Личные инструменты
cntfree counters

Видеоформаты

Материал из Lurkmore

Перейти к: навигация, поиск
В эту статью нужно добавить как можно больше примеров несоответствия правильного соотношения сторон с телевизионным а так же про товарищей режущих 4:3 до 16:9.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.

Невыносимо сверху и снизу телеэкрана темнеют полоски,
Сверху и снизу телеэкрана невыносимо темнеют полоски,
Сверху и снизу телеэкрана темнеют невыносимо полоски,
Картинка плоской делается от этого.

2h Company

Непонятные черные полосы — в самом общем случае, черные полосы на экране телевизора или монитора, возникающие при несовпадении размерности самого телевизора/монитора и просматриваемого на нем контента.

Содержание

[править] История вопроса и причины появления

Страшный сон полособорца
b
Гриффины намекают

Соотношение сторон экрана доисторических телевизоров (примерно 40-50-е годы) копировалось с кинематографического и составляло 4:3. Потому просмотр киношечки дома стал ничем по сути не отличаться от такового же, но в кинотеатре (особенно, если сидеть далеко от экрана), что крайне расстроило пердюссеров — упали сборы. Киностудии сделали финт ушами и стали снимать широкоформатные фильмы с соотношением сторон 1,66:1, 1,85:1, 2,35:1[1], 2,66:1 и даже 4:1 ("Наполеон" Абеля Ганса, 1927 (парни заранее чухнули, что все так будет.)). Это объяснялось тем, что глаза человека находятся в прямоугольной проекции, а значит и воспринимать лучше он будет картинку не в квадратной, а в прямоугольной проекции. Человек по своим природным и эволюционным свойствам при обзоре лучше видит по горизонтали чем по вертикали. Попросту говоря, глаза находятся слева и справа, а не сверху и снизу. Человек передвигался по плоскости земли, смотреть соответственно вверх и вниз надо меньше чем по сторонам.

Но производители телеков и не думали переходить на широкоэкранные форматы. Соотношение сторон телевизоров тех лет было обусловлено техническими ограничениями — сделать широкоформатный ЭЛТ без линейных искажений в те годы было достаточно проблемно, а когда стало можно, ВНЕЗАПНО все уже дрочили на плазму.

Нетрудно понять, что при просмотре широкоформатного кино на телевизоре 4:3 (1,33:1) сверху и снизу собственно картинки возникали непонятные народу черные полосы.

[править] Борьба с черными полосами

Полосы себе и полосы, что с них взять? Но исторически так сложилось, что телекомпании стали с ними бороться. Причины просты: одни телезрители жаловались на мелкость и нечеткость зажатой полосами картинки, другие не могли взять в толк, отчего на их самых лучших в мире говнодевайсах что-то там не во весь экран.
b
Собственно, обрезка
b
Ещё один пример борьбы с чёрными полосами
Мысль о несовершенности телевизора грозила взорвать мозг граждан, чем порушила бы их летаргическое препровождение 98 % свободного времени и поставило бы под угрозу власть правительства и распространение его идеалов.

Борются с черными полосами тремя способами:

  1. Искажение пропорций картинки. Прямоугольничек берется за верхний и нижний края и тянется, пока не станет практически квадратом. В результате лица актеров превращаются в лошадиные морды, а тела героев своей стройностью чуть менее, чем наполовину напоминают узников Бухенвальда. Но пипл хавает.
  2. Обрезка части картинки. Берется лобзик и все, что в оригинальном фильме не влезает в 4:3 аккуратно выпиливается к ебеням (не влезает обычно окружение героев и панорамные виды, то есть 100 % того, ради чего был выдуман широкий формат). Такой чудесный способ приводит к тому, что весь фильм оказывается снятым крупными планами, а у многих не уместившиеся в квадратик героев не хватает ушей/щек/глаз/морд. Вариантом этого способа является обрезка лишь небольшой части картинки, так что полосы хоть и остаются, но становятся у́же. Оно, конечно, при этом исходный режиссерский замысел убивается все равно, но всем похуй. Такая обрезка может быть статичной: на всем протяжении фильма тупо оставляется лишь центр изображения, либо динамичной (т. н. pan&scan, панорамирование и сканирование): переход из одной обрезанной части кадра в другую. Например, если в левой части экрана едет поезд, а в правой находятся кусты с засевшей в них злобной бандой, готовящейся покакать ограбить корован, то будет переход слева направо, иначе обрежутся или поезд, или бандюги.
    Алсо, многие фильмы вышли у нас на лицензионных видеокассетах именно в таком кастрированном виде из-за того, что для VHS брались записи, предназначенные для показа по телевизору. Пример: первые три фильма о Гарри Поттере и сейчас изредка показываются по телевизору все в том же формате 4:3. Сейчас к ним присоединился «Властелин Колец» (показывали на Новый Год).
  3. Комбинацией вышеперечисленных способов.

[править] Черные полосы и компьютерный широкий формат 16:10

С началом продаж широкоформатных компьютерных мониторов (2006 г.), которые многими эффективными менеджерами продавались как лекарство от черных полос, самым популярным вопросом школьников был: мне папа я купил широкий монитор, а черные полосы на фильмах остались. На самом деле, нет ничего лучше для разведения черных полос, чем монитор 16:10, поскольку отношение сторон 1,6:1 ни разу не соответствует ни киношным 1,33:1, 1,66:1, 1,85:1, 2,35:1 ни телевизионным 1,33:1 (4:3) и 1,77:1 (16:9).

Почему для широкоформатных мониторов выбрана формула 16:10 (впрочем, сейчас наблюдается массовый переход на диагональ 16:9). Формат был придуман как компромисс между пропорциями 16:9 и 4:3 — в результате черные полосы в видео в обоих случаях по толщине будут одинаковые. А ещё, при просмотре кино в 16:9, можно весьма удобно сдвинуть субтитры ниже, чтобы текст не закрывал картинку. Да и ещё соотношение 16:10 какбэ самое близкое к пропорции золотого сечения [1] которое составляет 1.618...

Еще хуже дело обстоит с играми: мало какая старая игра понимает 16:10, потому играть приходится либо с все теми же непонятными черными полосами, но уже по бокам, либо в растянутом по горизонтали виде. Однако, любой нормальный широкоформатный монитор позволяет для любого поддерживаемого разрешения задать формулу (4:3 или 16:10), что решает проблему «растянутого изображения». Конечно, данный метод противопоказан кубаноидам и им сочувствующим, так как целых n-дюймов ширины не юзаются!

[править] Чёрные полосы и телевизионный широкий формат 16:9

Для того, чтобы люди потратили деньги в стопицотый раз на уже купленное ранее аналогичное устройство, было выдумано HDTV и новый стандарт соотношения сторон 16:9 (1,77:1). Многие наивные граждане (а виной тому — помещенный в центр их вселенной телевизор) верят, что 16:9 — это киношный стандарт, а вот нет вам! 16:9 придуман на телевидении и еще раз на телевидении! Некоторые пострадавшие от полос товарищи надеялись, что как бы православный 16:9 даст избавление, а вот и хер! Как мы помним, в списке киношных форматов не было соотношения 1,77:1, так что полосы остаются, пусть тоньше (порой — совсем незаметные), но они есть. В этой стране, скажем прямо, HD-ready и Full-HD телевизоры лучше бы и не появлялись вовсе, потому как страшась черных полос их щасливые обладатели чуть реже чем в 100% случаев и без того жутко-квадратно-неестественную (потому как у эфирного сигнала разрешение меньше, чем у самого HD телевизора, помехи передачи тоже не забываем) картинку, вместо того, чтобы пристрелить, тянут еще и по бокам, заполняя ею все ч0рное пространство. Каждый может любоваться получаемым прекрасным результатом, посетив претендующий на понты общепит.
Поэтому, в свете вышеизложенного, становится очевидным, что чёрные полосы экрана необходимы, если мы не хотим обрезать кадр сверху-снизу, по бокам или растягивать его. В противном случае мы потеряем возможность увидеть, кто же именно сидит в засаде и где едет поезд.

[править] В этой стране ожидается формат 15:9

До 2015 года Россия должна полностью перейти к цифровому формату телевещания [2]. Предполагается, что к началу 2011 года начнет действовать новый ГОСТ на ТВЧ с форматом изображения 15:9 и числом отображаемых элементов 1920x1152. Не совсем понятно, как это количество пикселей будет отображаться на современных FullHD 1920х1080 телевизорах. Возможно будет картинка с вертикальными полосами по бокам, или они и телевизоры FullRassiaHD™ готовы выпускать со своим разрешением. Автоваз должны обязательно подключить к проблеме.

[править] DVD-letterbox как заповедник черных полос

Когда формат DVD только появлялся на свет, телевизоры в основном были квадратными. Поэтому, чтобы оставить картинку широкоформатного фильма в неприкосновенности, делали так: в картинку DVD 4:3[2][3] вписывали узкую полоску фильма, окаймляя сверху и снизу полосами. Запись на DVD широкоформатного фильма в такой системе называется letterbox. На загнивающем Западе от этого отказались на 95 %, а у нас любой говносериал на DVD выпускается именно в letterbox.

Если letterbox картинку смотреть на широком (16:9 или 16:10) экране, то получается писец: сверху и снизу идут полосы самой записи, справа и слева — полосы, добавляемые экраном. Приходится наслаждаться такой вот траурной каймой, если на телевизоре нет функции ZOOM.

Многие DVD со старыми фильмами лежащими на этих ваших торрентах записаны именно в letterbox и нужно быть бдительным, дабы не размножать полосы без нужды. Так-то.

[править] Чёрные полосы 2.0

Чтобы продавать хомячкам, то есть вам и еще раз вам, ещё больше телевизоров по новым ценам, на рынок выпустили новый формат идентичный соотношению сторон экрана в кинотеатре. Филипс уже представила (специально для полособорцев, причем по специальной цене в ДОРОЖЕ_ЧЕМ_ДРУГИЕ) новый сверх-сверх-сверх-широкий дисплей 21:9 (2.33:1), автоматически подгоняющий 2.35:1, 2.39:1 и 2.40:1 на весь экран так, чтоб совсем-совсем не было полос. Другое дело, что, если отключать функцию автоформатирования сигнала в 16:9 (почти все DVD, игровые приставки и HDTV), то чёрные полосы на таком экране таки будут, только по бокам, а при формате 2.66:1 всё равно останутся сверху и снизу.

[править] Google vs Чёрные полосы

К полособорцам присоединился великий и могучий гугл: [3] Sad but true.

Google Research has developed an algorithm that resizes videos for different formats without cropping, stretching or 'letterboxing'.


[править] Примечания

  1. На самом деле с 1970 года используется соотношение 2.39:1.
  2. Картинка, выдаваемая DVD может быть либо с соотношением 16:9, либо 4:3. Третьего не дано. Запись на DVD в 16:9 называется анаморфотной. Хотя вообще-то она не анаморфотная, ибо "анаморфот" есть картинка, растянутая в 2 раза по высоте по сравнению с нормальной. Сие было придумано, чтобы уместить на пленке с картинку поширше без потери в качестве. Анонимусы мосфильма гарантируют это.
  3. ИЧСХ в обоих вариантах используется одинаковое количество (720x576 для PAL/SECAM, 720x480 — NTSC) ни разу не квадратных пикселей