Личные инструменты
В других энциклопедиях
cnt

Штирлиц

Материал из Lurkmore

(Перенаправлено с 17 мгновений весны)
Перейти к: навигация, поиск
Штирлиц смотрит на тебя… как будто он на тебя не смотрит

Штирлиц — необычайно догадливый и находчивый советский разведчик. Собирательный персонаж, одним из прототипов которого был Вилли Леман, расстрелянный фошыстами в 1942-м.

Содержание

[править] Кто такой

Изначально — герой 14-ти произведений Юлиана Семёнова, но ныне более известен как герой множества каламбуров и анекдотов, в которых выступает как хитрый, неунывающий и просто донельзя везучий мужик (впрочем, лишь немногим умнее своих идиотов-оппонентов).

Настоящее имя «книжного» Штирлица — Всеволод Владимирович Владимиров (а Максим Максимович Исаев — это оперативный псевдоним). Родился в 1900 году в Забайкалье. Отец Владимирова-Исаева — Владимир Александрович Владимиров, профессор права Петербургского университета, проффесиональный™ революционер, споривший с самим Ильичом, мать — расовая хохлушка Олеся Остаповна Прокопчук, дочь украинского революционера (см. роман «Третья карта»).

Изучал матан в Швейцарии (когда батя и остальные члены партии РСДРП проживали там в эмиграции). В Кровавой гэбне — с момента основания этой организации. Псевдоним «Максим Максимович Исаев» (от прототипа Штирлица — еврейского разведчика Исая Исаевича Борового) взял для операций в тылу белых (cм. роман «Бриллианты для диктатуры пролетариата»). В Дойчланд и НСДАП внедрялся, предположительно, в 1927-м, причём через Китай, Австралию и США, таким образом, совершив кругосветное путешествие (cм. рассказ «Нежность»). В художественном фильме «Майор Вихрь» персонаж актёра Виктора Павлова является родным сыном Владимирова-Исаева-Штирлица.

В последние годы Второй мировой войны имел позывной «Юстас» и псевдоним «доктор Бользен». После войны слонялся по всяким ебеням в Южной Америке, где разыскал, похитил и таки кому-то передал Мюллера. Затем сам вывезен Кровавой гэбнёй на родину и огорожен во Владимирском централе (роман «Отчаяние»). После отсидки — препод в универе (роман «Бомба для председателя»).

[править] Чем прославился

b
Штирлиц под воздействием веществ

Запредельную известность данному персонажу принёс вышедший в 1973 году на экраны отечественных зомбоящиков многосерийный фильм (12 серий) «Семнадцать мгновений весны», снятый по одноимённому роману из трилогии «Позиция». В последнее время часто именуется одним из первых советских сериалов, каковым, строго говоря, не является, просто для того периода появление телефильма с количеством серий более чем 2—3 уже являлось событием. Фильм моментально породил громадное количество мемов всех сортов, а сам Штирлиц стал величайшим штандартенфюрером в отечественной истории (вообще-то и единственным). Кроме того, благодаря Штирлицу в совке узнали, что расовый арийский рейхсмундир от Хьюго Босса (характерный, кстати, не для 40-х, а для 30-х годов), особенно надетый на расового советского актёра Тихонова — это дико сексуально. Хотя шликать/фапать на советских актёров в рейхсмундирах начали раньше благодаря «Щиту и Мечу».

Вкратце, суть истории такова. На дворе 1945 год, Рейх на пороге экстерминатуса. С одной стороны красные большевистские жыдо-казаки, нежных чувств к высшей расе не питающие, с другой — столь же расово неполноценные жыдо-янкесы и жыдо-англо-саксы, с которыми можно договориться. И те фошисты, что похитрожопее, затевают, значить, переговоры с целью обезопасить свои задницы хотя бы со стороны Атлантики, а заодно перегнать к тетушке в Бразилию (Аргентину и прочие Гондурасы) кучу нажитого непосильным трудом и напизженного по всей Европе барахла. Об этом прознаёт Центр и поручает товарищу Штирлицу разузнать подробности, дабы обломать малину фрицам с пендосами.

По ходу действа Штирлиц попадает в разнообразные передряги, однако более всего страдает от происков главного душителя свободы, папаши Мюллера, но, благодаря исконно славянской смекалке и редкостной способности уболтать и задавить интеллектом кого угодно, всё заканчивается ништяк (вообще в конце Штирлиц снова едет в Берлин, работать, и в следующей книге его разоблачают, что после всех выкинутых им фортелей неудивительно). Кто желает ознакомиться с литературной первоосновой, дуйте в книжный магазин или в интернет-библиотеку.

На самом деле, учитывая «настоящий Русский» характер разведчика Штирлица, его похождения выглядели бы так: Штирлиц, или Как размножаются ёжики Павла Асса и Нестора Бегемотова. Наиболее яркие примеры:

— Штирлиц — добрая душа, — вздохнул второй фронтовик, — я помню, три дня назад тут били японского шпиона, так все били ногами, а Штирлиц — нет.

Штирлиц родился в январе, но свой день рождения отмечал первого мая, чтобы показать свою солидарность с международным рабочим классом.
В прошлом году в этот день он пригласил одного Мюллера, но по гнусной инициативе Гиммлера, к нему домой заявилась вся верхушка рейха, которая считала своим долгом поздравить его с праздником, и каждый, как бы издеваясь, дарил то портрет Сталина, то кирзовые сапоги, то полное собрание сочинений Карла Маркса на китайском языке, а Борман даже сподобился подарить свою старую секретаршу. Этого Штирлиц ему простить не смог, секретаршу он тут же вручил Шелленбергу, который за это подмешал Борману в нарзан немного пургену.
Один только добрый и интеллигентный Мюллер преподнес Штирлицу подшивку французской порнографии за 1917 год.

Произведение настоятельно рекомендуется к прочтению, лулзы гарантированы. Однако, читать продолжения рекомендовать если и можно, то с большой опаской: по большей части продолжения написаны другими авторами, да и честные продолжения вышли не столь удачными:

Мы сами [написали] три авторских продолжения к этому роману, но согласны, что они получились хуже («Корейский вопрос», «Вторая молодость», «Вперёд в прошлое»). Всего же было написано свыше 20 продолжений…

Нестор Бегемотов, из письма в редакцию Lurkmore.ru)

Алсо, можно прочесть рассказ «Уральский вариант», из которого ясно, что Штирлиц есть ни кто иной, как Чапаевский Петька.

Бессмертным Макса Отто фон Штирлица сделал, безусловно, фильм. Роман до перестройки читали немногие избранные, а после и вовсе забыли, так как у Семёнова много нудных познавательных фактов. Нужно уточнить, что Семенов постоянно передергивал исторические факты. По сути, он — русский Дюма [1].

К сожалению, исполнитель роли Штирлица, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Вячеслав Васильевич Тихонов скончался 4 декабря 2009 года на 82-м году жизни.

[править] Анекдоты

b
А Вас, Штирлиц, я таки попрошу остаться
Grammar Nazi негодуэ: должно быть Sonderkommando

В фольклор прочно вошел целый цикл анекдотов, в которых обыгрывается нестандартное мышление, игра слов, наглость, хитрожопость и проч. проч. Точного числа онегдотов (вместе с вариантами) никто не знает.

Штирлиц постучал в дверь. Дверь не открылась. Штирлиц подёргал дверь. Штирлиц потолкал дверь. Дверь не открылась. «Заперто», — догадался Штирлиц. И только Мюллер знал, что дверь открывается в сторону.

Штирлиц шагал по Берлину. Ничего не выдавало в нём разведчика, кроме советских орденов на груди, будёновки на голове и парашюта, волочившегося за ним следом.

Штирлиц пошёл в лес за грибами. Поискал на полянах. Не нашёл. Поискал под деревьями. Не нашёл. Поискал в кустах. Не нашёл. «Не сезон», — подумал Штирлиц, и сел в сугроб.

Штирлиц на машине увидел голосующего Мюллера, проехал мимо... «Кольцевая», — подумал Штирлиц, восьмой раз проезжая мимо Мюллера. «Издевается», — подумал Мюллер.

Штирлиц шел по Берлину. Где-то слева прогремел взрыв, справа послышались выстрелы, за спиной кто-то громко кричал. «Dolby Surround», — с восхищением заметил Штирлиц.

После таких анекдотов, где вышеупомянутый герой явил собой прообраз Капитана Очевидности, пошло выражение «Догадливый как Штирлиц». Впрочем, большая часть анекдотов про Штирлица замешана на его способности выкрутиться из любой, даже самой безвыходной ситуации.

Например:

Идёт заседание, собралась вся верхушка рейха. Вдруг в кабинет заходит Штирлиц, идёт к сейфу, достаёт оттуда секретные документы, переснимает, потом ставит на стол вазу с апельсинами и уходит. Все в шоке.
— Что это было?
— Да это штандартенфюрер Отто фон Штирлиц, русский разведчик.
— А чего ж не схватите?
— Всё равно выкрутится — скажет, что апельсины приносил…

- Стой, кто идет? - крикнул часовой.
- Дождь, - ответил Штирлиц и забарабанил пальцами по стеклу.

По улицам Берлина на бешенной скорости мчался «Мерседес» Мюллера. А рядом бежал Штирлиц и делал вид, что прогуливается.

Штрилиц врывается в кабинет Шелленберга, бьет его револьвером по голове, рычит: «Ключи от сейфа, живо!», взламывает сейф, отнимает шифровки, обыскивает шкафы, и, наконец, несется к выходу. На пороге останавливается и говорит: - Так какого цвета, говорите, обои? Голос за кадром: Штирлиц знал, что из всего разговора обычно запоминается только последняя фраза.

Существует и отдельный класс анекдотов, лулзовая часть которых строится на богатстве и могуществе родного языка Штирлица. В основе подобного рода анекдотов, которые относятся скорее к Вуглускрам, чем к анекдотам, лежит игра слов, каламбуры, созвучия, омонимы, антонимы и прочий лингвистический матан.

Например:

Штирлиц кормил детей украдкой. От украдки дети пухли и дохли.

Штирлиц погладил кошку. Кошка сдохла. «Странно» — подумал Штрилиц и поплевал на утюг

Штирлиц настоял на своём. Настойка вышла горькая и вонючая.

Штирлиц протянул руку врагу. «А рагу ещё не готово!» — вскричал повар и больно ударил Штирлица поварёшкой по голове.

Свеча горела, но света не давала. Штирлиц задул свечу и света согласилась

Кроме того, существует подвид анекдотов — мультикаламбуры. В них сочетается целый порядок созвучий, что безмерно доставляет. По крайней мере есть один такой анекдот, который, переходя из уст в уста среди народа, который большой памятью не обладает, варьируется от одного упора до самого Чака Норриса крутого парня:

Штирлиц выстрелил в упор, Упор упал навзничь, Взничь бросился наутёк, Утёк стал защищаться, Щищац начал отбиваться как мог, Мог был парень крутой, а Крутая служила в Гестапо.

Штирлиц шёл по лесу и напоролся на сук. Суки с визгом разбежались. Визг бежал впереди всех, хотя Всех был чемпионом Чехии по бегу.

Более полный список т. н. Батарей Штирлица в копипасте

Другим примером народного творчества и безмерного почитания героя служит ряд анекдотов, суть которых заключается во всевозможных логических нестыковках, основанных на герменевтических парадоксах.

В частности:

Гестаповцы перекрыли все выходы из здания. «Идиоты», — подумал Штирлиц и вышел через вход.

Штирлиц шел по Цветочной и улице. У дома номер 33 он остановился и поднял глаза. Это были глаза профессора Плейшнера.

Кроме того, есть анекдоты, не вписывающиеся ни в одну категорию:

Штирлиц очнулся после сильной попойки за решёткой. «Если зайдут в форме НКВД — скажу, что меня зовут Максим Исаев. Если зайдут в немецкой, то скажу, что я — Штирлиц». В этот момент в камеру заходит советский милиционер и говорит: «Ну и надрались же вы вчера, товарищ Тихонов».[1]

Штирлиц выстрелил в Мюллера из пистолета с глушителем. Пуля попала и отскочила. «Броневой» — подумал Штирлиц. «Тихонов» — подумал Мюллер.

В очереди в столовую стоят Мюллер, Борман, Гиммлер и другие сотрудники. Распихав всех, к буфетной стойке подходит Штирлиц, берет обед и садится за крайний столик. Очередь с обалделым видом провожает его взглядом. Голос за кадром: — Они не знали, что Герои Советского Союза обслуживаются вне очереди.

Штирлиц медленно шёл по коридору. Сзади к нему подкрался Мюллер и высадил в спину в упор целую обойму. Ни одна пуля не попала. «Читер!» — подумал Мюллер. «Ламер…» — подумал Штирлиц.

Штирлиц стоял у автобусной остановки. Рядом упал кирпич. «Вот-те раз!!» — подумал Штирлиц. «Вот тебе два…» — подумал Мюллер и кинул второй кирпич.

Ещё массу примеров можно глянуть в подборке анекдотов про Штирлица.

[править] Цветной Штирлиц

Штирлиц уже не тот
Герр Штырлиц
b
Ребята из «Большой разницы» знают толк в извращениях!

К тридцать пятой годовщине выхода фильма телеканал «Россия» запилил цветную версию. По словам авторов проекта, это должно приобщить к классике отечественного кинематографа подрастающее поколение, не способное ощутить всю красоту чёрно-белой плёнки. На деле же, является банальным проёбыванием многомиллионного бюджета. С таким же успехом можно озвучить словами «Броненосец Потёмкин»[2], раскрасить «Город Грехов», «Собачье сердце» и фильм «Небесный капитан и Мир будущего».

Буквально сразу же на эту тему появились лулзы и анекдоты:

  • Штирлиц рассказал Мюллеру похабный анекдот. Мюллер густо покраснел. «Перекраска…» — подумал Штирлиц.
  • Мюллер: — Штирлиц, а почему вы так покраснели при словах «советский шпион»? «Грёбаный телеканал „Россия“», — подумал Штирлиц.
  •  — Василий Иванович, а все-таки обидно, что Штирлица раскрасили, а нас нет!
    — Да нафига, Петька, нам этот мейкап? Анекдотом больше, анекдотом меньше…
  • Ещё никогда проект телеканала «Россия» не был так близок к провалу. Штирлиц был арестован в первой же серии при попытке пройти в Рейхсканцелярию по пропуску с цветной фотографией.
  • Штирлиц выпил стакан водки и наклонился над картой Советского Союза. Его неудержимо рвало на Родину. Радугой.
  • Штирлиц зашел в лес и увидел — голубые ели. Он присмотрелся и заметил, что они не только ели, но и пили… «Ну слава Богу, хоть этот анекдот не переделали», — подумал Штирлиц.
  •  — Штирлиц, что это у вас с лицом?
    — Так, Мюллер, еще одна шутка про раскрашивание, и я вас сам ТАК разукрашу!..

Петербуржские коммунисты негодуют и грозятся расправой (особенно доставляет обсуждение статьи).

Also, доподлинно известно, что энтот самый цветной вариант по сравнению с оригиналом почикан как минимум на 20 минут экранного времени. Из фильма рандомно были вырезаны отдельные фразы, слова и даже междометия, что порой искажало исходный смысл. Сей факт вызвал после выхода цветной версии некоторый диссонанс в жежешечке. В дискуссиях были замечены многие авторитетные блоггеры, например Пейсатель (который расхождений между оригиналом и раскраской не заметил).

Также, негодуэщие олдфаги обнаружили, что оригинальный кадр формата 4:3 был бессовестно обрезан до киношного формата 16:9. При этом сами создатели уверяли всех, что они, наоборот, увеличили площадь кадра на 20%. Сей факт только укрепил мнение о сем творении, как о паразите.

[править] Also

В немецком языке фамилия Штирлиц достаточно редкая. Зато Штиглиц — гораздо более. Правда, смысл этого самого «зато» слабоизвестен, ибо Штиглиц — совсем другая фамилия.

Штиглиц — российский баронский род, основателями которого были стопроцентные ЕРЖ Николай и Людвиг из города Арользен. Титул куплен Людвигом у русского императора в 1826 году. Внесены в книгу «Знаменитые евреи».

Барон Александр Людвигович Штиглиц — рассейский олигарх, давший бабок на основание Центрального училища технического рисования в Петербурге, будущую «Муху» (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной).

А еще Гуго Штиглиц — один из «бесславных ублюдков» Квентина, понимаешь, нашего Тарантино, названный так, между прочим, в честь реального мексиканского трэш-актера.

В компьютерной стрелялке «Wolfenstein — Врата Времени» на одном из уровней над койками арийских фройляйн из элитной охраны можно разглядеть плакаты, на которых изображён таки наш герой. (А ещё пьяный солдат возле бара мычит мотив «Не думай о секундах свысока»).

В 2000-м году от Р. Х. была выпущена эпическая адвенчура «Штырлиц». Персонаж пьет водку и пиво, почти всю игру сверкает трусами, проиграв форменные штаны, забавляется с резиновой Кэт, исполняет роль Капитана Очевидность и прочим образом ищет сокровища партии. На волне успеха было по инерции выпущено ещё три игры, но им уже чего-то не хватило.

В соционике Штирлицем называется один из психотипов — Логико-Сенсорный Экстраверт.

[править] Примечания

  1. Подобное было в романе Семёнова «Отчаяние»: там Штирлиц долго выстраивал свою линию поведения в случае вопроса «Каково ваше подлинное имя» в зависимости от того, кто задаст вопрос - немцы или советы. Однако в романе этот вопрос ВНЕЗАПНО задаёт англичанин. Штирлиц ответил уклончиво: «Пошёл нахуй Я не буду отвечать на этот вопрос»
  2. Это, конечно, совпадение, но анонимусу известно, что БП таки тоже был «цветным» — сразу после монтажа, лично Эйзенштейном, там был перепилен флаг в красный цвет.


Источник — «http://lurkmore.ru/Штирлиц»