Личные инструменты

Комедии Гайдая

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с Гайдай)
Перейти к: навигация, поиск
В эту статью нужно добавить как можно больше советских нетленок.
Также сюда можно добавить интересные факты, картинки и прочие кошерные вещи.
Добрый тролль — дедушка Лёня. Фото растиражировано в Интернете миллиарды раз

Леонид Гайдай — советский режиссер, расовый сибирский украинец, автор популярнейших и винрарнейших кинокомедий, подаривших миру куда более 9000 крылатых фраз и мемов. Известен всем и каждому рожденному в USSR. В комедиях дедушки Лёни традиционно много подтекста и колкостей в адрес совковой суровой действительности. А поскольку сейчас мы имеем те же яйцы, только отмытые от красной краски, то все комедийные сюжеты актуальны и по сей день. И будут во веки веков, аминь.

Содержание

[править] 1961 — Пёс Барбос и необычный кросс, Самогонщики

Грамотная подделка под постеры 1960-х

Короткометражки с ориентацией на классику немой комедии, первая из которых была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Примечательны для истории главным образом тем, что здесь впервые появляются одни из любимейших советских комедийных персонажей — Трус, Балбес и Бывалый. Троица олицетворяла стереотипных малоудачливых мелких преступников, былинно и с фанфарами фейливших любой хитрый план.

[править] 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Советский гопник-жлоб Федя

Трилогия новелл о Шурике — стереотипном советском студенте-задроте.

[править] Напарник

В результате попытки перераспределения Шуриком сидячих мест в автобусе, в кутузку на пятнадцать суток попадает нахальный советский быдло-жлоб и тунеядец Федя, которого определяют на ту же самую стройку, где по счастливой случайности подрабатывает виновник его наказания. Жажда мести толкает Федю на выдумывание хитрых планов по выпиливанию Шурика, которые приводят к локальным боевым действиям с применением подручных средств. 10-я серия «Ну, погоди» во многом списана с «Напарника».


[править] Наваждение

Собственно, сюжет. Студент Шурик вместе со своими однокурсниками пытается сдать суперсложный экзамен (когда Шурик в автобусе заглядывает в конспект, этот конспект показывают крупным планом. Становится ясно видно, что экзамен который Шурик готовится сдавать — физика за первый курс технического ВУЗа), попутно влюбляясь в однокурсницу Лидочку. Фраза же: «Расстегни», до сих пор доставляет волнение и приводит к приятному потеплению внизу живота у мужского населения пенсионного возраста.

Учитывая, что, судя по фильму «Кавказская пленница», Шурик таки филолог или историк, спрашивается — нахуй ему была нужна физика? А все просто — собирательство фольклора у Шурика было просто хобби. Недаром он и собирал его, как мудак.


[править] Операция Ы

Невозбранно раскрывается тема расхищения социалистической собственности[1]. Скоро на склад должна наведаться ревизия, которая несомненно обнаружит факты крупных хищений. У директора склада Петухова есть хитрый план — поиметь гешефт с инсценированного ограбления объекта собственной ответственности. Для реализации наняты Трус, Балбес и Бывалый, скучающие без дела и перебивающиеся продажами живопи́си и фарфоровых кошек. Помешать им пытается Шурик, заменяющий местную железную леди — бабушку-божий одуванчик. Студент вступает в неравный бой с расхитителями, которые таки терпят фейл и отправляются в ментовку.


[править] 1966 — Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика

На этот раз Шурик и троица Трус-Балбес-Бывалый оказываются на Кавказе. Первый — для изучения местных обычаев, фольклора и просто хорошо провести время, вторые — с целью помочь Большому Начальнику с принуждением к свадьбе комсомолки, спортсменки и просто красавицы. «Вертится быстрей земля», твист обеими ногами и BDSM-lite с Варлей прилагается.

Кстати, возникли определённые трудности со сценой у пивной бочки («Жить — хорошо!»). Моргунов все выпил^W^W^W Вицин, будучи йогом, алкоголь не употреблял. Сначала ему налили в кружку чай с ватой сверху, но на пленке это было заметно. Потому пришлось Вицину бухнуть сделать вид, что выпил, смотрим внимательно.

Интересен тот факт, что «Кавказская пленница» должна была начинаться так: к высокому сплошному забору подбегает Балбес, пишет мелом громадную букву «X», затем к нему присо­единяется Бывалый, выхватывает из рук Балбеса мел и пишет следующую букву «У» и передает мел Трусу. В этот миг слышится трель милицейского свистка. Трус быстренько дописывает мелкими буквами «дожественный фильм», и тройка срывается с места. Гэбня не пропустила.

Цитаты


[править] 1968 — Бриллиантовая рука

Макрос с Семеном
Основная статья: Бриллиантовая рука

Пародия на шпионские фильмы тех времен (поэтому широэкранный формат) и на «псевдодокументальную» манеру съемки (неспроста же надпись «фильм снят полускрытой камерой»). При внимательном просмотре эпизода, где Нонна Мордюкова, обращаясь к жене Семена Семеновича Горбункова, произносит такую фразу: «Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж тайно посещает любовницу», можно в артикуляции проследить настоящие слова: «Я не удивлюсь, если узнаю, что ваш муж ходит в синагогу», но фразу при озвучке Гайдай изменил, опасаясь обвинения в антисемитизме. Кстати, главного героя зовут Семён Семёнович. Иногда его изображение используется при создании макросов с Семеном.

[править] 1971 — 12 стульев

См. Ильф и Петров, nuff said. Конечно, кое-что убрано, а кое-что добавлено от себя (фирменные гайдаевские погони), но фильм совершенно не стал хуже от этого. Стоит отметить редкие местячковые холивары, возникающие по поводу того, чья же экранизация лучше: Гайдая с Арчилом Гомиашвили в роли Бендера, или Захарова с Мироновым в главной роли.

В экранизации Захарова особенно доставляют лулзы дворника Тихона, которые в числе прочих не дают комедии скатиться в унылое говно из-за съёмок фильма в павильоне площадью 0.04 га.

[править] 1973 — Иван Васильевич меняет профессию

Признанная классика и зачастую синоним к словам «советская комедия».
Сумрачный гений таки сдавшего все экзамены Шурика выдумывает шайтан-машину для перемещений во времени и ВНЕЗАПНО отправляет в шестнадцатый век своего соседа с АГП Буншу и жулика Жоржа Милославского, мирно грабившего соседнюю квартиру. Взамен из прошлого в Москву семидесятых годов попадает царь Иван Грозный.

Прижившихся IRL цитат из фильма КРАЙНЕ много — причем значительная их часть один-в-один взята из булгаковской пьесы-первоисточника.


[править] 1975 — Не может быть!

Фильм состоит из трёх новелл, снятых по произведениям Михаила Зощенко: по комедии «Преступление и наказание», рассказу «Забавное приключение» и комедии «Свадебное происшествие».

В первой новелле описываются сложности человека, живущего в советское время конца 20-х годов на нетрудовые доходы (по сценарию — заведующего магазином). Будучи вызванным к следователю, главный герой небезосновательно полагает, что вызов этот не принесёт ничего хорошего. Эти же мысли посещают его супругу и шурина, которые, дабы предупредить неизбежную конфискацию имущества, срочно продают всё, что было нажито «непосильным» трудом. Кроме того, жена спешно разводится с главным героем и выходит замуж за соседа. А сам главный герой, которого всего-навсего вызывали свидетелем, в отличном настроении возвращается домой…

Во второй новелле фильма показаны тонкости внебрачных отношений. Уходя в выходной день якобы на работу, а на самом деле к любовнице, иногда сложно себе представить, что муж любовницы вполне может оказаться любовником подруги любовницы, а сосед подруги любовницы по коммуналке — любовником твоей собственной жены. В конце концов, все шестеро героев чисто случайно, при интересных обстоятельствах, пересекаются вместе, и, собравшись за столом, пытаются найти выход из сложившейся ситуации.

В заключительной новелле молодой человек, поторопившийся с предложением руки и сердца, приходит на собственную свадьбу, где никак не может узнать свою невесту — до этого они встречались только на улице, и он запомнил её в зимней одежде. Попытки незаметно выяснить, кто же из присутствующих женщин его будущая жена, приводят к непредсказуемым последствиям.

[править] 1982 — Спортлото-82

Фильм-продакт-плэйсмент. Лоховатый паренек едет на юга в поезде с ещё тремя попутчиками (одна тян, спекулянт и турист). По ходу движения съедает всю нямку у тян и в качестве компенсации покупает газировку («Я хотел взять Пепси-колу, но Байкал по-моему лучше») и лотерейный билет Спортлото. Тян зачёркивает 1, 2, 3, 4, 5, 6. ЧСХ данная комбинация в дальнейшем оказывается выигрышной. Однако, произошла путаница и билет на 20 тысяч советских рублей оказался неизвестно у кого. В течение всего оставшегося времени лошок, ТП с любовником, и спекулянт с помощником ищут данный билет. Не смотря на общую унылость, есть доставляющие моменты: например, пытка апельсинами и идея закуривать «Мальборо», а стреляющим давать «Приму»


[править] 1992 — На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди

После «Ивана Васильевича» фильмы Гайдая начали скатываться. «Спортлото-82» сорвал кассу в основном благодаря авторитету и ранним заслугам режиссера, а так же милыми взгляду советского человека южными морскими видами. Следующие 2 фильма — «Опасно для жизни» (1985) и «Операция "Кооперация"» (1989) делали больший уклон на описание советской перестроечной действительности, и потому были унылы. Вином стал последний фильм Гайдая, обозначенный выше. В картине с присущим клюкве гротеском раскрывалась тема взаимоотношений Кровавой Гебни, расовой пиндосской ЦРУ и русской мафии, которая в фильме больше напоминает ZOG, поскольку управляется ЕРЖ-эмигрантом с Брайтон Бич дядей Мишей и имеет в составе некоего Рабиновича, который без особого труда влезает в телефонный разговор президентов, что определённо как бы намекает…

Главный злодей с манией величия последовательно пародирует всех советских вождей, начиная с Ленина и кончая Горбачёвым.


[править] Итого

Товарищ Гайдай и его команда создали на удивление большое количество качественных комедий. В отличие от многих режиссеров, которые к старости теряли хватку и внимательность в своей работе, Леонид Гайдай, померший в 1993 году, упорно работал и этим заслужил свое место в пантеоне киношников. (спойлер: Он просто не дожил до тех времен, когда снимать так, как привыкли советские режиссеры, стало уже невозможно.)

[править] Примечания

  1. Неси с работы каждый гвоздь — ты здесь хозяин, а не гость!
  2. Для ньюфагов - накануне Хрущев разгромил выставку художников-абстракционистов, назвав художества хуетой, а самих художников - пидарасами.