Как нельзя от каменного топора сразу прийти к звездолетам и Интернетам, так и без немого кино не было бы «Аватара» и «Терминатора». Выработанные приемы работы с камерой, монтажом, освещением перекочевали в звуковое кино и дальше по цепочке — в цветное кино, 3D. Некоторые упоротые кино-историки и кинокритики роняли скупую слезу над усопшей немотой — ведь какое оригинальное направление искусства померло! Всем остальным, разумеется, по барабану.

[править] Галерея

[править] См. также

[править] Ссылки

sabotfrim Попытка задрота взглянуть на немое кино

Источник — «http://lurkmore.ru/Немое_кино»