Стереокино
Материал из Lurkmore
В эту статью нужно добавить как можно больше объема. Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи. |
« |
Сидим как-то в кинотеатре на 3D сеансе... Началась стрельба из экрана во все стороны осколки, пыль, кровь и тут откуда-то сзади женский крик: "Помогите меня ранили!" | » |
— bash.org.ru |
Стереокино, оно же 3-Ди (рас. пинд. Three Dimensions, также 3D-movies): метод съемки кино, создающий иллюзию передачи объема. Метод запатентован неким британцем еще в 1890-м, а первое приспособление для реализации метода в кинопленке собрали десять лет спустя. И был это все еще XIX век.
Содержание |
[править] Немного матана, биологии или «как все начиналось»
« |
Смотри в оба! | » |
— Выражение. |
Да, анонимус, ты обитаешь в мире трёхмерного пространства. Посредством общественного транспорта ты преодолеваешь длину, опускаясь/поднимаясь на лифте — преодолеваешь высоту, лежа на диване и чипсами закусывая пиво — наращиваешь толщину. Есть еще четвертое измерение, которое по традиции необходимо убить. Возможно это — время, а может просто 4ая ось перпендикулярная остальным 3 м и это тебе для сведения. Впрочем, вы понели.
Давным-давно, в далекой далекой галактике на планете Земля, некоторые виды животных решили сделать ставку на органы зрения как на один из основных сенсоров. А некоторые из них, так и вообще как на доминирующий. Например многие хищники, применяющие тактику ВНЕЗАПНОГО нападения (совы, орлы, львы), алсо, приматы, живущие на деревьях, которым очень важно точно оценивать расстояние до ближайших веток, переместили глаза с боков головы, где они находятся у большинства животных во фронтальную область черепа. Это снизило угол обзора, но дало возможность стереоскопического зрения.
Позже, обезьяны слезли с деревьев и залезли в пещеры, и, не успев выйти из благоустроенных пещер, твои, уже предки, Анонимус сапиенс, внезапно испытали жуткую тягу творить. Следствием стали комиксы про мамонтов, потом веселые батальные картинки маслом по холсту, а потом братья Люмьер изобрели вундердевайс, в котором тысячи прозрачных комиксов быстро-быстро прокручивались мимо источника света, который просвечивал их — и проецировал на отбеленную «Тайдом-окси-экшн» простыню. С тех пор понеслось! Движущиеся картинки обрели звук, потом цвет, потом рекламные вставки. Но весь синематограф продолжал оставаться лишь двухмерной проекцией на простыню. До того самого американца.
[править] Как все получилось
А помните, в 80-х можно было попасть на сеансы стереофильмов? Перед просмотром выдавались специальные очки с поляризованными стеклами - ощущения от кино были потрясающими - казалось, любой объект на экране можно ухватить рукой. Собственно, экрана как такового при этом уже и не существовало, потому что пространство открывалось за и перед ним. Кто знает есть ли возможность посмотреть такой же фильм сейчас и где? |
Svetik (аноним). |
Как заверяют эти ваши интернеты, стереокино появилось в самом конце позапрошлого века, и интерес киноделов к нему характеризуется волнами: делать трудно, показывать негде, но пипл хавает, и поэтому идею еще не похоронили. Стереокино было даже в этой стране и даже незадолго до конца СССР получило Золотого Лысого в награду — за технические достижения. То есть хотя советские специалисты не были на этом поприще первыми, но вклад таки внесли.
В последнее время уже не 3D вертится вокруг фильмов, а фильмы вокруг 3D. Фирмы штампуют 3D-очки на разный вкус, цвет, и даже с кондиционером, чтобы зритель не потел от впечатлений. Такой вот девайс можно тут глянуть. Ну а если всеобщий интерес достигнут, на благодатной почве начинают кормиться радетели за здоровье нации, и появляются предупреждения о вреде 3D.
Вредоносное действие 3D таки оказывает. Заключается оно, кто бы мог подумать, тупо в неправильно подобранной паре 3D-очков, например. Если же подойти к этому делу тщательно, то впечатления останутся на все интернеты, см. симптоматичный пример посещения 3D-сеанса с блекджеком и шлюхами с попкорном и шопингом.
[править] Как снимают
Для съемок 3D применяют кинокамеры, снабженные двумя объективами, которые расположены (кто бы мог подумать) на расстоянии друг от друга, примерно соответствующем расстоянию между глаз (может варьироваться в зависимости от фокусного расстояния объективов). Иными словами, камера с двумя глазами.
Существуют два принципиальных способа проекции 3D-изображения на пленку и, соответственно, два варианта конструкции камеры: «Кадр над кадром» и «Бок-о-бок» (side-by-side).
В первом случае камеру заряжают обычной пленкой 35 мм, и кадры для левого и правого глаза наносятся на нее последовательно. При этом пленка движется с удвоенной скоростью (48 к/сек вместо 24).
Для второго случая применяется специальная пленка двойной (почти) ширины, и кадры располагаются на ней просто параллельно.
Алсо, недавно компания «Панасоник» начала выпуск любительской видеокамеры 3D, да еще и HD. Правда стоит она столько, что вместо нее можно купить хороший автомобиль.
[править] Как воспроизводят
[править] Анаглиф
Самый технически простой способ воспроизведения. Видеосигналы для разных глаз записываются в красный и голубой части спектра, на глаза зрителю надеваются очки с соответствующими стеклами. В плюсах такого метода тотальная дешевизна — нужны только красно-синие очки (которые в исполнении «картон + полиэтилен» стоят немногим дороже одноразовой тарелки), после чего можно сразу начинать рассматривать 3D-сиськи в стереогалереях. В минусах — полностью плывет цветовая гамма, от чего картинка выглядит как говно. К слову, такой метод проще всего реализовать на компе, так как дрова, автоматически переводящие обычную 3D-картинку в стереоанаглиф, существуют уже давно, а очки можно спиздить в старом стереокинотеатре советской постройки или купить со стереожурналом.
Новая версия анаглифа — dolby 3d. Тут вместо простого разделения на красное и синее в очках используются полосовые фильтры, пропускающие по одной спектральной линии в красной, синей и зеленой областях с небольшим смещением; на проектор также ставится быстро вращающийся диск с фильтром. В итоге картинка радует глаз цветами, а очки пиздить смысла нет — на мониторе они не заработают.
[править] Поляризационный метод
В кинотеатрах IMAX (равно как и в правильных олдфажных совестких стереокинотеатрах) все тоже довольно просто: оба кадра проецируются на экран одновременно через повёрнутые на 90o относительно друг друга поляризаторы. Зрителям, соответственно, раздают одноимённо поляризованные очки. Суть эффекта в том, что каждый глаз зрителя в результате видит только свою картинку. Помимо очков, хитрость ещё и в экране: далеко не всякая поверхность сохраняет поляризацию света при отражении. Также применяется в некоторых стеремониторах и ноутбуках: на экран наклеивается пленка, в которой черезстрочно меняется поляризация. Недостаток — вдвое уменьшается разрешение по вертикали. Можно поставить школьный эксперимент: возьмите две пары таких очков и наложите два фильтра (очка) друг на друга. При взаимном повороте на 90o прозрачность резко исчезнет (можно обойтись одними очками и жк-экраном, например, мобильника). Ещё один забавный эффект можно получить, если развернуть очки на 180o (в смысле, дужками вперёд): картинка останется объёмной, но объём как бы вывернется наизнанку. Осторожно, впечатлительные могут блевануть.
[править] Затворный метод
В отличие от кинотеатра, в телевизоре кадры для левого и правого глаза демонстрируют последовательно (один за другим), а на нос надеваются очки, где вместо стекол жидкие кристаллы — они могут мгновенно терять и приобретать прозрачность при подаче слабого тока. Очки втыкаются через переходник в низкочастотный выход видака — и вуаля. При показе кадра для левого глаза — правый закрыт и наоборот.
Это вообще давно изобретено, еще на рубеже 80-х и 90-х. Единственным ограничением для этого процесса являлась система NTSC. Причина простая. У расовой американской видеосистемы 30 кадров в секунду, и при просмотре 3D получается реальные 15 (мелькает мальца, но терпимо). А вот у европейских систем всего 25 кадров (читай 12,5 для 3D), уже не то.
Именно этот метод юзается в настоящее время в современных цифровых кинозалах с оборудованием от фирмы XPand, в системе nVidia 3DVision и в бытовых телевизорах Samsung. На нос счастливому зрителю вешаются очки (количество электронники в которых чуть меньше, чем в японском телевизоре) и каждое очко начинает «затворяться», попеременно «включая и выключая» изображение для каждого глаза. Помимо некоторого недостатка света предрасположенные к эпилепсии граждане и беременные дамы могут поймать неплохой приход.
[править] Прон 3D
Куда ж без него! ИЧСХ, именно в Педивикии мы достаточно подробно читаем про расовый пиндосский эротико-комедийный стереофильм «Стюардессы», чей $100k бюджет окупился в 270 раз. Как говорит та же Педивикия, за 25 лет после «Стюардесс» в формате Stereovision было отснято 36 фильмов эротического и порнографического содержания, немного хоррора, а иногда и того и другого — в одном флаконе.
[править] На самом деле
Разрекламированный зомбоящиком 3D-эффект — только иллюзия передачи объема. Даже в специально приспособленном кинотеатре, даже в специально сделанных очках ты не сможешь обойти фапабельную героиню и посмотреть на ее сиськи из другого ракурса. И разница в том, смотрел ты «Avatar» в розовых 3D-очках или скачал из этих ваших интернетов рип, заключается только в повышении ЧСВ тридиочкарика. Продвижение три-ди в этом смысле — не более чем относительно законный способ отъема денег у народа.
Также стоит заметить, что если еще чуть глубже копнуть матана, то становится очевидным факт очередной игры словами: само по-себе значение аббревиатуры 3D имеет отношение к сабжу чуть менее чем почти никакое, ввиду принадлежности к иной ипостаси технического прогресса (тригонометрия, трехмерная компьютерная графика и т. п.). Но ввиду слабого интереса населения планеты к таким мелочам, быстро проснулись хитрожопые маркетологи, которые потирая свои рученки разводят активную деятельность по производству бабла на забытой всеми технологии стереовидения, не забывая на каждом углу повесить красочный логотип 3D.
Не меньше доставляют кинопрокатчики с ФГМ, с недавних пор начавшие обозначать все не «триде-фильмы», фильмами 2D (дифференцирование билетов на сеансы на 3D и 2D в некоторых особо продвинутых кинотеатрах).
Про возможность вреда здоровью анонимусов можно вообще написать целую отдельную статью для троллей всех мастей, но это как нить в другой раз — пищи в сети и без этого предостаточно.
Сейчас начали трубить про специальные телевизоры и проигрыватели за туеву хучу денег, чтобы насладиться 3D дома. Как ни странно, не совсем развод. От нормальных эти телевизоры отличаются хитровыебанным покрытием на экране — строчки поляризованы через одну. Суть идеи — чтобы как в кино, смотреть не через «моргалки», а через полярики. Теоретически, это даже дешевле: хотя всё равно придётся купить стереоочки на жену, детей и собаку, но поляроидные стоят в разы дешевле затворных и не требуют ни кабелей, ни питания. Однако вся экономия враз пропадает на фоне того, что левый и правый кадры придётся обрабатывать строго независимо, поэтому тупо наклеить на экран поляризованную плёнку недостаточно: извольте капитально переделать электронику телевизора и проигрывателя. А если учесть просадку яркости экрана из-за поляризации и вдвое меньшее разрешение по вертикали — выгодность апгрейда становится совсем сомнительной.
Ходят так ж слухи о создании безочковых 3D телевизоров. Принцип работы аналогичен вышеописанному, но вместо поляроидной маски на экран натягивается маска из микропризм, направляющих свет от пикселя в правый или левый глаз поциента. Олдфаги без труда вспомнят популярныее в 80-х детские открыточки со стереокартинкой, сделанной по этому принципу. Тогда выглядело как говно, как будет сейчас - посмотрим...
Хотя что бы там не вопила школота, которой вечно нехватает свистелок и перделок, даже такое неполное 3D смотрится гораздо лучше, натуральней и наглядней, чем плоское изображение на плоском же экране. Особенно сильно это заметно, если играть в игры со стереоочками: со временем привыкаешь к ощущению объема настолько, что если потом попробовать играть без стереоочков то обычная плоская картинка будет смотреться попросту уёбищно. Тем не менее следует предостеречь от просмотра фильмов котрые начали снимать как обычно а потом стали резко переводить в 3D. Ибо если компьютерную анимацию в 3D перевести без проблем (персонажи там отмоделлены в объеме, добавь вторую виртуальную камеру со смещением и записывай на нее), то живую картинку с пленки — практически нереально. Ну то есть можно вырезать ножницами куски кадра и растаскивать их по разным планам но выглядит в итоге как говно. Очень заметно в Алисе в стране чудес — объемные нарисованые в 3D персонажи и локации и плоские как кусок фанеры реальные актёры среди них.
[править] Голография
Голография как явление, благодаря большому пиару в фантастических книгах и фильмах, теоретически является идеальным три-ди. Увы, на сегодняшний день нет такой техники, которая воплотила бы преимущества голографии в девайсы наподобие китайских «мыльниц». IRL она является способом создавать иллюзию объемного, трехмерного изображения для дизайнеров, неиллюзорно зарабатывающих на этом свой хлеб. Ну, и голографические наклейки на фирменном товаре радужными переливами радуют глаз обывателя. Моар о том, кто изобрел голографию, много матана. Как не парадоксально, огромный вклад в развитие голографии внёс расовый хохол, гражданин совка, Юрий Николаевич Денисюк. ИЧСХ действующий агрегат был собран в Воронеже, на коленке из говна и палок, местными Кулибиными всего лишь за 3 года. [1] Moar гуглим «поливизор».
[править] Quo vadis?
Как ни удивительно, но на сегодняшний день настоящим 3D-эффектом могут похвастаться, пожалуй, только некоторые Шутеры. В них без всяких очков можно посмотреть на предметы или героев с разных сторон. Хотя 3D-очки кагбе все-таки желательны: ПРОФИТ же для околоигровой индустрии! Можно лишь предполагать, когда появится синематограф с похожим принципом видения, и появится ли вообще. Хотя, конечно же, прогресс неумолим, и с разрастанием доступности сверхскоростных подключений до охвата максимального числа потенциальных зрителей киноделы наверняка перебазируются в эти ваши интернеты. Можно ожидать, что вскоре режиссером станет самый последний игродел, даже Кармак, и вместо какого-нибудь Doom-9000 слепит труевый 3D-блокбастер со свободно перемещающейся в трех измерениях камерой, при помощи которой наконец-то можно будет посмотреть на сиське героини из разных ракурсов, а не только на то, что интересно режиссеру. Так что мы ждем перемен в синематографе.
[править] 3D-холивар
Венезапно возникшая мода на 3D-формат разделила киноманов на его принципиальных любителей и таких же принципиальных противников, вызывая срачи и холивары, где и те и другие соревнуются в демонстрации запущенности своего ФГМ. Непримиримые противники не гнушаются демагогией в попытках доказать бесполезность и даже вредность формата, а восторженные поклонники трубят своим друзьям о каждой 3D-премьере, которую "нельзя пропустить" и высмеивают отсталось "не въезжающих" в фишку. Как следствие, на киношных форумах темы типа "3D: за или против" разрастаются и оживают каждый раз, когда появляется новый фильм или мультик в тридэ, давая троллям много вкусной еды.
Как протроллить 3D-фоба
- Да ты не въезжаешь!
- Ты отстал от жизни! 3D - для прогрессивных.
- Ты просто жмот, жлобишься купить билетик на 3D-сеанс.
- Ты смотрел конвертированный тридэ, а не настоящий! Хуй с пальцем сравнил!
- Да ты не смотрел ни одного фильма в тридэ, как ты можешь осуждать? Если я тебя спрошу о ебле, ты, наверное, скажешь, "секс - это неинтересно, я читал".
- Двухмерное кино скоро умрёт окончательно и бесповоротно, потому что станет никому не интересным.
- (приведя в доказательство статью сторонника 3D) вот видите! это новый прорыв!
Как протроллить 3D-фила
- 3D - это фишка для быдла! Она годится только для тупых боевиков, а быдло ничего другого не смотрит.
- 3D - это фишка для быдла! Быдлу важны только спецэффекты, ни за что другое оно фильмы не ценит.
- 3D - это просто способ скосить с тебя побольше бабла. А ты ведёшься!
- Формат 3D скоро умрёт окончательно и бесповоротно, потому что это сиюминутное увлечение хомячков.
- (приведя в доказательство статью противника 3D) вот это исследование британских учёных - очередной гвоздь в гроб умирающего формата.
- 3D портит зрение. Вот когда ослепнешь через 5 лет, тогда расскажешь о преимуществах тридэ.
- А может, тебе нравится, когда после сеанса болит голова или тошнит? Может, ты извращенец-мазохист?
[править] 4D, 5D, что дальше?
А прогресс не дремлет, и тем временем появилось много рекламы якобы четырёх- и даже пятимерных фильмов, что само по себе доставляет немного знакомым с матаном. Фишка вроде в том (ибо, естественно, точного определения никто дать не может), что в 4D кинотеатре кресло имеет сервоприводы, и тебя, скажем, будет трясти, если на экране вид из окна едущей по колдоёбинам машине, а в 5D дополнительно к тому на тебя будет течь реальная водичка, если по сюжету герой вздумает обоссать тебя (а в соответсвующих местах можно ощутить вполне реальные ветер, пыль, брызги мозгов и летящие кишки. Наверное, скоро прогресс дойдёт и до того, что зрителей будут ебошить по башке, если сюжет того требует. В реале имела место история (ещё во времена совкового стереокино), когда зритель настолько проникся картиной, что пригнулся от пролетающего над головой кирпича и ёбнулся лбом о спинку кресла впереди.
[править] Алсо
Существуют разные головоломки, эксплуатирующие 3D: если смотреть на разноцветную поебень, сместив фокус глаз за картинку или слегка скосив глаза, то можно увидеть белого кролика.
[править] Галерея
Http://s006.radikal.ru/i215/1108/ba/94600fb2330d.png
По всей строгости криминального кодекса! |
[править] Смотреть также
- Как это все было.
- О том, как создается стереокино, как происходят распилы бабла от вообще синематографа на примере этой страны, а также как доставил крысис 3D-мейкерам, можно посмотреть, например, здесь[2].
- Краткий обзор применяемых в стереокино и стереотелевидении технологий, с русскими субтитрами
- 3D-футбол обгонит 3D-порно.
- А еще 3D-камеры и 3D-дисплеи зачем-то ставят в некоторые смартфоны и даже планшеты.